<< Пред. стр. 3 (из 10) След. >>
Т. ЯКОВЛЕВА: Мне бы очень хотелось, чтобы люди не пришли к выводу, что нужно их изолировать. Пусть они подумают, в первую очередь, а если бы с ними такое случилось. Еще раз говорю, ни через воду, ни через продукты питания, ни через стул заражения не происходит. И нужно к этому нормально относиться.А. ВЕНЕДИКТОВ: Я бы хотел спросить вот о чем. Все-таки, с одной стороны, вы говорите, что тренд негативный, что угроза растет, хотя эпидемии нет. С другой стороны, вы говорите, что заражение происходит только половым путем и через иглу. То есть, значит, это тесно связано с проблемой наркомании?
Т. ЯКОВЛЕВА: Конечно, очень тесно. Причем, я уже сказала, где-то 70-75%, а раньше было 95%. Сейчас, я уже отметила, тенденция пошла такая, что снижается часть заражения через иглу наркоманов и увеличивается заражение половым путем.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Люди решили закрыть демографическую проблему и стали чаще общаться?
Т. ЯКОВЛЕВА: Наверное, так выходит. Это, конечно, смех плохой, но действительно проблема существует. Здесь мы не даром ставим и перед правительством вопрос, что обязательно нужно выделять деньги из федерального бюджета, из бюджетов различных уровней на социальную рекламу, и не просто на социальную рекламу, а чтобы пропагандировался действительно здоровый образ жизни, чтобы это действительно было модно. Именно жить так, как сейчас сделали в США. У них действительно модно стало вести здоровый образ жизни. Это очень много значит. На разъяснительную работу. Вы знаете, если вспоминать, как я работала и в поселковой больнице, и в ЦРБ, у нас каждый врач обязан был прочитать лекцию на заводе, на фабрике, в школе, даже в детских садах, на родительских собраниях, проводилась санитарно-просветительная работа. У нас висели санбюллетени. Сейчас, к сожалению, все это ушло. Никакой разъяснительной работы практически не идет.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Зато теперь есть такой мощный инструмент как телевизор.
Т. ЯКОВЛЕВА: Абсолютно. Поэтому я и говорю, что одни врачи не справятся. Недаром СМИ называют все-таки "четвертая власть". Это действительно так. Это мощный рычаг на сознание человека. И очень важно, чтобы в СМИ пропаганда здорового образа жизни обязательно шла.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Если говорить о темпах ростах этой заразы в России, с чем она сравнима?
Т. ЯКОВЛЕВА: Если по официальным данным, у нас всего 340 тыс. человек ВИЧ-инфицированных.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Это тех, кто зарегистрирован, о которых мы знаем, банк данных?
Т. ЯКОВЛЕВА: Да. На самом деле, я больше склонена к мнению экспертов ООН и ВОЗ, это где-то 1-1.5 млн. человек ВИЧ-инфицированных. Но здесь выступает, вы знаете, у нас проблема, три таких фактора. Это наркомания, связанная с ней ВИЧ-инфицированность, и связанная с этим же еще и гепатит В и С.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Почему связанные?
Т. ЯКОВЛЕВА: Потому что они идут практически одним и тем же путем. Наркоман чаще всего заражен гепатитом С, ВИЧ, половой путь передачи - это гепатит С, это ВИЧ-инфекция. Поэтому эти все моменты очень связаны. И идут практически триадой. Поэтому сейчас, к сожалению, еще и на первый план выходит именно проблема гепатита, который тоже, кстати, может передаваться и медицинским путем. Слава богу, конечно, это опять же единичные случаи. Чаще всего это все-таки передача через иглу и половой путь
А. ВЕНЕДИКТОВ: Что закон об этом гласит?
Т. ЯКОВЛЕВА: Если мы говорим об организации системы службы крови.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, мы как бы вернулись к этому.
Т. ЯКОВЛЕВА: У нас существует действительно закон о донорстве крови и его компонентов. Чаще всего говорят, вот, нас не может защитить закон и не хватает законодательной, там дыра, пробел. Действительно, такой закон существует. Но я хочу даже по существующему законодательству привести вам пример, статья 1 гласит о том, органы государственной власти поощряют и поддерживают развитие добровольного, безвозмездного донорства, о чем мы с вами говорили. Нет федеральной программы развития донорства и службы крови. Никакого особого поощрения мы не видим. Слава богу, в 122 законе мы все-таки решили проблему, что деньги пойдут, это 6 тыс. в 2005 руб. и 6240 руб. в 2006 с индексацией пойдут на каждого донора в субъект Федерации из федерального бюджета, потому что субъекты Федерации чаще всего очень плохо платили донорам. Но мы считаем, это недостаточно, обязательно надо включать их в социальный пакет.
А. ВЕНЕДИКТОВ: У нас заканчивается голосование.
Т. ЯКОВЛЕВА: Жалко, еще можно было много об этом порассуждать.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Я думаю, что с учетом событий мы проведем большой эфир. Но сейчас дневной эфир.
Т. ЯКОВЛЕВА: Потому что проблем очень много.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы об этом поговорим. Вот смотрите, я спросил, надо ли изолировать ВИЧ-инфицированных людей. Нам позвонило 2 347 человек за 5 минут. 36% считает, что надо изолировать.
Т. ЯКОВЛЕВА: Слава богу, хотя бы не большинство. Больше 50% считает их полноправными членами нашего общества. И меня это радует. Спасибо.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Это был комментарий. Напомню, что голосование закончено, но к этой теме мы будем возвращаться. Хотел бы привести еще одну цифру. Мы спросили наших слушателей недавно. Готовы ли поддерживать отношения с близкими людьми, если вы знаете, что они ВИЧ-инфицированные. 86% сказало "да", 14% сказало "нет".
Т. ЯКОВЛЕВА: Я тоже этому благодарна, что все-таки 86% сказали "да". Как же без поддержки, тем более, близкого человека. Вот посмотрите, это моральное состояние общества, это очень важно. А отсюда тоже, очень много от духовного состояния проблем.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Спасибо большое, что вы пришли. Мы безусловно с вашим участием будем продолжать разбираться и с этой, воронежской историей, и самое главное, будем говорить в части реформ здравоохранения, так называемого национального проекта. Мы вас приглашаем, приглашают наши слушатели, приходите.
Т. ЯКОВЛЕВА: Спасибо большое, что вы поднимаете эти темы. Потому что нашему населению надо вести разъяснительную работу и доводить до них все, что делается в стенах государственной власти.
А. ВЕНЕДИКТОВ: До свидания.
Пресса
НАЛОГИ ИГОРНОМУ БИЗНЕСУ ПОВЫСЯТ
Ведомости, ПРАЙМ-ТАСС, 09.12.2005, №232, Стр. Б7
Комитет Госдумы по бюджету и налогам на заседании в четверг рекомендовал нижней палате парламента принять во втором и третьем чтениях проект закона "О внесении изменения в статью 369 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий увеличение ставок налога на игорный бизнес. Согласно проекту документа предельные ставки налога для игровых автоматов предлагается увеличить с 1500-7500 руб. до 4000-8000 руб., для игровых столов - с 25 000-125 000 руб. до 75 000-150 000 руб.
СЛОВА.
Ведомости, 09.12.2005, №232, Стр. А2
"По сути в настоящее время против России, других стран СНГ развернута настоящая Третья мировая война, основанная на терроризме и экстремизме".
Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности генерал армии Анатолий Куликов ("Интерфакс")
Куликов говорит, что Россия не готова к такой войне. "Для активного противодействия терроризму нам необходимо создать национальный антитеррористический комитет", - считает депутат.
***
"Я думаю, возможности по развалу СПС со стороны Ивана Валентиновича Старикова сильно преувеличены".
Председатель федерального политсовета СПС Никита Белых ("Интерфакс")
Белых отрицает, что вслед за Иваном Стариковым из СПС в Демократическую партию России могут перейти некоторые региональные отделения.
***
"Да, несомненно, я была радикалом. Возможно, моей ошибкой было то, что я все хотела сделать быстро, как того и ожидали люди".
Экс-премьер Украины Юлия Тимошенко ("РИА Новости")
По словам Тимошенко, ее постигла неудача из-за того, что все члены кабинета министров "договорились о чем-то" за спиной премьер-министра. "В этом случае все мои действия выглядели радикальными", - сказала Тимошенко.
***
"Еще недавно нам и в страшном сне не могло присниться, что на территории Киргизии будут американские, английские или немецкие военные базы".
Писатель Чингиз Айтматов ("Интерфакс")
Писатель против спешки с выводом иностранных военных баз: "Пусть пока останутся. Пусть продолжат воздействие на террористов, на наркотрафик".
***
"Криминал настолько врос в таможенные органы и систему регулирования, что мешает нам эту картинку иметь".
Премьер-министр Михаил Фрадков ("Интерфакс")
По словам Фрадкова, криминализация таможенных органов мешает правительству увидеть полную картину происходящего в экономике и понять, кого из отечественных производителей надо поддерживать государству.
ДЕПУТАТЫ ЗАСТАВЯТ БАНКИ РАСТИ ПОД УГРОЗОЙ СМЕРТИ.
Коммерсантъ, Дмитриева Евгения, 09.12.2005, №232, Стр. 14
Законотворчество
Вчера банковский комитет Госдумы рекомендовал принять в первом чтении проект закона, который впервые законодательно устанавливает минимальный размер капитала банков. До сих пор это значение Банк России определял самостоятельно. При этом во втором чтении депутаты собираются сделать то, что более десяти лет не получалось у ЦБ, - обязать все банки повысить капитал до этого минимального размера, в данном случае до €5 млн. В результате под угрозой отзыва лицензии окажется каждый второй российский банк.
Вчера думский комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал принять в первом чтении проект закона "О внесении изменений в ФЗ "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке РФ"". Согласно ему, впервые законодательно будет установлен минимальный размер собственных средств для российских банков. Закон почти дословно повторяет указание Банка России N 1346-У: с 1 января 2007 года капитал должен быть не менее €5 млн в рублевом эквиваленте. При этом банки, капитал которых на эту дату будет ниже указанной суммы, не смогут снижать его - в противном случае они рискуют лишиться лицензии. Отметим, что на 1 октября таких банков насчитывалось 630, то есть более половины банковской системы.
Однако в проекте закона речь идет только о действующих банках. Это означает, что для вновь создающихся банков порог в €5 млн, конечно, будет действовать, но размер их минимального капитала будет по-прежнему регламентироваться Банком России. Центробанк сможет установить для них планку минимального капитала на любом уровне, превышающем €5 млн - и это будет абсолютно законно. "Новый законопроект не регламентирует установление размера средств для вновь образующихся банков, то есть оставляет его на усмотрении ЦБ. Мы предлагаем вывести это из полномочий Банка России. Ведь сейчас нет ни одного примера, когда какой-то компании размер средств устанавливает сам регулятор, - сказал "Ъ" председатель банковского комитета Думы Владислав Резник. - В нашем банковском законодательстве очень мало норм прямого действия. А чем их будет больше, тем лучше".
Более того, в банковском комитете планируют уже новые поправки к только что одобренному законопроекту. Их планируется вносить во втором чтении. Согласно им, все банки будут в законодательном порядке обязаны иметь капитал не менее €5 млн. Правда, для тех, чей капитал на 1 января 2007 года окажется ниже этой планки, будет установлен переходный период, который предположительно будет пятилетним.
По мнению президента ассоциации региональных банков "Россия" Александра Мурычева, "пять-семь лет для достижения этого порога вполне нормальный срок, но я не считаю, что достижение размера собственных средств в €5 млн должно быть заложено в законе". По его мнению, "государство должно стимулировать появление мелких банков, а не административно выдавливать их с рынка". А вот президент ММВА Алексей Мамонтов уверен, что "через пять лет планка в €5 млн может быть преодолена практически любым банкам". "Понятные правила, которые дают возможность подготовиться, предоставляют равные условия для всех. Возможно, что в ближайшие годы могут быть приняты новые поправки, которые увеличат это минимальное значение до €10 млн", - считает он.
"Пока это спорный вопрос, и дискуссия в основном ведется с Банком России, который утверждает, что подобную норму нужно было вводить еще два года назад - до начала приема банков в систему страхования вкладов", - говорит Владислав Резник. Впрочем, не Банку России давать подобные советы депутатам. Сам ЦБ впервые попытался установить минимальный размер капитала банка в валютном эквиваленте в феврале 1994 года. Тогда Банк России потребовал ото всех банков под страхом отзыва лицензии нарастить к марту капитал до 1 млн экю, а в течение пяти лет довести его до 5 млн экю (см. "Ъ" от 22 февраля 1994 года). Позже эта норма была оставлена лишь для вновь создаваемых банков. С тех пор попытки обязать все банки довести капитал до определенной планки предпринимались ЦБ неоднократно и все проваливались.
"Ъ" будет следить за развитием событий.
ДЕПУТАТЫ СДЕЛАЛИ НОВЫЕ СТАВКИ.
Коммерсантъ, Вислогузов Вадим, 09.12.2005, №232, Стр. 15
Игорный бизнес
Бюджетный комитет Госдумы вчера отказался от планов резкого повышения ставок налога на игорный бизнес. Это решение депутаты приняли вопреки мнению правительства и одобренному ими месяц назад в первом чтении законопроекту об удвоении ставок "игорного" налога. Представитель правительства назвал решение парламентариев "профанацией" ранее объявленной ими борьбы с засильем игорного бизнеса, депутаты же заявили о том, что "нельзя резать курицу, несущую золотые яйца".
Ъ Игорный бизнес в России - это прежде всего бизнес на игровых автоматах. Из ожидаемого в 2005 году совокупного оборота отрасли в $5, 3 млрд автоматы дадут $4, 5 млрд, или 85%. Рынок растет стремительно и уже дает почти 1 % ВВП (для сравнения: объем российского рынка лекарств равен $6 млрд). Сейчас в России действуют 360 тыс. автоматов. 30% рынка контролируют две московские компании - созданное при поддержке столичного мэра Юрия Лужкова ООО "Джекпот" и холдинг Ritzio Entertainment Group, владеющий сетью игровых клубов "Вулкан".
Сейчас с каждого игрового автомата его владельцы обязаны уплачивать от 1, 5 тыс. до 7, 5 тыс. рублей в месяц. Поскольку налог региональный, его конкретные ставки устанавливают законодательные собрания субъектов РФ. На сегодняшний день максимальная ставка введена в 37 регионах России. В начале ноября Госдума в первом чтении одобрила законопроект, удваивающий действующие ставки налога: регионам предложили взимать с одного автомата от 3 тыс. до 15 тыс. рублей в месяц. Законопроект был поддержан правительством и одобрен Госдумой единогласно. Представители всех фракций говорили о желании оградить избирателей от "разлагающего" влияния игорного бизнеса и вспоминали слова президента, назвавшего ситуацию с засильем игровых автоматов "недопустимой".
Однако месяц спустя, ко второму чтению законопроекта, единство парламентариев было нарушено. Группа депутатов, близких к руководству Москвы, предложила поднять ставку налога на автоматы уже не в два, а в четыре раза - до 30 тыс. рублей. Депутаты Андрей Макаров, Глеб Хор и Евгений Федоров, наоборот, предложили "не резать курицу, несущую золотые яйца" и внесли поправку об установлении ставок налога в диапазоне от 4 тыс. до 8 тыс. рублей. Таким образом, по сравнению с действующей максимальная ставка налога должна увеличиться всего на 500 рублей. Именно этот вариант повышения вчера в итоге и выбрал бюджетный комитет Госдумы.
По словам Андрея Макарова, более значительно повышать ставку налога нельзя по двум причинам. Во-первых, это еще глубже уведет игорный бизнес в тень (пожелавший остаться неназванным представитель отрасли сообщил "Ъ", что один игровой автомат приносит 18 тыс. рублей выручки в месяц и отдавать из этой суммы 15 тыс. только в уплату налога было бы делом невозможным). Во-вторых, по мнению депутата, резкое повышение налога только навредит большинству регионов: "Максимальные ставки ввели бы только несколько "богатых" регионов с платежеспособным населением. Однако трансферты остальным Минфин посчитал бы исходя именно из этих предельных ставок, так что на практике они были бы уменьшены". Кроме того, отметил Андрей Макаров, многие субъекты РФ (к примеру, Москва, Московская и Ленинградская области) вводят ставку налога в 7, 5 тыс. рублей лишь с 1 января 2006 года. "Недопустимо, еще даже не начав собирать налог по новой ставке, без всяких расчетов удваивать ее", - отметил депутат.
Директор департамента налоговой политики Минфина Михаил Моторин заявил, что в ходе пленарного заседания Госдумы правительство будет настаивать на удвоении ставок налога, поскольку игорный бизнес, по его мнению, "существенно недообложен". По словам представителя правительства, многие регионы уже заложили в свои бюджеты на 2006 год двукратное увеличение ставок, поскольку ориентировались на принятый в первом чтении законопроект. "За три последних года, в течение которых не пересматривались суммы налога, накопленная инфляция составила уже 50%. Решение комитета - профанация прежних заявлений депутатов о необходимости повышения налогообложения отрасли", - заявил вчера Михаил Моторин.
Разобравшись с автоматами, депутаты "для справедливости" примерно в той же пропорции подняли налог и на игровые столы казино (принятый в первом чтении законопроект этот вопрос вообще не затрагивал). Нынешние предельные ставки - от 25 тыс. до 125 тыс. рублей с одного стола в месяц - заменены новыми - от 75 тыс. до 150 тыс. рублей. Кроме того, депутаты решили, что установленные ими ставки налога будут ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции в стране. Это новшество также категорически не устроило Минфин. "Индексировать ставку налога на игорный бизнес исходя из роста цен на молоко, хлеб и мясо? Такая позиция абсолютно неприемлема", - заявил Михаил Моторин. По его словам, поскольку пока ни правительство, ни депутаты точно не представляют, каким должно быть налогообложение игорного бизнеса, закреплять принятые ставки на долгий срок введением статьи о ежегодной индексации недопустимо.
Окончательное решение о размерах увеличения налога на игорный бизнес будет принято на пленарном заседании Госдумы 21 декабря.
КОРПОРАТИВНЫЕ ПОГЛОЩЕНИЯ РАСТУТ В ЦЕНЕ.
Коммерсантъ, Плешанова Ольга, 09.12.2005, №232, Стр. 14
Корпоративное право
Вчера комитет Госдумы по собственности рекомендовал принять во втором чтении изменения в закон "Об акционерных обществах", устанавливающие правила покупки крупных пакетов акций и вытеснения миноритарных акционеров. Проект, соответствующий европейским стандартам, может существенно повысить цену корпоративных поглощений. При этом эксперты не исключают, что эти поправки приведут к нарушениям прав миноритариев.
Вчера комитет Госдумы по собственности рекомендовал парламенту принять во втором чтении изменения в закон "Об акционерных обществах", устанавливающие новые правила корпоративных поглощений. Законопроект, принятый в первом чтении 1 июля, регламентирует приобретение крупных пакетов (более 30%) акций ОАО, а также порядок вытеснения миноритариев. По новым правилам покупатель 30-процентного пакета обязан будет предложить всем акционерам продать ему остальные акции, гарантируя их незамедлительную оплату. А тот, чей пакет превысит 95% акций, вправе будет принудить оставшихся миноритариев к продаже акций.
Напомним, что в прошлом году схожая попытка создать механизм вытеснения миноритариев провалилась. Предлагавшийся тогда законопроект позволял скупить акции за бесценок и был отвергнут как участниками рынка, так и законодателями. Нынешний проект ориентируется на директиву Европейского союза 2004/25/ЕС от 21 апреля 2004 года, касающуюся поглощений и предложения цены выкупа акций. Эти правила для России не обязательны, однако в них есть механизм цивилизованных поглощений, который разработчики законопроекта и решили позаимствовать. Так, для вытеснения миноритариев установлен порог в 95%, по мировым стандартам достаточно высокий. Кроме того, законопроект разрешает конкурирующие предложения о скупке акций, что должно играть на повышение цены. Он также определяет поведение менеджмента компании-цели (поглощаемой компании), ценообразование, раскрытие информации и госконтроль, в том числе за ценообразованием.
"Проект будет способствовать большей стабильности бизнеса в целом, - считает председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. - Но главным образом европейский опыт заимствуется для того, чтобы позволить многочисленным ОАО, созданным в результате неправильной приватизации, преобразоваться в ООО. В России сейчас 186 тыс. ОАО, из которых около 180 тыс. существуют в этой форме необоснованно, что создает почву для конфликтов и корпоративных захватов".
Вместе с тем до последнего момента проект вызывал серьезные разногласия. Нарушения прав миноритарных акционеров опасается директор службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor's Юлия Кочетыгова. " Поскольку практически все российские компании имеют концентрированную структуру собственности, есть опасение, что сами мажоритарные владельцы смогут инсценировать поглощение аффилированной структурой, - считает она. - В ходе него появится возможность вытеснить миноритариев, выкупив акции по низкой цене. И самое главное, что такую сделку нельзя будет оспорить в суде".
Виктор Плескачевский подтверждает, что возражения идут со стороны инвестфондов. "Они опасаются, что правилами о вытеснении миноритариев воспользуются не только мелкие и средние компании, но и крупный бизнес", - пояснил он. "К проекту мы относимся крайне отрицательно, поскольку за последние шесть лет это первая серьезная попытка значительно ухудшить права акционеров, - убежден директор по корпоративным исследованиям компании Hermitage Capital Management Вадим Клейнер. - Это стимул для крупных акционеров объединиться и вытеснить оставшихся, принудительно скупив у них акции по низкой цене".
С этим категорически не согласна старший советник по правовым вопросам Центра развития фондового рынка Татьяна Медведева. "При публичном поглощении, тем более в условиях конкуренции, цены на акции повышаются, при этом цена должна быть одинаковой для всех акционеров", - считает она. "Мы уделили повышенное внимание открытости процедур и создали условия, чтобы миноритарии могли открыто спорить о цене акций в суде", - добавляет Виктор Плескачевский.
Другой вопрос, вызывавший разногласия, касался раскрытия информации покупателями акций. Сейчас компания, пожелавшая скупить акции, обязана раскрыть своих 20-процентных акционеров, а также 10-процентных акционеров, зарегистрированных в офшорных зонах. Снизить порог для офшоров до 5% не удалось. "При помощи офшоров довольно легко обойти правила законопроекта, тем более что из него исключили еще и требование о раскрытии бенефициарных собственников", - полагает член рабочей группы по реформированию корпоративного законодательства Минэкономразвития Дмитрий Степанов. С ним согласен и Вадим Клейнер. По его словам, механизм работать не будет, поскольку нужен закон об аффилированных лицах, по которому их можно будет выявить и определить их долю.
Разработчики поправок, однако, не сомневаются в их востребованности рынком. "Его участникам будет предложен легальный способ совершения сделок поглощения без нарушения прав собственников, поэтому законопроект позитивно повлияет на корпоративные отношения", - убеждена депутат Госдумы Лиана Пепеляева. "Правила позволяют скупить акции без доступа к реестру акционеров, - поясняет Татьяна Медведева. - Таким образом, исчезает потребность в злоупотреблениях при получении информации из реестра. Кроме того, проект защищает не только права акционеров, но и права поглотителя, не позволяя совету директоров компании-цели противодействовать поглощению - например, путем допэмиссии акций".
Тем не менее к поиску обходных путей может подтолкнуть неизбежное повышение цены корпоративных поглощений. Похожая история уже произошла с законом "О несостоятельности (банкротстве)". Его редакция, принятая в 1998 году, позволяла скупить по дешевке долги компании, взять под контроль процесс банкротства и захватить бизнес должника. И этой возможностью тогда активно пользовались. В 2002 году приняли новую версию этого закона, которая открыто разрешает скупать долги, но по реальной цене. Таким образом, процедура, названная финансовым оздоровлением, позволяет легально получить контроль над бизнесом, однако на практике не применяется. Передел собственности пошел через скупку акций, который теперь также пытаются законодательно отрегулировать.
"Ъ" будет следить за развитием событий.
ЦБ ХОЧЕТ ЗАЩИТИТЬ БАНКИ ОТ ЗАЕМЩИКОВ-ФИЗЛИЦ.
Коммерсантъ, Интерфакс-АФИ, 09.12.2005, №232, Стр. 14
Глава департамента банковского надзора ЦБ Алексей Симановский на заседании экспертного совета банковского комитета Госдумы заявил, что в новом законе о потребкредитовании важно то, чтобы он обеспечивал поддержку не только заемщикам, но и самим банкам. "В первоначальной версии законопроекта отмечалось явное несоответствие в балансе интересов сторон. Из его текста следовало, что банк может отказать в выдаче кредита заемщику только в случае, если он не отвечает критериям платежеспособности", - сказал он. Однако, напомнил он, у коммерческого банка могут быть свои приоритеты в проведении кредитной политики и ограничения по объему выдаваемых физическим лицам кредитов. Банк может также снижать активность на этом сегменте рынка в целях сохранения финансовой устойчивости.
ПОД ЧУЖИМ ИМЕНЕМ
Парламентская газета, 09.12.2005, №218, Стр. 3
На Охотном Ряду по инициативе думского Комитета по безопасности прошла встреча депутатов с ветераном Службы внешней разведки (СВР), Героем Советского Союза Геворгом Вартаняном. Эта встреча была приурочена к 85-летию СВР.
Геворг Вартанян рассказал о своей деятельности разведчика-нелегала, которым он вместе с женой пробыл более четырех десятков лет, проживая в различных странах, ответил на многочисленные вопросы парламентариев. Ветерану разведки были вручены памятные подарки, цветы, его тепло поприветствовали заместитель Председателя Государственной Думы Артур Чилингаров и первый заместитель председателя Комитета по безопасности Михаил Гришанков.
ЭХ, ГАЗЕТЫ, ПЫЛЬ ДА ТУМАН....
Парламентская газета, 09.12.2005, №218, Стр. 1
Развитость, активность в освещении общественно важных проблем, популярность средств массовой информации, как центральных, так и региональных, особенно последних, являются важнейшими показателями развития демократических свобод в российском обществе. О нынешних взаимоотношениях СМИ и общества размышляет Виктор ГРИШИН, председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике.
Особая роль в обеспечении нормального функционирования средств массовой информации в Центре и регионах принадлежит законодательным органам. Как следует из ежегодного Послания Президента, помимо контроля над неукоснительным исполнением принятых законов, направленных на укрепление и развитие государства и его институтов, укрепление законности, важно обеспечить защиту прав и свобод граждан, развитие политической системы общества, создание условий для самореализации личности и развития гражданского общества.
С сожалением и определенной тревогой можно констатировать существующее недовольство в обществе тем, что происходит в СМИ, в частности на телеэкранах: массовое распространение "чернухи", недостоверной информации, наличие так называемых телекиллеров, особенно в периоды избирательных кампаний, выпуск заказных материалов и многое другое. Нельзя также не отметить, что общественность довольно критически оценивает деятельность законодательных и исполнительных органов и страны, и ее субъектов. Высокий уровень доверия у нас имеет только Президент и отдельные высшие должностные лица в регионах. Так, по данным многочисленных опросов общественного мнения, позитивная оценка работы Президента составляет сейчас 72- 73 процента, тогда как о деятельности Государственной Думы положительно отзываются не более 22 процентов респондентов.
Уверен, что главная причина столь невысокой оценки деятельности парламента и законодательных органов субъектов Федерации - в слабой информированности общества о принимаемых публичной властью решениях и о самой процедуре принятия решений. Здесь явно видна недоработка журналистского корпуса. Но надо также признать - законодательные органы в Центре и в регионах должны улучшить свою деятельность. Журналисты и общественность должны знать "внутреннюю кухню" принятия решений, условия жизни и работы представителей власти и чиновников.
Помимо законодательных и исполнительных органов власти большую роль в деятельности СМИ и информационной политике призваны сыграть региональные пресс-службы. По моему мнению, они должны превратиться в своего рода информационные штабы. К их деятельности могут быть привлечены интеллектуальные круги. Важно не только давать информацию, но и по возможности комментировать ее, по крупным проблемам предоставлять аналитические документы. Журналисты должны испытывать искреннюю заинтересованность в сотрудничестве с пресс-центрами, где они всегда смогут получить исчерпывающую и достоверную информацию.
Не думаю, что есть существенная разница между общенациональной информационной политикой и региональной. Другое дело, что есть особенности существования и деятельности региональных СМИ.
В силу ограниченности их аудитории, относительной слабости полиграфической базы, финансовой обеспеченности они оказываются в большей зависимости от местного руководства, от его расположения. Со своей стороны в борьбе за выживание и коммерческую устойчивость средства информации часто приносят в жертву интересы своей аудитории. Это недальновидная позиция редакций. Они перестают выполнять свои основные обязанности перед обществом, скатываются на коммерческий пиар или административный заказ. Пресс-службы должны анализировать складывающуюся обстановку и своевременно информировать об этом вышестоящие законодательные и исполнительные инстанции.
Мы помним, как в советское время критическая публикация в газете вызывала шквал "организованного" гнева и вела к оргвыводам. Нередко это было справедливо и давало результаты. Сейчас СМИ такой "дубинкой власти", санкционированной свыше, не обладают. Но это вовсе не значит, что мы не должны бороться за усиление действенности журналистских публикаций, когда по выступлениям газет и телевидения принимаются меры по устранению недостатков и упущений. Совершенно негоже, когда региональные власти игнорируют обоснованную критику СМИ.
К сожалению, по-прежнему мы отмечаем абсолютную сервильность местных СМИ по отношению к региональному руководству. И это вместо того, чтобы позиция СМИ определялась прежде всего интересами защиты общества, граждан региона или района.
Не секрет, что в качестве спонсоров СМИ нередко выступают финансово-промышленные группы. В рамках свободной экономической борьбы это обстоятельство могло бы способствовать обеспечению большей свободы отдельных СМИ. Однако мы не зря говорим часто об олигархичности условий, когда местные органы информации вынуждены выполнять единый политический заказ администрации и доминирующей в регионе финансово-промышленной группы.
В последнее время заметна тенденция поглощения группами центральных изданий местного информационного рынка. Однако здесь можно увидеть и позитивную сторону: попытку центральных изданий приблизиться к регионам и его интересам путем образования совместных изданий. Благодаря этому расширяются возможности взаимной подпитки информацией и взаимопомощи в распространении.
Особого внимания требует районная печать. Именно здесь востребованность в помощи со стороны региональных пресс-служб особенно велика. Нужно иметь в виду, что это та составляющая регионального информационного пространства, которая исключительно значима для населения с низким достатком. Этим людям недоступны ни подписка на центральную прессу, глянцевые журналы, ни тем более Интернет, но им важно получать информацию, и они не желают быть в стороне от проблем государства. Вместе с тем районные газеты объективно не в состоянии добиться финансовой самостоятельности, выживать за счет местной рекламы. Эффективного и централизованного решения данной проблемы не существует. Здесь должен сыграть свою роль закон о местном самоуправлении.
Темой отдельного разговора должны были бы стать электронные СМИ. Скорее пренебрежением, чем нехваткой средств можно объяснить тот факт, что даже официальные сайты властных структур регионов не обновляются по полгода и более. А ведь это тот прогрессивный источник информации, которым пользуются весьма широкие массы и особенно молодежь.
Известно, что эффективность деятельности администрации региона и законодательного собрания определяется и тем, насколько хорошо или плохо функционируют регламентируемые федеральным законодательством демократические институты, СМИ в том числе. Это касается непосредственно и работы пресс-служб.
Полагаю, было бы нелишним поставить вопросы деятельности СМИ и пресс-центров в регионах на обсуждение в региональных отделениях партии "Единая Россия", а также предложить другим партиям обсудить у себя эту проблему. Вероятно, стоит поговорить и о создании факультетов по подготовке и переподготовке журналистов и ответственных работников пресс-центров при региональных филиалах Академии госслужбы.
Особо велико значение средств массовой информации в реализации закона о местном самоуправлении. Региональные власти, осуществляя предначертания сверху, недостаточно интересуются мнением населения. В этих условиях именно СМИ, и особенно районная печать, могут и должны налаживать диалог между всеми сторонами. Те, кто сможет это эффективно сделать, органично впишутся в общественную жизнь, смогут стать реальной четвертой властью, отвечающей совестью и талантом за положение дел в регионах. Разумеется, власти должны обеспечить определенную финансовую поддержку местных изданий, телерадиокомпаний.
Как известно, формируемая сейчас Общественная палата должна взять под свой контроль деятельность СМИ, создав соответствующую комиссию. При этом нужно сделать так, чтобы особое внимание было уделено региональным органам массовой информации. Одновременно СМИ, творческим и профессиональным союзам работников сферы культуры и искусства, образования рекомендовано создавать и внедрять в практику механизмы саморегулирования, а государственным телеканалам - больше рассказывать о жизни регионов.
Важную роль в регулировании условий деятельности региональных СМИ и пресс-служб должны сыграть, как мне представляется, аппараты полномочных представителей Президента в федеральных округах.
Должна быть выработана единая государственная политика в области СМИ, направленная на обеспечение приоритетов в развитии России, объективности и полноты информации, распространение культурных ценностей и формирование нравственных идеалов, а также защиту от информации, оказывающей негативное воздействие на людей.
***
В области СМИ должна быть выработана единая государственная политика, направленная на обеспечение приоритетов в развитии России, объективности и полноты информации, распространение культурных ценностей и формирование нравственных идеалов.
ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ.
Российская газета, Яшин Алексей, 09.12.2005, №278, Стр. 5
Поступая на госслужбу, чиновник должен быть готов доказать, что нажил имущество законным путем
РОССИЯ ТАК И НЕ РАТИФИЦИРОВАЛА КОНВЕНЦИЮ СОВЕТА ЕВРОПЫ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИЮ, КОТОРУЮ ПОДПИСАЛА ШЕСТЬ ЛЕТ НАЗАД. И СЕГОДНЯ в МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ НАМ НЕЧЕМ ПОХВАСТАТЬСЯ - В ЭТОМ ГОДУ НАША СТРАНА ВОШЛА В ТРИДЦАТКУ НАИБОЛЕЕ КОРРУМПИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ МИРА.
Когда же будет "запущена" столь актуальная для нашей страны конвенция? С этого вопроса корреспондент "РГ" и начал свою беседу с первым заместителем председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности, председателем Комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаилом Гришанковым.
Михаил Гришанков | Наша комиссия существует с апреля прошлого года, и мы неоднократно ставили вопрос о скорейшей ратификации конвенции, тем более что Россия является членом Совета Европы. Однако воз и ныне там. Все мыслимые сроки, на мой взгляд, давно прошли.
А вот с Конвенцией ООН по борьбе с коррупцией (она подписана 9 декабря 2003 года) дела обстоят гораздо лучше. В середине октября законопроект о ее ратификации был рассмотрен и одобрен правительством. Теперь мы с нетерпением ожидаем его внесения в Госдуму. Российские эксперты уже подготовили пакет поправок в действующие законы, который после ратификации Конвенции ООН будет также вынесен на рассмотрение Государственной Думы.
Российская газета | Так вернется ли в отечественный Уголовный кодекс статья о конфискации имущества, таинственным образом исчезнувшая два года назад?
Гришанков | Безусловно! Практика конфискации имущества принята во всех цивилизованных странах мира за такие виды преступной деятельности, как наркоторговля, терроризм и коррупция. У нас же пойманный за руку казнокрад может отделаться штрафом, несоизмеримо меньшим по сравнению с нанесенным им казне ущербом. Либо, выйдя на свободу после, как правило, минимального срока заключения, спокойно пользоваться "нажитым непосильным трудом". Так что либерализм здесь, мягко выражаясь, неуместен. В тех же США именно принятие 30 лет назад ряда жестких поправок в действующее законодательство позволило весьма существенно снизить уровень коррупции.
Кстати, исходя из мировой практики и применительно к нашим реалиям, вполне логичным представляется введение в наш УК статьи, предусматривающей уголовную ответственность за так называемое незаконное обогащение. В Италии, например, есть статья, по которой чиновник должен уметь доказать законность приобретения имущества своего и своей семьи. Я могу представить, какой взрыв страстей вызовет предложение о появлении такой статьи и у нас! Однако человек, поступая на государственную службу, должен изначально быть готов к некоторому ущемлению своих прав в пользу дела, которому он служит. Поэтому применительно к данной ситуации все разговоры относительно презумпции невиновности я расцениваю как спекуляцию. Кроме того, в абсолютном большинстве развитых стран мира существуют этические правила государственной службы, которые в сочетании с этикой других профессиональных сообществ как-то сдерживают коррупцию. В России ничего подобного пока нет.
РГ | Вы не раз говорили также и о необходимости проведения антикоррупционной экспертизы принимаемых законопроектов.
Гришанков | Да, но я отнюдь не имел в виду огульное обвинение авторов всех новых нормативных актов в коррумпированности и в том, что они являются проводниками чьей-то злой воли. Дело в том, что подготовка любого законопроекта - дело очень ответственное и трудоемкое, поэтому в "конечный продукт" могут закрасться двусмысленные положения и формулировки помимо желания авторов. Поэтому, чтобы было как лучше, а не как всегда, на мой взгляд, и нужна независимая экспертиза.
РГ | Насколько эффективно действующий Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" вписывается в стратегию борьбы с коррупцией?
Гришанков | В целом закон нареканий не вызывает. Есть, однако, весьма существенное "но" - под его действие не подпадает отечественный судейский корпус, который в настоящее время представляет некую самоконтролируемую "вещь в себе". Считаю, что наши граждане не только имеют право задать вопрос "А судьи кто? ", но и получить на него внятный ответ. В этой связи полагаю весьма интересным предложение о создании своего рода службы собственной безопасности при Судебном департаменте Верховного суда, которая бы изобличала и обезвреживала оборотней в мантиях. Уверен, что эта проблема заслуживает самого серьезного внимания.
РГ | Михаил Игнатьевич, получается, в России нет полноценного антикоррупционного законодательства. Видимо, поэтому наша страна уже много лет занимает отнюдь не почетные места в мировых рейтингах коррумпированности?
Гришанков | Причин здесь несколько, но одна из основных, как это ни банально звучит, действительно, заключается в несовершенстве отечественного законодательства, а точнее в отсутствии нормативной базы, которая бы регламентировала весь комплекс мер по борьбе с коррупцией. Соответствующие статьи действующего Уголовного кодекса РФ не позволяют сегодня решать столь серьезную проблему в полном объеме.
Первая попытка принять закон "О борьбе с коррупцией" была предпринята в конце 90-х годов, однако экс-президент России Борис Ельцин наложил на прошедший все чтения депутатский вариант проекта закона вето. Три года назад была предпринята вторая попытка - депутаты Госдумы прошлого созыва разработали и приняли в первом чтении проект закона "О противодействии коррупции". Окончательного решения о его дальнейшей судьбе пока нет. Но значительная часть членов Комиссии по противодействию коррупции, включая авторов законопроекта, склоняется к единому мнению. В свете радикальных изменений политических и экономических реалий, связанных с интеграцией России в мировое сообщество, нынешний вариант законопроекта является, скорее, документом, декларирующим политическую волю, нежели эффективным инструментом прямого действия.
РГ | Применима ли к нашим условиям некая модель борьбы с коррупцией, например государств с самым низким ее уровнем, или Россия будет идти "своим путем"?
Гришанков | Ни то ни другое. Невозможно механически привнести, например, американскую модель общественного устройства в российские условия. Мы все-таки разные. И в то же время нам нельзя игнорировать мировой опыт и тратить силы и время на изобретение очередного велосипеда. В нашей стране проблема коррупции требует неотложного принятия комплекса действенных мер, иначе будет поздно. Полностью искоренить это негативное явление нереально. Я не строю здесь никаких иллюзий исходя опять же из мирового опыта. Но загнать его в приемлемые для нашего общества рамки вполне возможно. И в первую очередь благодаря законам. Над этим мы и работаем.
* * *
Справка "РГ"
По данным исследований фонда ИНДЕМ за период с 2000 по 2004 год, объем бытовой коррупции вырос в нашей стране на 10 процентов, а валютный эквивалент вымогаемых у бизнеса взяток - в 8, 5 раза. Коррупционное бремя на отечественную экономику увеличилось с 11 до 43 процентов ВВП.
Интернет-ресурсы
КОМИТЕТ ДУМЫ ОТКЛОНИЛ ЗАКОНОПРОЕКТ О ПОВЫШЕНИИ НА 20% БАЗОВЫХ ТАРИФОВ ПО ОСАГО
Интерфакс , http://www.interfax.ru/, 08.12.2005, 15:26
Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам на заседании в четверг рекомендовал нижней палате парламента отклонить поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), предусматривающие повышение на 20% базовых страховых тарифов.
Законопроект также предлагает установить размер страховой выплаты в случае причинения вреда имуществу в размере реального ущерба. В случае полной гибели имущества страховая выплата устанавливается в размере его текущей стоимости на дату дорожно-транспортного происшествия за вычетом стоимости годных остатков.
Комитет считает, что в законопроекте не представлены расчеты, обосновывающие необходимость повышения страховых тарифов.
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ, КАК ОЖИДАЕТСЯ, БУДУТ ПРИНЯТЫ ГОСДУМОЙ 14 ДЕКАБРЯ - КОМИТЕТ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Интерфакс , http://www.interfax.ru/, 08.12.2005, 00:00
Думский комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал Госдуме рассмотреть президентский законопроект, направленный на упрощенное приобретение гражданства РФ бывшими гражданами СССР, на следующей неделе, и принять его сразу в первом чтении и в целом.
Как ожидается, этот проект закона будет внесен в повестку заседания на 14 декабря, однако окончательную дату определит Совет Думы в ближайший вторник.
Как сообщает парламентский корреспондент "Интерфакса", члены комитета на заседании в четверг единогласно поддержали данный законопроект.
ДУМСКИЙ КОМИТЕТ РЕКОМЕНДОВАЛ ПАЛАТЕ ПРИНЯТЬ ЗАКОНОПРОЕКТ О ПРОДЛЕНИИ СРОКА УПРОЩЕННОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РФ
РИА Новости , http://www.rian.ru/, 08.12.2005, 00:00
Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал палате принять в первом чтении внесенный президентом РФ законопроект, вносящий поправки в закон "О гражданстве РФ".
В соответствии с действующим законодательством, бывшие граждане СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав Советского Союза, зарегистрированные по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в РФ, принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести российское гражданство.
Законопроектом предусматривается продлить указанный срок до 1 января 2008 года, а также распространить действие этого закона на бывших граждан Советского Союза, получивших вид на жительство и после 1 июля 2002 года, то есть после вступления в силу данного федерального закона.
Как отмечалось в документе, данные изменения позволят бывшим гражданам СССР, проживавшим на территории РФ, реализовать свое право на приобретение российского гражданства в льготном порядке.
Ранее положительное заключение на законопроект дал и думский комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
Как ожидается, законопроект будет рассмотрен на заседании палаты 14 декабря. При этом первый зампредседателя комитета по конституционному законодательству и госстроительству Александр Москалец не исключил, что документ будет принят сразу в третьем чтении.
РАБОТОЙ С СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ ДОЛЖНО ЗАНИМАТЬСЯ ОТДЕЛЬНОЕ ВЕДОМСТВО - ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ
РИА Новости , http://www.rian.ru/, 08.12.2005, 00:00
Работой с соотечественниками должно заниматься отдельное ведомство, считает депутат Госдумы, член комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.
"Должно быть отдельное ведомство, которое бы постоянно будоражило эту тему", - сказал Затулин, выступая на парламентских слушаниях, посвященных обеспечению государственной политики в отношениях соотечественников за рубежом.
По его словам, необходимость отдельного ведомства связана с тем, что МИД не всегда может поднимать тему соотечественников, и иногда вынужден жертвовать ею в переговорном процессе. "МИД вовлечен в работу в странах СНГ, и по политическим соображениям не всегда может обострять эти отношения", - сказал Затулин.
По его мнению, создание в рамках МИД отдельного управления по работе с соотечественниками является недостаточным шагом.
Затулин считает, что такой масштабный вопрос как работа с соотечественниками требует особого внимания.
"Мы впервые в истории стали разделенной нацией в таких масштабах со времен феодальной раздробленности", - подчеркнул депутат.
"17% только русских проживают за рубежом, не говоря о других национальностях", - отметил Затулин.
Если проблемой соотечественников не занимается отдельное ведомство, эта проблема начинает размываться, считает депутат.
Он отметил, что есть противоречия в действующем законодательстве, касающемся соотечественников. "Не стыкуются закон о соотечественниках, закон о гражданстве, закон о миграции, закон о правовом положении иностранцев - все эти законы как лебедь, рак и щука", - сказал Затулин. При этом он отметил, что Дума за два года своей работы не приняла ни одного закона, касающегося соотечественников.
По мнению депутата, проблема возвращения на родину соотечественников тесно связана с проблемой мигрантов.
"Мигранты - это сложная категория, это люди, которые нужны России, но не всех мы готовы принимать", - сказал Затулин.
Он считает, что "есть государства, из которых стимулировать переход соотечественников небезопасно для безопасности российского государства". Такими государствами, по словам Затулина, являются, например, Украина и Казахстан.
Только в близком сотрудничестве с Белоруссией, Украиной и Казахстаном можно добиться какого-то спокойного и стабильного развития России, считает член комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками.
РФ ИЗМЕНИТ ОТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ, НАРУШАЮЩИМИ ПРАВА СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
РИА Новости , http://www.rian.ru/, 08.12.2005, 11:44
Москва может пересмотреть политику в отношении тех стран, которые нарушают права российских соотечественников.
"Нарушение прав соотечественников может являться основанием для пересмотра политики России в отношении государств, которые нарушают права и допускают такую дискриминацию. Мы можем политизировать эти процессы", - сказал статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин в ходе парламентских слушаний в Госдуме.
Дипломат отметил, что в Латвии и Эстонии продолжает оставаться нерешенной ситуация с правами наших соотечественников, а также преобладает неравенство в политической, экономической и социальной сферах. "Отношение мало изменилось после конвенции о нацменьшинствах, так как действие конвенции распространяется только на граждан этих стран", - отметил Карасин.
Он указал, что сегодня эти вопросы будет обсуждать в Брюсселе глава МИД России Сергей Лавров.
По словам Карасина, сейчас активно ведется работа в Европейском суде по правам человека, и уже удалось добиться получения гражданства в странах проживания для пяти тысяч военных пенсионеров. Вместе с тем, дипломат заметил, что Латвии и Эстонии следует принять закон об ответственности за нарушения прав и ратифицировать конвенцию о защите прав нацменьшинств.
"Хочу заверить, что все факты нарушения прав наших соотечественников находятся в нашем поле зрения", - отметил дипломат.
По его словам, Россия должна добиваться, чтобы наши соотечественники сохранили свою этнокультурную самобытность. "Мы не собираемся добиваться льгот для наших соотечественников, но мы твердо настаиваем, чтобы они были полноправными гражданами своих стран", - отметил Карасин.
Карасин отметил, что в работе с российскими соотечественниками МИД РФ опирается на российское законодательство, а также двусторонние документы, которые регулируют вопросы пребывания, социального обеспечения наших соотечественников, в первую очередь речь идет о соглашении о статусе граждан и пенсионном обеспечении.
По словам дипломата, одним из основных документов является федеральный закон о российских соотечественниках, который был принят в 1999 году. Однако, Карасин отметил, что в связи с давностью принятия закона, он уже не может учитывать род норм. Карасин отметил, что в законе содержится неправильное объяснение того, кто является соотечественником. Поэтому, документ требует внесения изменений и поправок, заметил замминистра.
"Есть необходимость совершенствования закона о гражданстве, который бы предусматривал облегченный режим получения гражданства для всех соотечественников", - сказал Карасин.
По словам дипломата, говоря о соотечественниках, в большинстве случаев имеются в виду соотечественники, проживающие в странах СНГ, но не учитыается, что 10 из 26 миллионов человек проживают в дальнем зарубежье.
"Наше твердое решение в работе с соотечественниками - следует чаще и шире выходить за пределы СНГ. Это кропотливая и объемная работа, в том числе российских загранучреждений", - отметил замминистра.
КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ РОССИЯНИН НУЖДАЕТСЯ В ПРЕПАРАТАХ КРОВИ
Росбалт (Северо-Западный федеральный округ (Санкт-Петербург)) , http://www.rosbalt.ru/, 08.12.2005, 16:41
Каждый третий россиянин нуждается в препаратах крови. Об этом в эфире "Эхо Москвы" заявила председатель комитета Госдумы РФ по охране здоровья Татьяна Яковлева.
При этом она отметила, что темпы распространения СПИДа в России настолько высоки, что страна скоро может выйти на одно из первых мест по этому неприятному показателю.
Яковлева обратила внимание на нехватку донорской крови, заметив, что нужно развивать института безвозмездного донорства крови. По ее мнению, нужно заняться созданием банков крови, чтобы готовой к использованию всегда была лишь плазма, выдержанная в течение срока от 3 до 6 месяцев, поскольку определить ВИЧ-инфекцию в плазме можно по особым телам, проявляющимся в ней лишь через месяц после забора донорской крови.
Напомним, на этой неделе стало известно, что кровь с вирусом СПИДа в Воронеже могла быть перелита 208 пациентам. Именно столько человек получили препараты, изготовленные из зараженной ВИЧ-инфекцией донорской крови. В частности, речь идет об альбумине (белок сыворотки крови). Сейчас воронежские врачи устанавливают тех, кто получал препарат - пока удалось найти 70 человек.
6 декабря прокуратура Центрального района Воронежа начала проверку случая заражения ВИЧ-инфекцией в результате переливания крови, полученной от донора. В частности, будет проверено, соблюдали ли работники станции переливания крови все должностные инструкции.
БАНКОВСКИЙ КОМИТЕТ ГД ОДОБРИЛ ЗАКОНОПРОЕКТ, ОБЯЗЫВАЮЩИЙ СТРАХОВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА
Росбизнесконсалтинг , http://www.rbc.ru/, 08.12.2005, 00:00
Комитет Государственный думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал нижней палате принять в первом чтении законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта". Согласно документу, страховать свою ответственность обязаны все юридические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие или арендующие опасный объект. При определении размеров страховой суммы учитывается величина возможного вреда, а для физических лиц законопроект устанавливает фиксированный размер страховых выплат. Так, при причинении вреда жизни и здоровью страховые выплаты составят 300 тыс. руб., при повреждении имущества - 180 тыс. руб., а при нарушении условий жизнедеятельности - 100 тыс. руб. Компенсация для юридических лиц устанавливается в пределах страховой суммы в размере стоимости погибшего или поврежденного имущества.
Необходимость введения обязательного страхования ответственности продиктована высоким уровнем опасности аварий на таких объектах для жизни, здоровья и имущества людей, а также большими размерами причиняемого материального ущерба, говорится в пояснительной записке комитета.
БАНКОВСКИЙ КОМИТЕТ РЕКОМЕНДОВАЛ ГД ПРИНЯТЬ ПОПРАВКИ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ МИНИМУМ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА БАНКОВ
Росбизнесконсалтинг , http://www.rbc.ru/, 08.12.2005, 00:00
Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал нижней палате принять в первом чтении законопроект, устанавливающий минимальный размер собственного капитала банков. Поправки в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Банке России" одобрены на сегодняшнем заседании комитета.
Законопроект предусматривает введение с 1 января 2007г. минимального размера собственных средств (капитала) для действующих банков в сумме рублевого эквивалента 5 млн евро. При этом банки, капитал которых окажется к началу 2007г. ниже этой планки, смогут продолжать работу, если их капитал не упадет ниже уровня, достигнутого на указанную дату.
Как пояснил председатель комитета Владислав Резник, при подготовке ко второму чтению авторы документа рассмотрят целесообразность введения переходного периода, после которого все действующие банки должны достичь уровня собственного капитала в 5 млн евро.
Кроме того, возможно, в документе появится норма о размере уставного капитала вновь регистрируемых банков, в то время как на сегодняшний день этот размер определяется указаниями ЦБ РФ.
КОМИТЕТ ГД РЕКОМЕНДОВАЛ ПРИНЯТЬ ПОПРАВКИ В КОАП, ВВОДЯЩИЕ ШТРАФ ДЛЯ ЮРЛИЦ, НЕ ЗАСТРАХОВАВШИХ ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ
Росбизнесконсалтинг , http://www.rbc.ru/, 08.12.2005, 00:00
Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал нижней палате принять в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях в связи с принятием закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта". Документ предусматривает введение штрафа для юридических лиц, которые не застраховали опасный объект, находящийся в их ведении. Однако если организация провела мероприятия по снижению риска возникновения аварии на объекте, штрафы будут рассчитаны с учетом понижающего коэффициента, их размер будет определен правительством после окончательного принятия законопроекта Госдумой.
ПРОФИЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГОСДУМЫ РЕКОМЕНДУЕТ СКОРРЕКТИРОВАТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЛЕКАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
Росбизнесконсалтинг , http://www.rbc.ru/, 08.12.2005, 13:55
Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал нижней палате поддержать в первом чтении поправки в закон "О медицинском страховании граждан в РФ". Законопроект предусматривает механизм вовлечения фондов обязательного медицинского страхования и других страховых медорганизаций, а также производителей лекарственных средств в обеспечение необходимыми медикаментами граждан, которые имеют право на такую социальную помощь. "Закон об ОМС устанавливает, что обязательное медицинское страхование обеспечивает гражданам РФ получение медицинской и лекарственной помощи. До 1 января 2005г. лекарственная помощь за счет средств ОМС предоставлялась только в условиях стационара", - говорится в пояснительной записке комитета. При этом, как поясняют авторы законопроекта, закон N122 позволяет обеспечить россиян необходимыми медикаментами и в амбулаторных условиях.
ВНУТРИФРАКЦИОННАЯ РАБОТА
Интернет-ресурсы
ЖИРИНОВСКИЙ СЧИТАЕТ, ЧТО ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ ДОЛЖНЫ ПРОХОДИТЬ В РФ ОДНОВРЕМЕННО И ТОЛЬКО ПО ПАРТИЙНЫМ СПИСКАМ
Интерфакс , http://www.interfax.ru/, 08.12.2005, 18:08
Заместитель председателя Госдумы Владимир Жириновский выступает за организацию в России выборов представителей законодательной власти всех уровней только по партийным спискам и одновременно по всей стране.
ЖИРИНОВСКИЙ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ЛДПР ВОШЛА В ПЕРВУЮ ТРОЙКУ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛСОВЕТА
Интерфакс , http://www.interfax.ru/, 08.12.2005, 17:22
На выборах в Новосибирский областной Совет депутатов 11 декабря перед партией ЛДПР ставится задача занять второе или третье место, заявил вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМСКОЙ ФРАКЦИИ "РОДИНА" ГЛАЗЬЕВ СЧИТАЕТ, ЧТО В РОССИИ ФОРМИРУЕТСЯ УПРАВЛЯЕМАЯ СИСТЕМА ВЫБОРОВ
РИА Новости , http://www.rian.ru/, 08.12.2005, 00:00
Председатель фракции "Родина" в Госдуме Сергей Глазьев считает, что в России формируется управляемая система выборов.
"Политический итог 2005 года заключается в том, что сформирована новая политическая система, где доминирует административный ресурс, при помощи которого ведется планирование результатов голосования, их административное отслеживание и корректировка", - сказал Глазьев в четверг на заседании "круглого стола" "Национальные проекты правительства: куда идет Россия?".
По его мнению, такая система выборов отработана в двух полярных регионах - Чечне и Москве. И там, и там, сказал Глазьев, зафиксирован один и тот же результат: "Единая Россия" получила три четверти мест и вместе с ней в парламенты прошли КПРФ и объединенные демократы, которых лидер фракции "Родина" назвал спутниками партии власти.
МОРОЗОВ: СУДЬБА ЗАКОНА О ПАРТИЙНОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ В РУКАХ ПРЕЗИДЕНТА
Росбалт (Северо-Западный федеральный округ (Санкт-Петербург)) , http://www.rosbalt.ru/, 08.12.2005, 19:06
Вопрос о внесении в Государственную думу закона о партийном правительстве зависит от воли президента России Владимира Путина. Об этом сообщил в четверг на онлайн-конференции вице-спикер Госдумы, член бюро Высшего совета партии "Единая Россия" Олег Морозов.
Отвечая на вопрос корреспондента "Росбалта", когда можно ожидать принятия этого закона, и какие силы могут этому помешать, Олег Морозов сказал: "Все свои наработки я официально передал представителю президента в Государственной думе. Это тексты поправок в два закона и пояснительная записка. Поэтому вопрос о внесении и, следовательно, принятии закона, сейчас целиком зависит от позиции президента Российской Федерации". "У меня есть твердое убеждение, - добавил Морозов, - что инициатором подобного законопроекта, как, впрочем, всех законов, принятых в развитие идеи партизации общества, должен быть президент".
"Серьезных оппонентов у идеи партийного правительства, на мой взгляд, нет, - заметил также вице-спикер. - Возражения, которые я слышал от так называемых оппозиционных партий, кажутся мне несерьезными. Например, что этот закон "Единая Россия" делает под себя. Ответ: побеждайте на выборах, и этот закон окажется сделанным под вас".
КПРФ: И.МЕЛЬНИКОВ ОСТАНЕТСЯ ДЕПУТАТОМ ГОСДУМЫ
Росбизнесконсалтинг , http://www.rbc.ru/, 08.12.2005, 18:25
Президиум ЦК КПРФ принял решение, что Иван Мельников, возглавлявший список компартии на выборах в Мосгордуму, останется работать в Государственной думе. Как сообщает пресс-служба ЦК КПРФ, это объясняется "предстоящей федеральной кампанией по выборам депутатов Государственной думы 2007г., предстоящей отчетно-выборной кампанией в партии и необходимостью и дальше использовать партийный и законотворческий опыт И.Мельникова на федеральном политическом уровне". Одновременно первому зампреду ЦК КПРФ, депутату Госдумы И.Мельникову поручено взять под контроль работу фракции КПРФ в Московской городской думе, а Москва включена в перечень закрепленных за ним регионов. Окончательно состав фракции КПРФ в МГД выглядит так: Николай Губенко (художественный руководитель театра "Содружество актеров Таганки"), Владимир Улас (первый секретарь Московского городского комитета КПРФ), Сергей Никитин (доцент Московского автомобильно-дорожного института, первый секретарь Северного окружного комитета КПРФ), Владимир Лакеев (помощник депутата Госдумы РФ В.Купцова, второй секретарь Московского городского комитета КПРФ).
ПРЕДСТОЯЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ГД
ТВ
ТВЦ, СОБЫТИЯ, 08.12.2005, Подрига Оксана, 17:45
КОРР.: 500 рублей за затяжку. Завтра Госдума намерена рассмотреть поправки в Кодекс об административных правонарушениях. В первую очередь изменения коснутся злостных курильщиков. Согласно проекту предлагаемой поправки, если любителя подымить задержат в неположенном месте, и первый раз, он отделается предупреждением. Однако при повторном задержании нарушитель должен будет заплатить от 300 до 500 рублей штрафа.
РОССИЯ, ДОБРОЕ УТРО, 08.12.2005, 07:05
ВЕДУЩИЙ: Госдума готовится рассмотреть законопроект, который значительно упростит процедуру получения российского гражданства. Кроме того, срок подачи заявления на получения российского гражданства для жителей республики бывшего СССР может быть продлен до 2008-го года.
ВЕДУЩИЙ: Ну, и сейчас с нами на связи от здания Госдумы глава комитета по конституционному законодательству, Владимир Плигин. Владимир Николаевич, доброе утро. Что значит процедура упрощенного получения гражданства, в чем суть этих упрощений.
Владимир ПЛИГИН, председатель комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству: Суть упрощения заключается в том, что нет необходимости постоянного проживания на территории Российской Федерации свыше 5 лет, нет необходимости доказывать наличие материальных источников, независимого материального положения. Нет необходимости доказывать знание русского языка.
ВЕДУЩИЙ: Владимир Николаевич, а на кого конкретно будут распространяться эти поправки в федеральный закон о гражданстве?
Владимир ПЛИГИН, председатель комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству: Поправки распространяются на граждан бывших стран СССР, проживающих на территории Российской Федерации, имеющих временное разрешение для проживания на территории Российской Федерации или свидетельство о праве на жительство на территории Российской Федерации. То есть, если гражданин не въезжает на территорию Российской Федерации, то действие данного закона на него не распространяется.
ВЕДУЩИЙ: Ну, а какие документы необходимо будет собрать выходцам из республик бывшего СССР для получения российского гражданства?
Владимир ПЛИГИН, председатель комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству: Все те же самые бумаги. Необходимо будет подать заявление и подать документы, которые свидетельствовали бы о том, что он проживает на территории Российской Федерации, что являлся гражданином в прошлом СССР, то есть, незначительный комплекс документов.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Владимир Николаевич. С главой комитета по конституционному законодательству Госдумы Российской Федерации Владимиром Плигиным мы говорили об упрощении процедуры получения российского гражданства.
Пресса
У НАС НЕ КУРЯТ?
Новые известия, Ткачук Сергей, 09.12.2005, №226, Стр. 3
Госдума существенно ограничит в правах любителей табачного дыма
Даже штрафы не отучат россиян вдыхать табачный дым полной грудью.
В пятницу депутаты Госдумы проведут самое сложное заседание за весь период работы четвертого созыва. В этом убежден спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов. В повестку пленарного заседания включено 53 вопроса, в том числе 11 законопроектов, которые должны пройти третье чтение. Самым интересным обещает быть обсуждение закона об ограничении курения в общественных местах. За это нарушение граждан собираются наказывать штрафами.
В последнем чтении Госдума рассмотрит два документа, касающиеся повышения пособий на детей, - "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Согласно проекту единовременное пособие при рождении ребенка будет повышено с 6 до 8 тыс. рублей. Кроме того, с 500 до 700 рублей возрастет размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Это предполагают поправки к закону "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Кроме того, как сообщил вчера спикер Госдумы Борис Грызлов, в повестку заседания палаты на пятницу включен законопроект об ограничении курения табака. Соответствующие поправки в кодекс РФ об административных правонарушениях, инициированные Московской городской думой, будут рассмотрены в первом чтении. "Учитывая, что я не курильщик, я, естественно, поддерживаю этот законопроект, - сказал спикер. - Если серьезно, это борьба за здоровый образ жизни". По словам спикера, предлагается установить административную ответственность за курение на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образования и культуры, также в помещениях, занимаемых органами государственной власти. На всех указанных площадках нельзя будет курить вне специально отведенных мест. За курение в неположенном месте на первый раз предусмотрено предупреждение. Если же данное административное правонарушение совершается повторно, то на виновника может быть наложен штраф от трех до пяти МРОТ (300-500 руб.).
КУРЕНИЕ СТАНОВИТСЯ ДОРОГИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ.
Парламентская газета, Ткач Анна, 09.12.2005, №218, Стр. 1
В СОВЕТЕ ГОСДУМЫ
Сегодня на пленарном заседании одна из самых напряженных повесток дня за всю работу Думы четвертого созыва. Более полусотни вопросов, из которых 11 законопроектов третьего чтения.
Как отметил вчера после Совета Думы председатель нижней палаты парламента Борис Грызлов, в третьем чтении будет рассмотрено два законопроекта, касающихся детских пособий. Одним из них будет повышено единовременное пособие при рождении ребенка - с 6 до 8 тысяч рублей. А другим - повышается ежемесячное пособие на время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - с 500 до 700 рублей.
Второе чтение пройдут проекты бюджетов Фонда социального страхования и Пенсионного фонда РФ на 2006 год. Депутаты рассмотрят и закон о газоснабжении, которым изменяется порядок обращения акций "Газпрома". По мнению Бориса Грызлова, он будет принят и во втором, и в третьем чтениях. На ратификацию выносится блок из четырех международных договоров. Также во втором чтении сегодня предполагается рассмотрение поправок в Закон "Об обороне", касающихся установления штатной численности гражданского персонала в Вооруженных силах РФ. Во втором же чтении депутаты должны рассмотреть законопроект о внесении изменений в статью основ законодательства РФ об охране здоровья.
Любопытным будет обсуждение в первом чтении законопроекта, внесенного Московской городской Думой об ограничении мест для курения. "Учитывая, что я не курильщик, я поддерживаю этот законопроект. Ну а если серьезно, то это борьба за здоровый образ жизни", - прокомментировал эту инициативу глава палаты. Он пояснил, что в законопроекте вводятся штрафные санкции за курение в неположенных местах. В частности, Кодекс об административных правонарушениях дополняется статьей, устанавливающей административную ответственность в виде предупреждения за курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее 3 часов. А также - в закрытых спортивных учреждениях, организациях здравоохранения, культуры, образовательных учреждениях, помещениях, занимаемых государственной властью. В случае повторного правонарушения в течение года установлено наказание в виде штрафа от трех до пяти МРОТ. Предлагается внести соответствующие процессуальные изменения, предусматривающие рассмотрение указанных правонарушений должностными лицами, осуществляющими государственный пожарный надзор, и должностными лицами ОВД.
СТРАХОВКА ОТ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ
Парламентская газета, 09.12.2005, №218, Стр. 3
В декабре палата рассмотрит проект закона об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации промышленных и производственных предприятий повышенной опасности.