<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ несет в себе ценностные установки на внутренний фокус и гибкую орг. структуру. Главной заботой системы управления здесь становится развитие человеческих ресурсов; для этого сотрудникам обеспечиваются все возможности на основе широкой автономии. Управление стремится к максимальной сплоченности коллектива, высоким морально-этическим стандартам, подготовке и переподготовке кадров. Организации, следующие данной модели орг. эффективности, ставят во главу угла своих сотрудников, а не окружающую среду.
 Таким образом, 4 модели, показанные на схеме, отражают противоположные орг. ценности. Менеджеры сами принимают решение, какие именно ценностные установки являются приоритетными для их организации.
 Следует отметить, что доминирующие в организационные ценностные установки со временем могут меняться по мере того, как меняются требования, предъявляемые к компаниям окружающей средой, и/или меняется высшее звено управления.
  
 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР КРИТЕРИЕВ ОРГ. ЭФФЕКТИВНОСТИ
 Факторами, определяющими приоритетность критериев ОРГ. ЭФФЕКТИВНОСТИ, выступают:
 (1)                                       влияние высшего руководства;
 (2)                                       измеримость целей;
 (3)                                       условия окружающей среды.
 ВЛИЯНИЕ ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА проявляется в том, что поскольку целеполагание отражает ценностные установки менеджеров, то высшее звено управления не может не воздействовать на процесс выбора главного направления развития организации.
 ИЗМЕРИМОСТЬ ЦЕЛЕЙ является вторым важным фактором (например, при значительных трудностях в измерении внутренних целей организация будет исходить из главного критерия роста объема производства (так, процесс создания баскетбольной команды высокого класса трудноизмерим, т. к. к победе могут вести разные тренерские концепции и подходы; здесь, таким образом, «внутренняя орг. производительность» не определяется как цель, а целью становится измеримый результат – количество побед в играх, проведенных командой за определенные сроки). Для многих медицинских, исследовательских организаций или сферы услуг подход на основе внутриорганизационных целей не подходит (т. к. эти цели трудноизмеримы), поэтому они практикуют применение показателей РОСТА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА, а не целевой подход для измерения орг. эффективности. Если же и данный критерий не подходит для организации (напр., в службах соц. обеспечения – таких, как центры психологической защиты жертв жестокого обращения, или – в торговых палатах, где очень трудно определить и четко измерить цели), то тогда здесь применяются подходы на основе моделей человеческих отношений, приобретения ресурсов или – с т. зр. всех заинтересованных лиц. Эти организации будут измерять степень достигнутых ими успехов по уровню удовлетворения потребностей и экономических интересов своих клиентов или по тому, как организация справляется с задачей приобретения редких ресурсов.
 УСЛОВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ различаются в зависимости от уровня их наличия (т. е. являются ли они РЕДКИМИ или нет). Когда ресурсы определяются как РЕДКИЕ, в целях организации будет определена задача их приобретения и внутренний фокус (при выборе критериев орг. эффективности). Эта организация будет обязательно защищать свою долю ресурсов на рынке, расходуя их экономно и разумно.
 Но в условиях динамично растущей и изобильной среды такая задача уже неактуальна – доминирующим критерием орг. эффективности здесь будет целевой подход по достижении определенных уровней объема производства и его роста. Организация будет стараться проникнуть на новые рынки и внедрять в производство новую продукцию. В 1990-е гг. происходило падение спроса на услуги (и продукцию) компаний по авиаперевозкам, нефтяных компаний и т. д. Поэтому их цели и критерии орг. эффективности основывались на показателях производительности / рентабельности и экономии. В тех же сферах, в которых отмечался экономический подъем, например, в производстве персональных компьютеров или услугах экспресс-почты, доминировали такие критерии орг. эффективности, как темпы роста, уровень гибкости, рост объема производства.
  
 Вопросы для обсуждения
 1. Расскажите о роли высшего руководства Ко  в определении направления (-ний) работы организации.
 2. В чем заключается отличие оперативных рыночных целей от целей по ресурсам и производительности?
 3. В чем заключается разница между целью и стратегией?
 4. Дайте определение эффективности и рентабельности / производительности. Покажите, как они характеризуют организацию.
 5. Вам поручено провести оценку орг. эффективности отделения милиции в городе средних размеров. С чего Вы начнете? Как продолжите? Какой подход к оценке орг. эффективности предпочтете и почему?
 6. Каковы преимущества и недостатки системно-ресурсного подхода по сравнению с целевым подходом к определению орг. эффективности?
 7. Определите черты сходства и различия между подходом к определению эффективности с т. зр. конкурирующих ценностей и – с т. зр. всех заинтересованных сторон. Объясните свою позицию.
 8. Известный специалист по теории организации как-то сказал, что «орг. эффективность может определяться как угодно – в зависимости от взглядов на нее высшего руководства Ко». Обсудите в группе эту точку зрения.
 в начало
  
 Основополагающие категории лекции 2:
 Цель организации представляет собой желаемое положение дел, которое организация пытается достичь. Цель представляет собой результат или конечное состояние, в направлении которого предпринимаются орг. усилия.
 Официальные цели. Самая общая цель организации часто именуется орг. миссией – т. е. целью существования данной организации. Орг. миссия описывает ценности данной Ко-нии, ее устремления и сами причины существования. Иногда орг. миссию называют официальными целями, которые представляют собой формально заявленное определение сферы и задач бизнеса, а также целей, которых организация стремится достичь.
 Стратегия представляет собой план взаимодействия с конкурентной средой для достижения орг. целей. Собственно цели показывают, куда организация хотела бы добраться; стратегия – как именно организация сможет туда попасть.
 Ценовое лидерство в отрасли – стратегия, основанная на технике опережения конкурентов за счет снижения издержек и высшей производительности.
 Стратегия дифференциации основана на инновационных параметрах продукта, равно как и на широкой рекламной кампании, подчеркивающей уникальность продукции компании для поддерживающих его потребителей («верных» и «восприимчивых» по отношению к данному продукту).
 Сфокусированная стратегия может основываться как на низких (конкурентных) ценах, так и на дифференциации продукции, предназначенной для определенного сегмента рынка.
 Организационная эффективность – это та степень, в которой организация реализует свои цели. Эффективность – многоплановое понятие. Оно включает широкий круг переменных величин, причем как на общеорганизационном, так и на уровне подразделений. Эффективность оценивает ту степень, в которой многообразные орг. цели – будь то цели официальные или оперативные – достигаются.
 Производительность представляет собой более узкую категорию, чем эффективность. Она относится к внутриорганизационным показателям и показывает количество ресурсов, затраченных на производство единицы продукции. Ее измеряют как отношение вложений к результатам.
 Целевой подход к орг. эффективности исходит из важности достигнутого уровня производства и из того, удалось ли организации достичь поставленных целей с т.  зр. заданного уровня производства / выпуска продукции.
 Системно-ресурсный подход определяет орг. эффективность, изучая начало процесса выпуска продукции и оценивая, насколько эффективно организации удалось приобрести ресурсы, необходимые для высоких производственных показателей.
 Подход с т. зр. внутриорганизационных процессов сосредоточен на внутриорганизационной деятельности и определяет орг. эффективность на основе ее внутреннего социального климата («внутреннего здоровья») и – экономической рентабельности (производительности).
 Подход с т.  зр. всех экономически заинтересованных сторон делает основной акцент на любой группе как внутри организации, так и за ее пределами. Это и кредиторы, и поставщики, и сотрудники, и собственники / владельцы – все они являются заинтересованными сторонами.
 Подход с т. зр. конкурирующих управленческих ценностей основан на взаимопересечении следующих ценностных установок: 1-ое ценностное измерение относится к орг. фокусу, что означает – касаются ли доминирующие ценности внутренних или внешних аспектов деятельности организации. Внутренний фокус означает, что управленческий персонал ставит во главу угла благосостояния своих сотрудников, их социальную эффективность; внешний фокус свидетельствует, что основной акцент ставится на благосостоянии организации в целом. 2-е ценностное измерение относится к орг. структуре – здесь главное различие проводится между орг. стремлением к стабильности или гибкости. Стабильность отражает ориентацию управления на системы контроля сверху донизу, что соответствует механистическому подходу. Гибкость отражает ценностную установку на адаптацию и изменения / сдвиги, что соответствует органическому подходу к орг. структурам.
 Лекция 3. Управление внешней средой организации в условиях неопределенности
 Организации представляют собой открытые системы, поэтому тема 3 описывает взаимоотношения между организацией и окружающей средой. Здесь анализируются наиболее благоприятные сферы среды, а также будет показано, как среда влияет на орг. структуру. Кроме того, дана техника воздействия организации на окружающую среду (или – техника контроля за средой).
 Главными проблемами изменчивой окружающей среды сегодня становятся: международная конкуренция, включая иностранных производителей, функционирующих на территории данной страны, и ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО продукции.
 Таким образом, общепризнано, что окружающая среда (ОС) представляет собой важный источник УГРОЗ для многих современных корпораций.
 ЦЕЛЬЮ темы 3 является разработка основ для изучения и оценки среды, а также отражение того, как именно организации могут реагировать на ее изменения. Сначала мы определим основные сферы ОС и сектора воздействия на организации. Затем изучим 2 главные силы ОС – потребность в информации и потребность в ресурсах. Организации отвечают на воздействие этих 2-х сил через свой дизайн и орг. структуру, системы планирования, подражание друг другу, а также попытки изменить и/или контролировать элементы ОС. Наконец, мы остановимся на новых наиболее перспективных подходах к взаимосвязям организаций с ОС.
 СФЕРЫ ОС
 В широком смысле слова, ОС БЕСКОНЕЧНА (т. е. не имеет границ и пределов) и включает в себя все то, что находится ЗА ПРЕДЕЛАМИ данной организации. Однако здесь мы ограничимся рассмотрением лишь тех аспектов ОС, которые оказывают на организацию непосредственное воздействие и на которые она, т. о., должна реагировать для того, чтобы выжить.
  
 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:
 под ОС понимаются все элементы, существующие за границами организации и способные оказывать воздействие как на организацию в целом, так и на ее отдельные части.
 Понять ОС организации можно, анализируя ее сферы с т. зр. внешних секторов. Сферой организации являются выбранное ею в ОС ПОЛЕ ДЕЙСТВИЙ – это та территория, на которой организация оперирует и взаимодействует через выпускаемую ею продукцию и обслуживаемые ею рынки. Сфера определяет место ее организационной НИШИ, а также те внешние сектора, с которыми организация взаимодействует для реализации своих целей.
 СЕКТОР ОС
 Окружающая среда охватывает несколько секторов или подразделений ВНЕШНЕЙ окружающей среды, содержащих сходные элементы. Для каждой организации следует проанализировать следующие 10 СЕКТОРОВ: производственный, сырья, человеческих ресурсов, финансовых ресурсов, рыночный, технологический, экономических условий, правительственный, социо-культурный и международный. Для большинства компаний все сектора могут быть подразделены на ОПЕРАТИВНУЮ окружающую среду и – ОБЩУЮ. Оперативная среда включает в себя те сектора, с которыми организация взаимодействует непосредственно (прямо) и которые, в свою очередь, оказывают прямое воздействие на способность организации достигать поставленных целей. Обычно оперативная среда включает сектор производства, сырья, рыночный, и, возможно, человеческих ресурсов и международный. ОБЩАЯ среда включает в себя те сектора, которые не оказывают прямого влияния на повседневные текущие операции фирмы, но которые при этом оказывают влияние на производство и экономические условия в целом, что, в свою очередь, косвенно влияет на организацию. К общей ОС часто относят правительство, социо-культурный сектор, экономические условия, технологию, финансовые ресурсы. Иногда условия / сектора общей ОС могут переходить в разряд оперативной ОС (например, социо-культурные аспекты могут заставить Ко изменить непосредственно параметры производства, когда общественное мнение выступает против продуктов питания с избытком холестерина). С 1990-х гг. и на перспективу особое значение приобрел МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕКТОР ОС.
   МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕКТОР ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
 Международный сектор может прямо влиять на организации, а кроме того на все внутринациональные сектора. К сожалению, до сих пор (в том числе в практике обучения управлению) доминирует «ВНУТРЕННЯЯ» точка зрения, когда национальные аспекты затмевают международные. Между тем, процесс поглощений и слияний идет в мире полным ходом, компании скупаются иностранными фирмами. Конкуренцию фирмам развитых стран составляют производители НИС’ов (за счет меньшей себестоимости и высокого качества), и это – объективный процесс. То есть для современных организаций на сегодня и на перспективу категория ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ становится КЛЮЧЕВОЙ, сравнимой с пришедшей на смену холодной войне ВОЙНОЙ экономической.
 ВЫВОДЫ: каждый из 10 секторов ОС состоит из элементов, способных оказать влияние на организацию. Поэтому менеджеры отслеживают развитие по каждому из них с последующим анализом событий. Обычно оперативная ОС определяется состоянием 2–4-х секторов, которые и изучаются более детально. Кроме того, сектора оказывают влияние и друг на друга – например, глобальная конкуренция – на внутренние рынки; или политика правительства – на рынок финансовых ресурсов.
   НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
 Каким же образом ОС воздействует на организации? Все то, что происходит в секторах среды, можно охарактеризовать по нескольким измерениям, используя ПАРАМЕТРЫ СТАБИЛЬНОЙ или НЕСТАБИЛЬНОЙ СРЕДЫ, ГОМОГЕННОЙ или ГЕТЕРОГЕННОЙ, КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ или РАССОСРЕДОТОЧЕННОЙ (разбросанной), ПРОСТОЙ или СЛОЖНОЙ; а также – УРОВЕНЬ/СТЕПЕНЬ ТУРБУЛЕНТНОСТИ и КОЛИЧЕСТВО РЕСУРСОВ, имеющихся в наличии для поддержания жизнедеятельности организации. Эти измерения/ПАРАМЕТРЫ сводятся к 2-м основным путям воздействия ОС на организации:
 (1)              ;             &nbs p;            ПОТРЕБНОСТЬ в информации относительно ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ;
 (2)              ;             &nbs p;            ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
 СХЕМА показывает, что сложные и быстроменяющиеся условия ОС порождают б?льшую потребность в сборе информации, а также в реагировании на основе этой информации.
  
 СХЕМА: СТРУКТУРА АНАЛИЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
 СФЕРЫ ОКР. СРЕДЫ (КЛЮЧЕВЫЕ СЕКТОРА)  
 ПОТРЕБНОСТЬ
 В ИНФОРМАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ОКР. СРЕДЫ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ (НАЛИЧИЕ РЕСУРСОВ В ОКР. СРЕДЕ)   СЛОЖНОСТЬ ОКР. СРЕДЫ (кол-во элементов) СТАБИЛЬНОСТЬ ОКР. СРЕДЫ (масштабы изменений)   СЕКТОР 1       СЕКТОР 2       СЕКТОР 3       СЕКТОР 4       …       …       …        
 Организация кроме того решает проблему редких материальных и финансовых ресурсов, а также необходимости обеспечить наличие ресурсов.
 Для обеспечения эффективности организации должны не только справляться с неопределенностью ОС, но и управлять ею.
 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ означает, что при принятии решений необходимая информация по факторам окружающей среды отсутствует, а потому управляющим чрезвычайно трудно предсказать направления изменений своего внешнего окружения. Неопределенность усиливает риск провала всех орг. усилий и мер, делает практически невозможным просчитать издержки/затраты, а также – выбор адекватных альтернатив в процессе принятия решений. Характеристики сфер окружающей среды, влияющих на неопределенность, определяют ту степень (уровень), в которой сфера внешней среды является простой или сложной, а также – уровень стабильности или нестабильности, что в ней происходит (см. схему выше).
 ПРОСТАЯ/СЛОЖНАЯ ОС – данный параметр анализа (измерения) рассматривает уровень сложности среды. Сложная или – ГЕТЕРОГЕННАЯ СРЕДА содержит большое количество несходных между собой элементов внешнего окружения организации, в котором ей приходится оперировать. При сложной среде на организацию влияет и с ней взаимодействует множество разнообразных элементов ОС. При простой – ГОМОГЕННОЙ СРЕДЕ существует несколько (3–4) сходных между собой элементов внешнего окружения, которые влияют на организацию.
 СТАБИЛЬНАЯ/НЕСТАБИЛЬНАЯ ОС показывает, являются или нет элементы среды динамичными. Сфера ОС считается стабильной, если она не меняется на протяжении определенного времени – от нескольких месяцев до нескольких лет. При нестабильном окружении, наоборот, происходят быстрые перемены – например, конкуренты предприняли агрессивные наступательные шаги по завоеванию рынка (рекламная кампания; продукты рыночной новизны). Иногда нестабильность ОС порождают абсолютно непредсказуемые обстоятельства, как, например, осколки стекла в детском питании фирмы Gerber (начало 1990-х гг.) или заражение диоксином бельгийского мяса (конец 1990-х гг.).
 Примером стабильной ОС могут служить коммунальные услуги, спрос на которые стабилен, а его рост легко просчитать.
 Примером нестабильной ОС является пошив/производство одежды – здесь и фактор изменчивости моды, и проблемы финансирования, и колебания покупательных предпочтений, и замедление темпов реализации продукции в розничной торговле, и рост импорта одежды. В результате многие крупнейшие в прошлом производители ушли со сцены в небытие.
 Общая матрица анализа неопределенности окружающей среды комбинирует показатели простоты/сложности и стабильности/нестабильности ОС.
  
 МАТРИЦА АНАЛИЗА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ОКР. СРЕДЫ
     простая + стабильная = НИЗКАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ   сложная + стабильная = УМЕРЕННО-НИЗКАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ     1. небольшое количество элементов внешнего окружения; все элементы сходны между собой   1. большое количество элементов внешнего окружения; элементы не похожи друг на друга     2. элементы неизменны или меняются медленно.   2. элементы неизменны или меняются медленно     ПРИМЕРЫ:   ПРИМЕРЫ: СТАБИЛЬНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ  СРЕДА безалкогольные напитки,
 дистрибьюторы пива,
 производители контейнеров
 производство продуктов питания   университеты,
 химическое производство,
 страховые Ко,
 приборостроение ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОКР. СРЕДЫ           ПРОСТАЯ + НЕСТАБИЛЬНАЯ = УМЕРЕННО-ВЫСОКАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ   СЛОЖНАЯ + НЕСТАБИЛЬНАЯ = ВЫСОКАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ  
  
  
  
  
  
 НЕСТАБИЛЬНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ  СРЕДА 1.      небольшое количество элементов внешнего окружения; элементы сходны между собой
 2.      элементы меняются часто и непредсказуемо
 ПРИМЕРЫ:
 персональные компьютеры, модная одежда,
 музыкальное индустрия,
 производство игрушек   1.      большое количество элементов внешнего окружения; элементы не похожи друг на друга.
 3.      элементы меняются часто и непредсказуемо.
 ПРИМЕРЫ:
 производство электроники, аэрокосмическое производство, телекоммуникации, аэроперевозки, нефтяная промышленность   ПРОСТАЯ   СЛОЖНАЯ   СЛОЖНОСТЬ ОКР. СРЕДЫ  
 При ПРОСТОМ и СТАБИЛЬНОМ окружении неопределенность НИЗКАЯ. Существует лишь несколько элементов внешнего окружения, которыми надо управлять, да и те остаются стабильными.
 При СЛОЖНОМ и СТАБИЛЬНОМ окружении уровень неопределенности повышается (возрастает). Приходится отслеживать большое количество элементов, затем анализировать их развитие, и наконец выступать с определенными мерами воздействия на ОС. При этом элементы внешнего окружения не меняются быстро или неожиданно.
 В ПРОСТОЙ НЕСТАБИЛЬНОЙ среде НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ еще больше ВОЗРАСТАЕТ, особенно под воздействием быстрых изменений. И хотя у организации в этих условиях всего несколько элементов внешнего окружения, однако они труднопредсказуемы с точки зрения реагирования на орг. мероприятия и шаги. Однако, самая высокая неопределенность у организации в условиях СЛОЖНОГО и НЕСТАБИЛЬНОГО окружения. Здесь она находится под воздействием большого количества элементов окружения, причем они очень изменчивы и серьезно влияют на орг. деятельность. Если несколько секторов ОС претерпевают изменения одновременно, то среда становится турбулентной.
 Для того, чтобы поместить исследуемую организацию в один из квадрантов МАТРИЦЫ, следует ответить на 2 вопроса:
 (1) Сколько внешних элементов (организции) имеют значение для деятельности данной организации – несколько или много? Обладают ли эти элементы чертами сходства друг с другом или нет?
 (2) Меняются ли эти элементы медленно и предсказуемо или – часто и непредсказуемо?
  
 ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
 Неопределенность ОС – важнейший вероятностный фактор, влияющий на формирование орг. структуры и внутриорганизационное поведение. Организация в условиях определенной ОС будет управляться и контролироваться иначе, чем организация в условиях неопределенности. Это касается многих аспектов – таких, как должности и подразделения; орг. дифференциация и интеграция; процесс контроля; институциональное подражание (имитация); будущее планирование и прогнозирование. Для максимальной адаптируемости ко внешнему окружению современная организация должна иметь внутреннюю структуру, соответствующую окружающей среды и ее требованиям.
  
 ДОЛЖНОСТИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
 СТРУКТУРНАЯ СЛОЖНОСТЬ (ГЕТЕРОГЕННОСТЬ)
 По мере возрастания сложности внешнего окружения растет и количество должностей и подразделений в организации, что, в свою очередь, усиливает ее внутреннюю сложность. Эта взаимосвязь отражает сущность организаций как СИСТЕМ ОТКРЫТОГО ТИПА. Каждый сектор ОС требует сотрудников/подразделения для работы с ним.
 БУФЕРНЫЕ ЗОНЫ И ПОГРАНИЧНЫЕ УЧАСТКИ
 Традиционный подход адаптации к неопределенной среде заключается в создании так называемых буферных зон, специально занимающихся проблемой неопределенности. Выделяется техническое ядро организации, представляющее собой ее основную производственную деятельность. Буферные зоны окружают техническое ядро и осуществляют обмен материалами, ресурсами, денежными средствами между внешней средой и организацией. Они, таким образом, делают техническое ядро организации максимально закрытой системой, чтобы оно могло производительно трудиться. Так, отдел закупок предоставляет техядру сырье и материалы. Отдел кадров находит, нанимает и обеспечивает надлежащей подготовкой необходимый персонал. Отдел готовой продукции – хранит запасы, продает их потребителям, следя за тем, чтобы производственный процесс шел бесперебойно.
 Однако, новый и более современный подход предлагает организациям отказаться от буферных зон и открыть техническое ядро воздействию неопределенной среды. Отказ от буферных зон основан на теоретическом и практическом убеждении в том, что современная организация должна быть непосредственно соединена со своим потребителем и поставщиком, что эта связь даже важнее для нее с точки зрения будущего организации, чем показатели ее внутренней производительности и рентабельности. Современные организации имеют «группы реагирования», выезжающие к потребителям и обсуждающие с ними жалобы на продукцию (такие группы комплектуются из производственных рабочих). В других организациях организована телефонная связь с потребителями и поставщиками, причем звонят последним сами представители Ко, чтобы обсудить производственные проблемы. Такая максимальная орг. открытость делает Ко более гибкой и адаптивной. И практически все занятые в организации выполняют роль ПОГРАНИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (вспомните орг. подсистему пограничных зон из темы 1). Такое пограничное взаимодействие связывает организацию с ключевыми элементами среды, координируя с ними ее деятельность. Главной функцией пограничного взаимодействия становится сбор и обмен информации по следующим 2-м направлениям:
 (1) получить и ввести в организацию информацию относительно изменений в ОС;
 (2) дать информацию (относительно самой организации) окружающей среде с тем, чтобы представить свою Ко в максимально выгодном свете.
 Для получения важной информации персонал пограничного взаимодействия занимается сканированием внешнего окружения организации; например, отдел маркетинговых исследований отслеживает тенденции потребительских вкусовых предпочтений, а отдел НИОКР – новинки в области развития технико-технологического прогресса. Таким образом, благодаря пограничному взаимодействию руководство Ко всегда в курсе перемен в ОС, причем чем выше уровень ее неопределенности, тем больше роль пограничных зон.
  
 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ
 Другой реакцией Ко на неопределенность среды является уровень (степень) дифференциации и интеграции между ее подразделениями. Под орг. дифференциацией понимаются различия познавательных и эмоциональных ориентаций менеджеров различных функциональных подразделений Ко, а также различия в формальной структуре этих подразделений. В условиях сложной, быстро меняющейся среды орг. подразделения, чтобы справиться с высокой неопределенностью, движутся по пути узкой специализации, поскольку успех требует конкретных знаний и орг. поведения. Таким образом сотрудники отдела НИОКР по своим установкам, ценностям, целям и образованию уникальны и отличаются, скажем, от персонала отдела продаж.
 В исследовании П. Лоуренса и Д. Лорша анализируются орг. подразделения – производства, НИОКР и продаж в 10 организациях. Выяснилось, что каждое подразделение придерживается своей, отличной от других ориентации и орг. структуры для того, чтобы успешно взаимодействовать с секторами ОС. В схеме далее показана внешняя субсреда отделов маркетинга, НИОКР, производства, причем каждое подразделение взаимодействует с разными внешними группами. В таблице далее показаны различия между орг. подразделениями.
  
 Схема: Дифференциация орг. подразделений (в целях удовлетворения потребностей внешней субсреды)
   
 
 
  Президент         Отдел
 НИОКР Отдел
 производства Отдел
 продаж       научная
 субсреда: производственная
 субсреда рыночная
 субсреда:       * научные журналы * сырье * потребители * исследовательские центры * трудовые ресурсы * рекламные агентства * профессиональные ассоциации * поставщики * системы распределения (дистрибьютеры)   * производственное оборудование * конкуренты  
 Для успешной работы с научной субсредой отдел НИОКР ставит перед собой цели: высокое качество работы, долгосрочные горизонты видения (до 5 лет), неформальная структура; сотрудники, ориентированные на производственные задачи.
 У отдела продаж прямо противоположные задачи: цель – удовлетворение потребителей, краткосрочные перспективы (около 2-х недель), жесткая формальная орг. структура, высокая социальная ответственность.
   Таблица: Различия между орг. подразделениями по целям и ориентации
 Характеристики Отдел НИОКР Производственный отдел Отдел продаж Цели инновации, качество производительность / рентабельность производства удовлетворение потребителей Горизонты видения долгосрочные краткосрочные краткосрочные Межличностная ориентация преимущественно – на производственные задачи на производственные задачи социальная формализация орг. структуры низкая высокая высокая  
 Одним из результатов высокого уровня дифференциации становятся трудности в координации деятельности орг. подразделений.
 Под интеграцией здесь понимается уровень и качество сотрудничества между орг. подразделениями. При высоком уровне неопределенности среды быстрые перемены в ней требуют бо льшего количества информации для того, чтобы скоординировать деятельность подразделений, поэтому в таких условиях интеграция становится необходимым дополнением к орг. структуре компании: тех, кто осуществляет интеграцию, часто называют персоналом по связям или координаторами. В таблице далее показано, что организации, действующие в условиях высокой неопределенности ОС, с высокодифференцированной структурой выделяют на цели осуществления интеграции около 22% управленческого персонала. Организации же, действующие в условиях простой и стабильной среды, практически не выделяют менеджеров для этих целей. Таким образом, по мере того, как неопределенность среды возрастает, растет и дифференциация между орг. подразделениями, а это означает, что организации приходится выделять все больше менеджеров для осуществления координации.
 Таблица: Неопределенность окружающей среды и уровень орг. интеграции
   Производство пластика Производство продовольствия Производство контейнеров * неопределенность окружающей среды высокая умеренная низкая * дифференциация между подразделениями высокая умеренная низкая * процент управленческого персонала, занятый интеграцией 22% 17% 0%  
  
 В своем исследовании Лоуренс и Лорш сделали вывод: организации работают лучше, если уровни дифференциации и интеграции соответствуют уровню неопределенности ОС. Организации, успешно функционирующие в условиях неопределенной среды, имеют высокие уровни дифференциации и интеграции, а организации, успешно справляющиеся с менее неопределенным внешним окружением, напротив, имеют более низкий уровень этих показателей.
  
 Органический и механистический подходы к процессам управления
 Еще одной возможной реакцией организации на среду неопределенного характера является уровень формализации орг. структуры и параметры контроля за работой сотрудников. Делается вывод о том, что внешнее окружение взаимосвязано с внутренней структурой управления компании. При стабильном внешнем окружении внутриорганизационные процессы характеризуются отработанным правилами и процедурами, жесткой иерархией власти; в целом эти организации были высокоформализованы, а также централизованы (большинство решений принималось высшим руководством компании).Это механистические орг. системы.
 В условиях быстро меняющегося внешнего окружения внутриорганизационные процессы становятся более гибкими, свободными и адаптивными. Правила и регулирование часто не прописаны, а прописанное – не всегда соблюдается. Людям приходится самим соображать, что к чему в такой системе, и решать, что надо делать. Иерархия власти – не такая жесткая. Процесс принятия решений децентрализован. Такую систему управленческой структуры называют органической.
 В таблице суммируются различия между органическим и механистическим подходами к системам управления. По мере возрастания неопределенности среды организации становятся более органическими, с децентрализацией власти и делегированием полномочий нижним этажам управления; стимулированием самостоятельности сотрудников в решении производственных задач и кооперации труда между ними, а также – работы в группах; с неформальным подходом к распределению ответственности и производственных задач. Таким образом организация приобретает бо льшую гибкость и способность постоянно адаптироваться к изменениям внешнего окружения.
  
 < align=left>Таблица: Механистическая и органическая орг. формы
 Механическая Органическая (1) задачи делятся на специализированные узкие участки (1) все сотрудники работают над производственными задачами подразделения (2) задачи жестко распределены и определены (2) задачи адаптированы и перераспределены для выполнения рабочими группами (3) жесткая иерархия власти и контроля; действует множество правил и предписаний (3) иерархия власти и контроля менее жесткая; правил – немного (4) контроль и вся информация о выполнении производственных задач концентрируется на верху управленческой пирамиды (4) контроль и информация о выполнении задач может быть на любом уровне организации (децентрализация) (5) деловые коммуникации преимущественно вертикальные (5) деловые коммуникации – горизонтальные  
 Институциональная имитация/подражание – это новый подход, суть которого состоит в том, что в условиях высокой неопределенности организации мимикрируют или имитируют другие организации, успешно функционирующие в той же институциональной среде. Институциональная среда включает другие – сходные организации, оперирующие в той же области и имеющие дело с теми же сегментами потребителей, поставщиков и агентов по экономическому регулированию. Подражание или копирование может касаться орг. структуры, техники управления, стратегии. Из сегодняшней практики видно, что если какая-либо крупная организация вводит у себя какой-то новый отдел (напр., сбора («разведки») данных на конкурентов), то другие крупные организации, оперирующие в той же области, вскоре поступят аналогичным образом. Значит, организации, как и люди, подвержены воздействию модных поветрий! Из таковых (характерных для 1990-х гг.) отметим: поглощение других компаний (чтобы обеспечить себе растущие темпы роста); сокращение орг. размеров (чтобы убрать весь излишний персонал); «управление на ногах» («managingbywalkingaround» – MBWA); интрапренерство, т. е. стимулирование сдвигов и инновации изнутри организации.
 Планирование и прогнозирование
 Последний способ реагирования на неопределенность ОС – усиление планирования и прогнозирования развития внешнего окружения организации. При стабильной среде организация концентрируется на текущих задачах и показателях производительности / рентабельности. Долгосрочные планы и прогнозы необязательны, поскольку потребности окружающей среды остаются практически без изменений.
 С ростом неопределенности среды планы и прогнозы становятся жизненно необходимы для смягчения «ударов» из внешнего окружения. Поэтому в таких организациях обычно создается специальный отдел планирования. При непредсказуемой ОС специалисты такого отдела сканируют элементы среды и анализируют возможные меры на их изменение, а также – контрмеры других организаций. Плановики разрабатывают несколько вероятностных сценариев, в которые вносят коррективы по мере поступления дополнительной информации.
 Схема орг. реагирования на неопределенность окр. среды
 Схема далее показывает, как именно неопределенность ОС воздействует на орг. характеристики // параметры. 2 измерения (уровень изменений и сложности) комбинируются и на этой основе мы получаем 4 уровня неопределенности.
 При низкой неопределенности окружающая среда является простой и стабильной; в организации – несколько подразделений и механистическая структура.
 При умеренно-низкой неопределенности организации требуется бо льшее число подразделений, больше координаторов («интеграторов») деятельности этих подразделений. Здесь достаточно важно планирование и институциональная имитация.
 При умеренно-высокой неопределенности окружающая среда является нестабильной, но простой. Орг. структура – органическая и децентрализованная. Планирование – очень важный инструмент управления; менеджеры постоянно практикуют институциональную имитацию.
 При высокой неопределенности окружающая среда и сложная, и нестабильная; она наиболее сложна для управления. Организации – крупные (корпорации) с большим количеством подразделений; система управления – органическая. Проблемами координации и интеграции деятельности занимается большинство управленческого персонала, а организация использует инструменты пограничного взаимодействия, институциональной имитации, планирования и прогнозирования.
  
 Вероятностная схема орг. реагирования на неопределенность окружающей среды
   низкая неопределенность умеренно-низкая неопределенность   (1) механистическая, формальная, централизованная орг. структура (1) механистическая, формальная, централизованная орг. структура стабильная среда (2) несколько подразделений (2) много подразделений, некоторое пограничное взаимодействие   (3) отсутствие интеграции / координаторов (3) низкое распространение интеграции   (4) низкий уровень институциональной имитации (4) средний уровень имитации   (5) ориентация на текущие операции (5) некоторое планирование изменения в окр. среде умеренно-высокая неопределенность высокая неопределенность   (1) органическая, децентрализованная, партисипативная орг. структура, основанная на раб. группах (1) органическая, децентрализованная, партисипативная орг. структура, основанная на раб. группах нестабильная среда (2) несколько подразделений, пограничное взаимодействие (2) много дифференцированных подразделений, интенсивное пограничное взаимодействие   (3) низкое распространение интеграции (3) высокое распространение интеграции / координаторов   (4) быстрое распространение имитации (4) интенсивная имитация   (5) ориентация на планирование (5) интенсивное планирование и прогнозирование                                                      Простая                                                      Сложная   
                                                                      сложность окружающей среды
   Зависимость организации от ресурсов
 Итак, мы рассмотрели, как современные организации адаптируются к нехватке информации, а также – к неопределенности внешней среды, порождаемой изменениями орг. окружения и его сложностью (гетерогенностью). Теперь рассмотрим 3-ю характеристику взаимоотношений организации с ОС, которая влияет на организации, – это потребность в материалах (сырье и финансовых ресурсах), без которых компания не может существовать.
 Термин «ОРГ. Зависимость от ресурсов» означает, что организация зависит от окружающей среды, стремясь при этом приобрести контроль над ресурсами, чтобы минимизировать свою зависимость.
 Межорганизационные связи // взаимоотношения
 Устоявшиеся традиции основаны на конкуренции, максимальном индивидуализме («каждый за себя») и опоре на собственные силы // самообеспеченность. Сегодня организации все больше сотрудничают для повышения конкурентоспособности и для того, чтобы распределить между собой редкие ресурсы, вступая в различные союзы и коалиции, организуя совместные предприятия и т. д.; таким образом, результаты их функционирования приобретают глобальный характер.
 Межорганизационные союзы // «партнерства» выполняют задачи распыления риска при выходе на новые рынки, а также – снижения издержек и стимулирования орг. развития в выбранном секторе производства.
 Кроме того, в информационную эпоху глобального бизнеса западные компании быстро учатся «восточным хитростям», напр., использованию японской формы – т. наз. кэйрэтсу – системы, работающей на основе широкого субконтрактирования (между крупной корпорацией и средним / мелким бизнесом). Крупные корпорации в этой системе отношений покупают КПА друг друга, имеют взаимопереплетающиеся советы директоров и СП на основе долгосрочного (стратегического) партнерства. Возникает т. наз. семья компаний (на принципах взаимозависимости и взаимопомощи // поддержки друг друга). Один из наиболее ярких примеров – корпорация Митцубиси.
 Соотношение власти и зависимости
 Общий вывод по этой проблеме таков: если организации нужны ресурсы (особенно редкие), то она откажется от прежней независимости ради их приобретения, хотя это и приводит к частичной потере прежней автономии.
 Контроль над ресурсами окружающей среды
 Удовлетворяя свою потребность в ресурсах, организации могут попытаться удержать баланс между установлением союзов (и развитием связей) с другими организациями и своей независимостью. Причем такой баланс невозможен без модифицирования, манипулирования и контроля над другими организациями. Чтобы выжить, головная организация всегда пытается либо изменить положение (в свою пользу), либо установить контроль над элементами окружающей среды. Обычно для управления ресурсами компания практикует следующие 2 стратегии:
 (1) установить благоприятные связи с ключевыми элементами среды;
 (2) контролировать интересующую компанию область окружающей среды.
 Далее перечисляются основные виды техники реализации этих двух стратегий.
  
 Орг. стратегии для контроля над внешним окружением
 Установление межорганизационных связей Контроль над сферами окружающей среды (1) собственность (1) смена сферы (2) контролирование, СП (2) политическая деятельность, регулирование (3) кооптация, взаимопереплетающиеся директораты (3) профессиональные ассоциации (4) наём бывших руководителей из других компаний (4) нелегальные виды деловой активности (5) реклама, PR    
 Установление межорганизационных связей (5)
 (1) собственность – обеспечивается через покупку части акций компании или – всего КПА. Т. о. открывается доступ к ее технологии, продукции, другим ресурсам. Яркий пример 1990-х гг. – компании – производители компьютеров. Другая возможность – это поглощения или слияние компаний (поглощение осуществляется приобретением КПА, слияние – объединением 2-х и более организаций в новое образование). Формой поглощения, называемой горизонтальной интеграцией, считается, когда одна компания получает в собственность другую (через КПА) в том же самом виде бизнеса. При вертикальной интеграции приобретаемая (через КПА) компания либо поставляет головной компании сырье и материалы, либо занимается распределением / дистрибьютерской деятельностью продукции, выпускаемой головной компанией.
 (2) контрактирование, совместные предприятия – также снижают неопределенность ОС (через легальные «обязывающие» связи с другой фирмой (-ами). Контракты осуществляются в форме лицензий (т. е. покупки прав на использование определенных активов – например, новых технологий  на конкретный период времени, а также в форме соглашений с поставщиками, т. е. контрактом на подажу продукции одной компании другой компании. Контракты обеспечивают долгосрочную безопасность существования бизнеса, увязывая воедино потребителей и поставщиков с определенными объемами продукции по установленным ценам.
 В СП организации делят между собой риски и издержки реализации крупномасштабных проектов и/или инноваций. СП способствуют контролю организаций над средой, однако при этом нередко происходит ослабление контроля за своей собственной продукцией (или даже – за стратегическим направлением развития организации).
 (3) кооптация, взаимопереплетающиеся директораты – кооптация происходит, когда лидеры важнейших секторов ОС становятся частью организации (например, когда наиболее влиятельные потребители или поставщики назначаются в Совет директоров компании – так, высший менеджер ТНБ может занимать кресло в Совете директоров крупной корпорации-поизводителя).
 Взаимопереплетающиеся директораты представляют собой такие связи, при которых член Совета директоров одной компании заседает в Совете директоров другой компании. Существуют 2 формы такого взаимопереплетения:
 (а) прямое – когда отдельный индивидуум одновременно заседает в 2-х (и более) Советах директоров;
 (б) косвенное – когда директор компании «А» и директор компании «В» оба являются директорами компании «С».
 Как показывают исследования 1990-х гг., по мере нарастания финансовых трудностей у компании, она увеличивает количество прямых взаимопереплетений с финансовыми организациями, а также и косвенных – с фирмами-конкурентами.
 (4) наём (привлечение) руководителей из других компаний – например, в аэрокосмической отрасли любят брать на работу уволившихся высших чинов из Министерства обороны, имеющих личные связи в своем бывшем ведомстве (которые они и используют для реализации целей своей новой организации); кстати, компании, не имеющие подобные личных контактов, практически никогда не получают военных заказов.
 (5) реклама; связи с общественностью (PR) – вполне традиционные пути установления благоприятных взаимоотношений с ОС, посредством которых оказывается влияние на вкусы и предпочтения потребителей. Реклама особенно важна в высококонкурентных сферах потребительского производства, а также в тех областях, в которых спрос переменный. В том же направлении работают и PR, создавая благоприятный имидж организации и позитивное общественное мнение относительно ее деятельности.
 Таким образом, в арсенале современной организации находится немало техник установления благоприятных взаимоотношений со средой, благодаря которым компания обеспечивает себя редкими ресурсами, снижая уровень своей зависимости от ОС. Яркий пример – многообразные связи между кинокомпаниями и индустрией домашнего видео (с 1980-х г.), которые продолжают развиваться во избежание высоких рисков и для самообеспечения (редкими) ресурсами.
 Контроль над сферами окружающей среды (4)
 Помимо установления благоприятных связей для получения ресурсов организации обычно предпринимают усилия, направленные на изменение внешней среды. Для этого используют следующие 4 вида техники:
 (1) смена сферы деятельности – выбор возможен между описанными выше 10-ю секторами внешнего окружения организации. При этом поиск ведется в направлении менее конкурентной области, где ниже уровень государственного регулирования, поставщики в изобилии, а потребители – богаты.
 При смене сферы деятельности обычно применяют 2 вида техники:
 (1)              ;             &nbs p;            поглощение
 (2)              ;             &nbs p;            лишение (прав).
 То есть компания приобретает КПА других (-ой) компании, оперирующих в иной сфере, где возможности лучше, а риск ниже, и перебрасывает туда свои ресурсы.
 (2) политическая деятельность, регулирование основаны на технике влияния на гос. законодательство и регулирование. Организации платят лоббистам, которые и отстаивают их интересы в государственных законодательных структурах. Кроме того, лоббировать интересы своих организации все больше берется их высшее руководство – богатые и известные бизнесмены. Подобная деятельность по «неформальному лоббированию» входит в спецификацию рабочего места любого высшего руководителя важнейшей, пусть и неписанной, частью. Подобную политическую стратегию используют для создания экономических барьеров на пути своих новых конкурентов или для ослабления действия неблагоприятного законодательства.
 (3) профессиональные ассоциации также важны, поскольку бо льшая часть усилий по оказанию воздействия на ОС не может не осуществляться совместно организациями, имеющими одинаковые экономические интересы. Вступая в различные профессиональные ассоциации, компании могут перераспределять ресурсы, лоббировать свои интересы по изменению законодательной базы, способствовать введению нового экономического законодательства и регулирования, проводить масштабные кампании по связям с общественностью и т. д.
 (4) нелегальные виды/формы деловой активности – последняя техника, применяемая организациями для установления контроля над внешней средой (причем, вопреки многим расхожим воззрениям, весьма популярная в цивилизованном мире). Она включает в себя взятки иностранным правительствам, нелегальное перечисление средств на политическую деятельность, подарки и подношения, нелегальную продажу информации и пр. Причем чем острее рыночная ситуация (падающий спрос, нехватка ресурсов, стачки и забастовки), тем выше уровень нелегальных форм деловой активности, чтобы преодолеть условия нехватки ресурсов. Кроме того, незаконная сторона деловой активности часто включает в себя сговор по ценам, круговую поруку, дележ рынков сбыта, незаконные слияния, отказ от переговоров, возведение нелегальных барьеров на пути проникновения в отрасль новых конкурентов.
  
 Контрольные вопросы для самоподготовки по теме лекции 3:
 1. Определите окружающую среды организации. Правомерно ли включать в нее только те элементы, которые фактически взаимодействуют с данной организацией?
 2. Что понимается под неопределенностью окружающей среды? Что именно оказывает бо льшее влияние на неопределенность – сложность (гетерогенность) среды или уровень ее изменчивости? Почему?
 3. Почему сложность (гетерогенность) окружающей среды ведет к орг. сложности?
 4. Является ли смена сферы деятельности организации подходящей стратегией для управления угрожающей внешней средой? Ответ поясните.
 5. Опишите дифференциацию и интеграцию. При каком виде / типе внешней среды дифференциация и интеграция будут максимальными? минимальными?
 6. Что такое органическая организация? механистическая организация? Каким образом внешняя среда влияет на органические и механистические орг. структуры?
 7. Представьте, что Вы получили задание сделать расчеты по соотношению всех сотрудников в штате организации к ее производственным рабочим в 2-х организациях, первая из которых оперирует в простом и стабильном окружении, а вторая – в сложном и изменчивом. Как Вы думаете, в чем смысл Вашего задания? В чем, на Ваш взгляд, будет основное различие этих показателей по 2-м организациям?
  
 Основополагающие категории лекции 3:
 Окружающая среда – под ней понимаются все элементы, существующие за границами организации и способные оказывать воздействие как на организацию в целом, так и на ее отдельные части.
 Сфера организации – это выбранное ею в ОС поле действий, то есть та территория, на которой организация оперирует и взаимодействует через выпускающие его продукцию и обслуживаемые ею рынки. Орг. сфера определяет место организационной ниши, а также те внешние сектора, с которыми организация взаимодействует для реализации своих целей.
 Сектор окружающей среды – подразделения внешней ОС, содержащие сходные элементы; для каждой организации следует проанализировать следующие 10 секторов: производственный, сырья, человеческих ресурсов, финансовых ресурсов, рыночный, технологический, экономических условий, правительственный, социо-культурный и международный.
 Неопределенность ОС как одна из базовых категорий теории организации означает, что при принятии решений необходимая информация по факторам окружающей среды отсутствует, а потому управляющим чрезвычайно трудно предсказать направления изменений своего внешнего окружения.
 Орг. дифференциация – здесь под ней понимаются различия познавательных и эмоциональных ориентаций менеджеров различных функциональных подразделений компании, а также различия в формальной структуре этих подразделений.
 Орг. интеграция – здесь под ней понимается уровень и качество сотрудничества между орг. подразделениями.
 Институциональная имитация – это новый подход, суть которого состоит в том, что в условиях высокой неопределенности организации мимикрируют или имитируют другие организации, успешно функционирующие в той же институциональной среде.
 Орг. зависимость от ресурсов означает, что организация зависит от окружающей среды, стремясь при этом приобрести контроль над ресурсами, чтобы минимизировать свою зависимость
 Кооптация – происходит, когда лидеры важнейших секторов ОС становятся частью организации (напр., когда наиболее влиятельные потребители или поставщики назначаются в Совет директоров компании – так, высший менеджер ТНБ может занимать кресло в Совете директоров крупной корпорации-производителя).
 Лекция 4. Проблемы общеорганизационного роста, оптимизации масштабов деятельности и управления жизненным циклом
  
 Тема 4 изучает вопрос больших и малых организаций с точки зрения оптимизации орг. размеров. Здесь будет введено понятие бюрократии, показана взаимосвязь между бюрократией и масштабами организации, а также ее ростом, спадом производства и основными производственными показателями. Разбирается критика бюрократии, определяются характеристики организаций, которые не должны иметь бюрократический аппарат.
 Общая тенденция хозяйственного развития последних 20-ти лет – разукрупнение, минимизация размеров / масштабов и бюрократии для придания бизнесу гибкости и восприимчивости к быстроменяющимся требованиям современного рынка эпохи И. Р. Еще в 1970-е и частично в 1980-е гг. большим, крупным организациям отдавалось явное предпочтение, но с 1990-х гг. все больший интерес уделяется компаниям с небольшими размерами.
 Главным атрибутом крупной компании, безусловно, является бюрократия – со всеми ее достижениями и недостатками (в том числе низкой производительностью, жесткостью, унижающей рутинной работой), которые разъединяют организацию и ее потребителей. Здесь мы рассмотрим, каким образом размеры организации связаны с ее структурными характеристиками. Размеры / масштабы организации относятся к контекстуальным переменным, которые оказывают воздействие на орг. дизайн и весь процесс функционирования (как и другие контекстуальные переменные – технология, внешняя среда, цели).
  
 Масштабы организации:
 чем больше, тем лучше? или – нет?
 Подобная постановка вопроса связана с выявлением причин того, почему многие организации испытывают потребности в росте / укрупнении.
 Причины, по которым организации должны расти и укрупняться в размерах, следующие:
 (1) Цели организации, в том числе мечта каждого бизнесмена попасть в первые 500 компаний рейтингового листа журнала «Fortune», реализация которой требует расти быстро, превращаясь в крупную компанию.
 (2) Возможности продвигать руководителей по службе абсолютно необходимы, чтобы привлекать и удерживать менеджеров экстра-класса.
 (3) Здоровая экономика организации, как показал профессиональный опыт многих руководителей высшего звена, также обусловливает необходимость расти, расширяться, укрупняться. Прекратить рост, остаться на одном стабильном уровне для организации равносильно потере жизнеспособности, потому что другие копании обязательно этим воспользуются и обойдут ее, увеличив свою долю рынка за ее счет. Кроме того, при крупных размерах возможна экономия на издержках. Укрупнение способствует росту доходов компании, поскольку бо льшие размеры обеспечивают организации бо льшую власть над рынком.
 Сопоставление крупного и мелкого бизнеса
 Вопрос об оптимальных для глобальной внешней среды размерах организации отражен ниже.
  
 Основные различия между крупными и мелкими компаниями
 Крупные компании Мелкие компании * экономия на издержках * гибкость, восприимчивость (к переменам) * глобальный подход * региональный подход * вертикальная иерархия, механистическая организация * «плоская» орг. структура, органическая организация * комплексная / сложная структура * простая структура * стабильный рынок * поиск своей ниши на рынке * «люди фирмы» / принадлежность к корпорации * «антрепренеры» / предпринимательство (предпринимательская жилка как основная характеристика сотрудников) Крупные организации обладают огромными ресурсами и способны экономить на издержках; они-то и участвуют в глобальной конкуренции.
 Крупные компании, как правило, стандартизированы, принадлежат к механистическому типу управления; это – сложные структуры (в их рамках существуют сотни специальностей для реализации комплексных задач и производства сложной продукции). Именно крупные организации вносят стабильность в положение на рынках на многие годы. У них четкие стандарты относительно продвижения по службе, роста зарплаты, поощрения за выслугу лет.
 Мелкие организации обладают важнейшими для конкуренции эпохи И. Р. параметрами – гибкостью и восприимчивостью к переменам быстро изменяющихся рынков. Главная стратегия – поиск своей рыночной ниши. Как показали исследования 1990-х годов, в 63-х из 67-ми отраслей промышленности крупнейшие компании оказались отнюдь не самыми прибыльными (и более того, у львиной доли из них норма прибыли не доходила даже до средних по отрасли показателей). Мелкие организации обладают «плоской» структурой, органическими системами управления, свободным стилем управления, что не может не стимулировать предпринимательскую жилку и дух новаторства. Мелкая компания может специализироваться на каком-то одном виде производства и добиться невиданных успехов. А чувство личной причастности к делам компании формирует у ее сотрудников высокую мотивированность поведения и ответственности за порученное дело.
 Гибридная / комбинированная структура возникла на основе соединения крупной и мелкой форм. Парадокс заключается в том, что все преимущества мелкого бизнеса и его успехи приводят к неизбежному росту и превращению в крупную компанию, со всеми вытекающими из этого проблемами (в том числе ужесточением системы управления, вертикальной иерархией и т. д.). Решение же данного парадокса – в гибридной форме, которая соединяет ресурсы крупной компании с простотой структуры и гибкостью производства мелкой компании. И этот подход берется за основу все бо льшим количеством компаний (AT&T; Hewlett-Packard; GeneralMotorsetc.). Реализация данного подхода на практике требует крупномасштабной реорганизации, когда компания разбивается на группы мелких компаний со всеми их преимуществами и свойственным мелкому бизнесу образом мышления. Менеджеры при этом получают свободу действий; у каждой такой группы – свои прибыли и убытки, планирование, вспомогательные службы. На возникающих в результате разделения новообразованиях – предприятиях и заводах трудится не более 300–400 человек. Орг. структура штаба корпорации становится «плоской» (немногоуровневой), всего по нескольку высших менеджеров на каждую 1000 человек, занятых в корпорации.