<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 ****По материалам Ахиезер А С Россия критика исторического опыта — М Изд-во ФО СССР, 1991 - Т 1 — С 208, Рынок и реформы в России истори­ческие и теоретические предпосылки — М Мосгорархив, 1995— С 21, История России XIX — начала XX в Учебник для исторических факультетов университе­тов — М Зерцало, 1998 — С 254—255
 
 
 
 Здесь мы наблюдаем двусторонний про­цесс, показывающий, что правитель­ственная линия все-таки победила, хотя и временно.
  Александр II
 
 Что касается неудовлетворенности консервативных помещиков, то их на­строения довольно мужественно выра­зил обер-прокурор Синода К. П. Побе­доносцев. Он так характеризовал Алек­сандра II в письме наследнику престо­ла: это "жалкий и несчастный человек, в руках его распалась и рассыпалась власть, и царство его, может быть, не по вине его, было царством лжи и ма­моны, а не правды*.
 "Успокоение" не могло быть дли­тельным потому, что основные противо­речия крестьянской страны не были раз­решены:
 — сохранилась крупная помещичья соб­ственность на землю;
 — земля не стала абсолютно свобод­ным объектом рыночного перераспределе­ния, хотя степень этой свободы выросла неизмеримо;
 — сохранилась нерыночная общинная форма крестьянского землевладения, со­здающая препятствия для быстрого развертывания рынка рабочей силы, хотя зачаточные его формы все же появились;
 — политическое устройство России — абсолютная монархия — не со­здавала достаточного простора для развития буржуазных производствен­ных отношений.
 Крестьянская реформа создавала определенные предпосылки для развития капиталистических отношений, но не обеспечила условий для системного их развития.
 Это обстоятельство привело к тому, что все остальные реформы 60—70-х годов, которые мыслились как системные, системы все-таки не создали, хотя усилий было сделано много. Были проведены рефор­мы местного самоуправления, земская (1864) и городская (1870); су­дебная (1864); реформы в области образования (1863—1864) и печати (1865); наконец, военная реформа (1861—1874). Благодаря этим рефор­мам Россия становилась страной гражданских свобод. Становилась, но не стала. Иначе невозможно было бы корректно объяснить ни народных выступлений в годы революции 1905—1907 годов, ни последовавших за ними очередных попыток "революционизировать сверху" систему производственных отношений в годы столыпинских реформ.
 Что касается отношения народа и интеллигенции к реформатор­ским усилиям верхов, то особой благодарности к ним они не испыты­вали. Внешним проявлением отношения к царю-освободителю стала трагическая гибель Александра II от бомбы террориста 1 марта 1881 года, после которой ничего не произошло.
 Много было препятствий на пути капиталистического хозяйствова­ния. Были затруднения, так сказать, "технического порядка": в сере­дине века в
 * Цит. по: Лекции по истории России.— Новосибирск: НГУ, 1996.— Ч.2,—С. 75.
 
 
 России только 6 % населения были грамотными*, хотя в это и трудно поверить. Капиталистическая экономика, имея дело с рыночными категориями, предполагает более высокую степень грамот­ности населения и уж неизмеримо более высокий уровень развития интеллектуального потенциала общества. К концу века в России было чуть более 20 тысяч человек с высшим образованием, из них 4 тысячи инженеров и около 3 тысяч человек с учеными степенями и званиями.
 Дефицит знаний сопровождался вечным дефицитом денег. Крым­ская война поставила страну на грань финансового банкротства: за три года (1853—1856) дефицит государственного бюджета вырос почти в 6 раз (с 52 до 307 миллионов рублей). Как и раньше львиная доля рас­ходов бюджета приходилась на военные цели. Вообще за XIX век бре­мя военных расходов составляло около 35 % всех бюджетных ассигно­ваний, не считая иностранных займов, трудовых повинностей, затрат народа на постой, войск. При всех демагогических намерениях, направ­ленных на просвещение народа, народное просвещение получало из бюд­жета только 1 % всех расходов. Перед самым освобождением 2/3 всех дворянских имений числилось в залоге. А ведь движение к капитализ­му, как и к любому иному цивилизованному обществу, невозможно без затрат**. Частный капитал не мог осуществлять значительных инве­стиций в реальный сектор без развитой кредитной системы. Русские реформаторы это прекрасно поняли, поэтому в ходе реформ одной из самых острых стала задача финансовой реформы.
 Еще в 1859 году специальная правительственная комиссия выска­залась за учреждение частных коммерческих банков европейского об­разца. 2 июля 1860 года был создан Государственный банк России с пра­вом выдавать краткосрочные ссуды и совершать иные банковские опе­рации. Ему передавались вклады старых банков Заемного и Коммер­ческого. Нет, это еще не означало создания двухуровневой банков­ской системы: Государственный банк не стал "банком банков", кото­рых еще просто не было. Это был коммерческий и эмиссионный банк, принадлежащий государству.
 Другой важной мерой было упорядочение бюджетного дела. По за­кону 1862 года единственным распорядителем бюджетных средств стало Министерство финансов. Бюджет стал гласным и публиковал­ся в газетах. В 1864 году учреждена новая система государственного контроля над прохождением бюджетных средств, в губерниях были созданы контрольные палаты, подчиняющиеся только Государствен­ному контролеру империи. Были упорядочены прямые налоги. В 1870 году введен государственный налог на землю, который платили все соб­ственники земли независимо от сословной принадлежности. Ставка на­лога зависела только от качества угодий и была вообще-то по силам даже мелким собственникам (от 0,25 до 10 копеек с десятины). В 1863 году были, наконец, отменены винные откупа*** — предмет вожделе­ний русских коммерсантов. Зато введена единая система акцизов и патентных сборов: правительство прекрасно знало, что водка в Рос­сии — самый неэластичный по спросу товар.
 * Горчаков Р. С. Экономическая история зарубежных стран. Эпоха докапитали­стических формаций и домонополистического капитализма. Краткое учебное по­собие.— Л.: ЛГУ, 1964.— С. 69; Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опы­та.— М.: Изд-во ФО СССР, 1991.— Т. 1.— С. 69.
 ** Вообще, бесплатно в этой жизни нельзя получить ничего. Даже любви.
 *** В конце 50-х годов XIX века в стране произошли десятки народных выступ­лений, направленных против винных откупщиков с битьем и разгромом винных лавок и прочими эксцессами.
 Все бы было хорошо, но несправедливость налогообложения остава­лась вопиющей, ведь основными статьями доходов казны оставались по­душная подать, введенная еще Петром I, и косвенные налоги. А их пла­тили русские крестьяне, которые и без того были обременены оброч­ными и выкупными платежами. В отличие от, скажем, судебной ре­формы, вводившей суд присяжных*, сделавшей суд несословным и со­стязательным, финансовая реформа оказалась самой скромной и по­ловинчатой.
 Тем не менее проблема мобилизации сбережений граждан для ин­вестиционных целей оставалась нерешенной. Мелкие сбережения прак­тически не превращались в инвестиционный ресурс. Только в 1862 году был принят устав городских сберегательных касс, общее управление которыми возлагалось на Государственный банк.
 В 1863 году появилась первая банковская организация, основанная на частной инициативе — Санкт-Петербургское общество взаимного краткосрочного кредита.
 1 ноября 1864 года произошло событие, которое должно стать про­фессиональным праздником русских банкиров,— был открыт первый в ис­тории России Акционерный Санкт-Петербургский частный коммерчес­кий банк. Банк полноценный, профессиональный, с современным на­бором операций и с соответствующими подразделениями. Правда, я должен огорчить "сверхпатриотов", если таковые есть среди читате­лей: основателями этого банка были группа петербургских биржеви­ков во главе с Розенталем и немецкая банкирская фирма Мендель­сона. Но пусть "радует" то, что основными вкладчиками и дебитора ми банка были русские промышленники и оптовые торговцы. И тут — как прорвало. В 1866 году основан Купеческий банк в Москве, в 1867 — частные коммерческие банки в Киеве и Харькове, в 70-е годы князь А. И. Васильчиков начинает организацию дешевого кре­дита для крестьян — кредитных товариществ по типу народных бан­ков Г. Шульце-Делича в Германии. Банковское дело становилось пре­стижным и доходным бизнесом. В 1873 году в стане функционирова­ло уже 39 акционерных коммерческих банков с суммарным основным капиталом в 1,06 миллиарда рублей. Для сравнения: основной капи­тал Государственного банка составлял 211 миллионов рублей.
 Правительство вовремя принялось за создание нормативной базы кредитного дела. В 1872 году были опубликованы временные правила учреждения и деятельности банков. Собственный капитал банка при его учреждении должен был быть не менее 50 тысяч рублей. Разреша­лась эмиссия акций стоимостью не более 250 рублей каждая. Банкам было запрещено покупать недвижимость, кроме необходимого для осуществления уставной деятельности. Было запрещено выдавать пре­мии из прибыли на учредительские паи и акции. Все это должно было гарантировать стабильность нарождавшейся банковской системы и обеспечить интересы вкладчиков. Но не тут-то было. Законы рынка оказались весьма грозным соперником нормативному творчеству пра­вительства.
 Хотя правительство, обеспокоенное банковским грюндерством, и решило приостановить в 1872 году учреждение новых коммерческих банков в столицах и в тех городах, где существовал хотя бы один акционерный банк,
 
 * Суд присяжных был воспринят общественностью неоднозначно. А когда в 1878 году суд оправдал В. Засулич после ее покушения на жизнь петербургского градоначальника, многие стали считать суд присяжных богопротивным и неспра­ведливым.
 
 
 банковские крахи не заставили себя ждать. В 1875 году "лопнул" крупный Московский коммерческий ссудный банк, связанный с многими другими столичными банками. В следующие три года обанкротилось еще 7 банков. К тому же российский кредит­ный рубль инфлировал на глазах, чему способствовали дефицит го­сударственного бюджета, усугубившийся в годы русско-турецкой войны 1877—1878 годов. 1 января 1878 года курс кредитного рубля равнялся 69,1 золотой копейки. Хотя такого рода пониженный курс и был выгоден должникам государства, в основном помещикам и экспортерам хлеба — тем же помещикам, он сдерживал инвестици­онную активность предпринимателей.
 Бизнесмены и общественность были полны пессимизма по отно­шению к кредитным институтам. Нужна была новая реформа денежно-кредитной сферы. Начало реформе — весьма длительному процессу — положил указ о погашении долга казны Государственному банку (1 января 1881 года). Основные мероприятия кредитно-денежной ре­формы пришлись на годы царствования Александра III (1881—1894).
 Убийство Александра II подвело черту под непродолжительной по­лосой прогрессивных реформ. Именно в день убийства царь подписал документ о созыве Всероссийского земства — прообразе российского парламента. Понятно, что ход этому документу так и не был дан. Многие действия Александра III вполне могут считаться "контрреформами". Возросла роль полиции, в том числе и в судопроизвод­стве, дворяне получили главенство в земствах, практически была ликвидирована университетская автономия, вновь забушевала цензу­ра, началась насильственная русификация национальных окраин. Но в области финансов и кредита царь вынужден был проводить поли­тику, соответствующую интересам российских предпринимателей и перспективам модернизации экономики. Ведь он при всей своей ре­акционности не был врагом себе. К счастью, экономическая полити­ка часто зависит от объективных тенденций, а не от желаний поли­тиков (если, конечно, они нормальные люди). А прогрессивные из­менения происходят не "из-за" правителей, а "вопреки" им.
 В 1882 году был создан Крестьянский поземельный банк для кре­дитования крестьян, который позже, при П. А. Столыпине, сыграл свою положительную роль. В 1885 году с теми же целями был основан Дворянский банк. В 1883 году возобновлено учреждение акционерных коммерческих банков. Правда, еще в 1895 году сумма срочных вкладов в Государственном банке превышала сумму вкладов во всех акционер­ных банках России: сказывалось особое доверие населения к государ­ственному учреждению (или недоверие к частному).
 Тогда же, в 1883 году, был объявлен обязательным выкуп земли временнообязанными крестьянами (мы уже отмечали, что их остава­лось еще 15 %). Годом раньше выкупные платежи были понижены (пра­вительство исходило из того, что в полной мере их все равно не полу­чить). Наконец, 14 мая 1883 года была отменена подушная подать для основной массы крестьян, просуществовавшая с 1719 года. Облегчение для крестьян было огромное — они освободились от уплаты почти 53 миллионов рублей в год*. Эти средства были вполне компенсированы подоходным земельным налогом (1875), акцизами и введенным в 1898 году государственным промысловым налогом, которым облагались не предприниматели, а предприятия (государство взимало менее 20 % прибыли — вполне приемлемая ставка).
 * Все-таки трудно определить, кто из русских правителей был реакционером, а кто не был им, думается, что и "контрреформы" — это не прекращение ре­форм, а продолжение их иными средствами.
 Теперь надо было "подлечить" денежное обращение. В 1884 году ми­нистр финансов Н. X. Бунге, убедившись в невозможности стабилиза­ции рубля на прежней серебряной основе, перешел к политике деваль­вации и взял курс на золотую валюту. Началось накопление золота в Государственном банке. Были увеличены таможенные пошлины, кото­рые стали взиматься в золоте. Облигации государственного займа тоже продавались за золото. Преемник Бунге, И, А. Вышнеградский продол­жил политику девальвации. В июне 1887 года один серебряный рубль был приравнен к 1,5 кредитным рублям. При Вышнеградском началась самая настоящая хлебная экспансия на Запад. Нужно было золото, и именно он выдвинул лозунг "недоедим, а вывезем"*. В 1888 году был ликвидирован дефицит государственного бюджета. Успех окрылил. Ми­нистерство финансов взяло курс на мобилизацию даже мельчайших вкладов населения для укрепления финансово-кредитной системы. В 1889 году Государственному банку было разрешено открывать сберкассы при почтовых отделениях, на фабриках и заводах, позже — при любых уч­реждениях и заведениях (1895), при управлениях железных дорог (1900), на судах военного флота и даже в школах (1902).
 В 1891 году был введен почти запретительный протекционистский таможенный тариф: обложение достигало 33 %, а по некоторым това­рам — 100 % стоимости ввозимого товара. Выгоднее стало ввозить ка­питалы, а не товары. Активный торговый баланс и устойчивый курс рубля поддерживался экспортом хлеба.
 Но вот какая случилась незадача: в те времена никто не слышал слова "монетаризм", однако политика Бунге и Вышнеградского была явно монетаристской. Министры финансов преувеличивали значение финансовой стабилизации, отдавая ей ведущую роль. Реальному сек­тору экономики правительство уделяло куда меньшее внимания. Ре­зультаты сказались очень быстро: голод 1891 года стал настоящим кош­маром, приведшим людей к каннибализму**.
 Вышнеградский ушел в отставку по болезни. Министром финансов стал выдающийся государственный деятель России Сергей Юльевич Витте. С. Ю. Витте прекрасно понимал, что значит для рыночной эко­номики, к которой он стремился привести Россию, денежная стаби­лизация, он стал продолжателем начатого предшественниками дела. Но придя к должности министра финансов из производственной сферы (он долго работал на железной дороге, а потом стал министром путей сообщения), Витте всю свою финансовую политику направлял на сти­мулирование производственных инвестиций, прекрасно понимая, что экономический рост есть функция инвестиций***.
 Делая порученное ему дело, он был достаточно безжалостен по от­ношению к налогоплательщику. В период его пребывания в должности министра (до 1903 года, после чего он стал главой правительства) на­логи в общей сложности выросли на 12 %. Он был большим любителем вводить новые косвенные налоги и очень жалел впоследствии, что не успел ввести налог на соль и на освобождение от воинской повин­ности.
 
 
 * Лященко П. И. История народного хозяйства СССР.— М.: Госполитиздат, 1956.-Т. 2.- С. 181.
 ** Помощь голодающим в России была организована во многих странах мира.
 *** С. Ю. Витте был и крупным ученым-экономистом, автором конкретно-эко­номических ("Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов") и по­литико-экономических ("Национальная экономия и Фридрих Лист") работ.
 
 
 Проводя протекционистскую политику, он добился от царя права повышать таможенные тарифы для тех стран, которые препятствовали российскому экспорту. В 1894 году Витте вводит казенную винную мо­нополию, значительно укрепившую российский государственный бюджет.
 Витте и его сотрудники по министерству финансов работали весь­ма профессионально, хорошо следили за рыночной конъюнктурой, внимательно и тонко регулировали валютный курс интервенциями или рестрикциями. Так, осенью 1894 года, когда появились симптомы по­нижения курса рубля на берлинской бирже, Витте распорядился ску­пить у спекулянтов 300 миллионов кредитных рублей. Операция оказа­лась удачной. При Витте резко вырос оборот Государственного банка (в 7,5 раз в 1896 году по сравнению с 1870 годом). Золотой запас с 1888 года вырос в 3 раза и достиг 814 миллионов рублей. Росла и соб­ственная добыча золота. К 1897 году Россия обеспечивала 17,2 % ми­ровой добычи золота. Среднегодовая добыча в середине 90-х годов со­ставляла более 42 тонн. Кроме того, Россия ежегодно получала при­мерно по 100 миллионов рублей иностранных кредитов, преимуще­ственно в золоте. Все было готово, чтобы перейти к золотому денежно­му обращению, наименее инфляционному и наиболее стабильному*.
 3 января 1897 года Государственный совет принял закон "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет". Таким образом в России был установлен золотой стандарт. Банкноты были в очередной раз деваль­вированы и стали обмениваться на золото по курсу: 1 кредитный рубль на 66,66 копейки золотом. Рублевая эмиссия до 600 миллионов рублей покрывалась золотом на 50 %, а вся дополнительная эмиссия — на 100%.
 Реформа была осуществлена очень аккуратно и безболезненно. Она не носила конфискационного характера и практически не вызвала чьего-либо недовольства. Россия обеспечила себе стабильность денежной сферы по крайней мере до русско-японской войны 1904—1905 годов и пер­вой русской революции. Финансово-кредитный кризис лета 1899 года, носивший объективно-циклический характер, был преодолен доволь­но легко. Витте инициировал создание "биржевого красного креста", который представлял собой синдикат частных банков, созданный для поддержания курсов ценных бумаг российских предприятий и государ­ства.
 Реформа образования и школьная политика Витте привели к тому, что возросли грамотность и образованность россиян. В 1897 году была проведена перепись населения, которая показала, что грамотных в де­ревне теперь стало 23,8 %, а в стране — 28,4 %**. За неполных 40 лет число лиц с высшим образованием выросло в 10 раз: с 20 тысяч до 200 тысяч человек.
 На первый взгляд все шло как нельзя лучше: свободные крестьяне начали пополнять ряды молодого российского пролетариата, финан­сово-кредитная инфраструктура складывалась, население училось чи­тать и писать, банкиры и чиновники богатели, так что средства для инвестиций уже могли появиться. Стало быть, Россия становилась капиталистической. Не будем торо­питься с ответом. Рассмотрим этот вопрос по пунктам.
 
 * Современная экономическая теория более скептически относится к возмож­ностям золотого обращения, но в конце XIX века "металлистическая" доктрина денег все еще была жива.
 ** В 1890 году в Японии посещали школу 90 % мальчиков. В Англии и Голлан­дии в том же году 90 % населения были грамотными.
 
 
 Обложка книги В. И. Ленина "Развитие капитализма в России"
 
 
 
 
 
 
 1. В 1897 году деревенское на­селение составляло 87,2 %. Соб­ственно крестьяне составляли 77,1 % населения. Крестьяне уже были довольно дифференцирова­ны в социальном смысле: 16,5 миллиона крестьян имели земель­ный надел в 1 десятину; такой надел не обеспечивал даже про­стого воспроизводства крестьянс­кого хозяйства. Пятая часть крес­тьян оказалась вовсе безземель­ной. Тем не менее, крестьяне дер­жались и за землю, и за общину, надеясь на ее помощь в экстре­мальных ситуациях. Между про­чим, еще в начале 90-х годов пра­вительство и не думало распро­щаться с общиной. Напротив, 14 декабря 1893 года был принят закон, запрещавший выход из
 
 
 общины тем крестьянам, которые досрочно погасили выкупные пла­тежи.
 2. Население за 40 лет увеличилось почти вдвое за счет крестьян (с 74 миллионов до 126 миллионов человек). На первый взгляд — это бла­гоприятный результат реформ. Но, к сожалению, Россия подтвержда­ла некоторые мальтузианские идеи: положение крестьян ухудшилось ввиду крайне низкого темпа роста производительности труда. За счет хлебопашества крестьянин покрывал от четверти до половины своих по­требностей, а часть своей продукции продавал, сокращая потребление, но не ради товарного обмена на другие продукты, а ради уплаты пода­тей и налогов1. Иначе говоря, покупательная способность основной массы населения не только не росла, но и падала.
 3. В сельском хозяйстве 30 тысяч помещиков и 10 миллионов крес­тьян имели примерно одинаковое количество земли — по 70 милли­онов десятин2. Помещики оставались главными собственниками зем­ли, и преувеличивать процесс "помещичьего обезземеливания" не сто­ит, хотя нужно знать и то, что "дворянский клин" за 20 последних лет XIX века сократился на четверть.
 4. Крестьянский надел в среднем на одну ревизскую душу умень­шался и составлял***:
 в 60-е годы 4,8 десятины
 в 1880 году 3,5 десятины
 в 1900 году 2,6 десятины
 
 * Хорос В. Г. Русская история в сравнительном освещении. Пособие для уча­щихся старших классов.— М.: ЦГО, 1996.— С. 44.
 ** Чунтулов В. Т. и др. Экономическая история СССР. Учебник для экономи­ческих вузов.— М.: Высшая школа, 1987.— С. 121.
 *** Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта.— М.: Изд-во ФО СССР, 1991.- T.I.- С. 257.
 
 
 Крестьянское обезземеливание шло быстрее помещичьего. В 80-е годы пятая часть крестьянства прибрала к рукам почти половину крес­тьянской земли. Бедняки (50 % крестьян) владели 30 % земли.*
 5. В городах проживало 12,8 % населения. Индустриальные рабочие составляли немногим более 1 % населения. Основная масса рабочих — это сезонники, отходники, сельские батраки. Большинство рабочих со­храняли свой надел в деревне и даже по паспорту числились крестья­нами**.
 6. Страна испытывала острый недостаток инженерных кадров (4 ты­сячи человек). Хотя лиц с высшим образованием и стало почти 200 ты­сяч, большинство из них были выпускниками гуманитарных факуль­тетов университетов. Лишь 5 % студентов училось на физико-матема­тических и инженерных факультетах. Да и 200 тысяч образованных рос­сиян — это всего лишь 0,16% стодвадцатипятимиллионного населе­ния страны.
 7. Государственная собственность оставалась господствующей в Рос­сии. В крестьянской стране, где земля была основным средством произ­водства, почти 40 % земельной площади, годной для хозяйственного освоения, и 66 % лесных массивов принадлежало государству***. Желез­ные дороги, часть крупных металлургических и машиностроительных предприятий традиционно были государственными. Большинство ка­зенных заводов принадлежало министерству морского флота (Адмирал­тейский, Балтийский, Ижорский заводы) или военному министерству (сталелитейные, оружейные, орудийные заводы)****. Частному капиталу в этих условиях было довольно тесно.
 8. Россия оставалась предельно бюрократизированной страной, что объективно было следствием огромной государственной собственнос­ти на средства производства и финансовые ресурсы. Видимая упоря­доченность государственной машины скрывала межведомственную не­разбериху и откровенную коррумпированность чиновников. Еще нака­нуне отмены крепостного права один из сановников — П. А. Валу­ев — признавался: "Каждое министерство действует по возможности особняком и ревностно применяется к правилам древней системы уделов*****. Рост численности чиновников в России беспрецедентен: конец XVIII века 13—15 тысяч человек середина XIX века 61,5 тысяч человек конец XIX века 436 тысяч человек, а власть их — жестока. Только в 1862 году в России были отменены телесные наказания "кошками", шпицрутенами и клеймение преступ­ников.
 9. Сколько бы усилий ни прикладывали власти и предпринимате­ли к делу развития производительных сил, страна так и не была обес­печена гарантированным уровнем потребления основных продуктов пи­тания. Экономическая безопасность России оставалась неразрешенной проблемой. Примерно раз в 10 лет страну поражали неурожаи и голод. Особенно социально опасными были неурожаи 1891 и 1901 года.
 Я думаю, этих девяти пунктов достаточно, чтобы, сравнивая с предшествующим им текстом, предложить следующую гипотезу:
 
 * Ильин В. В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контрреформы в России.— М.: Изд-во МГУ, 1996 - С. 54.
 ** Наше Отечество. — М.: ТЕРРА, 1991.— Ч. 1.- С. 206.
 *** Там же.— С. 210.
 **** Очерки экономических реформ / Ю. Ф. Воробьев, Н. Д. Лелюхина, А. А. Скробов и др.- М.: Наука, 1993.— С. 20.
 ***** Цит по: Ахиезер А. С.Россия: критика исторического опыта — М.: Изд-во ФО СССР, 1991.- Т. 1.- С. 209.
 
 
 С середины XIX Россия начала длительный путь формирования бур­жуазных производственных отношений. К XX веку она подошла в пере­ходном состоянии, когда ни одна содержательная характеристика ка­питализма не существовала в развитом виде. Капиталистическая эко­номика существовала лишь как тенденция, а не как система.
 Чтобы подтвердить эту гипотезу, нам надо ответить на главный воп­рос: какова была степень индустриального развития России?
 Была ли Россия индустриальной?
 То, что в России в середине XIX века началась индустриализация и формировалась промышленная буржуазия, ни у кого не вызывает со­мнений. Надо только посмотреть на степень этой развитости.
 Зачатки индустриализации России нужно отнести к 40-м годам XIX века, когда к машинам стало переходить хлопчатобумажное производ­ство. В 60-е годы полностью были механизированы бумагопрядение и в большей части — ситцепечатание. В металлургии уже было внедрено пудлингование вместо кричного производства*.
 Несомненно, что двигателем индустриального развития стало же­лезнодорожное строительство. В 1851 году была открыта первая желез­ная дорога Москва — Петербург.
 В середине века к участию в железнодорожном строительстве стал привлекаться, помимо государственного, и частный капитал, в част­ности, крупный иностранный банкирский дом Штиглица. Но главным инвестором ос­тавалось государство. В 1857-1878 годах практически весь де­фицит государствен­ного бюджета был вызван поддержкой частных железнодо­рожных обществ**. Массовое железнодо­рожное строитель­ство приходится на 1865-1875 годы. Оно вызвало настоящий мультипликационный эффект, благодаря государственным заказам локомотивов, вагонов, рельсов, шпал, строительно-монтажных ра­бот, продовольствия для строителей, наконец, проектов. Но тут же проявилась одна из самых распространенных болезней неразвитой ры­ночной системы: неплатежи. В 1868 году частные железнодорожные общества задолжали казне за предоставленные кредиты и за постав­ленное оборудование и материалы 100 миллионов рублей. Тем не ме­нее, в 1870—1871 годах
 
 
 
 Паровоз
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 * Кричное производство осуществлялось в средневековых горнах.
 ** Караваева И. О роли государства в развитии промышленного предпринима­тельства в России до 1917 г. // Вопросы экономики (ВЭ), 1996.— № 9.— С. 55.
 
 
 государство передало на льготных условиях казенные железные дороги частному капиталу. Но не надолго! Толь­ко до 1878 года железные дороги были полностью частными. Правда, сеть их расширилась незначительно, а долги казне возросли в 5 раз и составили 515 миллионов рублей. В 1878 году государство вновь заня­лось железнодорожным строительством и выкупило у частных лиц часть дорог, списав долги на сотни миллионов рублей.
 В России начинает развиваться и характерная для индустриальной системы корпоративная форма собственности (табл.14)*.
 Характерно, что желез­нодорожное строительство сразу вызвало и стремле­ние к объединениям моно­полистического типа: кон­куренция в России была
 Таблица 14. Акционерный
 капитал в промышленности
 России
 
 непривычным, опасным и беспокойным делом. Лучше было догово­риться, тем более, что олигополическое количество предприятий по­зволяло это делать. В 1882 году в России появился "Союз рельсовых фабрикантов", в 1884 году — "Союз фабрикантов рельсовых скреплений". Опыт оказался удачным, и в 1887 году появился мощный синдикат мирового уровня "Союз русских сахаро­заводчиков ". В конце века появились пер­вые признаки сращивания промышлен­ного и банковского капитала. Так, Пе­тербургский международный коммерчес­кий банк купил акции Никополь-Мари­упольского металлургического общества, Российского золотопромышленного об­щества, машиностроительного завода Гартмана и других предприятий. Коло­ритнейшей фигурой русской истории стал А. И. Путилов, который был не только владельцем известных машино­строительных заводов, но и директором и фактическим хозяином крупнейшего Русско-Азиатского банка.
 Да и сам банковский капитал концентрировался и монополизи­ровался. В 1904 году был образован настоящий банковский монстр на Юге России — Азово-Донской банк, поглотивший Петербургско-Азовский, Минский и Киевский коммерческие банки.
 Концентрация российской промышленности и в самом деле была высока: в конце века на долю пяти доменных заводов приходилось 25 % производства чугуна; пяти нефтяных фирм (в том числе "Товари­щества братьев Нобель") — 44,1 % добычи нефти; семнадцати донец­ких шахт — две трети добычи угля; восьми фирм — более трети всего производства сахара. Но и здесь мы вынуждены указать на "ложку дег­тя": на душу населения в конце XIX века приходилось всего 100 кг каменного угля и 20 кг черного металла в год. А в Западной Европе в это же время — от 2 до 5 тонн угля и 150—200 кг металла!
 В начале нового века процесс формирования монополизированных объединений продолжался. Синдикаты "Продамет" (контролировал 60 % всего внутреннего рынка черных металлов), "Гвоздь", "Продуголь", крупные нефтяные корпорации с самого начала' показали же­лание и способность
 
 
 
 
 * Шемякина С. И., Понятовская Н. П. Экономическая история. Теоретический курс авторизованного изложения.— М.: Московский экстерный гуманитарный университет, 1994.— С. 68.
 затормозить, исходя из своих корыстных целей, развитие конкуренции в своих отраслях. Так, после образования синди­ката "Продамет" (1904) в России не было построено ни одного крупного металлургического предприятия. Нефтяная фирма "Товарищество бра­тьев Нобель" всеми силами старалась не допустить развития новых ме­сторождений в районе городов Грозный и Ухта.
 
 
 Нефтепромыслы
 Российская промышленность и банковская сфера не прошли периода свободной конкуренции, но с самого начала проявили тенденцию к моно­полизации, что в сочетании с государственным воздействием на эко­номику противоречило развитию рыночной системы.
 Тяжелая промышленность России не могла бы развиваться без го­сударственной помощи. Бизнес стремился в отрасли легкой промыш­ленности (текстильную, пищевую), в лучшем случае — горнодобыва­ющую. Здесь дивиденд был гораздо выше, чем в машиностроении или металлургии и доходил в 90-е годы до 25 %. Это явление М. И. Туган-Барановский назвал "русской некультурностью"*.
 Бурно стала развиваться нефтяная промышленность, сосредоточен­ная на территории нынешнего Азербайджана в районе Баку. В 1870 году в России было добыто 1,8 млн. пудов нефти, а в 1890 году — 241 млн. пудов. Рост беспрецедентный — в 134 раза. Россия становилась круп­нейшим экспортером нефти в мире, а в 1901 году сосредоточила поло­вину мировой добычи нефти.
 И в горнодобывающей, и в нефтяной, и машиностроительной про­мышленности с самого начала ведущую роль играл иностранный капи­тал. Я не вижу в этом ничего плохого, считая, что отечественную про­мышленность скорее могут сгубить иностранные товары, чем иност­ранные капиталы, инвестированные в реальный сектор. Кстати, в на­чале нынешнего века на Россию приходилось всего 3 % мирового им­порта. Мы не очень нуждались в иностранных товарах, мы действитель­но нуждались и сейчас нуждаемся в иностранный инвестициях**. При С. Ю. Витте привлечение иностранного капитала в промышленность России стало частью экономической политики. Вот как писал об этом
 * ВЭ, 1996.- № 9.- С. 57.
 ** О. А. Платонов считает, что эта автаркия России в свое время очень помог­ла большевикам, которые выдержали блокаду первых лет революции без иност­ранных товаров вообще. См.: Экономика русской цивилизации,— М.: Родник, 1995.- С. 23.
 
 
 
 сам Витте: "В мое время значительно выросла русская промышленность. Благодаря систематическому проведению протекционистской системы и защите с моей стороны и приливу к нам иностранных капиталов промышленность у нас быстро начала развиваться, и в мое управле­ние министерством, можно сказать, прочно установилась нацио­нальная русская промышленность*. Обратим внимание на нюанс: ино­странные капиталы способствовали развитию национальной русской промышленности.
 В 1890 году четверть всего российского акционерного капитала при­надлежала иностранцам. В 1899 году Витте предложил направлять ино­странные капиталы на развитие промышленности и банковской сфе­ры, привлекать инвестиции, а не займы, облегчить импорт технологии, разрешить иностранным инвесторам покупать недвижимость и землю. (Эта политика, дав значительный результат, в конце концов сгубила его государственную карьеру.) В 1900 году доля иностранных инвести­ций составляла: 70 % в горной промышленности; 72 — в машиностро­ении и металлообработке; 31 — в химической промышленности; 14 металлургических заводов Юга из 18 были иностранными. К началу XX века иностранные вложения составляли 45 % всего акционерного ка­питала. Из них более половины (54,7 %) — в горной и металлурги­ческой промышленности**. В 1901 году общая сумма иностранного ка­питала в России составила 788 млн. рублей. С 1893 года ежегодно от­крывалось в среднем 20 иностранных компаний с капиталом 36 млн. рублей***.
 В 1873 году молодая русская промышленность испытала на себе первый циклический промышленный кризис. Он коснулся только лег­кой промышленности и был действительно результатом недопотребле­ния: покупательная способность крестьянства была крайне низкой, к тому же оно довольствовалось продуктами натурального домашнего производства. Как это часто случалось в истории других стран, толч­ком для очередного витка развития стала война, на этот раз русско-турецкая (1877—1878). И опять-таки благодаря государственным зака­зам. Но в 1882 году новый кризис охватил уже всю промышленность, а депрессия продолжалась около пяти лет. 1893 год — это начало нового экономического подъема, заслугу в котором приписал себе С. Ю. Витте. Небезосновательно, конечно, но объективно — это был все тот же циклический подъем, стимулированный железнодорожным
 
 * Витте С. Ю. Избранные воспоминания. 1849—1911 гг.— М.: Мысль, 1991.— С.416.
 ** О том, насколько это "страшно", можно судить по США. К началу XX века в промышленность этой страны было вложено 3,4 млрд. долларов иностранного капитала. В то же время сами США разместили за рубежом всего 685 млн. долларов. См.: Чунтулов В. Т. и др. Экономическая история СССР. Учебник для экономичес­ких вузов.— М.: Высшая школа, 1987.— С. 111; Экономическая история капита­листических стран: Учебное пособие для экон. спец. вузов / Под ред. В. Т. Чунтуло-ва, В. Г. Сарычева.— М.: Высшая школа, 1985.— С. 117.
  *** Караваева И. О роли государства в развитии промышленного предпринима­тельства в России до 1917 г. // ВЭ, 1996.— № 9.— С. 58.
 
 
 строительством. Ведь в этом году во всю ширь развернулось строитель­ство Транссибирской железнодорожной магистрали. В это трудно по­верить, но магистраль протяженностью в 7,5 тысячи километров была построена за 10 лет силами всего 8 тысяч русских артельщиков, кото­рые, используя лишь силу кооперативного труда и свою смекалку, сделали это без современных механизмов и сегодняшних достижений инженерной мысли. Но подчеркну еще и то, что артелям очень хоро­шо платили, и многие из артельщиков после завершения работы смог­ли открыть собственное дело.
 Как было бы красиво, если бы я на этом остановился. Но чтобы мы объективно оценили уровень развития железных дорог, посмотрим на важнейший показатель: плотность железнодорожной сети (км пути на 1 тыс. км2 территории*:
 Великобритания 100
 Германия 80
 Россия 1,5
 
 
 К тому же все это не помешало в 1900 году разразиться очередно­му кризису, продолжавшемуся три года и приведшему к банкротству три тысячи предприятий. Сочувствуя героическим усилиям правительства, предпринимателей и рабочих, мы должны объективно оценивать результаты этих усилий. Росту промышленности способствовала традиционная для России протекционистская политика, усилившаяся в 1877 году. Ввозные по­шлины увеличились на 40— 50 %. В 1877—1880 годах уро­вень пошлин достигал 16,1 %, в 1885-1890 - 28,3 % стоимо­сти товаров.
 Как и подобает стране с развивающейся промышлен­ностью, в середине 90-х годов Россия вплотную столкнулась с рабочим движением, забас­товками, наконец, с первыми революционными организаци­ями российского пролетариата. В 1895 году двадцатипятилет­ний В. И. Ульянов создал свою первую марксистскую организа­цию "Союз борьбы за освобож­дение рабочего класса ", того са­мого класса, который еще только выходил на арену экономической
 
 * Чунтулов В. Т. и др. Экономическая история СССР: Учеб. для экон. вузов.— М.: Высшая школа, 1987.— С. 102.
 
 
 и социальной жизни. С. Ю. Витте среагировал практичес­ки мгновенно. В 1897 году был принят закон "О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности". Впервые в истории России закон ограничил рабочий день... 11,5 часов! Но и это в условиях царской России было огромным достижением социальной политики.
 В 1903 году Витте провел еще один закон — об ответственности предпринимателей за производственные увечья рабочих. Вполне циви­лизованный закон. Особенно когда его исполняли.
 Но время С. Ю. Витте кончилось вместе с революционным взрывом 1905 года. Он не успел превратить Россию в страну индустриальной цивилизованности. Тенденция к индустриализации страны была намече­на, но не стала фактом*.
 Этот загадочный "крестьянский вопрос"
 Революция показала, что главный вопрос России — крестьянский — не нашел своего ответа.
 8 июля 1906 года председателем Совета министров был назначен П. А. Столыпин, сохранивший за собой пост министра внутренних дел.
 Я не разделяю восторгов современных исследователей деятельнос­тью этого человека. Эпитет "Столыпин-вешатель", ходивший не толь­ко в пролетарских, но и в либеральных кругах в годы революции и после нее, вполне соответствует историческим реалиям. Не зря я упо­мянул о том, что он сохранил за собой должность главного полицей­ского России. Понять его страсть к специфическим "столыпинским гал­стукам" можно, простить — трудно. Тем не менее, я не сомневаюсь в том, что это был выдающийся человек, который хотел для России все того же "величия", преимущественно за счет русских крестьян. Но мое уважение к памяти Столыпина не может быть высоким не только из-за репрессий, которые он обрушил на революционное и просто де­мократическое движение России. Свое полицейское дело он делал хо­рошо. Речь о другом: ему ничего не удалось из задуманного. Именно это меня и смущает, когда я читаю восторженные статьи о нем, публику­ющиеся в демократической России**. Мое смущение усиливается от того, что главные идеи, которые он хотел реализовать на практике, были сформулированы не им, а Сергеем Юльевичем Витте. А Витте все-таки многое удавалось.
 Важнейшим препятствием на пути индустриально-капиталистичес­кой модернизации России продолжала оставаться крестьянская общи­на. Общинная организация землевладения, труда и быта оказалась на­столько привычной для русских крестьян, что в 70-е годы XIX века началось возрождение общинных земельных переделов уравнительно­го характера. Это была своеобразная реакция крестьян на развитие то­варно-денежных отношений в деревне и на
 
 * Американский исследователь Р. Голдсмит считает, что ежегодный прирост крупной промышленности в России с 1860 по 1900 год составлял 5 %. Этот пока­затель достаточно высокий, но мог быть еще выше, если бы не "азиатская со­ставляющая". См.: Ильин В. В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контрре­формы в России.— М.: Изд-во МГУ, 1996.— С. 57.
 ** Демократическая Россия показывает и другие чудеса: особую заботу о памя­ти монархов, поддержку националистической идеологии, дружбу с не вполне де­мократическими режимами за рубежом, постоянные нарушения прав человека... Неисповедимы пути твои, Господи!
 
 
 начавшуюся интенсивную социальную дифференциацию внутри мира*. Здесь действовала старая традиционистская идеология, сохранившаяся до сих пор: если я не могу жить лучше соседа, так пусть и он живет хуже. Эту идеологию поддерживала и основная масса крестьянства, и — особенно рьяно — люмпенская и батраческая часть сельского населения. А к 1890 году число батраков достигло 3,5 миллиона человек (около 20 %) взросло­го мужского населения села. Впрочем, это была особая прослойка сельских пролетариев: у них сохранились общинные права, наделы, и они, конечно, жаждали "черного передела".
 Правительство уже в 80-х годах пыталось организовать переселение части крестьян в Сибирь**, но этот процесс не был еще столь злобод­невен, как в XX веке. Земледелие и без того развивалось экстенсивно. К 1887 году рост общей пахотной площади в пореформенной России составил почти 26 %.
 В 1896 году С. Ю. Витте впервые высказался против общинного зем­лепользования и круговой поруки. Через два года он обратился к царю уже с официальным письмом по этому поводу. В 1903 году он добива­ется отмены круговой поруки: теперь каждая крестьянская семья дол­жна была самостоятельно отвечать за свои повинности. Это тоже не нравилось беднейшей части села. Все это было паллиативами.
 Крестьянские выступления 1905 года показали: сохранять такую взрывоопасную ситуацию на селе смерти подобно. Крестьяне жаждали помещичьей земли, беднейшие крестьяне — и помещичьей и "кулац­кой".
 Жертвовать помещичьей землей властям было невозможно. Хотя в октябре 1905 года широкий резонанс получил призыв профессора П. П. Мигулина начать немедленное отчуждение половины помещичь­ей земли в пользу крестьян. Осенью 1905 года испуганное правитель­ство готово было отдать крестьянам 25 млн. десятин земли, в том числе помещичьей. Главноуправляющий землеустройством и земледелием Н. Н. Кутлер уже составлял соответствующий проект. Но революция пошла на спад, начались злобные нападки на Кутлера***. Власти не по­смели посягнуть на "священную" помещичью собственность. Един­ственное, что они смогли сделать для крестьян — это отменить 3 но­ября 1905 года выкупные платежи за надельные земли. В мае 1906 года за упразднение общины высказались уполномоченные дворянских об­ществ.
 А дальше за дело взялся П. А. Столыпин. Он начал планомерно раз­рушать общину. Не нужно считать, что общинное землевладение было единственной формой, но она была подавляющей (75 % всей ис­пользуемой в хозяйственных целях земель). Столыпин задумал создать новый класс "справных хозяев", фермеров европейского образца не за счет помещиков или государ­ства, а за счет малосильных об­щинников. Идея сама по себе ум­ная, но труднореализуемая: Сто­лыпин не учел сопротивления са­мих крестьян и слишком надеялся на свой полицейский опыт. Вооб­ще-то, программа П. А.
 * Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта.— М.: Изд-во ФО СССР, 1991.- T.I.- С. 261.
 ** В 1885—1904 годах в Сибири действовала крупная землеустроительная экспе­диция генерала И. И. Жилинского. В 90-е годы она занималась землеустройством вдоль строящейся железной дороги, подготовив 722 переселенческих участка, по­строив сотни мостов, гатей, каналов, водохранилищ, колодцев. Общая стоимость работ оценивалась в 2,5 млрд. рублей. Огромные деньги по тем временам. См.: Максименко В. Земля: иллюзии и реальность//Советская Сибирь, 1998, 17 февраля.
 *** Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта.— М.: Изд-во ФО СССР, 1991.— Т. 1.— С. 272.
 
 
 Столыпи­на отнюдь не ограничивалась ме­роприятиями по упразднению об­щины. Он хотел ввести систему начального образования для крестьян, наладить единоличное крестьянское землевладение, организовать государственное страхование крестьянских хозяйств, ввести подоходный налог, реформировать местное самоуправление*. (Между прочим, свою экономическую политику сам Столыпин называл "государственным социализмом".) Возможно, что, если бы Столыпин не пал жертвой террориста в 1911 году, он что-нибудь и успел. Но судьба русских реформаторов никогда не бывала простой и безоблачной.
 27 августа 1906 года царь подписал подготовленный Столыпиным указ о передаче Крестьянскому банку части государственных земель для продажи крестьянам. 5 октября был подписан указ об отмене ограничений в правах крестьян при поступлении в учебные заведения и на государственную службу. Подтверждалась отмена круговой поруки, подушной подати для всех категорий крестьян, разрешены семейные разделы недвижимого имущества без участия общины и свобода пере­движения. 17 октября был подтвержден указ о веротерпимости по отношению к старообрядцам и сектантам (принятый еще в апреле 1905 года). Как видим главное мероприятие готовилось исподволь, но достаточно энергично.
 Наконец, 9 ноября 1906 года в чрезвычайном порядке без обсужде­ния в Думе был принят указ правительства о праве выхода крестьян из общины и закреплении надела в их личной собственности**.
 14 июня 1910 года теперь уже Дума принимает закон о выходе крес­тьян из общины. Закон провозглашал главный постулат аграрной ре­формы: отныне для выхода из общины не требовалось ее согласия, а противодействие выходу считалось незаконным.
 Основные мероприятия столыпинской аграрной реформы своди­лись к следующему:
 1. Община перестает считаться законной формой землевладения и землепользования. Выход отдельных крестьянских семей из общины не требует чьего-либо разрешения, поощряется и стимулируется. Кресть­яне могут выходить из общины на хутора (когда семья вовсе пересе­ляется из деревни на
 
 
 * Экономическая история: реформы и реформаторы.— М.: Восточная литература, \ РАН, 1995.- С. 19.
 ** Официальное название указа: "О дополнении некоторых постановлений дей­ствующего закона, касающихся крестьянского землевладения". Действительным ав­тором указа был товарищ (заместитель) министра внутренних дел В. И, Гурко.
 
 
 отдельный участок вместе с усадьбой) или на отруба (когда семья остается жить в деревне, но получает отдельный участок земли в полную и безусловную собственность). Все землемер­ные и землеустроительные работы, связанные с выходом из общины, государство брало на себя.
 2. И крестьянская, и помещичья, и государственная земля отныне могла свободно отчуждаться, покупаться и продаваться, то есть нахо­диться в свободном рыночном обороте со свободными ценами.
 3. Для реализации основного намерения реформы был выделен специальный земельный фонд, который передавался Крестьянскому банку. Банк мог продавать эту землю крестьянам на льготных услови­ях, одновременно и кредитуя их. Поощрялась кредитная кооперация крестьян: в 1911 году был создан специальный центр кредитной коо­перации — Московский народный банк.
 4. Учитывая сложности внутриобщинных отношений, с целью пре­одоления конфликтов между крестьянами, правительство организова­ло массовое переселение крестьян в Сибирь, на территорию Южного Урала и нынешнего Северного Казахстана. Переселение было обеспе­чено как землеустроительными работами, так и значительной финан­совой помощью крестьянам, выдачей подъемных и дешевых кредитов.
 5. Во избежание резкого конфликтного размежевания крестьян, в пределах одного уезда запрещалось сосредоточивать в одних руках бо­лее шести наделов по норме 1861 года, то есть не более 18 десятин.
 Это, собственно, все. Результаты огромных усилий правительства были достаточно весомыми. Сельское хозяйство, субсидируемое и кредитуемое правительством, действительно показало значительный рост. Сведем некоторые итоги реформ в табл. 15.
 
 
 
 в Предкавказье, Среднем Поволжье). Создано с 1907 по 1917г. 1,2 млн. отрубных и 400 тыс. хуторских хозяйств. Дело здесь в отсутствии официальной статистики. А подсчеты производились в соответствии с идеологическими установками авторов. Сторонники идей и политики Столыпина преувеличивают количество выделен­ных из общин крестьян, а противники (как коммунистического, так и традиционалистского толка) — преуменьшают. Тем не менее, можно считать, что четверть крестьянских хозяйств все-таки выделилась из общины.
 По-разному можно оценить итоги столыпинских реформ. Когда исследователи говорят о количестве вышедших из общин крестьян, то, в зависимости от идеологических посылок, мнения расходятся на противоположные. Одни утверждают, что реформа не удалась, ведь всего четверть хозяйств вышло из общин. Другие указывают, что — что реформа принесла значительные результаты, ведь за 10 лет четверть хозяйств вышло из общин. Давайте попробуем разоб­раться объективно.
 — Столыпинская реформа не предусматривала ликвидации помещичь­его землевладения. Существовала лишь теоретическая возможность по­степенной мобилизации помещичьей земли в руках сельской буржуа­зии сугубо рыночным путем. С другой стороны, существовала надежда, что сами помещичьи имения будут постепенно эволюционировать в сторону рыночных форм хозяйствования. Русские помещики никак не могли согласиться с идеей, что земля принадлежит крестьянам.
 — При всех значительных усилиях со стороны правительства и си­ловых ведомств, община в России сохранила свои позиции. По данным Вольного экономического общества большинство крестьян выходило из общин с целью продать свою землю (52,5 %) и лишь 18,7 % соби­рались вести самостоятельное хозяйство*. Стремление русских крес­тьян к самостоятельному хозяйствованию, таким образом, сильно преувеличено.
 — Если бы земельная реформа была более радикальна и если бы она соответствовала хозяйственному духу русского крестьянства, то Россия избежала бы трагедии 1917 года даже в условиях военного ли­холетья.
 Крестьянский надел и общинное землевладение тысячу лет были ос­новой устойчивости русского общества. Разрушая общину, Столыпин своими руками толкал Россию к неустойчивому состоянию, что и ска­залось в годы войны и революции**.
 Каким же было российское общество накануне войны и револю­ции? Есть очень большой соблазн назвать его смешанным обществом, где в единой неорганической системе сосуществовали капиталистичес­кие и докапиталистические, индустриальные и доиндустриальные формы хозяйствования. В этой неоднородности таился внутренний по­тенциал развития, но этот потенциал не был актуализирован в связи с более грубой, не вполне естественной формой разрешения проти­воречий — революцией.
 Если же есть горячее желание назвать российскую экономическую систему капиталистической, то надо учесть, что это был государствен­ный капитализм.
 
 * Экономическая история. Реформы и реформаторы.— М.: Восточная литера­тура, 1995.- С. 22.
 ** В судьбе Николая II и П. А. Столыпина просматривается что-то общее с судьбой М. С. Горбачева: они сами разрушали строй, приведший их к власти, и сами обрекли себя на политическую или физическую смерть.
 
 
 Тенденции к огосударствлению национального хозяйства усилились в годы первой мировой войны. Это выразилось в следующем:
 — были созданы и функционировали чрезвычайные органы государ­ственного регулирования экономики: "особые совещания " по обороне и по отдельным отраслям народного хозяйства, а также военно-промышлен­ные комитеты с участием крупной буржуазии Коновалов, Нобель, Те­рещенко, Рябушинский, Путилов и другие), главной функцией которых было распределение военных заказов;
 — было образовано министерство земледелия (1915), наделенное боль­шими полномочиями в регулировании сельскохозяйственного производства, в том числе и цен;
 — практически была приостановлена земельная реформа;
 — введены государственная хлебная монополия, принудительная госу­дарственная разверстка поставок зерна, твердые цены на зерновые; осу­ществлены реквизиции продовольствия в прифронтовой полосе;
 — усилены репрессии по отношению к демократическим и революци­онным партиям и движениям.
 Не спорю, все эти меры были чрезвычайные, вынужденные. Но они не спасли империю. А для экономиста результат — единственный показатель эффективности.
 Полукапиталистическая, полуиндустриальная и полунациональная экономика, полугражданское общество, полудемократизированная парламентская система, полуграмотное население не могли существо­вать долго. В стране зрели революционные события, избежать которых уже никто не мог.
 Подумаем вместе!
 1. Отмена крепостного строя — несомненно прогрессивный шаг цар­ского правительства. Но обязательным ли был дальнейший путь России к капитализму? Очень много образованнейших людей так не считали. На­верняка у них были аргументы. Поставьте себя на место А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова и попробуйте придумать аргументы в пользу их точки зрения.
 2. А теперь опровергните свои же аргументы.
 3. Возможна ли индустриальная цивилизация при сохранении абсо­лютной монархии и отсутствии развитой демократической политической системы? Не торопитесь с ответом, не все так просто.
 4. Два великих русских реформатора С. Ю. Витте и П. А. Столыпин стремились к одному и тому же. Но у них были разные методы проведе­ния реформ. Подумайте над этими различиями в методах и попробуйте показать их в форме таблицы. А если вы найдете и общее — будет со­всем хорошо.
 
 
 Приложение 5
 Хронологический обзор
 ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ 1861-1917 гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу