<< Пред.           стр. 9 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  2. Как характеризует Э.Чемберлин суть монополии?
  3. Что такое "дифференциация продукта"? Приведите примеры.
  4. Какие неценовые факторы конкуренции обусловливают "дифференциацию продукта"?
  5. Чем подтверждается "феномен избыточной мощности" в условиях монополистической конкуренции?
  6. Как различает Дж.Робинсон условия совершенной и несовершенной конкуренции?
  7. Какие негативные признаки присущи, по мнению Дж.Робинсон, фирме-монополисту?
  8. Что называет Дж.Робинсон монопсонией?
  9. Приведите аргументы "за" и "против" выдвинутой Дж.Робинсон дилеммы: эффективность или справедливость.
 
  Список рекомендуемой литературы
 
  Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: "Дело Лтд", 1994.
  Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986.
  Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.
  Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. 1994. Т. П. Вып. 4.
  Хайек Ф.А. фон. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992.
  Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости). М.: Экономика, 1996.
 
 
 
 
 
 
 
 
  Часть вторая
  ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
 
  Тема 17. Кейнсианство
 
  Изучив эту тему, вы сможете ответить на вопросы:
  * что такое кейнсианство;
  * почему "Общая теория" Дж.М.Кейнса - "ужасно написанная книга... гения" (П.Самуэльсон) - стала поворотным пунктом в экономической науке XX в.;
  * какова роль макроисследования в "просто непричесанной книге" Дж.М.Кейнса в выявлении "моделей" функционирования современной экономики (М.Блауг);
  * что нового внесли в теории государственного регулирования экономики последователи экономического учения Дж.М.Кейнса.
 
  Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и на неразвитые в промышленном отношении страны1.
  Поэтому совершенно очевидно, что, поскольку "сила" неоклассической теории конца XIX - начала XX в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим еще и иной - макроэкономический анализ, к которому, в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Дж.М. Кейнс2.
  Одновременно, начиная с 30-х гг., как сказал Н.Кондратьев, и области "социальной экономии" мы наблюдаем "острую борьбу экономистов около вопросов государственного вмешательства и свободы хозяйственной деятельности, трестирования и синдицирования, протекционизма и фритредерства"3. А возникшие в этой связи новые проблемы научных исследований вплоть до наших дней не теряют своей актуальности, ибо основное их содержание - это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берут свое начало нацеленные на решение этих проблем теории, которые с высот сегодняшней науки правомерно подразделить на два направления. Одно из этих направлений опирается на учение Дж.М.Кейнса и его последователей, и рекомендуемые ими меры государственного вмешательства в экономические процессы называют, как правило, кейнсианскими. Другое направление обосновывает альтернативные кейнсианству концепции, авторов которых принято называть неолибералами.
 
  § 1. Экономическое учение Дж.М.Кейнса
 
  Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) - выдающийся ученый-экономист современности. Он учился у не менее именитого учено основателя Кембриджской школы экономической мысли А.Маршалла. Но, вопреки ожиданиям, не стал его наследником, едва затмив славу своего учителя.
  Своеобразное осмысление последствий самого длительной: тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг., охвативши многие страны мира, отразилось в совершенно неординарных в то г период положениях изданной Дж.М.Кейнсом в Лондоне книги под названием "Общая теория занятости, процента и денег" (1936)11
  Незаурядные способности к математике, обнаруженные еще в школе, стали ему важным подспорьем в годы учебы в Итоне и Королевском колледже в Кембридже, где он учился с 1902 по 1906 г. Причем ему довелось слушать "особые" лекции самого А.Маршалла, по инициативе которого, как уже упоминалось, в Кембриджском университете с 1902 г. был введен курс "экономике" вместо "политической экономии" в традициях классической школы.
  С 1906 по 1908 г. он являлся сотрудником в министерстве, проработав в первый год в военном отделе, а в дальнейшем - в отделе доходов, статистики и торговли Управления по делам Индии.
  В 1908 г. по приглашению А.Маршалла ему предоставляется возможность прочитать курс лекций по экономической проблематике в Королевском колледже, после чего с 1909 по 1915 г. занимается здесь же преподавательской работой на постоянной основе одновременно и как экономист, и как математик.
  Уже первая его экономическая статья под названием "Индексный метод" (1909) вызвала оживленный интерес; ее отмечают даже призом Адама Смита.
  Достаточно скоро Дж.М.Кейнс получает и общественное признание. Так, с 1912 г. он становится редактором "Экономического журнала", сохранив за собой этот пост до конца жизни. В 1913- 1914 гг. является членом Королевской комиссии по финансам и денежному обращению Индии. Еще одним назначением этого периода стало утверждение его в качестве секретаря королевского экономического общества. Наконец, широкую популярность принесла ему и первая, изданная в 1913 г., книга "Денежное обращение и финансы Индии".
  Далее популярный в своей стране ученый-экономист Дж.М.Кейнс дает согласие перейти на службу в британское казначейство, где с 1915 по 1919 г. занимается проблемами международных финансов, выступает нередко в качестве эксперта в финансовых переговорах Великобритании, проводившихся на уровне премьер-министра и канцлера казначейства. В частности, в 1919 г, он являлся главным представителем казначейства на мирной конференции в Париже и одновременно представителем британского министра финансов в Высшем экономическом совете Антанты. В том же году изданная им книга "Экономические последствия Версальского мирного договора" приносит ему всемирную известность; ее переводят на различные языки5.
  Затем Дж.М.Кейнс на значительный период времени оставляет службу в государственных учреждениях, сосредоточившись на преподавательской работе в Кембриджском университете и подготовке научных публикаций. В их числе появляются "Трактат о вероятности" (1921), "Трактат о денежной реформе" (1923), "Экономические последствия мистера Черчилля" (1925), "Конец свободного предпринимательства" (1926), "Трактат о деньгах" (1930) и некоторые другие, приближавшие великого ученого к самому главному вышедшему в 1936 г. труду - "Общей теории"6.
  К активной общественно-политической деятельности Дж.М.Кейнс возвращается в конце 1929 г., когда с ноября того же года его назначают членом правительственного комитета финансов и промышленности. В годы второй мировой войны (в 1940 г.) он назначается советником британского казначейства. В 1941 г. его включают в состав английской правительственной делегации для участия в подготовке материалов по договору ленд-лиза и других финансовых документов с правительством США. Следующий - 1942 г. стал годом назначения на пост одного из директоров английского банка. В 1944 г. он утверждается главным представителем своей страны на Бреттон-Вудской валютной конференции, которая разработала планы создания Международного валютного фонда и Международного банка восстановления и развития, а затем назначается одним из членов правлений этих международных финансовых организаций. Наконец, в 1945 г. Дж.М.Кейнс вновь возглавляет английскую финансовую миссию - на этот раз в США - для проведения переговоров в связи с окончанием помощи по ленд-лизу и согласованием условий для получения у США крупного займа7.
 
  Новизна главной идеи "Общей теории"
 
  По оценкам многих экономистов, "Общая теория" Дж.М.Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время8.
  Ее главная и новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Восприятие этой идеи прогрессивной общественностью как должной и правильной обусловлено, по словам современного американского экономиста Дж.К.Гэлбрейта, тем что "к 30-м гг. (XX столетия. - Я.Я.) тезис о существовании конкуренции между многими фирмами, которые неизбежно являются мелкими и выступают на каждом рынке, стал несостоятельным"9, поскольку "неравенство, возникающее в результате существования монополии и олигополии, распространяется на сравнительно узкий круг людей и в силу этого в принципе может быть исправлено вмешательством государства"10.
  Во многом аналогичным образом расценивают главную идею великого труда Дж.М.Кейнса и многие другие ученые, в их числе М.Блауг11 и др.
 
  Предмет и метод изучения
 
  Новаторство экономического учения Дж.М.Кейнса в части предмета изучения и в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшего его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из некоего "-психологического закона"} концепции о так называемом "эффективном спросе", т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе12. Опираясь на собственную, "революционную" по тем временам методологию исследования Дж.М.Кейнс в отличие от своих предшественников и наперекор господствовавшим экономическим воззрениям утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению, растет гораздо медленнее доходов.
 
  Психологические склонности человека
 
  По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение доходов13. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора "Общей теории", якобы постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода14.
  Сказанное свидетельствует о том, что в методологии исследования Дж.М.Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономических факторов, как-то: государство (стимулирующее потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психология людей (предопределяющая степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов). Вместе с тем кейнсианское учение являет собой по преимуществу продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направления экономической мысли, поскольку и сам Дж.М.Кейнс, и его последователи (впрочем, как и неолибералы), следуя идее "чистой экономической теории", исходят из приоритетного значения в хозяйственной политике общества прежде всего экономических факторов, определяя выражающие их количественные показатели и связи между ними, как правило, на базе методов предельного и функционального анализa, экономико-математического моделирования.
 
 
 
  Методологическая связь с концепцией меркантилизма
 
  Дж.М.Кейнс не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними суждения очевидны и заключаются:
  в стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);
  в одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства);
  в признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;
  в понимании национального (государственного) характера экономической политики.
 
  Методологические расхождения с классиками и неоклассиками
 
  В "Обшей теории" Дж.М.Кейнса отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как полагал ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором - могут быть направлены на увеличение спроса и занятости15. Он также резко и аргументирование критикует тех экономистов, которые привержены догматическим постулатам "закона рынков".Ж.Б.Сэя и другим сугубо "экономическим" законам, называя их представителями "классической школы".
  В данной связи Дж.М.Кейнс, в частности, писал: "Со времен Сэя и Рикардо экономисты-классики учили: предложение само порождает спрос... что вся стоимость продукции должна быть израсходована прямо или косвенно на покупку продуктов"16. На основании подтверждающих данный тезис выдержек из "Основ политической экономии" Дж.С.Милля и "Чистой теории национальных стоимостей" А.Маршалла Дж.М.Кейнс заключает, что у классиков и их преемников "теория производства и занятости может быть построена (как у Милля) на основе натурального обмена; деньги же никакой самостоятельной роли в экономической жизни не играют"17, поэтому "закон Сэя... равносилен предположению, что не существует препятствий к достижению полной занятости"18.
 
  "Основной психологический закон"
 
  Суть этого "закона" Дж.М.Кейнса такова: "Психология общества такова, что сростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход"19. И в этом определении его недвусмысленная теоретико-методологическая позиция, в соответствии с которой для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования "психология общества" имеет не меньшее значение, чем "законы экономики".
  В частности, поэтому Дж.М.Кейнс утверждает, что "воспитание... государственных деятелей на принципах классической политической экономии" не позволит им "выбрать какой-либо лучший путь", стимулирующий увеличение богатства, кроме как надежда на "сооружение пирамид, землетрясения, даже войны"20. Отсюда, по его мнению, "если только психологические склонности участников экономического процесса действительно оказываются примерно такими, какими мы их здесь предполагали, то можно считать, что существует закон, согласно которому расширение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, неизбежно должно оказать стимулирующее влияние на те отрасли, которые производят потребительские блага, и, таким образом, повести к увеличению совокупной занятости, причем такое увеличение происходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями"21.
 
  Концепция мультипликатора инвестиций
 
  Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора, означает, что "увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций"22. В специфичной разгадке механизма этого "эффекта" заключается ответ на вопрос, почему в научных изысканиях Дж.М.Кейнса столь много внимания уделено концепции мультипликатора, которую, по его словам, ввел в экономическую теорию еще в 1931 г. Р.Ф.Кан.
  Однако, характеризуя "мультипликатор занятости" Р.Ф.Кана как показатель, позволяющий измерять "отношение между увеличением совокупной занятости в отраслях, непосредственно- связанных с инвестициями", рекомендуемый собственный коэффициент Дж.М.Кейнс назвал "мультипликатором инвестиций", который в отличие от мультипликатора Р.Ф.Кана характеризует положение о том, что "когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в К раз превосходит прирост инвестиций-"23. Причина такого положения, подчеркивает Дж.М.Кейнс, заключается в постоянно упоминаемом им же "психологическом законе", в силу которого "по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть"24.
  Далее он приходит к выводу о том, что "принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой"25. Но, по его убеждению, "хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятость окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции"26.
  Итак, теоретическая суть эффекта мультипликатора действительно достаточно проста27.
 
  Меры государственного регулирования экономики
 
  Итогом своего исследования Дж.М.Кейнс считал создание качественно новой экономической теории28. Последняя, на его взгляд, "указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами"29, ибо "именно в определении объема занятости, а не в распределении труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной"30. Вот почему, по убеждению Дж.М.Кейнса, "учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства... Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности"31.
  Эффективность регулирования государством экономических процессов, на взгляд Дж.М.Кейнса, зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он писал: "Рикардо и его преемники просмотрели тот факт, что даже в долгосрочном периоде занятость не обязательно стремится к уровню полной занятости, что уровень занятости может изменяться и что каждой отдельной банковской политике соответствует отличающийся от других уровень занятости. Таким образом, существует много состояний долгосрочного равновесия, соответствующих различным мыслимым вариантам процентной политики органа, регулирующего денежную систему"32.
  Как полагал Дж.М.Кейнс, государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, по концепции Дж.М.Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного 1. проса, что, в свою очередь, расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности "вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов"33.
  В этой связи М.Блауг пишет: "Для Кейнса полная занятость зависит от правильного соотношения процентной ставки и заработной платы и может быть достигнута скорее путем понижения первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина безработицы у Кейнса состоит в том, что ставка процента в долгосрочной перспективе остается слишком высокой..."34 . Вместе с тем, по Блаугу, "согласно кейнсианской теории удвоение денежной массы не приводит к удвоению уровня цен, но при этом воздействует на процентную ставку... потому, что кейнсианская функция спроса на деньги, в частности спекулятивного, учитывает "денежную иллюзию" или реакцию индивидов на любое, даже номинальное, изменение запасов наличности"35.
  И резюмируя свою позицию по отношению к учению Дж.М.Кейнса, М.Блауг восклицает: "Кейнсианская революция действительно имела место!"36
 
  §. 2. Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики
 
  В современном кейнсианстве доминируют две тенденции: американская, связанная с именами ряда экономистов США, и европейская, связанная, прежде всего, с исследованиями французских экономистов.
 
  Особенности неокейнсианства в США
 
  В числе американских последователей учения Дж.М.Кейнса чаще всего упоминаются Э.Хансен, С.Харрис, Дж.М.Кларк и др. Они, опираясь на учение Дж.М.Кейнса, считали целесообразным уве-шчение налогов с доходов населения (до 25% и более), увеличение /чпмеров государственных займов и выпуска денег для покрытия расходов государства (даже если это увеличит инфляцию и дефицит государственного бюджета).
  Еще одним "дополнением" в кейнсианство является "замени" метода перманентного регулирования и направления частных и государственных инвестиций на метод маневрирования государственными расходами в зависимости от экономической конъюнктуры. Так, например, в периоды подъема экономики инвестиции ограничиваются, а в периоды замедления или спада - увеличиваются (несмотря на возможный бюджетный дефицит).
  Наконец, если Дж.М.Кейнс в своей теории опирался на принцип мультипликатора, который означает, что рост доходов сопровождается снижением роста инвестиций, то в США (по теории Э.Хансена) был выдвинут дополнительный принцип - принцип акселератора, означающий, что рост доходов в конкретных случаях может и увеличивать инвестиции. Смысл дополнения в следующем; некоторые виды оборудования, машин и механизмов имеют сравнительно длительный срок производства, и ожидание этого срока психологически влияет на расширение производства требуемого оборудования или машин в объемах, превышающих реальный спрос, а значит, растет и спрос на инвестиции.
 
  Особенности неокейнсианства во Франции
 
  Экономисты Франции (Ф.Перру и др.) сочли необязательным положение Дж.М.Кейнса о регулировании ссудного процента как средства стимулирования новых инвестиций. Полагая, что именно корпорации с преобладанием доли государственной собственности являются доминирующей и координирующей силой общества, они акцентировали внимание на применении индикативного метода планирования экономики как определяющего средства воздействия на незатухание инвестиционного процесса. При этом индикативное планирование рекомендуется с целью постановки обязательных задач только для государственного сектора общественного хозяйства и долгосрочных достижимых прогнозов для экономики в целом; альтернативное индикативному императивное планирование рассматривается как директивное, социалистическое и потому считается недопустимым.
 
  Теории экономического роста
 
  В 50-е гг. некоторые сторонники основных идей экономического учения Дж.М.Кейнса и его последователей в части обоснования необходимости и возможности государственного регулирования экономики (из-за отсутствия в условиях стихийного рынка равновесия между спросом и предложением) восприняли эти идеи в качестве исходной позиции для разработки новых теорий, суть которых сводилась к выяснению и обоснованию механизма постоянных темпов экономического роста. В результате возникли так называемые неокейнсианские теории роста, основанные на учете системы "мультипликатор-акселератор"37 и моделировании экономической динамики с использованием характеристик взаимосвязи между накоплением и потреблением.
  Главными представителями упомянутых теорий экономического роста стали профессор Массачусетского технологического института Евсей Домар (род. в 1914 г.) и профессор Оксфордского университета Роберт Харрод (1890-1978). Их теории (модели) объединяет общий вывод о целесообразности постоянного (устойчивого) темпа экономического роста как решающего условия динамического равновесия (поступательного движения) экономики, при котором достижимы полное использование производственных мощностей и трудовых ресурсов. Другим положением модели Харрода - Домара является признание предпосылки о постоянстве в длительном периоде таких параметров, как доля сбережений в доходах и средняя эффективность капиталовложений. И третье сходство состоит в том, что оба автора достижение динамического равновесия и постоянного роста считали не автоматически возможным, а результатом соответствующей государственной политики, т.е. активного государственного вмешательства в экономику.
  Отличительные признаки в моделях Е.Домара и Р.Харрода обусловлены лишь некоторым различием в исходных позициях построения модели. Так, в основе модели Р.Харрода лежит идея о равенстве инвестиций и сбережений, а в модели Е.Домара исходным считается равенство денежного дохода (спроса) и производственных мощностей (предложения)38.
  Вместе с тем и Е.Домар, и Р.Харрод едины в своих убеждениях о действенной роли инвестиций в обеспечении роста дохода, увеличении производственных мощностей, полагая, что рост дохода способствует увеличению занятости, которая, в свою очередь, предотвращает возникновение недогрузки предприятий и безработицу. Это убеждение является выражением безусловного признания этими авторами кейнсианской концепции о зависимости характера и динамики экономических процессов от пропорций между инвестициями и сбережениями, а именно: опережающий рост первых - причина повышения уровня цен, а вторых- причина недогрузки предприятий, неполной занятости39.
 
  Современные оценки идей неокейнсианства
 
  Из числа неординарных, но во многом обоснованных выводов о современном кейнсианстве примечателен вывод К.Ховарда и Г.Журавлевой, которые пишут так: "Реализация общей теории Дж.Кейнса на практике привела страны Запада к социалистической ориентации. К сожалению, каждая страна сделала это за счет увеличения своего общегосударственного бюджетного дефицита. Дефициты западных стран сейчас огромны. Другой бедой этой политики стала нескончаемая инфляция. Центральная банковская система вынуждена была постоянно увеличивать денежную массу, чтобы удовлетворять ведущие к дефициту потребности правительства, и в результате это вело к инфляции"40. Впрочем, по Блаугу, эти проблемы являются естественным последствием из того, что "целью кейнсианской экономической теории было усилить настроение в пользу общественных работ, оставив бремя теоретических обоснований тем, кто пытался бы устранить безработицу путем снижения зарплаты"41.
 
  Вопросы и задания для контроля
 
  1. Охарактеризуйте особенности предмета и метода изучения Дж.М.Кейнса.
  2. Каких экономистов Дж.М.Кейнс относит к "классической школе"?
  3. В чем суть "психологического закона" Дж.М.Кейнса?
  4. Какой смысл вкладывает Дж.М.Кейнс в понятие "мультипликатор инвестиций"?
  5. Какие меры государственного регулирования экономики выдвигает Дж.М.Кейнс?
  6. В чем особенности американской и европейской тенденций в современном кейнсианстве?
  7. В чем суть неокейнсианских теорий роста Е.Домара и Р.Харрода?
  8. Каковы современные оценки идей неокейнсианства?
 
  Список рекомендуемой литературы
 
  Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: "Дело Лтд", 1994.
  Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991.
  Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.
  Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег//Анто-югия экономической классики. М.: Эконов, 1993. Т. 2.
  Кейнс Дж.М. Экономические последствия Версальского мирного договора. М.-Л., 1924.
  Классики кейнсианства (Р.Харрод, Э.Хансен). В 2-х т. М.: Экономика, 1997.
  Кондратьев Н.Д. Избр. соч. М.: Экономика, 1993. Леонтьев В.В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты II политика. М.: Политиздат, 1990.
  Носова С.С. Пути выхода из экономического кризиса: модели мультипликатора-акселератора, М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993.
  Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. М.: Алгон, 1992;
  Селигмен Б. Основные течения современной экономической мыс-1и. М.: Прогресс, 1968.
  Стиглиц Дж.Ю. Альтернативные подходы к макроэкономике: ме-юдологические проблемы и неокейнсианство // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 5, 6, 7.
  Ховард К., Журавлева Г. Принципы экономики свободной рыночной системы (экономике). М.: Златоуст, 1995.
  Шоню П. Экономическая история: эволюция и перспективы // THESIS. Зима 1993. Т. I. Вып. 1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Тема 18. Неолиберализм
 
  Изучение данной темы необходимо, чтобы узнать:
  * что неолиберализм наряду с кейнсианством являет собой самостоятельную систему взглядов на проблему государственного регулирования экономики;
  * как "наше поколение" узнало на собственном опыте, чему равна "цепа планируемого общества и авторитарной организации человеческих сил" (А.Уолтер Липпман);
  * об истоках возникновения благодаря немецкому "ордолиберализму" концепции социального рыночного хозяйства;
  * о значении критического переосмысления кривой Филлипса в формировании монетарной концепции Чикагской школы неолиберализма.
 
  Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция и в теоретических разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.
  Если кейнсианство изначальным считает осуществление мер активного государственного вмешательства в экономику, то неолиберализм - относительно пассивного государственного регулирования. По кейнсианским моделям предпочтение отдается совокупности государственных мер по инвестированию различных сфер экономики, расширению объемов правительственных заказов, закупок, ужесточению налоговой политики. Их крайнее проявление приводит, как очевидно из экономической истории, к дефициту государственного бюджета и инфляции.
  Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур, видя роль регулирования экономики государством в его функциях "ночного сторожа" либо "спортивного судьи"1. Представители неолиберальной концепции государственного регулирования экономики, памятуя напутствие Л.Эрхарда - "конкуренция везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо", - доказали правомерность ограниченного государственного участия в экономических процессах и большего его содействия свободному и стабильному функционированию предпринимателей условие устранения неравновесия в экономике.
  Уже в 30-е гг. для противодействия кейнсианским идеям государственного регулирования экономики, ограничивающим систему свободной конкуренции, в ряде стран были созданы неолиберальные центры по выработке альтернативных мер государственного вмешательства в экономику, которые (меры) способствовали бы возрождению и практическому воплощению идей экономического либерализма. Наиболее крупные центры неолиберализма в Германии, США и Англии получили название соответственно Фрайбургской школы (ее лидеры - В.Ойкен, В.Репке, А.Рюстов, Л.Эрхард и др.), Чикагской шкоды, которую также называют "монетарной школой" (ее лидеры - Л.Мизес, М.Фридмен, А.Шварц и др.), Лондонской школы (ее лидеры - Ф.Хайек, Л.Роббинс и др.). Видными представителями неолиберальных идей во Франции явились экономисты Ж.Рюэфф, М.Алле и др.
  Предваряя краткую характеристику особенностей школ неолиберальных идей различных стран, следует отметить, что представители неолиберального движения еще в начале 30-х гг. пытались выработать единую научно-практическую платформу. Общие в данной связи принципы неолиберализма были продекларированы в международном масштабе в 1938 г. на конференции в Париже. Этот форум неолибералов ныне называют также "коллоквиумом Липпмана" из-за созвучности одобренных на конференции принципов неолиберализма с положениями изданной в том же году американским экономистом А.Уолтером Липпманом книги под названием "Свободный город". Суть одобренных в Париже общих принципов неолиберального движения сводилась к провозглашению необходимости государственного содействия в возвращении правил свободной конкуренции и обеспечении их выполнения всеми хозяйствующими субъектами. Условие приоритета частной собственности, свободы сделки и свободных рынков могло быть пересмотрено действиями государства лишь в экстремальных случаях (война, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.)2.
 
  § 1. Концепция социального рыночного хозяйства
 
  Что такое "ордолиберализм"?
  После второй мировой войны идеология неолиберализма нашла \спешное практическое применение первоначально в Западной Германии (ФРГ), Здесь начиная с 1948 г. эти идеи приобрели статус государственной доктрины правительства Аденауэра - Эрхарда. Видные немецкие теоретики неолиберализма В.Репке, А.Рюстов и другие возглавили критику любого проявления монополизма рад: свободы и гуманизма. В.Ойкен и его последователи во Фрайбургском университете с того же 1948 г. начали выпуск ежегодник "Ордо", который сыграл роль теоретической трибуны неолиберализма всех стран. Само слово "Ордо", избранное В.Ойкеном, превратилось в собирательное понятие, символизирующее "естественный строй... свободного рыночного хозяйства". Западногерманская доктрина неолиберализма под влиянием "школы Ойкена" стал а даже именоваться "ордолиберализмом".
 
  Сущность "социального рыночного хозяйства"
 
  Теоретикам неолиберализма ФРГ принадлежит идея сочетания принципа "свободы рынка* и справедливого распределения по принципу "социального выравнивания". Впервые ее концептуально изложил А.Мюллер - Армак в своей книге "Хозяйственное управление и рыночное хозяйство" (1947), в которой также впервые использовал термин "социальное рыночное хозяйство". Разработки в этом направлении были продолжены В.Репке, Л.Эрхардом, В.Ойкеном и др. Причем о создании модели "социального рыночного хозяйства" в качестве главной задачи экономической политики страны было заявлено самим канцлером ФРГ К.Аденауэром в предисловии к книге В.Репке "Правильна ли немецкая экономическая политика?" (1950).
  По характеристике В.Репке "социальное рыночное хозяйство" - это путь к "экономическому гуманизму". В своей книге "Гуманное общество" он писал, что этот тип хозяйства противопоставляет коллективизму персонализм, концентрации власти - свободу, централизму - децентрализм, организации - самопроизвольность и т.д. Солидаризируясь с мнением В.Репке, Л.Эрхард на съезде христианско-демократического союза (ХДС) в 1957 г. утверждал о начале второго этапа в ФРГ "социального рыночного хозяйства". Немногим позднее в одной из своих публикаций начала 60-х гг. Л.Эрхард подчеркивал, что именно "свободное соревнование является прежде всего основным элементом социального рыночного хозяйства". А на очередном партийном съезде ХДС в 1965 г. Л.Эрхард заявил о завершении в ФРГ программы создания "социального рыночного хозяйства", превратившей эту страну в "оформленное общество".
  Доктрина "сформированного общества", по мнению Л.Эрхарда и его единомышленников, - это поиск лучшего "естественного экономического порядка", который возможно достичь через создание "социального рыночного хозяйства". В ней категорически отрицаются марксистские идеи о пяти формах (типах) общественного строя и производственных отношений и об антагонизме классов. Она основана на положении В.Ойкена о том, что человеческому обществу присущи только два типа экономики: "централизованно управляемая" (тоталитаризм) и "меновая экономика" (по другой терминологии - "свободное, открытое хозяйство"), а также на идее о сочетании этих типов экономики с преобладанием признаков одного из них в конкретных исторических условиях.
 
  В.Ойкен о типах "экономических систем"
 
  Вальтер Ойкен (1891 -1950) в своей выдержавшей девять изданий книге "Основания национальной экономии" (1947) осуществил фундаментальную проработку проблематики типологии основных форм рыночной организации экономики. В главе этой книги "Экономические системы" им доказывается естественное сосуществование в одних и тех же обществах двух идеальных, как он полагает, типов экономики: меновой и централизованно управляемой. Он пишет: "Система "централизованно управляемой экономики" характеризуется тем, что вся повседневная экономическая жизнь общества регулируется планами, исходящими из одного центра. Если же экономика общества состоит из двух и более отдельных хозяйств, каждое из которых составляет и проводит в жизнь спои планы, то это - система "меновой экономики""3.
  Далее В.Ойкен уточняет, что "в исторической реальности" элементы обеих этих систем "в большинстве случаев переплетаются" и что система "неменовой экономики... существовала и существует в двух формах: как "простая централизованно управляемая экономика" (обособленное хозяйство) или как "централизованно - административная экономика""4, Причем элементы обеих форм неменовой (централизованно управляемой) экономики, пишет он, "имели место не только в некоторых странах и в отдельные времена, .например, в иезуитской общине Парагвая, или в государстве инков, или в России 40-х годов нашего столетия. Они встречались повсюду и во все времена. Иногда они доминировали, иногда лишь дополняли общую картину, но всегда выступали в соединении с элементами меновой экономики"5.
  Вместе с тем, по Ойкену, "две упомянутые формы реализуются а трех формах", каждую из которых он характеризует так: а) "тотальная централизованно управляемая экономика" (обмен вообще не допускается; производство, распределение и потребление продуктов "до последней мелочи" осуществляется по указаниям и приказам центрального руководства); б) "централизованно управляемая экономика со свободным обменом предметами потребления" (обмен осуществляется также при наличии центральной инстанции, определяющей "способ использования производительных сил, временную структуру производственного процесса, способ распределения продуктов". Но в отличие от первого варианта потребители могут здесь вносить коррективы в распределение выделяемых предметов потребления путем обмена"); в) "централизованно управляемая экономика со свободным потребительским выбором" (потребительский выбор благ свободен, но, как правило, из тех, которые намечает для производства "центральная инстанция")6.
 
  Роль государства в "социальном рыночном хозяйстве"
 
  Осознавая невозможность автоматического функционирования "свободного рыночного хозяйства", В.Репке и Л.Эрхард признавали необходимым противопоставить любому проявлению анархии производства соответствующие меры государственного вмешательства, которые обеспечивали бы "синтез между свободным и социально обязательным общественным строем". Роль государства, согласно образной иллюстрации Репке-Эрхарда, сравнивается с положением судьи (арбитра) на футбольном поле, который строго наблюдает за действиями футбольных команд в соответствии с определенными правилами, но не имеет права непосредственно участвовать в игре. Другими словами, государство для поддержания условий существования "социального рыночного хозяйства" как "идеального типа" свободного рыночного хозяйства должно следить за соблюдением "правил" свободной конкуренции ("честной игры"), контролировать условия ценообразования и пресекать попытки установления монопольных цен, гарантировать охрану и приоритетное значение частной собственности в товарно-денежном хозяйстве без монополий.
  В 60-70-е гг. концепция неолибералов о создании и функционировании модели "социального рыночного хозяйства" во многом была созвучна возникшей в тот период модели институционалистов об "обществе всеобщего благоденствия", поскольку и в той, и другой отвергаются положения об эксплуатации человека человеком и классовом антагонизме. Обе модели, кроме того, основываются на идее активной социальной функции государства по обеспечению всем, гражданам равных прав и равных возможностей в получении социальных услуг и повышении их благосостояния. При этом под внешним проявлением "всеобщего благоденствия" имелись, конечно, в виду не только рост числа акционеров в различных слоях общества, но и возросшая стабильность всех общественных институтов, уверенность значительной части трудящихся в завтрашнем дне и т.д.
 
  § 2. Чикагская школа монетаризма
 
  Что такое Чикагская школа?
 
  В США, как отмечалось выше, альтернативой кейнсианству стала так называемая Чикагская школа неолиберализма, монетарные идеи которой зародились в стенах Чикагского университета еще к 20-е гг. Однако самостоятельное, а тем более, лидирующее значение в неолиберальном движении американский монетаризм получил в конце 50-х - начале 60-х гг. с появлением ряда публикаций М.Фридмена (род. в 1912 г.), ставшего в 1976 г. одним из нобелевских лауреатов по экономике. Последний и его сподвижники кейнсианским неденежным факторам (например, инвестиции) предпочли именно денежные факторы.
 
  Возникновение кривой Филлипса
 
  Первые достаточно серьезные сомнения в необходимости, как выразился М.Блауг, "упрощенных экономических рекомендаций политикам, типичных для времен кейнсианской революции"7, вкрались в экономическую науку с появлением выведенной в 1958 г. А.У.Филлипсом эмпирической кривой, характеризующей связь между ежегодным процентным изменением заработной платы в денежном выражении и уровнем (долей) безработицы в Англии за период с 1861 по 1913 г. Причем дискуссии по поводу данной зависимости приобрели еще больший размах после того, как в 1964 г. П.Самуэльсон включил связанную с этой кривой фактически новую концепцию в шестое издание своего учебника "Экономикс"8 и назвал сам график именем его автора - кривая Филлипса.
  О последней М.Блауг пишет, что она оказалась тем открытием, которое "сразило наповал прежний кейнсианский идеал полной занятости без инфляции в качестве цели экономической политики. Стабильность цен и безработица оказались несовместимыми, конфликтующими целями: уменьшение безработицы достижимо только ценой ускоренной инфляции, а уменьшение инфляции обычно предполагает увеличение безработных. Таким образом, прежняя надежда на одновременное достижение устойчивых цен и полной занятости уступила место понятию выбора между стабильностью цен и полной занятостью"9.
 
  Монетарная концепция М.Фридмена
 
  М.Фридмен и его коллеги на основе исследований вокруг "конструкции" кривой Филлипса пришли к заключению, что эта кривая далеко не стабильна, особенно с учетом ситуации в экономике многих стран мира в конце 60-х гг., когда рост инфляции, вопреки "логике" этой кривой, сопровождался не снижением, а ростом безработицы, и затем - в начале 70-х гг. - наблюдался даже одновременный рост и инфляции, и безработицы.
  М.Фридмен предпринял попытку возродить приоритетное значение денег, денежной массы и денежного обращения в экономических процессах10.
  Между тем монетарная концепция, неолиберальная по своей сути, была апробирована республиканским правительством США при президенте Р.Никсоне в 1969-1970 гг. (тогда М.Фридмен являлся советником президента этой страны). Но наибольший успех монетарные экономические воззрения имели при следующем республиканском правительстве США во времена так называемой рейганомики, позволившей ослабить инфляцию при реальном укреплении доллара.
 
  Фридменовская концепция "естественной нормы безработицы"
 
  Новизна концепции государственного вмешательства в экономику, по Фридмену, состоит в том, что оно, в отличие от кейнсианской концепции, ограничивается жесткой денежной политикой. Последняя тесно связана с фридменовской "естественной нормой безработицы", достигаемой посредством постоянного и стабильного темпа роста количества денег в размере 3-4% в год независимо от состояния конъюнктуры (учитывая средние темпы роста валового национального продукта США за ряд лет, по которым устанавливается максимально возможный уровень национальной экономики).
  Концепция М.Фридмена о "естественной норме безработицы" (ЕНБ) основывается как на институциональных, так и на законодательных детерминантах (имея в виду под первыми, например, профсоюзы, а под вторыми - возможность, к примеру, принятия закона о минимальном уровне заработной платы). Она позволяет обосновывать минимальный уровень безработицы, при котором в течение определенного периода времени инфляция будет невозможна. По мнению М.Блауга, "ЕНБ, к которой постоянно возвращается экономика, - это современная монетарная версия старой классической доктрины строго пропорционального отношения между количеством денег и ценами в долгосрочной перспективе; "якорь", который удерживает процентную ставку в устойчивом положении..,"11.
  В целом неолиберальные идеи государственного регулирования экономики возобладали над кейнсианскими начиная, примерно, с 70-х гг., когда для многих стран постоянными стали нарастающие инфляционные процессы, дефицит государственного бюджета, безработица. Неолибералы поставили в вину кейнсианцам (и неокейнсианцам) разросшиеся масштабы государственного сектора экономики, ограничение условий для свободной конкуренции, сокращение инвестиций в важнейшие сферы экономики, вопреки "обещаниям", что "их (инвестиций. - Я.Я.) эффект распространяется с мультиплицирующей силой и еще более усиливается акселератором"12. Наглядным проявлением приоритета неолиберализма над кейнсианством в 70-80-е гг. является планомерная по соответствующим многолетним программам денационализация многих отраслей хозяйства, находившихся ранее в сфере государственной экономики. За последние годы благодаря этому существенно оздоровилась экономика Великобритании, Франции, Японии, Восточной Германии (бывшая ГДР), Чили, Испании и других стран, минимизировавших сферу государственного экономического влияния.
 
  Вопросы и задания для контроля
  1. Каковы предпосылки зарождения неолиберализма и в чем его отличия от кейнсианства?
  2. Какие функции современного государства рассматриваются неолибералами как функции "ночного сторожа" или "спортивного судьи"? Приведите примеры.
  3. Что означает в экономической литературе термин "коллоквиум Липпмана"?
  4. Охарактеризуйте сущность концепций немецких "ордолибералов" о социальном рыночном хозяйстве и типах "экономических систем". Какая роль в этих концепциях отводится государству?
  5. Раскройте суть монетарной концепции Чикагской школы неолиберализма. Как она увязывается с выводами, извлеченными М.Фридменом и его коллегами из анализа "конструкции" кривой Филлипса?
  6. Что такое фридменовское ЕНБ? Приведите собственные суждения по поводу данной концепции.
 
  Список рекомендуемой литературы
 
  Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе, М.: "Дело Лтд", 1994.
  Носова С.С. Пути выхода из экономического кризиса: модели мультипликатора-акселератора, М,: Изд-во Рос. экон. акад., 1993.
  Ойкен В. Основы национальной экономии. М.: Экономика, 1996.
  Ойкен В. Экономические системы // THESIS. Веема 1993, Т. I. Вып. 2.
  Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля, деньги//THESIS. Весна 1993. Т. I. Вып. 2.
  Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. М.; Алгол, 1992.
  Усоскин В.М. "Денежный мир" Милтопа Фридмсна. М.: Мысль, 1989.
  Фридмен М. Количественная теория денег. М.: Эльф-Пресс, :996.
  Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. 1994. Т. П. Вып. 4.
  Хайек Ф.А. фон. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992.
  Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991.
  ЭрхардЛ. Полвека размышлений: Речи и статьи. М.: Руссико-Ордынка, 1993.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 9 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу