<< Пред. стр. 3 (из 13) След. >>
В результате информационно-энергетической взаимозависимости всех материальных объектов нашей Вселенной отдельные свойства, качества, аспекты одного объекта оказывают влияние на свойства, качества, аспекты другого объекта. Чем сложнее по своей структуре и содержанию форма материи, тем она более информативна.Информация в неживой природе проявляет себя как мера упорядоченности, сложности, системности, как противоположное энтропии свойство материи. Современная физика в рамках квантовой теории ввела информационное понятие "несиловое взаимодействие". Поясним примером: берем тонкую пластинку - полупроводник, пропускаем ток определенного напряжения. Полупроводник "запоминает" информацию об этом сигнале и тем самым связывает прошлое с настоящим. Аналогичное "запоминание" происходит у всех элементов электронно-вычислительной техники. Такая информационная связь - воздействие родственна человеческому ощущению, но не тождественна ему. Именно об этом свойстве материи догадывались древние, когда говорили о "сознании" неживых природных образований.
Более сложной и интересной по сравнению с неживой природой является информационная картина растительного царства и простейших животных организмов. И те, и другие реагируют на различные раздражители. Эти реакции раздражимости называются "таксисы". Таксисы - это двигательные реакции микроорганизмов, растений, некоторых клеток (зооспор, лейкоцитов и др.), которые происходят под влиянием одностороннего раздражения, вызванного действием света (фототаксисы), температуры (термотаксисы), влаги (гидротаксисы), тока жидкости (реотаксисы), электрического пол" (гальвенотаксисы), повреждений (травмотак-сисы), химических воздействий (хемотаксисы), механических влияний (баротаксисы) и других раздражителей.
Проявлением восприятия растениями внешних раздражителей является "тропизм", означающий особое реагирование растений, тесно связанное с их ростом и развитием. Ростовые движения органов растений (стебля, корня, листьев), обусловленные направленным действием какого-либо раздражителя (света, силы земного притяжения и др.) имеют ту особенность, что затормаживается развитие одной стороны органа и наоборот, ускоряется рост клеток другой стороны. Например, шляпка подсолнечника поворачивается к солнцу, навстречу свету изгибается стебель растения и т. д.
Реакции растения на раздражители, ориентированные в обратную сторону по отношению к их действиям, называются "настии". Движение растений в этом случае носит защитный характер. Например, под действием некоторых газообразных веществ происходит движение листьев томата и душистого горошка. Импульсом для такого поведения растений становится информация, индуцирующая те или иные физиологические процессы, которые дают возможность растениям производить обмен веществ, тормозить поступление одних и ускорять других, необходимых для развития.
Некоторые растения реагируют на погоду - их называют живыми барометрами. Например, обыкновенный клевер перед ненастьем сжимается, и его листочки сближаются и прижимаются к земле.
Многие растения используют такую информацию как запах, который может привлекать опылителей и отпугивать врагов.
Некоторые растения используют в своей жизнедеятельности такую информацию, как окраска, расположение цветка, его форма. Например, шмелеобразная форма цветков шпорника служит как бы условным сигналом для насекомых - как пробраться к нектару. Это своеобразная информационная связь, с помощью которой осуществляется взаимодействие флоры с фауной и окружающей средой.
Итак, информационный растительный мир в качестве сигналов имеет цвет, окраску, запах, рисунок, расположение элементов, их форму и т. д. Но еще больший информационный скачок произошел в животном мире. У элементарного одноклеточного животного (амебы) информационный мир во многом напоминает реакцию развитых растений. Реакция амебы на внешние сигналы - раздражение светом, теплом, водой, химическими веществами - еще простейшая: движение ложноножек для бегства или захвата пищи, переваривание пищи и выделение ненужных организму шлаков. У многоклеточных организмов информационный мир усложняется в процессе эволюции происходит специализация в функционировании разных групп клеток. Одни из них постепенно приобретают свойство реагировать на внешние сигналы одного характера, другие - на внешние сигналы иного характера.
В ходе эволюции у наиболее организованных животных развились органы чувств, нервная система и, наконец, появились инстинкты, как более совершенная форма реакции организма на сигналы внешнего мира, воспринимаемые органами чувств. Информационные системы некоторых животных иногда превосходят возможности отдельных органов чувств человека. Развитие информационных систем животных зависит от условий их обитания.
Столь подробно мы рассказываем об информационных связях в окружающей человека среде, чтобы показать, что все живое и неживое сосуществует информационно взаимосвязанно и взаимозависимо. Чтобы не удивлялись потом читатели, когда мы будем доказывать, что информация способна вызывать в организме человека очень серьезные физиологические реакции. Цель этой книги - доказать и показать возможность мысленного информационного воздействия на человека на расстоянии.
Написание этой книги раз и навсегда должно разрешить сомнения, которые уже много сотен лет мешают серьезным исследователям показать возможности человеческой воли.
Таким образом, информация - это явление переноса разнообразия в проявленной материи (материи, имеющей форму), поэтому различия объектов материального мира и вызывают информационные процессы, которые в современной науке поддаются количественному и качественному измерению.
Развитие материи от неживой к живой клетке, от клетки к сложным живым существам приводит к усложнению и развитию информационного обмена между живой и неживой природой, между все усложняющимися организмами и их отдельными частями и органами, а также, вообще, между организмами. Происходит эволюционное усложнение и развитие информационных процессов как по форме, так и по содержанию -- на всех стадиях, включая восприятие, переработку, хранение, воспроизведение и передачу ин-фофмации.
Человек эволюционно сформировался как очень сложная биоинформационная система, в которой наибольшее развитие получил процесс переработки информации через механизм центральной нервной системы. Первым информационным уровнем управления является головной мозг, вторым - спинной мозг, третьим - функциональные системы органов, четвертым - органы, пятым - клетки и т. д.
Таким образом можно говорить об информационных полях и потоках на уровне клетки, органа, части тела, всего организма человека.
Информационно-математическая модель человека выглядит несколько абстрактнее. Высшим уровнем является особый "процессор" - центральная нервная система, которая решает главные для организма задачи - самосохранения и воспроизведения. Второй уровень - это "процессоры", которые руководят исполнительными органами, выполняющими "команды" центрального процессора, а также избавляют высший эшелон информационных связей от поступления избыточной информации и от необходимости ее перерабатывать. Третий уровень системы o- это вся совокупность основных функциональных "процессоров", которые руководят деятельностью всех органов. Четвертый уровень - это "процессоры", которые обеспечивают информационную деятельность системы обеспечения, питания всего "компьютера", его защиты от вредных внешних воздействий и помех. Так представляется информационная модель человека, где автономность сочетается с центральным управлением., что позволяет организму лучше приспосабливаться к складывающимся внешним и внутренним условиям, при необходимости мобилизовать ресурсы на уровне всего организма в критических ситуациях.
Человек - открытая, социально интегрированная, саморегулирующая информационная биосистема. Внутри организма и между организмом и внешней средой идет постоянный процесс обмена веществом и энергией, который можно рассматривать как обмен информацией. Человека следует рассматривать в неразрывном информационном единстве с окружающей его средой. Существенные для организма изменения во внешней или внутренней среде выступают в качестве информационных сигналов. Организм наделен сложной системой передачи информации от периферии в центр и обратно. Центральным аппаратом, способным воспринимать, хранить, анализировать и оценивать жизненную значимость поступающей информации, является мозг. Мозг формирует и ответную реакцию системы на поступающую информацию, при этом сверяя соответствие активной реакции системы с поступающей информацией. Вся деятельность мозга направлена на сохранение и развитие всей биосистемы.
Человек наделен двумя механизмами биологической саморегуляции (жизнеобеспечения) - индивидуальными и видовыми. Индивидуальные отвечают за сохранение и продолжительность жизни отдельного человека, а видовые - за сохранение и развитие вида. В этом смысле жизнь человека содержит циклический и поступательный моменты. Циклический - люди рождаются, развиваются и умирают. Поступательный каждый человек способен оставлять потомство, делая жизненный процесс поступательным и бессмертным.
В .результате воздействия информации (физических, химических, биологических и психических мутагенов) в мозгу человека происходят генетически закрепляемые структурные преобразования. В коре головного мозга человека выделяют четыре основные зоны, последовательно над-строившиеся одна над другой в процессе биологической эволюции, общественно-исторического и социального развития: 1) древняя кора (палеокортекс); 2) старая кора (архикортекс); 3) межуточная кора (мезокортекс); 4) новая кора (неокортекс). На долю новой коры приходится 95,6%, межуточной - 1,6%, старой - 2,2 %, древней - 0,6% всей поверхности коры головного мозга.
Информация в организме человека работает на следующих уровнях: морфологическом (структурном), функциональном, энергетическом, психическом и поведенческо-деятельностном. На всех этих уровнях информация вызывает как бы нарушение сложившегося динамического равновесия между организмом и средой, характеризующегося определенными гомеостатическими константами. В зависимости от степени отклонения этих констант от их нормальных величин можно выделить три степени нарушения информацией динамического равновесия систем биосистемы: 1) нормальная - не выходит за рамки приспособительных возможностей организма и формирует характер реакции и поведения биосистемы; 2) патологическая - выходит за рамки адаптационных возможностей организма и приводит к информационным нарушениям в биосистеме - болезни; 3) запредельная - не совместима с жизнью, влечет нарушение биосистемы и смерть.
В информационной системе человека выделяют 14 подсистем: опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную, мочевыводительную, половую, эндокринную, гуморальную, нервную, генетическую, иммунную, эмоциональную, психическую и полевую. Такое деление является условным и служит целям лучшего понимания связей и информационных отношений внутри организма.
После "срабатывания" информации в организме она выходит в виде поведения, мыслительной, творческой или иной деятельности.
Основными регуляторами поведения человека, как очень сложной биоинформационной системы, являются врожденные и приобретенные потребности. Первые возникают в результате нормальных информационных нарушений динамического равновесия в системе "человек - среда", а вторые формируются в процессе онтогенеза на базе первых. Врожденные потребности делят на соматогенные и психогенные, а приобретенные (социальные) - на материальные и духовные. Для управления процессом образования потребности следует научиться влиять на следующие факторы: 1) на самого человека; 2) на объект его потребности; 3) на отношение человека к объекту потребности; 4) на ситуацию, в которой чаще всего возникает данная потребность; 5) на процесс реализации потребности; 6) на эмоциональные переживания человека: а) личные; б) в отношениях субъект- объект потребности; в) в процессе реализации потребности.
Около сорока тысяч лет тому назад на Земле непонятным образом произошла резкая качественная информационная трансформация древнего человека в его современную форму. Причем полностью при загадочных обстоятельствах старая форма повсеместно исчезала, а новая форма быстро утверждалась на всех континентах. Если полностью согласиться с Дарвиным, то таких информационных скачков было несколько, прежде чем сформировался современный тип человека.
СК-наука, как наука о человеке, считает, что объяснить появление на Ч3емле современного типа человека только земными информационными процессами невозможно, так же как невозможно объяснить происхождение живой клетки из простого сложения ее составляющих. Поэтому в русской науке давно разработана так называемая космическая гипотеза, которая предлагает взгляды на жизнь, как на явление космическое. В этом случае направление и темпы эволюционных процессов на Земле задаются космическими информационными процессами. При таком подходе к роли информации можно говорить об информационном поле человека, информационном поле Земли и информационном поле Вселенной.
Сходные взгляды на человека и Вселенную просматриваются у всех древних цивилизаций - в Египте, Индии, Китае, Греции и др.
Мыслительная деятельность человека коренным образом изменила информационную картину Мира, и прежде всего это проявляется в деятельности мирового сообщества людей, в котором происходит своеобразная эволюция информационных процессов. Из поколения в поколение передается информационный опыт человечества, создаются и совершенствуются средства массовой информации. Информационное общение между людьми стало носить осознанный познавательный характер. В настоящее время информация тесно связана с практически преобразующей деятельностью человека, она обогащается новыми формами и содержанием, превращается в Знание, которое накапливается поколениями людей и специально сохраняется. Общественные и социальные отношения людей родили особый вид информации информацию социальную, возникшую в социуме, объединенном необходимостью производства материальных благ, защиты и воспроизводства жизни. Таким образом возникла инфоноосфера - информационный мир сферы обитания человечества и появилось понятие информационной культуры. Необходимо позаботиться о том, чтобы оградить информационную систему человека от всего избыточного, ненужного, негативного, вредного.
Восприятие человеком информации всегда индивидуально и зависит от следующих основных факторов: социального положения, профессии и уровня подготовки к ней, уровня общего образования, степени культуры, от характера, темперамента, возраста, непосредственного окружения, привычек, жизненного опыта, моральных, психологических и социальных установок, пола, внушаемости, искренности, роста, эмоционального состояния, генетической или физиологической предрасположенности, технической оснащенности и др.
В информационное поле человека следует выделять элементарную, биологическую и логическую информацию. Элементарная информация характерна для объектов неживой природы и в человеке работает на молекулярном уровне и ниже. Биологическая информация работает, начиная с уровня клетки. Логическая информация - это мыслительная, абстрактная и социальная деятельность мозга и работает только на уровне сознания.
СК-наука выделяет в человеке три структуры:
1) физическое тело, которое смертно; 2) психику или сознание, которые также исчезают вместе с разрушением мозга; 3) информационно-энергетическое поле, которое частично может обрести бессмертие, если человек еще сумеет при жизни перенести часть своей информации на другие более долгие долговечные материальные носители - книги, картины, скульптуры, видеозаписи, компьютеры и т. д.
Коротко разобравшись с вопросом, что такое информация, перейдем к следующей теме - чуть подробнее расскажем о том, как в организме человека осуществляется прием, прохождения и обработка информации.
Организм человека способен принимать информацию как из внешней среды, так и из внутренней. Прием и обработку информации осуществляет нервная система через процесс восприятия раздражения рецепторами. Возбуждение этих чувствительных клеток осуществляется механически, либо химическим путем. Возникающие информационные нервные импульсы качественно одинаковы, а различие информационных раздражений зависит от кодирования в рецепторах и их связей с определенными частями головного мозга. Интенсивность ощущения зависит от органов чувств, воспринявших информацию-раздражение. Почти при всех видах ощущений по нервному волокну отправляется не один, а много импульсов и именно их число и определяет силу ощущений.
Выделяют следующие виды ощущений: вкуса, запаха, света, слуха, равновесия, на холод, на тепло, на прикосновение, на давление, на боль, на изменения натяжения мышц или сухожилий (кинестетические ощущения), от внутренних органов (висцеральные ощущения) в виде голода, жажды, тошноты, оргазма, боли, потребности в мочеиспускании и дефекации и другие менее определенные ощущения, возникающие при половой активности, болезнях или эмоциональных-кризах. Все эти ощущения информируют человека о тех или иных раздражителях. Вся информация, посылаемая по нервным волокнам, кодируется рецепторами в органах чувств. Так, при передаче импульсов возможны различия: 1) в числе проводящих эти импульсы волокон; ) в том, какие именно волокна проводят импульс; 3) в общем числе импульсов, проходящих по данному волокну; 4) в частоте импульсов, идущих по данному волокну и 5) во временных соотношениях между импульсами в различных волокнах.
Опишем чуть подробнее анатомию нервной системы и механизм прохождения информации в виде нервных импульсов.
Нервная система человека координирует и интегрирует деятельность всех систем и органов человека, а самое главное, регулирует и упорядочивает отношения между внутренней средой человека и внешним окружением.
Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и проводящих путей, соединяющих рецепторы (глаза, уши и др.) с эффекторами (мышцы, железы и др.).
Нервная система человека состоит из нескольких миллиардов нейронов, которые делятся на две категории:
нейроны центральной нервной системы, образующие головной и спинной мозг, и нейроны периферической нервной системы, образующие черепно-мозговые и спинно - мозговые нервы.
Основной функцией нервной системы является прием, проведение и обработка информации поступающих в организм информационных раздражений. Самый простой путь, по которому может идти нервный импульс, состоит из трех нейронов: одного сенсорного, одного вставочного и одного моторного. Нервные клетки - нейроны состоят из тела клетки, содержащего ядро, и отростков - одного аксона и одного или нескольких дендритов. Нейроны различаются по форме клеточного тела и по длине, числу и степени вставления аксонов и дендритов. Нейроны подразделяются на сенсорные (чувствительные), моторные (двигательные) и вставочные. У чувствительных нейронов дендриты соединены с рецепторами, а аксоны - с другими нейронами; у двигательных нейронов дендриты соединены с другими нейронами, а аксоны -- с каким-нибудь эффектором; у вставочных нейронов и дендриты, и аксоны соединяются с другими нейронами.
Мозг состоит более чем из 10 миллиардов клеток, и каждая из них представляет собой миниатюрную станцию, способную в возбужденном состоянии создавать электрический потенциал. Впервые эта электрическая активность мозга была обнаружена в 1985 году. Запись мозговых волн осуществляют с помощью электроэнцефалографа - прибора, способного отводить и усиливать потенциалы, создаваемые нервными клетками. Это делается с помощью электродов, прикрепляемых к коже головы испытуемого. Эти слабые потенциалы усиливаются и отображаются графически в виде волн, записываемых на движущейся полосе бумаги.
Медленные волны:
При низкой активности мозга большие группы нервных клеток разряжаются одновременно. Эта синхронность отображается на ЭЭГ в виде последовательности медленных волн (волны низкой частоты и большой амплитуды).
К наиболее известным медленным волнам относятся:
1) альфа-волны, частота которых лежит в пределах от 8 до 12 циклов в секунду (8-12 Гц); они характерны для
расслабленного состояния, когда человек сидит спокойно с закрытыми глазами;
2) тета-волны частотой от 4 до 7 Гц; они появляются на первой стадии сна, а также у некоторых опытных
мастеров транса или во время пребывания испытуемых в изолированной камере в условиях сенсорной депривации;
дельта-волны (0,5-3 Гц), а также при некоторых патологических состояниях (например, при опухолях мозга) или у больного, незадолго до смерти находящегося в сознании.
Быстрые волны:
Во время активной работы мозга каждая участвующая в ней нервная клетка разряжается в соответствии со своей специфической функцией в своем собственном ритме. В результате активность становится совершенно асинхронной, и регистрируется в виде быстрых волн высокой частоты и малой амплитуды, так как противоположные отклонения потенциала, суммируясь в ЭЭГ, как бы уничтожают друг друга. Эти быстрые волны известны под названием бета-волн - их частота варьирует в пределах от 13 до 26 Гц, но амплитуда уменьшается по мере того, как усиливается, мозговая деятельность.
Нервные стволы, или нервы, состоят из большого числа аксонов и дендритов, объединенных в общей соединительнотканной оболочке. Тела нейронов образуют скопления -ганглии, если они расположены вне головного и спинного мозга, и - нервные центры, если они находятся в головном или спинном мозгу.
Химические и электрические процессы, с которыми связана передача информационного нервного импульса, не зависят от природы и силы вызвавшего эти процессы раздражителя, если только раздражитель обладает достаточной силой, чтобы вызвать появление нервного информационного импульса. Нерв не реагирует, пока к нему не приложено раздражение определенной минимальной силы. Дальнейшее увеличение силы раздражения не увеличивает скорость распространения информационного нервного импульса, так как энергию проведения импульса вырабатывает сам нерв, а не энергия раздражителя. То есть, скорость прохождения информации по нервному волокну зависит от состояния самого волокна, и различные вещества могут замедлять передачу информационного нервного импульса или делать ее невозможной. После проведения одного импульса проходит от 0,5 до 0,002 сек, прежде чем нервное волокно сможет передавать второй импульс. В это время происходят химические и физические изменения, в результате которых волокно возвращается в исходное состояние. Соединение между последовательными нейронами называется "синапсом". Нервный информационный импульс передается с кончика аксона одного нейрона на дендрит следующего через синаптическое соединение путем выделения у кончика аксона определенных химических веществ, которые вызывают появление нервного импульса в дендрите следующего аксона. Передача возбуждения через синапс происходит медленнее, чем его прохождение по нерву. В норме информация проходит только в одном направлении: в чувствительных нейронах она идет от органов чувств к спинному и головному мозгу, а в двигательных от головного и спинного мозга к мышцам и железам. Направление информации определяется синапсом, так как только кончик аксона способен выделять вещество, передающее информацию на другой нейрон.
Согласно мембранной теории переноса информации, электрические явления в нервном волокне обусловлены различной проницаемостью нервной мембраны для ионов натрия и калия, а эта проницаемость в свою очередь регулируется разностью электрических потенциалов по обе стороны от нее. Для возбуждения нервного волокна требуется определенное критическое пороговое информационное изменение. Возбуждение представляет собой освобождение электрической энергии из нервной мембраны и распространяется вдоль волокна в виде короткого электрического импульса, называемого потенциалом действия.
Информационный нервный импульс - это волна деполяризации, проходящая вдоль нервного волокна. Изменение мембранного потенциала в одном участке делает соседний участок проницаемым, и в результате волна деполяризации распространяется по волокну. Полный цикл деполяризации и реполяризации занимает всего несколько тысячных секунды.
Механизм передачи информационного нервного импульса через синапс с одном нейрона на другой объясняется электрической и химической теорией.
Величина синаптического сопротивления может изменяться под влиянием нервных импульсов, так что один информационный импульс может тормозить или усиливать действие другого. Непрерывный поток информационных нервных импульсов создает определенный уровень возбуждения во всех органах, мышцах, железах и т. д., называемых тонусом, вот почему информационный голод по всем органам чувств выбивает как бы организм из нормы, как и информационный бум ведет к перенапряжению.
Основные информационные потоки идут в головной мозг через спинной мозг.
Спинной мозг представляет собой трубку, окруженную и защищенную невральными дугами позвонков, и выполняет две важные функции: передает информационные импульсы, идущие в головной мозг и из головного мозга, служит рефлекторным центром.
Все волокна спинного мозга перекрещиваются, правая половина головного мозга контролирует левую половину тела и получает информацию от рецепторов левой стороны, и наоборот.
Головной мозг представляет собой своеобразно расширенный передний конец спинного мозга. Это расширение столь велико, что автоматически в нем выделяют шесть отделов: продолговатый мозг, варолиев мост, мозжечок, средний мозг, таламус и большие полушария.
Продолговатый мозг - это самый задний отдел головного мозга, лежащий спереди от спинного мозга. Здесь центральный канал спинного мозга расширяется и образует большую полость, называемую четвертым мозговым желудочком. Стенки продолговатого мозга толстые и состоят в основном из нервных путей, идущих к высшим отделам головном мозга. Внутри прадолговатого мозга находятся скопления тел нервных клеток - нервные центры - это информационно-рефлекторные образования, регулирующие следующие важнейшие физиологические процессы: дыхание, частоту сокращений сердца, расширение и сужение кровеносных сосудов, а также глотание и рвоту.
Над продолговатым мозгом расположен мозжечок, состоящий из средней части и боковых полушарий в виде шишек. Серый поверхностный слой мозжечка состоит из тел нервных клеток, а глубже находится масса белой ткани, образованной волокнами, связывающими мозжечок с продолговатым мозгом и с высшими отделами мозга. Мозжечок координирует движения и регулирует сокращение мышц.
Под мозжечком лежит толстый поперечный пучок волокон, варолиев мост, который приводит информацию из одного полушария мозжечка в другое, координируя движения мышц на обеих сторонах тела.
Спереди от варолиева моста расположен средний мозг, который имеет толстые стенки и узкий центральный канал, соединяющий четвертый желудочек (в продолговатом мозгу) с третьим желудочком (в таламусе). Толстые стенки среднего мозга содержат некоторые рефлекторные центры и главные проводящие пути, ведущие к таламусу и большим полушариям. На верхней стороне среднего мозга расположены четыре невысоких выступа четверохолмие, в котором находятся центры некоторых зрительных и слуховых рефлексов. Рефлекторное сужение зрачка при попадании в глаз яркого света регулируется центром в передних бугорках. Средний мозг содержит группу нервных клеток, регулирующих мышечный тонус и позу.
Спереди от среднего мозга центральный канал снова расширяется и образует третий мозговой желудочек, крыша
которого содержит еще одно сплетение кровеносных сосудов, выделяющих цереброспинальную жидкость. Толстые"
стенки третьего желудочка образуют таламус. Это центр переключения сенсорных импульсов: волокна из спинного
мозга и низших отделов головного мозга образуют здесь синапсы с другими нейронами, идущими к различным
сенсорным зонам больших полушарий. Таламус регулирует и координирует внешние проявления эмоций. На дне
третьего желудочка (в гипоталамусе) находятся центры, регулирующие температуру тела, аппетит, водный баланс,
углеводный и жировой обмен, кровяное давление и сок.
Передняя часть гипоталамуса вступает в действие при повышении температуры, а задняя при понижении.
Гипоталамус контролирует некоторые функции передней доли гипофиза, например, секрецию гонадотропных гормонов и вырабатывает гормоны, которые выделяет в кровь задняя доля гипофиза.
Все рассмотренные выше отделы головного мозга управляют врожденными, автоматическими формами поведения, которые определяются существенными чертами строения этих отделов. Древние индийцы называли эту часть мозга - растительный ум, так как аналогично устроен мозг у всех позвоночных - от рыб до человека, а вот что касается расположения информационных центров - чакр, то их локализация, с учетом древнеиндийских традиционных взглядов, не совпадает совершенно с тем, что показывает СК-наука. Здесь, как мы видим, управление и информационно-энергетическое обеспечение дают нервные центры, расположенные в строгом соответствии с современными научными воззрениями.
Активность нейронов больших полушарий лежит в основе сложных психологических явлений сознания, мыслительной деятельности, памяти, понимания и обработки информационных импульсов от органов чувств (поступающих из внешней среды), а также обработки информационных импульсов из собственного организма.
Большие полушария мозга - самый передний и наиболее крупный из отделов головного мозга выполняет функцию регуляции приобретенных форм поведения. В больших полушариях сосредоточено более половины всех нейронов, из которых состоит нервная система человека.
Большие полушария развиваются как выросты переднего конца головного мозга. Они растут назад, поверх остальных частей мозга; и прикрывая их. Каждое полушарие содержит полость, соединенную каналом с третьим желудочком (в таламусе). Это первый и второй мозговые желудочки. В них, как и в остальных желудочках, находятся сплетения кровеносных сосудов, выделяющих цереброспинальную жидкость. Большие полушария состоят из серого и белого веществ. Белое вещество, образованное из нервных волокон, расположено внутри, тогда как серое вещество, состоящее из тел нервных клеток, находится на поверхности, образуя кору больших полушарий.
Глубоко в веществе больших полушарий лежат другие массы серого вещества - нервные информационные центры, служащие промежуточными станциями на пути в кору и из коры. Поверхность больших полушарий покрыта извилинами. Таким образом получаются валики, разделенные бороздами, что увеличивает пространство, занимаемое серым веществом коры. Рисунок этих извилин одинаков у всех людей.
Функции в коре в значительной степени локализованы. В затылочной области находится центр зрения: удаление его приводит к слепоте, а раздражение, даже в результате простого удара по затылку, вызывает ощущение света. Удаление зрительной зоны на одной стороне мозга вызывает слепоту на одну половину каждого глаза, так как зрительный нерв каждого глаза расщепляется - половина волокон идет в одну половину мозга, а другая половина-в другую.
Центр слуха расположен в височной доле мозга, над ухом. Раздражение его при ударе вызывает ощущение звука, хотя удаление обеих слуховых зон приводит к глухоте, удаление одной из них вызывает не глухоту на одно ухо, а двустороннее уменьшение остроты слуха. Таким образом можно предположить, что два полушария как бы дублируют друг друга, создавая надежность системе жизнеобеспечения всего организма, повреждение одного из них не приводит к полной потере жизненно важных функций, как например, в случае со зрением и слухом.
По наружной стороне полушария сверху вниз проходит глубокая борозда (роландова), которая отделяет двигательную зону, контролирующую скелетные мышцы, от лежащей позади нее области, ответственной за ощущение тепла, холода, прикосновения и давления при раздражении кожи. Внутри обеих зон имеет место дальнейшая специализация участков вдоль борозды (от верхушки мозга к его боковой стороне): нейроны верхнего участка контролируют мышцы ступни, клетки последующих участков - мышцы голени, бедра, живота и т. д., а нейроны нижнего участка управляют мышцами лица. Величина корковой двигательной зоны для той или иной части тела пропорциональна тонкости и сложности движений, особенно обширны зоны, управляющие кистью руки и лицом. Аналогичное соотношение существует между частями сенсорной зоны и участками кожи, с которых они получают импульсы. Таким образом, в информационных связях между телом и головным мозгом мы наблюдаем не только перекрещивание волокон, в результате чего правая половина мозга контролирует левую половину тела и, наоборот, но и еще одну инверсию, в результате которой самый верхний участок коры управляет самыми нижними частями тела.
Зоны коры, функция которых известна, занимают лишь часть коры, а остальная поверхность занята ассоциативными зонами, состоящими из нейронов, которые не связаны непосредственно с органами чувств или мышцами, а существует взаимосвязь между другими областями. Эти зоны лежат в основе высших психических способностей (память, способность к мышлению и обучению, соображение).
Ассоциативные зоны интегрируют все информационные импульсы, непрерывно приходящие в мозг, и образуют из них связное целое, обеспечивая возможность целесообразной реакции. Когда вследствие заболевания или травмы функция одной или нескольких ассоциативных зон выпадает, наступает афазия - состояние, при котором утрачивается способность узнавать определенного рода символы.
Чередование сна и бодрствования регулируется гипоталамусом - в передней части гипоталамуса находится центр сна, а в задней - центр бодрствования. Предполагают, что 8-часовой сон - это приобретенная привычка, а врожденный ритм состоит в чередовании сна и бодрствования через каждые 4 часа.
От головного и спинного мозга отходят парные черепно-мозговые и спинно-мозговые нервы, связывающие мозг со всеми рецепторами и эффекторами организма; эти нервы составляют периферическую нервную систему.
Черепно-мозговые и спинно-мозговые нервы состоят из пучков нервных волокон аксонов и дендритов. Что касается тел нервных клеток, то в периферической нервной системе находятся только тела чувствительных нейронов, образующие скопления - ганглии или нервные узлы, вблизи головного или спинного мозга, и тела некоторых двигательных нейронов вегетативной нервной системы.
От различных отделов головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов, которые иннервируют главным образом органы чувств, мышцы и железы, расположенные на голове. Один из самых важных черепно-мозговых нервов - блуждающий нерв, который образует часть вегетативной нервной системы и иннервирует внутренние органы грудной полости и верхней части брюшной полости.
Все спинно-мозговые нервы являются смешанными, т.е. содержат двигательные и чувствительные волокна в примерно одинаковых количествах. Они отходят от спинного мозга симметричными 31 парами, и каждая пара иннервирует рецепторы и эффекторы определенного участка тела. Каждый нерв начинается от спинного мозга в виде двух корешков, которые вскоре соединяются, образуя спин-но-мозговой нерв. Все чувствительние волокна входят в спинной мозг через задние корешки, а все двигательные волокна выходят из него через передние корешки. Если же перерезан передний корешок, то наблюдается полный паралич мышц, иннервируемых этим нервом, но ощущения прикосновения, давления и температуры, кинестетические ощущения (чувство движения и положения частей тела) и болевая чувствительность не нарушаются. Толщина каждого из спинно-мозговых нервов пропорциональна величине участка тела, который иннервирует нерв, самая крупная пара нервов идет к ногам. Каждый спинно-мозговой нерв вскоре после слияния переднего и заднего корешков делится на три ветви: дорзальную ветвь, идущую к коже и мышцам боков и живота, и вегетативную ветвь, обслуживающую внутренности:
Сердце, легкие, пищеварительный тракт и другие внутренние органы иннервированы особым комплексом периферических нервов, называемых автономной или вегетативной нервной системой, состоящей из двух частей: симпатической и парасимпатической.
Вегетативная нервная система содержит чувствительные и двигательние нервы, но отличается от остальной нервной системы тем, что волевой контроль над этими нервами со стороны больших полушарий без специальной тренировки невозможен. Каждый внутренний орган получает двойной набор волокон: одна группа их подходит к органу через симпатические нервы, а другая - через парасимпатические. Информация о симпатических и парасимпатических нервах оказывает на иннервируемый орган противоположное действие. Если первые, например, усиливают какую-либо активность, то вторые ослабляют ее,
Блуждающий нерв берет начало в продолговатом мозгу и спускается через область шеи в грудную и брюшную полости, где иннервирует сердце, дыхательную систему и пищеварительный тракт. Толстые кишки, мочевая система и половые органы иннервируются парасимпатическими волокнами через тазовые спинно-мозговые нервы. Радужная оболочка глаза, подъязычные и подчелюстные железы и околоушная железа иннервированы соответственно III, VII, IX парами черепно-мозговых нервов.
Рассмотрев коротко механизм прохождения информационных импульсов в организме человека, перейдем теперь к рассмотрению психических явлений.
Главными направлениями использования информации в организме являются:
1) морфологические, физиологические и поведенческие признаки организма;
2) психическая деятельность.
С момента возникновения оплодотворенной клетки в результате слияния двух родительских клеток начинается реализация генетической информации, полученной от этих родительских клеток. Комплекс всей наследственной информации, контролирующий развитие, строение и жизнедеятельность организма, называется генотипом. На зародыш информационно воздействует внешняя среда, которая передает свои информационные влияния вначале через материнский организм, а после рождения - непосредственно. Поэтому дальнейшее развертывание свойств генотипа в форме различных структурно-функциональных комплексов происходит под непрерывным информационным воздействием среды, в результате интеграции генотипических и средовых информационных влияний, заключающихся в изменении морфологических, физиологических и поведенческих признаков организма, образуется постоянно обновляющийся биоинформационный комплекс, названный "фенотип".
В СК-науке психика и физиология человека рассматривается в диалектическом единстве. Но многие специалисты особое внимание уделяют лишь измененным состояниям сознания и недостаточно исследуют сопутствующие серьезные физиологические изменения, сопровождающие режим устойчивого измененного состояния. Такое недостаточное внимание к физиологии привело к поверхностному взгляду на возможности информационного воздействия на человека, как на единый информационно-биологический комплекс.
Ранее мы рассмотрели влияние информации на следовые явления в объектах неживой материи и рассказали о серьезных адаптационных внутренних и внешних изменениях в живых объектах - растениях, микроорганизмах и животных в результате информационного воздействия. Действие информации на организм человека через органы чувств, в том числе действие словом и музыкой, вызывает аналогичные другим биологическим объектам серьезные реакции в психике, энергетике и физиологии. Поэтому является серьезной ошибкой отдельное от физиологии рассмотрение так называемых "измененных состояний сознания", как это делают, например, в США и Японии. В русской науке давно исследован вопрос об автоматическом изменении работы не только мозга, но и физиологии в результате "измененных состояний сознания". Наиболее строгими являются исследования Бехтерева, Ухтомского и Кандыбы. Физиологические последствия действия информации исследованы и объяснены в теории рефлекторного отражения Бехтерева, в теории доминанты Ухтомского и в теории информационной медицины Кандыбы. Эти специалисты исследовали физиологический механизм приема и действия информации в организме человека и создали на базе полученных знаний эффективные методики целенаправленного лечебного информационного воздействия на пациента.
С учетом всего вышесказанного выделяют следующие основные режимы работы психофизиологии человека:
1) нормальный режим - соответствует состоянию психофизиологии здорового человека в активном бодрствующем состоянии в возрасте 25-40 лет;
2) возрастной режим - соответствует состоянию психофизиологии здорового человека в обычном бодрствующем
состоянии в возрасте от 25 до 40 лет;
3) режим естественного сна - соответствует состоянию
здорового человека во сне и подразделяется на три субрежима в зависимости от возраста: до 25 лет, от 25 до 40 лет и свыше 40 лет;
4) просоночный режим -- соответствует 2 состояниям психофизиологии здорового человека с учетом возраста: а)
в период неполного естественного засыпания; б) в период неполного естественного пробуждения;
5) релаксационный режим - соответствует состоянию психофизиологии здорового человека в пассивном бодрствующем состоянии на фоне общей мышечной и эмоциональной релаксации с учетом возраста;
6) мобилизационный режим - соответствует состоянию психофизиологии здорового человека в сверхактивном, мобилизационном состоянии психики на фоне общего мышечного и эмоционального возбуждения с учетом возраста;
7) спортивный режим - соответствует состоянию психофизиологии конкретного здорового человека с повышен
ной двигательной активностью;
8) предпатологический режим - соответствует состоянию психофизиологии конкретного человека с незначительными
нарушениями здоровья или пониженной двигательной активностью;
9) патологический режим соответствует состоянию психофизиологии конкретного больною человека с серьез
ными нарушениями здоровья или человека, находящемгося под действием чрезмерной психофизиологической нагрузки;
10) биологически критический режим -- соответствует состоянию психофизиологии конкретного человека, находя
щегося в биологически критической ситуации;
11) гипосенсорный режим -- соответствует состоянию психофизиологии конкретного человека, помещенного в
условия полного или частичного информационного голода;
12) гиперсенсорный режим - соответствует состоянию психофизиологии конкретного человека, помещенного в
режим стрессового (чрезмерного) информационного воздействия;
13) режим торможения - соответствует состоянию психофизиологии человека с вызванным разлитым торможе
нием коры головного мозга, полученным самостоятельно или с помощью внешней информации или с помощью
специалиста.
Примечание:
1. Под внешней информацией следует понимать действие любого раздражения - действие запаха, лекарства и т.д.
2. В прошлом веке английский хирург Брэйд назвал некоторые из указанных состояний - гипнозом.
3. Заторможенный режим работы организма может возникать как спонтанно, так и по специальной методике.
4. В этом пассивном режиме человек двигаться самостоятельно не может.
5. В этом режиме возникает функциональное разобщение как мозговых структур, так и отдельных клеточных попу
ляций, они переходят на автономный режим деятельности по принципу биологической саморегуляции. Наблюдается
снижение тонуса скелетной мускулатуры и снижение вегетативного тонуса сужаются зрачки, розовеет кожа
(иногда нет или даже бледнеет), усиливается потоотделение, снижается слезоотделение и слюноотделение, а глав
ное, снижается активность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем. ЭЭГ ис
следования (Кандыба В.М., 1988) напоминают картину медленного сна. Одновременно резко интенсифицируются все восстановительные процессы, прежде всего хорошо восстанавливается нервная система. Подтверждается общедиалектическая концепция сложной работы мозга - одновременно на фоне общего торможения идут не менее глубокие процессы активизации некоторых функций и мозговых структур. Китайцы называют сходную концепцию "инь-янь".
14) режим психофизического сосредоточения - соответствует состоянию психофизиологии человека с суженным сознанием и устойчивой концентрацией пассивного внимания на каком-либо внешнем или внутреннем объекте;
Примечание:
1. Режим психофизического сосредоточения может возникать естественно или по специальной методике.
2. Некоторые из этих состояний известны как легкая степень медитации.
3. В этом состоянии человек не может совершать осознанных движений и чаще всего неподвижен.
15) СК-режим - соответствует состоянию психофизиологии человека, находящегося в СК.
Примечание:
1. В 1984 году было открыто СК, как специфическое кодированное состояние организма, характеризующееся
высокой изобретательной психофизиологической управляемостью с элементами автоматизма. Это состояние соеди
нило все виды транса, представив их в едином процессе и единой психотехнологии. Впервые создана единая научная
теория и практика транса, как единого универсального процесса. СК позволяет получить любой самый сложный из
известных современной науке психофизический обмен.
2. СК режим может возникать спонтанно, может образовываться по специальной психотехнике самостоя
тельно или с помощью специалиста (СК-терапевта).
3. В этом режиме увеличиваются межцентральные функциональные связи, устанавливается регуляция фазовых
отношений ритмики различных мозговых образований. Наблюдается повышение вегетативного тонуса, повышается
активность сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и пищеварительной систем. С повышением глубины СК
наблюдается сноподобная визуализация. ЭЭГ-исследования (Кандыба В.М., 1988) напоминает картину быстрого сна. Я
считаю, что заторможенные (гипнотические) режимы физиологически идентичны искусственно вызванному медленно
му сну, а СК - искусственно вызываемый быстрый сон.
Гипотеза объясняет физиологию трансовых состояний, как искусственный сон с: 1) активной доминантой (зоной
раппорта) и разлитым вокруг торможением и 2) пассивной доминантой (искусственный очаг торможения) и разлитым
вокруг возбуждением всех участков коры. Характер доминанты определяется рецепторным источником информации, и все виды транса делятся таким образом на расслабляющие и мобилизующие.
16) сумеречный режим - соответствует состоянию психофизиологии человека, сознание которого сужено до сумеречного;
17) бессознательный режим - соответствует состоянию психофизиологии человека, находящегося в бессознатель
ном состоянии, например, в коме;
18) анабиозный режим - соответствует состоянию психофизиологии человека, находящегося в анабиозном состо
янии, например, а йога-нидре;
19) предсмертные состояния;
20) эмоционально-духовные состояния - встречаются в религии и как экстатические.
Когда человек ложится, закрывает глаза, намереваясь поспать и восстановить свои силы, активность мозга замедляется. Бета-волны уступают место все более многочисленным группам альфа-волн, и начинают появляться быстро исчезающие, но четкие, как кинокадры, образы. Эта стадия засыпания переход от бодрствования ко сну, продолжающийся всего несколько минут.
Меяленноволновый сон:
В каждом цикле медленноволнового сна, обычно повторяющемся пять раз на протяжении ночи, можно различить четыре стадии. В ходе смены стадий ритмы сердца и дыхания становятся все более равномерными и замедляются по мере углубления сна.
Стадия 1. Для начала этой стадии характерно появление тета-волн, постоянно сменяющих альфа-волны. Стадия 1 соответствует периоду дремоты с полусонными мечтаниями, которая может длиться от одной до девяти минут. Эта стадия, возможно, имеет большое значение для творческих работников, которые иногда связывают с ней появление интуитивных идей, помогающих разрешению той или иной проблемы.
Стадия 2. Именно на этой стадии появляются так называемые "сонные веретена" с волнами более высокой частоты (12-24 Гц), чем альфа-волны. Продолжительность этой стадии варьирует от 30 до 45 минут.
Стадия 3. Это переходный период, длящийся несколько минут. В этот период сонные веретена исчезают и волны становятся все более медленными.
Стадия 4. Это стадия глубокого, восстановительного сна, который может длиться около получаса, и из него трудно вывести спящего человека. Для этой стадии характерно преобладание дельта-волн. Именно в это время и возникает около 80% сновидений, в которых мы слышим голоса, а также возникают страшные сны, от которых мы внезапно просыпаемся, и приступы лунатизма. Однако человек почти ничего этого не помнит.
БЫСТРОВОЛновый сон (стадия БДГ).
Примерно через 80 минут после засыпания активность мозга вдруг резко меняется. Вместо дельта-волн появля-бета-волны сердечный ритм ускоряется, кровь приливает к мозгу, дыхание становится учащенным, начинается вьделение гормонов, как будто организм переживает стресс. Под веками можно заметить быстрые движения глаз (БДГ), которых не наблюдалось в период медленноволно-вого сна и которые никогда не достигают такой быстроты во время бодрствования; и тем не менее, тело расслаблено, мышечный тонус отсутствует. Это стадия парадоксального сна, которая длится 15-20 минут. Если спящего в этот момент будят, он, как правило, способен рассказать свой сон довольно связно.
В конце этой стадии мозговая деятельность снова замедляется, и наступает второй цикл, который опять приведет к стадии 4. Во время последующих циклов спящий не будет больше проходить стадии 3 и 2. Но каждый раз - по прошествии примерно 70 минут - активность мозга будет снова возрастать, и это будет заканчиваться следующей стадией БДГ средней продолжительностью около 20 минут.
По-видимому, парадоксальный сон - сравнительно недавнее эволюционное приобретение млекопитающих. У некоторых животных, таких, как бараны или коровы, он исчезает с прекращением питания молоком матери, в то время как у кошек сохраняется в течение всей жизни. У животных сновидения обычно сопровождаются движениями, характерными для охоты или поедания пищи, и имеют место как при медленноволновом, так и при парадоксальном сне. У человека же, напротив, онирическая деятельность мозга развивается почти исключительно во время парадоксального сна и характеризуется обилием зрительных образов, чего нельзя сказать о периодах медленноволнового сна, когда наблюдается в основном моторная или вербальная активность повторяющегося характера.
Сновидения всегда интересовали людей и порождали множество вопросов. Что означают сны? Как объяснить тот факт, что без каких-либо движений можно испытывать ощущение кружения или резкого падения? Как понять присутствие других людей, действующих "в голове" спящего?
Фрейд и психоанализ приучили нас к ответам психологического характера. При таком подходе преобладает мысль о том, что сновидения представляют собой скрытое выражение наших желаний. Фрейд рассматривал сны как "королевский путь" к изучению подсознательного. По его мнению, достаточно истолковать элементы сновидений как некие символы, чтобы прийти к пониманию влечений и конфликтов, вытесненных в подсознание. Так, например, если мужчине снилось, что он, обрабатывая поле, ломает лемех своего плуга, то это можно объяснить его половой потенцией или неосознанными проблемами в его отношениях с партнершей1. Юнг, со своей стороны, говорит о существовании коллективного подсознания, которое стало общим для представителей человечества со времени его появления. Предполагается, что это коллективное подсознание из "архетипов", т. е. первичных образов, таких как образы отца, матери, мудрого старца и т.д.
Для упомянутых авторов мало изученный в то время мозг был скорее пассивным органом, продукты которого, например, сновидения - подчиняются внешней энергии, которая высвобождается только тогда, когда субъект открывает для себя проблемы, вытесненные в подсознание, и признает их существование.
В настоящее время успехи в области психофизиологии позволяют выдвинуть другие идеи, которые иногда дополняют эти объяснения, но чаще расходятся с ними.
Основываясь на новых данных, исследователи сформулировали другие гипотезы, лучше согласующиеся с современными знаниями о работе мозга. По их мнению, сновидения обусловлены скорее физиологическими механизмами. По-видимому, это результат осуществляемого мозговой корой синтеза тех сигналов, которые идут из различных зон мозга, активируемых во время парадоксального сна.
Сейчас известно, что за эту фазу сна ответственна определенная область- в средней части мозгового ствола. Жуве (1965) из Лионского университета показал, что у животного, лишенного большей части мозга, но сохранившего ретикулярную формацию этой области, периоды парадоксального сна не исчезают.
Ретикулярная формация в этой части мозга в основном состоит из гигантских клеток, разветвления которых заходят далеко в соседние области. Там они соединяются с клетками верхних участков мозгового ствола, ответственных за характерную картину волн ЭЭГ при парадоксальном сне, с клетками центров, управляющих движениями глаз, а также с клетками нижележащей области, от которых зависит расслабление мышц в этой фазе сна. Кроме того, как известно, главная функция ретикулярной формации состоит в том, чтобы избирательно возбуждать высшие центры влечений и эмоций.
Весь процесс, видимо, начинается с того, что ретикулярная формация циклически активируется в серии стадий БДГ, а это ведет к активации различных сенсорных областей. Речь идет главным образом о зрительных зонах, но затрагиваются также слуховые и осязательные зоны, а кроме того и вестибулярные центры, ответственные за чувство положения тела в пространстве. Таким образом, зрительные, слуховые и тактильные образы возникают "изнутри", так же как ощущение легкости, вращения или потери равновесия.
Что же касается интенсивной моторной деятельности, переживаемой человеком во сне, когда он "прогуливается", "бежит" или "взбирается на что-то", то она связана с активацией тех структур мозгового ствола, которые ответственны во время бодрствования за координацию движений, программируемых высшими центрами. Эти структуры действуют более или менее автоматически и поэтому сравнительно слабо контролируются корой мозга. Хотя в период парадоксального сна их действие блокируется ретикулярной формацией, само "программирование" все же, видимо, остаетая нетронутым и порождает впечатление движений, будто бы совершаемых во сне.
Когда в сновидении появляются другие люди, эта может быть результатом смешения внутренней активации, внешних раздражителей, а также черт характера самого спящего, его воспоминаний и проблем, с которыми он сталкивался во время бодрствования. Эти различные элементы оказываются тогда спроецированными на физическое окружение, на животное или человека, появляющегося в сновидении.
Остается теперь попытаться объяснить символизм сна. По мнению Мак-Карли, сон ясно отражает мотивации субъекта. Эти мотивации как бы всплывают во время сна, когда клетки ретикулярной формации посылают возбуждающие импульсы центрам, ответственным за влечения и инстинкты. Символы, формирующие картину сна, это своего рода знаки влечений, которые легко расшифровать.
Таким образом, именно влечения "раскрепощаются" под действием механизмов, ответственных за парадоксальный сон, а не наоборот, как это предполагали психоаналитики. Эти впечатления вплетаются в ткань сновидения вместе с продуктами сенсорной и двигательной активации1. Именно кора большого мозга должна осуществить синтез этих различных элементов и связать их с эмоциями, воспоминаниями и предшествующим опытом спящего, а также с его отношением к тем или иным вещам. Видимо, в конечном счете все вместе и выражается более или менее осмысленным сновидением.
Другие учение делают акцент на связи, которые можно
'Точно так же звонок будильника в сновидении может "превратиться" в телефонный звонок, а капля воды, которой обры-гивают лицо спящего, в начавшийся проливной дождь.
установить между тем, как человек оценивает события дня, и тем, что он видит во сне. Холл (1966) утверждает, что во многих сновидениях фигурируют наиболее часто употребляемые домашние предметы. По мнению Фаулкса (1971), у ребенка частота тревожных снов пропорциональна количеству трудностей, с которыми он сталкивается во время бодрствования. По-видимому, то же самое можно сказать и о взрослых.
Картрайт (1977) отмечает, что очень многие люди чаще вспоминают свои сны периода напряжения или депрессии, чем после дня, прошедшего без проблем. Для того, чтобы содержание сна осталось в памяти, нужно, чтобы субъект проснулся сразу же после сновидения, или же сон должен быть настолько ярким, чтобы он оставил след даже в тот период, когда человек еще спит.
Должны ли наблюдения Картрайта означать, что обеспокоенные люди спят хуже и легче просыпаются и поэтому легко вспоминают, что они видели во сне? Или же мозговая работа по созданию сновидения в этом случае настолько значительна, что оно дольше сохраняется в памяти? По мнению Картрайта, эта интенсивная работа имеет своей целью помочь субъекту разрешить его проблемы во время сна.
Некоторые исследования, видимо, подтверждают это. Было отмечено, что люди лучше себя чувствуют при пробуждении после сна, в котором были сцены с большим числом действующих лиц. К тому же эти люди лучше воспроизводили пережитые события угрожающего характера или были способны с большим реализмом относиться к некоторым проблемам после того, как они спали и видели сны, нежели тогда, когда для этого не было возможности.
Таким образом, сновидение своего рода служит "ремонтной мастерской", в которую индивидуум приходит во время сна, чтобы почерпнуть энергию, необходимую для разрешения своих проблем, а также восстановить "хорошую форму" и уверенность в себе.
Существует множество различных нарушений сна, Они могут касаться как засыпания, так и стадии глубокого или парадоксального снов. Бывают и совсем пустяковые расстройства, но есть и такие, что могут привести к смерти. Сейчас мы перечислим некоторые из них и приведем предложенные учеными объяснения, пока еще очень отрывочные.
Кошмары. Это мучительные сновидения, возникающие во время парадоксального сна. Благодаря своей эмоциональной окраске они запоминаются гораздо лучше, чем другие сновидения, и поэтому субъект при пробуждении рассказывает о них чаще.
Учитывая связь, которая, по-видимому, существует между кошмарами и проблемами, с которыми мы сталкиваемся наяву, родители должны были бы побуждать ребенка чаще рассказывать им об этих эпизодах, чтобы помочь ему понять, а иногда и разрешить трудности, приводящие к таким сновидениям.
Ночные ужасы. Они обычно появляются во время мед-ленноволнового сна и приводят к внезапному пробуждению в состоянии испуга. Вероятно, их следовало бы рассматривать как интенсивный панический рефлекс, возникающий в результате замедления дыхания и сердечного ритма, которое наступает на 3-й и 4-й стадиях сна. В отличие от того, что происходит в случае кошмаров, у субъекта сохраняется очень мало воспоминаний от этих моментов ужаса, после которых он, впрочем, почти сразу же засыпает.
Сомнамбулизм. Это явление тоже наблюдается в период медленноволнового сна. Примерно каждому шестому ребенку хотя бы однажды приходилось вставать, не просыпаясь, с постели и разгуливать по спальне или по дому. Почти на всем протяжении этой "прогулки", которая в некоторых случаях может длиться часами, субъект способен отвечать на вопросы, которые ему задают. Тем не менее по пробуждении у него не остается никаких воспоминаний о его ночном приключении. Если он и вспомнит что-нибудь, то это обычно не имеет никаком отношения к тому, что могло с ним произойти во время его "экскурсии".
Вот уже около 20 лет проявляется особый интерес к тому, что человек испытывает в последние минуты жизни. Элизабет Кюблер Росс (1969) психиатр из Чикагского университета - внесла большой вклад в понимание того, что происходит во время этого важнейшего для каждого из нас этапа. В частности, она показала, как умирающий проходит различные стадии, которые постепенно ведут его от отказа к принятию последнего опыта.
Муди (1976) коллега Кюблер-Росс, тоже врач заинтересовался, в частности, тем, что рассказывают больные, которые были с помощью реанимации возвращены к жизни после периода клинической смерти. Согласно его данным, многие говорили о пребывании, как им казалось, вне собственного тела. Они говорили, что услышав фатальный приговор доктора, они возносились над своей телесной оболочкой и могли наблюдать за ней из одного из углов под потолком комнаты. Они сообщали о словах, сказанных их близкими, находившимися там же, и об их жестах. Некоторые говорили о каком-то длинном туннеле, в который их как бы всосало, а пройдя через него, они оказывались в чудной местности с удивительно яркими красками. Многие говорили, что встречали там умерших друзей или лиц, которые при жизни имели для них большое значение. За это время перед ними проходили образы самых значительных событии их жизни. У некоторых даже возникало ощущение, что они приближаются к ослепительному свету, и вдруг... старания медицинского персонала насильственно возвращали их к реальности.
Многим эти переживания казались настолько необыкновенными, что они в первые минуты сожалели о том, что их вырвали из этого "путешествия". Но большинство признавало, что, пережив это, они начинали еще больше ценить жизнь, но чувствовали себя готовыми к новому отъезду в "Зазеркалье".
Когда вышла книга Муди, она нашла большой отклик у читателей, но научные круги приняли ее безразлично, а то и враждебно. По их мнению, речь в ней идет о совершенно субъективных свидетельствах: нет никаких данных о составе исследованной выборки, и результаты опроса представляют собой всего лишь отражение религиозных верований людей и их расхожих представлений о потусторонней жизни.
С тех пор изучение измененных состояний сознания и эффектов, вызываемых психотропными средствами, сильно продвинулось. Кроме того, открытие эндорфинов - собственных "наркотиков" мозга, выделяющихся во все критические моменты жизни, позволяет объяснить состояние блаженства, в котором находятся многие люди в момент смерти. Впрочем, известно, что не более 6% из них страдает, испуская последний вздох. Ученые должны были согласиться с тем, что все это, возможно, заслуживает более глубокого исследования. Тем более, что с тех пор данные Муди получили некоторое подтверждение, особенно при сравнении людей, принадлежавших к разным культурам и разным вероисповеданиям. Одно из исследований было проведено Рингом (1982), и данные, собранные самым объективным образом, сходны с полученными ранее,
Из более чем 200 человек, опрошенных после клинической смерти, около 50% заявили, что у них были переживания, подобные описанным в книге Муди. Более трети из них сообщили о пребывании вне собственного тела, 25% говорили о том, что перед ними прошла вся их жизнь, более половины - что видели "рвет", в который многие "вошли".
Некоторые думают, что все это, возможно, объясняется врожденным предрасположением, свойственным человеческому роду. Тем не менее "чувственность", проявляемая некоторыми высшими млекопитающими при приближении собственной смерти или смерти одного из близких, наводит на мысль, что речь идет здесь, возможно, о более общем типе адаптации.
В настоящее время ученые стараются раскрыть закономерности устройства и принципы работы структур головного мозга по созданию ими мозговых информационных моделей объектов внешнего мира, формирующих и определяющих реакцию и поведение человека. Принято считать, что само существование живых организмов "невозможно без информационных моделирующих окружающий мир процессов, которые мы называем психическими процессами", и, чем выше уровень развития животного, тем сложнее его нервная система и мозг, тем большую роль приобретает в его жизни и поведении способ построения внутренних мозговых информационных моделей, являясь основой его жизнедеятельности. Мозговые модели объектов окружающего мира у человека не есть просто мертвые копии этих объектов, подобно, например, их фотографиям или отражениям в зеркале, а являются живыми моделями. А это значит, что та материя, из которой они создаются, есть "живая материя". Это значит, что мозговые информационные модели - образы - есть специфический вид материи, а именно -живой информационно-полевой материи, которая отличается от обычной неживой (косной) материи наличием специфических общекосмических активных гравитационных магнитных полевых структур - биомагнитных, биоплазменных магнитных и психомагнетических полевых. Все перечисленные полевые структуры и отличают живое вещество от неживого, причем психомагнетические полевые структуры присущи, в основном, только мозгу высших животных и человеку. Психомагнетическое поле и является компонентом живой материи, из которой мозг и формирует информационно-энергетические модели объектов внешнего мира. Это надо понимать так, что вся психическая деятельность человека материальна, и ее строительным материалом является самый специфический и тонкий вид материи -психомагнетическое поле, которое сходно с общекосмическим активным гравитационным полем, но отличается только тем, что порождается психикой человека. Это значит, что именно из материала психомагнетического поля мозга человека формируются специфическими живые модели-образы окружающего мира. О работе мозга человека и его психики следует рассказывать с учетом мнения замечательных русских ученых В.М.Бехтерева, В.И.Вернадского, В.П.Пушкина, А.П.Дуброва и В.М.Кандыбы.
Известно, что построение информационных моделей-образов внешнего мира и регуляцию поведения человека осуществляет специфическая работа 20 миллиардов мозговых нервных клеток - нейронов, которые состоят из тела клетки, коротких древовидных отростков (дендритов), по которым в клетку поступают импульсы, и длинного отростка (аксона), по которому информация идет от клетки.
Установлено, что психические информационные процессы, которые осуществляются мозгом, во многом сходны с биоинформационными процессами в обычных клетках. Считается, что информационные механизмы обычных живых клеток материализуются в определенных химических и биологических материальных структурах и включают в себя три компонента: а) исходную, наследственную информацию, которая кодируется в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и в полевых структурах - активной гравитационной, биомагнитной и биоплазменной; б) транспорт исходной наследственной информации, который осуществляется рибонуклеиновой кислотой (РНК), биомагнитным полем, биоплазмой и клеточными излучениями; в) воплощение исходной наследственной информации с помощью белковых структур, активного гравитационною поля, биомагнитного и биоплазменного поля, а также различных клеточных излучений. Все эти три компонента биологических информационных механизмов обычных клеток характерны и для работы нервной клетки - нейрона, отличаясь лишь наличием еще одной полевой составляющей - психомагнетической. Следует заметить, что наличие именно психомагнетического поля во многом отличает живые нервные клетки от любых других. Итак, сходство информационных механизмов нервных клеток и обычных - огромное. Оно выражается в наличии сходных трех составных частей -информация исходная, транспорт информации и воплощение информации. А отличие состоит еще и в том, что исходная информация поступает не из генетических структур, а из внешнего мира или в результате внутренней физиологической и психической деятельности. Принято считать, что эта фундаментальная общность структур информационных систем соматических и нервных клеток свидетельствует о том, что психика человека является эволюционным достижением общекосмического феномена жизни.
Твердо установлено, что для коры больших полушарий, как и для других отделов мозга, характерно многослойное клеточное строение, причем в различных районах коры имеется разное соотношение клеточных слоев, состоящих из различных разновидностей клеток. Составленная на основе современных, исследований карта коры больших полушарии является одновременно и картой различных психических функций.
Наиболее специфицирована затылочная область коры. В затылочную область приходят нервные пути, отражающие состояние сетчатки глаза. На это поле как бы проецируются предметы, находящиеся перед глазами. Окружающие это поле другие поля затылочной области обеспечивают сложные формы и явления восприятия, целостность восприятия объектов, расположение их в перспективе и т.д.
Центром слухового восприятия является поле височной области. При поражении коры этого поля может наступить частичная или полная глухота. Нейроны находящегося рядом поля обеспечивают восприятие более сложных звуковых явлений, связанных с интеграцией качества звука, таких, как интенсивность, тембр, ритм.
С различными видами чувствительности связана вся задняя часть коры, при этом особую межцентральную функцию выполняет теменная область. В этой обширной области существуют поля, объединяющие различные виды чувствительности. Существуют и такие области, которые управляют не столько непосредственным отображением окружающих предметов, сколько процессом установления отношений между предметами. Таким полем, устанавливающим отношения между объектами (предметами) и выполняющим в этой связи важнейшую интеллектуальную функцию, является поле, которое расположено как бы на стыке височной затылочной и теменной областей коры.
Нейроны, обеспечивающие двигательные функции, находятся в передних корковых областях. Их нарушения приводят к расстройствам двигательной сферы. Среди полей двигательной зоны особую роль играет расположенное в задней нижней лобной области поле, которое управляет движениями речевого аппарата.
Наиболее дифференцированной, сложной и до сих пор еще загадочной областью коры является ее лобная область, в особенности ее передняя часть. Врачи-неврологи отмечают, что при поражении лобних долей нарушается внимание, появляется рассеянность, легкая отвлекаемость, понижается критика по отношению к собственным действиям. Характерным признаком так называемого лобного больного является безучастность, безразличие к окружающему, апатия, отсутствие активности. Сниженный самоконтроль также характерен для лобного больного: он без причины смеется, резко переходит от смеха к слезам и обратно. Все это позволяет предположить, что лобные доли являются той инстанцией, которая обеспечивает функцию общей регуляции поведения. Именно в клетках этих долей формируется цель и осуществляется управление всей совокупностью действий, позволяющих достигнуть эту цель. Такой регулятор действительно необходим. Ведь одновременно на все органы чувств человека приходит много различных воздействий из внешнего мира. И для того, чтобы что-нибудь увидеть, необходимо осуществить выбор одного объекта из множества окружающих, остальные должны стать фоном, отойти на задний план.
Всю кору головного мозга можно рассматривать как самоуправляемую систему. Приведенные здесь нейропси-хологические данные позволяют рассматривать моделирующую работу коры как функционирование двух больших и связанных друг с другом блоков этой системы - блока познания и движения и блока высшей регуляции поведения. Система корковой саморегуляции есть прежде всего система взаимодействия между клетками и той информацией, которая в них содержится, что обеспечивает возникновение целостных картин и моделей. Своеобразным каналом связи между двумя указанными блоками является область коры, обеспечивающая управление речевой зоной. Характерно, что эта область находится на стыке познавательно-двигательной зоны с корой лобной доли. Таким образом, схема коры больших полушарий может рассматриваться как функциональная схема психической деятельности. Эта схема является не просто показателем распределения анатомических структур, но и прямо указывает на выполнение этими структурами определенных психологических функций.
Важным моментом в регуляции этой деятельности является одновременная парная работа больших полушарий мозга. Моделирование окружающей среды осуществляется с помощью двух симметричных и похожих, на первый взгляд, мозговых полушарий. При этом каждый центр чувствительности в том или ином полушарии коры получает импульсы как от органов чувств, находящихся на своей стороне, так и от органов чувств стороны противоположной.
Такое одновременное представительство правых и левых органов чувств в полях корковых полушарий с особой наглядностью можно проследить на зрении. Идущие от сетчатки глаз волокна имеют частичный перекрест - хиазму. Волокна, идущие от сетчатки левого глаза, благодаря хиазме частично оказываются в поле правого полушария, частично - левого. То же самое происходит с маршрутами нервных волокон, идущими от правого глаза: часть из них идет в свое полушарие, часть - в полушарие противоположное.
Есть основание полагать, что это двойное отображение в обоих полушариях, вероятно, обеспечивает ту двойную объективно-фоновую регуляцию отображения действительности, благодаря которой человек одновременно получает возможность видеть объект и окружающие его предметы (фон). Такая двойная регуляция отображения и ее психологическое значение подробно будут рассмотрены ниже.
Здесь следует указать на то, что анатомическая схожесть двух полушарий не означает функциональную их тождественность. Последние исследования свидетельствуют о том, что корковые поля правого и левого полушарий хотя и обслуживают единую психическую деятельность и обеспечивают отображение одной и той же окружающей среды, но и делают это каждое по-своему. Так, в настоящее время признано, что левое полушарие у правшей, будучи доминантным полушарием, связано с отображением отдельных, отчлененных друг от друга дискретных объектов. Что же касается полушария правого, то оно определяет создание некоторой целостной картины окружающей среды.
Структура мозговой регуляции психической деятельности поможет понять целый ряд удивительных явлений человеческой психики. Прежде всего эта структура позволяет подойти к пониманию гипноза. Известно, что гипнотическое состояние, как специфическое состояние, возникает под воздействием внушающего слова гипнотизера и разного рода монотонных воздействий. Человек засыпает и, казалось бы, полностью отключается от всех внешних раздражителей. Мы уже говорили о том, что регулятор поведения человека и его познания - кора больших полушарий, - в свою очередь, является некоторой самоуправляемой системой, в которой более высоко лежащие уровни осуществляют управление уровнями, расположенными ниже.
Самые сложные и высокоорганизованные структуры находятся в лобных долях полушарий, в которых осуществляется управление высшими формами поведения человека. А чем сложнее нервные образования, тем скорее они подвергаются внешним воздействиям. Поэтому, когда начинается гипнотическое воздействие, именно эти высшие клетки затормаживаются, отключаются. Этот процесс торможения клеток лобных долей и приводит к состоянию сна, наблюдаемому в гипнозе. Что же касается остальных отделов коры, то они могут бодрствовать. Их самостоятельная активность обусловлена тем, что отключен высший регулятор.
Известно, что важным связующим звеном между высшей лобной регуляцией и всеми познавательными процессами является речь. Речевые зоны коры находятся в задней части лобной доли. Гипнотизер использует речь как орудие управления всей психической деятельностью загипнотизированного. Таким образом, в oгипнозе возникает схема перекрестного управления. Гипнотизер как бы лишает человека собственно лобных долей и ставит на их место свои лобные доли, которые и осуществляют с помощью речи управление корой больших полушарий загипнотизированного
Вообще речь является каналом регуляции, связывающим лобные доли с остальной корой. Но в обычной психической деятельности людей эта управляющая функция осуществляется с помощью внутренней скрытой речи. Вокализированная речь нужна человеку главным образом для общения. В гипнозе же эта речь становится главным каналом регуляции, которая имеет место между гипнотизером и пациентом.
Краткая характеристика основ гипноза понадобилась нам потому, что именно гипноз нередко используется в качестве метода актуализации некоторых скрытых необычных свойств человека, которые носят название парапсихологических способностей. Мозговой механизм гипноза позволяет до некоторой степени пролить свет на особенности управления этими способностями.
Из анализа работы мозга можно сделать вывод о том, что различные психологические функции связаны с определенными анатомическими мозговыми структурами. Это означает, что среди анатомических структур мозга необходимо искать те, которые управляют соответствующими парапсихологическими явлениями.
Материалы, содержащиеся в сборнике, посвященном работе VI Всесоюзного съезда психиатров (1975), приводят данные, которые прямо свидетельствуют в пользу существования специальных мозговых анатомических структур, определяющих, например, телепатию. Так, указывается, что у некоторых больных с поражением базально-височних отделов коры больших полушарий, помимо прочих симптомов, отмечается наличие телепатических способностей.
Психическая жизнь человека сформировалась в результате развития нервной системы от организмов ее не имеющих и до человеческого мозга. Чтобы лучше понять психику человека, коротко рассмотрим основные этапы развития психической жизни от животных до человека:
1. Организмы, не имеющие нервной системы (амебы, инфузории). Они настолько малы, что не нуждаются в нервной системе, но им уже присущи простейшие элементы жизни - возбудимость, обмен веществ, размножение, движение. Внешнее раздражение вызывает реакцию и формирует определенный способ поведения, Например, инфузории сжимаются в группы или перемещаются в зависимости от комфортности температуры среды (24-28°). Инфузории реагируют в виде тропизмов - термотропизмов,
гелиотропизмов и т. д. и таксиса, т. е. двигаются к источнику раздражения или от него.
2. Организмы с диффузной нервной системой (актинии, гидры).
Эти организмы уже обладают нервной системой, но без нервных центров, поэтому раздражение у них распространяется и диффундирует во всех направлениях, в зависимости от силы раздражения. Например, тело гидры представляет собой полую трубку, образованную двумя рядами клеток. Одни из них имеют на концах нежные волокна -сенсорные (чувствительные) клетки, а другие вытянуты в длинное мышечное волокно. Нервное возбуждение является сигналом, при помощи которого чувствительная клетка передает мышечным клеткам сигнал к сокращению.
3. Узловая, ганглионарная нервная система (черви, на
секомые).
Каждый сегмент дождевого червя имеет свой нервный узел, самостоятельно регулирующий и связанный с центральным головным узлом, который обрабатывает большинство импульсов. Высшие черви реагируют на световые, тепловые, контактные и болевые раздражители. Ганглионарная нервная система обеспечивает им не только адаптационное поведение, но и модификационное - примитивные формы обучения, а тем самым и более дифференцированную реакцию на среду. Более развита сегментарная нервная система у насекомых.
4. Трубчатая нервная система с центральным и периферическим отделом.
Начиная с млекопитающих, кора больших полушарий является органом психической жизни. Поверхность коры увеличивается с помощью увеличения количества и глубины извилин, возникают специализированные центры, возрастает значение лобных долей. Продолговатый мозг регули-oУет важнейшие жизненные процессы: дыхание, пищеварение, кровообращение. Мозжечок координирует движения и тонус мускулатуры; средний мозг - движения, вызванные раздражением зрения и слуха; промежуточный мозг ряд сложных движений, вызванных эмоциональными впечатлениями, - обеспечивает эмоциональное восприятие; передний мозг является центром личного опыта и активного поведения. Все жизненные процессы организма являются регуляционными, и их задачей является адаптация организма к жизненной среде. Организм животных и человека является саморегулирующейся и самосовершенствующейся системой с тенденцией к сохранению рода, самосохранению и саморазвитию.
У человека материальный вещественный субстрат психики составляют центральная нервная система, головной и спинной мозги. Огромное влияние на психическую жизнь человека оказывают эндокринные железы с гуморальной и химической регуляцией, вегетативная нервная система и ретикулярная система.
Выводы:
1. Эволюция психической жизни человека происходит в соответствии с эволюционной и информационно-космической теориями, в соответствии с которыми психика - это явление общекосмическое, но она под воздействием Космоса эволюционирует на Земле от простейших форм до психики человека.
2. Самые простые формы психической жизни это "таксисы", которые появились одновременно с одноклеточными существами и проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения.
3. С развитием нервной системы появились "рефлексы", определяемые как более специфические и более точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов.
4. Следующими крупным этапом развития психики на Земле явилось "инстинктивное поведение", которое сложнее рефлексов и специфично для каждого вида, а структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинктивное поведение проявляется лишь при включении врожденного биологического пускового механизма, когда создались определенные для этого внешние и внутренние условия.
5. Особое явление, присущее некоторым видам - "импиритинг!, когда у птенцов с первых минут жизни возникает глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который они встречают.
6. Следующий этап развития психики - "научение", когда наиболее развитые существа изменяют свое поведение в зависимости от обстоятельств и адаптируются таким образом к изменяющейся среде.
7. Способность к "умозаключениям" этот уровень достигается только высшими приматами и человеком, он позволяет решать проблемы, возникающие в жизни, просто путем мысленного установления связи между различными элементами данной ситуации, что не требует предварительного научения.
8. Увеличение мозга и речь присущи только человеку и позволяют ему анализировать ему события прошлого, настоящего и будущего, создавать социум, выживать и растить детей, обучаться и творить, самосовершенствоваться.
СК-наука выделяет в психической деятельности человека следующие элементы: ощущения, восприятия, представления, мышление, память, интеллект, эмоциональные состояния, сознание, СК, информационно-полевая активность, психическая саморегуляция и сон.
Ощущения. Ощущением в СК-науке называют наиболее простые психические процессы, которые возникают в результате прямого или косвенного информационном воздействия на человека различных объектов и явлений материальной Реальности. Ощущение является самым простым актом психической жизни человека. Воздействие внешней и внутренней среды на органы чувств человека вызывает их раздражение, которое перекодируется рецепторами в возбуждение нервной системы, и эта информация по афферентным путям передается в полушария головного мозга. Следствием этого сложного информационно-энергетического процесса является ощущение - света, тепла, звука, прикосновения, запаха, вкуса и т. д. Итак, ощущения человека - это базовый способ познания им внутренней и внешней Реальности.
Органы человека," которые воспринимают раздражения, находятся как на поверхности тела, так и внутри его и делятся следующим образом:
А. Экстерорецепторы (внешние):
1. Дистанционные:
а) орган зрения - глаз;
б) орган слуха - наружное ухо, среднее ухо, вести бюль, улитка;
в) орган обоняния - обонятельный эпителий в носовой полости (поэтому его относят к проприорецепторам);
г) головной мозг - полевые структуры мозга;
2. Контактные (кожные органы чувств):
а) органы осязания и давления;
б) органы тепла;
в) органы холода;
г) органы боли (кроме органов, ощущающих висцеральную боль);
д) биологически активные информационные точки и зоны;
е) внешние полевые структуры тела.
Б. Интерорецепторы (внутренние):
а) органы положения и равновесия (полукружный канал, внутреннее ухо);
б) органы кинетических функций (органы в мышцах, сухожилиях - суставах и на поверхности фаланг);
в) внутренние полевые структуры.
В. Проприорецепторы (висцерорецепторы):
1. Рецепторы пищеварительной системы:
а) орган обоняния;
б) орган вкуса (вкусовые почки на языке и в глотке),
в) органные и сенсорные клетки голода в желудке;
г) органные или сенсорные клетки жажды - слизистая глотки;
д) органные или сенсорные клетки тошноты - желудок;
2. Рецепторы системы кровообращения.
3. Рецепторы дыхательной системы.
4. Рецепторы системы размножения.
5. Информационные поля, излучения и каналы.
Кроме указанной выше классификации рецепторы можно делить и по другим принципам, например:
А. По локализации и по способу воздействия раздражителя:
1. Соматические:
а) экстерорецепторы (дистанционные и контактные);
б) англорецепторы.
2. Висцеральные:
а) висцерорецепторы, интерорецепторы;
б) англорецепторы.
Б. По виду адекватного раздражителя:
1. Хеморецепторы, .химические;
2. Механорецепторы, механические импульсы;
3. Радиорецепторы;
а) фоторецепторы, излучения (свет);
б) терморецепторы, излучения (тепло).
А теперь приведем еще одну классификацию, в которой все ощущения делят на: а) механические, вызванные механическим движением (осязание, кинестезия, слух);
б) температурные, вызванные тепловыми изменениями;
в) химические - вкус, обоняние и фотохимические - зрение:
г) физиологические - болевые, вызываемые разными воз действиями. Ощущения принимаются рецепторами; а) экстероцепторы, воспринимающие информацию-раздражение извне; б) итероцепторы - это рецепторы внутренних органов и систем. Благодаря рецепторам человек "ощущает в качестве отдельных свойств как признаки окружающих объектов, так и изменения, происходящие внутри нашего организма". Яркость ощущений зависит от новизны и неожиданности действия раздражителя, а также от опыта предварительных встреч с данным раздражителем, кроме этого и от чувствительности того органа чувств, через рецепторы которого данньй раздражитель действует. Минимальная интенсивность раздражителя, которая вызывает ощущение соответствующего свойства, называется порогом данного ощущения. Величина чувствительности называется порогом данного ощущения. Величина чувствительности всегда обратна порогу ощущения. Все очень слабые или "субпороговые" раздражения также воспринимаются и вызывают сложные изменения в центральной нервной системе, но человеком не осознаются, оседая в подсознании.
Чувствительность некоторых анализаторных систем очень высока, например, глаз улавливает световой поток интенсивностью в два кванта. В ощущениях интегрированы познавательные, эмоциональные и регуляторные аспекты психики.
Ощущения стимулируют нормальное развитие и нормальное функционирование центральной нервной системы, поэтому в случаях их недостатка или "сенсорного голода" появляются преходящие нарушения нервной деятельности у взрослых и необратимые нарушения у детей. В результате легкого сенсорного голода (недостатка ощущений) возникают явления психического инфантилизма - тотального или парциального, а в Случаях полного отсутствия ощущений могут возникать психозы, длительная неподвижность, глухота, слепота и др.