<< Пред.           стр. 4 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 Некоторые люди, с рождения лишенные одного из органов чувств, обладают компенсаторной сверхчувствительностью других органов чувств, но если человек рождается лишенным нескольких чувств, то он психически и физиологически недоразвивается и становится полуживотным, а если при рождении отсутствуют все чувства, то ребенок вскоре умирает.
 Кроме явления "сенсорного голода" существует и такое свойство ощущений как "адаптация" - постепенное сни-кение чувствительности на повторяющиеся сильные раздражители или, наоборот, повышение чувствительности под действием повторных слабых раздражений. Адаптация свойственна всем видам ощущений. Например, ощущение вкуса сладкого, горького, соленого, кислого и др.) лимона -смелый, но если сразу выпить глоток обычной водопровод-воды, то она покажется сладкой. Другой пример -эение, по мере пребывания человека в темноте чувствительность глаза увеличивается и достигает максимума через 40 мин. Или еще пример, это - адаптация к болевым ощущениям.
 Адаптационные свойства организма по развитию чувствительности методом систематических однородных раздражений применяют экстрасенсы. Каждый человек может стать сенситивом, чувствительным, если будет специально тренироваться. Кстати об экстрасенсах, следует иметь в виду, что их борьба по повышению адаптации и притуплению или полному снятию боли может быть оправдана только в двух случаях: 1) при функциональном или физиологическом происхождении болей (например, при родах, у больных с истерическим неврозом и др.) и 2) при болях органического происхождения для уменьшения их интенсивности и облегчения страданий (сосудистые, оболочечные, за счет отека тканей и др.).
 Все ощущения, в зависимости от индивидуальных особенностей физиологических систем и могущих иметь место различных изменений и расстройств, бывают с низкой чувствительностью - "гипостезия", обостренной чувствительностью - "гиперстезия", отсутствие чувствительности -"анестезия", извращение чувствительности - "парестезия". Такие нарушения в сфере ощущений могут служить причиной неправильной оценки человеком того, что происходит. Так, автоматически возникающий психотерапевтический эффект в результате посещения экстрасенса может восприниматься как "лечение и облегчение", хотя на самом деле это обычный феномен адаптации, о котором шла речь выше.
 Некоторые люди могут быть нечувствительны к красным лучам ("протанопы"), а другие нечувствительны к зеленым (дейтеронопы"). Некоторые люди при авитаминозе А плохо видят ночью ("гемеролопия').
 При пристальном рассмотрении объекта с последующим закрыванием глаз на мысленном экране продолжает с разной продолжительностью сохраняться образ увиденного: от недержания образа (при явлениях деперсонализации -нарушении самосознания) до стойкого длительно сохраняющегося (при интоксикациях и др.). Это свойство мозга используют экстрасенсы для развития способности к визуализации (СК-2). "Послеобразы" могут быть "положительными" (соответствовать первоначальному представлению: светлый - светлому, темный - темному) или "отрицательными" (обратное соответствие). Длительность после-образов в норме больше в утренние часы и укорачивается по мере утомления, поэтому - утро, самое удобное время для СК-тренировок по развитию воображения. Способность к яркому, образному воображению называется "эйдетизм" и является необходимым свойством СК-специалиста. Эйдетизм свойственен животным, детям, и с возрастом у большинства обычных людей исчезает, уступая место волевому абстрактно-логическому мироощущению, без эмоций и "картинок".
 Ощущения у человека представляют собой простейший сознательный акт, и каждое из ощущений - это не только биологический тип реакции, но и сознательно контролируемый в подвластный направленной коррекции тип реакции на раздражитель. "Диапазоны чувствительности анализаторных систем отличаются дополнительным параметром -резервом возможностей возбудимости. Одни люди обычно работают почти на весь запас возможностей, и предел их очень близок (а следовательно, запечатление нового оказывается ограниченным), а другие располагают значительным запасом обычно не используемых мозговых систем и поэтому гораздо более широкой способностью реагировать на новое и возможностями приспособления к новому. Поэтому такие люди легче переносят напряженную психическую деятельность и проще адаптируются к конфликтным ситуациям. Не случайно, что повышенная раздражительность, легко возникающая у больных с соматическими формами патологии, является следствием выхода за предел реакции индивидуума на раздражители. В связи с этим лица, осваивающие СК-науку, должны проявлять "йогичес-кое" спокойствие ко всем внешним и внутренним обстоятельствам, должны овладеть культурой чувств и научиться следить и управлять своими эмоциями. Такая уравновешенность реакции резко расширяет диапазон и запас пси-возможностей соответствующих функциональных систем. Поэтому и восточная практическая система - йога, начинается с "йамы" и "нийамы" - искусства управления чувствами.
 Восприятия. Если ощущения мы получаем, как правило, через отдельные системы рецепторов или органов чувств, то в акте восприятия участвуют многие анализаторы с преимущественным вовлечением одного из них, поэтому восприятием я называю психические процессы, позволяющие осознавать, как целое, и явления Реальности в единстве присущих им свойств и качеств. Восприятия различают на зрительные, слуховые и т. д. Сам акт восприятия можно условно разделить на два этапа. Первый
 это "процесс непосредственного отражения объекта ("перцепция")". Образ впечатления, возникающий в ходе восприятия, обязательно человеком осознается. Механизм осознавания состоит в сопоставлении данного образа с иными, ранее сформировавшимися, сличении его с образами, накоплениями в результате опыта. В свою очередь опыт проявляется в индивидуальных особенностях человека, в выявлении возникающих потребностей, стремлений, отношений к окружающим лицам и обстоятельствам. Второй этап восприятия сам процесс сопоставления образа
 эчатления с индивидуальными особенностями опыта, осознания его индивидуумом - называют "аперцепцией". Между отраженным объектом и образом впечатления в акте восприятия никогда не бывает абсолютного тождества.
 Многообразие нюансов такого несоответствия и определяется аперцепцией и оказывается тем более значительным у человека больного, чем здорового. Это несоответствие зависит, в частности, от степени выраженности эмоционального компонента.
 В преимущественно рациональных (рассудочных) психических действиях степень несоответствия меньше. А в психических действиях, определяемых преобладающим значением аффекта, она резко возрастает. Такое преобразование содержания психических действий под влиянием аффекта ("кататимия") может обусловить даже извращенное, ошибочное, несоразмерное восприятие объектов и обстоятельств.
 Хотя процесс восприятия связан с непосредственным действием объекта на органы чувств, степень абстрагирования от реального объекта в нем более значительна, чем в акте ощущения. Не случайно, что в категориях познания восприятие занимает высшее место в ряду тех из них, которые определяют непосредственное познание действительности (раздражимость, ощущения, восприятия). Эта более высокая абстрактность акта восприятия, с одной стороны, обеспечивает высокую избирательность восприятия, а с другой - определяется ею.
 Несоответствие между объектом и образом впечатления не является недостатком или несовершенством восприятия. Наоборот, такое несоответствие собственно и образует те противоречия (между отражением и отношением, между прямой и обратной связями в системе), борьба которых оказывается движущей силой развития психики, а вместе с тем и механизмом проникновения в природу вещей (познания).
 Важным качеством восприятия является его константность (постоянство), которое сохраняется при восприятии объектов в разных условных. Например, при большем или меньшем удалении объекта от глаза он воспринимается все равно как имеющий одинаковые размеры, форму, цвет и др., независимо от того, рассматриваем мы его слева, справа, сверху, снизу и т.д.
 Широкий диапазон изменчивости восприятия у разных людей привносит различие в мироощущение конкретного человека. Болезненные изменения процессов восприятия могут выступать в форме "иллюзий" (ошибочное восприятие реально существующих в воспринимаемом пространстве предметов и явлений реальности), "галлюцинаций" (возникновение зрительных, слуховых и других образов при отсутствии в воспринимаемом пространстве соответствующих им объектов), расстройства оптико-пространственных восприятий ("дипло-, полиопия" двоение, множество образов, предметов; "микро-, макропсия" - восприятие объектов уменьшенными или увеличенными; "дисморфоп-сия" - восприятие предметов деформированными по сравнению с реальными; "порропсия" - восприятие объекта удаленным по сравнению с реальным фактическим положением). Сложные изменения и расстройства актов ощущения и восприятия нередко становятся основанием для неадекватной оценки собственных переживаний человека, для гротескно усиленных ("гиперпозогнозия") или необоснованно недооцениваемых ("анозогнозия") представлений человеком изменений, происходящих в организме.
 Воображение. Представления - это образы объектов или явлений Реальности, которые человек в данный момент органами чувств не воспринимает, а воображает. Поэтому представления (образы) являются физиологической основой таких сложных психофизиологических феноменов, как воображение и память. Представления, как образы объектов и явлений, следует отличать от мышления об объектах, явлениях и т. д. О представлениях говорят, как о восприятиях без внешних раздражителей, поэтому представления менее интенсивны и ясны, чем восприятия, и возникающие мысленные образы менее сильны, отрывочны, изменчивы и непостоянны. До определенной степени представления являются обобщением, сделанным на основе абстракции имеющегося опыта, поэтому они могут быть очень субъективны и в зависимости от личного опыта чаще всего весьма приблизительны, неясны и бедны содержанием, но в сильных эмоциональных состояниях представления могут быть еще более отчетливыми, чем реальные восприятия.
 В юном возрасте у некоторых людей обнаруживается такой псифеномен, как "эйдетические представления". Это способность мозга жестко фиксировать и длительно сохранять в памяти восприятия, а при необходимости ярко и детально точно трансформировать их в представление -образ. Отдельные люди могут произвольно и непроизвольно оперировать очень сложными эйдетическими образами, картинами, символами, а также связывать их в непрерывную драматическую ленту -- поток "мозгового кино". В этом случае можно говорить об "эйдетическом мышлении" и "эйдетическом воображении". Итак, все представления как основу психофизиологического процесса воображения формируют в типы воображения:
 1. Визуальный (зрительный) тип - чаще всего вызываются зрительные представления.
 2. Аудитивный (слуховой) тип - наиболее легко и отчетливо вызываются слуховые представления.
 3. Моторный (подвижной) тип - проектирует свои представления в область движений.
 4. Обонятельный (запаховый) тип - в воображении преобладают обонятельные представления.
 5. Эмоциональный (чувственный) тип - в воображении преобладают эмоции.
 Реже встречаются и другие типы воображения, связанные с представлениями восприятий по другим рецепторам или органам чувств (болевые, вкусовые, тактильные, температурные и др.). Но чаще всего встречается смешанный тип воображения, когда в создании образов и ощущений участвуют несколько разных органов чувств, например, человек вспоминает, как он отдыхал на курорте - море, солнце, вкусные арбузы, запах шашлыков и др. Представления из одной области чувств, сопровождающие восприятия из другой области органов чувств, называются "син-тестезиями", например, когда слуховые восприятия вызывают зрительные представления (фотизмы или синопсии), или когда зрительные восприятия вызывают слуховые представления (фокизмы, фонопсии, цветное слышание) или когда зрительные восприятия вызывают вкусовые или обонятельные представления (видим знакомый напиток и чувствуем его вкус и запах) и т. д.
 При яркости представлений различают типы воображения с наглядными и ненаглядными представлениями.
 Представления не бывают изолированными, они группируются и ассоциируются. В медицине ассоциативный эксперимент используют психоаналитики для "выявления комплексов подавленных желаний и эмоций, содержащих элементы недовольства, неуспеха, фрустрации и вины. Психоанализ таким путем стремится открыть подавленные и подсознательные комплексы. В качестве наиболее чувствительных слов приводятся ассоциации из области любви, супружеской жизни, ссор, неправдивости, насмешек, презрения и сочувствия, опасности и смерти и т. д.".
 В СК-науке методы ассоциативной связи используют для улучшения памяти, изучения иностранных языков, для определения эффективности лечения и эффективности действия лекарств и др.
 Наиболее сложным психическим актом воображения являются "фантазии", которые представляют собой "творческие грезы, преобразование представлений, отражающих Реальность, и одновременно оформление и создание новых воображаемых связей". Различают фантазию "воссоздающую" и "творческую". Воссоздающая (реконструктивная -регистрационная) фантазия создает цепь представлений на основе данной схемы, а творческая фантазия создает оригинальные, новые связи воображений и мыслей.
 Фантазия чаще всего встречается во сне, сне наяву, в суженных состояниях сознания, в творчестве, при приеме психоделиков (галлюциногенов) и др. Итак, воображение -это психофизический процесс создания материальных образов объектов и явлений Реальности путем приведения имеющихся у человека знаний и опыта в новое информационное сочетание.
 Память. Все материальные объекты - это информационные системы. Это как бы пространственно-замкнутые способы существования информации. Живые организмы - информационно-автономные биосистемы, способные самостоятельно поддерживать феномен жизни. Следовательно и человек, как информационно-автономная биосистема, устроен на принципе сохранения автономного информационного комплекса, каковым является его тело, регулируя внешние и внутренние информационные потоки. Можно выделить два уровня этой информационной регуляции: биологическую и психическую, которые могут быть, в свою очередь, подразделены на кратковременную и долговременную. Человека, все его тело, его физические поля и излучения можно рассматривать как своего рода самостоятельное информационное поле с единым пультом управления -o мозгом. В информационной организации мозга можно выделить блок приема, хранения и обработки информации и блок контроля регуляции и программирования. Принцип локализации информационных функций мозга онтогенетически сочетается с их полифункциональностью. Здесь можно частично согласиться с концепцией Н.П.Бехтеревой о жестких и гибких информационных звеньях мозгового обеспечения информационной регуляции. Спинной мозг и стволовой отдел головного мозга управляют организмом по типу биологической информационной саморегуляции, обеспечивающей автоматическое стабильное функционирование основных информационных подсистем, жизненно необходимых и важных, определяющих само существование организма и обеспечивающих энтропийную экономичность биосистемы. Высшие же отделы мозга осуществляют высший - психический уровень информационной регуляции, высокоадаптивный к постоянно изменяющимся внешним и внутренним информационным условиям существования.
 Основными принципами интегративной информационной деятельности мозга являются доминанта и условный рефлекс.
 Доминанта, как общий принцип информационной работы нервных центров мозга, имеет ряд свойств: 1) устойчивую повышенную возбудимость; 2) способность к избирательному суммированию информационных возбуждений; 3) способность к автоматическому сопряженному торможению центров антагонистических рефлексов.
 Доминантный процесс обработки информации может складываться в любой центральной мозговой группе, в том числе и в хеморецептивных зонах мозга, в зависимости от условий поступления информации и развития устойчивого возбуждения с сопряженным торможением антагонистических механизмов. Информационный физиологический сдвиг центра. В нервной системе складываются определенные констеляции связанных между собой центров, морфологически разбросанных по мозговой массе и функционально объединенных единством действий и направленностью на строго определенный физиологический результат.
 Закрепление информационных связей между доминантой и вызывающей ее внешней или внутренней информацией-раздражителем осуществляется по механизму условного рефлекса, в котором важнейшая роль принадлежит фактору информационного подкрепления. Именно отсюда следует вывод о том, что для вызывания в организме целенаправленного заданного физиологического сдвига через механизм доминанты и условного рефлекса необходимо повторное многократное информационное воздействие. То есть, эффективность информационного влияния на человека резко возрастает с увеличением сенсорного рецепторного разнообразия и повторного количества информационных раздражений.
 А.А.Ухтомский сформулировал принцип доминанты, как физиологическую основу акта внимания, а свойство избирательного реагирования на информационно-значимые сигналы служит физиологической предпосылкой для понимания механизмов сенсорного внимания. Внимание - это один из механизмов устранения избыточности информационных сигналов-раздражений. Мозг определяет информационную значимость всех сигналов на основе анализа их физических характеристик, особенно в этом и состоит информационно-сенсорная функция мозга. Происходит извлечение биологически важной информационно-сенсорной функции мозга, извлечение биологически важной информации путем преобразования входной кодовой комбинации активности нервных элементов информационно-сенсорных систем в реакцию исполнительных аппаратов, что представляет процесс декодирования сенсорной информации, при этом устанавливается соответствующая информационная закономерность взаимодействия нервных элементов сенсорных и двигательных систем мозга.
 Рассмотрев механизмы приема, происхождения и обработки информации, перейдем к рассмотрению механизмов ее фиксации и воспроизведения.
 
 Мы неоднократно отмечали, что информация изменяет функциональное состояние и структуру биосистемы. Способность мозга человека фиксировать поступающую информацию, а затем воспроизводить вызываемый этой информацией физиологический сдвиг принято называть биологической памятью. Видом биологической памяти является генетическая память, в результате которой происходит стабилизация биоинформационных систем и их структуры самовоспроизведения. Носителями генетической информации являются нуклеиновые кислоты, обеспечивающие стабильность хранения информации. В филогенезе этот вид информации изменяется через мутагенез, и с участием белков-ферментов происходит дальнейшее воспроизведение этих же измененных форм.
 Другой формой биологической памяти является иммунологическая память, тесно связанная с генетической. Этот вид фиксации информации состоит в том, что при попадании в организм чужеродных тел и веществ (антигенов) проявляется способность узнавать их в случае их повторного попадания, связывать и включать неспецифические механизмы их уничтожения. Иммунные белки, способные разрушать антигены, называются антителами и располагаются на поверхностной мембране лимфоцитов (иммунокомпетен-тные лимфоциты). Антитела на лимфоцитах являются рецепторами для антигенов, причем каждый лимфоцит имеет рецепторы только к одному или к нескольким сходным антигенам. Все лимфоциты, несущие одинаковый рецептор, принадлежат к одному клону и являются потомками одной материнской клетки с таким же рецептором.
 При первой встрече с антигеном происходит формирование клона (увеличение числа соответствующих лимфоцитов) и их дифференцировка на эффекторные клетки и клетки памяти. Эффекторные клетки живут несколько дней, а клетки памяти остаются в организме на всю жизнь и при повторной встрече с антигеном способны вновь преобразовываться в клетки обоих типов. Антигены становятся селективными агентами, обеспечивающими материал для отбора, они как бы "узнают" рецепторы антител, связываются с ними и стимулируют их размножение. Таким образом из огромного набора вариаций антител антиген отбирает единственную и стимулирует ее количественный рост. Процесс селекции клонов и обуславливает иммунологическую память, представляя эволюционно более гибкий вариант генетической памяти.
 Итак, мы рассмотрели фиксацию информации в организме человека методом генетической и иммунологической памяти, а теперь перейдем к рассмотрению самой сложной - нервной памяти. Комплекс структурно-функциональных изменений, выражающийся в способности нервной системы фиксировать и хранить информацию, хранить реакции организма на эту информацию, а также использовать эту информацию для построения текущего поведения - это и есть нервная или нейрологическая память, а сам процесс называется процессом образования энграммы.
 Рассмотрим всю последовательность фиксации организмом информационных раздражений. Итак, информационный сигнал поступил на рецептор, преобразовался в электрический нервный импульс и временно повысил проводимость в определенных синапсах, на что ушло некоторое время. Сам же след информационного воздействия сохраняется до 500 мс (явление сенсорной памяти), но обычно стирается за 150 мс. У некоторых людей-эйдетиков сенсорная память (например, сохранение зрительного образа при чтении) обладает неограниченной длительностью (т. е. Ерешевский и др.).
 Дальнейшее движение информации, преобразованной в нервные импульсы, приводит их к многократной циркуляции (ревербации) по замкнутой системе нейронов, что лежит в основе так называемой кратковременной памяти, объем которой у человека измеряется в 7±2 единицы, а длительность - в несколько секунд.
 В частности установлено, что информация о пространственном расположении условного сигнала кодируется в импульсной активности нейронов прежде всего лобной и теменной ассоциативных полей коры больших полушарий. Кодирование осуществляется либо рисунком разрядов нейронов, либо частотой импульсации нейронов (пространственно-селективных), подразделяемых на несколько групп.
 Действие информации одновременно приводит и к изменениям структурных и ферментных белков, изменению концентрации и перемещению нейромедиаторов. Этот си-наптосомальный уровень информационной реакции организма длится от нескольких минут до нескольких часов и называется промежуточная память. Промежуточная память способна увеличивать объем кратковременной памяти и увеличивать ее длительность.
 Параллельно с предыдущими информационными процессами идет образование новой устойчивой внутримозговой функциональной структуры, базирующейся на изменениях в мембранах нейронов и на межнейронных связях, приводящий к феномену долговременной памяти, то есть, в принципе, к постоянной фиксации и информации. Механизм долговременной фиксации и информации проявляется в результате синтеза нуклеиновых кислот и белков, приводящий к образованию макромолекул, активизирующих генетический аппарат клетки. Серьезное внимание на метаболизм макромолекул, а следовательно - на регуляцию памяти, оказывают нейропептиды.
 В феномене долговременной фиксации информации некоторые специалисты (Бериташвили и др.) различают кроме условно-рефлекторной еще и образную, эмоциональную и словесно-логическую. Кроме того, выделяют произвольную и непроизвольную фиксацию, прямую и опосредованную. Особое значение в СК-терапии в искусстве суггестии имеет эмоциональная память - ее формирование и воспроизведение может происходить очень быстро (часто с одного раза) на подсознательном уровне, поэтому индийцы сильно ошиблись, исключив эмоции из психотренинга. Кроме того, эмоции энергетизируют все информационные процессы, расширяя мобилизационные резервные возможности мозга и организма. Лучше других это понимали древние китайцы и японцы.
 Важное значение имеет и условно-рефлекторный механизм фиксации информации. Он широко используется в СК-терапии для выработки бессознательной автоматической реакции на заданный сигнал-раздражитель (например, при лечении вредных привычек, энуреза, алкоголизма и др.).
 Использование СК при обследовании сотни тысяч пациентов позволило сделать новый вывод о механизмах фиксации информации в организме человека, а именно существует три основных вида фиксации: краткосрочная, долгосрочная и постоянная. Механизм образования всех трех идет параллельно. Что касается постоянной памяти, то ее физиологические, энергоинформационные и полевые образования дают "пищу" парапсихологам, как говорится, дают информацию к размышлению.
 В основе сложных психических процессов лежит связь (ассоциация) образов представлений, образов впечатлений в единые системы, отражающие взаимодействие, взаимопроникновение, внутреннюю общность и особенность объектов и явлений реальности. В ассоциативной деятельности головного мозга более демонстративно, чем при рассмотрении других психических функций, прослеживается значение памяти, способности сплачивать настоящее с прошлым, закреплять пережитое с переживаемым, создавать условия для предвосхищения ("антиципации") событий. Память - это фундаментальное свойство живой материи изменяться под влиянием однажды воспринятых раздражений, которые оставляют следы ("энграммы") способные при известных условиях экфорировать (оживать). Содержание памяти заключается в том, что сигналы (или информация) оставляют в биологической системе след. Воспоминание немыслимо без сложных предшествующих изменений материального субстрата. Память (мнестическая функция) определяется сохранением и последующим использованием ранее полученной информации.
 Образная и словесно-логическая фиксация информационного воздействия используется СК-терапевтами в СК-аутотренинге и при лечении большинства заболеваний, так как СК-лечение сопровождается фиксацией образного представления и словесно-логической суггестией как со стороны пациента, так и СК-терапевта.
 Весь процесс движения информации и форм ее фиксации в организме человека можно проследить с учетом авторских психологических o исследований с использованием СК на. следующей схеме:
 
 Использование СК авторами при психологическом обследовании сотен тысяч пациентов позволило сделать новый вывод о механизмах фиксации информации в организме человека, а именно существует три основных вида фиксации: краткосрочная, долгосрочная и постоянная. Механизм образования всех трех идет параллельно. Что касается постоянной памяти, то ее физиологические, энергоинформационные и полевые образования дают пищу парапсихологам, как говорится, дают информацию к размышлению. Будем ждать подтверждение своих экспериментов исследованиями других специалистов, знакомых с СК-методами (трансовыми методами).
 Энграммы, позволяющие создавать представления, одновременно являются и физиологической предпосылкой памяти, тесно связанной с воображением. Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы, ее способность создавать и удерживать длительные связи. Память - это запечатление, сохранение и воспроизведение (репродукция, которая предполагает узнавание) прежнего содержания нашего опыта, отсюда три механизма памяти:
 1. Запоминание (рецепция, импрегнация). Произвольное и непроизвольное.
 2. Сохранение, удержание памяти (ретенция)..
 3. Воспроизведение (репродукция).
 4. Узнавание.
 Запоминание - это способность принимать новые импульсы (восприятия, мысли, опыт). В старости она ограничена, а ярко выражена у детей. Способность к запоминанию снижают травма головы и ряд заболеваний. Сохранение памяти это способность удержать, сохранить знания, сведения, понятия, представления, определения, опыт и др. Сохраняется память плохо у стариков и детей, а также при некоторых заболеваниях.
 Воспроизведение памяти - это способность помнить и воспроизводить определенное содержание сознания. На воспроизведение оказывают расслабляющее или усиливающее влияние утомление, возбуждение, алкоголь, кофеин и т. д.
 Различают следующие виды памяти:
 1. Двигательная.
 2. Наглядная или чувственная (визуальная, акустическая и др.)
 3. Эмоциональная.
 4. Логическая.
 5. Механическая.
 Что касается качества памяти, то память отдельных лиц отличается:
 1. Скоростью запоминания.
 2. Длительностью сохранения в памяти.
 3. Обьемом запечатленного материала.
 
 
 4. Точностью запечатленного материала. У человека - понимание, узнавание являются важным условием запоминания.
 Эффективность мнестической функции обусловлена:
 1) уровнем внимания в момент получения информации;
 2) повторением опыта для закрепления полученной информации;
 3) эффективной насыщенностью опыта, заинтересованностью в нем;
 4) организацией занятий, суть которой состоит в том, что новая информация распределяется с таким расчетом, чтобы занять определенное, подобающееее актуальности место.
 В современной нейрофизиологии доказано, что под действием обучения усложняются и модифицируются меж-нейрональные синаптические связи. По сути дела все индивидуальные способности психической деятельности, формирования понятий, суждений к умозаключений определяются состоянием мнестических функций. Поэтому память считается основным условием психической жизни, "краеугольным камнем психического развития".
 При нестойкости ("лабильности") или чрезмерной фик-сированности суждений навязчивые, необычайно закрепленные в сознании, неотступные явления психики - мысли, страхи, чувствования, поступки, осознаваемые как несвоевременные, ненужные, но активно не поддающиеся коррекции"); при суждениях, эмоционально переоцениваемых ("сверхценных"); при стойких болезненных ошибочных суждениях ("бредовых"), ложность которых человек не понимает и даже борется за их осуществление; при чрезмерно быстрой смене идей ("ускоренном мышлении") или их замедленном формировании ("заторможенное мышление") - во всех перечисленных случаях нарушения темпа или содержания мышления имеют с своей основе сложные изменения и нарушения мнестически-ассоциативной деятельности. Такие расстройства нарушают взаимопонимание и нормальное общение между людьми.
 Кроме того, память может быть в состоянии стойкого усиления ("гипермнезии"), например в глубоких СК, или в состоянии ослабления ("гипомнезии"); выпадения ("амнезии"); извращения ("парамнезии"), например, вымыслы ("конфабуляции"), ошибочная расстановка во времени реально ранее пережитых событии ("псевдореминисценции") и др.
 А теперь приведем еще несколько мыслей о памяти:
 1. Большинство психологов признают существование трех уровней памяти - непосредственной или сенсорной памяти, кратковременной и долговременной.
 2. Сенсорная память это механизм, позволяющий информации, условленной рецепторами, сохраняться в течение 1/4 секунды, с тем, чтобы мозг мог решить вопрос, стоит ли на ней концентрировать внимание.
 3. Кратковременная память - это механизм, сохраняющий информацию в течение, примерно, 20 секунд. Емкость ее ограничена семью элементами, которые могут сохраняться одновременно.
 4. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. Однако фактически сохранение
 информации в этой памяти и ее доступность (легкость извлечения) будут существенно зависеть от таких факторов,
 как привычность материала, контекст, в котором он запоминается, уровень мотивации субъекта, а также глубина
 разработки запоминаемого материала.
 5. Существуют три главных процесса памяти. Во время первого из них - кодирования - происходит прежде всего
 анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации. Консолидация (закрепление) матери
 ала осуществляется во втором процессе, когда он "закладывается" на хранение, и она зависит от того, как будет
 организована запоминаемая информация. Во время третьего процесса - извлечения информации - важнейшую роль
 играет контекст, с которым она связана, поэтому узнавание какого-то материала всегда проще, чем его воспоминание.
 6. Забывание может зависеть от многих факторов: от возраста, использования информации или ее характера, от
 интерференции (помех со стороны событий, происходящих непосредственно перед или после запоминания), а также
 от бессознательных мотиваций, способных вызвать "активное" забывание.
 7. Память участвует во всех процессах мышления - будь то воспоминания, мечты, фантазии, сновидения или грезы
 наяву и, особенно, рассуждения. В последнем случае память может играть не только положительную, но и отрицательную
 роль, в связи с тем, что она часто обуславливает функциональную ригидность.
 8. Из всех процессов мышления для нашей адаптации особенно важны два: формирование и усвоение понятий,
 с одной стороны, и решение проблем - с другой.
 9. Насколько легко мы усваиваем понятия, зависит от того, простые эти понятия или сложные. Последние в свою
 очередь делятся на конъюктивные, дизъюнктивные и соотносительные.
 10. В процессе решения проблем можно выделить четыре этапа: подготовку, инкубацию, озарение и разработку. Чаще
 всего при этом используются стратегии мышления, основанные на рациональном переборе или, еще лучше, на
 систематическом переборе.
 11. Теории развития познавательных процессов в некоторых отношениях существенно различаются. Бихевиористы
 рассматривают мышление как внутренний диалог, основанный на тех же двигательных механизмах, что и речь. Что
 касается когнитивистов, то Брунер, например, полагает, что мышление развивается на основе двигательной активности,
 внутренних образов и речи. Пиаже, напротив, считает, что двигателем развития когнитивных процессов служит адаптация к окружающей среде, в процессе которой индивидуум постепенно интеоретизирует свои действия, переходя от конкретных операций к формальным, которые могут применяться в широком диапазоне частных ситуаций,
 12. Сигналы для общения существуют у большинства
 животных, но только у человека выработалась членораздельная речь, позволяющая передавать информацию о
 текущих, прошлых или будущих событиях. Более того,
 лингвистическая компетентность, которой, по-видимому, обладает каждый ребенок от рождения, позволяет ему
 понимать и конструировать неограниченное число высказываний.
 13. Психолингвистика изучает, как формируются закономерности, лежащие в основе языка. Что касается языковой
 психологии, то ее задача состоит главным образом в том, чтобы помочь людям, испытывающим трудности при изучении языка. Исследования, проведенные на обезьянах, еще раз подчеркнули, с какой удивительной легкостью человеческие дети приобретают лингвистическую компетентность.
 14. Теорий развития речи столько же, сколько и психологических школ. Теории научения особо подчеркивают
 роль социального окружения в формировании лингвистических навыков. Напротив, сторонники реформистской
 концепции полагают, что лингвистическая компетентность является врожденной, и в основе ее лежат какие-то
 структуры, генетически заложенные в мозгу. Согласно релятивистским теориям, в каждой культуре формируется
 свой особый язык, служащий как бы матрицей для мышления. И, наконец, конструктивистская концепция гласит,
 что язык - это лишь один из способов отображения мира, развившийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой.
 Где находится нервный субстрат памяти? Каковы ее механизмы?
 Эти вопросы вызывали и продолжают вызывать большой интерес многих психофизиологов. Исследования в этой области ведутся более полувека, но у нас все еще очень мало данных, которые можно было бы использовать для точного ответа на эти вопросы. Исследования памяти в основном сводятся к поиску тех следов, которые остаются в мозгу в результате каких-либо событий или специфического научения.
 Представлены ли эти следы, или, говоря научным языком, энграммы, нейронными цепями или какими-либо биохимическими компонентами? А в случае биохимического механизма - изменяется ли при научении просто количество и распределение "обычных" молекул в структурах мозга или же организм по мере надобности выращивает новые молекулы? Каждой из этих гипотез соответствует целое направление исследований, и мы сделаем их краткий обзор.
 Одним из первых ученых, предпринявшим исследования в этом направлении в конце 20-х годов, был Лэшли. Он посвятил значительную часть своей жизни попыткам найти такой участок мозга, который можно было бы рассматривать как центр памяти. Однако в итоге своих экспериментов, в которых он разрушал различные участки мозга у сотен крыс, он в начале 60-х годов пришел к выводу, что даже удаление 15-26% мозгового вещества не приводит к утрате следов, приобретенных в процессах научения. Ему пришлось заключить, что эти следы диффузно распределены в центральной нервной системе любой приобретенной информации соответствует не единичная энграмма, а бесчисленное множество таких энграмм, разбросанных во многих отделах мозга.
 В конце 50-х годов исследователь из Монреальского института неврологии У.Пенфилд сделал интересные на-f блюдения над больными, которым производились хирургические операции на головном мозге. Он обнаружил, что если в большинстве случаев при раздражении различных отделов коры возникают в основном простые слуховые или зрительные ощущения, то при воздействии на некоторые участки могут вставать воспоминания, иногда очень сложные. Обыкновенно это были воспоминания о таких прошлых событиях, которые больной, казалось, давно забыл - по окончании операции эти события оставались в памяти.
 С другой стороны, целый ряд наблюдений привел к предположению о том, что "центром памяти" у человека может быть гиппокамп образование, принадлежащее лимбической системе и расположенное в височной доле мозга. Оказалось, чтр после двустороннего удаления гип-покампа новая информация не могла у больных закрепляться в долговременной памяти. Таким образом, у больных возникала интероградная амнезия, т. е. память о событиях, происходивших до операции, сохранялась, но консолидация новых следов, формирующихся в кратковременной памяти, становилась невозможной. Видимо, гиппокамп - важный, но не единственный участок мозга, имеющий отношение к памяти.
 В связи с открытием принципов голографии возникает мысль о многомерной памяти, распределенной во всех нервных цепях мозга.
 Мы уже рассмотрели особенности голограмм и представление о возможной аналогии между голографическими процессами и деятельностью мозга. Как мы уже знаем, на фотопластинке можно зафиксировать интерференционную картину, при освещении которой когерентным светом возникает трехмерное изображение. Мы помним также, что каждая часть такой пластинки содержит информацию обо всем изображении, и поэтому его можно реконструировать по отдельному кусочку голограммы. Известно, кроме того, что на одной и той же голограмме можно записать множество интерференционных картин (благодаря этому на одной пластинке можно накопить миллиарды единиц информации - бит).
 На основе всех этих представлений была сформулирована голографическая теория памяти. Согласно этой теории, никакая новая информация не может быть записана отдельно и ради нее самой. Эта информация взаимодействует и интерферирует с прошлым опытом объекта, уже имеющимся в памяти. Этот прошлый опыт и составляет ту фотопластинку, на которую проецируется новая информация, причем происходит это одновременно во всех отделах мозга. В этом участвует, с одной стороны, активирующая ретикулярная формация, а с другой кора головного мозга (после восприятия объекта). В зависимости от того, какие именно рецепторы доставляют информацию, в соответствующем отделе коры след памяти будет закреплен более специфичным образом (подобно тому как в голограмме какие-то участки изображения оказываются более яркими).
 Итак, согласно голографической теории, когда человек ест яблоко, у него не только возникают зрительные, тактильные, обонятельные и вкусовые воспоминания, связанные этим плодом, но также записываются сиюминутные впечатления а том, насколько данное яблоко кисло, как оно пахнет и что побудило его съесть. Благодаря этому каждый раз, когда на "мозговую голограмму" воздействует все новое и новое имя, связанное с изменениями в окружающем мире, происходит полная перестройка всей памяти. Таким образом, картины мира в памяти непрерывно меняются.
 Надо сказать, что техника в этой области достигла уже "грани фантастики". Исследователь из Калифорнийского технологического института Д.Псалтис разработал световой нейрокомпьютер, основанный на принципах голографии. Его "мозг" состоит пока всего лишь из тысячи "нейронов", представляющих собой оптические транзисторы и гологра-фические пластинки, на которые записываются "воспоминания". Хотя число "нейронов" и невелико, этот компьютер уже может распознавать лицо человека по одним только глазам. В настоящее время Псалтис предполагает разработать сеть, включающую миллион нейронов, благодаря светопереломляющему голографическому кристаллу размерами в 1 см3. В таком кристалле смогут налаживаться триллион световых связей и записываться нестираемые голограммы.
 Физическая природа следов памяти
 Синаптическая гипотеза. По мнению Хебба (1974) различия между кратковременной и долговременной памятью обусловлены главным образом различиями структур нервных сетей.
 Сенсорная и кратковременная память, согласно гипотезе Хебба, обусловлена повторной циркуляцией (реверберацией) сигналов по многочисленным нервным путям, образующим замкнутые цепи. Поскольку сигналы при этом постоянно возвращаются к одним и тем же пунктам, возбуждение нейронных контуров может некоторое время поддерживаться, и одновременно может происходить посылка импульсов к другим центрам или по двигательным путям.
 Что касается долговременной памяти, то она обусловлена, по мнению Хебба, длительным изменением синап-тических связей, возникающих в результате повторной циркуляции импульсов. Благодаря этому создается все более и более прочный след, лежащий в основе памяти. Однако для того, чтобы этот след мог закрепиться, соответствующие контуры должны некоторое время оставаться неактивными. Этот период, длящийся от 15 минут до часа, называют периодом консолидации, и в это время происходит закрепление новых знаний и навыков. Именно поэтому после сотрясения мозга человек не может вспомнить о тех событиях, которые произошли непосредственно перед травмой, а остальные воспоминания нарушаются тем меньше, чем они далее во времени от момента травмы.
 Биохимические гипотезы. Известно, что видовая генетическая память записана на молекулах ДНК (дезоксирибо-нуклеиновой кислоты). ДНК содержится в ядрах всех клеток тела и представляет собой набор генов. На основе информации, содержащейся в ДНК, образуется другое вещество - РНК (рибонуклеиновая кислота), которая управляет функциями клетки, определяя синтез специфических белков. Белки играют первостепенную роль как в построении тканей, так и в различных функциях организма.
 Исследование химических изменений. Естественным образом возник вопрос: не может ли РНК - вещество, столь близкое к ДНК, - быть тем ключевым элементом, от которого зависит образование белков, специфических для разных видов научения.
 На этот вопрос в 50-х годах пытался ответить пионер биохимических исследований в области памяти - шведский ученый Хиден (1969). Для этого он вырабатывал у крыс и мышей различные навыки, при которых изменялось их обычное поведение. Например, он заставлял животное получать пищу, балансируя на проволоке или действуя с помощью не той лапки, которой оно пользуется обычно. Хиден обнаружил, что после такого изменения поведенческих реакций не только увеличивалось общее количество РНК в мозгу, но и отмечались также сдвиги в ее качественном составе. Значит, при научении действительно происходят изменения на уровне молекул как количественные, так и качественные. Хиден даже выделил особую молекулу, которую он назвал S 100 и которая, по его мнению, как раз и была "молекулой памяти", ответственной за освоение новых навыков. Но хотя эти результаты и были многократно воспроизведены, они не дали ответа на вопрос о том, действительно ли новые молекулы специфически связаны именно с научением или же все эти количественные и качественные изменения просто сопровождают активацию мозга.
 Изучение действия химических ингибиторов памяти. Медикам хорошо известно, что антибиотики подавляют синтез белков микроорганизмами. Это обусловлено инги-бирующим действием антибиотиков на образование РНК. Аналогично действует и рибонуклеиза - фермент, разрушающий РНК, препятствующий ее образованию.
 Поэтому интересно было проверить, нельзя ли, вводя такого рода ингибиторы в мозг, уничтожить какие-либо приобретенные реакции или помешать формированию новых.
 Подобные исследования принимались многими учеными. Некоторые из них проверили эту гипотезу на рыбках, которые были научены избегать одного из отсеков аквариума. Джон (1967) вводил рибонуклеизу в мозг кошки, у которой была выработана зрительная дифференцировка. Флекснер (1967) вводил антибиотик в мозг мыши, обученной избегать одной из ветвей Т-образного лабиринта. Результаты всех этих опытов были примерно одинаковыми. Введение подобных веществ в мозг после обучения действительно приводило к "стиранию" следов памяти, и животное должно было обучаться заново. В то же время такие вещества не влияли ни на кратковременную память, если вводились сразу же после обучения, ни на долговременную память, когда их вводили спустя длительное время после выработки навыка. Значит, стиратель следов, несомненно, действуют во время периода консолидации, о котором мы уже говорили выше. Однако достаточно ли этого, чтобы можно было говорить о молекулярном кодировании, которое будто бы и подавляется подобными веществами.
 Эксперименты с "переносом молекул памяти". Увлечение идеями молекулярного кодирования памяти подтолкнуло некоторых ученых к попыткам проверить, нельзя ли осуществить биохимическую передачу каких-то навыков от одних животных к другим. В 50-х годах Мак-Коннел и его сотрудники одними из первых проделали подобные опыты на планариях. Планарии - маленькие плоские черви, о которых мы уже говорили в первой главе, это - одни из самых простых животных, у которых имеется подобие мозга.
 Исследователи вырабатывали у планариев условную реакцию на включение лампочки, которое сопровождалось электрическим ударом. Поскольку планарии - это животные, пожирающие себе подобных, исследователи истирали в порошок обученных планариев и скармливали необученным. Оказалось, что после этого у таких необученных планариев условные реакции на свет формировались гораздо быстрее, чем у их собратьев, которым скармливали таких же необученных червей,
 Вдохновленные этими результатами, Мак-Коннел и его сотрудники сумели даже выделить из планариев-доноров РНК переноса навыка. По-видимому, сходные результаты были получены и на крысах.
 Однако столь многообещающие, казалось бы, результаты были встречены многими учеными с недоверием. Представление о "передаче знаний с помощью молекул" вызвало ряд критических замечаний. Указывалось, например, что "формирование условных реакций" на свет могло быть просто сенсибилизацией к этому раздражителю, усиленной в результате поедания ткани уже сенсибилизированной особи.
 Действительно, когда у планариев были выработаны более сложные навыки (например, выбор пути в д-образном лабиринте), эффект переноса уже не проявлялся. Значит, маловероятно, что РНК сама по себе играла здесь ведущую роль.
 Унгар (1970) - венгерский ученый, работавший в США, - исследовал выработку избегания определенных мест у крыс и мышей. У этих животных существует врожденная инстинктивная склонность прятаться в темных уголках, однако, каждый раз, когда они забегали в затемненный ящик, они получали удар электрическим током. Довольно быстро у них выработалась настоящая боязнь темных мест. После этого Унгар вводил экстракты растертого мозга таких животных необученным реципиентам. В результате оказалось, что животные после этого проводили гораздо меньше времени в темном ящике, чем их собратья, которым был введем гомогенат от необученных доноров. Более того, гомогенезировав мозг сотен обученных крыс, Унгар выделил из него в чистом виде пептид, который назвал скотофо-бином (дословно: "вызывающий страх темноты"). В дальнейшем он сумел искусственно синтезировать этот пептид и получил с его помощью аналогичные результаты.
 Однако в данном случае, по-видимому, речь тоже не шла о "молекулах памяти" в том смысле, в каком о них говорил Мак-Коннел. По мнению Унгара, подобные молекулы действуют скорее всего на уровне синапсов, где они играют роль "указателей", способствующих циркуляции нервных импульсов именно по тем путям, которые необходимы для консолидации нейронных цепей.
 Новые нейрофизиологические подходы. Поскольку во всех этих работах исследовались довольно сложные виды научения, в связи с их результатами возникали серьезные вопросы, а интерпретация оказывалась уязвимой для критики.
 В 70-х годах некоторые ученые, например Кэндел (1976), пошли по другому пути: они решили тщательно изучить такие простые виды научения, как привыкание (габитуация).
 Кэндел ставил свои опыты на аплизии (морском зайце) - крупном моллюске до 30 см длиной. У аплизии имеется сифон, с помощью которого она втягивает воду и пропускает ее под мантией, при этом вода фильтруется, и из нее извлекаются мелкие организмы, служащие для аплизии кормом. Прикосновение к сифону вызывает реакцию втягивания жабры. Но если это раздражение повторяется, то наступает привыкание, и рефлекторное втягивание жабры сначала ослабевает, а затем и вовсе исчезает.
 Выбор аплизии был обусловлен тем, что нервная система этого животного функционирует примерно так же, как и у позвоночных, и, кроме того, у него относительно мало нервных волокон, идущих к ганглиям. Вдобавок эти волокна довольно толстые (до 1 мм) и поэтому нетрудно установить, откуда они идут и куда приходят. В такие волокна Кэндел мог легко вводить электроды, с помощью которых можно было регистрировать импульсы, идущие от рецепторов к ганглиям или от ганглиев к мышцам. Такая методика позволила Кэнделу тщательно изучить, что происходит в синапсах тех нейронов, которые участвуют в процессе привыкания. Он, в частности, установил, что ослабление двигательной реакции в случае привыкания обусловлено уменьшением количества медиатора, выбрасываемого в синаптическую щель, и соответствующим уменьшением частоты импульсного разряда постсинаптического нейрона.
 Разумеется, подобные исследования еще очень далеки от тех тончайших методов регистрации, которые потребуются при изучении нервной системы человека. Однако они позволяют получать четкие и однозначные данные при изучении клеточных аспектов кратковременной памяти у примитивных животных.
 Кроме того, результаты этих исследований позволяют наметить первые точки соприкосновения между поисками энграмм, как представлял их себе Лэшли, синаптической теорией и исследованием механизмов облегчения и торможения передачи нервных сигналов с помощью химических медиаторов.
 Для того, чтобы убедиться в существовании сенсорной зрительной памяти, Сперлинг (1960) разработал специальные карты, на которых были нанесены 12 символов. Когда эти карты в течение очень короткого времени (порядка 1/20 секунды) с помощью тахистоскопа предъявляли испытуемым, те в среднем не могли вспомнить больше четырех элементов.
 Затем Сперлинг предупредил испытуемых, что непосредственно после предъявления карты им будет подаваться звуковой сигнал, причем для разных строк этой карты сигнал будет различным. Например, если после исчезновения картинки подается сигнал, собтветствующий второй строке, то испытуемый должен перечислить символы именно этой строки. Оказалось, что в этом случае испытуемые могли вспомнить все четыре (или по меньшей мере три) символа соответствующей строки,
 Поскольку в этих экспериментах испытуемые не могли заранее знать, какая строка им будет "заказана" соответствующим звуком, можно сделать вывод, что они обладали потенциальной способностью вспомнить по меньшей мере 9 символов (так как они вспоминали не меньше трех символов в каждой строке) из 12. По мнению Сперлинга, эту способность можно объяснить лишь тем, что в течение очень короткого времени - менее одной секунды - весь предъявляемый материал остается доступным. Именно 'этот кратковременный след, существующий на уровне рецепторов и низших нервных центров, называется сенсорной памятью.
 Образы и память:
 Любая информация в течение определенного промежутка времени, хотя бы очень короткого, оставляет след в виде образов. Большая часть этих образов сохраняется лишь четверть секунды, другие же на всю жизнь откладываются в одной из шкатулок памяти.
 Три разновидности образов привлекли особое внимание исследователей: последовательные, эйдетические и мысленные образы. Последовательные образы формируются на уровне рецепторов, эйдетические представляют собой особый случай кратковременной памяти, а мысленные - это продукты долговременной памяти, и именно из них состоит наш персональный "банк данных", своего рода внутренний киноархив.
 Последовательные образы:
 Это такие образы, которые сохраняются в течение короткого времени после того, как человек несколько секунд смотрит на предмет, фиксируя взором одну точку. Положительные образы возникают тогда, когда мы поворачиваем голову, посмотрев предварительно на источник света (например, солнце). Если после этого закрыть глаза, то появятся светящиеся пятна, которые будут сохраняться в течение нескольких секунд. Это обусловлено длительным возбуждением колбочек сетчатки после короткой световой экспозиции. Если же экспозиция более длительна, формируется отрицательный последовательный образ. Например, если долго фиксировать взглядом цветное изображение, а затем перевести взор на лист серой бумаги, то на этом листе появится изображение в цветах, дополнительных (комплементарных) к исходному рисунку.
 Согласно теории Геринга (1872), в сетчатке имеются три вида колбочек, ответственных за восприятие цвета: одни воспринимают красное и зеленое, другие - синее и желтое и, наконец, третьи отличают светлые тона от темных. В то же время ни один из этих рецепторов не может передавать информацию одновременно об обоих видах раздражителей, которые он может воспринять: так, одна и та же колбочка не может одновременно сигнализировать о красном и зеленом цветах.
 Когда мы смотрим на цветной объект, в колбочках сначала идут процессы конструктивной фазы, в которой происходит расшифровка цвета. Однако, если экспозиция оказывается слишком длительной, начинаются обратные процессы, свойственные деструктивной фазе. В этой фазе видимый цвет изменяется на противоположный (дополнительный). Например, если мы будем в течение 30 секунд смотреть на зелено-черно-желтый флаг, а затем переведем взгляд на серую поверхность, то зеленый цвет сменится красным, желтый - синим, а черный - белым.
 Теория Геринга, выдвинутая более века тому назад, признается и поныне, хотя она и была несколько модифицирована в соответствии с более современными представлениями, согласно которым все эти процессы происходят не в колбочке сетчатки, а в низших зрительных центрах мозга.
 Эйдетические образы
 Так называют явление, которое втречается лишь у некоторых лиц, особенно у детей, и заключается в том, что они способны с исключительной точностью, вплоть до малейших деталей, сохранять образы представляемых им картин.
 Это явление было не совсем верно названо фотографической памятью. Неточность состоит в том, что люди не вспоминают изображение, когда им требуется о нем рассказать, но продолжают его видеть после его исчезновения. Если посадить испытуемого перед пустым экраном и задавать ему те или иные вопросы, то он начнет считать число окон в фасаде дома, число цветков в букете или читать по буквам вывеску магазина, т. е. как бы "рассматривать" ту картинку, которая была ему ранее предъявлена. Глаза его при этом движутся так, как если бы эта картинка действительно находилась перед ним. Такой образ может сохраняться от нескольких минут до нескольких часов (а иногда даже до нескольких лет), причем он нисколько не изменяется.
 Мысленные образы:
 Мысленные (внутренние образы) - это продукты деятельности мозга, способного сохранять информацию в течение длительного времени. Эта область работы мозга долго не исследовалась научной психологией, так как затруднены объективность и количественные оценки, которые одно время признавались единственно допустимыми критериями в науке.
 Действительно, мысленные образы не очень подходящий объект для экспериментального изучения, в частности из-за того, что их трудно даже выявить. Но в то же время внутренние образы - это одна из главных опор мышления, так как именно их содержание служит базой для умственных действий, лежащих в основе большинства когнитивных процессов - от простого воспоминания до абстрактного рассуждения.
 В самых различных ситуациях - надо ли нам вспомнить дорогу, по которой мы в детстве ходили в школу, или решить в уме уравнение - в нашем сознании встают такие образы, и мы развиваем их по мере движения нашей мысли.
 Мы уже знаем, что в конце прошлого века структуралисты пытались, хотя и без особого успеха, очертить содержание мысли. Для этого они пробовали методом интроспекции исследовать, как происходит объединение образов с другими.
 Несколько позднее Дэвис (1932) просил испытуемых, научившихся находить дорогу в лабиринте с завязанными глазами, нарисовать на бумаге проходимый путь. Оказалось, что даже если большинство из них могли воспроизвести эти "когнитивные карты", то некоторые испытуемые были не способны это сделать, а лишь запоминали путь с помощью словесных ориентиров ("здесь я поворачиваю направо, затем налево, затем опять направо" и т. д.). Значит, мысленные образы не у всех формируются одинаково.
 Пиаже и Инхельдер (1966) показали, что первые внутренние образы формируются у ребенка в возрасте от полутора до двух лет. Но только к 7-8 годам они становятся достаточно гибкими для того, чтобы с их помощью находить решение задач, требующее конкретной оперативной мысли, например, задача на изменение формы или объема (подробнее см. ниже в настоящей главе и в главе 10).
 Главная проблема заключается в том чтобы узнать, как же формируются такие образы в нашем мозгу. Формируются ли они раз и навсегда, подобно фотографическому изображению? Или они реконструируются по мере надобности? Учитываются ли в них истинные размеры предмета, или же только относительные масштабы по сравнению с другими предметами?
 Косслин (1975, 1978) просил испытуемых представить себе животное, например, собаку или кролика. Затем он предлагал "поместить" рядом с этим животным слона. Испытуемые сообщали, что слон при этом занимал все изображение. Если же рядом с кроликом надо была представить себе муху, то внезапно все "место" начинал занимать кролик. Кроме того, если кролик находился рядом со слоном, то для того, чтобы ""рассмотреть" его нос, требовалось гораздо больше времени, чем если рядом с ним была муха.
 Косслин просил также своих испытуемых мысленно пройти к какому-то воображаемому предмету или животному и остановиться, когда этот предмет или животное начнет полностью заслонять горизонт.
 Оказалось, что испытуемьй останавливается раньше, если предметом будет дом, а не шалаш, или дуб, а не цветок.
 Из таких наблюдений следует, что мы можем мысленно организовывать хранящуюся в памяти информацию, для того, чтобы реконструировать образы, связанные с какими-то воспоминаниями или понятиями.
 Однако это лишь первые шаги в изучении нашего внутреннего мира, наполненного миллионами элементов информации, собирающихся в новые структуры по мере необходимости. Одна из главных задач когнитивной психологии - раскрыть, как с помощью подобных механизмов память и мышление организуют наше внутреннее отображение мира.
 Мнемотехнические приемы:
 Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие-нибудь списки слов или цифр, подробное содержание главы какой-то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы, позволяющие запоминать подобную информацию. Для этого были разработаны Мнемотехнические (мнемонические) приемы - от песенок до очень сложных методик. Ясно, что использование таких приемов не приводит к чисто автоматическому запоминанию и требует концентрации внимания на запоминаемом материале. Кроме того, он должен быть организован таким образом, чтобы отложиться в памяти в хорошо структурированной форме. Здесь мы рассмотрим некоторые из таких приемов.
 Методы группировки:
 В этой главе мы уже писали о том, что номер телефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать цифры такого номера в более крупные блоки. То же самое касается, например, списка необходимых покупок. Например, если мы идем в продовольственный магазин, то для запоминания лучше будет разделить покупки на овощи, фрукты и мясные изделия или же на продукты, необходимые для завтрака, для обеда и для ужина.
 Методы рифм и ритма:
 Этот пример хорошо знаком детям, заучивающим цифры. Он лежит в основе считалок, например:
 "Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять..." и т. д.
 Рифма служит в данном случае опорой для группировок, осуществляемых благодаря ритму.
 Метод акронимов и акростихов:
 Метод акронимов - это очень распространенный (может быть, слишком распространенный) прием, состоящий в том, чтобы составлять сокращенные названия из первых букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет и т. п. Этот метод, в частности, используют в названиях множества организаций, институтов и пр., которые мы уже часто знаем только по их акрониму: СЭВ, ООН, НАТО и т. п. Действительно, многие ли сейчас могут сказать, как расшифровывается ЮНЕСКО?
 Что касается акростихов, то это такие стихи, первые буквы каждой строки которых (если читать по вертикали) образуют какое-то слово или даже фразу. Так, для запоминания по порядку черепно-мозговых нервов в медицинских институтах читают, казалось бы, бессмысленный стишок: "Об орясину осел топорище точит, а факир, выгнав гостей, выть акулой хочет". Первые буквы этих слов и соответствуют, по порядку, латинским названиям черепно-мозговых нервов (1 пара - ольфакториус (обонятельный), 12 пара хипоглоссус (подъязычный).
 Цепной метод:
 Это более сложный метод, при котором элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары ее звеньев. Представьте себе, например, что вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине - кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите из первого- же образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные зерна. Этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листочки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сложный сюрреалистический образ, вы смело можете идти в магазин, ни одну из ваших покупок вы не забудете.
 Метод "мест":
 При подготовке своих речей древние греческие и римские ораторы использовали специальные Мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой они ежедневно ходили в городе ("месте"). Затем к каждому из этих мест они "привязывали" тезис или аргумент речи. Скажем, первый тезис мог соответствовать какой-то лавочке, второй - урне на углу улицы, третий - фонтану на площади и т. п. Когда же они произносили свою речь, они мысленно проходили по этой дороге и "забирали" в каждом месте соответствующий элемент.
 Можно использовать этот прием и для решения более приземленных задач --например, для запоминания уже приведенного выше списка продуктов. Для этого можно, например, мысленно пройти по дому и "разместить" в каждой части дома один из продуктов - хлеб в кухне, цыпленка в гостиной, ветчину в ванной, капусту на кровати в спальне, яйца на лестнице и т.д.
 Метод парных ассоциаций:
 В этом методе одновременно используются рифмы и мыслительные образы. Сначала нужно срифмовать десять, а при желании и 20 чисел с какими-то словами, например: один - магазин, два - трава, три - пузыри, четыре - в квартире, пять - кровать, шесть -- жесть, семь -- тень, восемь - осень, девять - деверь, десять - месяц. Теперь вернемся опять к нашему списку продуктов и постараемся связать каждый из них с одной из этих опорных точек, представляя себе тот образ, который получается при таком соединении. Так, в магазине будет лежать капуста, по траве будет бегать цыпленок, пузыри будут получаться от кипящего масла и т. д. Потом достаточно будет вспомнить по порядку все эти образы, чтобы восстановить необходимый список.
 Все эти приемы на первый взгляд кажутся детской игрой. Однако при хорошей организации материала и удачном ассоциировании мысленные образы, создаваемые в результате таких ассоциаций, могут быть надежным средством запоминания списка элементов, имеющих друг с другом мало общего.
 Даже в том случае, если усилия на составление мнемонических схем покажутся вам чрезмерными по сравнению с достигаемыми результатами, помните, что такая игра все равно "стоит свеч", требуя от вас постоянной мобилизации воображения, она будет развивать ваши творческие способности.
 Нарушения памяти на события, восприятия, действия или слова:
 Мозг очень хрупкий орган. Он состоит из сотен миллиардов нейронных цепей, в каждую из которых входят сотни синапсов. Все эти цепи повреждаются при сотрясениях, травмах или кровоизлияниях. Работа их может также серьезно нарушаться при злоупотреблениях некоторыми лекарственными препаратами или просто из-за ускоренного старения нервной системы.
 Одним из первых признаков таких нарушений часто бывает более или менее глубокое и специфическое забывание какого-то приобретенного опыта. При амнезиях человек забывает о тех или иных событиях. При агнозиях нарушается зрительное, слуховое и тактильное восприятие, и человек не узнает человека или людей. При апраксиях больной не может воспроизводить определенные действия. Наконец, при афазиях затрагивается одна из областей мозга, ответственных за речь.
 Амнезии (нарушения памяти на события):
 Как мы уже знаем, для переноса следов события в долговременную память требуется от 15 минут до часа. Это время называется периодом консолидации. Если в этот период у человека произойдет, например, сотрясение мозга, то события последних минут, предшествовавших сотрясению, могут не запомниться.
 Невозможность вспомнить события, предшествующие травме, называется ретроградной амнезией. Как правило, при этом страдает та информация, которая уже закреплена в долговременной памяти. Однако в ряде случаев хронической алкогольной интоксикации или маразма, обусловленного преждевременным старением нервной системы, разрушаются целые блоки памяти, и человек иногда не может даже вспомнить свое имя или способ обращения с таким привычным предметом, как например, вилка.
 Напротив, при антероградной амнезии имя не может переходить из кратковременной памяти в долговременную. Такие больные не могут усваивать новую информацию или новые формы поведения. Подобные нарушения тоже могут быть связаны с травмами мозга или сенильными психозами.
 Агнозии (нарушения восприятия):
 При агнозиях - нарушениях восприятия - рецепторы не затрагиваются и информация нормально поступает в область мозга, ответственного за ее переработку. Однако вследствие повреждения этой области ' информация не расшифровывается или расшифровывается плохо (см. приложение А).
 При длительной агнозии больной видит то или иное лицо или предмет, но не может его распознать. Например, он зрительно не узнает вилку, но если его попросить принести эту вещь, то он тут же выполняет приказание (так как слуховое восприятие остается нормальным).
 Напротив, при слуховой агнозии выдающийся музыкант, например, может после травмы не узнать мелодию, которую
 он много раз слышал и играл, однако, при чтении партитуры он будет ее прекрасно узнавать.
 Больные с тактильной агнозией не могут на ощупь с завязанными глазами узнать предметы, которые они раньше много раз держали в руках. Но стоит снять повязку с глаз, и предмет тотчас же узнается.
 Апраксин (нарушения программирования движений):
 Невозможность выполнять какие-то движения иногда может быть обусловлена повреждением тех зон мозга, где в норме эти движения программируются или координируются. Однако некоторые симптомы позволяют отнести подобную патологию к нарушениям памяти.
 При апраксии больные порой не могут осуществлять такие простые действия, как одевание, или же теряют способность правильно обращаться с бытовыми предметами. Например, один из таких больных пытался зажечь свечку, чиркая ею по спичечной коробке.
 При апраксии больные порой не могут осуществлять такие простые действия, как одевание, или же теряют способность правильно обращаться с бытовыми предметами. Например, один из таких больных пытался зажечь свечку, чиркая ею по спичечной коробке.
 Афазия (расстройства речи):
 У словесного общения есть две стороны: экспрессивная (передача информации путем устной или письменной речи) и рецептивная (восприятие и расшифровка устной или письменной информации). При любом повреждении нервных центров, ответственных, за речевые функции (а тем самым и за механизм общения), какая-либо из этих функций может существенно нарушаться.
 Гудласс (1980) рассматривает такого рода расстройства, называемые афазиями, как нарушение способности пользоваться языком или "вспоминать" его. В зависимости от того, какие именно области мозга поражены, у больного может быть нарушено либо произнесение слов (при повреждениях в лобных долях), либо письмо (в теменных долях), либо понимание речи - устной (в височных долях) или письменной (в затылочных долях). Важно отметить, что в большинстве случаев нарушения возникают при поражении левого полушария.
 Расстройства активной речи (устной или письменной):
 Нарушения артикуляции (афазия Брока). Если повреждение локализовано в лобной доле в области центра устной речи, то у больных возникают серьезные расстройства, связанные с невозможностью называть буквы или числа и особенно с колоссальными затруднениями при попытках произнести слово, которое они тем не менее хорошо узнают.
 Нарушения письма (аграфия). Практически такое состояние представляет собой апраксию, затрагивающую письменную речь, и выражается в том, что мозг не может "вспомнить", как надо программировать и координировать движения руки при письме. Так бывает при повреждениях в верхней части лобной доли или в задней части теменной доли.
 Нарушения восприятия речи:
 Расстройства понимания устной речи (афазия Вернике). Они возникают при повреждениях слуховой коры в задних отделах височной доли. При этом больной говорит более или менее нормально, если не считать того, что порой он начинает заговариваться, подменять слова или составлять новые слова из различных "кусочков". Однако главная особенность такой афазии в том, что больной слышит почти все обращенные к нему слова, однако, испытывает неимоверные затруднения в их понимании: он не может правильно расшифровать услышанное. Такое расстройство - частный случай слуховой агнозии может доходить до полной "речевой глухоты".
 Нарушения чтения (алексия):
 При повреждении в области зрительной коры (затылочная доля) у некоторых больных возникают затруднения в распознавании букв и слов, хотя они их видят. Если при этом чтение становится совершенно невозможным, то говорят о полной алексии. При этом больные чувствуют себя перед письменным текстом так, как чувствовал бы себя абсолютно не знающий французского языка немец перед французской книжкой. Однако разница между таким больным и иностранцем, не знающим того или иного языка, состоит в том, что у больного утрачивается восприятие текста на родном языке, на котором он говорил с самого раннего детства.
 Описанные выше нарушения редко встречаются "в чистом виде", затрагивающем лишь какую-то одну сторону языкового общения. Трудности понимания и четкого описания афазии связаны именно с тем, что при повреждениях мозга эта аномалия обычно возникает не изолированно -она чаще всего сопровождается другими нарушениями двигательных функций или восприятия типа агнозий или апраксии, частным случаем которых по существу и являются афазии.
 Лжесвидетельство или просто "недоразумение" во взаимоотношениях между- памятью и речью?
 Показания свидетеля на суде могут иногда иметь драматические последствия для обвиняемого. Между тем свидетельство "очевидца" - крайне ненадежная вещь. Во многих исследованиях было показано, что большинство описаний, сделанных людьми после какого-то события, при котором они присутствовали, неточно или даже абсолютно неверно. Часто в таких описаниях добавляются или опускаются многие подробности, а действительные факты бессознательно преувеличиваются.
 Так, например, было обнаружено, что когда требуется узнать человека по фотографии его лица, только треть всех испытуемых делает это правильно, еще одна треть вовсе его не узнает, а остальные уверенно дают ошибочный ответ.
 Оказалось также, что воспоминания о событиях часто связаны с интересами, взглядами и ожиданиями свидетеля. Например, человек с расистскими взглядами склонен будет указать на "инородца", сексуально озабоченный индивидуум будет во многом видеть сексуальную агрессию, а человек в тревожно-мнительном настроении будет убежден, что "так и должно было случиться".
 Иногда в воспоминаниях бывает много пробелов, и в сознании свидетеля не складывается целостная картина. В таких случаях люди совершенно неумышленно заполняют эти пробелы подробностями из других прошлых ситуаций, чтобы картинка получилась связной. При этом создается версия, имеющая лишь отдаленное отношение к реальности, не отражающая того, "как все должно было произойти".
 Вина за искажение фактов не всегда ложится только на свидетеля или, точнее, на его память. На воспоминания о событиях порой может влиять и то, как задаются свидетелю вопросы. Лофтуо (1979) показала, как словесные сигналы могут задним числом изменять воспринятую человеком картину и как нечаянные и умышленные подсказки, содержащиеся в вопросах, очень часто могут оказать влияние на содержание памяти.
 Испытуемым показывали заснятые на кинопленку автодорожные происшествия. При этом Лофтус обнаружила, что если у них спрашивали, "с какой скоростью ехали машины, когда они врезались друг в друга", то в ответ назывались более высокие цифры, чем при вопросе "с какой скоростью ехали машины, когда они столкнулись". Кроме того, спустя неделю Лофтус спросила тех и других испытуемых, были ли на месте аварии осколки стекла, и тогда в первой группе нашлось гораздо больше людей, которые "вспомнили", что осколки действительно были. Это тем более поразительно, что на самом деле никаких осколков не было.
 Лофтус показывала также группе испытуемых фрагмент кинофильма, в котором машина подъезжала к перекрестку со знаком "STOP", а другой группе - сходный фрагмент, в котором автомобиль подъезжал к этому же перекрестку, но уже со знаком "уступите дорогу". После просмотра испытуемых обеих групп просили рассказать, как вел себя автомобиль при подъезде к сигналу "STOP". Оказалось, что через неделю после просмотра больше половины свидетелей из второй группы указывали, что перед перекрестком стоял знак "STOP".
 В другой серии исследований испытуемых одной из групп после просмотра еще одного кинофрагмента спрашивали: "С какой скоростью ехала машина по сельской дороге, когда она проезжала мимо риги?". Другой группе тот же вопрос задавали без упоминания о риге, которой на самом деле не было. Спустя неделю о наличии риги упоминали 17% лиц из первой группы и лишь 3% - из второй.
 Таким образом, память - весьма ненадежное хранилище данных, содержимое которого легко может изменяться под влиянием новой информации, и есть основания думать, что слово, как никакой другой фактор, может играть важную роль в искажении воспоминания.
 Заканчивая разговор о памяти, следует сказать и пару слов о таком мнемоническом процессе, как "забывание". Значение забывания в том, что оно разгружает центральную нервную систему и освобождает место для новых связей.
 Так, например, уже через 20 минут мы забываем примерно 42 %, через час - 50%, через 6 дней - 75 %, а через месяц - 80% запомненных бессмысленных слов.
 Обучение. Учение (усвоение) или намеренное запоминание, как акт психической деятельности, эффективно лишь при следующих УСЛОВИЯХ:
 1. Мотивация, определение цели учения, формирование интересов и их обоснование.
 2. Определение способа запоминания с доминированием прохождения информации по определенному органу чувств
 или группе органов. Например, одновременно видеть, слышать и проговаривать запоминаемый материал. Макси
 мальное участие всех сенсорных систем.
 3. Сочетание коллективного, ролевого и индивидуального обучения (Кандыба, Лозанов и др.).
 4. Обучение в СК-2 (СК-1). Овладение искусством произвольного вхождения в трансовые состояния и исполь
 зование массивного СК и активного СК.
 5. В процессе запоминания необходимо сделать более интенсивной работу в середине запоминаемого .материала,
 так начало и конец запоминаются намного легче.
 6. Сложность материала следует повышать постепенно.
 7. Процесс запоминания должен быть эмоциональным.
 8. Важное значение имеет повторение с интервалами, например, по 3 - 5 раз в день, и закрепление.
 9. Повышение уровня внимания.
 10. Рациональное распределение всего объема на части, запоминание его как единого целого при максимальной
 сосредоточенности и постоянном понимании связей и соотношений. Затем повторение по частям, а затем повторяют весь материал целиком.
 11. Учение должно выполняться с пониманием и созданием взаимосвязей и взаимоотношений между мыслями и
 понятиями, между содержанием отдельных частей.
 12. Учение эффективнее до обеда, причем зимой и весной, хотя у невротических лиц работоспособность выше
 в поздние вечерние часы.
 Окончательно скажем так: лучшая методика учения будет ледующая: 1) Вхождение в СК-2, повышение эмоционально рабочего фона (волевым методом). 2) Максимально внимательное изучение всего материала, который следует стараться понять как можно лучше. 3) Повторить и сравнить, правильно ли была понята сущность материала. 4) Расширить усваиваемый материал присоединением деталей.
 5) Повторение материала с 3 - 4-часовыми интервалами.
 6) Спустя 2-3 дня пролистать снова весь материал.
 7) Учет физиологических основ научения:
 В отличие от рефлексов и инстинктивных форм ведения, мало подверженных изменению, приобретенные рормы поведения могут порой существенно и надолго изменяться.
 2. Можно различить три основных типа научения: выработку реактивных форм поведения, выработку оперантно-
 го поведения и когнитивное научение.
 3. Выработка реактивных форм поведения сводится к тому, что мозг пассивно воспринимает внешние воздейст
 вия и это приводит к изменению существующих и формированию новых нервных связей.
 4. Привыкание и сенсибилизация приводят к изменению реакции "настораживания": в случае привыкания она умень
 шается, а при сенсибилизации усиливается. При импринтинге, характерном для некоторых видов животных, в мозгу
 детеныша формируется постоянный след, когда он воспринимает первый движущийся объект. Что касается условных
 рефлексов, то они вырабатываются тогда, когда безусловный стимул (раздражитель) связывается с индифферентным
 стимулом. В этом случае последний начинает сам по себе вызывать рефлекторную реакцию, и его называют теперь
 условным стимулом.
 5. Научение оперантным формам поведения происходит тогда, когда индивидуум осуществляет какие-то воздейст
 вия на окружающую среду, и в зависимости от результатов таких действий данное поведение закрепляется или отбра
 сывается.
 6. Научение методом проб и ошибок состоит в том, что индивидуум повторяет действия, результаты которых до
 ставляют ему удовлетворение, и отбрасывает остальные поведенческие реакции. Обучение путем формирования
 реакций - это как бы систематическое применение метода проб и ошибок. Инцивидуума подводят к формированию
 окончательной поведенческой реакции, подкрепляя каждое действие, приближающее к желаемому конечному результату
 7. Подкреплением называется такой раздражитель (или такое событие), предъявление или устранение которого
 повышает вероятность повторения данной поведенческой реакции. Подкрепление называют положительным или от
 рицательным в зависимости от того, состоит ли. оно в предъявлении или, наоборот, в устранении определенного
 стимула. При первичном подкреплении непосредственно удовлетворяется какая-то физиологическая потребность, а
 вторичные подкрепляющие факторы доставляют удовлетворение потому, что они ассоциируются с первичными (или
 другими вторичными).
 8. Подкрепление (положительное или отрицательное) повышает вероятность повторения поведенческой реакции:
 напротив, наказание - это неприятное событие, всякий раз вызываемое данным поведением, и поэтому оно приводит
 к исчезновению такого поведения. Угасание состоит в постепенном прекращении поведенческой реакции в том
 случае, если за ней не следует безусловный раздражитель или подкрепляющий фактор.
 9. При дифференцировке затормаживаются реакции нате стимулы, которые не сопровождаются безусловным
 раздражителем, или неподкрепляемые реакции, а сохраняются лишь те, которые подкрепляются. Напротив, при

<< Пред.           стр. 4 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу