<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Фрустрация (от лат. frustratio) - обман, тщетное ожидание, расстройство; психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Фрустрация проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева и др.
  Теория научения (бихевиоризм) - это крупная школа психологии, представленная работами И.П. Павлова, Д.Б. Уотсона и Б.Ф. Скиннера. Термин "теория научения" применяется преимущественно по отношению к психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания теория научения охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта, таких, как привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.п. Бихевиоризм - ведущее направление американской психологии, в соответствии с которым предметом психологии является не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов - реакций на воздействия (стимулы) внешней среды. Благодаря приобретаемым навыкам поведения человек приспосабливается к среде и вырабатывает новые способы реагирования.
  Среди способов научения можно назвать условный рефлекс, метод "проб и ошибок" и инсайт.
  Условный рефлекс. У человека, как и у животного, самым элементарным способом научения является условный рефлекс. Если человеку надлежащим образом предъявить привычный и новый для него раздражитель, то он ответит своим поведением на второй так же, как и на первый. Так, павловская собака выделяла слюну как при предъявлении пищи, так и на звук звонка. Для этого было достаточно, чтобы ранее звонок сопровождался появлением пищи.
  Одновременно с И.П. Павловым изучением условного рефлекса занимался американский ученый Д.Б. Уотсон. Он применил концепцию условного рефлекса к теории научения. Д.Б. Уотсон утверждал, что любое поведение описывается в терминах стимулов и реакций. Стимул можно определить как наблюдаемое изменение внешней среды, а реакцию - как действие организма в ответ на стимул. Он провел в своей лаборатории следующий непедагогический опыт: детям показывали хорошенькую белую мышку и в это же время раздавался страшный грохот. Потребовалось немного повторений, чтобы детей охватывал такой же ужас при появлении белой мышки, как и при том диком шуме, который сопровождал это появление.
  Уотсон считал, что между определенными стимулами и ответными реакциями существуют врожденные связи. С помощью условных рефлексов можно проводить обучение, формируя новые связи между определенными стимулами и ответными реакциями.
  Будучи твердо убежденным в важности принципов научения и в обучаемости человека, Уотсон говорил о том, что если ему дать дюжину здоровых, восприимчивых детей и позволить воспитывать по его методу, то он гарантирует, что сделает любого из них кем захочет - врачом, юристом, художником, коммерсантом, даже попрошайкой или вором, независимо от его талантов, склонностей, стремлений, возможностей, призвания и наследственности.
  Таким образом, условный рефлекс можно определить как первый тип научения, основанный на ассоциативных связях. Человек запоминает и воспроизводит уже установившуюся нейромозговую связь. (Так, например, дети при виде врача часто плачут.)
  Обусловливание не меняет поведения. Изменяется лишь ситуация, которая его вызывает. Количество действий, поддающихся обусловливанию, относительно невелико, но именно они являются рефлексами. Б.Ф. Скиннер значительно расширил классическую теорию условных рефлексов, созданную И.П. Павловым и развитую Д.Б. Уотсоном и др. В частности, он установил различие между двумя типами реакций - ответными, или автоматическими, возникающими в ответ на определенные внешние стимулы (выделение слюны при виде пищи, отдергивание руки от горячей печки), и оперантными, которые самопроизвольно вырабатывает организм (такими, как ползание ребенка, начинающего изучать окружающий мир).
  Оперантные условные реакции возникают в результате воздействия - наказания или поощрения. Вероятность возникновения той или иной оперантной реакции можно увеличить, сопровождая ее проявление тем, что обычно называется наградой, т.е. позитивным воздействием, или уменьшить, сопровождая ее тем, что обычно считается наказанием, т.е. негативным воздействием. Именно поэтому оперантные реакции так важны в теории научения. Воздействие помогает эффективно изменять поведение. Любопытно, что оперантное научение длится дольше, если вознаграждение будет носить не постоянный, а периодичный характер.
  Метод "проб и ошибок". Научение методом "проб и ошибок" изучали американцы Торндайк и Халл.
  Животное, например кошка, запертая в клетке, видит, чти по ту сторону решетки находится пища. Для того чтобы достать ее, животному необходимо выйти из клетки, а для этого ему следует нажать на рычаг. Сначала кошка начинает метаться по клетке и грызть прутья решетки. Некоторое время спустя она случайно делает необходимое движение, выходит из клетки и съедает пищу. Чем чаще повторяется опыт, тем меньше делается бесполезных движений. И наконец наступает момент, когда животному удается быстро выбраться из клетки.
  Случайный успех оставляет след и в дальнейшем облегчает следующие пробы и сокращает их количество. Эти пробы становятся настоящими сигналами, связанными с тем, что следует или не следует делать для достижения желаемого результата. Можно предположить, что в этом процессе участвует память. Как и в случае с условным рефлексом, так и в случае научения методом "проб и ошибок" речь идет о формировании навыка в результате установления связи с сигналом либо с предшествующим опытом.
  Инсайт. В данном случае речь идет о наиболее совершенной форме научения. На пути к достижению желаемого человек встречает препятствие. Оказавшись в ситуации фрустрации, он может действовать по-разному. Предположим, что однажды человеку удалось обойти это препятствие. Его мозг сохраняет этот опыт, как впоследствии и другой. В дальнейшем, когда человеку потребуется выбрать ту или иную форму поведения в конкретной ситуации, он воспользуется прошлым опытом, но реорганизует его применительно к данной ситуации. Эта реорганизация накопленного опыта благодаря более адекватной мозговой деятельности приведет его к новому типу поведения.
  Что облегчает научение? Одни обучаются легче и быстрее, другие труднее. Это зависит от различных факторов, связанных с возрастом человека. Молодые обучаются лучше и быстрее, чем пожилые или совсем юные. Важную роль играет также и интеллект. Установлено, что скорость научения зависит от уровня умственного развития субъекта.
  Следует также отметить, что существует взаимосвязь между силой потребности и вниманием, связанным с поисками решения. В критических ситуациях человек становится особенно изобретательным и, возможно, в максимальной степени использует свои способности и внутренние ресурсы.
  Сделаем некоторые практические выводы. Теорию научения применительно к организационным проблемам можно считать полезным орудием менеджера. Ее принципы достаточно просты, и мы почти не рискуем существенно ухудшить ситуацию, применяя их на практике.
  Концепция позитивного и негативного воздействия на оперантные реакции прямо связана с проблемами менеджмента, ее можно и нужно использовать, вызывая желаемое поведение и предотвращая нежелаемое. Многие связанные с рабочей средой факторы, одни из которых в большей степени подчиняются контролю менеджера, другие - в меньшей, могут оказать позитивное и негативное воздействие на оперантные реакции. Среди них можно назвать зарплату (некоторые поведенческие реакции поддаются воздействию этого стимула, а некоторые не поддаются); стремление человека сохранить рабочее место (работник осознает, какой тип поведения позволит ему в любом случае сохранить работу, а какой приведет к ее потере); социальные факторы, такие, как престиж и статус (в зависимости от структуры организации достигнутые успехи ведут к повышению статуса, тогда как упущения и ошибки влекут за собой понижение в должности); обратную связь с начальством.
  Последний вид воздействия - обратная связь - почти всегда полностью находится во власти менеджера, хотя менеджмент частично управляет и остальными. Верно, что обратная связь, как правило, возникает между равными, но руководитель может извлечь много полезного из обратной связи с подчиненными. Должным образом использованная обратная связь становится ценным орудием менеджмента, помогающим формировать и сохранять положительные поведенческие реакции, а также устранять и предупреждать отрицательные.
  Менеджер может похвалить подчиненного за хорошую работу, проявить уважение, спросив его мнение по важному вопросу, навести порядок, наказывая за проступки, обсудить успехи и неудачи со своими сотрудниками. Каждый из этих примеров, как и многие другие, важен для воздействия на поведение.
  Мы остановимся подробнее на поведении человека в организации далее.
 1.3. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
  Единую и наиболее полную теорию человеческой личности - теорию психоанализа - разработал 3. Фрейд, а развили ее К. Юнг, А. Адлер и др. Наше изложение не охватывает всю теорию психоанализа, мы ограничимся лишь теми аспектами, которые будут полезны для менеджмента.
  Психоанализ основан на двух базовых гипотезах. Первая заключается в том, что каждое психическое явление имеет под собой определенную причину, и известна как доктрина психического детерминизма. Так, Фрейд доказывал, что содержание сновидений, часто кажущихся не связанными с реальной жизнью, диктуется неосознанными импульсами и желаниями человека.
  Вторая базовая гипотеза психоанализа состоит в том, что бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные.
  Наша личность зависит не только от наследственности. Глубокий отпечаток накладывает на нее опыт первых лет жизни. Можно даже сказать, что фазы, которые проходит ребенок в этот "забытый" период, являются самыми важными для формирования его личности.
  Новорожденный полностью зависит от окружения в отношении удовлетворения своих физических потребностей. В течение долгих месяцев он не способен самостоятельно накормить себя, передвигаться или защитить себя. От того, какой ответ он получает на свои физические потребности, зависит, какие социальные потребности и личностные тенденции у него возникнут.
  Если окружающие относятся к ребенку с пониманием и благожелательностью, то в нем развиваются потребности социального характера. Он будет открытым, приветливым и альтруистичным. У него не будет, таким образом, повода для развития агрессивности, и ему не придется подавлять собственные враждебные импульсы в отношении своего окружения.
  Если же окружающие ребенка люди будут относиться к нему строго, без любви, то у него возникнет агрессивность и разовьются потребности асоциального характера. Он станет замкнутым, забитым либо в нем проявится дух независимости и авантюризма.
  Рассмотрим фазы формирования личности.
  В первые 18 месяцев - оральная фаза. Источником всех удовольствий ребенка в этот период является рот. С его помощью он познает мир. Он все тянет в рот, в этот центр питания, восприятия и удовольствия. То, как будут встречены оральные потребности ребенка, окажет влияние на его будущую личность. Некоторые установки взрослого человека объясняются теми фрустрациями, которые связаны с оральным периодом его жизни. Следы этой фазы сохраняются и в зрелом возрасте (пристрастие к курению, чревоугодие). Многие алкоголики - это люди, которым пришлось испытать фрустрацию именно в оральный период. Именно поэтому в алкоголе они ищут удовлетворение как оральное, так и социальное: они пьют и пытаются ослабить чувство одиночества.
  От 18 месяцев до 2,5 лет - анальная фаза. Удовольствие ребенка перемещается в область сфинктеров, контролирующих опорожнение. Он получает удовольствие от опорожнения, а также от сдерживания. Ребенок выходит из фазы полной зависимости, чтобы вступить в активную фазу, когда он сознает, что уже сам себе хозяин и теперь зависит лишь от своего собственного желания отдать или удержать. Преждевременное или неумелое вмешательство родителей может превратить этого человечка в непокорного упрямца, а в будущем этот конфликт может вылиться во враждебность или же в чрезмерную стыдливость.
  Анальная фаза совпадает с периодом, когда ребенок начинает осознавать себя, он называет себя по имени. К двум с половиной годам он понемногу осваивается с местоимением "я".
  От 2,5 до 6 лет - фаллическая фаза. Ребенок задает вопросы, относящиеся к различию полов, и интересуется, откуда появляются дети. Именно в этом возрасте ребенок становится особенно чувствителен к отношениям в семье, и именно в этом возрасте на него оказывает наибольшее влияние разлад в семье, так как в ней он видит гарантию своей безопасности.
  От детства к взрослости. Конечно, личность человека не является полностью сформировавшейся к 6 годам. Процесс развития продолжается и позднее, но главное сделано уже в этом возрасте. Врожденное и приобретенное в раннем детстве составляет основу, глубинный слой характера. После 6 лет прибавляются другие черты, составляя периферийный слой характера человека.
  В то время как этот периферийный слой может меняться и действительно изменяется под воздействием жизненного опыта индивида, глубинный слой менее подвержен изменениям, менее обратим.
  Психологическая зрелость в основном характеризуется следующими чертами:
  автономией, которая означает не свободу делать все, что хочется, а возможность пользоваться определенной свободой и считаться с ограничениями;
  чувством реальности и способностью трезво смотреть в лицо фактам;
  чувством ответственности, которое не следует смешивать с чувством вины;
  сотрудничеством с другими.
 1.4. СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЛИЧНОСТИ
  Дальнейшее развитие идей Фрейда привело его к разработке структурных гипотез организации психической жизни человека. Он выделил три основные психические инстанции - "Ид" (Id), или "Оно"; "Эго" (Ego), или "Я"; "Суперэго" (Superego), или "Сверх-Я".
  Ид - источник человеческих желаний (которые Фрейд изначально считал сексуальными и агрессивными), руководствующийся принципом наслаждения или стремлением к немедленному удовлетворению желания.
  Эго подчиняется принципу реальности и ищет возможность удовлетворить желание Ид с учетом внешних факторов, занимая, собственно, положение посредника между Ид и реальностью и вырабатывая эффективные способы общения с внешним миром. Эго постоянно колеблется между желаниями Ид и объективной реальностью.
  Суперэго - собственно сознание человека, его моральные принципы, определяющие для него приемлемость или неприемлемость того или иного способа поведения. Суперэго формируется на примере морали родителей, которых наблюдает, познает и которым подражает ребенок.
  Именно в первые годы жизни, и особенно в анальный период, потребности ребенка вступают в конфликт с требованиями общества, представляемого его родителями. Запреты и обязанности переживаются ребенком сначала как давление извне, которому он иногда сопротивляется, но часто подчиняется. Успехи ребенка в интеллектуальном плане позволяют ему постепенно создать сознательный образ того, что можно и чего нельзя делать. Так рождается нравственное сознание, которое во имя принципов оценивает его поступки с точки зрения добра и зла и тесно связано с культурой, в которой живет ребенок.
  Когда появляется внешняя угроза психическому состоянию человека, вызывая у него тревогу и беспокойство, Эго старается смягчить опасность либо с помощью реального, сознательного решения проблемы, либо искажая ситуацию, чтобы защитить сознание человека. Это явление известно как действие защитных механизмов.
  Можно сказать, что личность имеет три грани - потребности, "Я" и "Сверх-Я". Эти аспекты отнюдь не всегда находятся в гармонии и равновесии. Некоторые люди легко уступают своим влечениям. Ничто их не останавливает. Их "Сверх-Я" слабо и не способно подавить влечение. Такие люди неизбежно вступают в конфликт с обществом. Они готовы совершить преступление.
  У других, напротив, чрезмерно развито "Сверх-Я". Они требуют от себя больше того, что они в действительности могут вынести. Их адаптация также находится под угрозой. Их требовательность не только мешает им самим, но и изолирует их от других людей. Их удел - печальная участь святых, перфекционистов и просто страдальцев.
  Некоторое знакомство с теорией психоанализа необходимо, чтобы понять науку о человеческом поведении. Хотя теория психоанализа не предлагает конкретных методов решения практических проблем, с которыми сталкивается менеджер, работая с людьми, основы психоанализа помогут ему понять, почему люди ведут себя так или иначе. Неадекватное поведение или упорное противодействие можно объяснить функцией защитных механизмов, несоразмерной жаждой признания или гордостью.
  Интерпретируя поведение с помощью психоанализа, менеджеру вовсе не следует выступать в роли психоаналитика. Для этого, во-первых, нужно серьезное профессиональное образование, а во-вторых, люди, с которыми связаны возникающие проблемы, могут вовсе не нуждаться в таком подходе. Однако все мы временами не осознаем причин, толкающих нас к той или иной мысли или поступку, все мы так или иначе зависим от своего прошлого, большинство из нас прибегает к защитным механизмам. Кто не пробовал - и порой небезуспешно - уверить себя, что в данных сложных обстоятельствах работает отлично, тогда как на самом деле делает гораздо меньше, чем может? Кроме того, все мы не раз совершали странные, нелогичные поступки.
  Итак, теория психоанализа может помочь менеджеру понять поведение других в самом общем плане. Из этой теории, заложившей основу современной психологии, он узнает, что поведение не всегда бывает логичным и разумным, что его не всегда можно объяснить в строгих и точных терминах, что люди не всегда понимают свои импульсы и желания и с трудом могут объяснить свое собственное поведение. Менеджеру следует принимать во внимание возможные скрытые мотивы.
  Кроме того, менеджеру следует учитывать, что люди живут и работают так, чтобы их жизнь и работа была безопасной и надежной, поэтому они сознательно или неосознанно игнорируют некоторые факты, не признают некоторых ощущений, дают не вполне правдивые разъяснения.
  Пытаясь применить методы психоанализа в деловых ситуациях, менеджер совершает ошибку. Однако тот, кто вынесет из знакомства с этой теорией более широкое и более реальное представление о людях и их поведении, сможет эффективнее общаться и работать с окружающими.
 1.5. ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТЕЙ
  Мы проследили историю развития личности, произведя нечто вроде продольного среза. Давайте теперь сделаем "поперечный срез" и ответим на вопрос о том, какова личность данного человека.
  В течение более 40 лет психологи занимаются этой проблемой и разработали целый ряд способов исследования личности: различные анкеты, опросники, объективные тесты личности (все они носят конфиденциальный характер). Их применение требует специальной подготовки, так как в руках неспециалиста они могут представлять опасность для общества.
  Попытки классификации людей по их физическому типу предпринимаются со времен Гиппократа. Врачи соперничают с философами, антропологами, художниками и поэтами, и каждый из них пользуется различной и часто загадочной терминологией.
  Современные исследователи предлагают множество признаков, позволяющих дать точную оценку личности конкретного человека. Здесь следует упомянуть физическую типологию немецкого психиатра Э. Кречмера (1888-1964), которого считают основоположником теорий, соотносящих психические свойства человека с особенностями строения его организма, а также не менее распространенную типологию Шелдона, связывающую тип личности с тремя слоями клеток эмбриона.
  Отдельно стоят психофизиологическая типология И. Павлова, различающая четыре типа личностей, и психоаналитическая типология, описывающая пять подобных типов.
  Одной из применимых в повседневной жизни психологических классификаций является типология Хейманса-Ле Сенна. В ней характер рассматривается как совокупность трех основных составных частей.
  Эмоциональность (обозначаемая "Э+" или "Э-"). Речь идет о том, насколько легко данная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние (эмоцию или чувство).
  Активность (обозначаемая "А+" или "А-"). Активность - это потребность в действии, в осуществлении плана или замысла.
  Первичность и вторичность (обозначаемые "П" и "В"). Наши мнения, чувства и цели, которые мы преследуем, могут оказывать на, нас более или менее длительное влияние. Некоторые люди долго остаются под впечатлением пережитого, они не скоро забывают нанесенную им обиду или испытывают волнение при воспоминании об удаче. Они редко сердятся, но гнев их бывает страшен. Они мало меняются, и им трудно навязать новую точку зрения. Они упорны и терпеливы - это так называемые вторичные люди.
  Другие люди, напротив, недолго остаются под впечатлением пережитого. Они непрерывно "разряжают" свои эмоции. Они живут настоящим, поэтому без труда приспосабливаются к обстановке. Таких людей называют первичными. Они быстро отказываются от своей цели или идеи. Упорный труд им претит.
  Различные комбинации упомянутых качеств дают следующие типы:
  1) Э+, А-, П - нервный;
  2) Э+, А-, В - сентиментальный;
  3) Э+, А+, П - очень деятельный, бурный;
  4) Э+, А+, В - страстный;
  5) Э-, А+, П - сангвиник;
  6) Э-, А+, В - флегматик;
  7) Э-, А-, П - аморфный или беспечный;
  8) Э-, А-, В - апатичный.
  Это все, разумеется, "чистые" типы, редко встречающиеся в действительности. Однако ориентируясь на них, нам легче будет определить то, как вероятнее всего поведет себя тот или иной человек.
  Нервный. Подобного человека следует держать в рамках, указывать, как и что делать и не бояться идти с ним на столкновение, так как он легко соглашается на примирение. Плохо переносит монотонный труд.
  Сентиментальный. С таким человеком следует вести себя с большой осторожностью. Грубое обращение - лучший способ заставить его замкнуться в себе. В разговоре с ним нужно быть справедливым. Необходимо постоянно взывать к его чувствам и показывать, что с ним считаются. Он достаточно трудолюбив, но решения принимает с трудом.
  Бурный. Подобный человек отличается большой силой, отвагой, предприимчивостью. Его не пугают препятствия: благодаря своей изобретательности он умеет их обходить. Такой человек охотно участвует в общем деле и выполняет все, что требуется. Он способен взяться за работу "засучив рукава", но необходимо постоянно поддерживать его интерес к ней. Именно человеку, обладающему подобным характером, следует поручать такую, хотя и непоказную, работу, которая должна быть выполнена без промедления. Нужно пользоваться его чрезвычайной жизнеспособностью, не забывая, однако, о том, что он легко отвлекается.
  Страстный. Это человек одной идеи, который отдается своей paботе со всей страстью. Такие люди любят порядок; их реакции решительные, но не взрывные; их ум быстр и надежен. Удачу они переживают тихо и скромно. Не любят менять своих убеждений.
  Именно поэтому при назначении на руководящую должность человека с таким характером следует предварительно - во избежание конфликта - удостовериться, что его точка зрения не расходится с позицией начальства. Не следует также поручать одно и то же дело двум людям такого типа, так как они вряд ли смогут прийти к соглашению.
  Сангвиник. Подобный человек весьма практичен. Он легко и быстро адаптируется; покладист и оптимистичен. Это делец. Он спокоен смел. Его ум широк, он склонен к обобщениям, но любит точность основательность и объективность. Его рассудок ясен и открыт для любых проблем. К порученному делу относится с большой ответственностью.
  Флегматик. Подобный человек холоден и исключительно спокоен. Он не склонен к товариществу и предпочитает одиночество; неразговорчив и сводит беседу к выяснению главного. В работе любит порядок и выполняет ее спокойно и методично. Не боится работать полной отдачей, но лишь тогда, когда это ему выгодно. Убедить его можно только с помощью обоснованной аргументации.
  Флегматика лучше всего использовать на стадии проектирования работы и в подготовительный период. Здесь весьма полезными оказываются его организаторские способности, спокойствие и уравновешенность.
  Аморфный. Такой человек очень инертен. Он никогда не делает больше того, что ему велено: его ум незатейлив. Он с готовность откладывает на завтра все, что можно сделать сегодня. Его поступки лишены элементарной пунктуальности.
  Апатичный. Подобный человек тоже безразличен к тому, что делает. Он способен удовлетворительно выполнять повседневную работу требующую определенного порядка. Всегда в ровном расположении духа, он получает удовольствие от одиночества. Лица, наделенные таким характером, наименее услужливы и наиболее безразличны другим.
  Еще раз подчеркнем, что "чистые" типы встречаются довольно редко. В действительности они сочетаются друг с другом в зависимости от большей или меньшей интенсивности каждой из трех переменных. Кроме того, на эти черты характера оказывают влияние культурные, религиозные и моральные факторы, которые либо усиливают, либо ослабляют их в зависимости от обстоятельств и их требований.
  Определенный интерес представляет типология Майерс-Бриггс, разработанная в США в конце 50-х гг. на основе идей швейцарского психолога К. Юнга, который, как уже упоминалось ранее, ввел представление о двух универсальных типах - экстравертном и интроверт-ном. Помимо этого представления Юнг классифицировал людей по отдельным основным психическим функциям (мышление и чувствование, ощущение и интуиция), выделив, таким образом, восемь типов личностей. Юнг утверждает, что эти качества, характеризующие каждый тип, отвечают как генетической заданности, так и тому, в каких условиях вы будете находиться в первые минуты жизни. Ваше окружение оказывает решающее влияние на то, в каком направлении станут развиваться ваши предрасположения.
  И. Майерс и К. Бриггс задались целью еще более объективно обосновать представление об индивидуальных различиях. Толчком к созданию их типологии послужила проблема трудоустройства солдат, демобилизованных из армии. Размышления о том, как подобрать человеку работу, соответствующую его индивидуальным наклонностям, привели их к более широкой концепции понимания и выявления индивидуальных различий. Годы кропотливых исследований привели к созданию Индикатора типов Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator - MBTI).
  MBTI основан на выявлении:
  двух различных способов пополнения запаса энергии и сосредоточения внимания (шкала "экстраверсия-интроверсия");
  двух противоположных способов сбора информации (шкала "сенсорность-интуиция");
  двух различных способов принятия решений (шкала "мышление-чувствование") и
  двух различных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (шкала "решение-восприятие").
  Таким образом, существуют четыре основные шкалы предрасположенностей и каждый человек в силу своей индивидуальности занимает определенное место на этих шкалах, определяющее его принадлежность к одному из 16 типов личностей.
  Типоведение различает четыре пары альтернатив. По своему психологическому типу вы являетесь:
  экстравертом (Е) или интровертом (I);
  сенсорным (S) или интуитивным (N);
  мыслительным (Т) или чувствующим (F);
  решающим (J) или воспринимающим (Р).
  В зависимости от преобладания того или иного качества характера, человек относится к одному из 16 типов. Эта типология подробно описана в литературе по управлению. В данной книге мы остановимся лишь на профессиях, характерных для каждого из этих 16 типов.
  ISTJ: администраторы и менеджеры, дантисты, полицейские и следователи, ревизоры и фининспектора, военные.
  ISFJ: санитары, заведующие канцеляриями, воспитатели, библиотекари, санитарные врачи.
  INFJ: консультанты по вопросам образования, духовные лица, врачи, специалисты по средствам массовой информации, учителя.
  INTJ: адвокаты, ученые, специалисты по компьютерным системам, инженеры-химики, преподаватели университетов.
  ISFR. фермеры, механики и ремонтники, электрики, инженеры.
  ISFP: кладовщики и служащие фондов, санитары, ассистенты дантистов, бухгалтеры, механики и ремонтники.
  INFP: психологи и психиатры, писатели, художники и редакторы, учителя, воспитатели, музыканты и композиторы.
  INTP: писатели, художники и конферансье, программисты, ученые (общественные науки), адвокаты.
  ESTR специалисты по маркетингу, полицейские и следователи, менеджеры и администраторы, продавцы, ревизоры.
  ESFP. работники детских учреждений, регистраторы, продавцы, служащие духовных учреждений, учителя.
  ENFP: адвокаты по реабилитации, учителя, писатели, художники, психологи, духовные лица.
  ENTP: фотографы, специалисты по маркетингу, продавцы, журналисты, специалисты по компьютерным системам.
  ESTJ: учителя, школьные администраторы, хирурги, управляющие на стройках и фабриках, адвокаты.
  ESFJ: медицинские сестры, духовенство, санитары, специалисты по домоводству, парикмахеры и косметологи.
  ENFJ: духовенство, учителя, артисты и конферансье, писатели и художники, консультанты.
  ENTJ: адвокаты, менеджеры, брокеры, администраторы (компьютерные системы и образование), ученые.
  Разумеется, не будет совсем правильным "вытянутых какую-нибудь профессию из представленного списка только из-за того, что она соответствует вашему типу. Однако полезно узнать сильные и слабые стороны каждого из предрасположений в свете требований к той или иной профессии.
  В настоящее время только в США свой личностный опыт по данной методике определило свыше 3 млн. человек. Этот подход с большим успехом используется в различных сферах деятельности - бизнесе, образовании, личностном и семейном консультировании, профориентации, разрешении конфликтов.
  Представленные ранее типологии, а также многие другие, не упомянутые здесь, предоставляют менеджеру вполне конкретные методики оценки персонала. Эти методики могут служить основой для типизации субъектов, оценки и прогнозирования их деятельности в различных ситуациях.
 1.6. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. САМОРЕГУЛЯЦИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ ОЩУЩЕНИЕ
  Природа рецепторных аппаратов у различных видов животных весьма различна и позволяет воспринимать звуковые или световые волны более или менее высокой частоты: собака слышит ультразвуки, пчелы воспринимают ультрафиолетовые лучи, некоторые животные не различают цветов...
  Человек занимает свое место в этой иерархии, и, хотя диапазон волн, которые он способен воспринять, довольно широк, он улавливает далеко не все. Более того, даже внутри одного вида ощущение варьирует в зависимости от качества сенсорных аппаратов. У одного хорошее зрение, но посредственный слух, другой может похвастаться качеством и остротой обоняния.
  Закон Вернера-Фехтера сформулирован следующим образом:
  абсолютный порог ощущения - это наименьшая интенсивность стимула, достаточная для того, чтобы вызвать ощущение;
  дифференциальный порог ощущения - это увеличение интенсивности раздражителя, достаточное для того, чтобы вызвать у субъекта изменение ощущения.
  Именно Фехтер сформулировал отношение, существующее между ощущением и раздражителем: ощущение увеличивается как логарифм раздражения.
  Ощущение называется элементарным, если оно физиологически и анатомически точно определено. Оно, следовательно, соответствует конкретному типу рецептора и типу системы передачи.
  Ощущение называется сложным, если оно связано с различными сенсорными органами и требует их согласованного действия. Большинство наших ощущений - сложные. Так, например, курильщик ощущает не только вкус табака, его дополняют обонятельные и зрительные ощущения.
  Количество основных сообщений, которые получает кора головного мозга в течение жизни человека, можно оценить в миллион миллиардов. Однако по-прежнему остается открытым вопрос, зарегистрировал ли мозг эти сообщения, как он их истолковал и проанализировал. Именно он, как мы сказали, отбирает информацию и для этого принимает во внимание то, что знает, т.е. прошлый опыт.
  На уровне коры головного мозга ощущение перестает быть импульсом физико-химического типа и приобретает смысл. Здесь осуществляется переход от ощущения к восприятию.
 ВОСПРИЯТИЕ
  Поведение человека во многом зависит от того, как он воспринимает ситуацию, в которой находится. Восприятие является важным источником объяснения поведения. К тому же, изменяя восприятие той жизненной ситуации, в которой находится человек, можно изменить его поведение. Таким образом, изучение восприятия - одна из основных задач психологии.
  Все люди различны. Эти различия проявляются во всем многообразии характеристик человека. Люди имеют разный возраст, пол, образование, говорят на разных языках и по-разному ведут себя. Это разнообразие существенно расширяет потенциал и возможности организации, и оно же порождает трудности в ее управлении, а также проблемы и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением.
  Создавая роли, организация стремится к стандартизации и унификации. Однако если большинство ролей можно стандартизировать, то поведение большинства людей с трудом вписывается в стандартизированные рамки. Для того чтобы определить противоречия между стандартизацией и разнообразием поведения человека, а также между поведением человека и нормами организационного окружения, необходимо понимать и знать, что является основополагающим поведении человека, т.е. необходимо знать, как он воспринимает себя и окружающих, каким образом он реагирует на те или иные стимулирующие воздействия, чем мотивируются его предпочтения, что для него неприемлемо, а что само собой разумеется. Тремя основополагающими личностными началами поведения человека являются (здесь используется терминология О.С. Виханского и А.И. Наумова) восприятие, критериальная основа и мотивация. Рассмотрим все эта вопросы последовательно.
  Восприятие может быть определено как процесс получения из окружения и обработки информации.
  Сам по себе этот процесс един для всех. На входе - получение информации из внешней среды, далее обработка этой информации приведение ее в определенный порядок и, наконец, на выходе систематизированная информация, которая заключает в себе представление человека об окружающей среде и ложится в основу его действий, т.е. информация, выступающая исходным материалом для поведения человека.
  Однако люди могут находиться в одной и той же ситуации и воспринимать ее каждый по-своему. Более того, восприятие может оказаться искаженным. К факторам, влияющим на восприятие, можно отнести объект и субъект наблюдения в контексте ситуации, в которой происходит восприятие.
  Когда индивид (субъект) пытается интерпретировать то, что он видит, на это в значительной степени влияет личностное восприятие.
  Представьте, что вы купили новый автомобиль и с удивлением вдруг замечаете большое количество таких же автомобилей на дорогах. Маловероятно, что количество таких автомобилей внезапно увеличилось. Просто ваше приобретение повлияло на ваше восприятие так, что вы теперь с большей вероятностью обращаете на них внимание.
  К наиболее часто встречающимся личностным характеристикам (так называемой критериальной основе), воздействующим на восприятие, относятся расположения, мотивы, интересы, прошлый опыт и ожидания.
  Рассмотрим эти характеристики на примерах.
  Расположения. Студентка Иванова предпочитает малочисленные аудитории для занятий, потому что она любит задавать множество вопросов преподавателям. Студент Васильев, наоборот, предпочитает большие аудитории. Он редко задает вопросы и предпочитает анонимность, которая возможна только при большом количестве людей. В первый же день семестра они узнают, что будут заниматься среди приблизительно восьми сотен студентов в этом потоке. В связи с различными расположениями Ивановой и Васильева неудивительно, что и восприятие у них будет различным. Студентка Иванова расстроена, у нее плохое настроение, а студент Васильев с трудом сдерживает радость от того, что в такой большой аудитории он останется незамеченным. Они по-разному интерпретируют одну и ту же ситуацию. Главная причина состоит в том, что у них различные расположения относительно больших аудиторий.
  Мотивы. Неудовлетворенные потребности или мотивы стимулируют личности и могут оказывать4сильное влияние на их восприятие. Наиболее ярко это было показано в эксперименте по голоданию. Люди - участники эксперимента - не получали пищу разное количество времени. Некоторые из них не ели всего несколько часов, другие - до 16 часов. Этим людям демонстрировали стертые картинки, и результаты показали, что продолжительность голода повлияла на интерпретацию этих изображений. Те из них, кто не ел в течение 16 часов, гораздо чаще принимали стертые картинки за изображение пищи, чем те, кто не ел меньшее время.
  Аналогичное явление имеет прикладное отражение в организационном контексте. Неудивительно, например, что начальник опасается более квалифицированного, чем он, подчиненного, так как видит в нем угрозу своему авторитету и статусу. В специальной литературе это явление носит название "комплекс угрожаемого авторитета". Такая уязвимость может привести к плачевным результатам.
  Интересы. Вас не должно удивить, что пластический хирург с большей вероятностью обратит внимание на нос несовершенной формы, чем водопроводчик.
  Начальник отдела, которому только что сделал выговор заместитель директора за большое количество опозданий среди его подчиненных, с большей вероятностью обратит внимание на опоздания служащих завтра, чем он это делал на прошлой неделе.
  Если вы озабочены личной проблемой, то вам будет очень трудно сосредоточить свое внимание во время занятий в аудитории.
  Эти примеры показывают, что фокус нашего внимания подвержен влиянию наших интересов: поскольку наши личные интересы в значительной степени различаются, то и наше восприятие одних и тех же ситуаций неодинаково.
  Прошлый опыт. Подобно тому как личные интересы сужают фокус восприятия, предшествующий опыт делает то же самое.
  Мы воспринимаем те вещи, с которыми нас что-либо связывает. Однако во многих случаях прошлый опыт будет действовать, чтобы аннулировать интерес к объекту.
  Те объекты или события, с которыми связан опыт, менее необычны или уникальны, чем новый опыт. В результате вы скорее обратите внимание на машину, которую никогда не видели раньше, чем на стандартную пишущую машинку, подобные которой вы видели сотни раз. Аналогично вы обратите внимание на работу сборочной линии, если вы ее видите первый раз в жизни.
  Ожидания. И наконец, ожидания могут искажать наше восприятие, так как зачастую мы видим то, что ожидаем видеть.
  На восприятие также влияют и личные особенности человека. Громогласные люди гораздо заметнее, чем люди с тихим голосом. То же самое относится к внешне привлекательным или отталкивающим людям.
  Движение, звуки, размер объекта и другие атрибуты также способствуют лучшему восприятию.
  Поскольку объект чаще всего не находится в изоляции, восприятие сопряжено с фоновым воздействием, что приводит к тому, что мы группируем схожие и близкие вещи.
  Объекты, которые находятся либо в пространственной, либо временной близости друг к другу, имеют тенденцию быть воспринятыми вместе, а не раздельно. Именно поэтому мы часто группируем объекты или события, которые не являются взаимосвязанными.
  Так, если в отделе, состоящем из четырех сотрудников, двое внезапно увольняются, то мы склонны искать общую причину, тогда как фактически эти события могут быть никак не связаны.
  Рассмотрим другой пример. Назначение нового коммерческого менеджера совпадает по времени с резким увеличением объема продаж. Эти события могут быть совсем не связаны, а увеличение объема продаж может происходить из-за введения новой производственной линии или по какой-то другой причине, однако имеется тенденция рассматривать эти два события в тесной взаимосвязи.
  Контекст, в котором мы видим объекты или события, очень важен для восприятия (элементы окружающей среды влияют на наше восприятие). Так, вы можете не обратить внимания на 20-летнюю девушку в облегающем вечернем платье с ярким макияжем в ночном клубе в субботу. Однако если эта же девушка в таком же виде появится в понедельник утром в аудитории, то она, безусловно, привлечет всеобщее внимание. Ни мы, ни объект наблюдения не изменились за этот короткий промежуток времени, но ситуация стала иной.
  Мотивация - это влечение или потребность, побуждающие нас действовать с определенной целью. Потребность является внутренним аспектом мотивации, а цель - ее внешний аспект.
  Не следует смешивать мотив и мотивацию поведения. Мотивация - это переживаемая и часто бессознательная причина поведения, это психологическая причина. Однако наряду с этими нелогичными причинами существуют сознательные мотивы. Подробнее на основных теориях мотивации мы остановимся далее.
  Теперь рассмотрим, как восприятие влияет на организационное поведение.
 ТЕОРИЯ ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ
  Наше восприятие людей отличается от восприятия неодушевленных объектов. Когда мы наблюдаем людей, мы пытаемся объяснить то, почему они ведут себя тем или иным способом, т.е. оценить внутреннее состояние человека.
  Объяснение особенностей поведения людей в зависимости от их характерных черт - суть одноименной теории. Согласно этой теории, наблюдая поведение индивида, мы пытаемся определить, вызвано это поведение внутренними или внешними причинами. В свою очередь это в значительной степени зависит от следующих факторов:
  характерности;
  согласованности;
  непротиворечивости.
  Поясним различия между внутренними и внешними причинами на примере каждого из трех перечисленных факторов.
  Внутренние регуляторы поведения - это те, которые находятся под личным контролем индивида. Внешние регуляторы поведения - это те, которые осуществляются под воздействием внешних причин, когда человек вынужден поступить именно так в связи с определенной ситуацией. Так, если один из ваших служащих опоздал на работу, то вы можете расценить причину этого опоздания как внутреннюю (проспал) и как внешнюю (попал в автомобильную пробку).
  Характерность относится к тому, в какой степени характерно то или иное поведение индивида в различных ситуациях. Мы хотим знать, насколько это поведение необычно. Если это единичный случай, то вероятнее всего, что такое поведение обусловлено внешними причинами. Если же это действие повторяется, то его можно оценить как внутреннее проявление.
  Если каждый, кто попал в подобную ситуацию, ведет себя подобным образом, то мы можем говорить по согласованности поведения. Поведение нашего опоздавшего сотрудника можно оценить поэтому критерию, если и другие работники, ехавшие в это время на работу по этому же шоссе, тоже попали в пробку и опоздали.
  И наконец, мы оцениваем непротиворечивость поступков человека. Как человек поведет себя далее? Для одних такое опоздание - чрезвычайный и крайне редкий случай, в то время как для другого оно - часть его образа жизни, он регулярно опаздывает на работу.
 ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ И ИСКАЖЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ
  Селективность восприятия. Человек воспринимает не всю поступающую к нему информацию, т.е. она проходит через своеобразный психологический фильтр. Любая характеристика, которая выделяет человека, объект или событие, увеличивает вероятность того, что они будут восприняты. Это объясняет, почему вы с большей вероятностью обратите внимание на автомобили, подобные вашему собственному, или почему некоторым людям начальник может за что-то сделать выговор, в то время как у другого работника тот же поступок останется незамеченным.
  Проекция. Легко судить других, если считать, что они подобны нам. Люди могут объяснять мотивы действий других в соответствии с тем, почему они сами осуществляют аналогичные действия, и впадать при этом в глубокое заблуждение. Подобная тенденция приписывания человеком своих собственных чувств, настроений, переживаний, опасений и мотивов деятельности другим Людям называется проекцией. Менеджеры, использующие проекцию, имеют тенденцию расценивать людей как гомогенную массу.
  Стереотипы. Это тоже достаточно серьезный фактор, с которым следует быть осторожным. Мы все так много читали о людях, что невольно начинаем классифицировать их по каким-то своим или понравившимся чужим критериям. Путем сведения более сложного и оригинального явления к определенному стереотипу и, соответственно, упрощенному представлению об этом явлении стереотипизация помогает снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить процесс познания. Однако в то же время она зачастую приводит к искаженному восприятию явления, приписывая ему те характеристики, которых у него не имеется, и наоборот, отбрасывая некоторые существенные. Стереотипное восприятие приводит к неверным выводам, создает неверные ожидания и порождает неадекватные действительности реакции и поведение человека. Это может привести к дискриминации по половому, возрастному или национальному признаку, ущемляя права человека и нанося ущерб деятельности организации.
  Необходимо помнить, что любой человек - это индивидуальность. Есть люди, в чем-то похожие друг на друга, но нет людей идентичных. Если пользоваться своими стереотипами как тавром, то можно пропустить нечто своеобразное, ту самую "изюминку" в вашем партнере, учитывая которую и можно было бы добиться успеха в коммуникации;
  Галло-эффект. Вам что-то понравилось или не понравилось в партнере, нечто очень фрагментарное, частное, но вы, тем не менее, переносите свое отношение к этому аспекту на целостную оценку всего человека. Когда мы составляем впечатление относительно индивида по одиночным характеристикам, таким, как интеллект, общительность или внешний вид, действует галло-эффект.
  Следует, видимо, помнить, что, во-первых, не бывает людей без недостатков и, во-вторых, возможно, то, что вам не понравилось, носило ситуативный, случайный характер, а вовсе не является устойчивой чертой личности партнера.
  Индивидуально-психологические особенности личности партнера - это практически весь спектр его характеристик, его психологический портрет. И если этот портрет нарисован неверно или вы недооценили или переоценили то или иное реально имеющееся качество вашего партнера, то и ошибка может иметь неприятные последствия.
  Мнение других лиц. Подобное мнение может сформировать негативную установку на партнера, и это в значительной степени затруднит для вас общение с ним. Вместе с тем чрезмерно позитивная информация может вызвать искажение обратного свойства, и вы не сможете достаточно критично оценить поведение партнера.
  Упрощение. Это явление, близкое к галло-эффекту, но отличается от него по своей природе. Суть упрощения состоит в том, что мы нередко формируем достаточно "полное" представление о партнере по весьма фрагментарной информации, полученной на основе первого впечатления. Вообще у некоторых людей происходит гиперболизация значимости первого впечатления. Несомненно, что жизненный опыт существенно влияет на формирование первого впечатления, но доверяться ему всегда и полностью вряд ли целесообразно, точно так же, как нельзя его полностью игнорировать.
  Негативный опыт общения. За достаточно длительный период общения с другими людьми вы накопили богатый опыт общения, познания других людей. Этот опыт был и позитивным и негативным. Те ошибки в коммуникации, которые привели в свое время к весьма неприятным для вас последствиям, как бы накапливаются в вашем подсознании, и как только вы сталкиваетесь хоть с какими-то признаками негативной ситуации, имевшей место в прошлом, это может существенно затруднить процесс восприятия в настоящем. Возможно, манера поведения партнера, жестикуляция, речь напоминают вам кого-то из вашего негативного прошлого опыта, возможно, он внешне похож на того, с кем у вас в прошлом был конфликт.
  И, наконец, фактор, во многом интеграционный - коммуникативная некомпетентность. Это и низкий уровень культуры; и неумение слушать и адекватно понимать своего партнера; и неумение, а порой и нежелание встать на место партнера, чтобы лучше понять то, что он чувствует; и неумение грамотно и, что не менее важно, понятно излагать свои мысли.
  Отметим, что на наше восприятие оказывают влияние наши потребности. Это подтверждается повседневным опытом.
  Чем сложнее организм, тем сложнее система его отношений с внешним миром. Всякая живая материя - даже на уровне клетки - может быть уподоблена приемно-передающей станции. Организм регистрирует внутреннюю или внешнюю ситуацию, причем так, чтобы быть к ней готовым. Одноклеточные характеризуются рефлекторным типом поведения, у высших животных решающую роль играют мозг, деятельность двух нервных систем и эндокринных желез.
  Далее мы рассмотрим основные потребности человека, влияющие на его поведение.
 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
  У взрослого человека физиологические потребности (голод, жажда, сон, воздух и секс) не существуют в чистом виде. Они несут на себе печать жизни в обществе. Человек - природное существо, обладающее наименьшим количеством инстинктов и наибольшим количеством потребностей, которые сформированы обществом. Поведение человека, отнюдь не запрограммированное заранее в его нервной системе, является в гораздо большей степени результатом научения. Инстинкты, явившиеся результатом "предкодирования" в нервной системе, лежат в основе сложного поведения, которое, вызвано физическими потребностями. Они чаще всего выступают у человека как социальные привычки.
  Психосоциальные потребности (потребности в безопасности, в любви, в уважении, самовыражении и т.д.) приобретаются каждым индивидом в ходе его собственной жизни под влиянием личных и социальных факторов.
  Потребности и фрустрация. В конкретной ситуации человек, побуждаемый своими потребностями, действует, чтобы достичь их удовлетворения. Его поведение ведет к изменению данной ситуации в соответствии с его потребностями. Однако иногда действия индивида сталкиваются с препятствиями. Ситуация не изменяется, но потребность остается. Эта ситуация содержит в себе два аспекта: внешний и внутренний.
  Внешний аспект - существующее в данной ситуации препятствие.
  Можно выделить следующие виды ситуаций, вызывающих фрустрацию.
  1. Физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей (узник в камере, непогода, недостаточный доход, опущенный шлагбаум или часовой).
  2. Отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины закрыты, а дома его больше не осталось).
  3. Биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в самом организме).
  4. Социальные условия, которые являются главным источником наибольшего количества наших фрустраций. Когда наша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы или чувствуем себя чужими мы находимся в состоянии фрустрации. Существует множество примеров ситуаций фрустрации подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группы оказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам.
  Внутренний аспект - это нарушение равновесия в результате недостигнутой цели или неудовлетворенной потребности. Это также напряжение или стремление восстановить равновесие с помощью нового действия. Таким образом, фрустрация есть не что иное, как новая мотивация (фрустрация действует как новая потребность). Однако эта новая мотивация часто сопровождается чувством, иногда даже бурным эмоциональным состоянием, которое обычно и называют фрустрацией.
  Психологический конфликт. Помимо фрустрирующих ситуаций, которые связаны с внешними преградами, препятствующими удовлетворению наших основных физических потребностей, самым важным источником человеческих фрустраций является психологический конфликт, когда преграда для тех или иных действий кроется в нас самих.
  В психологическом конфликте мы не можем выбрать решение стоящей перед нами проблемы, потому что находимся во власти разных стремлений.
  Различают несколько типов психологических конфликтов.
  1. Конфликт потребностей. Обычно наши потребности образуют некую иерархию, но они могут также и противостоять друг другу, и побуждать нас к различным действиям. Иногда наши стремления противоречивы, и потому мы не можем действовать.
  2. Конфликт между потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудительным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится фрустрирующей.
  3. Конфликт социальных норм. В нашем обществе, открытом различным влияниям, индивид иногда может испытывать равнозначное давление двух противоположных социальных норм. Так, например, в прошлом веке дуэль, запрещенная церковью, была единственным признанным в обществе средством смыть оскорбление и восстановить свою честь. Конфликтная ситуация для верующего дворянина заключалась в противоречии между классовым и религиозным долгом.
  Реакции на фрустрацию и на психологический конфликт. Когда на нашем пути возникает препятствие, когда цель, к которой мы стремимся, не достигнута, в нашем организме накапливается напряжение. Оно может быть снято на двух уровнях: в поведении и организме.
  Если возникшее у нас напряжение при наличии внешнего (фрустрация) или внутреннего (психологический конфликт) препятствия получает разрядку в поведении, то говорят о положительной реакции, если это поведение адаптивное, и отрицательной, если речь идет о неадаптивном поведении или о простой разрядке, единственная цель которой - снять накопленное напряжение.
  Однако напряжение может также найти выход внутри самого организма, вызвав различные психосоматические феномены (т.е. физические нарушения психогенного характера).
 1.7. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ НА ФРУСТРАЦИЮ
  Отрицательная, или неадаптивная, реакция - это простая разрядка. Цель не достигнута, но напряжение, скопившееся в организме в ситуации фрустрации, уменьшается.
  В фрустрирующих ситуациях разрядка может принимать различные формы. Обычно различают следующие виды реакций.
  Агрессивные реакции. Не всякая агрессивная реакция является негативной: некоторые действия могут быть вполне уместными и эффективными для достижения поставленной цели. Таким образом, это не простая разрядка.
  Агрессивное поведение является негативным при подмене предмета, т.е. когда объект агрессии не является причиной фрустрации. Агрессивное поведение направлено в таком случае на "козла отпущения" - независимо от того, является им человек или предмет.
  Экстрапунитивные реакции. Это агрессивные реакции, направленные на предметы или посторонних людей, по отношению к которым мы ведем себя так, будто они были причиной фрустрации. Когда мы сердимся, мы стучим по столу кулаком. Эти реакции часто сопровождаются такими эмоциями, как гнев, раздражение или негодование.
  Интрапунитивные реакции. Субъект может, напротив, признать, что он сам является причиной фрустрации, тогда его агрессивность сопровождается стыдом, угрызениями совести или чувством вины. Такова реакция тех, кто бьется головой о стену и называет себя идиотом. Точно так же ведет себя автомобилист, который больше не хочет водить машину после несчастного случая.
  Неагрессивные реакции. Фрустрация не всегда вызывает агрессивность. Она часто может вызвать следующие типы поведения.
  Бегство. Оно может быть реальным, т.е. выраженным удалением от места разочарования, или психическим. Так происходит с теми, кто отказывается читать письма от определенных лиц или избегает участвовать в какой-либо деятельности, читать газеты, слушать передачи... Часто такие реакции сопровождаются словесным оправданием.
  Фиксация. Работник выставляет свою кандидатуру на должность начальника отдела. Его руководители объясняют ему, что из-за недостаточной подготовки у него нет никаких шансов получить желаемую должность. Он находится в ситуации фрустрации.
  Его стремление стать начальником отдела натолкнулось на препятствие. Он не может удовлетворить свою потребность (например, потребность зарабатывать больше или потребность выделиться).
  В подобных ситуациях фрустрации работник может реагировать по-разному. Он может проявить агрессивность или же сказать себе: "В конце концов, не так уж плоха и моя настоящая должность" (отказ от цели), или продолжать добиваться этой должности каждый раз, когда она будет вакантной (фиксация).
  В последнем случае такое поведение кладет конец всякой попытке адаптации. Работник повторяет свои действия, несмотря на новые моменты, связанные с этой проблемой. В своем упорстве он не считается ни с какими фактами и доводами. Добиваться должности любым путем - явно или скрытно - довольно частый в профессиональной жизни случай фиксации.
  Регрессия. Этот тип поведения характеризуется возвратом к прежним способам действия в аналогичных ситуациях. Частичная или общая регрессия - это возвращение назад.
  В трудных ситуациях случается, что взрослые ведут себя, как дети или подростки. Они возвращаются к давно оставленным способам поведения и образу мыслей, которые принадлежат миру их детства.
  Подавление. Это понятие часто неправильно понимают. Его связывают только с сексуальностью, тогда как оно имеет более широкое значение.
  Нам представляется невозможным признаться во многих наших желаниях, даже несбывшихся. Нам было бы очень тяжело, если бы они стали известны. Лучше их забыть, вытеснить в бессознательное и проявить социально приемлемые чувства. Мы будем иронизировать или критиковать своего противника, но остережемся схватить его за горло. Это подавление происходит бессознательно, оно помогает нам сохранить наше представление о самих себе.
  В этом смысле подавление полезно и необходимо. Только преступники и антисоциальные элементы не способны к нему. В действительности подавление и вытеснение являются отрицательной реакцией только в том случае, когда они принимают форму простой блокады, без новой переориентации. В этих условиях подавление не устраняет нервного напряжения, вызванного ситуацией фрустрации. Обычно это напряжение дает толчок для замещающего действия, которое приемлемо для окружающих. Поведение является позитивным, если оно позволяет удовлетворить подавленную потребность. Оно носит негативный характер, если замещение лишь видимое.
 1.8. СИТУАЦИИ ФРУСТРАЦИИ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
  Эмоции. Если существуют преграды, препятствующие удовлетворению потребностей, то реакции часто сопровождаются эмоциями.
  В общем термин "эмоция" относится ко всем приятным или неприятным ощущениям. Мы говорим об удовольствии, удивлении, гневе, страхе и т.д. Эмоция может принимать внезапную и кратковременную форму шока или возрастающую и устойчивую форму чувства.
  Эмоция - это не только психическое явление. Она сопровождается вегетативными (сердечными, вазомоторными, эндокринными, секреторными и т.д.) и тоническими (мускулы лица, языка, зева, гортани и дыхания могут испытывать спазмы, расслабление или дрожь) изменениями.
  Смех, плач, учащение пульса, сердцебиение, покраснение или бледность, пот, потребность в опорожнении, учащенное дыхание, дрожь в руках, подрагивание век или дрожь в голосе, снижение или повышение тонуса, наконец, нервный криз - таковы физические проявления эмоциональности.
  Обычно эмоции сопровождают наши адаптивные реакции. Можно даже сказать, что они лежат в их основе, потому что сопровождают возбуждение, необходимое для реагирования на ситуацию.
  Они побуждают индивида принять полезные защитные меры. Так, многие из наших эмоциональных действий являются "реакциями тревоги", соответствующими и адекватными раздражителю. Но известны и другие реакции, которые являются "душевным поражением". Отрицательные или недостаточно адаптивные реакции чаще всего сопровождаются чрезмерной эмоциональностью. В таком случае они становятся препятствием для позитивного действия, "связывая по рукам и ногам".
  Тревога и ее высшая степень - тоска возникают в результате угрозы, отсутствия безопасности, т.е. предвидимой или предполагаемой фрустрации. Страх пожилого сотрудника потерять работу является вполне нормальным. Однако этот страх может охватить всю психику человека и стать диффузным, сильным и постоянным, распространиться на все и всех. Это и есть тревога.
  Психосоматические расстройства. Человек действительно представляет собой синтез материи и духа: одно влияет на другое, и наоборот. Физический недостаток может оказывать влияние на психику так же, как и психика может оказывать влияние на тело, его органы и функции.
  Медицина все больше и больше отказывается от мысли, что болезнь всегда имеет причину, локализованную в организме. Эта концепция человека-машины исчезает, уступая место теории, рассматривающей человека как единое целое, а болезнь - как общую реакцию организма на угрозу его физической и психической целостности. Теперь мы знаем, что напряжение действует на организм через автономную нервную систему, но известно также, что в большинстве случаев причиной напряжения является фрустрирующая ситуация, которую не удалось преодолеть.
  У человека, почти постоянно находящегося в состоянии эмоционального напряжения, могут возникнуть такие физические нарушения, как язва двенадцатиперстной кишки и желудка, колит, грудная жаба, гипертония, астма, сенная лихорадка, ожирение, диабет, некоторые кожные болезни, люмбаго и т.д.
  Особенно часто такие психосоматические болезни встречаются в индустриально развитых странах Европы и Северной Америки. В сельских районах они наблюдаются реже, чем в городских и индустриальных. Они гораздо менее известны в технически слабо развитых странах. Более точно было бы сказать, что эти биологические нарушения коренятся в психике индивида, связанной с определенной культурой.
 1.9. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ НА ФРУСТРАЦИЮ
  Вы пытаетесь связаться со своим клиентом по телефону, но аппарат, должно быть, неисправен. Он постоянно дает сигнал "занято". Эта фрустрирующая ситуация (поломка, техническая неисправность) мешает вам установить связь. В подобной ситуации вы можете выбрать одно из следующих решений:
  преодолеть препятствие, починив, если возможно, телефон;
  обойти препятствие, попросив, например, разрешения воспользоваться телефоном коллеги;
  предпринять компенсирующее действие и написать клиенту то, что вы хотели бы ему сообщить;
  отказаться от намеченной цели, сказав себе, что это не столь важно и вы сможете поговорить со своим клиентом при ближайшей встрече.
  Понятно, что эти различные формы поведения - попытка преодолеть препятствие, использование новых средств, компенсация и отказ от намеченной цели - представляют собой с точки зрения психологии положительные и адаптивные реакции. В самом деле, напряжение устраняется и неудача не сопровождается чувством фрустрации.
  Фрустрация и прогресс человека. Было бы ошибочным утверждать, что фрустрация бесполезна и следует ее подавлять. Она может быть источником прогресса. Именно потому, что перед людьми возникают препятствия, они вынуждены прибегать к обходным маневрам и проявлять изобретательность. Например, когда фашистская Германия оказалась лишенной естественного горючего, это привело к созданию синтетического бензина.
  Более того, фрустрация лежит в основе формирования воли, она обостряет решительность. Нельзя, однако, чтобы фрустрация была непреодолимой. Она не должна превышать определенный порог, за которым индивид не сможет в течение более или менее продолжительного времени реагировать положительным образом.
  Принятие решения. Положительная реакция на препятствие состоит в том, чтобы выделить новый элемент, исключающий любое использование предыдущего опыта. Мы находимся в проблемной ситуации, в которой реакция больше не может быть повторной, она должна быть разрешающей. Мы включаемся в мыслительный процесс, в результате которого должны принять решение. В процессе размышления мы первоначально рассматриваем ситуацию в терминах препятствий, а не в терминах средств. Одно и то же средство, возможно, могло бы позволить решить проблему несколькими различными способами. Рациональность решения заключается не столько в выборе используемого средства, сколько в том, как воспринимается данная ситуация.
  Однако когда у нас возникает затруднение, мы чаще всего пытаемся как можно скорее его устранить. Для того чтобы избежать усиления напряжения, мы как можно меньше останавливаемся на изучении препятствий и переходим прямо к решению. Намечая решение, мы тем самым уменьшаем напряжение. Именно поэтому люди смеются или потирают руки, когда находят решение, хотя они еще не знают, будет ли оно эффективным. В самом деле, часто принимается первое пришедшее на ум решение. Иногда мы находим два решения и оказываемся перед выбором. Изредка мы вырабатываем несколько решений (либо изменяя их, либо сочетая, либо придумывая новые).
  Правильность решения. Чем определяется правильность решения? Его результатом. Если принятое решение является адекватным, то оно считается хорошим.
  Однако человек, принимающий решение, не может ждать результатов, чтобы определить его правильность. Он рассматривает возможные последствия предложенного ему выбора. "Если я сделаю это, то получится..."
  В случае когда последствия очевидны, выбор не составляет особого труда. Но большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся в жизни, не столь просты. Очень часто последствия оказываются лишь вероятными. В этом случае лучше выбрать решение, последствия которого имеют больше всего шансов оказаться хорошими. Этот выбор всегда рискован, но риск можно рассчитать.
  Нередко тот, кто принимает решение, не может рассчитать вероятность последствий. В таком случае можно использовать закон минимального сожаления, рассуждая следующим образом: "О чем из того, что не было сделано, я пожалел бы больше всего?"
  Разумное решение. Оно состоит, следовательно, в том, чтобы выбирать решения в зависимости от их явных или вероятных последствий. Если нужно рисковать, то разумнее выбрать самое лучшее из возможного. Если последствия неопределенны, то нужно спасать прежде всего то, чем дорожишь больше всего.
  Рациональность-человека. Однако разумно мыслящего человека, воспитанного на теории игр, мы встречаем не каждый день. Чаще человек не ищет оптимального решения. Он останавливается на первом же, показавшемся ему удовлетворительным. Он также не взвешивает всех последствий и оценивает только некоторые из них, руководствуясь личными и культурными критериями.
  На деле система решения тесно связана с системой представлений. Каждый старается ограничить поиск возможных решений и отдает предпочтение определенным результатам. Именно поэтому рациональность человека заключается не столько в мыслительном акте, неподвластном законам восприятия, сколько в самой перцептивной реорганизации, связанной с опытом. Разумный человек, решая проблему, расширяет поле решений, рассматривает все большее количество возможных последствий своих действий и их вероятности и яснее осознает свои потребности, стоящие перед ним социальные требования и ценности, которые он выбирает.
  По существу менеджер находится в состоянии перманентного поиска и принятия рациональных решений, при этом не всегда осознавая и применяя все операционные компоненты мышления и подходы к решению мыслительных задач.
  Операционные компоненты мышления - это система мыслительных операций, выполняющих определенную функцию в процессе познания и сложно взаимосвязанных друг с другом. Среди этих мыслительных операций можно назвать следующие:
  анализ (разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого);
  синтез (средство объединения на основе тех, или иных признаков отдельных элементов, выделенных при анализе);
 абстрагирование (выделение одних признаков и отвлечение от других); обобщение (средство объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам);
  классификация (действие, направленное на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям);
  систематизация (классификация не отдельных объектов, а их групп, классов).
  Подходы к принятию решений могут быть интуитивными, на основании суждений (логическими) или рациональными (научно обоснованными). Этапы рационального решения проблемы следуют в определенном порядке: диагностика проблемы с отбором относящейся к делу (релевантной) информации, формулировка ограничений и критериев принятия решения, определение альтернатив, оценка альтернатив и выбор решения. Реализация решения предусматривает его обеспечение и корректировку по мере выполнения задач на основе обратной связи.
  Интеллект. Интеллект можно определить как способность находить решения в новых ситуациях.
  Интеллект маленьких детей сходен с интеллектом высших животных. Речь идет о вызванном потребностью практическом интеллекте, который "на ощупь" находит удовлетворительный ответ, устраняющий начальное напряжение. По мере приобретения опыта у ребенка развивается умение решать все более сложные проблемы. Однако этот тип интеллекта постоянно сохраняет неустранимое ограничение: он связан с проблемными ситуациями и останавливается на их решении; не осознает себя; связан с предметными действиями и не способен действовать вне этих действий.
  Совсем иным является абстрактный интеллект, интеллект человека, рассуждающего не непосредственно о вещах, а о символах или с их помощью. В результате этой операции появляется мысль, т.е. идеи, которые не отождествляются непосредственно с вещами или со связанными с ними действиями.
  Переход от практической формы интеллекта к абстрактной происходит поэтапно, в результате биологического созревания. Только после определенного физического развития наступает умственная зрелость. Эти стадии развития носят поступательный характер, "перескочить" их невозможно.
  Многие исследователи пытались определить не только механизмы интеллектуальной деятельности, но также и ее структуру. По традиции в интеллекте различают вербальное, числовое и пространственное измерения, к которым прибавляется память и индукция.
  Ч. Спирмен с помощью факторного анализа показал, что существует соотношение (математическая корреляция) между этими различными измерениями, иначе говоря, общее измерение. Оно называется фактором G, или общим фактором интеллекта.
  Позднее Дж. П. Гилфорд предложил составную схему интеллекта в трех измерениях, названную моделью SI (структура интеллекта).
  Рассмотрим эту модель.
  1. Использовать свой интеллект - это значит осуществить умственные операции, например изложить содержание книги, сравнить два наблюдения, сделать вывод.
  2. Эти умственные операции осуществляются не в пустоте. Они относятся к содержанию. Операции опираются на образы, символы, речь и действия...
  3. Наконец, результатом умственной операции является продукт, следствие обработки содержания. Именно в этом и состоит результат умственной работы: классификация данных, связь между наблюдениями, построение теории...
  Комбинируя элементы этих трех измерений, Гилфорд установил, что существуют 120 возможных вариантов функционирования интеллекта. Такие теории интеллекта способствовали совершенствованию психотехнических тестов.
 
  РЕЗЮМЕ
  1. Применительно к организационным проблемам полезным инструментом менеджера можно считать три современные теории личности: теорию научения, психоанализ и теорию мотивации. Знакомство с ними позволит вызывать желаемое поведение и предотвращать нежелаемое.
  2. Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта. Потребности возбуждают в людях стремление к достижению цели. Удовлетворенная потребность перестает быть мотивацией.
  3. Фрустрация - это нарушение равновесия в результате недостигнутой цели или неудовлетворенной потребности. Фрустрация действует как новая потребность.
  4. Мотивация - это влечение или потребность, побуждающие нас действовать с определенной целью. Потребность является внутренним аспектом мотивации, а цель - ее внешний аспект.
  5. Интеллект - это способность находить решения в новых ситуациях.
  6. Решение - это выбор альтернативы. Принятие решений - связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции. Решения могут приниматься с помощью интуиции, суждения или методом рационального разрешения проблем. Последний способствует повышению вероятности принятия эффективного решения в новой сложной ситуации.
  7. Этапы рационального разрешения проблем - диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев принятия решения, определение альтернатив, их оценка и выбор решения. Процесс не является завершенным до тех пор, пока через систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального решения проблемы благодаря сделанному выбору.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1. Назовите основные современные теории личности. В чем их отличительные особенности?
  2. Каковы этапы формирования человеческой личности? Назовите их возможные последствия.
  3. Как формируется поведение человека?
  4. Опишите процесс "от ощущения к восприятию".
  5. Назовите известные вам типологии личностей, их назначение.
  6. Что такое фрустрация? Назовите способы выхода из состояния фрустрации.
  7. Опишите модель принятия решения.
 
  СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА
  Здесь мы приведем типологические характеристики людей, которые работают в нашем коллективе.
  Вероника Матвеевна - старший мастер, 31 год. Это очень подвижная женщина, которая постоянно куда-то торопится, бежит, появляется то там, то здесь. Когда она беседует с кем-то, постоянно меняет позу, вертит что-то в руках, отвлекается, разговаривает сразу с несколькими людьми. Ее легко заинтересовать всем новым, но она сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение - веселое, бодрое. На вопрос: "Как дела?" - отвечает с улыбкой: "Очень хорошо", хотя иногда оказывается, что дела и на работе, и в личной жизни не так уж хороши.
  Про свои достижения радостно объявляет всем: "Вот, начальник цеха опять похвалил". Огорчений не скрывает, рассказывает о них, но всегда бодро добавляет: "Это как-то случайно получилось..."; "В этом никто не виноват..."; "Это не так уж и трудно исправить".

<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу