<< Пред.           стр. 263 (из 284)           След. >>

Список литературы по разделу

 и будет иметь доя меня значение. Я считаю, что альбом
 воина должен быть максимально конкретным и ошеломля-
 юще точным.
 
 Я пока не улавливал, чего хочет от меня дон Хуан, но
 слова его стал понимать очень хорошо. Он посоветовал, что-
 бы я сел в одиночестве и позволил мыслям и воспоминаниям
 свободно приходить ко мне. Мне нужно было попытаться
 позволить голосу из глубины говорить со мной и подсказать
 мне, что именно нужно выбрать. После этого я должен был
 уйти в дом и лечь на кровать. Мое ложе в доме дона Хуана
 было сделано из деревянных ящиков, а матрасом служило
 несколько дюжин пустых джутовых мешков. Хотя все мое
 тело болело с непривычки после сна на такой постели, на
 самом деле она была очень удобной.
 
 Я решил следовать рекомендациям дона Хуана как мож-
 но более добросовестно и начал думать о прошлом, припо-
 миная события, которые оставили след в моей жизни. Вско-
 ре я понял, как глупо было заявлять, что все события моей
 жизни были в равной степени важными. Пытаясь заставить
 себя вспоминать, я обнаружил, что не знаю даже, с чего
 начать. Через мое сознание текли бесконечные несвязные
 мысли и воспоминания о разных случавшихся со мной собы-
 тиях, но я никак не мог решить, насколько они для меня
 важны. Создавалось даже впечатление, что вообще все было
 не слишком важным. Похоже было на то, что я прошел
 сквозь жизнь, как труп, - ходячий и говорящий, но абсо-
 лютно ничего не чувствующий. К тому же мне было все
 труднее концентрироваться на предмете своих размышле-
 ний, а потому я вскоре оставил все это и заснул.
 
 - Что-нибудь получилось? - спросил меня дон Хуан,
 когда я проснулся через несколько часов.
 
 После сна и отдыха мне не стало легче, Я по-прежнему
 был раздражен и злобно огрызнулся:
 - Ничего!
 
 - Ты слышал этот голос из глубины?
 - Кажется, да, - соврал я.
 
 - И что он тебе сказал? - спросил он очень серьезным
 тоном.
 
 - Я не могу думать об этом, дон Хуан, - выдавил я из
 себя.
 
 - Ага, ты уже вернулся в свое обычное осознание, -
 заметил он и сильно похлопал меня по спине. - Твое пов-
 седневное сознание снова победило. Давай расслабим его,
 поговорив о твоей коллекций памятных событий. Я должен
 сказать тебе, что отбор событий для альбома - дело непрос-
 тое. Вот почему я говорю, что этот альбом - акт битвы. Тебе
 придется десять раз переделать себя, чтобы узнать, что имен-
 но выбирать.
 
 И тут, пусть только на секунду, я вдруг ясно понял, что у
 меня действительно два сознания; но эта мысль была очень
 тонкой и сразу же исчезла. Осталось лишь ощущение моей
 неспособности выполнить требования дона Хуана. Но вмес-
 то того чтобы снисходительно принять свою несостоятель-
 ность, я позволил ей испугать меня. Главным устремлением
 моей жизни в то время было всегда являться в хорошем
 свете. Потерпеть неудачу, проиграть - для меня это было
 нестерпимо. Не зная, как справиться с той задачей, которую
 ставил передо мной дон Хуан, я сделал то, что только и умел
 делать хорошо: разозлился.
 
 - Мне надо еще многое обдумать относительно этого,
 дон Хуан, - сказал я. - Моему уму нужно дать какое-то
 время, чтобы он свыкся с этой идеей.
 
 - Конечно, конечно, - успокоил меня дон Хуан. -
 Можешь ждать хоть всю жизнь, но все-таки поторопись.
 
 В тот раз на эту тему больше ничего не было сказано.
 Вернувшись домой, я совершенно забыл обо всем этом. И
 вдруг однажды, сидя на какой-то лекции, 'я услышал внут-
 ренний властный приказ: искать памятные события в своей
 жизни. "Услышал" - не совсем подходящее слово; это ско-
 рее было похоже на удар тока или нервный спазм, который
 потряс все мое тело - от макушки до пят.
 
 Я честно взялся за дело. Мне потребовалось несколько
 месяцев, чтобы переворошить все переживания моей жиз-
 ни, которые, по моему мнению, были важными. Но, осмот-
 рев свою коллекцию, я понял, что имел дело лишь с идеями,
 не имевшими абсолютно никакой реальной значимости.
 Вспомненные мною события были не более чем абстрактны-
 ми точками во времени. У меня возникло чрезвычайно неп-
 риятное ощущение, что я пришел в мир только для того,
 чтобы действовать, не позволяя себе останавливаться и хоть
 что-то чувствовать.
 
 Одним из забытых событий, которые я обязательно хо-
 тел вспомнить, был день моего зачисления в аспирантуру
 Калифорнийского Университета Лос-Анджелеса (UCLA).
 Но, как ни старался, я не мог вспомнить, что я делал в тот
 день. С ним не было связано ничего интересного, ничего
 особенного - вообще ничего, кроме моей идеи, что этот
 день должен быть памятным. Поступив в аспирантуру, я
 должен был радоваться и гордиться, но этого не было!
 
 Другим экспонатом моей коллекции был тот день, когда
 я чуть не обвенчался с Кэй Кондор. Вообще-то у нее была
 другая фамилия, но она изменила ее на Кондор, потому что
 хотела стать актрисой. Ее козырной картой было внешнее
 сходство с Кэрол Ломбард. Тот день был памятным в моем
 сознании не столько из-за происходивших событий, сколько
 потому, что она была красива и хотела выйти за меня замуж.
 Она была на голову выше меня, что делало ее еще интереснее
 в моих глазах.
 
 Меня волновала мысль о венчании в церкви с высокой
 женщиной. Я взял напрокат серый смокинг. Брюки были
 широковаты для моего роста. Не то чтобы висели колокола-
 ми, но были широковаты, и это очень меня беспокоило.
 Кроме брюк, меня раздражало то, что рукава розовой ру-
 башки, которую я купил специально для этого случая, были
 на три дюйма длиннее, чем следовало; мне пришлось вос-
 пользоваться резиновыми лентами, чтобы подтянуть их по-
 выше. А так вообще все шло прекрасно - до того момента,
 когда гости и я узнали, что Кэй Кондор передумала и не
 собирается приходить на свадьбу.
 
 Будучи очень порядочной молодой леди, она прислала
 мне через мотокурьера записку с извинениями. В записке
 написала, что, не приемля развода, она не может связать
 свою судьбу с человеком, который не разделяет ее взглядов
 на жизнь. Она напомнила мне, что я всегда хихикал, произ-
 
 нося фамилию - Кондор, а это было знаком полного неува-
 жения к ее личности. Она обсудила эту проблему со своей
 матерью. Обе они очень любят меня, но не настолько, чтобы
 ввести в свою семью. Заканчивалась записка тем, что мы
 должны набраться смелости и мудрости и расстаться нав-
 сегда.
 
 Состояние моего ума можно было охарактеризовать как
 "полное оцепенение". Пытаясь вспомнить тот день, я не мог
 понять, то ли я испытывал чудовищное унижение, оказав-
 шись дурак дураком перед толпой людей в своем взятом
 напрокат сером смокинге и слишком широких брюках, то ли
 был сокрушен тем, что Кэй Кондор не выходит за меня
 замуж.
 
 Это были единственные два события, которые я мог
 четко выделить. Примеры довольно жалкие, но, покопав-
 шись, мне удалось найти в них философский смысл. Кажет-
 ся, я был человеком, который проходит сквозь жизнь без
 единого подлинного чувства, подходя ко всему лишь с ин-
 теллектуальной меркой. Подражая стилю дона Хуана, я при-
 думал себе такое определение: человек, который изо всех сил
 старается жить "как положено".
 
 Я был уверен, например, что день моего поступления в
 аспирантуру УКЛА должен быть памятным днем. Поскольку
 памятным он не был, я постарался искусственно наделить
 его значимостью, которой на самом деле не ощущал. То же
 можно сказать и о том дне, когда я чуть не женился на Кэй
 Кондор. По идее, это должно было стать для меня опустоши-
 тельным переживанием, но не стало. В момент вспоминания
 этого события я понял, что в нем ничего нет, и сразу же начал
 усердно воссоздавать то,, что я должен был чувствовать.
 
 Приехав к дому дона Хуана, я представил ему свои два
 примера памятных событий.
 
 - Это все чепуха, - заявил дон Хуан. - Никуда не
 годится. Такие истории связаны исключительно с тобой как
 с личностью, которая думает, чувствует, плачет или вообще
 ничего не ощущает. Памятные же собыдяда из альбома мага
 -это события, которые могут выдержать испытание време-
 нем, потому что они не имеют ничего общего с человеком,
 хотя человек и находится в самой их гуще. Он всегда будет в
 гуще событий, всю свою жизнь, а возможно и потом, но не
 совсем лично.
 
 Его слова привели меня в полное уныние. В то время я
 искренне считал дона Хуана вредным старикашкой, кото-
 рый получает особое удовольствие от того, что выставляет
 меня полным дураком. Он напоминал мне преподавателя
 скульптуры из художественной школы, которую я когда-то
 посещал. Этот мастер обязательно подвергал критике все,
 что делали ученики, и во всех их работах находил изъяны.
 Затем он требовал, чтобы работы были исправлены соответ-
 ственно его указаниям. Ученики отходили и делали вид, что
 подправляют что-то в своих скульптурах. Я вспоминал, ка-
 ким самодовольством сиял мастер, когда, осматривая якобы
 переделанные работы, он приговаривал: - Ну вот, теперь
 совсем другое дело!
 
 - Не унывай, - сказал дон Хуан, прерывая мои воспо-
 минания. - В свое время я тоже через это прошел. Многие
 годы я не просто не знал, что выбрать, но думал, что у меня
 просто нет переживаний, из которых можно выбирать. Мне
 казалось, что со мной вообще никогда ничего не происходи-
 ло. Конечно же, все со мной происходило, но, пока я старался
 защищать идею самого себя, у меня не было ни времени, ни
 желания что-то замечать.
 
 - Ты можешь конкретно сказать мне, дон Хуан, чем
 плохи мои истории? Я знаю, что они - ничто, но остальная
 моя жизнь точно такая же.
 
 - Я повторю тебе еще раз, - сказал он. - Истории из
 альбома воина - не личные. Твоя история о том дне, когда
 тебя приняли в аспирантуру, - это не что иное, как предпо-
 
 ложение, что ты центр мира. Ты чувствуешь, ты не чувству-
 ешь. Ты понимаешь, что я имею в виду? Вся эта история -
 это ты сам!
 
 - Но может ли быть иначе, дон Хуан? - спросил я.
 - В другой истории ты уже почти прикоснулся к тому,
 о чем я говорил, но снова превратил это в нечто в высшей
 степени личное. Я знаю, что ты мог бы добавить еще больше
 деталей, но все эти детали были бы просто продолжением
 твоей личности.
 
 - Я на самом деле не могу понять, о чем ты, дон Хуан,
 - возразил я. - Любая история, увиденная глазами очевид-
 ца, по определению должна быть личной.
 
 - Да-да, конечно, - сказал он с улыбкой, как всегда,
 наслаждаясь моим смущением. - Но тогда это история не
 для альбома воина, а для какой-то другой цели. Памятные
 события, которые мы ищем, несут на себе темную печать
 безличностности. Они пропитаны ею. Я не знаю, как еще
 объяснить это.
 
 В этот момент меня как будто озарило, и я понял, что он
 имел в виду под "темной печатью безличностности". Мне
 показалось, что он имел в виду нечто зловещее. Зловещее
 значение для меня имела тьма. Я тут же рассказал дону Хуану
 историю из моего детства.
 
 Один из моих старших кузенов был интерном в меди-
 цинской школе. Однажды он привел меня в морг, убедив
 предварительно, что молодому человеку совершенно необ-
 ходимо видеть мертвецов; это зрелище очень поучительно,
 ибо демонстрирует бренность жизни. Он снова и снова
 приставал ко мне, уговаривая сходить в морг. Чем больше он
 рассказывал о том, какими незначительными становимся
 мы после смерти, тем более возрастало мое любопытство.
 Мне еще никогда не приходилось видеть труп. В конце кон-
 цов любопытство победило, и я пошел с ним.
 
 Он показал мне разные трупы, и ему удалось испугать
 меня до бесчувствия. Мне показалось, что в трупах нет ниче-
 го поучительного или просветляющего. Но они действитель-
 но были самыми пугающими вещами, которые я когда-либо
 видел. Брат все время поглядывал на часы, словно кого-то
 ждал. Он явно хотел продержать меня в морге дольше, чем
 позволяли мои силы. Будучи по натуре честолюбивым, я был
 уверен, что он испытывает мою выдержку, мое мужество.
 Стиснув зубы, я поклялся себе терпеть до самого конца.
 
 Но такой конец мне не снился и в кошмарном сне. На
 моих глазах один труп, накрытый простыней, вдруг пошеве-
 лился на мраморном столе, как будто собирался встать. Он
 издал мощный рыгающий звук, который прожег меня наск-
 возь и останется в моей памяти до конца жизни. Позже
 двоюродный брат, ученый-медик, объяснил мне, что это
 был труп человека, умершего от туберкулеза. У таких трупов
 все легкие изъедены бациллами, и остаются огромные дыры,
 заполненные воздухом. Когда температура воздуха изменя-
 ется, это иногда заставляет тело изгибаться, словно оно пы-
 тается встать, что и произошло в данном случае.
 
 - Нет, это еще не то, - сказал дон Хуан, качая головой
 из стороны в сторону. - Это просто история о твоем страхе.
 Я бы и сам испугался до смерти, но такой испуг никому не
 освещает путь. Впрочем, мне было бы интересно узнать, что
 случилось с тобой дальше.
 
 
 - Я заорал как резаный, - сказал я, - а мой брат назвал
 меня трусом и сопляком, который от страха чуть не обделал-
 ся.
 
 Я явно зацепил какой-то темный слой своей жизни. Сле-
 дующий случай, который я вспомнил, был связан с шестнад-
 цатилетним парнем из нашей школы, который страдал ка-
 ким-то расстройством желез и имел гигантский рост. Но его
 сердце не успевало расти вместе с остальным телом, и однаж-
 ды он умер от сердечного приступа. Из какого-то нездорово-
 го юношеского любопытства мы с одним товарищем пошли
 посмотреть, как его будут укладывать в гроб. Похоронных
 дел мастер, который, пожалуй, был еще более паталогичен,
 чем мы, впустил нас в свою каморку и продемонстрировал
 свой шедевр. Он уместил огромного парня, рост которого
 превышал семь футов и семь дюймов, в гроб для обычного
 человека, отпилив ему ноги! Мастер показал нам, как он
 пристроил ноги в гробу - мертвый юноша обнимал их ру-
 ками, словно трофеи.
 
 Ужас, который я тогда испытал, был по силе сравним с
 тем, что я испытал в детстве при посещении морга, но этот

<< Пред.           стр. 263 (из 284)           След. >>

Список литературы по разделу