<< Пред.           стр. 265 (из 284)           След. >>

Список литературы по разделу

 панемент цирковой музыки. Кожа у мадам Людмилы была
 очень плотная и чрезвычайно белая, хотя она была уже не-
 молода. Должно быть, ей было под пятьдесят. Ее живот уже
 чуть обвис, как и объемистые груди. У нее был небольшой
 нос и ярко накрашенные красные губы. Она употребляла
 густую черную тушь для ресниц. В общем, это был хрестома-
 тийный образец стареющей проститутки. Но было в ней и
 что-то детское, по-девичьи непосредственное, трогательное.
 
 - А теперь - фигуры перед зеркалом, - объявила
 мадам Людмила. Музыка продолжала греметь.
 
 - Нога, нога, нога, - говорила она, выбрасывая ноги
 вперед и вверх - сначала одну, потом другую, в такт музыке.
 Правую руку она положила на макушку, словно маленькая
 девочка, которая не уверена, что сможет выполнить сложное
 движение.
 
 - Поворот, поворот, поворот, - пропела она, враща-
 ясь как волчок.
 
 - Зад, зад, зад, - сказала она, показывая мне свою
 голую заднюю часть, как это делают в канкане.
 
 Эту последовательность она повторяла снова и снова,
 пока музыка не начала затихать. Пружина виктролы разма-
 тывалась. У меня появилось ощущение, что мадам Людмила
 уходит куда-то вдаль, становясь все меньше, по мере того,
 как музыка становится тише. Какое-то отчаяние и одиночес-
 тво -я и не знал. что такие чувства живут во мне - вырва-
 лось из самых глубин моего существа на поверхность и зас-
 тавило меня вскочить и выбежать из комнаты. Как безум-
 ный, я скатился вниз по лестнице и вылетел из дома на улицу.
 
 Эдди стоял у подъезда, беседуя с двумя мужчинами в
 блестящих голубых костюмах. Увидев, как я выбежал, он
 начал надрывно хохотать.
 
 - Ну как, круто? - спросил он, по-прежнему стараясь
 говорить как американец. - "Фигуры перед зеркалом - это
 только начало". Какой класс! Какой класс!
 
 Рассказывая эту историю дону Хуану в первый раз, я
 упомянул о том, что на меня произвели очень глубокое впе-
 чатление цирковая мелодия и старая проститутка, неуклюже
 кружащаяся под эту музыку. И еще мне было очень непри-
 ятно осознать, насколько бездушен мой друг.
 
 Когда я закончил рассказывать этот случай во второй
 раз - в этих соноранских предгорьях, - я весь дрожал. На
 меня загадочным образом воздействовало нечто совершен-
 но неопределенное.
 
 - Эта история, - сказал дон Хуан, - должна войти в
 твой альбом памятных событий. Твой друг, сам того не по-
 дозревая, дал тебе, как он правильно заметил, нечто такое,
 что останется с тобой на всю жизнь.
 
 - Для меня это просто грустная история, дон Хуан, но
 это и все, - заявил я.
 
 - Она действительно грустна, как и другие твои ис-
 тории, - ответил дон Хуан, - но она совсем другая, она
 может быть памятной для тебя, потому что она затрагивает
 каждого из нас, людей, а не только тебя, в отличие от других
 твоих сказок. Видишь ли, как и мадам Людмила, мы все -
 старые и молодые - дедаем свои "фигуры перед зеркалом",
 в том или ином виде. Вспомни все, что ты знаешь о людях.
 Подумай о людях на этой Земле, и ты поймешь без тени
 сомнения, что не важно, кто они или что бы они ни думали
 о себе, чем бы ни занимались, результат их действий всегда
 один и тот же: бессмысленные фигуры перед зеркалом.
 
  Часть первая
 
 ТРЕПЕТ В ВОЗДУХЕ
 
 
 ПУТЕШЕСТВИЕ СИЛЫ
 
 
  Когда я познакомился с доном Хуаном, я был очень при-
 лежным студентом-антропологом и хотел начать свою
 антропологическую карьеру, опубликовав как можно боль-
 ше материалов. Мне обязательно нужно было вскарабкаться
 вверх по академической лестнице, а для этого, по моим рас-
 четам, не могло быть лучшего старта, чем собирание данных
 по использованию лекарственных растений индейцами юго-
 запада США.
 
 Сначала я попросил одного профессора антропологии,
 работавшего в этой области, чтобы он что-нибудь посовето-
 вал мне по поводу моего проекта. Он был выдающимся
 этнологом и опубликовал в конце тридцатых и начале соро-
 ковых годов много работ об индейцах Калифорнии и Сопо-
 ры (Мексика). Он терпеливо выслушал мой план. Идея зак-
 лючалась в том, чтобы написать статью, озаглавить ее "Эт-
 ноботанические данные" и опубликовать в одном журнале,
 посвященном исключительно антропологическим пробле-
 мам юго-запада Соединенных Штатов.
 
 Я предполагал собрать лекарственные растения, привез-
 ти их образцы в Ботанический сад Университета Кали-
 форнии в Лос-Анджелесе, где точно определят их виды, а
 затем описать, как и для чего индейцы Юго-Запада употреб-
 ляют их. Я уже представлял себе тысячи гербарных листов. В
 туманном будущем вырисовывалось даже издание неболь-
 шой энциклопедии по данной теме.
 Профессор снисходительно улыбнулся:
 - Не хотелось бы охлаждать ваш энтузиазм, - сказал
 он усталым голосом, -но я не могу не отозваться о вашем
 усердии в негативном смысле. Усердие в антропологии при-
 ветствуется, но оно должно быть направлено в нужное рус-
 ло. Мы все еще переживаем золотой век антропологии. Я
 имел счастье учиться у Альфреда КрЯбера и Роберта Лоуи,
 двух столпов общественных наук. Я не посрамил их доверия.
 Я по-прежнему считаю антропологию фундаментальной
 дисциплиной. Все остальные дисциплины должны ответв-
 ляться от антропологии. Вся область истории, например,
 должна называться "исторической антропологией", а об-
 ласть философии - "философской антропологией". Чело-
 век должен быть мерой всего. Поэтому антропология, наука
 о человеке, должна быть ядром любой другой дисциплины.
 Когда-нибудь так и будет.
 
 Я смотрел на него в полном изумлении. Это был, нас-
 колько я его знал, тихий, добродушный, старый профессор,
 который недавно перенес инфаркт. Кажется, я затронул в
 нем больную струну.
 
 - Не думаете ли вы, что вам следует уделять больше
 внимания теоретическим занятиям? -продолжал он между
 тем. - Вместо того чтобы заниматься полевой работой, не
 лучше ли было бы вам всерьез позаниматься лингвистикой?
 У нас на кафедре работает один из наиболее выдающихся
 лингвистов мира! На вашем месте я бы сидел у его ног и
 ловил бы каждое слово, исходящее из его уст.
 
 Кроме того, у нас есть выдающийся авторитет в области
 сравнительного религиоведения. Есть самые компетентные
 антропологи, которые создали труды о системах родства в
 культурах всего мира - с точки зрения лингвистики и с
 точки зрения познания. Вам надо иметь солидную теорети-
 ческую подготовку. Думать, что вы можете заниматься поле-
 вой работой уже сейчас, - это непростительное легкомыс-
 лие. Погрузитесь в книги, молодой человек. Вот вам мой
 совет.
 
 Я упрямо отправился со своим предложением к другому
 профессору, более молодому. Но и он мне не помог, а откры-
 то высмеял меня. Он сказал, что статья, которую я задумал,
 - это комикс о Микки Маусе. Даже с натяжкой нельзя
 считать это антропологией.
 
 - Сегодня антропологи, - сказал он "профессорским"
 тоном, - озабочены более злободневными проблемами.
 Представители медицинских и фармацевтических наук уже
 произвели бесчисленные исследования всех существующих
 лекарственных растений мира. Здесь уже обглоданы все KQC-
 ти. Предлагаемое вами собирание данных было бы уместно
 в начале девятнадцатого века. Но с тех пор прошло почти
 двести лет. Знаете ли, существует такая вещь, как прогресс.
 
 Затем он дал мне определение и истолкование прогресса
 и его совершенствования как двух философских категорий,
 которые, по его мнению, более всего применимы к антропо-
 логии.
 
 - Антропология - это единственная наука, - продол-
 жал он, - которая четко обосновывает концепцию совер-
 шенствования и прогресса. Слава богу, что в тумане цинизма
 нашего времени все еще светит луч надежды. Только антро-
 пология может продемонстрировать действительное разви-
 тие культуры и общественной организации. Только антро-
 пологи могут доказать человечеству без тени сомнения нали-
 чие прогресса в человеческом знании. Культура развивается,
 и только антропологи могут продемонстрировать образцы
 обществ, соответствующих определенным звеньям в цепи
 прогресса и совершенствования. Вот что такое антрополо-
 гия! Не какая-то там ваша жалкая полевая работа, которая и
 не полевая работа вовсе, а просто мастурбация.
 
 Это был сокрушительный удар. Хватаясь за последнюю
 соломинку, я поехал в Аризону, чтобы поговорить с антро-
 пологами, которые проводили там настоящую полевую ра-
 боту. К тому времени я уже был готов к тому, чтобы отка-
 заться от своей идеи. Я понял, что пытались мне внушить эти
 два профессора. И я был с ними полностью согласен! Мое
 стремление заниматься полевой работой было, конечно,
 просто ребяческим. И все-таки как хорошо было бы размять
 ноги в поле! Нельзя же заниматься наукой только в библио-
 теке.
 
 В Аризоне я встретился с очень опытным антропологом,
 который много писал об аризонских и сонорских индейцах
 яки. Он был крайне любезен. Не останавливал меня и не
 давал советов. Он только заметил, что индейские общины
 Юго-Запада живут очень замкнуто и что иностранцам, осо-
 бенно латинского происхождения, эти индейцы не доверя-
 ют, а то и питают к ним откровенную вражду.
 
 Его более молодой коллега был общительнее. Он сказал,
 что мне стоило бы сначала почитать книги о травах. Он был
 экспертом как раз в этой области и считал, что все, что
 можно знать о лекарственных растениях Юго-Запада, уже
 обсуждено и разложено по полочкам в различных публика-
 циях. Он даже заявил, что любой современный индейский
 травник черпает свои знания как раз из этих публикаций, а
 не из индейской традиции. Закончил он утверждением, что
 если до сих пор и сохранились какие-то традиционные цели-
 тельские практики, то индейцы ни за что не передадут их
 чужаку.
 
 - Займись лучше чем-то стоящим, - посоветовал он
 мне. - Обрати внимание на городскую антропологию. Мно-
 го денег выделяется, например, на изучение алкоголизма
 среди индейцев в больших городах. И это то, чем любой
 антрополог может заниматься без особых трудностей. Пой-
 ди и напейся в баре с местными индейцами. Затем проведи
 статистический анализ всего того, что ты о них узнаешь.
 Преврати все в цифры. Городская антропология - это ре-
 альная наука.
 
 Мне ничего не оставалось, как только прислушаться к
 советам опытных ученых. Я уже решил было лететь назад в
 Лос-Анджелес, но тут еще один мой друг-антрополог извес-
 тил меня, что собирается проехаться по Аризоне и Нью-
 Мексико, посетить все места, где он проводил раньше рабо-
 ту, и восстановить отношения с людьми, которые были ког-
 да-то его антропологическими информаторами.
 
 - Я буду рад, если ты поедешь со мной, - сказал он. -
 Работать я не собираюсь. Просто хочу повидаться с ними,
 выпить со всеми по рюмке, потрепаться. Я им накупил по-
 дарков - одеял, выпивки, курток, разной амуниции для
 ружей двадцать второго калибра. Загрузил машину всяким
 добром. Обычно, когда я хочу встретиться с ними, я езжу
 один, но при этом всегда рискую заснуть за рулем. Ты мог бы
 составить мне компанию, не давал бы мне пить лишнего, а
 если я все-таки переберу, мог бы и посидеть немного за
 рулем, а?
 
 Я так упал духом, что отклонил его предложение.
 - Мне очень жаль, Билл, - сказал я. - Эта поездка мне
 не поможет. Я больше не вижу смысла & этой идее полевой
 работы.
 
 - Не сдавайся без борьбы, - сказал Билл отечески-за-
 ботливым тоном. - Ты должен весь выложиться в борьбе, а
 если не получится, тогда что ж, можно и отказаться, но не
 раньше. Поехали со мной, и ты увидишь, как тебе понравит-
 ся Юго-Запад.
 
 Он положил руку мне на плечо. Я невольно отметил, как
 тяжела его рука. Билл всегда был высокий и сильный, но в
 последние годы в его теле появилась странная жесткость. Он
 утратил свое всегдашнее мальчишество. Его круглое лицо
 больше не лучилось молодостью, как раньше. Теперь это
 было озабоченное лицо. Я думал, что он беспокоится по
 поводу своего облысения, но иногда мне казалось, что тут
 кроется нечто большее.
 
 Итак, он стал тяжелее. Не то чтобы он потолстел: его
 тело стало более тяжелым в каком-то необъяснимом смысле.
 Я замечал это по тому, как он стал ходить, садиться и вста-
 вать. Казалось, что Билл в любом действии каждой своей
 клеточкой упорно борется с гравитацией.
 
 Кончилось тем, что, несмотря на свои расстроенные чув-
 ства, я отправился вместе с ним. Мы объехали все места в
 Аризоне и Нью-Мексико, где жили индейцы. Одним из ре-
 зультатов этого путешествия стало то, что я обнаружил в
 личности моего друга-антрополога два различных аспекта.
 Он объяснил мне, что как профессиональный ученый он
 почти не имел собственных мнений и всегда придерживался
 генеральной линии антропологической науки. Но как част-
 ному лицу полевая работа давала ему богатые и интересные
 переживания, о которых он никому не рассказывал. Эти
 переживания не втискивались в господствующие идеи ант-
 ропологии, так как их невозможно было классифицировать.
 
 Во время нашего путешествия он неизменно выпивают со
 своими экс-информаторами, после чего полностью расслаб-
 лялся. Тогда я садился за руль, а он сидел рядом и потягивают
 прямо из бутылки 30-летний "Баллантайн", В такие-то мину-
 ты Билл иногда был не прочь поговорить о своих некласси-
 фицируемых переживаниях.
 
 - Я никогда не верил в духов, - отрывисто произнес он
 однажды. - Никогда не интересовался привидениями и
 призраками, голосами в темноте и всяким таким. У меня
 было очень прагматичное, серьезное мировоззрение. Моим
 компасом всегда была наука. Но потом, когда я работал в
 поле, в меня стала проникать всякая чертовщина. Например,
 однажды ночью я отправился с несколькими индейцами на
 поиск видения*. Они собирались по-настоящему иницииро-
 вать меня посредством болезненной церемонии протыкания
 грудных мышц. Они готовили в лесу парную*. Я настраивал
 себя на то, чтобы вытерпеть боль. Чтобы придать себе силы,
 я пару раз .хлебнул. И вдруг человек, который должен был

<< Пред.           стр. 265 (из 284)           След. >>

Список литературы по разделу