<< Пред.           стр. 11 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 ласти;
  - осуществление государственной отчетности и информиро
 ванности о состоянии охраны труда, производственном травма
 тизме, профессиональной заболеваемости и т.п.;
 - международное сотрудничество в области охраны труда.
 Данный перечень дополняется некоторыми положениями ст. 210
 Трудового кодекса РФ об основных направлениях государственной политики в области охраны труда.
  Их реализация обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, профессиональными союзами и их ассоциациями, представительными органами работников.
  Интересным представляется опыт работы, направленной на создание условий безопасного труда и обеспечения охраны коллективного труда за рубежом.
  В странах с развитой экономикой осуществляются не только мероприятия по охране труда, но и принимается ряд мер в этой сфере опосредованно. Некоторые американские компании поощряют работников к похудению, уплачивая по 20 долларов за потерю 1 кг веса. Работодатели считают такой подход выгодным, поскольку резко сокращается объем ассигнований на здравоохранение, уменьшается количество болеющих работников, улучшается моральный климат на производстве, психологически стирается резкое неравенство между руководителями компании и работниками, поскольку и те и другие совместно проводят время в тренажерных залах и на спортивных площадках1.
 § 2. Требования охраны труда
  В целях более эффективной и целенаправленной работы в области охраны труда Закон об основах охраны труда в РФ разграничивает полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 5 - 7 Закона).
  Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральном законодательстве и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила,
 См.: Так работают американцы // Вечерняя Москва. - 1989. - 27 января.
 172
 
 процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
  Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, выступающими в роли работодателей, и гражданами - работниками.
  Работодатели обязаны обеспечивать безопасность труда и услд-вия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда (ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ).
  Они обязаны обеспечивать здоровье и безопасные условия труда, внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и создавать такие санитарно-гигиенические условия, которые способны предотвращать возникновение профессиональных заболеваний работников (ст. 212 Трудового кодекса РФ).
  В целях создания безопасных условий работы ни одно предприятие, производство не может быть введено в эксплуатацию, если на нем не обеспечены здоровые и безопасные условия труда. Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения не допускается без разрешения органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический и технический надзор. Требования охраны труда закон распространяет на процесс проектирования, строительства и эксплуатации производственных зданий и сооружений, а также передачу в серийное производство образцов новых машин и другого оборудования (ст. 215 Трудового кодекса РФ).
  Важное место в системе мер, обеспечивающих охрану труда, отводится нормированию безопасности производства работ и их соблюдения. В соответствии с едиными межотраслевыми и отраслевыми правилами по охране труда работодатель в силу требований ст. 14 Закона об основах охраны труда в РФ обязан обеспечивать надлежащее техническое обеспечение всех рабочих мест и создавать на них необходимые условия работы. А при отсутствии в правилах по охране труда необходимых норм по безопасности работы работодатель с участием комиссий по охране труда организаций принимает меры исходя из специфики выполнения функций (ст. 218 Трудового кодекса РФ).
  Кроме того, работодатель организует проведение инструктажа работников по технике безопасности и производственной санитарии, противопожарной безопасности и иным правилам охраны труда. Данные правила и нормативы разрабатываются и утверждаются работодателем. А вышестоящие органы, министерства и ведомства уполномочены разрабатывать и внедрять в практику соответствующие типовые правила и инструкции.
  Государственными нормативными требованиями охраны труда, изложенными в разнообразных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектах, устанавливаются правила,
 173
 
 обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников в процессе осуществления ими трудовой деятельности (ст. 211 Трудовой кодекс РФ). В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, состоящая из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда1.
  В соответствии с Федеральным законом от \1 июля 1999 г. № 181 -ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"2 и постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда"3 в России разработан ряд нормативных актов, регламентирующих отношения по охране труда и учитывающих особенности выполнения трудовых обязанностей в некоторых сферах общественно полезной деятельности.
  Среди разнообразия подобных актов можно выделить следующие:
  1. Типовая инструкция по охране труда для персонала отделений лучевой терапии, утвержденная Министерством здравоохранения РФ от 28 января 2002 г. № 18 и согласованная с Минтрудом России и ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации4. В основу Инструкции были положены требования действующих "Норм радиационной безопасности НРБ-99" СП 2.6.1. 758-99; "Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ-99" СП 2.6.1. 799-99; Федерального закона от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"3; приказа Минздрава России от 31 июля 2000 г. № 298 "Об утверждении Положения о единой государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан".
  Инструкция содержит основные организационно-технические положения по охране труда, включая общие требования безопасности, а также требования безопасности перед началом работы, во время работы, в аварийных ситуациях и по окончанию работы. На основе этой типовой инструкции в каждом учреждении, имеющем отделения или кабинет лучевой терапии, разрабатываются
 1 См.: Российская газета. - 2000. - 31 мая.
 2 См.: Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3702.
 1 См.: Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 22. - Ст. 2314.
 4 См.: Российская газета. - 2002. - 17 апреля.
 5 См.: Российская газета. - 1996. - 17 января.
 174
 
 внутренние и должностные инструкции по охране труда с учетом конкретных условий работы.
  2. Близкой по содержанию с предыдущим нормативным ак
 том является Типовая инструкция по охране труда для персонала
 рентгеновских отделений, утвержденная Министерством здра
 воохранения РФ от 28 января 2002 г. № 19'. Эта Инструкция со
 держит основные положения по охране труда сотрудников, непо
 средственно занятых в проведении рентгенодиагностических ис
 следований (врачи-рентгенологи, рентгенолаборанты, санитарки,
 инженеры и техники по наладке и эксплуатации рентгеновской
 аппаратуры), а также сотрудников, находящихся по условиям ра
 боты в сфере действия ионизирующего излучения; сотрудников,
 работающих в смежных с рентгеновским кабинетом помещениях;
 специалистов, не входящих по должностным обязанностям в штат
 рентгеновских исследований.
  К этой группе нормативных актов можно отнести также Типовую инструкцию по охране труда для персонала отделений радио-нуклидной диагностики, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2002 г. № 202.
  3. Типовая инструкция по охране труда работников военизиро
 ванных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны
 при органах внутренних дел утверждена МВД РФ от 28 февраля
 2002 г. № 1853. Она предусматривает требования по охране труда
 работников, осуществляющих охрану объектов на стационарных
 и обходных постах, начиная с приема граждан на работу, выпол
 нения трудовых обязанностей и заканчивая несением охранной
 службы в условиях чрезвычайных обстоятельств. Инструкция учи
 тывает основополагающие начала Федерального закона от 14 ап
 реля 1999 г. № 77-ФЗ "О ведомственной охране"4.
  4. Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для ра
 ботников розничной торговли утверждены постановлением Ми
 нистерства труда и социального развития РФ от 12 февраля 2002 г.
 № 95. Они учитывают специфику выполняемых трудовых обязан
 ностей различными категориями работников розничной торговли
 и включают следующие нормативные акты:
 
  - типовую инструкцию по охране труда для кассира торгового
 зала и контролера-кассира;
 - типовую инструкцию по охране труда для кладовщика;
  - типовую инструкцию по охране труда для подсобного рабо
 чего;
 1 См.: Российская газета. - 2002. - 25 апреля.
 2 См.: Российская газета. - 2002. - 8 мая.
 3 См.: Российская газета. - 2002. - 17 апреля.
 4 См.: Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 16. - Ст. 1935.
 5 См.: Российская газета. - 2002. - 3 апреля.
 175
 
  - типовую инструкцию по охране труда для приемщика това
 ров;
  - типовую инструкцию по охране труда для продавца мелко
 розничной сети;
  - типовую инструкцию по охране труда для продавца непро
 довольственных товаров;
  - типовую инструкцию по охране труда для продавца по про
 даже пива (кваса) из изотермических емкостей;
  - типовую инструкцию по охране труда для продавца продо
 вольственных товаров;
  - типовую инструкцию по охране труда для продавца, реали
 зующего продукты питания с потреблением на месте;
  - типовую инструкцию по охране труда для уборщика продо
 вольственных и служебных помещений;
  - типовую инструкцию по охране труда для работника, осу
 ществляющего прием стеклопосуды от населения;
  - типовую инструкцию по охране труда для работника, заня
 того фасовкой продовольственных товаров;
  - типовую инструкцию по охране труда для грузчика, работа
 ющего в организации торговли;
  - типовую инструкцию по охране труда для дворника, работа
 ющего в организации торговли;
  - типовую инструкцию по охране труда для дежурного у эска
 латора, работающего в организации торговли;
  - типовую инструкцию по охране труда для лифтера грузового
 малого лифта, работающего в организации торговли.
  Все перечисленные инструкции хотя и различны по содержанию, но состоят из однотипных разделов: 1. Общие требования безопасности. 2. Требования безопасности перед началом работы. 3. Требования безопасности во время работы. 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях. 5. Требования безопасности по окончании работы. На основании этих типовых инструкций разрабатываются инструкции по охране труда отдельных работников в организациях торговли с учетом условий труда в конкретной организации.
  5. Межотраслевые правила по охране труда при производстве ацетилена, кислорода, процессе напыления и газопламенной обработке металлов утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 февраля 2002 г. № 11'. Правила распространяются на работников и работодателей, занятых выполнением всех видов газопламенной обработки металлов, процессов напыления, производства ацетилена из карбида кальция и балонного кислорода и устанавливают требования охраны труда к рабочим местам и организации работ, единые для всех организа-
 ' См.: Российская газета. - 2002. - 30 мая.
 176
 
 I?
 
 ций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также на граждан, занимающихся указанными видами работ в порядке предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
  Правила определяют опасные и вредные производственные факторы, содержат требования по обеспечению безопасных условий и охраны труда к организации и проведению производственных процессов, требования к производственным помещениям, требования к производственному оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, требования к исходным материалам, положения об ответственности за нарушение правил.
  Ст. 214 Трудового кодекса РФ обязывает соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила работ и иных трудовых обязанностей не только работодателя, но и рабочих и служащих. Работник в силу ст. 15 Закона об основах охраны труда в РФ обязан соблюдать требования охраны труда, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, проходить обучение безопасным методам и приемам ведения работ, инструктаж по технике безопасности, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, немедленно сообщать вышестоящему руководителю о любых угрозах жизни и здоровью людей, несчастных случаях на производстве, проявлениях признаков профессиональных заболеваний, подвергаться медицинскому осмотру при поступлении на работу и в ее процессе.
 § 3. Организация охраны труда
  Законом определено, что государственное управление охраной труда возложено на Правительство РФ и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти по труду, к которым относится Департамент условий и охраны труда Министерства труда и социального развития РФ. Но и другие федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции осуществляют управление охраной труда. При этом Правительство РФ распределяет между ними полномочия в сфере управления охраной труда.
  Они включают функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда. Указанная многопрофильная деятельность различных министерств и ведомств в этой сфере координируется Министерством труда и социального развития РФ.
  На уровне субъектов Российской Федерации государственное управление охраной труда обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
 177
 
  Эти же цели преследует организация Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы, осуществляемая в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июля 1994 г.1
  В организациях в целях обеспечения соблюдения требований по охране труда и техники безопасности и контроля за их соблюдением создаются служба охраны труда при численности работников свыше 100 штатных единиц.
  А в организациях с меньшей численностью вводится должность специалиста по охране труда либо эти функции выполняются на договорной основе с другими организациями, оказывающими услуги по охране труда.
  Организация работы структурных подразделений по охране труда и их численность определяются работодателем самостоятельно, но с учетом рекомендаций органа исполнительной власти по труду2.
  Работники, как, впрочем, и работодатель, вправе инициировать создание в организациях комитетов или комиссий по охране труда. Поскольку они создаются по инициативе и с участием представителей сторон социально-партнерских трудовых отношений, в их состав на паритетных началах входят уполномоченные представители работодателя и работников. Постановлением Минтруда РФ от 8 апреля 1994 г. утверждены Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива3.
  Указанные общественные формирования в соответствии со ст. 218 Трудового кодекса РФ организуют совместные действия сторон по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проводят проверки условий и охраны труда на рабочих местах и информируют работников о результатах таких проверок, вносят предложения по охране труда в проекты договоров о социально-трудовом партнерстве.
 § 4. Обеспечение прав работников на охрану труда
  Как следует из п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Аналогичные права работников закреплены в ст. 21 Трудового кодекса РФ. Данные правомочия работников на безопасные условия труда также приводятся в ст. 8 Закона об ос-
 1 См.: Собрание законодательства РФ. - 1994. -• № 13. - Ст. 1530.
  2 См.: Рекомендации по организации работы службы охраны труда на пред
 приятии, в учреждении, организации, утвержденные постановлением Министер
 ства труда РФ от 30 января 1995 г. № 6 // Бюллетень Минтруда РФ. - 1995. - № 2.
 3 См.: Бюллетень Минтруда РФ. - 1994. - № 5.
 178
 
 новах охраны труда в РФ, согласно которой каждый работник имеет право на:
  - рабочее место, отвечающее требованиям производственной
 безопасности и охраны труда;
  - обязательное социальное страхование от несчастных случаев
 на производстве;
  - получение от работодателя, государственных органов, об
 щественных организаций соответствующей действительности ин
 формации об условиях охраны труда на рабочем месте, вредоно
 сности работы, порученной ему, производственном риске, по
 вреждениях здоровья, мерах по защите от воздействия вредоно
 сных факторов;
  - отказ от выполнения работ, представляющих угрозу жизни
 и здоровья работника вследствие нарушения требований по охра
 не труда, за исключением случаев, установленных федеральным
 законодательством;
  - обеспечение средствами индивидуальной и коллективной за
 щиты за счет работодателя;
 - обучение правилам техники безопасности;
  - медицинского обследования здоровья с сохранением места
 работы и должности во время его проведения;
  - компенсации, в соответствии с законодательством и дого
 ворными соглашениями, при работе с вредными и тяжелыми ус
 ловиями труда;
  - некоторые иные, обеспечивающие безопасные условия ра
 боты.
  Среди мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда, можно выделить следующие:
  1. Выдача специальной одежды (ст. 221 Трудового кодекса РФ).
 Эта мера применяется при вредных условиях труда, работах в по
 вышенных температурных режимах, связанных с загрязнениями.
 В таких случаях работникам бесплатно выдаются специальная одеж
 да и обувь, средства индивидуальной защиты (шумопоглощаю-
 щие наушники, респираторы, защитные головные уборы и др.).
  2. Выдача мыла и обезвреживающих средств (ст. 221 Трудового
 кодекса РФ). Если работа связана с загрязнением, то работникам
 бесплатно выдается мыло, другие очищающие и смывающие сред
 ства. Их вид определяется условиями работы и воздействием вред
 ных веществ на кожный покров работающих.
  3. Выдача молока и лечебно-профилактического питания соглас
 но ст. 222 Трудового кодекса РФ осуществляется на работах с вред
 ными условиями труда. На особо вредных производствах для вос
 становления здоровья выдается лечебно-профилактическое пита
 ние в соответствии с установленными нормами.
  4. Обеспечение работников горячих цехов газированной соленой
 водой. Эта профилактическая мера вводится на предприятиях с
 179
 
 наличием горячего производства по указанию органов санитарно-эпидемиологического контроля.
  5. Предоставление работникам специальных дополнительных пе
 рерывов, включаемых в рабочее время, при проведении работ на
 открытом воздухе в холодное время года или в закрытых необогре-
 ваемых помещениях, погрузочно-разгрузочных операций и иным
 категориям, определяемым законодательными актами (ст. 109, 224
 Трудового кодекса РФ).
  6. Проведение медицинских осмотров при поступлении на работу
 и периодически в процессе ее осуществления работников, занятых
 на тяжелых работах с вредными условиями труда, работах на транс
 порте, в пищевой промышленности, общественном питании и тор
 говле, водопроводных сооружениях, в лечебно-профилактических
 и детских учреждениях. Перечень работ, требующих медицинского
 обследования работников, и порядок их проведения, периодич
 ность устанавливаются органами санитарно-эпидемиологического
 надзора и здравоохранения. По решению органов местного само
 управления круг работ, предусматривающих медицинские осмот
 ры, может быть расширен (ст. 213 Трудового кодекса РФ).
  Для отдельных категорий работников вводятся дополнительные требования и правовые гарантии по охране труда. Такие меры приняты в отношении работающих женщин, работников, имеющих малолетних детей или осуществляющих уход за больными детьми (ст. 253 - 264 Трудового кодекса РФ), работников, не достигших совершеннолетия (ст. 265 - 272 Трудового кодекса РФ). Положения об улучшении условий охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи, включаются в коллективные договоры и соглашения.
  Прежде всего законодательство оговаривает вид работ, на которых запрещены работы указанных субъектов.
  В соответствии с ч. 2 ст. 265 Трудового кодекса РФ работникам, не достигшим совершеннолетия, запрещены переноска и перемещение тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при приеме и перемещении тяжестей вручную утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 7 апреля 1999 г. № 71.
  Применение труда женщин согласно ст. 253 Трудового кодекса РФ запрещено на тяжелых и вредных работах, подземных работах, за исключением нефизических работ, работ по санитарному и бытовому обслуживанию, перемещение и переноска тяжестей, превышающих установленные пределы2. В отношении беременных
 1 См.: Российская газета. - 1999. - 30 июля.
  2 См. постановление Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля
 1993 г. "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме
 и перемещении тяжестей вручную" // Российская газета. - 1993 г. - 18 февраля.
 180
 
 женщин и женщин, имеющих детей до трех лет, устанавливаются еще более жесткие ограничения, обеспечивающие охрану их труда. Ст. 259 Трудового кодекса РФ запрещает привлекать их к ночным, сверхурочным работам, работам в выходные дни и направлять в командировки.
  Такие же запреты распространяются и на работников, возраст которых не достиг восемнадцати лет. Кроме перечисленных случаев запрета этих работников нельзя использовать на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию. Это работа, связанная с обеспечением азартных игр, игорного бизнеса, в ночных кабаре, клубах, производством, хранением, реализацией спиртных напитков, токсических и наркотических препаратов, табачных изделий. Одной из мер, направленных на обеспечение охраны труда, является установление минимального возраста несовершеннолетних работников. Он не может быть менее 15 лет. Но в случаях подготовки молодежи к производственному труду возможен прием на работу обучающихся в образовательных учреждениях для выполнения легких трудовых обязанностей, не причиняющих вреда здоровью и не отвлекающих их от обучения, в свободное от учебы время, достигших возраста 14 лет с согласия законных представителей (ст. 63 Трудового кодекса РФ).
  Помимо запретов законодательство содержит ряд ограничений трудовой деятельности, способствующих безопасным условиям труда и его охране. Так, в силу ст. 96 Трудового кодекса РФ ограничивается труд женщин на работах в ночное время. Аналогичные ограничения касаются привлечения к ночным, сверхурочным работам и направления в командировки работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющим уход за больными членами семьи (ст. 264 Трудового кодекса РФ). Примечательно, что данная статья распространяется не только на женщин, но и на мужчин, воспитывающих детей без матери, и опекунов (попечителей) несовершеннолетних. В этих нормах воплощены идеи не только охраны труда работников, но и социальной защиты членов их семей, направленной на осуществление воспитательного процесса, создание нравственно здоровой и нормальной обстановки в семье. В этом проявляются социально-гуманистические начала законодательства о труде.
  Рассматривая правовой режим труда указанных категорий работников, необходимо отметить, что правила об охране труда наряду с запрещениями и ограничениями содержат основы нормирования рабочего времени и времени отдыха.
  В частности, закон предусматривает для несовершеннолетних работников сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 94 Трудового кодекса РФ), пониженные формы выработки (ст. 270 Трудового кодекса РФ), возможность доплаты при
 181
 
 сокращенной продолжительности рабочего времени до уровня полной продолжительности еженедельной работы за счет собственных средств работодателя (ст. 271 Трудового кодекса РФ).
  Законодательство содержит многочисленные нормы, устанавливающие дополнительное время отдыха. В наибольшей степени это касается труда женщин. Для женщин, работающих в сельской местности, предоставляется дополнительный еженедельный день отдыха без ограничения заработной платы. Четыре дополнительных, но оплачиваемых выходных дня отдыха предоставляются одному из работающих родителей, опекуну, попечителю для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами до достижения ими совершеннолетия. Но в условиях разгосударствления и приватизации предприятий выделение дополнительных расходов на эти цели весьма затруднительно. Поэтому закон предусматривает, что оплата каждого дополнительного выходного дня осуществляется в размере дневного заработка за счет средств фонда социального страхования (ст. 262 Трудового кодекса РФ).
  Ряд отпусков, предоставленных женщинам-работникам, связан с рождением и воспитанием детей.
  Это отпуска по беременности и родам (ст. 255 Трудового кодекса РФ), отпуска по уходу за ребенком, включая усыновленных детей (ст. 256 - 257 Трудового кодекса РФ). Необходимо отметить, что гарантии и льготы, предоставляемые женщинам, включая дополнительные отпуска, льготные режимы труда, ограничение работы в ночное, сверхурочное время, время для выходных дней, направления в командировки и т. п., распространяются не только на матерей, но и отцов, опекунов (попечителей), воспитывающих детей без матери, в силу ст. 264 Трудового кодекса РФ.
  Закон не обошел своим вниманием и труд молодежи в части предоставления льгот для отдыха. Согласно ст. 267 Трудового кодекса РФ всем несовершеннолетним работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день. Причем этот отпуск работник вправе использовать в любое удобное для него время года. Отпуск в этом случае предоставляется до истечения шести месяцев непрерывной работы в организации (ч. 3 ст. 122 Трудового кодекса РФ).
  В качестве мер охраны труда можно назвать перевод на более легкую работу беременных женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, урегулированный ст. 254 Трудового кодекса РФ; предоставление перерывов для кормления ребенка в возрасте до полутора лет (ст. 258 Трудового кодекса РФ).
  Важное значение законодатель придает гарантиям соблюдения субъективных трудовых прав работников при приеме на работу и увольнении с нее. Такие гарантии установлены в отношении беременных женщин, работников, имеющих несовершеннолетних детей (ст. 261 Трудового кодекса РФ), беременных женщин при
 182
 
 
 
 прохождении ими обязательного диспансерного обследования (ч. 3 ст. 254 Трудового кодекса РФ).
  В качестве стабилизирующего трудовую деятельность молодых работников фактора выступают дополнительные гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 269 Трудового кодекса РФ). При увольнении работников, которым не исполнилось 18 лет, помимо соблюдения общего порядка расторжения трудового договора по инициативе работодателя требуется согласие соответствующей государственной инспекции труда и районной или городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  Данные нормы хотя и не напрямую, но опосредствованно влияют на обеспечение прав работников на охрану труда.
  В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда ст. 212 Трудового кодекса РФ возлагает на работодателя обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. Аналогичные требования также содержатся в п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации"'.
  Учитывая масштабность и значимость указанных мер по охране труда Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации2 управомочивает данное ведомство организовать работу по аттестации рабочих мест, а также сертификации работ по охране труда во взаимодействии с Госкомитетом РФ по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации.
 § 5. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
  Трудовой кодекс РФ большое место уделяет нормированию отношений, связанных с расследованием и учетом несчастных случаев на производстве (ст. 227 - 231 Трудового кодекса РФ). Причем некоторые статьи (ст. 229, 230 Трудового кодекса РФ) по объему приближаются к отдельным нормативным актам.
  Важное место при расследовании несчастного случая на производстве отводится установлению факта утраты трудоспособности и повреждения здоровья работника. При расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со
 1 См.: Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3702.
  2 Утверждено постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 480 //
 Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 17. - Ст. 2019; 1998. - № 8. - Ст. 957;
 № 14. - Ст. 1583; Российская газета. - 2001. - 20 сентября.
 183
 
 смертельным исходом среди документов, подлежащих исследованию, ч. 2J ст. 229 Трудового кодекса РФ называет медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, о нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
  Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент осмотра и обследования потерпевшего. Одновременно учреждение медико-социальной экспертизы определяет нуждаемость пострадавшего работника в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом. Если же увечье получено не при выполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.
  Освидетельствование пострадавшего осуществляется по месту его жительства или прикрепления к лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения. Освидетельствование также может проводиться на дому или в стационаре, где лечится пострадавший.
  Указанные процедуры освидетельствования потери трудоспособности и повреждения здоровья работников проводятся в соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789'.
  В целях предоставления социально-правовой защиты потерпевшим вред работников Министерством труда и социального развития РФ постановлением от 18 июля 2001 г. № 56 утверждена форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а постановлением от 30 января 2002 г. № 5 - Инструкция о порядке заполнения формы указанной программы2. Она предназначена для подтверждения решения учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы о конкретных видах, формах, объемах рекомендованных мероприятий по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации и сроках их исполнения.
  В целях реализации указанного постановления Правительства РФ Министерство труда и социального развития РФ постановлением от 15 октября 2001 г. № 753 утвердило формы документов о результатах определения бюро (главным бюро) медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и Инструкции о порядке их заполнения.
 1 См.: Российская газета. - 2000. - 31 октября.
 2 См.: Российская газета. - 2002. - 20 февраля.
 3 См.: Российская газета. - 2001. - 21 ноября.
 184
 
  Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве регулируется одноименным положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 марта 1999 г. № 279'. Оно является нормативным актом, обязательным для исполнения всеми организациями независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, профиля деятельности, ведомственной принадлежности, а также для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, использующего наемный труд.
  Расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, если они произошли:
  - в течение рабочего времени на территории организации
 или вне ее, во время перерыва в работе в соответствии с прави
 лами внутреннего распорядка, приведения в порядок рабочего
 места и орудий производства перед началом работы, после нее,
 при выполнении работ в сверхурочное время, выходные, празд
 ничные дни;
  - при следовании к месту работы или с работы на транспорт
 ном средстве работодателя, личном транспорте, используемом для
 производственных целей по договору или распоряжению работо
 дателя;
 - при следовании к месту служебной командировки и обратно;
  - при следовании в транспортном средстве в качестве смен
 щика во время междусменного отдыха;
  - при работе вахтово-экспедиционным методом во время
 междусменного отдыха;
  - при выполнении работ, не являющихся трудовой обязанно
 стью работника, но необходимых для предотвращения аварии,
 несчастного случая или в интересах работодателя. Последний слу
 чай напоминает обязательство, вытекающее при спасении иму
 щества, которое до принятия нового ГК РФ знало гражданское
 законодательство.
  Наступление несчастного случая согласно п. 4 Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (далее - Положение) вызывает необходимость незамедлительной организации медицинской помощи пострадавшему, сообщения о случившемся работодателю, принятия мер предотвращения развития аварийной ситуации, сохранения в неприкосновенности обстановки, при которой произошел несчастный случай.
  Если в результате несчастного случая пострадали два и более человек, работодатель или уполномоченное им лицо в соответствии со ст. 5 Положения в течение суток обязаны сообщить в следующие органы: государственную инспекцию труда, прокуратуру (организации - по месту регистрации, индивидуальные предприниматели - по месту регистрации), орган исполнительной
 См.: Российская газета. - 1999. - 30 марта.
 185
 
 власти, территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел на подконтрольном ему объекте.
  Организации, где произошел несчастный случай, дополнительно информируют федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности, организацию, направившую работника - потерпевшего, территориальное объединение профсоюзов. Особый порядок уведомления установлен в отношении несчастных случаев, произошедших на судах.
  Для расследования несчастного случая приказом работодателя создается комиссия в количестве не менее трех человек, в состав которой входят специалист по охране труда, представитель работодателя, профсоюзного органа или иного уполномоченного представительного органа работников (ч. 2 п. 8 Положения). А в происшедших у индивидуального предпринимателя несчастных случаях на производстве в состав комиссии включаются сам работодатель или его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда (ч. 3 п. 8 Положения).
  При крупных авариях, повлекших человеческие жертвы 15 и более человек, расследование проводит комиссия, формируемая Правительством РФ (п. 10 Положения).
  Расследование причин и условий, способствовавших несчастному случаю, должно быть проведено в течение трех дней, а групповых, тяжелых и повлекших человеческие жертвы несчастных случаев - 15 дней (п. 1 Положения). Собрав все необходимые сведения о несчастном случае и проанализировав все обобщенные фактические данные, комиссией определяется: произошел ли несчастный случай при обстоятельствах, связанных с производственной деятельностью и выполнением пострадавшим работником возложенных на него трудовых обязанностей, квалифицируется характер несчастного случая с указанием причастности к нему лиц, нарушивших требования техники безопасности и охраны труда, предусмотренных нормативными актами, намечаются меры по устранению причин и условий, способствовавших произошедшему, и предупреждению несчастных случаев на производстве.
  В соответствии с п. 18 Положения по каждому факту несчастного случая на производстве, вызвавшему потерю работоспособности работника или его смерть, оформляется специальный акт по форме Н-1. Акт составляется в двух экземплярах. Один из них не позднее трех дней вручается пострадавшему, его родственникам или доверенному лицу по их требованию. Второй хранится вместе с материалами расследования по месту работы пострадавшего в течение 45 лет (п. 21 Положения).
  Акты по форме Н-1 регистрируются в специальном журнале учета работодателем. Произошедшие несчастные случаи включаются в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве. Копии актов о расследовании груп-
 186
 
 новых несчастных случаев и повлекших человеческие жертвы вместе с материалами расследования в трехдневный срок направляются в прокуратуру, государственную инспекцию труда, территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел на подконтрольном ему объекте, федеральную инспекцию труда и федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности для анализа и принятия профилактических мер по устранению условий, способствующих производственному травматизму (пп. 22-25 Положения).
  24 мая 2000 г. постановлением Правительства РФ № 406' были внесены существенные изменения в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 2792.
  Согласно внесенным коррективам в упомянутый нормативный акт несчастный случай считается страховым при его наступлении с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  Каждый работник, с которым произошел несчастный случай на производстве, вправе принимать личное участие в расследовании. Если же в процессе расследования будет установлено, что грубая неосторожность пострадавшего работника способствовала возникновению или увеличению объема вреда, причиненного его здоровью, то комиссия, проводящая расследование, определяет в процентном отношении степень вины застрахованного лица.
  Кроме фиксации несчастных случаев на производстве законодательством важное место отводится выявлению профессиональных заболеваний (ст. 227 Трудового кодекса РФ). В соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 9673 его действие распространяется на факты острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений), возникновение которых у других лиц обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
  Острым профессиональным заболеванием (отравлением) признается заболевание, являющееся в большинстве случаев результатом однократного (в течение одного рабочего дня или одной рабочей смены) воздействия вредного производственного фактора или их
 1 См.: Российская газета. - 2000. - 1 июня.

<< Пред.           стр. 11 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу