<< Пред.           стр. 14 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Казанцев
 
 225
 
 может считаться заключенным на неопределенный срок. В отличие от временных работников при приеме сезонных устанавливается испытание, но не свыше двух недель. Оплачиваемые отпуска предоставляются им на таких же условиях, как и временным работникам - из расчета два календарных дня за каждый месяц работы. Таким образом максимальная продолжительность оплачиваемого отпуска сезонника - 12 дней.
  Если работник-сезонник собирается досрочно расторгнуть трудовой договор, он обязан предупредить об этом работодателя в письменной форме за три календарных дня. А если организация ликвидируется либо в ней намечено сокращение численности или штата работников, то работодатель обязан предупредить сезонников об их предстоящем увольнении в письменной форме под расписку не менее чем за семь календарных дней. При этом им выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.
  Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом (гл. 47 ТК РФ). Вахтовый метод работы используется в тех случаях, когда работники проживают на значительном расстоянии от своего места работы и чисто физически не имеют возможности ежедневно являться на работу и возвращаться домой. В связи с этим создаются вахтовые бригады. Работников организованно привозят на объект производства, где они (в специально оборудованных всем необходимым вахтовых поселках) временно проживают в период выполнения заданных работ.
  Обычно продолжительность вахты (вахтовой смены) длится в течение месяца. В исключительных же случаях такая смена может быть увеличена работодателем до трех месяцев. Решение об увеличении продолжительности вахты принимается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.
  При вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени. И рабочее время, и время отдыха регламентируются графиком работы на вахте, в котором предусматривается время, необходимое для доставки работников на вахту и обратно. Дни нахождения в пути в рабочее время не включаются.
  В силу специфики вахтового метода неизбежно бывают переработки рабочего времени. Они накапливаются в течение календарного года, суммируются и затем компенсируются работникам в виде предоставления дополнительных дней отдыха.
  Кроме того, за каждый календарный день пребывания на вахте, а также за фактические дни нахождения в пути вахтовым работникам выплачивается соответствующая надбавка (взамен суточных); размеры надбавки устанавливаются Правительством РФ.
  Дополнительные гарантии и компенсации предоставляются работникам, выезжающим на вахты в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
 226
 
  Категорически запрещается привлекать к вахтовому методу работы несовершеннолетних, беременных, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также лиц, имеющих медицинские противопоказания к выполнению работ таким методом.
  Лица, работающие у работодателей - физических лиц (гл. 48 ТК РФ). Иногда такие лица именуются домашними работниками. К ним, например, относятся прислуга, гувернеры, домашние телохранители и охранники, сторожа, вахтеры, домашние секретари и др. В определенном смысле к ним можно отнести лиц, работающих по найму у главы крестьянского (фермерского) хозяйства, кого раньше называли батраками, примаками и т.п.
  Между названными лицами и работодателем - физическим лицом ("хозяином") заключается письменный трудовой договор, в который записываются все условия, существенные для обеих сторон.
  Этот договор работодатель обязан зарегистрировать в соответствующем органе местного самоуправления. Кроме того, работодатель обязан:
  - уплачивать страховые взносы и другие обязательные плате
 жи в порядке и размерах, которые определяются федеральными
 законами;
  - оформлять страховое свидетельство государственного пен
 сионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.
  Особенность трудового договора, заключенного работником с работодателем - физическим лицом, состоит в том, что он является единственным документом, подтверждающим время работы у такого работодателя. Сам работодатель не имеет права производить записи в трудовых книжках, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.
  Большинство вопросов, связанных с выполнением трудовой деятельности у работодателя - физического лица, согласовывается сторонами самостоятельно с тем, однако, чтобы основные принципы, установленные трудовым законодательством, были соблюдены. Так, например, продолжительность рабочей недели не может быть больше, а продолжительность ежегодно оплачиваемого отпуска меньше, чем установленные Трудовым кодексом РФ.
  На практике бывает, что трудовые отношения между указанными лицами не оформляются трудовым договором. Это может привести к негативным правовым последствиям как для работника, так и для работодателя - физического лица. У первого возникнут проблемы с определением страхового стажа, у второго - недоразумения с федеральной инспекцией труда и правоохранительными органами.
  В некоторых случаях работники, выполняющие работы у физических лиц, состоят в трудовых правоотношениях с соответствующими организациями, например в частных охранных агентствах.
 227
 
 Такие организации заключают с физическим лицом гражданско-правовой договор, направляя своих работников для выполнения оговоренной трудовой деятельности.
  Надомники (гл. 49 ТК РФ). Таковыми считаются лица, которые заключили трудовой договор с работодателем (в том числе и с работодателем - физическим лицом) о выполнении определенной работы на дому. При этом материалы, инструменты, механизмы, необходимые для такой работы, либо выдаются работодателем, либо приобретаются надомником за свой счет с соот-.. ветствуюшей компенсацией.
  Все основные условия работы определяются в трудовом договоре. Этот трудовой договор по своему характеру весьма схож с обычным гражданско-правовым договором; однако на надомников распространяется действие трудового законодательства с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ (ст. 310 ТК РФ). Это означает, в частности, что продолжительность рабочего времени и ежегодного оплачиваемого отпуска, трудовые гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, в полной мере распространяются на надомников.
  Лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (гл. 50 ТК РФ). В обиходе эту категорию работников называют северянами. Главная особенность регулирования их труда состоит в том, что из-за экстремальных природно-климатических условий северянам предоставляются дополнительные меры возмещения материальных и физиологических затрат. К ним, в частности, относятся: установление районных коэффициентов, процентных надбавок к заработной плате, дополнительных льгот при предоставлении оплачиваемых отпусков, предоставление компенсаций различных расходов (на оплату стоимости проезда и прово* за багажа к месту использования отпуска и обратно, а также переезда к месту работы), предоставление других гарантий.
  Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регулируется Трудовым кодексом РФ, Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами, а также коллективными договорами и соглашениями.
  До принятия Трудового кодекса РФ оплата труда работников этих местностей осуществлялась в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при этом им гарантировалась выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате (ст. 7 указанного Закона). Это означало, что указанный порядок мог устанавливаться нормативными правовыми актами различного уровня. Согласно же ст. 316 и 317 ТК РФ
 228
 
 размеры и районного коэффициента, и процентной надбавки к заработной плате, а также сам порядок их выплат устанавливаются только федеральным законом. Пока такого закона нет, поэтому указанные размеры определены предыдущими нормативными правовыми актами. Так, в письме от 9 апреля 2001 г. Минтруда РФ № 1608-16 и Пенсионного фонда РФ № 06-27/2969 были приведены централизованно установленные районные коэффициенты в непроизводственной сфере, а порядок установления процентных надбавок обобщен в письме Госкомсевера РФ от 23 августа 1993 г. № 2028. Разумеется, эти письма не имеют силы федерального закона, но пока они действуют1. Согласно этим письмам районные коэффициенты варьируют в зависимости от расположения указанных территорий от 2,0 до 1,15; процентные надбавки устанавливаются с учетом продолжительности работы. Так, например, коэффициент в размере 2,0 применяется к заработной плате работников в районах островов Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и острова Диксон), в Чукотском автономном округе и некоторых других районах, а процентная надбавка к заработной плате этих работников устанавливается в размере десяти процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на десять процентов за каждые последующие шесть месяцев работы до достижения ста процентов заработка. Коэффициент в размере 1,15 применяется в Республике Карелия (за исключением нескольких районов, где он выше), а процентная надбавка устанавливается в размере 10 процентов заработка по истечении первого года работы с увеличением на десять процентов заработка за каждые последующие два года работы, но не свыше тридцати процентов заработка.
  Кроме обычных ежегодных основных и дополнительных отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются еще дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней. Эти сроки установлены Трудовым кодексом РФ, и они на несколько дней больше установленных в ст. 14 Закона РФ "О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера...", поэтому названная статья хотя и не отменена, но утратила силу.
  Все полагающиеся северянам оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска разрешается соединять по желанию работника, но не более чем за два года. Общая продолжительность соединенного
  1 Подробное изложение этих писем с перечислением размеров выплат в различных районах приводится в мартовских номерах "Российской газеты" за 2002 г. в рубрике "Полезная книжка", в статьях М.Яновича "Если вы северянин".
 229
 
 отпуска, включая время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, может достигать шести месяцев (полгода).
  Для сопровождения ребенка (а ребенком по Семейному кодексу РФ признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет), поступающего учиться в отдаленное образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования, работодатель обязан предоставить одному из работающих родителей (опекуну, попечителю, усыновителю) ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть, но не менее 14 календарных дней, при этом такой отпуск дается один раз для каждого ребенка.
  Работники транспорта. Трудовые отношения, в том числе гарантии и компенсации работников транспорта регулируются не только Трудовым кодексом РФ, но и другими соответствующими федеральными законами, уставами службы, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, иными нормативными правовыми актами.
  Так, в соответствии с Федеральным законом от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" особенности режима рабочего времени и времени отдыха, убловий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом в области железнодорожного транспорта. Они должны пройти профессиональный отбор, иметь соответствующую подготовку и здоровье, необходимые для исполнения должностных обязанностей, в порядке, определяемом федеральным органом в области железнодорожного транспорта. Кроме того, эти работники, а также лица, подвергшиеся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда, проходят в установленном порядке обязательные медицинские освидетельствования и осмотры.
  Работники предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса, не могут привлекаться по решениям органов государственной власти для выполнения другой работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  Все работники предприятий и учреждений железнодорожного транспорта ежегодно пользуются правом на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ.
  Условия и оплата труда, вопросы обеспечения личной безопасности, гарантии правовой и социальной защиты работников подразделений военизированной охраны, а также гарантии и компенсации, предоставляемые работникам предприятий и учреждений железнодорожного транспорта с разъездным характером тру-
 230
 
 I
 
 да при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территориях других государств, определяются Правительством РФ и международными договорами Российской Федерации.
  Дисциплина на железнодорожном транспорте регулируется законодательством РФ о труде и Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утверждаемым Правительством РФ. Грубым нарушением трудовой дисциплины является прекращение работы на железных дорогах как средство разрешения коллективных трудовых споров.
  Труд работников водного транспорта регулируется соответствующими кодексами. Так, например, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна, даже если он и не является работодателем.
  На судне, плавающем под Государственным флагом Российской Федерации, ряд должностей командного состава не могут занимать иностранные граждане и апатриды (должности капитана судна, его старшего помощника, старшего механика и радиоспециалиста).
  Педагогические работники. Труд этой категории работников регламентирован кроме общего законодательства о труде Законом РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ и Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
  Согласно им трудовые отношения между работником образовательного учреждения и образовательным учреждением регулируются в первую очередь трудовым договором, условия которого не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде. Однако этот трудовой договор заключается только на срок до пяти лет (ст. 332 ТК РФ).
  В Трудовом кодексе РФ (глава 52) в основном воспроизведены отдельные положения названных законов и при этом допущена одна принципиальная ошибка. Кодекс повторил норму Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которая признана неконституционной.
  27 декабря 1999 г. Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением № 19 по делу о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи с жалобами граждан В.П.Малкова и Ю.А.Атропова, а также запросом Вахитовского районного суда города Казани" признал положения упомянутого пункта, предусматривающие возрастные ограничения для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебных
 231
 
 заведениях, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (ч. 1 и 2) и 37 (ч. 1). Признанные неконституционными названные положения противоречили как конституционным принципам, так и принципам самого Трудового кодекса РФ, принятого уже позднее (ст. 2 и 3), которые провозглашают свободу труда и запрещение дискриминации в зависимости от возраста работника. Как известно, Конституционный Суд РФ проверяет конституционность лишь тех положений, которые применены к конкретным заявителям. В приведенном случае Конституционный Суд РФ рассматривал дело о проверке конституционности указанного закона применительно только к заявителям, которые работали заведующими кафедрами в вузах. Однако доводы, высказанные в этом постановлении Конституционного Суда РФ, в равной мере можно отнести и к другим категориям педагогических работников, в том числе ректорам, проректорам, деканам факультетов, руководителям филиалов (институтов). Не исключено, что кто-то из работников этих категорий обратится в Конституционный Суд РФ с аналогичной жалобой и суд будет связан своим же постановлением № 19. Между тем Трудовой кодекс РФ (п. 3 ст. 336) сохранил возрастные ограничения перечисленных категорий, что, конечно, неверно.
  Труд работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений России за границей, регулируется нормами гл. 53 ТК РФ и другими общеобязательными положениями законодательства Российской Федерации о труде.
  Что же касается порядка и условий выплаты компенсаций таким работникам в связи с их переездом к месту работы, условий материально-бытового обеспечения, то они устанавливаются специальными нормами Правительства РФ применительно к особенностям страны пребывания.
  С этими работниками трудовой договор заключается на срок до трех лет, и при этом им гарантируется сохранение их предыдущей или равноценной работы на Родине.
  Трудовой кодекс РФ предусматривает семь дополнительных оснований прекращения работы в представительстве Российской Федерации за границей, которые связаны со спецификой такой деятельности. Это, например, возникновение чрезвычайных ситуаций в стране пребывания, объявление работника персоной нон грата, уменьшение установленной квоты дипломатических или технических работников, несоблюдение работником обычаев и законов страны пребывания и др.
  Работники религиозных организаций. В основном трудовые отношения в данной сфере определяются так называемыми внутренними установлениями религиозной организации при непре-
 232
 
 менном условии, что они не противоречат российскому законодательству. Так, деятельность православных религиозных организаций определяется, в частности, Уставом об управлении Русской Православной Церкви, принятым Поместным Собором Русской Православной Церкви 8 июня 1988 г., Уставом религиозной организации "Русская Православная Церковь", утвержденным Патриархом Московским и всея Руси 24 февраля 1991 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными определением Священного Синода от 6 октября 1998 г.), и некоторыми другими внутренними и учредительными документами Русской Православной Церкви1. Помимо организационных, управленческих, имущественных вопросов в них регламентируются и некоторые трудовые отклонения. Особенности регулирования труда других категорий работников. К этим категориям Трудовой кодекс РФ относит лиц, работающих в организациях Вооруженных сил Российской Федерации и других военизированных организациях, медицинских работников и творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков, лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, а также профессиональных спортсменов. Нормы ст. 346-351 Трудового кодекса РФ, в которых говорится об этих категориях работников, носят либо бланкетный, либо отсылочный характер и потому, по-видимому, информационно избыточны.
 Контрольные вопросы
  1. Чем вызвано особое регулирование некоторых сторон труда отдель
 ных категорий работников?
  2. Труд каких категорий работников имеет некоторые особенности
 регулирования, специально выделенные в Трудовом кодексе РФ?
  3. Какие имеются гарантии и компенсации у работающих женщин и
 лиц с семейными обязанностями?
 4. Каковы особенности регулирования труда несовершеннолетних?
 5. В чем заключаются особенности регулирования труда северян?
  6. Какими нормативно-правовыми актами регулируется труд работ
 ников транспорта?
  7. Как регулируется труд других категорий работников, перечислен
 ных в разделе 7 Трудового кодекса РФ?
  1 См.: "Русская Православная Церковь и право": Комментарий / Отв. ред. М. В. Ильичев. - М., 1999.
 
  Глава 14 ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ
 § 1. Способы защиты трудовых прав работников
  Защита трудовых прав работников представляет собой действия по предупреждению нарушения или восстановлению нарушенных прав, охраняемых законом интересов граждан, занятых в коллективном труде путем заключения трудовых договоров.
  Защита трудовых прав работников может осуществляться как специально созданными уполномоченными органами, так и самими работниками. Способы защиты трудовых прав работников закреплены в ст. 352 Трудового кодекса РФ. К ним относятся:
  - государственный надзор и контроль за соблюдением трудо
 вого законодательства;
  - защита трудовых прав работников профессиональными со
 юзами;
 - самозащита работниками трудовых прав.
 Перечисленные способы закон называет основными способа
 ми защиты трудовых прав работников.
 Различают особый и общий порядок защиты.
  Особый порядок защиты трудовых прав - это, по существу, административный порядок. Таким способом, в частности, происходит защита прав и законных интересов работника, обратившегося в вышестоящий орган по отношению к организации, в которой он работает, в порядке подведомственности. Но это характерно для государственных и муниципальных организаций, поскольку организации, основанные на праве частной собственности, самостоятельны и никакому определенному ведомству не подчинены.
  Наиболее распространенным и эффективным способом защиты нарушенных прав работников является общий порядок защиты, к которому относится судебная защита. Поэтому среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленных ст. 2 Трудового кодекса РФ, закон называет обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе и в судебном порядке. К принципам, связанным с защитой трудовых прав работников, можно отнести также защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.
 234
 
  Судебными органами систематически проводятся анализы практики рассмотрения и разрешения трудовых дел о восстановлении на работе лиц, незаконно уволенных или переведенных на ниже-оплачиваемые должности; взыскании, несвоевременно выплаченной или невыплаченной (частично не выплаченной) заработной платы; о возмещении вреда, причиненного работникам при исполнении ими своих трудовых обязанностей, а также иных дел о нарушении субъективных трудовых прав.
  § 2. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
  Одним из основных способов защиты трудовых прав и законных интересов работников является государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Контрольно-надзорная деятельность осуществляется не только после нарушения субъективных трудовых прав для их защиты и восстановления, но не в процессе их осуществления, то есть по сути речь идет об охране прав.
  Различие между названными видами деятельности заключается в том, что надзор означает проверку законности решений работодателя в сфере применения законодательства о труде, а контроль - проверку решения с позиции целесообразности1.
  Надзорно-контрольная деятельность классифицируется по субъектам, ее осуществляющим, на следующие виды контроля: государственный, включая ведомственный и муниципальный; судебный; прокурорский; общественный.
  К числу государственных органов, обеспечивающих выполнение надзорно-контрольных функций, относятся следующие:
  1. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы возложен на специально уполномоченные государственные органы и инспекции (ст. 353 Трудового кодекса РФ). Это органы федеральной инспекции труда, к которым относится Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социального развития РФ (Рост-рудинспекция) и ее территориальные подразделения.
  Рострудинспекдия и ее местные органы в соответствии с Положением о ней, утвержденным Указом Президента РФ от 20 июля 1994 г. № 15042, выполняют следующие основные задачи:
  - осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде, возмещении вреда, причинен-
 1 См.: Трудовое право: Учебник/ Под ред. О.В.Смирнова. - М., 1999. - С. 416.
 2 См.: Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1476.
 235
 
 ^
 
 ного здоровью работников, социальном страховании, занятости, коллективных договорах и соглашениях, других отношениях в сфере труда;
  - анализируют причины нарушения норм об охране труда и
 готовят предложения по совершенствованию нормативных актов
 о труде;
  - проводят анализ состояния и причин производственного трав
 матизма и вносят соответствующие предложения по их профи
 лактике;
  - доводят заключения по проектам строительных норм и пра
 вил (СНИП) и других организационно-технических и норматив
 ных актов в области строительства о соответствии их норматив
 ным требованиям по охране труда и технике безопасности;
  - участвуют в выработке государственных стандартов по безо
 пасности труда;
  - осуществляют контроль за правильностью проведения рас
 следований несчастных случаев на производстве;
  - рассматривают заявления работников о нарушении их субъек
 тивных трудовых прав, прав на охрану труда, принимают меры к
 их устранению.
  В состав указанных органов введены государственные инспекторы труда, которые обеспечивают выполнение перечисленных функций. В компетенцию государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда согласно ст. 357 Трудового кодекса РФ входит: инспектирование организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности; истребование у работодателей, органов исполнительной власти и местного самоуправления различных сведений, необходимых для выполнения возложенных на них задач; расследование несчастных случаев на производстве; выдача обязательных для исполнения работодателями предписаний об устранении нарушений трудового законодательства; приостановление работы предприятий, на которых выявлены нарушения требований охраны труда, создающие угрозу жизни и здоровью работников; направление в судебные органы требований охраны труда о ликвидации организаций, прекращение их деятельности, нарушающей требования охраны труда, подтвержденные заключениями государственной экспертизы условий труда; выдача заключений о принятии в эксплуатацию производственных объектов и некоторые другие.
  Примечательно, что среди обязанностей данной категории должностных лиц ст. 358 Трудового кодекса РФ выделяет сохранение государственной, служебной, коммерческой и другой тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих служебных обязанностей. Такая обязанность сохраняется и после увольнения с работы. Кроме того, эти лица должны воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, обращение которого об
 
 236
 
 имеющихся нарушениях законодательства о труде вызвано необходимостью проверки деятельности организации-работодателя.
  В целях обеспечения законности и объективности возложенных функций государственные инспекторы труда, являясь полномочными представителями государства, находятся под его защитой и обладают существенной независимостью, что исключает вмешательство в их деятельность государственных органов и должностных лиц (ст. 359 Трудового кодекса РФ).
  Законодательство регламентирует порядок инспектирования организаций, оговаривая особую процедуру их проведения в организациях Вооруженных сил РФ, органах пограничной службы, органах внутренних дел, органах Федеральной службы безопасности, других правоохранительных органах и режимных объектах. Как следует из содержания ст. 360 Трудового кодекса РФ, такие проверки могут осуществляться только государственными инспекторами труда, получившими соответствующий допуск, и в строго оговоренный период времени. При этом такие проверки не проводятся во время военных учений, боевых действий, введения чрезвычайного положения и иных периодов напряженности.
  На государственных инспекторов труда, нарушивших свои профессиональные полномочия, могут быть наложены санкции юридической ответственности, предусмотренные действующим законодательством (ст. 364 Трудового кодекса РФ), а их неправильные решения возможно обжаловать их вышестоящему руководителю, государственному инспектору труда РФ, что не исключает опротестование в судебном порядке.
  В целях устранения препятствий, которые могут возникать при выполнении полномочий государственными инспекторами труда, Трудовой кодекс РФ (ст. 363) устанавливает меры юридической ответственности лиц, препятствующих осуществлению государственного надзора и контроля. Кроме этого, руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства, также привлекаются к юридической ответственности (ст. 362 Трудового кодекса РФ).
  2. Госкомитет РФ по надзору за безопасным ведением работ в
 промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор России) и
 его местные органы осуществляют государственный надзор в ре
 сурсодобывающих и перерабатывающих отраслях промышленно
 сти и хозяйства, при ведении взрывных и иных работ, указанных
 в ст. 366 Трудового кодекса РФ.
  3. Органы Государственного энергетического надзора РФ конт
 ролируют проведение мероприятий, обеспечивающих безопас
 ное обслуживание электрических и теплоизолирующих установок
 (ст. 367 Трудового кодекса РФ).
  4. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического над
 зора РФ (Госсанэпиднадзор России) и региональные санитарно-
 237
 
 эпидемиологические службы проводят надзор за соблюдением различными коллективными субъектами, использующими наемный труд, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидеми-ческих правил (ст. 368 Трудового кодекса РФ).
  5. Проведение государственного надзора за соблюдением пра
 вил по ядерной и радиационной безопасности входит в компе
 тенцию Государственного комитета по надзору за ядерной и радиа
 ционной безопасностью при Президенте РФ (Госатомнадзор Рос
 сии) (ст. 369 Трудового кодекса РФ).
  6. Министерства и ведомства осуществляют надзор и контроль
 за соблюдением законодательства о труде на подведомственных
 им предприятиях, в организациях, учреждениях.
  7. Органы местного самоуправления обеспечивают такую работу
 на муниципальных унитарных предприятиях.
  8. Органы судебной системы1 принимают активное участие в рас
 смотрении дел о законности правоприменительных актов о тру
 де, прежде всего касающихся увольнений и переводов работни
 ков, разрешении индивидуальных трудовых споров. Данные воп
 росы относятся к компетенции судов общей юрисдикции. А надзор
 за соответствием Конституции РФ законодательных и иных норма
 тивных актов, принимаемых на федеральном уровне, обеспечивает
 Конституционный Суд РФ. В частности, в силу его постановления
 от 4 февраля 1992 г.2 были признаны не соответствующими Кон
 ституции РФ ст. 18' и п. I1 ст. 33 КЗоТ РФ, устанавливавшие право
 работодателя увольнять работников, достигших пенсионного воз
 раста.
  9. Органы прокуратуры в соответствии с Федеральным законом
 "О прокуратуре Российской Федерации"3 осуществляют надзор за
 соблюдением законодательства о труде работодателями, министер
 ствами и ведомствами, муниципальными органами, государствен
 ными инспекциями, судами общей юрисдикции при рассмотре
 нии трудовых споров.
  Контрольно-надзорную деятельность можно классифицировать не только по субъектному составу, осуществляющему ее, но и по характеру объектов. Сфера установления условий труда требует усиленного контроля и надзора, поскольку в условиях негосударственного хозяйствования и расширения области применения наемного труда коммерческими структурами заметно повышается роль локального и автономного регулирования трудовых отношений. На этой же основе активное развитие получает договорное при-
 1 См.: Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1.
  2 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -
 1992. -№ 13.-Ст. 669.
  3 См.: Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472; 1999. -
 № 7. - Ст. 878.
 238
 
 менение установленных условий труда. Поэтому в этой сфере задачами органов федеральной инспекции труда в соответствии со ст. 355 Трудового кодекса РФ являются:
  - обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод
 граждан, включая право на безопасные условия труда;
  - обеспечение соблюдения работодателями требований трудо
 вого законодательства;
  - информирование участников трудовых отношений о наибо
 лее эффективных средствах и методах соблюдения положений нор
 мативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  - информирование органов государственной власти о выявле
 нии нарушений и злоупотреблениях, не подпадающих под дей
 ствие нормативных правовых актов.
  По целевой направленности контрольно-надзорную деятельность можно подразделить на предварительную и последующую. Предварительная контрольно-надзорная деятельность направлена на недопущение и предупреждение трудовых правонарушений, а последующая - на их выявление и восстановление нарушенных прав работников.
  За нарушения законодательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлена дисциплинарная, уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность. К ней привлекаются лица, виновные в нарушении законодательства о труде и охране труда; нарушении обязательства по коллективным договорам и социально-партнерским соглашениям; вос-препятствующие деятельности профсоюзных органов, и т.п.
 § 3. Защита трудовых прав работников профсоюзами
  Профессиональные союзы в силу ст. 370 Трудового кодекса РФ наделены правом на осуществление контроля за соблюдением работодателями нормативных правовых актов о труде.
  Данное правомочие базируется на основных задачах трудового законодательства (ст. 1 Трудового кодекса РФ) и принципа обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них (ст. 2 Трудового кодекса РФ).
  Профсоюз, как провозглашается в ст. 2 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", представляет собой добровольное общественное объединение граждан, основанное на общности их производственной, профессиональной деятельности, создаваемое для их представительства и защиты их социально-трудовых прав и законных интересов. Все профсоюзы равноправные между собой и не имеют
 239
 
 юридических преимуществ друг перед другом. Как подчеркивается в законе, профсоюзы образуются свободно, граждане вправе вступать в них по своему желанию, без предварительного разрешения.
  Важной гарантией деятельности профсоюза, закрепленной в ст. 5 Закона о профсоюзах, служит их независимость в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, политических и общественных объединений, поскольку они не подконтрольны и не подотчетны названным субъектам, которые наиболее важны при осуществлении защиты субъективных трудовых прав работников.
  Основные права профсоюзов по защите трудовых прав и законных интересов работников представлены в законе следующими правомочиями:
  1. Право на представительство и защиту субъективных трудовых прав реализуется наделением данных общественных объединений, их органов возможностью представлять и защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам индивидуальных и коллективных споров; вносить предложения по совершенствованию действующих и готовящихся к внедрению нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников; согласовать с работодателями системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок и окладов, нормы труда; посещать организации и рабочие места для осуществления проверок соблюдения безопасности условий труда; защищать право работников свободно распоряжаться своей способностью к труду, выбирать род деятельности и профессию, осуществлять работниками права на вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации.
  В силу требований ст. 372 Трудового кодекса РФ работодатель, создав проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, направляет его выборному профсоюзному органу, представляющему интересы большинства работников. Профсоюзный орган в течение пяти дней должен выразить свое письменное мнение по данному документу. Если такое мнение оказывается отрицательным или содержащим предложения по его изменению, то работодатель вправе в течение трехдневного периода предложить профсоюзному органу прийти к консенсусу путем совместных консультаций. При недостижении согласия работодатель принимает локальный акт в собственной редакции.
  Закон позволяет перенести разрешение разногласия, оформленного соответствующим протоколом, в государственную инспекцию труда либо суд, что не исключает начало процедуры коллективного спора, инициируемого профсоюзным органом. Государственная инспекция труда в течение месяца должна провести проверку соответствия локального акта действующему законодательству о труде и в случае обнаружения противоречий выдать
 240
 
 работодателю предписание об устранении нарушений, которые должны быть устранены.
  2. Право на содействие занятости и трудоустройства воплощается в практику путем принятия участия в разработке программ занятости; предложений по социальной защите работников, высвобождаемых из предприятий и организаций при их ликвидации или реорганизации; осуществления контроля за занятостью работников и соблюдением законодательства о занятости и трудоустройстве. Профсоюзы вправе вносить предложения в органы местного самоуправления об отсрочке или приостановлении массового высвобождения трудящихся граждан. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя и увольнение работника может быть осуществлено с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации в силу ст. 82 Трудового кодекса РФ, а также в случаях, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
  Статья 373 Трудового кодекса РФ устанавливает порядок восприятия работодателем мнения профсоюзного органа на факт увольнения работника. Приняв решение об увольнении работника, работодатель направляет в профсоюзный орган данной организации проект приказа и иные документы, послужившие причиной принятия мер, связанных с прекращением трудовых отношений.
  Получив указанные документы, профсоюзный орган должен в течение недельного срока разобраться в этой ситуации и направить свое письменное мнение работодателю. Если указанный срок пропущен или ответ не содержит мотивированного мнения профсоюзного органа, то данные обстоятельства не служат препятствием к увольнению работника.
  При несогласии с принятым решением работодателя об увольнении работника, выраженным в мотивированном мнении, профсоюзный орган в трехдневный срок организует дополнительное обсуждение этого вопроса с работодателем, результаты которого отражаются в протоколе.
  Если также согласительные процедуры не привели к выработке общего решения, работодатель по истечении десяти дней со дня уведомления профсоюзного органа об увольнении работника вправе принять окончательное решение. Но оно может быть обжаловано в государственную инспекцию труда, которая в течение десяти дней должна рассмотреть заявление профсоюзного органа. При обнаружении незаконности увольнения государственная инспекция труда выдает работодателю предписание о восстановлении работника в прежней должности. Одновременно закон указывает об обязательности устранения работодателем поручений закона и оплате работнику времени вынужденного прогула.
  Проведение этих процедур не лишает работников или профсоюзный орган возможности опротестовать незаконное решение об
 241
 
 увольнении и передать неурегулированные разногласия для рассмотрения в суд. Работодатель также вправе обжаловать предписание государственной инспекции труда в суд.
  3. Право на участие в коллективных договорах и соглашениях
 предусматривает ведение коллективных переговоров, заключение
 соглашений и коллективных договоров от имени представляемых
 работников; проведение профсоюзного контроля за выполнением
 коллективных договоров, соглашений; направление представле
 ний работодателям, их объединениям, органам исполнительной
 власти, органам местного самоуправления в случаях нарушений
 условий коллективных договоров и соглашений, которые должны
 быть рассмотрены адресатами в недельный срок.
  4. Право на участие в урегулировании коллективных споров обес
 печивается участием профсоюзного органа в процедурах урегули
 рования коллективных трудовых споров, организации и проведе
 нии забастовок, митингов, собраний, манифестаций, шествий,
 демонстраций и других актов общественного протеста, связанных
 с нарушениями трудовых прав работников и зашитой их социаль
 но-трудовых прав и законных интересов.
  5. Право на социальное партнерство с работодателями, органами
 государственной власти, органами местного самоуправления заклю
 чается в установлении взаимодействия в вопросах установления
 условий труда; выбора в представительные органы власти и уп
 равления; участия в управлении государственными фондами со
 циального страхования, занятости, медицинского страхования,
 пенсионными и другими фондами, формируемых за счет страхо
 вых взносов; контроля за их использованием по целевому назна
 чению; проведения и организации оздоровительных мероприятий
 в трудовых коллективах; развития санитарно-курортного лечения,
 отдыха, туризма, физкультуры и спорта.
  6. Право на взаимодействие с представительными органами ра
 ботников организации, органами управления организацией строится
 на основе сотрудничества. Формирование в организациях различ
 ных представительных органов работников не может явиться пре
 пятствием к созданию и осуществлению деятельности профсоюз
 ных органов, которые вправе рекомендовать своих представителей
 для участия в представительных органах работников данной орга
 низации. Но такое участие не лишает возможности профсоюзным
 органам обращаться непосредственно к работодателю для реше
 ния вопросов, касающихся трудовых отношений работников, уча
 ствующих в коллективном труде.
  7. Право на информацию от работодателей, органов государствен
 ной власти и органов местного самоуправления, касающуюся со
 циально-трудовых вопросов, реализуется путем ее бесплатного и
 беспрепятственного предоставления. Полученную от указанных
 субъектов информацию профсоюзные органы могут обсуждать с
 242
 
 использованием средств массовой информации. Привлечение СМИ очень активно использовалось при обсуждении проектов нового Трудового кодекса РФ.
  8. Право на осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов о труде осуществляется путем проверки законности правоприменительной деятельности работодателя в сфере труда, включая вопросы заключения, исполнения, изменения и расторжения трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ. При выявлении нарушений в применении трудового законодательства профсоюзные органы вправе требовать их устранения со стороны работодателей, которые в недельный срок с момента извещения о нарушении должны сообщить о принятии мер к их устранению.
  Важную роль закон отводит защите профсоюзных работников с целью обеспечения стабильности сохранения трудовых отношений, избежания необоснованных увольнений, поскольку многие из них, входя в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов, не освобождаются от основной работы и сохраняют трудовые отношения с работодателями.
  Поэтому закон (ст. 374 Трудового кодекса РФ) предоставляет определенные гарантии работникам, выполняющим профсоюзные функции без отрыва от производства. Увольнение таких лиц по инициативе работодателя допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, а если его нет, то в соответствии со ст. 373 Трудового кодекса РФ (т.е. с согласия профсоюзного органа организации, где работает такой работник). Подобные гарантии распространяются на руководителей профсоюзных органов организации и их заместителей, ее структурных подразделений, но не ниже цеховых и приравненных к ним.
 В этом отношении примечательны следующие прецеденты.
  Б. обратился в суд с иском к государственному унитарному предприятию (ГУП) завод Сорго "Зерноградский" о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что он был незаконно уволен в связи с сокращением штата. Б. состоял в трудовых отношениях с ГУП завод Сорго "Зерноградский", занимал должность инженера по ремонту оборудования и автотранспорта. 14 ноября 1997 г. он был избран председателем профсоюзного комитета ГУП. Примерно через год - 29 сентября 1998 г. по решению профсоюзного собрания работа профсоюзного комитета и Б. как его председателя признана неудовлетворительной и их полномочия досрочно прекращены в связи с избранием нового состава профсоюзного комитета.
  8 декабря 1998 г. Б. был уволен с работы в связи с сокращением штата, поэтому он и обратился в суд за защитой своих трудовых прав.
 243
 
  Зерноградский районный суд Ростовской области 1 октября 1999 г. отказал Б. в удовлетворении его исковых требований.
  После этого дело Б. неоднократно рассматривалось в различных судебных инстанциях, где ему всюду было отказано.
  4 сентября 2000 г. оно рассматривалось Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ, которая отменила все предыдущие судебные постановления, поскольку они выносились с нарушением норм материального права, а дело направлено на новое рассмотрение.
 В частности, Судебная коллегия указала на следующее.
  Статьей 235 КЗоТ РСФСР была установлена дополнительная гарантия, согласно которой увольнение по инициативе администрации лиц, избиравшихся в состав профсоюзных органов, но допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником виновных действий, за которые федеральным законом предусмотрена возможность увольнения (хотя КЗоТ РСФСР, в том числе и названная ст. 235, с 1 февраля 2002 г. утратил силу, норма, аналогичная этой статье, содержится в ст. 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности", который действует и в настоящее время).
  Как видно из смысла этой нормы, сказано в определении Судебной коллегии, гарантия в виде двухгодичного запрета на увольнение распространяется на лиц, избиравшихся в состав профсоюзных органов, независимо от того, по каким основаниям и фактическим причинам окончены их полномочия (вследствие их истечения, т.е. достижения их временного предела, либо досрочного прекращения полномочий вследствие их переизбрания). И в ст. 235 КЗоТ РСФСР, и в ст. 27 названного Федерального закона не указано на то, что прекращение полномочий имеет различные формы (основания). В данном споре установлено, что полномочия Б. как председателя профсоюзного комитета окончены (прекращены) досрочно, и это никем не оспаривалось. А поскольку закон не содержит каких-либо ограничений в применении указанной гарантии, она (т.е. двухгодичный запрет на увольнение) должна быть применена и к Б.1
  Таким образом, если Б. не совершал каких-то виновных действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение, он имел право еще два года трудиться на одном предприятии.
  В этом отношении примечательно последующее изменение законодательства. Центральный районный суд города Кемерово обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 235 КЗоТ РСФСР и п. 3 ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", в силу которых увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов не допускается. В своем постановлении от 24 января 2002 г. № 3-П Конституционный Суд РФ признал эти нормы не соответствующими Конституции
 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2001. - № 3.
 244

<< Пред.           стр. 14 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу