<< Пред.           стр. 4 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Озадаченный тем, что Эриксон собирает информацию столь странным
 способом, посетитель спросил Эриксона, почему бы ему просто не
 спросить пациента о его родственниках. Эриксон ответил: "Да потому,
 что если я спрошу вас о вас и вашей сестре, о вашем брате, о ваших
 родителях, вы поместите их в социальную рамку, соответствующую вашему
 образованию. Если же я буду делать это косвенно, то получу совершенно
 иную информацию. Вот она сломанная ветка одинокого железного дерева".
 По всей видимости, Эриксону очень нравился этот образ, возможно
 потому, что скорее это он был похож на одинокое железное дерево в
 пустыне, многие годы борясь со своими физическими трудностями, что
 было поистине Геркулесовской борьбой. И он продолжал: "А когда я
 упомянул о том, что можно осмотреться вокруг -- нет ли поблизости
 кустов полыни, которые выше кустов мескито, пациент будет говорит о
 своих внуках и родственниках, которые выше ростом, чем его внуки".
 
 
 
 
 
 Провоцирование рецидива болезни
 
 Иногда, когда пациенту становится лучше, особенно если выздоровление
 наступает слишком быстро, Эриксон давал ему инструкцию ухудшить свое
 состояние. Подобная процедура кажется весьма необычной и не напоминает
 ни одну из всех терапевтических техник. Но, если вспомнить о
 сопротивлении в гипнозе, то цель применения этой техники в
 психотерапии станет совершенно понятной.
 
 Пациент, который слишком активно сотрудничает с гипнотизером,
 представляет собой проблему. Иногда гипнотический субъект слишком
 охотно выполняет все инструкции, фактически он часто даже предвидит
 их, и, таким образом, становится непонятным, кто отвечает за то, что
 происходит. Весьма часто такой гипнотический субъект вдруг прекращает
 сотрудничать с гипнотизером, говоря: "А я вообще не верю, что вы
 сможете загипнотизировать меня". Из запасов мудрости, накопленной в
 истории развития гипноза, можно почерпнуть такой способ работы с
 данным видом сопротивления: гипнотизер бросает "вызов" субъекту.
 Гипнотизер дает инструкцию сопротивляться ему, что равносильно
 требованию перестать сотрудничать с ним, с гипнотизером, и потерпеть
 неудачу. Например, гипнотизер говорит: "Я хочу чтобы вы сейчас
 попробовали открыть глаза и обнаружили что вы не можете этого
 сделать". Такой вызов прямо или косвенно принуждает субъекта к попытке
 сопротивления и к последующему выводу о том, что он сопротивляться не
 может.
 
 Психодинамические психотерапевты склонны интерпретировать слишком
 быстрое выздоровление как сопротивление или уход в здоровье. Иногда
 они делают это потому, что их теория утверждает, что быстро
 выздороветь невозможно, и, таким образом, они принимают быстрое
 выздоровление за сверхсотрудничество. В иных же случаях интерпретация
 работает как вызов.
 
 В подобных ситуациях Эриксон часто действовал, используя вызов,
 который представлял скорее инструкцию, нежели интерпретацию. Если
 пациент сотрудничает с психотерапевтом слишком хорошо и выздоравливает
 слишком быстро, скорее всего вскоре последует рецидив болезни и
 пациент выразит свое разочарование в психотерапии.
 
 Чтобы избежать этого Эриксон принимал улучшение, но давал пациенту
 ухудшить свое состояние. И единственный способ сопротивления, который
 остается пациенту, это не ухудшать свое состояние, а продолжать
 улучшать его. Используя этот прием Эриксон использует различные
 объяснения, чтобы сделать такую инструкцию понятной пациенту. Одна из
 наиболее изящных процедур состояла в том, чтобы сказать пациенту: "Я
 хочу, чтобы вы пришли домой и почувствовали себя также плохо, как вы
 чувствовали себя тогда, когда пришли ко мне в первый раз со своей
 проблемой. Потому что я хочу, чтобы вы посмотрели существовало ли
 тогда что-то такое, что вам до сего времени хотелось бы сохранить и
 спасти". При успешном применении эта инструкция ухудшить свое
 состояние на самом деле предупреждает ухудшение точно так же, как
 вызов усиливает гипнотическую реакцию.
 Вызывание реакции посредством ее фрустирования
 
 Следующая техника типична как для Эриксоновского гипноза, так и для
 Эриксоновской семейной психотерапии, где применение гипноза как бы не
 предполагалось. Это техника работы с сопротивлением в гипнозе и
 вызывания "спонтанной" реакции в психотерапии. если гипнотический
 субъект реагировал лишь на часть инструкции, то Эриксон рекомендовал
 затормозить эти реакции. Таким образом, гипнотизер побуждал пациента
 вести себя определенным образом, а когда субъект начинал себя так
 вести, гипнотизер тормозил эту реакцию и переключал внимание субъекта
 на что-либо другое. Когда же гипнотизер возвращался к этой инструкции
 снова, субъект к этому времени становился более реактивным, поскольку
 у него развилась готовность к действию, но за этим следовала
 прострация.
 
 Эриксон перенес эту процедуру в семейную психотерапию. Когда он
 например интервьюировал всю семью кто-то один сидел в углу и вообще не
 разговаривал, как бы его к этому не вынуждали. С формальной точки
 зрения здесь мы имеем точно такую же проблему, как и с субъектом,
 который реагирует тем меньше, чем больше его к этому принуждают. В
 таких случаях Эриксон часто предписывал такому члену семьи вообще не
 говорить или тормозил его участие в беседе каким-либо другим способом.
 
 Подобную же процедуру Эриксон использовал в тех случаях, когда ему
 нужно было привлечь мужа к терапии жены. Он делал так, что муж,
 который решительно отказывался сотрудничать с ним, вдруг "спонтанно"
 принимал решение посещать сеансы психотерапии вместе со своей женой.
 Пока муж отказывался посещать сеансы Эриксон встречался только с его
 женой. При каждой встрече с женой он делал какое либо утверждение, с
 которым бы ее муж заведомо не согласился, и при этом добавлял: "Ваш
 муж конечно бы с этим согласился бы" или: "Я не уверен в том как ваш
 муж понял бы это". Услышав от своей жены насколько неправильно доктор
 его понимает муж проявит свою свободную волю и настоит на встрече с
 доктором и тем самым станет доступным психотерапевтическому
 воздействию.
 
 Использование локализации в пространстве
 
 Следующий аспект гипноза касается ориентации в пространстве. Наблюдая
 способность субъекта быть дезориентированным в пространстве и во
 времени гипнотизер учится воспринимать пространство и время как
 субъективные переживания. Находясь в гипнотическом состоянии человек
 может сидеть в одной комнате и думать, что он сидит в другой. Он
 может сидеть посередине комнаты и при этом видеть себя из угла этой
 комнаты. Находясь в определенной временной точке он может считать, что
 это совсем другая временная точка и что гипнотизер -- это совсем
 другой человек. С опытом к гипнотизеру приходит понимание того, что
 люди ориентируются в пространстве и времени с помощью аудиальных и
 визуальных признаков и что изменение этих признаков может изменить и
 ориентацию человека в пространстве и во времени.
 
 Именно благодаря этому опыту Эриксон в работе с семьей учитывает, как
 может измениться поседение каждого из членов семьи, если изменится их
 положение в пространстве. гораздо в большей степени, чем большинство
 семейных психотерапевтов, Эриксон был склонен к тому чтобы менять
 членов семьи местами в процессе сеанса, а также к тому чтобы
 приглашать их к себе на прием в самых различных сочетаниях.
 
 Сам он говорил так: "Когда я встречаюсь с семьей, я могу работать
 сразу со всеми, но вместе с тем я оставляю за собой свободу отправлять
 кого-то из членов семьи домой, а кого-то оставлять у себя в кабинете.
 После того как они заходят в кабинет и рассаживаются, я как-бы
 случайно упоминаю о том, что вот мол отец сидит на этом стуле, а мать
 на другом стуле, сестра сидит здесь, а брат вон там. Упомянув об этом
 я определяю их географически, каждый из них в данном интервью имеет
 свою пространственную позицию. Когда я обращаюсь к ним, я обращаюсь к
 определенной части пространства, а остальные при этом слушают. Когда
 человек обращается ко мне, другие тоже молча слушают. Такое разделение
 пространства на части предотвращает вмешательство в разговор между
 другими членами семьи, что жестоко заставляет каждого приобретать
 более объективный взгляд на проблему".
 
 Если я отправляют кого-то из кабинета, например, мать и ребенка, то я
 могу осторожно переместить отца в кресло матери. Или же если я отсылаю
 ребенка, я могу посадить мать на его стул, по крайней мере на время.
 Иногда я комментирую это так: "Теперь, когда вы сидите там, где сидел
 ваш сын, то вы имеете возможность понять его гораздо лучше". Или же:
 "Если вы сядете туда, где сидел ваш муж, то это возможно поможет вам
 понять, как он воспринимает меня". Через несколько сеансов проведенных
 со всей семьей я меняю всех членов семьи местами так, что там, где
 раньше сидела мать, теперь сидит отец. Группировки внутри семьи
 остаются, но они преобразованы к чему вы и стремились, желая изменить
 семью.
 
 Все это не только напоминает гипнотические приемы, но находится с ними
 в теснейшей связи. Шаги, которые Эриксон намечает в работе с семьей
 таковы: первый состоит в определении человека в терминах его позиций в
 пространстве. На второй стадии надо изменить эту позицию так, чтобы он
 изменился вместе с ней. Подобно этому работая в сопротивлении в
 гипнозе Эриксон многообразно обозначает и акцентирует сопротивление
 как нечто локализованное в пространстве. Он мог сказать например: "Вы
 можете обнаружить, что сидя в этом кресле вы сильно сопротивляетесь".
 Затем он просил человека пересесть в другое кресло оставляя
 сопротивление на старом месте где оно возникло.
 
 Подчеркивание положительного
 
 В конце 19 века поток идей связанных с "бессознательным"
 раздваивается. Зигмунд Фрейд считал что бессознательное состоит из
 аморальных идей стремящихся прорваться в сознание. Его
 психотерапевтический метод был построен на недоверии к всему, что
 рождается вне сознания и рационального понимания. Другой комплекс идей
 принадлежащих в основном гипнотизерам, характеризовал подсознание как
 положительную силу. Подсознание может устроить все так, что человек
 сделает для себя самое полезное из того, что он мог бы сделать.
 Поэтому гипнотизеры склонялись к тому, что следует позволять
 подсознанию выражать себя в жизни человека. Эриксон склонялся к
 последнему комплексу идей. Как при использовании гипноза, так и в
 работе с семьями он подчеркивал позитивные моменты в поведении
 человека. Это основывалось на положении о существовании внутри
 индивида естественной тенденции к развитию, а также на том, что в
 случае подчеркивания положительного пациент в большей степени
 склоняется к сотрудничеству с психотерапевтом. В отличие от
 психодинамически ориентированных психотерапевтов, чьи интерпретации
 направлены на проявление негативных и агрессивных чувств и
 поведенческих реакций, Эриксон переформулирует то, что человек делает,
 в позитивном плане. Он не преуменьшает трудности и проблемы, но
 находит в них такой аспект, который может быть использован для
 улучшения функционирования личности или семьи. Вместо того, чтобы
 предполагать наличие в подсознании агрессивных сил, которые надо
 вывести наружу, он, скорее, предполагает существование в подсознании
 сил позитивных, которые надо освободить для того, чтобы личность
 продолжала развиваться. Работая с супружеской парой или семьей,
 Эриксон не сосредоточивался на неадекватных способах взаимодействия,
 но находил такой аспект их отношений, который является ценным и
 который можно было укрепить и расширить. Представляется, что это
 сосредоточение на позитивном берет свое начало непосредственно в его
 опыте гипнотизера.
 "Посев" идей
 
 Наводя гипнотические состояния, Эриксон любил "сеять" или внедрять
 определенные идеи, а затем развивать их. Он подчеркивал определенные
 мысли в начале взаимодействия, чтобы впоследствии, когда ему
 понадобится определенная реакция, он уже имел бы предпосылки для ее
 получения. Также и в работе с семьями, уже на стадии сбора информации,
 Эриксон вводил определенные идеи. Впоследствии, в подходящей ситуации
 он мог развивать их. Именно так и гипноз Эриксона и его психотерапия
 приобретали непрерывность -- в процесс постоянно вводилось что-то
 новое, но внутри определенной рамки это новое могло быть увязано с
 тем, что было сделано ранее.
 Ампликация отклонения
 
 [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
 
 Для Эриксона характерно, что он сначала пытался добиться минимальной
 гипнотической реакции, а затем он развивал ее, амплифицируя до тех
 пор, пока не добивался цели. Он часто предостерегал гипнотизеров от
 попыток достичь слишком многого очень быстро, рекомендуя, скорее,
 принятие того, что предлагается и усиливание этого. И для работы
 Эриксона с семьями также характерно стремление к минимальному
 изменению, а затем к последующему его расширению. Если изменение было
 введено в критическую область, то, кажущееся минимальным, оно могло
 изменить всю систему. Иногда Эриксон использовал аналогию дыры в
 плотине -- Эта дыра не должна быть такой уж большой, чтобы вскоре вся
 структура плотины сильно изменилась.
 
 Семейные психотерапевты все яснее осознают тот факт, что они пытаются
 изменить систему, внутри которой определенные стереотипы повторяются,
 и, следовательно, являются стабильными. Тут представляются
 правомерными два подхода. Первый заключается в том, чтобы
 дестабилизировать систему, и тогда она, стремясь вернуться к состоянию
 стабильности, начнет использовать другие стереотипы взаимодействия.
 Другой подход состоит в том, чтобы выбрать один признак системы и
 изменить его, а затем амплифицировать это изменение, пока система не
 потеряет управление и не будет вынуждена создать новый набор
 стереотипов. Эриксон использовал и кризисное вмешательство, но в
 гораздо большей степени, чем все другие психотерапевты, он был склонен
 к тому, чтобы вызвать маленькое отклонение в функционировании системы,
 а затем увеличить его до тех пор, пока не появятся крупные изменения
 во всей системе. Такой же подход использовался Эриксоном и для
 усиления гипнотической реакции субъекта.
 Амнезия и контроль над информацией.
 
 Школы семейной психотерапии различаются в плане своих представлений о
 том, что вызывает изменения и какие должны быть процедуры введения
 этих изменений. Нередко психотерапевт убежден в том, что
 отреагирования аффекта и достижение инсайта являются именно теми
 событиями, которые ведут к изменениям. Поэтому он будет побуждать
 членов семьи к свободному выражению своих чувств друг к другу и
 помогать им понять, из-за каких прошлых переживаний они вели себя так,
 а не иначе. Очень часто семейный психотерапевт поощряет поток открытой
 свободной коммуникации между членами семьи, так, чтобы каждый из
 членов семьи говорил вслух все то, что приходит ему в голову.
 Представляется, что Эриксон не был ориентирован подобным образом, хотя
 в некоторых случаях он мог побуждать к свободному выражения аффекта,
 или к пониманию, или к открытой коммуникации, обычно он этого не
 делал. Часто он встречался со всеми членами семьи по отдельности, и,
 когда потом он собирал всех вместе, организовывал все то, что должно
 быть сказано, и как это должно быть сказано, с тем, чтобы все
 происходящее было направлено к определенной цели. Иногда он встречался
 с женой, давая ей определенные инструкции, а затем с мужем, получавшим
 от него другие инструкции. Он отнюдь не поощрял, даже предотвращал
 попытки супругов обсуждать происходящее между собой. Часто муж и жена
 получали от Эриксона свои инструкции, а затем он собирал их вместе и
 обеспечивал открытую коммуникацию между ними. Обычно он следовал
 фундаментальному правилу семейной психотерапии -- не объединяться
 постоянно с одним членом семьи против другого, или с одной частью
 семьи против другой. Тем не менее, когда он начинал входить в систему
 семьи, его влияние могло быть направлено на разные части семьи, причем
 он тщательно контролировал, как именно информация должна
 распределяться между членами семьи.
 
 Поскольку такой подход сильно отличается от всех других, любопытно
 будет проследить за его источниками. Я считаю, что он вырос из
 гипнотических техник. Опыт гипнотизера давал Эриксону возможность не
 только выдавать инструкцию, но и брать ответственность за то, что
 происходит, контролируя это, а также управлять, как это делают многие
 гипнотизеры, сознанием субъекта. Он был склонен представлять личность
 как состоящую из двух частей и управлять процессом поступления
 бессознательных идей в сознание. Очевидным примером является осознание
 забытого травматического переживания. Этот прием Эриксон использовал
 на ранних этапах своей работы с гипнотическими состояниями. Сначала он
 развивал у субъекта способность к амнезии, а затем систематически
 модифицировал способ воспроизведения травматического переживания.
 Обычно переживание воспроизводилось, но субъект выходил из
 гипнотического состояния с амнезией на это воспроизведение. Затем,
 постепенно, по шагам, с помощью специальных контролируемых способов,
 информация перемещалась из подсознания в сознание. Иногда имел место и
 инсайт относительно ситуации, затем этот инсайт подвергался амнезии и
 лишь позднее возвращался в сознание. Я считаю, что по форме этот
 процесс напоминает Эриксоновский контроль над распространением
 информации среди членов семьи, когда он разрешает обмениваться одним
 видом информации, но не другим -- до тех пор, пока конечная цель не
 будет достигнута.
 Пробуждение и освобождение
 
 Подобно некоторым другим семейным психотерапевтам, Эриксон обращал
 пристальное внимание на достижение независимости и автономии каждым

<< Пред.           стр. 4 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу