<< Пред. стр. 4 (из 11) След. >>
Кроме рассмотренных выше четырех основных методов получения первичной информации следует упомянуть о пробных продажах и личных деловых контактах. Метод пробных продаж используется при отсутствии необходимых сведений о рынке и времени для его всестороннего изучения, а также при внедрении новых и редких для изучаемого рынка товаров. Он связан с риском несения убытков, однако дает возможность установить непосредственные деловые связи с потенциальными покупателями.Рынок, на котором проходит тест, должен быть репрезентативным с точки зрения структуры населения и его потребностей, характеристики торговых предприятий, состояния конкуренции, влияния средств массовой информации и настолько продолжительным, чтобы учесть повторные покупки,а в оптимальном варианте до их стабилизации, что позволит спрогнозировать долю рынка.
Метод пробных продаж связан с высокими затратами, трудностями выбора подходящих рынков, определения продолжительности исследования, уменьшения эффекта неожиданности для конкурентов, дополнительной нагрузкой для сотрудников службы сбыта.
Личные контакты с представителями других предприятий устанавливаются и поддерживаются путем взаимных посещений, во время встреч на ярмарках, выставках, аукционах, презентациях, товарных биржах и т.п. Личные контакты имеют большое значение при изучении рынка технически сложной продукции, например, машин и оборудования. В этом случае, представитель продавца одновременно выступает и техническим консультантом покупателя. Подобные контакты могут стать источником предложений по усовершенствованию продукции и повышению ее конкурентоспособности.
Систематизация и анализ собранной информации
Систематизация первичной информации состоит обычно в классификации вариантов ответов, их кодировании и представлении в удобной для анализа форма (чаще всего, в табличной).
Анализ информации заключается в ее оценке, как правило, с использованием статистических методов. Окончательные результаты анализа часто выступают в форме рекомендаций о действиях предприятия в будущем.
Представление полученных результатов исследования.
Отчет о результатах исследования готовится в развернутом и сокращенном вариантах. Первый - представляет собой полностью документированный отчет технического характера и предназначен для специалистов отдела маркетинга. Второй - предназначен для руководителей и содержит подробное изложение основных результатов, выводов и рекомендаций.
Общие требования к содержанию отчета о проведенном маркетинговом исследовании предусматривают обязательное включение в него следующих вопросов:
o Цель обследования.
o Для кого и кем оно было проведено.
o Общее описание генеральной совокупности, охваченной обследованием.
o Размер и характер выборки, а также описание применяемых методов взвешенного отбора.
o Время проведения обследования.
o Использованный метод опроса.
o Адекватная характеристика лиц, проводивших обследование, и всех применявшихся методов контроля.
o Экземпляр анкеты.
o Фактические результаты.
o Базовые показатели, использовавшиеся для исчисления процентов.
o Географическое распределение проведенных опросов.
Исследование рынка
Исследование рынка - это комплекс мероприятий по изучению процессов в сфере товарного обращения, направленных на обеспечение сбалансированности спроса и предложения товаров и услуг.
Исследование осуществляется с точки зрения товара, конкурентов, собственно рынка, потребителя табл. 4.6.
Таблица 4.6.
Характеристика направлений исследования рынка
Направление Характеристика С точки зрения товара 1. Новизна и конкурентоспособность
2. Соответствие законодательным нормам и правилам
3. Способность удовлетворить существующие и перспективные требования покупателей
4. Необходимость совершенствования в соответствии с выявленными требованиями покупателей, законодательных актов и т.п. С точки зрения конкурентов 1. Доля конкурентов на рынке
2. Ценовая политика
3. Рекламно-пропагандистские кампании
4. Конкуренты, владеющие наибольшей долей рынка
5. Наиболее динамично развивающиеся конкуренты
6. Торговые марки (знаки) товаров конкурентов
7. Особенности товаров конкурентов, вызывающих предпочтение покупателей
8. Направления совершенствования товара
9. Упаковка товаров конкурентов, вид и особенности
10. Формы и методы сбытовой деятельности
11. Используемые каналы товародвижения
12. Мероприятия по стимулированию сбыта
13. Направления и объем расходов на НИОКР
14. Официальные данные о прибыли конкурента
15. Численность работающих в материнской компании и дочерних фирмах и отделениях
16. Слияния, покупки, продажи филиалов и дочерних предприятий
17. Публикации в средствах массовой информации С точки зрения рынка 1. Налоговая политика
2. Хозяйственное законодательство
3. Политика лицензирования
4. Политика протекционизма
5. Территориальные (географические) границы рынка
6. Потенциал рынка
7. Товарная структура
8. Конкуренция
9. Конъюнктура и тенденции ее развития С точки зрения потребителя 1. Покупательский спрос на продукцию предприятия и конкурентов
2. Запросы и потребности реальных и потенциальных потребителей
3. Мотивы приобретения товаров
4. Покупательские предпочтения
5. Характеристики потребителей
6. Типичные способы использования товара
7. Возможность сегментирования рынка по тем или иным признакам
8. Способы и время совершения покупки
9. Потребности, не удовлетворенные товаром
10. Возможное развитие потребностей реальных и потенциальных покупателей Организационные формы маркетинговыхисследований
Организационные формы проведения маркетинговых исследований определяются масштабами и структурой предприятия, целями и задачами исследований. Крупные компании оценку эффективности своей хозяйственнойдеятельности и конкурентоспособности, предпочитают проводить самостоятельно, так как значительная часть информации связана с коммерческой тайной. Что же касается изучения рынка, то исследование этих проблем часто поручается специализированным организациям.
Внутри предприятия могут создаваться проблемные группы и различные специализированные отделы по проведению маркетинговых исследований, и т.п.
Проблемные группы создаются из наиболее квалифицированных специалистов предприятия часто с привлечением сторонних специалистов для проведения конкретных исследований и подготовки решений высшим руководством по вопросам стратегии, технической или инвестиционной политики.
Специализированный отдел по проведению маркетинговых исследований создается в структурных подразделениях, тесно связанных с рынками. В его функции входит методическая разработка исследования, определение характера и источников информации, обобщение результатов и подготовкой рекомендаций. В состав отдела обычно входят специалисты по рекламе, психологии, социологии, программисты, специалисты по обработке компьютерной информации. Их штат достигает 20-50 человек.
Отдел маркетинговых исследований в составе центральной службы маркетинга создается в крупных компаниях, сочетающих функции централизованного контроля, планирования исследований и разработок с децентрализованным управлением производственной и сбытовой деятельностью. Он занимается исследованиями и разработками ориентированными на производство и внедрение новых видов продукции. Отдел проводит как собственные исследования, так и обобщает результаты исследований рынка, проводимых в подразделениях предприятия.
Отдел изучения рынков в составе отдела сбыта создается на предприятиях с централизованной системой управления и занимается, в основном, анализом сбыта и прогнозированием спроса на внешних рынках, координирует работу региональных отделов по обобщению результатов их исследований и выработке на этой основе рекомендаций для центрального аппарата.
Предприятия малого и среднего бизнеса, обычно, не имеют специальных подразделений по изучению рынка. Работа выполняется консультантами, либо специализированными организациям.
Вопросы для размышления:
1.Почему необходимы маркетинговые исследованиям?
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
.Какая разница между системой маркетинговой информации и системой сбора внешней текущей маркетинговой информации?
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
.Будет ли пользоваться системой маркетинговой информации небольшое фермерское хозяйство, расположенное вблизи небольшого города? Ответ обоснуйте.
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
.Какими источниками информации Вы бы стали пользоваться при подготовке бизнес-плана развития собственного хозяйства?
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
.Почему начинать маркетинговые исследования следует со сбора вторичной информации?
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
.Какие цели могут стоять перед исследованиями, призванными облегчить принятие решений в следующих сферах деятельности: организация распределения товара, организация производства товара, реклама, личная продажа, назначение цены товара?
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
опросы для самопроверки
1.Сведения, которые уже где-то существуют, будучи ранее собранными для других целей - это информация:
а) Первичная б) Вторичная
2.Что из нижеперечисленных не является внутренним источником вторичной информации:
а) статистическая отчетность фирмы (данные о сбыте и запасах);
б) бухгалтерская отчетность фирмы (данные о прибыли и убытках);
в) счета клиентов;
г) балансы фирм-конкурентов;
д) материалы ранее проведенных исследований;
е) письменная отчетность, хранящаяся в организации.
3.Перечисленные ниже утверждения относятся к достоинствам:
o быстрый сбор;
o относительно недорога;
o возможность сопоставления данных из нескольких источников;
o невозможность получить необходимые сведения самостоятельно;
o весьма достоверна;
o дает более полное представление о рассматриваемых проблемах
а) первичной информации б) вторичной информации
4. Перечисленные ниже утверждения относятся к недостаткам:
o сбор данных может быть связан занять со значительными затратами времени и средств;
o некоторые сведения невозможно получить самостоятельно;
o возможна ограниченность подхода к исследованию;
o неспособность собирать необходимые данные.
а) первичной информации б) вторичной информации
5. Как формулируется закон Парето применительно к маркетингу?
а) 80% потребителей покупают 20% товаров определенного вида.
б) 20% потребителей покупают 80% товаров определенного вида.
в) 50% потребителей покупают 50% товаров определенного вида.
ГЛАВА 5.
ЦЕЛЕВЫЕ РЫНКИ
Цели
После изучения данной главы Вы должны:
* Дать определения потребительскому рынку и рынку предприятий
* Назвать различия между потребительским рынком и рынком предприятий
* Дать определение сегментации
* Рассказать о критериях сегментации рынков
* Перечислить принципы сегментирования
* Назвать критерии выбора оптимальных сегментов рынка
* Рассказать о позиционировании товаров предприятия
* Рассказать о порядке выбора целевого рынка
* Назвать факторы, определяющие стратегию выбора целевого рынка
* Раскрыть значение сегментации рынка для предприятия, потребителя и общества
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предпринимательская деятельность производителей сельскохозяйственной продукции и маркетинговых посредников, других деятелей системы агробизнеса направлена на удовлетворение интересов и нужд потребителя. Потребители, "голосуя" рублем, не только награждают, но поощряют тех производителей, которые в наибольшей степени удовлетворяют их запросы.
Любой рынок, с точки зрения маркетинга, состоит из покупателей, различающихся своими вкусами, желаниями и потребностями. Они приобретают товары исходя из индивидуальных мотиваций. Предприниматели должны понимать, что при разнообразии спроса и в условиях конкуренции, покупатели будет по-разному реагировать на предлагаемые товары.
Трудно удовлетворить запросы всей массы потребителей, так как практически невозможно предложить рынку товар, который понравился бы сразу всем потребителям. Именно поэтому, выпуск и реализация товара, ориентированного на некоего "усредненного" потребителя, вряд ли будет лучшей стратегией использования потенциала предприятия.
Более того, одни потребители предпочитают высококачественные товары и готовы заплатить за них соответствующую цену, тогда как другие склонны приобрести товар по невысокой цене с приемлемыми потребительскими свойствами. Вместе с тем, возможны варианты, когда достаточно качественные товары по средней цене оказываются не востребованными ни одной из групп потребителей.
Поэтому
При планировании бизнеса необходимо рассматривать рынок как дифференцированную структуру в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара. Характеристика товарных рынков
Потребительский рынок - совокупность отдельных лиц и домохозяйств, которые приобретают товары и услуги для личного потребления.
Ежедневно население приобретает сельскохозяйственную продукцию, в свежем виде и переработанную, в частных и государственных магазинах, на мелкооптовых рынках, реализуемую как посредниками, так и самими производителями.
Рынок продовольственных товаров очень изменчив. Появление новых технологий, методов маркетинга, конъюнктурных или политических изменений сразу же сказывается на состоянии продовольственных рынков. процесс.
Отечественный рынок агропромышленной продукции переживает трудные времена:
* Потребители жалуются на высокие и нестабильные цены на продовольствие и сельскохозяйственное сырье.
* Производители обеспокоены сокращением числа оптовых покупателей, контролем над ценами со стороны посреднических структур, несоответствием между закупочными и розничными цепами и т. д.
* Общество в целом озабочено: растущей стоимостью "потребительской корзины"; низким уровнем жизни населения; использованием и сохранением природных ресурсов; общим состоянием аграрной экономики.
Рынок предприятий - совокупность физических лиц, организаций и предприятий, приобретающих товары и услуги для дальнейшего их использования в процессе производства других товаров и услуг.
Предприятия сферы общественного питания, пищевой и легкой промышленности, гостиничного бизнеса, оптовые и розничные торговцы приобретает сельскохозяйственную продукцию, в свежем и переработанном виде, у фермеров и коллективных производителей или посредников для достижения своих предпринимательских целей.
В повышении эффективности рынка продуктов питания заинтересованы и фермеры, и предприятия занятые переработкой сельскохозяйственного сырья, и посредники, и потребители, и общество в целом. Ситуация в России сегодня такова, что одни регионы достигли уровня продовольственного самообеспечения и являются активными поставщиками на всероссийский рынок, другие - имеют ограниченные возможности для вывоза продовольствия за пределы своих районов и областей третьи - являются традиционными импортерами продуктов питания (рис.5.1.).
По данным администрации Карачаево-Черкесской автономной республики совокупный объем предложения молочных продуктов в 1999 г. составлял около 56% от потребности, а сам рынок молочной продукции характеризуется рядом особенностей:
* значительной емкостью, обусловленной биологическими нормами потребления продукции;
* практическим отсутствием ограничений по номенклатуре реализуемой продукции;
* жесткими сроками реализации и условиями хранения молочной продукции;
Рис.56.1. Продовольственная обеспеченность регионов России
Регионы традиционного земледелия, производящие сельскохозяйственную продукцию в объемах достаточных для собственных нужд либо превышающих эти нужды
Регионы, в которых прямо или косвенно ограничен вывоз сельскохозяйственной продукции:
республики - Адыгея, Татарстан, Башкортостан;
области - Оренбургская, Воронежская, Курская, Ростовская, Пензенская, Тульская, Ульяновская, Волгоградская, Самарская,
Пермская (включая Коми-Пермяцкий АО), Саратовская;
края - Краснодарский, Ставропольский, Алтайский).
Регионы, традиционно ввозящие сельскохозяйственную продукцию.
Мировой опыт позволяет сформулировать определенные тенденции, характерные для развития рынка продовольствия. Они связаны с процессом адаптации пищевой промышленности к изменяющимся условиям рынка и новым технологиям, с конкурентной борьбой на продовольственном рынке, государственным регулированием производства и распределения сельскохозяйственной продукции и др.
Взаимодействие цивилизованного субъектов рынка продуктов питания, в частности, проявляется в распространении закупок у производителей скота и птицы на контрактной основе. Механизмом, координирующим это взаимодействие, являются контракты между пищевой промышленностью и крупными предприятиями розничной торговли. Для агробизнеса характерна вертикальная интеграция, которая часто перерастает рамки одной страны.
Транснациональные корпорации, занимаясь например, производством мясных консервов, используют ресурсы (семена кормовых культур, комбинированные корма, химические препараты, эмбрионы, скот, автоматизированное перерабатывающее оборудование, оптовую и розничную торговлю) рассредоточенные в различных стран и объединенные в единую операционную структуру.
Запомни!
Рынок предприятий имеет целый ряд существенных отличий отпотребительского рынка, которые необходимо учитывать при взаимодействии с ними:
Емкость рынка
Емкость рынка определяется как объем товара (в стоимостном выражении или в физических единицах), который может быть реализован на данном рынке (обычно) за год.
Емкость рынка по некоторому товару рассчитывают на основе данных промышленной и внешнеторговой статистики (в физическихединицах или в стоимостных показателях) по формуле:
где
С - емкость рынка (полное потреблениетоваранаданном рынкестраны);
R - национальное производство конкретного товара в данной стране;
Р - остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей в данной стране;
Е - экспорт;
I - импорт;
D - снижение (М - увеличение) запасов товаров у продавцов и потребителей товаров в данной стране;
Ео - косвенный экспорт;
Iо - косвенный импорт.
Косвенный экспорт - это товар, использованный в другом изделии и вывезенный за границу. Например, при анализе емкости рынка отдельных видов продукции растениеводства и животноводства (овощей и фруктов, зерна, мяса и шерсти т.д.), в качестве косвенного экспорта можно учесть их объемы в вывезенных за границу изделиях пищевой или легкой промышленности (консервы, супы, каши, кондитерские изделия и т.п.
При определении емкости рынка потребительских товаров учитываются уровень текущих доходов населения, наличие сбережений, уровень цен и другие факторы, обусловливающие тенденции изменений покупательского спроса населения.
Устанавливая емкость рынка товаров производственного назначения, необходимо иметь в виду основные тенденции развития отраслей экономики, возможности осуществления соответствующих инвестиционных проектов. Не имеет смысла выходить на рынок, если емкость его невелика, и она не станет расти в ближайшей перспективе.
Емкость рынка представляет тенденцию его развития в ближайшей перспективе, а так называемый рыночный потенциал , его возможное состояние в отдаленном будущем. Соотношение рыночной доли предприятия, емкости и потенциала рынка можно проиллюстрировать рис. 5.2.
Рис.5.2.Взаимосвязь рыночного потенциала,емкостирынкаидолирыночной доли предприятия
Сегментация рынка
Осуществление успешной коммерческой деятельности в рыночных условиях предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий покупателей. Занимаясь предпринимательской деятельностью, необходимо ориентироваться на наиболее перспективные целевые рынки. Это позволяет не распылять ресурсы, а сосредоточить их на удовлетворении потребностей избранныхгрупппокупателей, обслуживание которыхприносит предприятию максимальную выгоду.
Максимальная эффективность достигается за счет сегментации рынка.
Известно, что любой рынок состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга своими вкусами, желаниями, потребностями и мотивами совершения покупок. Поэтому производители и представители сбытовых организаций должны осознавать, что невозможно учесть такое разнообразие факторов, влияющих на принятие решения о покупке предлагаемых товаров и услуг в условиях конкуренции, если ориентироваться на весь рынок.
Другой крайностью может являться выпуск и реализация ограниченного ассортимента товаров, рассчитанных на усредненного потребителя. Только отношение к рынку как некоторой дифференцированной структуре в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара может обеспечить успех в предпринимательской деятельности.
Сегментация рынка - классификация групп потенциальных потребителей на основе различий в их нуждах, вкусах и/или поведении.
В основе сегментации рынка лежит учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Она позволяет из общего числа потенциальных потребителей выбирать определенные группы (рыночные сегменты),предъявляющиеболее или менее однородные требования к товару.
Таким образом, сегмент рынка - это особым образом выделенная часть рынка, совокупность потребителей одинаково реагирующих на одни и те же побудительные стимулы.
Сегмент рынка формируется в следующей последовательности:
o анализируются требования покупателей относительно товара предприятия;
o формируются группы покупателей со сходными требованиями к определенному товару;
o изучаются возможности производства товара, отвечающего требованиям определенных групп покупателей;
o оценивается конкурентоспособность товара;
o определяется экономическая эффективность формирования сегмента рынка;
o разрабатывается маркетинговая программа.
Именно этим достигается адресность в деятельности предприятия, что в свою очередь повышает эффективность всех маркетинговых мероприятий.
Сегментация рынка позволяет решить следующие задачи:
В соответствии со своими целями предприятие может использовать следующие способы охвата рынка:
Концентрация на одном сегменте
Небольшое предприятие по производству молочно-консервной продукции может выбрать в качестве своего сегмента целевого рынка семьи с грудными детьми и производить продукты детского питания
Ориентация на группу потребителей
По мере создания предпосылок развития производства, ассортимент продукции предприятия может расшириться до такой степени, что оно окажется способным удовлетворять в разнообразной молочной продукции детей различного возраста
Ориентация на покупательскую потребность
Особой популярностью у населения различных возрастов стали пользоваться йогурты и предприятие может сконцентрировать свое внимание на этой покупательской потребности
Выборочная специализация
Изменение конъюнктуры рынка может привести к изменению стратегии предприятия и переориентации на несколько сегментов, удовлетворяющих различные потребности различных групп потребителей
Полный охват рынка
При благоприятных условиях: стабильное финансовое положение предприятия, устойчивое снабжение сырьем, высокий уровень доходов населения предприятие может обеспечивать местный рынок всеми видами молочной продукции
Критерии сегментации
Сегментация не является чем-то произвольным. Она осуществляется в соответствии с определенными классификационными критериями и признаками (принципами).
Критерий - это показатель, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо (в нашем случае рынка).
Признак - способ выделения данного сегмента рынка.
Критерии различаются в зависимости от назначения товаров (потребительские и производственного назначения) и позволяют в итоге получить ответы на вопросы "Кто?", "Как?" и "Почему?" покупает продукцию предприятия.
Сегментация потребительских рынков
При сегментации потребительских рынков пользуются географическими (территориальными), демографическими, социально-экономическими, психографическими и поведенческими критериями.
Географическая сегментация рынка основывается на использовании таких признаков как административное деление территории, место проживания и плотность населения, численность населения для городских образований, климат и т.д. (табл. 5.1.). При этом предполагают, что потребители этих территорий обладают одинаковыми или схожими потребительскими предпочтениями.
Таблица 5.1.
Сегментация по географическим признакам
Признаки сегментации Характеристики сегментации Административное деление Территория субъектов Российской Федерации Место проживания и плотность населения Город, пригород, сельская местность Численность населения (для городов) До 5 тыс. жителей; 5-20 тыс.; 20-50 тыс.;
50-100 тыс.; 100-500 тыс.; 500-1000 тыс.; свыше 1 млн. В качестве географического сегмента могут рассматриваться целые страны или группы стран, даже континенты - Латинская Америка, например, имеющие историческую, политическую, этническую, религиозную или иную общность. Мировая практика маркетинговой деятельности дает массу примеров такого рода. Так, существуют сорта риса, пользующиеся особым спросом в некоторых африканских странах. Известны целые регионы, где по религиозным, этническим и другим причинам не употребляется в пищу свинина. Россия, одна из немногих стран, где весьма популярен ржаной хлеб.
В сегментировании рынков продукции предприятий агробизнеса огромную роль играют природные факторы , влияющие на размещение производства, а значит на особенности формирования рынков и товарных потоков. Так, регионы российского Заполярья и Западной Сибири являются важными потребителями сухого молока, консервированных овощей и фруктов. Даже в рамках больших городов вполне могут быть сформированы особые сегменты рынка, связанные с потреблением готовой продукции и полуфабрикатов для школьных, студенческих столовых и объектов питания в молодежных общежитиях.
Для предприятий агропромышленного комплекса России при определении сегментов рынка могут использоваться транспортная доступность (возможность ввоза продукции, особенно скоропортящейся); емкость рынка (потенциальный объем реализуемой продукции).
Таким образом, географическая сегментация является наиболее простой, и она раньше других стала использоваться на практике.
Часто, в силу доступности применяемых характеристик, используются демографические признаки сегментации (табл. 5.2.). В течение человеческой жизни потребительские нужды, потребности и интенсивность потребления тесно связаны с демографическими характеристиками. С возрастом изменяютсяпотребности людей домашней обстановке, предметах отдыха. Существенные изменения на протяжении жизни происходят в структуре потребляемых продуктов питания. Это обстоятельство должны особенно четко улавливать производители продовольствия и реагировать не только на демографическую структуру рынка, но и покупательские предпочтения.
Таблица 5.2.
Сегментация по демографическим признакам
Признаки сегментации Характеристики сегментации Возраст До 6 лет; 6-12; 13-19; 20-29; 30-39.....; 60 и старше Пол Мужской; женский Размер семьи Бездетные; Малодетные (3-4); Многодетные (5 и более) Этапы жизненного цикла Молодые, одинокие; одинокие; молодожены без детей; супруги с детьми до 6 лет; супруги с детьми старше 6 лет; пожилые супруги с работающим главой семьи; супруги с неработающим главой семьи; пожилые, одинокие и т.д. Возраст членов семьи и этап ее жизненного цикла определяют дифференциацию сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в соответствии с изменениями потребностей человеческого организма. Весьма эффективна дифференциация потребительского рынка по числу членов семьи. Часть покупателей, приобретает в магазине продукты питания, расфасованные на разовый прием пищи. Следовательно, товар будет лучше раскупаться, если расфасовка будет рассчитана на удовлетворение разовой потребности одного, двух, трех, максимум четырех взрослых человек.
Широкие возможности для выявления специфических сегментов рынка предоставляют особенности вкусового восприятия товаров мужчинами и женщинами. Известно, что мужчины предпочитают более крепкие сигареты и алкогольные напитки, чем женщины; мужчины предпочитают мясную пищу, а среди женщин больше вегетарианцев. По будням женщины выбирают продукты питания меньшей калорийности, а в праздники разнообразят свой рацион кондитерскими изделиями.
Круг интересов и принадлежность к той или иной социальной группе, формирующиеся в процессе социальной адаптации населения, позволяют использовать социально-экономическую сегментацию рынка (табл. 5.3.).
Таблица 5.3.
Сегментация по социально-экономическим признакам
Признаки сегментации Характеристики сегментации Уровень дохода (ежемесячный) Менее500руб.;501-1000, 1001-1500; 1501-2000 и т.д. Социальный класс (слой) Наемный рабочий; фермер; предприниматель; служащий; учащийся Род деятельности (профессия) Рабочий;инженер; историк; управленцы компаний и др. Образование Начальное; неоконченноесреднее; среднее; среднееспециальное; незаконченноевысшее; высшее Вероисповедание Католик, протестант, мусульманин, другое Национальность Англичане; немцы; русские; венгры и т.д. В наибольшей степени потребление тех или иных товаров и услуг, а следовательно,и поведение покупателя на рынке определяется уровнем его дохода. Чем большими финансовыми ресурсами обладает потребитель, тем шире его возможности как с точки зрения удовлетворения конкретных потребностей, так и структуры этих потребностей.
Рост доходов не всегда сопровождается увеличением количества потребляемых товаров конкретного наименования или группы. Например, с увеличением доходов обычно уменьшается доля средств, расходуемых на продукты питания, и возрастают расходы на удовлетворение культурных потребностей
Спрос покупателя-рабочего или экономиста, их поведение на рынке также могут существенно различаться, ибо профессиональные интересы людей накладывают свой отпечаток на мотивы приобретения того или иного товара. Профессиональные интересы формируются в процессе образования. Однако, часто бывает, что люди с одинаковым образованием имеют различные профессии. С другой стороны, можно повышать уровень своего образования, не меняя профессии. И в том, и в другом случаях возможна переориентация покупательского поведения.
В последнее десятилетие произошла поляризация населения России по уровню доходов. В стране образовалась прослойка граждан, имеющих неограниченные платежеспособные возможности, которая готова платить высокие цены за товары, обладающие особыми потребительскими свойствами (парная телятина или баранина), за высококачественную плодоовощную, экологически чистые продукты питания и т. д.
Платежеспособность основной массы населения (рабочие, мелкие служащие, преподаватели образовательных учреждений, научные работники и др.) ограничена возможностью приобретения определенного набора необходимых для здоровья продуктов питания. Особый сегмент рынка образуют пенсионеры, неквалифицированные рабочие, неполные семьи, студенты и учащиеся.
Признаки социально-экономической и демографической сегментации могуткомбинироваться в более сложные параметры сегментов.
Географические, демографические и социально-экономические критерии сегментации, относятся к группе объективных признаков , и на практике их бывает недостаточно. Для более точной сегментации рынков используются субъективные признаки - психографические и поведенческие.
Психографическая сегментация объединяет целый набор характеристик. Тип личности покупателей, их субъективная оценка товаров, привычки в потреблении, образ жизни, могут обеспечивать более точную характеристику возможной реакции покупателей на тот или иной товар, чем количественные оценки сегментов рынка по демографическим или социально-экономическим признакам. Это проявляется в личных увлечениях, поступках, интересах, мнениях, иерархии потребностей, доминирующем типе отношений с другими людьми и т.п. (табл. 5.4.).
Таблица 5.4.
Сегментация по психографическим признакам
Признаки сегментации Характеристики сегментации Образ жизни Традиционалисты; жизнелюбы; эстеты Тип личности Увлекающийся; поступающий как все; авторитарный; честолюбивый Любители туристических походов являются активными потребителями консервированных продуктов. Однако и в их среде наметилась дифференциация. Так, появление, с одной стороны, высокообеспеченной прослойки наших граждан, не утративших желания к путешествиям, а с другой, появление высококачественных саморазогреваюшихся консервов, ставших предметом их особого спроса, сформировало два различных сегмента рынка консервированных продуктов.
Поведенческая сегментация является наиболее логичной основой для формирования сегментов рынка. С точки зрения маркетинга сегментация по поведенческим признакампозволяет выделить ряд дополнительныхиочень важных сегментов. В этом случае покупатели группируются в зависимости от их знаний, отношений, характера использования и реакции на конкретный товар и т.д. (табл. 5.5.). Главное, чтобы при периодических обследованиях рынка, которые проводит предприятие, сохранялась идентичность применяемых признаков и их характеристик.
Таблица 5.5.
Сегментация по поведенческим признакам
Признаки сегментации Характеристики сегментации Частота покупок Регулярная, специальная; Искомые выгоды Качество продукции; качество; надежность; обслуживания; статус; экономия; престиж; Тип потребителя Не потреблявшийранее;потреблявший; потенциальный потребитель;впервыепотребляющий; Степень потребления Слабый потребитель; умеренный потребитель; активный потребитель; Степень приверженности Никакая; слабая; средняя; сильная; абсолютная; Степень готовности к восприятиютовара Неосведомленныйпокупатель; информированный;заинтересованный; желающий; намеревающийся приобрести; не желающие покупать; Отношениек товару Восторженное; положительное; безразличное; отрицательное; враждебное; Нормы потребления Не пользующиеся товаром; пользующиеся много: средне: мало; Широко используется ведущими мировыми компаниями сегментация постепени готовности покупателей к приобретению новых товаров. По этому признаку сложилось достаточно устойчивое распределениепотребителей (рис.5.3.).
Рис. 5.3. Классификация покупателей по степени готовности к восприятию товара
По степени приверженности покупателей к определенной товарной марке выделяют:
* безоговорочных приверженцев - потребители, всегда покупают товар одной и той же модели или фирмы;
* терпимых приверженцев - делят свои симпатии между двумя-тремя товарными марками;
* непостоянных приверженцев - переносящие своипредпочтения с одной товарной марки на другую;
* странников - потребители,не проявляющие приверженности ни кодному измарочных товаров.
Ранее мы уже отмечали, что Россия одна из не многих стран в мире выпекающих ржаной хлеб. Вместе с тем, молодежь крупных городов безразлично, а порой и враждебно относится к черному ржаному хлебу, считая его пищей людей с низкими доходами, отдавая предпочтение белому хлебу. Расширение рынка ржаного хлеба может быть достигнуто путем разъяснительной работы, объясняющей полезные свойства черного хлеба (содержание незаменимых аминокислот, жиров, протеина и т. д.), подкрепляя это соответствующей рекламной кампанией с привлечением известных людей.
Сегментация рынков предприятий
Для сегментации рынков предприятий, используется значительная часть тех же признаков, что и при сегментации потребительских рынков. Это - географические, поведенческие (искомые выгоды, интенсивность потребления, степень приверженности, готовность к восприятию товара, отношение к нему, подходы к организации закупок) и др. Наиболее употребительны экономические и технологические критерии.
Производители, работающие на рынках предприятий, выбирая для обслуживания определенные сегменты должна решить, какие отрасли они собираются обслуживать. Потребности различных покупателей овощей, например, существенно различаются. Так элитные рестораны и предприятия здравоохранения предпочитают иметь продукцию более высокого качества, чем консервные заводы. Шины, используемые в самолетостроении по надежности и стандартам безопасности должны превосходить те, которые поставляются тракторным заводам и сельскохозяйственным предприятиям для колесных тракторов
В пределах выбранной отрасли производители продовольствия и сельскохозяйственного сырья могут провести дальнейшее сегментирование своих потребителей на основании размера предприятия (малое, среднее, крупное) или его географического положения . Это позволит, при необходимости, разработать отдельные стратегии для каждого сегмента, использовать различные структуры каналов распределения. В рамках отдельной отрасли или группы потребителей можно провести сегментирование по подходам к организации закупок . Например, отношения поставщиков сельскохозяйственного сырья и их клиентов могут выражаться в осуществлении, как разовыхзакупок,так и долговременных договорных отношений.
Организации-потребители могут быть классифицированы по условиям оплаты и формам (характеру) взаимосвязей с поставщиками .
Перечисленные выше признаки сегментации рынка товаровпроизводственного назначения, как правило, эффективно работают в сочетании с признакамиличныххарактеристиклиц,представляющихпредприятие-потребителя (склонность кпринятию рискованных решений, отношениек изменению сбытовой политики, к выбору поставщика и т.д.).
Применяютсяфирменно-демографическиепризнаки: данные о размерах основных фондовикапиталепредприятий, динамике производства и ассортименте продукции, численности персонала и т.д.
Так, значимость заказчика может являться признаком для сегментации рынка предприятий . Обслуживание крупных и мелких клиентов осуществляется по различным схемам, крупные - через центральную контору, мелкие - через дилерскую сеть. Это способствует расширению арсенала средств и методов влияния на потенциальных покупателей.
Требования, предъявляемые к сегментам рынка.
Сегмент рынка должен отвечать следующим основным требованиям:
В процессе выбора целевого рынка необходимо получить ответы на следующие вопросы:
o каковы нужды и ожидания потребителей?
o в состоянии ли фирма удовлетворить их?
o сможет ли фирма сделать это лучше, чем конкуренты?
o достигнет ли она при этом поставленных целей?
В заключение разговора о сегментации рынков можно сказать, что она:
Выбор целевых сегментов рынка
После того как проведено сегментирование рынка и определены профили каждого из сегментов, следует оценить степень их привлекательности для предприятия. Обычно при такой оценке учитывают