<< Пред. стр. 9 (из 11) След. >>
Состав каналов распределения и особенности их функционирования существенно различаются.Это различие определяется:
Структура и уровни каналов распределения
Каналы распределения (товародвижения) могут быть трех видов: прямые, косвенные и смешанные.
Прямые каналы
Прямые каналы организуются для перемещения товаров и услуг без участия посреднических организаций.Выделяюттри типа прямых каналов распределения:
Разновидностями прямых каналов распределения являются:
Прямые каналы распределения в большей мере используются при реализации товаров промышленного назначения. Минский тракторный завод продает тракторы"Беларусь" мощностью 4-100 л.с. АО"Амкодор".Последнее, на базе трактора "Беларусь" создает дорожно-строительную технику (скреперы, бульдозеры, погрузчики), которыеявляются конечной продукцией АО. Таким образом, смена товаровладельца происходит только один раз, когда товар передается конечному потребителю.
В качестве самостоятельного элемента канала распределения могут быть представлены организации рыночной инфраструктуры, помогающие активизировать процесс распределения продукции.
Это:
o товарные биржи;
o ярмарки;
o выставки.
Товарная биржа в широком смысле - классический инструмент рыночного саморегулирования. Поскольку биржевая торговля по отдельным видам товаров (к биржевым товарам относятся сельскохозяйственное и промышленное сырье) сосредоточена на сравнительно небольшом количестве бирж, то возникает ситуация, близкая к состоянию свободной конкуренции.
Ярмарки и выставки также представляют собой способы активизации распределения продукции.
Косвенные каналы
Косвенные каналы распределения чаще всего используются при реализации потребительских товаров. Они могуттакжеиспользоваться и при реализации продукции производственного назначения, если ее потребителями является значительное число небольших фирм с небольшим объемом потребления данной продукции.
Косвенные каналы обычно используются предприятиями, которые с целью расширения своих рынков и увеличения объемов сбыта, готовы отказаться от многих сбытовых функций и расходов, и соответственно, от определенной доли контроля над сбытом, а также несколько ослабить контакты с потребителями, передав функции перемещения товаров посреднику.
К косвенным каналам распределения относятся многоуровневые каналы распределения, включающие одного и более посредников, которые участвуют в продвижении товара от изготовителя к конечному потребителю, приобретая при этом право собственности на распределяемые товары и указанные услуги.
Смешанные каналы
Смешанные каналы распределения представляют собой различные комбинации прямых и косвенных каналов. Главной их отличительной чертой является то, что их представителями выступают как сбытовые подразделения, принадлежащие изготовителю, так и независимые оптовые и розничные торговые фирмы.
Смешанные каналы распределения могут использоваться в равной степени при реализации, как потребительских товаров, так и продукции производственного назначения.
Уровень канала распределения
Уровень канала распределения - это любой посредник, выполняющий ту или иную работу по продвижению товара и права собственности на него к конечному покупателю.
Длина канала распределения (число, имеющихся в нем промежуточных уровней) определяется количеством посредников, участвующих в распределении товара и передаче права собственности на негоотизготовителя к потребителю.
Она характеризует быстроту продвижения и глубину проникновения данного товара на конкретный рынок. На рис.10.4. приведены различные виды маркетинговых каналов распределения.
Рис. 10.4. Виды маркетинговых каналов распределения
Канал нулевого уровня (канал прямого маркетинга), состоит из производителя, продающего товар непосредственно потребителям.
Одноуровневый канал включает одного посредника. Этим посредником может быть, как правило, агент по сбыту или брокер.
Двухуровневый канал состоит из двух посредников. На рынках товаров промышленного назначения такими посредниками могут выступать промышленные дистрибьюторы (снабженческо-сбытовые организации) и дилеры.
Трехуровневый канал включает трех посредников. В перерабатывающей промышленности между оптовыми и розничными торговцами обычно стоят мелкие оптовики, которые скупают товары у крупных оптовиков и перепродают их небольшими партиями предприятиям розничной торговли.
С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его. Сравнительная характеристика каналов распределения приведена в таблице 10.1.
Ширина канала распределения определяется числом посредников, участвующих на каждом этапе продвижения товара.
Таблица 10.1.
Сравнительная характеристика каналов распределения приведена в таблице
ПОСРЕДНИКИ В КАНАЛЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Виды посредников
Посредников предприятия в системе рыночных отношений можно разделить на две группы: независимые и зависимые.
Независимые посредники - являются самостоятельными посредническими организациями, приобретающими материалы в собственность с последующей их реализацией потребителям.
Независимые оптовые посредники, имеющие отношение к сбыту продукции промышленного назначения, называются дистрибьюторами (рис.10.5.). Они являются наиболее многочисленной и весомой частью системы материально-технического обеспечения развитых стран. Например, в США на эту группу приходится около 80% всех предприятий, имеющих 85% складских помещений.
Рис.10.5. Классификация независимых посредников
Торговые маклеры составляют около 20% общего числа независимых посредников и около 10% оборота независимых посредников. Они имеют более узкий профиль деятельности и связаны с крупногабаритными грузами, транспортировка и передача которых весьма трудоемка.
Дистрибьюторы регулярного типа приобретают товары за свой счет, и, так же как и торговые маклеры, принимают на себя весь риск, вызванный изменениями конъюнктуры, порчей, моральным старением и т.д., занимаются созданием складских запасов, занимаются транспортными операциями, кредитуют потребителей, осуществляют рекламную деятельность, оказывают консультационные и информационные услуги.
Многотоварные дистрибьюторы не имеют строго определенной специализации и реализуют многопрофильную продукцию
Дистрибьюторы с товарной специализацией , которые в свою очередь, классифицируются на различные категории в соответствии с количеством ассортиментных позиций, что рассматривается ими как важный фактор повышения конкурентоспособности.
Зависимые посредники - не претендуют на право собственности на товары, работая за комиссионное вознаграждение. Они представлены большой группой организаций (рис.10.6.).
Брокеры - посредники, которые сводятвзаимно заинтересованныхпродавцов и покупателей, но сами ни в качестве продавца, ни в качестве покупателя не выступают. Их задача - найти покупателя для продукции изготовителя (продавца) и продавца для покупателя и содействовать подписанию контракта между ними. В качестве брокеров могут выступать как юридические лица (брокерские конторы), так и отдельные физические лица.
Рис.10.6. Классификация зависимых посредников
Закупочные конторы представляют собой самостоятельные коммерческие предприятия. Оплата их услуг производится из расчета определенного процента от годовых продаж. Закупочные конторы по характеру деятельности близки к брокерам: предоставляют своим клиентам информацию о движении цен, сведения о потенциальных партнерах, заключают по указанию своих клиентов сделки.
Комиссионеры - посредники, действующие на основе договора комиссии,заключаемого с товаровладельцем или покупателем. Владельца товара по данному виду операций называют комитентом. Он поручает комиссионеру совершать сделки от своего имени и за счет комитента, несущего весь коммерческий риск. Комиссионеры выступают как продавцы товара перед третьими лицами, отвечают за сохранность продукции. Они не несут ответственности за выполнение третьей стороной сделок, обязательств по платежам.
Агенты - организации или отдельные лица, которые на основе договоров, заключаемых с производителями, оказывают содействие в реализации, произведенной продукции. Агенты используются продавцами (товаровладельцами) и покупателями для заключения контрактов купли-продажи.
Агенты делятся на агентов изготовителей (промышленные агенты), сбытовых агентов и торговых агентов.
Промышленные агенты - независимые специализированные фирмы, которые работают с не конкурирующими, дополняющими друг друга товарами и обладают исключительным правом их реализации на определенной территории.
Сбытовыеагенты - предприятия и отдельные лица, по договору с производителем выполняющие весь комплекс функций по распределению всей номенклатуры производимой продукции.
Торговыеагенты -организации или лица, действующие на основе договоров поручения или простого посредничества и призванные содействовать заключению сделок между продавцом (товаровладельцем)и покупателем, заключая их от имени товаровладельца.
Консигнаторы - предприятия, а также отдельные лица, деятельность которых основывается на консигнационном соглашении. Консигнационное соглашение - это особый вид договора комиссии. По этому соглашению продавец (товаровладелец) - консигнант поставляет товар на склад посредника (консигнатора), и последний обязан продать товар со склада от своего имени, но за счет консигнанта, к определенному сроку.
Поверенные или торговые представители - организации и отдельные лица, действующие на основе договора поручения. Производитель или продавец, а в некоторых случаях, покупатель, которых называют доверителями, привлекают посредников к совершению сделок от имени иза счет доверителя. При этом оговаривается круг полномочий поверенных (представителей) в части коммерческих и технических условий сделок.
Доверители в свою очередь обязаны исполнять подписанные представителями контракты, а также возмещать всякие расходы, понесенные представителями, связанные с выполнением ими своих обязанностей, и выплачивать представителям вознаграждение.
ВЫБОР КАНАЛА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Сложность решения при формировании канала распределения состоит в том, что постоянно приходится увязывать желаемое с доступным. С одной стороны, производитель, выводя товар на другие рынки или новый товар на старый рынок, стремится организовать эффективную систему распределения, чтобы в короткое время покрыть издержки, связанные с созданием новых товаров. С другой стороны, следует действовать с учетом средств, которыми располагает предприятие, какие посредники работают на этих рынках и как убедить их заняться распределением товаров.
Оптовая торговля
Одной из основных задач торговли является обеспечение эффективного движения товаров от производителей к конечным потребителям. Во многих случаях такое продвижение невозможно без участия оптовой торговли, призванной обеспечить соответствующее накопление необходимых товаров и осуществлять их перемещение в пространстве и времени.
Оптовая торговля - это любая деятельность по продаже товаров или услуг для их дальнейшей перепродажи или производственного использования.
Количество перечисленных функций и уровень их реализации зависят, прежде всего, от формы оптовой торговли.
Основные решения, принимаемые в оптовой торговле :
Розничная торговля
Розничная торговля - любая деятельность по реализации товаров и услуг с целью потребления.
Вместе с тем, покупатель, не обязательно является потребителем того или иного товара или услуги. Он может его купить, а потреблять может не один или не потреблять вовсе. Покупка хлеба для семьи одним из ее членов, не обязательно делает его потребителем, если он воздерживается от чрезмерного употребления мучных и хлебобулочных изделий.
Покупки в розничной торговле могут совершать как отдельные люди, так и предприятия, организации и учреждения. В этом случае приобретенные товары используются для коллективного потребления или хозяйственных нужд. В качестве продавца выступают в основном предприятия розничной торговли и общественного питания, а также товаропроизводители. Розничную торговлю могут осуществлять предприятия оптовой торговли, различные заготовительные пункты, а также предприятия сферы услуг. Причем розничная торговля нередко является дополнением к основной деятельности.
Таким образом, розничный продавец всегда имеет непосредственный контакт с конечным покупателем (потребителем) независимо оттого, что он собой представляет, где и как реализует свои товары или оказывает услуги. Этот контакт и определяет основные функции розничной торговли.
Предприятия розничной торговли классифицируются в зависимости от:
1. предлагаемого товарного ассортимента;
2. политики цена;
3. уровня концентрации торговой сети;
4. формы собственности;
5. специфики обслуживания.
Вопросы для размышления :
a. Что такое канал распределения?
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ b. Какие существуют каналы распределения продукции?
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ c. Зачем нужны посредники?
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ d. В чем отличие оптовой торговли от розничной?
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ e. Кто такие зависимые и независимые посредники?
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ f. Какие факторы влияют на длину и ширину каналов распределения?
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ g. Приведите примеры,подтверждающие известное выражение:"Наличие каналов распределения есть дополнительный, "не видимый" капитал фирмы".
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ k. С какими проблемами сталкиваются фирмы в процессе формирования каналов распределения и в процессе управления этими каналами?
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Вопросы для самопроверки
1. Какой из указанных каналов товародвижения относится к прямому?
1. посылочная торговля;
2. продажа через магазины производителя;
3. продажа через магазин дилера;
4. продажа через брокера;
5. продажа через магазинрозничнойторговли.
2. Кто приобретает право собственности на товар?
1. агент производителя;
2. брокер;
3. дилер;
4. сбытовой агент;
5. комиссионный торговец.
3. С кем из посредников производитель заключает контракт?
1. продавцом магазина оптовой торговли;
2. продавцом магазина розничной торговли;
3. дилером;
4. продавцом магазина дилера;
5. брокером.
4. Кто может разрешить спор между дилером и производителем?
1. служба маркетинга;
2. суд;
3. арбитраж;
4. брокер;
5. президент фирмы.
5. Что из перечисленного ниже формально не входит в состав канала распределения товаров?
1. Банки
2. Страховые компании
3. Транспортные предприятия
4. Предприятия, осуществляющие хранение товаров
5. Ничто
6. Сбытовой агент выполняет все указанные ниже функции, кроме:
1. Обслуживает мелких производителей
2. Стимулирует у потребителей желание приобрести товар
3. Предоставляет запрашиваемую информацию о продукте
4. Устанавливает товарам марочные названия
7. Какие типы каналов распределения в наибольшей степени соответствуют идеям маркетинга?
1. Производитель - потребитель
2. Производитель - оптовый торговец - розничный торговец - потребитель
3. Производитель - розничный торговец - потребитель
4. Производитель - оптовый торговец - мелкооптовый торговец - розничный торговец - потребитель
5. Все
ГЛАВА 11.
ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ
Цели
После изучения данной главы Вы должны:
* Назвать элементы комплекса продвижения и дать их сравнительную характеристику
* Рассказать об этапах разработки эффективных маркетинговых коммуникаций
* Объяснить каким образом разрабатывается и реализуется кампания по стимулированию сбыта
* Рассказать об использовании предприятиями пропаганды для информирования аудитории целевого рынка
* Описать основные решения, связанные с разработкой рекламной кампании
* Перечислить факторы, влияющие на определение бюджета продвижения
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современный маркетинг требует от предприятия не только создания хорошего товара, установления на него приемлемой для потребителей цены, обеспечения его доступности для целевых потребителей, но осуществления регулярны коммуникаций со своими постоянными и потенциальными клиентами.
Для обеспечения действенной коммуникации, многие предприятия прибегают к услугам таких маркетинговых посредников как рекламные агентства, специалистов по стимулированию сбыта, специалистов по организации общественного мнения, с целью формирования положительного образа организации. Для большинства производителей и посредников вопрос состоит не в том, заниматься коммуникацией или нет, а в том, сколько и как расходовать средства в этой сфере.
Предприятие свои маркетинговые коммуникации поддерживает с широким кругом организаций и лиц: посредниками, потребителями, различными контактными аудиториями. В свою очередь, его посредники поддерживают коммуникации со своими потребителями и различными контактными аудиториями. Потребители занимаются устной коммуникацией друг с другом и другими контактными аудиториями. И одновременно каждая группа поддерживает коммуникационную обратнуюсвязь со всеми остальными. Комплекс маркетинговых коммуникаций (его называют также комплексом стимулирования) состоит из четырех основных средств воздействия: реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, пропаганда, (связи с общественностью - паблик рилейшнз). Все это направлено на достижение субъектами своих маркетинговых целей.
МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ Коммуникации
Приобретая ежедневно хлеб, молоко, газеты или другие товары потребитель делает свой выбор среди имеющихся предложений по особым, известным только ему причинам и лишь около 10%покупок совершает необдуманно, спонтанно. Выбирая для покупки тот или иной товар, покупатель отдает предпочтение тому из них, который, на его взгляд, произведен лучшим, по его мнению, предприятием, а имеет более высокое качество по сравнению с другими аналогичными товарами. То есть, У покупателя заранее сформировался определенный образ предприятия и его товаров.
Это мнение может возникнуть стихийно, и тогда оно, не всегда будет благоприятным для организации. Будет более благоразумным, если предприятие само позаботится о своем имидже, имидже выпускаемых товаров и, таким образом, сможет активно влиять на формирование покупательских предпочтений. Это достигается разработкой и реализацией правильной коммуникационной политики.
Коммуникация - это процесс обмена информацией (рис.11.1.).
Рис.11.1. Модель процесса коммуникации
Следует иметь в виду, что обмен информацией - это не дорога с односторонним движением, а широкое "шоссе" с двусторонним движением
и обратной связью, которая не всегда бывает хорошей, что отрицательно сказывается на отношениях производителей и потребителей
Отправитель - сторона, посылающая обращение другой стороне.
Кодирование - процесс представления мысли в символической форме.
Обращение - набор символов, передаваемых отправителем.
Средства обращения - каналы коммуникации, по которым обращение передается от отправителя к получателю.
Расшифровка - процесс, в ходе которого получатель придает значение символам, переданным отправителем.
Получатель - сторона, получающая обращение, переданное другой стороной.
Ответная реакция - набор откликов получателя, возникших в результате контакта с обращением.
Обратная связь - часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя.
Помехи - появление в процессе коммуникации незапланированных вмешательств среды или искажений, в результате чего к получателю поступает обращение, отличное от того, что посылал отправитель.
Схема установления и функционирования маркетинговых коммуникаций с широкой сетью обратных связей между субъектами маркетинга представлена на рис.11.2.
Рис.11.2. Система маркетинговых коммуникаций с обратной вязью
Налаживание эффективной обратной связи способствует внесению своевременных корректив в маркетинговую стратегию предприятия и стратегию продвижения товара.. Значение этого процесса иллюстрирует рис.11.3.
Рис.11.3. Эффективность обратной связи
Система маркетинговых коммуникаций в агробизнесе - это единый комплекс, объединяющий всех субъектов рыночной деятельности, средства коммуникаций, направленные на установление и поддержание взаимоотношений с адресатами коммуникаций в рамках их маркетинговой политики.
Реклама, личная продажа, стимулирование сбыта и пропаганда образуют комплекс коммуникаций или комплекс стимулирования . Благодаря правильному сочетанию и использованию всех четырех составляющих этого комплекса обеспечивается так называемое продвижение товара.
На рис.11.4., в частности, показана относительная значимость отдельных составляющих комплекса коммуникаций на рынке потребительских товаров и товаров промышленного назначения.
Потребительские товары, как правило, требуют более интенсивного использования своего рекламы и стимулирования сбыта, а их дополнением является личная продажа и пропаганда. Это обстоятельство необходимо учитывать сельскохозяйственным производителям (фермерам, кооперативам, акционерным и иным предприятиям), равно как и предприятиям пищевой и легкой промышленности, ибо они в значительной степени являются поставщиками продукции на потребительские рынки.
Рис.11.4. Относительная значимость отдельных составляющих комплекса коммуникаций на различных рынках
В то же время, предприятия сельскохозяйственного машиностроения, в значительной степени должны отдавать приоритет личной продаже и стимулированию сбыта, а затем уже рекламе и пропаганде.
Маркетинговая информационная система как совокупность процедур и методов служит для создания, анализа и распространения информации и принятия маркетинговых решений, включая разработку и реализацию на постоянной основе коммуникационных программ.
РЕКЛАМА
Хорошая реклама - это не только форма неличного представления и продвижения товара, но и своеобразный катализатор цепной реакции экономических отношений в обществе (рис.11.5.)
Рис.11.5. Модель активизации экономических процессов с помощью рекламы
Основные черты рекламы
Неличный характер - коммуникационный сигнал поступает к потенциальному покупателю не лично от продавца, а через различных посредников (носителей рекламы).
Односторонняя направленность рекламного обращения от продавца к покупателю.
Неопределенность с точки зрения измерения эффекта рекламы, так как она
носит вероятностный, трудно поддающийся формализации характер. В сельском хозяйстве, например, хорошо организованная рекламная кампания может совпасть с неблагоприятными погодными условиями, которые сказываются на качестве рекламируемой продукции. Такое "наложение" только ухудшит имидж предприятия.
.
Рис.11.6. Место рекламы в маркетинговой деятельности предприятия
Общественный характер - рекламируются товары не противоречащие общепринятым номам и общественной морали.
Известен заказчик рекламного объявления.
Пристрастность - в рекламном обращении акцентируется внимание на достоинствах рекламируемых товаров и предприятия, и могут быть упомянуты их недостатки.
Эффектность и агитационность - психологическое воздействие на потребителя и побуждение его к покупке, за счет многократного повторения рекламных обращений.
Задачи рекламы
* распространение информации о фирме, ее истории, достижениях;
* создание положительного имиджа;
* привлечение запросов о более полной информации;
* воздействие на лиц, влияющих на принятие решений о закупке товара;
* формирование положительного отношения к фирме и товару;
* преодоление предубеждения к товару;
* помощь службам сбыта при переговорах с клиентами;
* распространение сведений о новых товарах;
Рис.11.7. Возможности рекламы (рекламная пирамида)
Этика рекламы
Ни одна реклама не может продать товар вторично, если в первый раз она обманула ожидания покупателя. Недобросовестная реклама если и может создавать некоторый успех, то он будет лишь кажущимся и временным. Реклама должна быть: добропорядочной, достоверной, пристойной, доброжелательной.
В рекламе недопустимы негативные высказывания в адрес предприятий конкурентов и их товаров. Во-первых, это не этично, причем во многих странах эта норма регламентирована законом. Во-вторых , это, как правило, играет в пользу конкурентов, может случиться так, что их товар запомниться лучше, чем собственный . В-третьих , чисто психологически такой метод вызывает сомнения в качестве рекламируемого товара.
Классификация видов рекламы
Существуют различные виды рекламы. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто используемые в практике.
По функциям и целям выделяют следующие группы реклам:
В зависимости от целевой аудитории выделяют следующие виды рекламы:
Потребительская реклама - направлена на аудиторию, которая приобретает продукт для личного потребления, а не для перепродажи. Потребительскими является большая часть рекламных сообщений средств массовой информации.
Деловая реклама - нацелена на производственных потребителей, посредников, профессионалов. Часто говорят, что деловая реклама невидима.
Деловая реклама, в свою очередь, может быть:
1. промышленной - направлена на клиентов, которые занимаются закупкой или оказывают влияние на сферу приобретения товаров производственного назначения;
2. торговой - направлена на посредников в розничной или оптовой торговле с целью стимулирования продаж товара оптом или в розницу;
3. профессиональной - нацелена на юридических и физических лиц, работающих в сфере услуг, например, специалистов сферы общественного питания, медицинских работников и т.д.
4. сельскохозяйственной - нацелена на фермеров. Этот вид рекламы развит в большей степени в странах, где высока доля продукции сельского хозяйства в валовом продукте.
Основное отличие потребительской рекламы от промышленной, заключается в том, что первая является для рекламодателя практически единственным способом контакта с потенциальным потребителем, а вторая, как часть общего комплекса маркетинга, призвана лишь пробудить интерес у потенциального покупателя.
В зависимости от охвата аудитории реклама может быть:
Международной - применяется для проникновения и закрепления продукта на внешних рынках.
Общенациональной - используется для убеждения потребителей всей страны или нескольких регионов государства, при этом для призыва покупать свой товар предприятие может использовать журналы, телевидение, радио, охватывающие большое географическое пространство.
Региональной - рекламная кампания в этом случае охватывает один регион, например, одну область. Такой вид рекламы применяется в тех случаях, когда нет необходимости привлекать внимание потребителей всей страны. Например, если авиапредприятие в состоянии провести обработку посевов фермеров с воздуха в пределах одного региона, то для рекламы своих услуг она может приобрести рекламное место в издании, распространяемом на этой территории, или купить эфирное время с трансляцией на данную область, а не на всю страну;
Местной - обычно, в такой рекламе предприятия, звучит призыв к приобретению товаров в конкретном магазине.
По характеру воздействия на аудиторию :
Прямую рекламу - "жесткая продажа" используется для извещения населения о скидках.
Косвенную рекламу называют "мягкой продажей". Такой рекламой является, например, показ в фильме определенной марки продукта или помещение в печатных органах положительной статьи о деятельности предприятия или о качестве его продукта;
По каналам распространения реклама делится на:
В соответствии с задачами рекламы выделяют следующие её виды:
Престижную (имидж) рекламу - обычно осуществляется путем контактов с представителями прессы или электронных средств массовой информации. При этом каждое упоминание о предприятии, является рекламным объявлением.
Имидж-реклама, как правило, шире других видов рекламы, это реклама "впрок", она направлена не только на непосредственных покупателей, но и на более широкие слои населения для того, чтобы при расширении сферы деятельности вызывать положительные эмоции у покупателей. Причем, рекламироваться может и деятельность предприятия в сфере охраны окружающей среды, спонсорской деятельности и т.д.
Внутрифирменную рекламу - направленную на внушение сотрудникам веры в собственное предприятие, создание у них чувства тесной взаимосвязи своей с ним, с тем, чтобы они сами стали активными пропагандистами своего предприятия.
Стимулирующую рекламу - направленную, на стимулирование потребностей покупателей, ее направленность ограничена пользователями продукции предприятия. Это самый распространенный вид рекламы, в ней важно подчеркнуть основные преимущества продукции предприятия, их положительные качества по сравнению с аналогичными товарами.
Организация рекламной кампании
Реклама эффективна лишь тогда, когда удовлетворяет следующим требованиям:
1. четко формулирует рыночную позицию товара, т.е. содержит информацию об особенностях его использования, отличия от товаров конкурентов;
2. обещает потребителю существенные выгоды при покупке товара, показывая его достоинства, создает положительный образ;
3. содержит оригинальную и в то же время легкую для восприятия идею;
4. создает и внедряет в сознание покупателей образ товара, увеличивающий его ценность в глазах потребителей;
5. высоким уровнем исполнения подчеркивает качество товара;
6. оригинальна и не скучна, не повторяет известные решения;
7. имеет точную целевую направленность;
8. привлекает внимание художественными и текстовыми решениями, размещением рекламного объявления;
9. делает акцент на уникальные черты и свойства товара;
10. концентрирует внимание на главном, предлагает лишь то, что важно для потребителя, и обращается непосредственно к нему.
Разработка рекламного бюджета
В ходе разработки программы рекламной деятельности предприятию необходимо принять пять принципиально важных решений (рис.11.6.)
Метод возможных расходов - является самым простым методом установления затрат на рекламную деятельность. Рекламодатель, выделяет
столько средств, сколько их имеется у него в наличии.
Метод фиксированного процента - расходы на рекламу устанавливаются как определенный процент от предыдущего или ожидаемого объема продаж. Иногда процент устанавливается к продажной цене единицы товара.
Метод соответствия конкуренту - ассигнования на рекламу определяются на уровне рекламного бюджета конкурентов, если предприятие хочет занять такие же позиции на рынке, как конкуренты
Метод максимального дохода - предполагает, что существует связь между объемом продаж и средствами, затраченными на его рекламу.
Метод соответствия целям и задачам обычно используют, когда желаемые результаты обеспечиваются благодаря стратегии маркетинга. Применяя данный метод, необходимо:
1. определить цели, стоящие перед предприятием;
2. выявить задачи, которые необходимо решить для достижения сформулированных целей;
3. установить, какиезадачи должны быть решены благодаря реализации комплекса стимулирования и рекламы.
Суммазатрат, по каждому из мероприятий, дает размер рекламного бюджета. Если он не соответствует реальным возможностям предприятия, то необходима корректировка поставленных задач, решение которых призвано обеспечить достижение сформулированных целей.
Рис.11.8. Решения, принимаемые относительно рекламной кампании
Выбор средств и установление времени рекламного обращения
Одновременно с разработкой рекламного обращения осуществляется выбор наиболее приемлемых средств распространения информации и конкретных ее носителей, с помощью которых данное рекламное обращение планируется довести до потенциальных покупателей. При этом необходимо учитывать :
Средства распространения рекламы
С учетом степени значимости для практического использования средства распространения рекламы располагаются в следующей последовательности:
o Газеты, журналы
o Телевидение
o Прямая почтовая рассылкаинформационныхматериалов
o Радио
o Плакаты и газосветные установки
o Свободностоящиевитрины с товарами
o Плакаты и надписи снаружи и внутри транспортных средств
o Витрины с товарами на вокзалах и в аэропортах
o Витрины в местах продажи товаров
o Упаковка
o Этикетка
o Другие средства
Каждому из средств распространения рекламы присущи как свои преимущества, так и недостатки. Выбрать наиболее приемлемые из них, те, которые обеспечивают максимальный охват и требуемые воздействия на потенциальных покупателей при приемлемых расходах на один рекламный контакт, - одна из главных задач. Эффективность ее решения во многом зависит от правильного выбора времени распространения рекламы.
Распространяя рекламное обращение, надо учитывать сезонность в изменении спроса на отдельные товары. На радио или телевидении, необходимо учитывать интенсивность пользования этими средствами в течение суток. Необходимо установить равномерность распространения рекламы, для чего составляется график использования рекламы - схема использования конкретных носителей рекламы с указанием временных параметров
Реклама в прессе
Реклама в газетах и журналах получила широкое распространение и по объему затрат уступает лишь рекламе по телевидению. Реклама в газетах дешевле телевизионной. Вместе с тем качество воспроизведения рекламных оригиналов в газетах обычно невысокое, что делает их менее привлекательными. Поскольку некоторые издания публикуют одновременно много объявлений, воздействие каждого из них в отдельности снижается.