<< Пред.           стр. 29 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 Поэтому в воздействии искусства имеется все: мировоззренческие, политические
 взгляды и гражданские позиции, нравственность человека-героя произведения, да и
 самого художника, его отношение к природе - экологические позиции. Потому мы и
 утверждали с вами, что настоящим воспитанием является эстетическое воспитание,
 использующее искусство для раскрытия всего богатства человеческого духа,
 предоставляя ему возможность свободно и осознанно выбирать из ценностного
 арсенала человечества то, что соответствует его природе, чувствам, вкусам,
 взглядам, интересам и потребностям.
 Может быть именно при изучении этой темы было бы целесообразно большую часть
 времени отвести свободным раскованным беседам в классе, а может быть и в беседах
 на природе, если это возможно, в городском парке, в музее. Стоит подумать и о
 том, чтобы в школах попытаться ввести систему подготовки учащимися рефератов по
 тем или иным темам.
 1. Может ли художественная деятельность быть не эстетичной?
 2. Что нужно человеку для творческой художественной деятельности?
 3. Что является результатом деятельности художника?
  ЛИТЕРАТУРА для чтения
  Киященко Н. И. Эстетика жизни. Учебное пособие. М., 1999
 Акопджанян Е.С. Эстетическое в научном творчестве.Ереван, 1978
 Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1978
 Вазари Джорджи. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей
 и зодчих. Т.1-У. М.,1965 - 1971.
 Взаимосвязи. Театр и контекст культуры. Л.,1991
 Выготский Л.С. Психология искусства.М., 1986
 Галеев Б.М. Человек, искусство, техника. Казань, 1987
 Герасимова И. А. Человек в мире: эволюция сознания. М., 1998
 Герасимова М.П. Бытие красоты. М., 1990
 Гончаров И.Ф. Подвигнут я тобою. Слово о матери. Л., 1988
 Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и
 действительности. М., 1986
 Гулыга А. Искусство истории. М., 1980
 Демина Н. А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972
 Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. М., 1985
 Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962
 Зись А.Я. Искусство и эстетика. М., 1975
 Искусство и точные науки. М., 1979
 Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М., 1977
 Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество...М., 1984
 Неменский Б.М. Искусство, культура, образование. М., 1993
 Н овикова Л.И. Искусство и труд. М., 1974
 Пономарев Б.Я. Психология творчества. М., 1976
 Прасолова Е., Бузол М. Пробуждение к прекрасному. Тула, 1985
 Розин Вадим, Шапинская Рина. Природа любви. М.,1993
 Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998
 Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1985
 Трактаты о любви. М., 1994
 Федь А.М. Эстетическое воспитание на уроках по основам наук. Киев, 1994
 Химли Г.Ф. Поэзия науки. М., 1970
 Художественное и научное творчество. Л., 1972
 
 
 
 
 [1] Бердяев Н.А.Эрос и личность.Философия пола и любви.М.,1989.С,19.
 [2] Там же. С.39.
 [3] Бердяев Н.А.Эрос и личность.С.26
 [4] Бердяев Н.А.Эрос и личность.С. 39.
 [5] Розин В.,Шапинская Р.. Природа любви.М.,1993. С. 96.
 [6] Шиллер Фридрих. Собрание сочинении, том шестой.М.,1957.С.270
 [7] Шиллер Фридрих. Указ. соч. С. 266.
 [8] Gropius W. Scope of total Arcitecture. 1955, №4. P.10.
 [9] Мастера искусств об искусстве,т.П.М.,1966.С.119.
 [10] Проблемы народного искусства. М., 1982.С. 9.
 [11] Процесс усвоения знаний связан с постижением того,что содержится в каждом
 новом явлении,которое называется тем или иным термином, как это явление
 определяется,а также с запоминанием его места и значения для знаний по данному
 предмету. Процесс освоения знаний - это сращение в нас знаний с умениями и
 навыками,то есть выработка способности не только,что-то знать,но и уметь
 применятьзнания для реальных дел, для практики.
 [12] Натурфилософия - это философия природы, включавшая в себя все
 естественно-научные знания Древней Греции и Древнего Рима.
 [13] Возрождение - эпоха перехода от Средневековья к Новому времени (в Италии
 XIV-XVI века,в др.странах Европы XV-XVI века.Движение от преимущественно
 христианской культуры к культуре светской. Новое время - эпоха в культурном
 развитии европейских стран с XVII века до наших дней.
 [14] Спонтанное - добровольное произвольное,вызванное внутренними причинами.
 [15] Пуанкаре Анри.О науке.М.,1983.С.288
 [16] Там же.С.289
 [17] Фейерабенд Пол.Избранные труды по методологии науки.М.,1986.С.450
 [18] Иррациональное - находящееся за пределами разума,алогическое.
 [19] Налимов В.В.В поисках иных смыслов.М.,1993.С,293.
 [20] Пуанкаре Анри. О науке. С. 288.
 [21] Пуанкаре Анри.Цит.соч.С.292
 [22] Там же.С.292-293
 [23]
 [24] Платон.Сочинения в 3-х томах.Т.3,часть 1.М.,1971.С.402
 [25] Платон.Там же,С.402-403
 
 ***********************************
 
 Н.И.Киященко - Эстетика жизни (ч.3)Н. И. Киященко
 Эстетика жизни
 Учебное пособие
 ХI -й класс
 
  Содержание
  РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВО - ТОРЖЕСТВО ГАРМОНИИ И ЕДИНСТВО
  ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ
 Тема 1. Художественное как высший вид эстетического. Специфика
  художественного как единства познания, нравственности
  и образотворчества.
 Тема 2. Художественный образ: сколок, слепок, копия мира или мир
  человеческих чувствований, эмоционально пережитых состояний,
  мир жизни человеческого духа, мир чувственно-эмоциональных
  взаимодействий человека с Природой, Человечеством, Космосом.
  Тема 3. Художественная жизнь общества и личности как жизнь
  духа в линии, цвете, пластике, движении, жесте, звуке, слове,
  вере,мечте, грезе, идеальных представлениях, в слиянности чувства,
  мысли и действия.
 Тема 4. Художественная жизнь личности
 Тема 5. Жизнь человеческого духа в линии, цвете, пластике, объеме.
 Тема 6. Жизнь человеческого духа в звуке и музыкальной пластике
 Тема 7. Единство духа и тела в музыкальной пластике (хореография
  и танец).
 Тема 8. Театр или жизнь человеческого духа в сценическом действии,
  слове, жесте, мимике, человеческой пластике.
 Тема 9. Жизнь человеческого духа в художественном слове
 Тема 10. Кинематографическая жизнь человеческого духа
 Тема 11.Духовный потенциал радио- и телевизионного искусства
 РАЗДЕЛ 2. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ
 Тема 12. Эстетическая культура общества
 Тема 13. Эстетическая культура личности
 Тема 14. Человек прекрасный как высший венец природы и общества
 Раздел I. Искусство - торжество гармонии и единство истины, добра и красоты
 Тема 1. Художественное как высший вид эстетического.
  Специфика художественного как единства познания,
  нравственности и образотворчества .
 Мы уже рассматривали с вами проблему искусства в связи с выявлением эстетических
 возможностей и особенностей природы и ее роли в художественной жизни людей.
 Обсуждали мы также искусство и как особый вид человеческой деятельности. Так что
 общее представление об искусстве мы имеем. Но мы ведь на каждом занятии пытаемся
 обсуждать эстетические аспекты жизни человека, индивида, личности. Потому на
 данном этапе обсуждения проблем эстетики жизни, точнее на данном уровне
 обсуждения проблем искусства и художественной жизни личности и общества мы будем
 вести речь о художественном как высшем виде эстетического.
 Наш сегодняшний разговор облегчается тем, что мы уже знаем о художественном
 творчестве как наиболее полном и свободном раскрытии сущностных эстетически уже
 развитых свойств, качеств и способностей личности. Казалось бы можно было бы и
 удовлетвориться уже имеющимися у нас знаниями, представлениями об искусстве.
 Однако без уяснения художественного начала в системе эстетических представлений
 человека очень трудно будет в дальнейшем выяснить место искусства в
 художественной жизни личности и общества, а мы ведь, в конце концов, именно к
 этому и стремимся. Еще труднее нам будет увидеть не только различие между
 художественной и эстетической культурой, но и понять их место и роль в нашей
 жизни, их системообразующую роль в духовном развитии человечества.
 Давайте сразу условимся, что мы, конечно, не сможем с вами за имеющиеся у нас с
 вами часы и уроки решить вопросы, над которыми человечество бьется уже не один
 десяток столетий, но мы постараемся познакомиться с теми представлениями о
 художественном и его месте в системе эстетических взаимодействий человека с
 миром, которые наиболее распространены в наше время. Вообще мы уже с вами
 говорили о том, что в человеческих знаниях, представлениях, теориях,
 чувствованиях нет и не может быть ничего окончательно изученного и
 установленного. Но в 11-ом классе (то есть уже во взрослом почти состоянии
 вашего ума и чувств) еще раз договоримся, что вообще в мире нет ничего настолько
 устойчивого и окончательно определенного, чтобы не могло подвергнутся движению,
 изменению, развитию. Если бы такое когда-нибудь случилось, всем последующим
 поколениям людей нечего было бы познавать, творить, делать. Наступила бы смерть
 человечества. К счастью истинная природа всего мира, особенно природа жизни
 таковы, что ни нам не грозит вымирание, ни вообще всему живому, если мы сами не
 создадим условия, в которых вообще невозможна будет жизнь.
 Когда мы с вами на самых первых занятиях затрагивали проблему самых первых
 проявлений в древнем человеке именно человеческих чувств, связанных с
 воздействием реальных жизненных условий на родовое качество человека как нового
 для природы биологического вида стремление к тому, что гораздо, гораздо позже
 было названо стремлением к красоте, мы упоминали о том, как говорят
 многочисленнейшие археологические данные, что древнейший человек не только
 чувственно усваивал воздействия внешнего мира, но и старался каким-то образом
 запечатлеть свои чувственные состояния в штрихе, линии, закрашенной плоскости,
 деревянном или каменном изделии, воспроизведении звуков природы. Тем самым он
 уже начинал духовно познавать и осваивать окружающий его мир. Из этих самых
 элементарных попыток складывался собственно человеческий опыт взаимодействия с
 миром, постепенно вырабатывались способы запечатления чувственно-эмоциональных
 состояний человека от воздействия на его чувства мира и складывавшихся о мире
 представлений, которые в дальнейшем и вошли в общее представление, а потом и
 понятие о языке искусства, который, очевидно, в древнейшие времена еще не
 являлся вербальным (словесным) языком, но был языком жестов, мимики, линий,
 рисунков, штрихов, знаков, движений, пластики, реальных действий человека,
 красок, воспроизводимых голосом природных звуков. Разумеется, этот язык
 человеческого общения использовался и в древности, да и в наши времена и в
 прагматических целях, а не только для запечатления и выражения человеком своих
 чувственно-эмоциональных состояний различными способами. Теперь мы с вами уже
 можем, логически рассуждая, установить, что в этих шхрихах, линиях, рисунке,
 жестах, мимике, статуэтках, орудиях, как-то украшенных и т. п. содержатся и
 элементы познания человеком мира, фиксации результатов чувственного познания для
 памяти и для передачи последующим поколениям. Человек еще, возможно, не
 чувствовал даже, не то, что не осознавал, своей исторической ответственности
 перед последующими поколениями, в нем просто говорили его витальные силы и
 естественное стремление к продолжению рода. Но он уже в отличие от животных и
 это свое естественное стремление усваивал и осваивал человеческим образом, не
 доступным никаким другим живым существам на Земле. Штрихи и отдельные цветовые
 пятна, осваиваемые природные звуки и обрабатываемые камни, деревяшки, рога и
 кости животных очень и очень медленно (напомним, что миллионы лет потребовались
 человеку с момента его появления до развития в h omo sapiens) в образы
 искусства.
 3ададимся сейчас вопросом, что двигало при этом человеком и для чего он,
 возможно, и неосознанно (почти наверняка еще неосознанно) сводил крупицы своего
 опыта в такую форму освоения им мира? Предположительно на этот вопрос мы можем,
 ответить уже все вместе на основе полученных нами знаний и сложившихся у нас
 представлений из двух предыдущих частей "Эстетики жизни": двигало им желание
 как-то зафиксировать свой собственный опыт чувственного взаимодействия с миром,
 чтобы в другой раз и в других ситуациях воспользоваться этим опытом как для
 решения практических вопросов добывания средств существования, так и для
 запоминания своих чувственных состояний, возникающих под воздействием тех или
 иных реальных жизненных воздействии на него реального мира. В ответе на вопрос
 "для чего" мы можем более или менее точно ответить так. чтобы не забытое и
 как-то зафиксированное передать своим детям. Нет никакого сомнения в том, что
 стремление к продолжению рода человеческого, уже у самых древних людей тоже
 начинает приобретать черты человеческого деяния, а не просто инстинктивного
 проявления жизненных сил: если новые поколения от родителей узнают уже
 испытанное, известное, они не будут снова и снова тратить силы на добычу того,
 что уже добыто и освоено, то есть включено в реальные жизненные действия и
 деятельность людей. Ясно и то, что древний человек догадывался, что рисунок на
 стене пещеры, изображение на копьеметалке или на ручке каменного топора, на
 удилище, на жаровне или тарелке, выдолбленной из камня, красочные пятна на
 гладких поверхностях скал (как в местечке Тассили в центре Сахары), каменная
 статуэтка женщины или Северного оленя, Мамонта или Пещерного медведя, лани или
 рыси - это не сами эти существа, а их воображаемое воплощение. Наверняка ему
 представлялось, что любое изображение того или иного существа в какой-то мере
 наделяется жизненными силами изображенного существа. То есть древний человек
 наделял свои различные знаки освоения мира духовными силами и верой в то, что
 эти силы помогут ему в трудных ситуациях, а может и сплотят соплеменников или
 сородичей на общее дело.
 Так рождались образы мира, с которыми человек жил и хотел, чтобы с ними жили и
 его дети. Почему же он так верил в силу этих образов? Очевидно потому, что он-то
 их создавал, исходя из собственной веры в то, что в эти образы он вложил свои
 положительные чувственные состояния, которые помогали ему в реальных жизненных
 обстоятельствах добиваться реализации своих целей, воплощать свои желания и
 стремления к лучшему. Так в нем проклевывалось его природное стремление к
 красоте, а желание все это зафиксировать с целью передачи другим, особенно своим
 детям, накладывало стремление к красоте на то, что гораздо позже было обозначено
 понятием добра. Но ведь в образе же, как мы видели, уже зафиксированы хотя бы
 чувственные знания человека. Значит в принципе в художественном образе как бы
 изначально содержатся и знания (крупицы истины) и добро, а красота (стремление к
 красоте) освящает их, придает им силу и способность, пусть даже, магического
 действия. То есть художественная деятельность имеет своей целью создание таких
 средств, которые прежде всего устремлены на пробуждение и максимальное действие
 в каждом человеке его собственного природного стремления к красоте. Но ведь в
 этом же в наиболее полной мере и воплощается опыт эстетического взаимодействия
 человека с миром.
 Если при этом вспомнить, что каждый человек в своем индивидуальном повседневном
 бытии в основном живет чувственной жизнью (мы с вами говорили об этом в
 предыдущих разделах нашего курса), то вполне резонным окажется заключение о
 чрезвычайной значимости ориентированности с помощью художественных образов всей
 его чувственно- эмоциональной жизни. А если к этому добавить и известное
 современным людям положение о том, что эстетические эмоции и чувства оказывают
 благотворное воздействие на деятельность человеческого ума и на волю человека,
 то художественная жизнь окажется решающим фактором эстетического развития
 личности, ее движения к гармонизации всех своих взаимодействии как с миром
 природы, так особенно и с миром людей.
 Помните, мы с вами говорили уже о том, что в пробуждении в человеке его
 природного стремления к красоте наряду с чувством совершенства решающую роль
 играет чувство гармонии? Гармония-то как раз и пронизывает искусство,
 "возгоняя"всю художественную ткань любого произведения до высшего эстетического
 уровня. Ведь любой художник (каким бы видом искусства он при этом не занимался)
 берет ли он в центр своего художнического внимания объекты природы, жизнь
 отдельного ли человека (например в живописном, скульптурном, литературном,
 поэтическом, музыкальном и т. п. портрете) или жизнь семьи, какого-то сообщества
 людей, или какие-то исторические события, важнейшие и наболевшие проблемы
 человеческого бытия для того, чтобы доступными ему художественными средствами
 найти пути решения наболевших (дисгармоничных) вопросов и дисгармоничных
 отношений героев, персонажей с миром природы, с миром людей, то есть с миром в
 человеке и вне человека. Многие герои и персонажи художественных произведений,
 как говорится, и внутри себя дисгармоничны: не все стороны их личности, не все
 психологические качества бывают развиты в них в одинаковой степени. Кто-то
 эмоционально впечатлителен, непосредственен в своих поступках и действиях,
 другой слишком рассудочен, рационалистичен, действует и поступает не столько под
 действием чувств, сколько по результатам размышлений. Один эмоционален и
 рассудителен, но безволен. Другой свои эмоции и рассудок подчиняет крепкой, если
 не железной, воле. Третий в равной мере чувствителен, рассудителен и действенен.
 К сожалению, в реальной жизни последние личности встречаются не так уж часто. А
 они-то в идеале и являются основой для формирования из человека разумного,
 действующего, играющего человека прекрасного, о чем мы вели подробно речь в
 первом разделе нашего курса.
 Если бы все системы домашнего и общественного воспитания, обучения и образования
 были бы нацелены в первую очередь на эти дисгармоничные в самой личности
 противоречия и несоответствия (характера темпераменту, чувственно-эмоциональной
 сферы сфере рационально-интеллектуальной, а последних вместе или по отдельности
 волевой закалке и нравственным императивам как своего народа, так и
 человечества), современное человечество не находилось бы в столь хаотичном
 состоянии взаимодействий с природным миром, между различными народами и
 национальностями, государствами и другими общественными организмами. Кричащие
 изъяны в самочувствовании, самопознании и самопонимании людей, в их способностях
 поступать и действовать в соответствии со своей истинно человеческой природой, у
 многих и многих людей рождают сомнения в разумности человеческого рода и в его
 способности когда-нибудь достичь состояния справедливости и благополучия.
 На уровне обобщающих представлений это - дисгармония между результатами
 познавательной деятельности человека (истина), его добродетельными поступками и
 действиями (добро) и степенью развития его природного стремления к красоте. Ну
 никак человечество не может найти убедительные и действенные способы соединения
 в каждом индивиде человека разумного, производящего-творящего, играющего и
 прекрасного.
 Вроде бы напрашивается вывод, что человечество никогда не сможет прийти к
 гармонической согласованности интересов разных народов, национальностей, стран и
 континентов. Ну а отдельный человек или личность может достичь хотя бы
 внутренней, как говорят, душевной гармонии или согласованности своих
 чувствований, надежд, стремлений, желаний, мыслей, поступков и действий?
 Возможна ли внутренняя гармония, если недостижима гармония внешняя? Не будет ли
 достижение внутренней гармонии говорить об отрешенности личности от внешнего
 мира, равнодушии личности к тому, что происходит вокруг нее, то есть возможно ли
 благополучие, уравновешенность и самодостаточность личности?

<< Пред.           стр. 29 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу