<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 1) возрастание убытков;
 2) исп-ся ср-ва фондо.
 Рост НК яв-ся хар-кой увелич, положит динамики деят-ти орг-ии.
 
 2.2. Кт зад-ть.
 1. Большая доля зад-ти по расчетам с бюджетом и внебюдж. фондами. Причины:
 1) большая величина затрат на оплату труда и соответственно начисляемых на з/пл налогов.
 2) начисл, но неоплаченная на конец отчетного периода сума налогов.
 3) Просроченная зад-ть по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
 2. Зад-ть по з/пл - большая доля зад-ти по з/пл . Причины:
 1) Большой ФОТ;
 2) Текущ переходящая зад-ть по оплате труда на конец отчетного периода.
 3) просроченная и накопленная зад-ть по з/пл.
 Увелич зад-ти по оплате труда м.б. в аналогичн. динамике увелич. зад-ти в бюджет и внебюджетные фонды. Увелич. зад-ти говорит о том, что увелич ФОТ, т.е. о увелич з/пл либо об увелич производств или расширении деят-ти (увелич. выручки, незавершенного производства, величины запасов). Сверхнормативная (просроченная) зад-ть по оплате труда рассчитывается от нормативной зад-ти по з/пл.
 Норматив по з/пл = ФОТ начисленный / кол-во месяцев в периоде * кол-во выплат в периоде.
 Его необх. сравнивать с фактич. остатком зад-ти по з/пл из баланса. Если колебания 10-15% - фактич зад-ть м. считать нормальной. Если отличается в 2 и более раз, то зад-ть по з/пл просроченная. Возможна при просрочен. сверхнорматив зад-ти по з/пл аналогич. зад-ть по налогам и сборам.
 
 2.3. Зад-ть перед поставщиками и подрядчиками
 Причины:
 1. Увелич. объема реал-ции или расширения деят-ти;
 2. увелич. срока оплаты Кт зад-ти.
 3. Раасрочка платежей кредиторам
 Анализ д.б. совместно с анализом динамики выручки, запасов, затрат, Дт зад-ти от покупателетй и заказчиков.
 
 2.4. Анализ прибыли и убытков.
 Увелич прибыли, причины:
 1. Рентабельности деят-ти;
 2. резкое уменьшение затрат;
 3. получение большой величины внереализ. доходов (ех: продажа им-ва).
 Уменьш. прибыли (убыток), причины:
 1. убыточность деят-ти;
 2. деят-ть п/п на стадии роста;
 3. диверсификация (расширения) деят-ти;
 4. рез-т орг-ии на стадии умирания.
 Постоянное увелич. убытков за неск-ко периодов подряд свидетельствует о неблагоприятном полежении на п/п и о банкростве.
 
  Тема: Управление операционным риском п/п. Эффект операционного рычага.
  Результат деятельности организации от осн.видов деятельности зависит от:
  1. Доходы от конкретного вида деятельности. Величина сумы от осн.вида деятельности зависит от с/с изготовленных товаров (внут.факт) и в большей степени от цены реализации, которая зависит от спроса (внеш.факт).
  Инструмент, управляющий величиной дохода зависит от осн.вида деятельности организации, явл-ся управленческой величиной затрат, включаемой в с/с ГП (прямые и косвенные).
 
  Затраты, включаемые в с/с ГП бывают.
  Эконом.смысл: -переменные по отношению на с/с: -прямые
  -постоянные -косвенные
 
 Объем производства Переменные Постоянные На ед.прод Сумма На ед.прод. Сумма Увеличение Не измен. Увелич. Сниж. Не измен. Уменьшение Не измен. Уменьш Увелич. Не измен.
  Величина совокупных затрат влияет на величину фин.результата от произ.деятельности и позволяет управлять операционным риском п/п от недополучения прибыли от производственной деятельности. Этот риск проявляется (в ФМ) в эффективности операционного рычага.
  Эффект операционного рычага - это эффект, при котором любое изменение объема реализации (выручка от объема реализации) вызывает большее изменение прибыли от произ.деят-ти организации.
  Валовая Моржа = Выручка - переменные издержки
  ЭОР = Валовая Моржа / Прибыль
  Моделирование или управление финансовым результатом от производственной деятельности помимо изменений объема реализации, может осуществляться путем изменений величины постоянных затрат и некоторыми статьями переменных затрат.
  ЭОР анализируется в сравнении с ЭОР предыдущих периодов, либо с ЭОР другого аналогичного п/п с одинаковыми условиями функционирования.
  Величина или сила ОР (по формуле) указывает на степень предпринимательского риска п/п. Чем выше коэффициент, тем больше величина изменения прибыли от производственной деятельности п/п.
  2. определение точки безубыточности или порога рентабельности организации осуществляется 2-мя способами:
  1 способ: исходя из объема реализации и совокупной величины затрат.
  2 способ: исходя из объема реализации и цены реализованной продукции.
 
  Эффект фин.рычага
  ЭФР-это приращение к рентабельности соб-ых ср-в, получаемое благодаря использованию заемного капитала, несмотря на его платность.
 
  Среднерассчетная ставка % - отношение суммы всех фин.затрат по привлеченным заемным средствам в отчетном периоде к сумме заемных средств в отчетном периоде.
 
 СРСП = ? ст.ЗС / ? ЗС
  ст.ЗС - проценты по кредиту и иные затраты (страхование, пени, вознаграждения и др., связанные с привлечением кредитов)
 
 Дифференциал - 3/4 (ЭР - СРСП), Плечо фин.рычага = ЗС/СС
 
 ЭФР =3/4 (ЭР - СРСП) * ЗС/СС,
  ЗС/СС = 1/1,5 - в России, 1/0,65 - в Европе
  Дифференциал не д.б.отрицательным (ЭР недостаточно для того, чтобы покрыть затраты по фин.издержкам). повышает риск неоплаты полученных ЗС.
 
  Сопряженный эффект операционного и финансового рычага.
 
  СЭОФР = ЭФР * ЭОР
  Суммарный риск п/п связан с неполучением (недополучением) прибыли от произ-ой и фин.деятельности в отдельности. Риск получения убытков (недополучение прибыли) в операционной (производственной) и фин.деятельности связан с ЭОР и ЭФР.
  Производственный риск при использовании ЭОР м.б.тем выше, чем больше колебания (отклонения) суммы получаемой прибыли (убытка) от изменения выручки от реализации или структуры затрат в с/с продукции.
  (Изменение с/с при неизм.выручки и наоборот)
  Финансовый риск (получение убытка или недополучение прибыли от фин.деятельности) при использовании ЗС тем больше, чем больше величина привлекаемых ЗС и их стоимость (СРСП)
  Оценка суммарного риска организации м.б.необходима при:
  1. анализе фин.состояния организации собственниками или управляющими - для оценки эффек-ти принятых управл-их решений.
  2. для оценки фин.состояния организации кредитными организациями - для оценки перспектив платежеспособности п/п и рентабельности его деятельности.
  3. для оценки перспектив платежеспособности и долгосрочности деятельности п/п, имеющимся и потенциальными контрагентами (поставщики, покупатель, заказчики, потребители, посредники) - для оценки перспектив долгосрочного сотрудничества.
  4. для оценки эффективности деятельности п/п и рентабельности потенциальными инвесторами - для оценки перспектив инвестирования капитала и получение дохода.
  Пример. Оценки суммарного риска п/п (и их сравнение). Предполагая, что мы являемся внешними пользователями информации. Необходимо дать оценку двум п/п и перспективу.
 Показатели и формулы расчета п/п А п/п В 1. актив (без краткосрочной задолженности) 100 150 2. величина источников средств (Пассив)
  2.1 СС
  2.2 ЗС 100
 40
 60 150
 90
 60 3. Нетто-результат эксплуатации инвестиций 25 30 4. сумма фин.издержек, ден.ед 12,5 10 5. выручка от реализации 125 175 6. переменные издержки 62,5 35 7. постоянные издержки 50 120 8. валовая прибыль 12,5 20 9. налог на прибыль 3 4,8 10. порог рентабельности 100 150 Разная структура капитала (СС/ЗС) , отсюда разная величина фин.рычага, у В - выше. Разная структура затрат (пост / перем), у В - завышена (пост>перем), возможно операц.риск будет выше.
 
 Альтернативные издержки.
  Альтернативные издержки - расходы или издержки, от которых организации следует отказаться, чтобы получить необходимое количество продукта в связи с принятием управленческого решения.
  Под альтернативными издержками понимается та сумма дохода, которую организация или фирма должна обеспечить налогоплательщику ресурса для того, чтобы отвлечь этот ресурс от использования в альтернативных производствах.
 
 1. Находится ли данный ресурс в распоряжении организации при принятии решений.
 2. Альтернативные издержки равны покупной цене или стоимости ресурса
 3. Требуется ли использование данного ресурса в других видах деятельности
 4. Издержки будут равны цене реализации к продажной цене ресурсов.
 5. Существует ли внешние источники снабжения или пополнения данного ресурса
 6. Издержки равны сумме потерь в доходах от использования ресурса при отвлечении от использования в текущей деятельности
 7. Альтернативные издержки м.б.внутр.и внешними.
  Внешние альтернативные издержки - издержки, которые организация несет при недостатке необходимого ресурса и привлечении его внешних источников (сырьё, затраты на оплату труда сторонних или вновь привлекаемых работающих и служащих и т.д.)
  Внутренние альтернативные издержки - издержки, которые организация несет при использовании имеющихся у нее в распоряжении ресурсов от иных видов деятельности.
  Альтернативные издержки явл-ся одним из составляющих элементов, позволяющих планировать и прогнозировать денежные потоки организации при принятии новых управленческих решений.
 
 
  Тема: "Управление оборотным капиталом"
  1. Управление денежными средствами.
  Управление ДС целесообразно начинать с анализа движения ДС (источник информации - ф№4 "отчет о движении денежных средств"). В отчете отражается информация о денежных потоках организации за отчетный период. Данная информация отражается в отчете:
  - по видам деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная)
  - по направлениям расходования и источникам поступления ДС.
  Информация в отчете "О движении ДС" отражается о фактически полученных доходах и расходах в отчетном периоде.
  Информация, отраженная в Ф№4 являются базой для
 1. Определения размера притока и оттока ДС
 2. Определения причин и сфер возникновения по факту за отчетный период
 3. Анализ выполнения тех или иных источников финансирования основной (операционной), финансовой и инвестиционной деятельности п/п на эффективность использования ДС.
 Для составления отчета и расчета ДС м.б.использованы 2 метода:
 1) Прямой метод. Д и Р организации отражаются по фактическим Д и Р за отчетный период
 2) Кассовый метод. Для него используется информация из баланса и ф№2. Для управления и прогнозирования ДС м.б.использован бюджет ДС.
  Т.к. "Отчет о движении ДС" являются основным документом операционного цикла п/п, то для прогнозирования движения ДС используются данные запланового отчета о прибылях и убытках и прогнозного баланса.
  Источники информации о движении ДС:
  - данные б/у (финансового и управленческого) о фактическом движении ДС
  - бюджет продаж за наличный расчет
  - бюджет продаж в кредит
  - прогноз фин-ых результатов (бюджет Д и Р на прогнозный период)
  - "Отчет о движении ДС" за прошедший период
  - бюджет сырья, материалов, затрат на оплату труда.
  Прогнозирование и планирование денежных доходов и расходов необходимо производить с учетом фактического времени (сроков), оплаты расходов и получения доходов. При управлении ДС (текущими и прогнозируемыми) необходимо определять минимальную потребность в денежных активах для осуществления текущей деятельности. Получаемых доходов должно хватать максимально для погашения максимальных расходов в текущем периоде. Планирование денежных потоков, помимо основных показателей, используемых для этого планирования, должно производиться с учетом:
  - анализа альтернативных издержек
  - исходя из плановых показателей деятельности п/п (по видам деятельности, по обособленным подразделениям и в ином разрезе информации)
  - минимальная величина денежных активов для финансирования текущей деятельности:
  1) ДА min = ПРда / Ода
  ПРда - предполагаемый объем денежного оборота по текущим операциям в прогнозном периоде (план поступления и расходования ДС)
  Ода - оборачиваемость ден.активов в прогнозном периоде, скорректирована по сравнению с фактической при осуществлении мероприятий по ускорению оборачиваемости ДС.
  2) ДА min = ДАк * (ПРда - ФРда) / Ода
  ДАк - величина денежных активов текущего преиода
  ФРда - величина фактического платежного оборота в текущем (отчетном) периоде
 
  Модели прогнозирования остатка ДС на конец отчетного периода.
  1) Модель Баумоля.
  Существует 2 исходных условия: минимальный остаток денежных активов принимается равным 0. Тогда величина ДА на конец периода:
  ДАopt max остаток = 2*Рк*Орда / СПкфв
  Рк - средняя сумма финансовых издержек за период
  ОРда - общий расход ДА в прогнозном или плановом периоде
  СПкфв - ставка процента по краткосрочным фин.вложениям в будущем периоде.
  Из данной модели средний остаток денежных средств будет равен половине оптимального остатка.
  2) Модель Миллера - Орра
  По этой модели исходным условием является предположение о том, что оптимальный остаток д.б.больше 0:
  ДАopt остаток = 3*Рк*ОТ?да / 4*СПкфв
  ОТда - сумма максимального отклонения ДА от среднего их значения в отчетном периоде.
  По этой модели средняя величина ДА в периоде будет определятся по формуле:
  ДА =(вел.мах-го остатка + вел.min-го остатка) / 2
 
  Обеспечение ускорения движения ДА возможно за счет следующих основных резервов:
 1. ускорение инкассации ДС, при котором сокращается остаток ДС в кассе
 2. сокращение расчетов наличными (они увеличивают остаток ДС в кассе и сокращают срок пользования ДА на период прохождения платежного документа)
 3. сокращение расчетов аккредитивами и чеками (т.к.это требует резервирования ДС на спец.счетах в банках и отвлекает на период резервирования из оборота)
 4. соблюдение кассовой дисциплины, т.е.правильного и своевременного учета прихода и расхода ДС по кассе
 5. сокращение выдачи подотчетных сумм сотрудникам (выдача только в пределах нормы); сокращение прочих расходов с персоналом организации (выдача ссуд, займов и т.д.)
 
 Возможности рентабельного использования временно свободных денежных средств:
 1. Согласование с банком условий хранения ден. средств на р/с, предусматриваемых начисление процента на остаток денежных средств.
 2. Использование временно свободных денежных средств для вложения в краткосрочные финансовые инструменты (открытие депозитных счетов, покупка банковского векселя на срок 3-5 мес.)
 
 22.11.2005 Политика управления текущими активами и пассивами.
  Политика управления бывает:
 * Агрессивная
 * Консервативная
 * Умеренная
  При агрессивной политике управления наблюдается быстрое наращивание ? оборотных активов:
 1. Как правило, в организации наблюдается нехватка оборотных средств (например, ДС);
 2. Наблюдается большая сумма запасов;
 3. Большая сумма ДЗ.
  Для данного вида политики характерно одновременное увеличение всех частей ОА, но возможно, в разных динамиках. Следствием проведения агрессивной политики будет увеличение суммы ОА и увеличение доли текущих активов в общей сумме активов; возможно увеличение оборачиваемости оборотных средств.
  При консервативной политике:
 1. Сдерживание роста текущих активов;
 2. Сравнительно небольшая доля текущих активов в общей сумме активов организации;
 3. Быстрая оборачиваемость оборотных средств.
  При такой политике управления активами рентабельность использования текущих активов достаточно высокая, минимизируется технический риск неплатежеспособности.
  Умеренная политика - такая политика, при которой увеличение суммы активов в период оборачиваемости ОА и риск неплатежеспособности находятся на некотором среднем уровне.
  При осуществлении данной политики не происходит резкого увеличения суммы текущих активов (ДС и запасов) или скачкообразной динамики; текущих свободных ДС хватает на погашение текущих обязательств (на оплату текущих счетов), а при нехватке ДС на оплату срочных счетов не произойдет резкого увеличения КЗ и временная неплатежеспособность не вызовет больших проблем для организации.
 
  Политика управления текущими пассивами - это политика финансирования оборотных активов:
 * Агрессивная;
 * Консервативная;
 * Умеренная.
  Агрессивная политика характеризуется тем, что формирование текущих пассивов происходит за счет краткосрочных заемных средств (Т.о. финансируется либо вся сумма ОА, либо их большая часть). Финансирование внеоборотных активов производится за счет либо СК, либо долгосрочных заемных средств.
  При такой политике достигается максимальная рентабельность СК и увеличивается эффект фин. рычага.
  Консервативная политика. Финансирование всей суммы текущих активов либо большей их части происходит за счет собственных средств либо долгосрочных заемных средств.
  При такой политике краткосрочные заемные средства отсутствуют либо имеют незначительный удельный вес в общей сумме пассивов.
  Недостатком данного вида политики является снижение рентабельности СК.
  Умеренная политика. При данной политике в балансе присутствуют и долгосрочные и краткосрочные источники финансирования; их сумма находится в определенной пропорции; сохраняется рентабельность СК и обеспечивается текущая платежеспособность.
  При умеренной политике финансирование текущих активов происходит за счет краткосрочных заемных средств и собственных средств, а финансирование внеоборотных активов происходит за счет капитала и резервов и в меньшей степени за счет собственных средств.
 
  Комплексная политика управления текущим активами и пассивами.
  Пассивная
 Активная Консервативная Умеренная Агрессивная Агрессивная не сочетается сочетается совместимы Умеренная сочетается сочетается совместимы Консервативная Сочетается (комплексная конс. политика) сочетается не совместимы
 
  23.11.2005
  Заемные средства и последствия, связанные с их привлечением для организации.
 
 Источники заемных средств Преимущества Недостатки 1. Эмиссия акций (увел. УК с привлечением новых собственников). 1.Привлечение значительной суммы ДС.
 2.Относительная дешевизна привлекаемых средств.
 3.Невозвратность заемных средств. 1..Возможность потери контроля над компанией либо потеря независимости основным собственником управления организации. 2.Долгосрочные заемные средства. 1.Большой срок возврата.
 2.срвнительно низкий % по кредиту. 1.Возможность только для финансирования внеоборотных активов. 3.Краткосрочные заемные средства. 1.Позволяет резко увеличить сумму оборотных активов.
 2.Увеличивается рентабельность собственных средств. 1.Высокая цена данных средств.
 2.Короткий срок возврата.
 3.Возникает риск невозврата кредита из-за внешних факторов. 4.Целевое финансирование. 1.Либо низкая стоимость либо бесплатные заемные средства.
 2.Возможность невозврата заемных средств 1.Целевое использование (на конкретные цели). 5.Кредиторская задолженность 1.Низкая стоимость либо бесплатные заемные средства. 1.Ограниченность в использовании суммы данных средств.
 2.Возможная потеря контрагента из-за постоянных неплатежей.
 3.Возможность возникновения судебных исков в связи с неуплатой. 6.Использование задолженности в бюджет и внебюджетные фонды (Кт) 1.Ограниченность привлекаемой суммы.
 2.Возникновение санкций со стороны бюджета и налоговых органов за просрочку платежей, возможен арест счетов.
 3.Возможность объявления организации банкротом и по требованию налоговых органов. 7. Прибыль организации 1.Независимость организации от кредитных организаций, инвесторов (внешних источников финансирования).
 3.Относительная дешевизна данных источников. 1.Возможность альтернативного использования для вложения во внешние инструменты.
 
  Тема: Финансовое планирование и бюджетирование в организации.
 
  Планирование является одним из основных методов управления деятельностью организации.
  Система внутрифирменного планирования разрабатывается организацией самостоятельно исходя из сроков планирования и задач, которые д/б решены в связи с исполнением данного плана.
  В зависимости от сроков планирования планы м/б долгосрочные, текущими и оперативными.
  В зависимости от целей планирования м/б:
 * План будущего финансового года;
 * План реализации инвестиционного проекта;
 * Планирование нового вида деятельности или деятельности вновь создающейся организации.
  Система планирования организации должна включать в себя этапы планирования :
  1.Постановка целей планирования.
  2.Определение задач, необходимых для достижения целей и планирования.
  3.Составление финансового плана и расчеты показателей, которые необходимо получить после реализации плана всех поставленных задач.
  4.Разработка и рассмотрение мероприятий для решения поставленных при планировании задач.
  5.Разарботка системы контроля исполнения плана.
  6.Контроль за исполнением текущих задач и корректировка плана в связи с изменением обстоятельств.
  7.Контроль фактической реализации плана от первоначального плана.
 
  Воплощение планирования как системы управления организацией находит отражение в бизнес-плане.
  Примерная структура бизнес-плана:
  1)Характеристика предприятия, структуры его управления и организации, описание основных видов деятельности и основные характеристики предприятия.
  2)Цели и задачи составления бизнес-плана.
  3)Обзор внешней среды, в которой функционирует предприятие.
  4)Анализ конкурентной среды.
  5)Анализ рынка сбыта продукции.
  6)описание нового вида продукции.
  7)Описание технических и технологических характеристик организации для реализации плана.
  8)Расчет затрат организации на реализацию данного проекта и расчет потребности во внешнем финансировании. Это м/б дополнено расчетом денежных потоков организации.
  9)План расходов организации.
  10)План доходов организации.
  11)План прибыли организации.
  12)Анализ прогнозирования (изменения) финансовых показателей после реализации проекта.
  13)Составление планового баланса и отчета о прибылях и убытках, который д/б после осуществления запланированных мероприятий.
 
  Структура бизнес-плана может изменяться исходя из целей и задач, поставленных при планировании.
 
  При планировании любого вида бизнеса необходимо исходить из 2-х основных условий:
 1) Планирование доходной части д/б в сумме минимально возможных доходов
 2) Планирование расходов должно производиться с учетом максимальной стоимости ресурсов и услуг с учетом суммы по некоторым статьям.
  Содержание разделов бизнес-плана:
  1.Вводная часть:
  - обязательные реквизиты (название организации, ее юр.адрес, организационно-правовая форма, ее учредители)
  - ссылка на секретность
  - цель и суть проекта
  - системность проекта
  - потребность в финансировании (если таковая имеется)
  2. Анализ отрасли (региона):
  1)- положение дел в регионе (состояние промышленности, с/х, экономики)
  - возможности покупательской способности потребителей
  - иные хар-ки, отражающие специфику региона
  2) - анализ положений дел в стране
  - анализ существующего положения и перспектив развития
  - направление и задачи деятельности региона
  3. Сущность предлагаемого проекта
  - предлагаемые в проекте т/р/у
  - применяемые технологии
  - патентные права
  - возможно необходимые лицензии
  4. Анализ рынка реализации
  - потенциальные потребности продукции
  - конкуренты
  - анализ конкурентной продукции (ее качество и цена)
  - возможности роста рынка (конкуренты, цены, качество, определенная ниша)
  - оценка доли на рынке (существующая и потенциальная)
  5. План маркетинга :
  - разработка ценовой политики
  - разработка кредитной политики
  - каналы сбыта
  - план рекламы
  - возможность изменения параметров продукции для более успешной реализации
  6. Производственный план:
  - производственная мощность
  - сырье и материалы, в т.ч.их источники поставки
  - производственный процесс (его описание)
  - субподрядчики
  7. Финансовый план:
  - план доходов
  - план расходов
  - план денежных поступлений и выплат на рассчитываемый период
  - плановый баланс организации (план прибыли и убытков в организации)
  8. План с/с:
  9. Описание слабых и сильных сторон п/п
  Также м/б иные пункты расчета, т.е.бизнес план м/б расширен.

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу