<< Пред. стр. 10 (из 55) След. >>
они стали управлять "огромным количеством людей с большей лег-костью и безопасностью" (51, 69).
Как видно, в трактовке морали, ее происхождения и назначения
Мандевиль был антиподом Шефтсбери 1. Если для последнего мораль ес-
тественна по происхождению, то для первого она создается искусствен-
ным путем. Согласно Шефтсбери, добродетель "сама себе является наг-
радой". Мандевиль же отвергает эту точку зрения. Согласно ему, доб-
родетель влечет людей лишь потому, что обладание ею приносит почет и
уважение, льстит человеческому самолюбию. Соответственно различно
оценивается Шефтсбери и Мандевилем нравственный порок. В этике
Шефтсбери он противоестествен, приносит несчастье не только другим
людям, но и самому его носителю. В этике же Мандевиля пороки неуст-
ранимы и полезны. Подавляя свои порочные наклонности, люди посту-
пают так вовсе не из природной тяги к добродетели, а опять-таки из
чисто эгоистических побуждений: желания прославиться, приобрести
уважение и т. п.
Но зачем подавлять пороки, если они - "блага для общества"? В
этом вопросе Мандевиль недостаточно последователен. В "Исследова-
нии о происхождении моральной добродетели" он подчеркивает не
столько необходимость и полезность пороков, сколько важность их
преодоления, обуздания как в интересах отдельного человека, так и об-
щества в целом. Однако Мандевиль и здесь остался верен своему эти-
ческому кредо. Он отказывается признать "превосходные качества че-
ловеческой природы" и с иронией пишет о тех моралистах , которые
изображают людей ангелами" (51,72). Не моральные добродетели ,нас-
таивает
71
Мандевиль, а себялюбие, тщеславие, гордыня - вот истинные по-
будительные мотивы деятельности людей.
Оценивая этическую концепцию Мандевиля, нельзя не отметить
трезвый реализм автора "Басни о пчелах" в рассмотрении современных
ему общественных отношений и того типа личности, который эти от-
ношения формировали. Но нетрудно заметить и односторонность ман-
девилевской трактовки "природы человека". Игнорируя богатство и
многообразие человеческой натуры, Мандевиль отрицал, по существу,
все альтруистические побуждения. Даже такие нравственные чувства,
как патриотизм, любовь к родине, он истолковывал в духе своей кон-
цепции, видя в них все то же проявление свойственного людям желания
прославиться, возвыситься над другими. Вместе с тем он разделял мно-
гие ошибочные представления философов-просветителей, в том числе и
своего оппонента. Как и Шефтсбери, Мандевиль стоял на тех же идеа-
листических позициях в понимании морали, поскольку практически
игнорировал ее социальную обусловленность, исторический характер.
Обличая порядки и нравы буржуазного общества, Мандевиль даже не
помышлял о возможности и необходимости преобразования существу-
ющего уклада жизни. Он лишь констатирует то "моральное и физичес-
кое зло", которое царит в мире, но не ставит вопроса об искоренении
этого зла.
По-разному сложились судьбы этического наследия Шефтсбери,
Хатчесона, с одной стороны, и Мандевиля - с другой. К теоретикам
"морального чувства" ближе всего стоял А. Смит, о чем свидетельству-
ет его "Теория нравственных чувств" (1759). В этом сочинении Смит с
одобрением отзывается о своих предшественниках и критикует Манде-
виля. Однако многие идеи "Басни о пчелах" импонировали Смиту. Это
относилось в первую очередь к тем местам "Басни", в которых подчер-
кивалось значение материальных интересов в жизни людей, их стрем-
ления к обогащению. В еще большей мере заметно влияние идей Манде-
виля в главном экономическом труде Смита - "Исследовании о природе
и причинах богатства народов" (1776). Человек скорее достигнет своей
цели, пишет Смит, если обратится не к благожелательности других лю-
дей, а к их эгоизму, если будет говорить не о своих нуждах, а об их вы-
годах.
Этические воззрения Юма также развивались под влиянием тео-
рии "морального чувства". Но Юм не сводил моральное, или нравствен-
ное чувство к одной лишь "всеобщей благожелательности", или "сим-
патии", которая якобы свойственна всем людям по отношению друг к
другу.
72
Согласно Юму, "люди по природе эгоистичны" (84, 1, 675), и по-
этому альтруизм не может быть признан единственным мотивом пове-
дения людей. Однако чувство симпатии все же берет верх над эгоисти-
ческими устремлениями и скрепляет социальные связи между людьми.
Этическая концепция Шефтсбери и Хатчесона получила высокую
оценку французских просветителей (Монтескье, Дидро), нашла отклик
у американских прогрессивных мыслителей (Франклин, Джефферсон).
Этика и эстетика теоретиков "морального чувства" оказали влияние на
родоначальника классической немецкой философии И. Канта.
Что касается этики Мандевиля, то она была ближе теории "ра-
зумного эгоизма", которую разрабатывали французские материалисты.
Особенно близок к идеям, развиваемым в "Басне о пчелах", Гельвеций.
Но французские материалисты превосходили Мандевиля в том отноше-
нии, что обращали внимание на роль воспитания и внешних обстоятель-
ств в формировании нравственных качеств личности, в совершенствова-
нии людей, подчеркивали необходимость согласования личного интере-
са с общественным.
Буржуазные историки философии не смогли дать объективную
оценку творчества английских этиков-просветителей. Шефтсбери изоб-
ражается ими обычно как сторонник теизма, а не как философ-деист.
Принижаются или вообще игнорируются мотивы свободомыслия в его
воззрениях. Что касается Мандевиля, то он обвиняется буржуазными
исследователями в искажении человеческой природы, в проповеди на-
турализма, дающего "простор разрушительным силам" (77, 1).
В советской историко-философской литературе этическое насле-
дие английских просветителей характеризуется как ценный вклад в
сокровищницу духовной культуры.
III. ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ И АГНОСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
Утверждение Великобритании в качестве крупнейшей капиталис-
тической и колониальной державы, рост богатства и влияния английс-
кой буржуазии, ее борьба против революционно-демократических дви-
жений в Европе и Америке обусловили усиление консервативных тен-
денций в общественной жизни страны. Одним из наиболее значитель-
ных и активных выразителей этих тенденций; возобладавших в полити-
ке и идеологии господствующих классов Англии, стал Джордж Беркли
(1685 - 1753).
73
Глава 6. БЕРКЛИ
Беркли родился в английской дворянской семье, проживавшей на
юге Ирландии. После окончания школы в возрасте 15 лет он поступает в
колледж св. Троицы Дублинского университета, а в 1704 г. получает
там первую ученую степень бакалавра искусств. С 1707 г. Беркли начи-
нает сам преподавать в колледже, приступает к углубленному изуче-
нию философии. К этому времени относятся философские заметки, ко-
торые вел Беркли в форме дневника и которые содержат наброски его
будущей философской системы. Первая работа Беркли "Опыт новой те-
ории зрения", посвященная проблемам философии и психологии, выш-
ла в свет в 1709 г. В том же году он был возведен в сан дьякона англи-
канской церкви, ревностным защитником которой оставался всю свою
жизнь. В 1710 г. Беркли публикует свое главное философское сочине-
ние - "Трактат о принципах человеческого знания". Из других произве-
дений Беркли следует назвать такие: "Три разговора между Гиласом и
Филонусом" (1713), где в популярной форме разъясняются основные
идеи "Трактата...", "Алсифрон" (1732), содержащий "апологию хрис-
тианской религии" и направленный против свободомыслящих, а также
"Аналитик" (1734) и "Сейрис" (1744).
С 1713 г. начинается длительный период в жизни Беркли, связан-
ный с рядом путешествий. Он побывал во Франции, в Италии, прожил
несколько лет в Северной Америке, на острове Род-Айленд (в Ньюпор-
те), где предполагал заняться миссионерской деятельностью. Но не по-
лучив обещанных правительственных субсидий для постройки коллед-
жа, Беркли в конце 1731 г. вернулся в Англию. В 1734 г. он был посвя-
щен в духовный сан епископа англиканской церкви. Всю свою дальней-
шую жизнь Беркли провел практически безвыездно в местечке Клойн, в
Южной Ирландии, где находилась его епархия. Лишь в 1752 г. он перее-
хал в Оксфорд, где вскоре скончался в возрасте 68 лет.
Уже первые шаги Беркли на поприще философии отчетливо опре-
делили те цели, которым он посвятил свою жизнь. Это сокрушение ма-
териализма и обоснование "имматериализма", т. е. идеализма, защита и
пропаганда религиозного вероучения. В материализме Беркли видел
своего главного противника, опору "зловредного" безбожия, фило-
софскую основу атеизма. "Имматериализм" же он рассматривал в ка-
честве философии, призванной не только уничтожить материализм, но
и доказать истинность религиозного мировоз-
74
зрения. И хотя Беркли в своем духовном развитии совершил опре-
деленную трансформацию, выразившуюся в ослаблении субъектив-
но-идеалистических и усилении объективно-идеалистических сторон
"имматериализма", цели, поставленные им перед собой, не изменились.
В конце своего творческого пути, как и в самом его начале, Беркли рь-
яно нападал на материализм и атеизм, выступал воинствующим аполо-
гетом религии.
Борьба против материализма, защита религиозно-идеалистичес-
ких воззрений осуществлялись Беркли, с одной стороны, чисто фило-
софскими средствами, а с другой - с помощью превратно истолкованных
данных математики и естествознания.
К философским средствам берклианской критики материализма
относятся крайний номинализм и теория идеалистического сенсуализ-
ма. Номиналистические спекуляции Беркли были направлены в первую
очередь на дискредитацию понятия материи. Что касается идеалисти-
ческой обработки сенсуализма, то она имела своей целью обоснование
субъективности всех чувственно воспринимаемых качеств.
Критика абстракций Разработанная Локком теория абст-
ракций исходила из той разновиднос-
ти номинализма, которая получила наименование концептуализ-
ма. Абстрактные понятия, или идеи, образуются, по Локку, путем мыс-
ленного обобщения сходных признаков единичных вещей. Тем самым
утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, на
основе чего наш разум и создает "отвлеченные идеи". Этим концептуа-
лизм Локка отличался от крайнего номинализма, согласно которому
общие понятия (универсалии) не имеют никакого реального содержа-
ния, тогда как действительным существованием обладают лишь единич-
ные вещи. Номинализм, как известно, являлся в условиях средних веков
выражением материалистической тенденции в философии и противос-
тоял реализму, который настаивал на онтологическом статусе универ-
салий.
Чем же объяснить тот факт, что в целях критики материализма
Беркли обратился к номинализму, а не к реализму? Дело в том, что пос-
ледний, утверждая реальность и объективность общих понятий, явно тя-
готел к объективному идеализму. В крайнем же номинализме, утверж-
давшем, что универсалии - это только имена вещей, существующие
лишь в уме, содержалась возможность субъективно-идеалистической
интерпретации результатов рационального познания. К тому же край-
ний номинализм выступал удоб-
75
ным средством обоснования невозможности образования науч-
но-философских понятий и категорий.
Отталкиваясь от номиналистической критики онтологизации об-
щих понятий, Беркли заявлял: "Все, что существует, единич-
но"(43,281).Из этого положения им делался вывод что общее существу-
ет лишь как обобщенный наглядный образ единичного. Так, например,
доказывая какуюлибо теорему, касающуюся треугольника, мы понима-
ем, что данный треугольник заменяет или представляет собой все треу-
гольники такого рода, и в этом смысле он общ (43, 162 - 163). Призна-
вая в таком именно смысле существование общих идей, Беркли понимал
фактически под ними лишь чувственные наглядные образы или предс-
тавления конкретных предметов, представляющие весь класс данных
предметов. Это была так называемая репрезентативная концепция абс-
тракций, не лишенная определенного гносеологического содержания,
поскольку представление соединяет в себе чувственно-наглядный и абс-
трактно-всеобщий моменты познания. Но чувственно-образный момент
в познании был Беркли абсолютизирован, истолкован им метафизичес-
ки. Более того, Беркли вообще обесценивает репрезентативную концеп-
цию, так как направляет ее против логического мышления, пытается
свести "всю познавательную деятельность к чувственно-эмпирическо-
му уровню" (11, 106).
Что касается "абстрактных общих идей", отражающих то общее,
что объективно существует в единичном, отдельном, то их существова-
ние Беркли категорически отрицал. Нет и не может быть в нашем уме,
заявлял он, абстрактнообщей идеи треугольника, который был бы "ни
косоуголен, ни прямоуголен, ни равносторонен, ни равнобедрен, ни не-
равносторонен, но который есть вместе и всякий, и никакой из них"
(43, 161). Рассуждая аналогичным образом, Беркли пытался доказать
невозможность образования абстрактных общих идей человека, живот-
ного, цвета, движения, протяжения и др. Так, например, абстрактная
идея человека невозможна, по Беркли, на том основании, что она неп-
ременно должна быть идеей или белого, или черного, или краснокоже-
го, прямого или сгорбленного, высокого, низкого или среднего челове-
ка.."Точно так же для меня невозможно составить абстрактную идею
движения, отличную от движущегося тела, - движения, которое ни
быстро, ни медленно, ни криволинейно, ни прямолинейно; и то же са-
мое может быть сказано о всех прочих абстрактных идеях" (43 , 157 -
158).
76
Таким образом, Беркли полностью отрицал возможность абс-
трактного, понятийного мышления, настаивая на существовании у че-
ловека лишь способности "воображать или представлять себе идеи еди-
ничных, воспринятых... вещей и разнообразно сочетать и делить их"
(43, 157). Абстрактные же понятия являются, по Беркли, заблуждения-
ми ума, проистекающими от "злоупотребления словами". Дело в том,
разъясняет Беркли, что мы исходим из ошибочного предположения,
будто употребление слов подразумевает существование абстрактных
общих идей. В действительности же слово выступает знаком "не абс-
трактной, общей идеи, а многих частных идей, любую из которых оно
безразлично вызывает в нашем уме" (43, 159). На этом основании Берк-
ли доказывал бесполезность абстракций в целях познания и требовал
"полного освобождения" философии и науки от "обмана слов", очи-
щения сознания от "тонкой и хитросплетенной сети абстрактных идей"
(43, 168).
Особенно горячо ратовал Беркли за изгнание из философии поня-
тия материи, или материальной (телесной) субстанции. Его филиппики
по адресу этой фундаментальной философской категории занимают
немало места в "Трактате о принципах человеческого знания" и в дру-
гих сочинениях. Философское понятие материи, утверждал Беркли,
"заключает в себе противоречие", влечет за собой "многочисленные
вредные выводы" (43, 175), является "наиболее абстрактной и непонят-
ной из всех идей" (43, 178), порождает "бесчисленные разногласия и
споры в философии", служит источником "нечестия" (43, 180). Вот
почему, заключает Беркли, следует раз и навсегда покончить с тем, что
философы называют материей или телесной субстанцией. "Отрицание
ее не приносит никакого ущерба остальному роду человеческому, кото-
рый... никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен
этот призрак пустого имени, чтобы обосновать свое безбожие, а фило-
софы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустосло-
вия" (43, 186).
Беркли стремился не только к дискредитации материи как абс-
тракции, философской категории. Он добивался ~ крушения всего зда-
ния материализма. С этой целью номиналистическая критика общих
понятий была дополнена, как уже отмечалось, идеалистически препа-
рированным сенсуализмом. Исходным пунктом этой процедуры яви-
лась локковская теория первичных и вторичных качеств. Напомним, что
к первичным качествам Локк (вслед за многими философами и естест-
воиспытаниями XVII в.) относил протяженность, форму, движение или
покой, число, а также
77
плотность. Первичные качества - это объективно су-
ществующие, неотъемлемые свойства тел, воспринимаемые нашими ор-
ганами чувств. Вторичные же качества (цвет, запах, вкус и т. п.) предс-
тавляют собой нечто иное. О них уже нельзя сказать, что они пол-
ностью соответствуют действительным свойствам тел. Но какова же
тогда их природа? На этот вопрос Локк не дает однозначного ответа.
Однако он более всего склонялся к той интерпретации вторичных ка-
честв, согласно которой "идеи" вторичных качеств возникают в нашем
сознании "вследствие различных видоизменений первичных качеств"
(23, 1, 160).
Подобная интерпретация существенно отличалась от традицион-
ного истолкования вторичных качеств как чисто субъективных впечат-
лений, или образов, "ощущающих существ", как, например, полагали