<< Пред.           стр. 10 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 они стали управлять "огромным количеством людей с большей лег-
 костью и безопасностью" (51, 69).
 Как видно, в трактовке морали, ее происхождения и назначения
 Мандевиль был антиподом Шефтсбери 1. Если для последнего мораль ес-
 тественна по происхождению, то для первого она создается искусствен-
 ным путем. Согласно Шефтсбери, добродетель "сама себе является наг-
 радой". Мандевиль же отвергает эту точку зрения. Согласно ему, доб-
 родетель влечет людей лишь потому, что обладание ею приносит почет и
 уважение, льстит человеческому самолюбию. Соответственно различно
 оценивается Шефтсбери и Мандевилем нравственный порок. В этике
 Шефтсбери он противоестествен, приносит несчастье не только другим
 людям, но и самому его носителю. В этике же Мандевиля пороки неуст-
 ранимы и полезны. Подавляя свои порочные наклонности, люди посту-
 пают так вовсе не из природной тяги к добродетели, а опять-таки из
 чисто эгоистических побуждений: желания прославиться, приобрести
 уважение и т. п.
 Но зачем подавлять пороки, если они - "блага для общества"? В
 этом вопросе Мандевиль недостаточно последователен. В "Исследова-
 нии о происхождении моральной добродетели" он подчеркивает не
 столько необходимость и полезность пороков, сколько важность их
 преодоления, обуздания как в интересах отдельного человека, так и об-
 щества в целом. Однако Мандевиль и здесь остался верен своему эти-
 ческому кредо. Он отказывается признать "превосходные качества че-
 ловеческой природы" и с иронией пишет о тех моралистах , которые
 изображают людей ангелами" (51,72). Не моральные добродетели ,нас-
 таивает
 
 
 71
 
 Мандевиль, а себялюбие, тщеславие, гордыня - вот истинные по-
 будительные мотивы деятельности людей.
 Оценивая этическую концепцию Мандевиля, нельзя не отметить
 трезвый реализм автора "Басни о пчелах" в рассмотрении современных
 ему общественных отношений и того типа личности, который эти от-
 ношения формировали. Но нетрудно заметить и односторонность ман-
 девилевской трактовки "природы человека". Игнорируя богатство и
 многообразие человеческой натуры, Мандевиль отрицал, по существу,
 все альтруистические побуждения. Даже такие нравственные чувства,
 как патриотизм, любовь к родине, он истолковывал в духе своей кон-
 цепции, видя в них все то же проявление свойственного людям желания
 прославиться, возвыситься над другими. Вместе с тем он разделял мно-
 гие ошибочные представления философов-просветителей, в том числе и
 своего оппонента. Как и Шефтсбери, Мандевиль стоял на тех же идеа-
 листических позициях в понимании морали, поскольку практически
 игнорировал ее социальную обусловленность, исторический характер.
 Обличая порядки и нравы буржуазного общества, Мандевиль даже не
 помышлял о возможности и необходимости преобразования существу-
 ющего уклада жизни. Он лишь констатирует то "моральное и физичес-
 кое зло", которое царит в мире, но не ставит вопроса об искоренении
 этого зла.
 По-разному сложились судьбы этического наследия Шефтсбери,
 Хатчесона, с одной стороны, и Мандевиля - с другой. К теоретикам
 "морального чувства" ближе всего стоял А. Смит, о чем свидетельству-
 ет его "Теория нравственных чувств" (1759). В этом сочинении Смит с
 одобрением отзывается о своих предшественниках и критикует Манде-
 виля. Однако многие идеи "Басни о пчелах" импонировали Смиту. Это
 относилось в первую очередь к тем местам "Басни", в которых подчер-
 кивалось значение материальных интересов в жизни людей, их стрем-
 ления к обогащению. В еще большей мере заметно влияние идей Манде-
 виля в главном экономическом труде Смита - "Исследовании о природе
 и причинах богатства народов" (1776). Человек скорее достигнет своей
 цели, пишет Смит, если обратится не к благожелательности других лю-
 дей, а к их эгоизму, если будет говорить не о своих нуждах, а об их вы-
 годах.
 Этические воззрения Юма также развивались под влиянием тео-
 рии "морального чувства". Но Юм не сводил моральное, или нравствен-
 ное чувство к одной лишь "всеобщей благожелательности", или "сим-
 патии", которая якобы свойственна всем людям по отношению друг к
 другу.
 
 
 72
 
 Согласно Юму, "люди по природе эгоистичны" (84, 1, 675), и по-
 этому альтруизм не может быть признан единственным мотивом пове-
 дения людей. Однако чувство симпатии все же берет верх над эгоисти-
 ческими устремлениями и скрепляет социальные связи между людьми.
 Этическая концепция Шефтсбери и Хатчесона получила высокую
 оценку французских просветителей (Монтескье, Дидро), нашла отклик
 у американских прогрессивных мыслителей (Франклин, Джефферсон).
 Этика и эстетика теоретиков "морального чувства" оказали влияние на
 родоначальника классической немецкой философии И. Канта.
 Что касается этики Мандевиля, то она была ближе теории "ра-
 зумного эгоизма", которую разрабатывали французские материалисты.
 Особенно близок к идеям, развиваемым в "Басне о пчелах", Гельвеций.
 Но французские материалисты превосходили Мандевиля в том отноше-
 нии, что обращали внимание на роль воспитания и внешних обстоятель-
 ств в формировании нравственных качеств личности, в совершенствова-
 нии людей, подчеркивали необходимость согласования личного интере-
 са с общественным.
 Буржуазные историки философии не смогли дать объективную
 оценку творчества английских этиков-просветителей. Шефтсбери изоб-
 ражается ими обычно как сторонник теизма, а не как философ-деист.
 Принижаются или вообще игнорируются мотивы свободомыслия в его
 воззрениях. Что касается Мандевиля, то он обвиняется буржуазными
 исследователями в искажении человеческой природы, в проповеди на-
 турализма, дающего "простор разрушительным силам" (77, 1).
 В советской историко-философской литературе этическое насле-
 дие английских просветителей характеризуется как ценный вклад в
 сокровищницу духовной культуры.
 
 III. ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ И АГНОСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
 
 Утверждение Великобритании в качестве крупнейшей капиталис-
 тической и колониальной державы, рост богатства и влияния английс-
 кой буржуазии, ее борьба против революционно-демократических дви-
 жений в Европе и Америке обусловили усиление консервативных тен-
 денций в общественной жизни страны. Одним из наиболее значитель-
 ных и активных выразителей этих тенденций; возобладавших в полити-
 ке и идеологии господствующих классов Англии, стал Джордж Беркли
 (1685 - 1753).
 
 
 73
 
 Глава 6. БЕРКЛИ
 
 Беркли родился в английской дворянской семье, проживавшей на
 юге Ирландии. После окончания школы в возрасте 15 лет он поступает в
 колледж св. Троицы Дублинского университета, а в 1704 г. получает
 там первую ученую степень бакалавра искусств. С 1707 г. Беркли начи-
 нает сам преподавать в колледже, приступает к углубленному изуче-
 нию философии. К этому времени относятся философские заметки, ко-
 торые вел Беркли в форме дневника и которые содержат наброски его
 будущей философской системы. Первая работа Беркли "Опыт новой те-
 ории зрения", посвященная проблемам философии и психологии, выш-
 ла в свет в 1709 г. В том же году он был возведен в сан дьякона англи-
 канской церкви, ревностным защитником которой оставался всю свою
 жизнь. В 1710 г. Беркли публикует свое главное философское сочине-
 ние - "Трактат о принципах человеческого знания". Из других произве-
 дений Беркли следует назвать такие: "Три разговора между Гиласом и
 Филонусом" (1713), где в популярной форме разъясняются основные
 идеи "Трактата...", "Алсифрон" (1732), содержащий "апологию хрис-
 тианской религии" и направленный против свободомыслящих, а также
 "Аналитик" (1734) и "Сейрис" (1744).
 С 1713 г. начинается длительный период в жизни Беркли, связан-
 ный с рядом путешествий. Он побывал во Франции, в Италии, прожил
 несколько лет в Северной Америке, на острове Род-Айленд (в Ньюпор-
 те), где предполагал заняться миссионерской деятельностью. Но не по-
 лучив обещанных правительственных субсидий для постройки коллед-
 жа, Беркли в конце 1731 г. вернулся в Англию. В 1734 г. он был посвя-
 щен в духовный сан епископа англиканской церкви. Всю свою дальней-
 шую жизнь Беркли провел практически безвыездно в местечке Клойн, в
 Южной Ирландии, где находилась его епархия. Лишь в 1752 г. он перее-
 хал в Оксфорд, где вскоре скончался в возрасте 68 лет.
 Уже первые шаги Беркли на поприще философии отчетливо опре-
 делили те цели, которым он посвятил свою жизнь. Это сокрушение ма-
 териализма и обоснование "имматериализма", т. е. идеализма, защита и
 пропаганда религиозного вероучения. В материализме Беркли видел
 своего главного противника, опору "зловредного" безбожия, фило-
 софскую основу атеизма. "Имматериализм" же он рассматривал в ка-
 честве философии, призванной не только уничтожить материализм, но
 и доказать истинность религиозного мировоз-
 
 
 74
 
 зрения. И хотя Беркли в своем духовном развитии совершил опре-
 деленную трансформацию, выразившуюся в ослаблении субъектив-
 но-идеалистических и усилении объективно-идеалистических сторон
 "имматериализма", цели, поставленные им перед собой, не изменились.
 В конце своего творческого пути, как и в самом его начале, Беркли рь-
 яно нападал на материализм и атеизм, выступал воинствующим аполо-
 гетом религии.
 Борьба против материализма, защита религиозно-идеалистичес-
 ких воззрений осуществлялись Беркли, с одной стороны, чисто фило-
 софскими средствами, а с другой - с помощью превратно истолкованных
 данных математики и естествознания.
 К философским средствам берклианской критики материализма
 относятся крайний номинализм и теория идеалистического сенсуализ-
 ма. Номиналистические спекуляции Беркли были направлены в первую
 очередь на дискредитацию понятия материи. Что касается идеалисти-
 ческой обработки сенсуализма, то она имела своей целью обоснование
 субъективности всех чувственно воспринимаемых качеств.
 Критика абстракций Разработанная Локком теория абст-
  ракций исходила из той разновиднос-
 ти номинализма, которая получила наименование концептуализ-
 ма. Абстрактные понятия, или идеи, образуются, по Локку, путем мыс-
 ленного обобщения сходных признаков единичных вещей. Тем самым
 утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, на
 основе чего наш разум и создает "отвлеченные идеи". Этим концептуа-
 лизм Локка отличался от крайнего номинализма, согласно которому
 общие понятия (универсалии) не имеют никакого реального содержа-
 ния, тогда как действительным существованием обладают лишь единич-
 ные вещи. Номинализм, как известно, являлся в условиях средних веков
 выражением материалистической тенденции в философии и противос-
 тоял реализму, который настаивал на онтологическом статусе универ-
 салий.
 Чем же объяснить тот факт, что в целях критики материализма
 Беркли обратился к номинализму, а не к реализму? Дело в том, что пос-
 ледний, утверждая реальность и объективность общих понятий, явно тя-
 готел к объективному идеализму. В крайнем же номинализме, утверж-
 давшем, что универсалии - это только имена вещей, существующие
 лишь в уме, содержалась возможность субъективно-идеалистической
 интерпретации результатов рационального познания. К тому же край-
 ний номинализм выступал удоб-
 
 
 75
 
 ным средством обоснования невозможности образования науч-
 но-философских понятий и категорий.
 Отталкиваясь от номиналистической критики онтологизации об-
 щих понятий, Беркли заявлял: "Все, что существует, единич-
 но"(43,281).Из этого положения им делался вывод что общее существу-
 ет лишь как обобщенный наглядный образ единичного. Так, например,
 доказывая какуюлибо теорему, касающуюся треугольника, мы понима-
 ем, что данный треугольник заменяет или представляет собой все треу-
 гольники такого рода, и в этом смысле он общ (43, 162 - 163). Призна-
 вая в таком именно смысле существование общих идей, Беркли понимал
 фактически под ними лишь чувственные наглядные образы или предс-
 тавления конкретных предметов, представляющие весь класс данных
 предметов. Это была так называемая репрезентативная концепция абс-
 тракций, не лишенная определенного гносеологического содержания,
 поскольку представление соединяет в себе чувственно-наглядный и абс-
 трактно-всеобщий моменты познания. Но чувственно-образный момент
 в познании был Беркли абсолютизирован, истолкован им метафизичес-
 ки. Более того, Беркли вообще обесценивает репрезентативную концеп-
 цию, так как направляет ее против логического мышления, пытается
 свести "всю познавательную деятельность к чувственно-эмпирическо-
 му уровню" (11, 106).
 Что касается "абстрактных общих идей", отражающих то общее,
 что объективно существует в единичном, отдельном, то их существова-
 ние Беркли категорически отрицал. Нет и не может быть в нашем уме,
 заявлял он, абстрактнообщей идеи треугольника, который был бы "ни
 косоуголен, ни прямоуголен, ни равносторонен, ни равнобедрен, ни не-
 равносторонен, но который есть вместе и всякий, и никакой из них"
 (43, 161). Рассуждая аналогичным образом, Беркли пытался доказать
 невозможность образования абстрактных общих идей человека, живот-
 ного, цвета, движения, протяжения и др. Так, например, абстрактная
 идея человека невозможна, по Беркли, на том основании, что она неп-
 ременно должна быть идеей или белого, или черного, или краснокоже-
 го, прямого или сгорбленного, высокого, низкого или среднего челове-
 ка.."Точно так же для меня невозможно составить абстрактную идею
 движения, отличную от движущегося тела, - движения, которое ни
 быстро, ни медленно, ни криволинейно, ни прямолинейно; и то же са-
 мое может быть сказано о всех прочих абстрактных идеях" (43 , 157 -
 158).
 
 
 76
 
 Таким образом, Беркли полностью отрицал возможность абс-
 трактного, понятийного мышления, настаивая на существовании у че-
 ловека лишь способности "воображать или представлять себе идеи еди-
 ничных, воспринятых... вещей и разнообразно сочетать и делить их"
 (43, 157). Абстрактные же понятия являются, по Беркли, заблуждения-
 ми ума, проистекающими от "злоупотребления словами". Дело в том,
 разъясняет Беркли, что мы исходим из ошибочного предположения,
 будто употребление слов подразумевает существование абстрактных
 общих идей. В действительности же слово выступает знаком "не абс-
 трактной, общей идеи, а многих частных идей, любую из которых оно
 безразлично вызывает в нашем уме" (43, 159). На этом основании Берк-
 ли доказывал бесполезность абстракций в целях познания и требовал
 "полного освобождения" философии и науки от "обмана слов", очи-
 щения сознания от "тонкой и хитросплетенной сети абстрактных идей"
 (43, 168).
 Особенно горячо ратовал Беркли за изгнание из философии поня-
 тия материи, или материальной (телесной) субстанции. Его филиппики
 по адресу этой фундаментальной философской категории занимают
 немало места в "Трактате о принципах человеческого знания" и в дру-
 гих сочинениях. Философское понятие материи, утверждал Беркли,
 "заключает в себе противоречие", влечет за собой "многочисленные
 вредные выводы" (43, 175), является "наиболее абстрактной и непонят-
 ной из всех идей" (43, 178), порождает "бесчисленные разногласия и
 споры в философии", служит источником "нечестия" (43, 180). Вот
 почему, заключает Беркли, следует раз и навсегда покончить с тем, что
 философы называют материей или телесной субстанцией. "Отрицание
 ее не приносит никакого ущерба остальному роду человеческому, кото-
 рый... никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен
 этот призрак пустого имени, чтобы обосновать свое безбожие, а фило-
 софы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустосло-
 вия" (43, 186).
 Беркли стремился не только к дискредитации материи как абс-
 тракции, философской категории. Он добивался ~ крушения всего зда-
 ния материализма. С этой целью номиналистическая критика общих
 понятий была дополнена, как уже отмечалось, идеалистически препа-
 рированным сенсуализмом. Исходным пунктом этой процедуры яви-
 лась локковская теория первичных и вторичных качеств. Напомним, что
 к первичным качествам Локк (вслед за многими философами и естест-
 воиспытаниями XVII в.) относил протяженность, форму, движение или
 покой, число, а также
 
 
 77
 
 плотность. Первичные качества - это объективно су-
 ществующие, неотъемлемые свойства тел, воспринимаемые нашими ор-
 ганами чувств. Вторичные же качества (цвет, запах, вкус и т. п.) предс-
 тавляют собой нечто иное. О них уже нельзя сказать, что они пол-
 ностью соответствуют действительным свойствам тел. Но какова же
 тогда их природа? На этот вопрос Локк не дает однозначного ответа.
 Однако он более всего склонялся к той интерпретации вторичных ка-
 честв, согласно которой "идеи" вторичных качеств возникают в нашем
 сознании "вследствие различных видоизменений первичных качеств"
 (23, 1, 160).
 Подобная интерпретация существенно отличалась от традицион-
 ного истолкования вторичных качеств как чисто субъективных впечат-
 лений, или образов, "ощущающих существ", как, например, полагали

<< Пред.           стр. 10 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу