<< Пред.           стр. 9 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 ворения, ни счастья.
 Поскольку добродетель коренится в самой природе человека, от-
 мечал Шефтсбери, постольку нравственность не зависит от веры в бога,
 не является производной от религии. Наоборот, сама религия должна
 предстать перед судом нравственного сознания, чтобы получить наше
 одобрение или осуждение. Эти мысли Шефтсбери были созвучны свобо-
 домыслию П. Бейля, в особенности его идеи о независимости морали от
 религии, о необходимости секуляризации нравственности. Как и фран-
 цузский просветитель, с которым Шефтсбери состоял в оживленной пе-
 реписке, автор ""Характеристик" считал, что религия не может слу-
 жить основой морали, содействовать нравственному совершенствова-
 нию человека. Напротив, она приносит обычно вред нравственности,
 оказывает на нее пагубное влияние. Это происходит, по Шефтсбери, в
 том случае, когда имеет место поклонение божеству, обладающему не-
 гативными моральными качествами: мстительностью, жестокостью, по-
 дозрительностью и т. п. С другой стороны, вера в божество, являющееся
 воплощением высших моральных качеств, укрепляет и усиливает
 нравственное начало в человеке. Впрочем Шефтсбери не склонен преу-
 величивать положительное воздействие религии на нравственность. Его
 больше волнуют многочисленные факты религиозной нетерпимости,
 фанатизма, которые несовместимы с подлинной нравственностью.
 Осуждает он и учение религии о загробном воздаянии. Кто стремится к
 добродетели только в расчете на милость божию и старается избежать
 порока лишь из страха перед божьим судом, не может быть назван мо-
 ральным существом. "В человеке, действующем подобным образом,
 нравственности, благочестия и святости не больше, чем кротости и сми-
 рения в посаженном на цепь тигре или повиновения и послушания в
 приученной к кнуту дрессированной обезьяне" (80, 1, 267).
 Свободомыслие Шефтсбери не выходило за рамки деизма. Но это
 был деизм другого плана, чем, например, деизм Толанда или Коллинза.
 Этико-эстетический деизм Шефтсбери имел иную направленность. В
 центре внимания английского моралиста был человек, его внутренний
 духовный мир. Бог представляет, согласно Шефтсбери, "принцип, при-
 чину и источник всего прекрасного" (80, 2, 133), выступает в роли ге-
 ниального художника и творца, создавшего "великий шедевр природы"
 - гармоничную и упорядоченную Вселенную. Внешней красоте, красоте
 мироздания, соответст-
 
 
 64
 
 вует красота человеческой души, "сады и рощи внутри нас". Этот
 вид красоты доставляет нам. наивысшее наслаждение, служит главной
 духовной ценностью. Бог выступает в философии Шефтсбери и в ка-
 честве нравственного идеала: он "превосходит самую совершенную доб-
 роту и благость, доступную нам" (66, 261). Но это не личный бог хрис-
 тианства с его традиционными атрибутами, а некое безличное разумное
 и нравственное начало, ибо "ничему, кроме... морально превосходного,
 нет места в божестве..." (66, 261).
 Таким образом, этико-эстетическая концепция Шефтсбери была
 ориентирована на гармоничное развитие заложенных в человеке от при-
 роды способностей к восприятию красоты и наклонностей к добродете-
 ли, ее целью являлось такое воспитание чувств и разума, которое бы об-
 лагораживало отдельную личность и содействовало одновременно об-
 щему благу. Все эти идеи вне всякого сомнению имели просветитель-
 скую, гуманистическую окраску, хотя и несли на себе печать абстракт-
 ного, внеисторического подхода к человеку. Нужно помнить и о том,
 что философская система Шефтсбери являлась аристократическим, эзо-
 терическим учением, предназначавшимся в первую очередь для приви-
 легированных классов, своеобразной духовной элиты. И все же, давая
 общую оценку этике Шефтсбери, следует иметь в виду, что она проти-
 востояла религиозно-идеалистическим теориям нравственности, кото-
 рые исходили из того, что вечные и неизменные моральные принципы
 представляют собой божественные предначертания. Подобные взгляды
 на мораль развивались кембриджскими платониками (Р. Кедворт, Г. Мор
 и др.), англиканскими теологами (Р. Камберленд, С. Кларк). Понятно,
 что положительной оценки заслуживает свободомыслие Шефтсбери.
 Его пафос был направлен на утверждение безрелигиозной морали, веро-
 терпимости, искоренение фанатизма.
 К числу теоретиков "морального чувства" принадлежал видный
 деятель шотландского Просвещения Френсис Xaтчесон (1694 - 1746). В
 течение многих лет Хатчесон возглавлял кафедру нравственной фило-
 софии в университете Глазго, им был написан ряд работ, посвященных
 философии и психологии. Главное произведение Хатчесона "Исследо-
 вание о происхождении наших идей красоты и добродетели" увидело
 свет в 1725 г.
 Вслед за Шефтсбери Хатчесон исходил из единства этического и
 эстетического начала, или принципов, считал, что человек от природы
 наделен особыми "высшими чувства-
 
 
 65
 
 ми", которые служат для восприятия красоты и добра. Способ-
 ность воспринимать красоту "правильности, порядка, гармонии" Хат-
 чесон определил как "внутреннее чувство", которому соответствует
 "моральное чувство", или чувство прекрасного, обращенное к восприя-
 тию тех "эмоций, действий или характеров мыслящих агентов, которые
 мы называем добродетельными" (65, 47). Специфика "высших чувств"
 заключается, по Хатчесону, в их полной автономности, независимости
 от внешних побуждений и влияний. Эти чувства выступают в филосо-
 фии Хатчесона как "природные свойства души", свободные от каких бы
 то ни было практических интересов, соображений выгоды или пользы. В
 этой связи он выступал против рационализма и утилитаризма в пони-
 мании красоты и добродетели. Разуму и трезвому расчету Хатчесон
 противопоставлял бескорыстие "высших чувств", доказывал их альтру-
 истический характер.
 Как и его предшественник Шефтсбери, Хатчесон настаивал на
 том, что "моральное чувство не основывается на религии" (65, 139), что
 нравственность нельзя стимулировать посредством учения о загробном
 воздаянии. Он обращал внимание на то, что многие люди, у которых от-
 сутствовало всякое благочестие, являли собой пример добродетели, тог-
 да как религия зачастую извращала моральное чувство, порождала не-
 терпимость и фанатизм, приводившие к чудовищным злодеяниям.
 Вместе с тем в этико-эстетической системе Хатчесона важная роль от-
 водилась божеству в его деистской интерпретации. Единство и связь
 чувства красоты и морального чувства являются результатом божест-
 венного установления, выражением гармонии всего мироздания. Ра-
 зумная, или мыслящая, причина (intelligent cause), создавшая гармонич-
 ный и целесообразный мир, порождает и внутреннюю красоту, которая
 влечет нас с не меньшей силой, чем вся "видимая красота", дает нам
 морральное чувство, чтобы "направлять наши действия и доставлять
 нам еще более благородное наслаждение" (65, 144).
 Сказанное позволяет сделать вывод о гуманистической направ-
 ленности этики и эстетики Хатчесона, сближавшего . нравственное с
 прекрасным, усматривавшего в стремлении к красоте и добродетели ес-
 тественное свойство человеческой натуры. Очевидна и ограниченность
 этического абсолютизма шотландского философа, изолировавшего сфе-
 ру морали от материальных условий жизни людей, их социальных ин-
 тересов.
 Бернард Мандевиль (1670 - 1733) присходил из семьи Французс-
 ких протестантов, переселившихся в начале XVII в.
 
 
 66
 
 в Голландию из-за религиозных преследований. Окончив Лей-
 денский университет, где он изучал медицину, Мандевиль стал практи-
 кующим врачом, специализировавшимся на нервных болезнях. В 1700 г.
 он переехал на постоянное местожительство в Лондон, натурализовался
 в Англии и с успехом продолжал врачебную практику. Несколькими го-
 дами позже Мандевиль приступил к научной и литературной деятель-
 ности. Его перу принадлежат трактат об ипохондрических и истеричес-
 ких заболеваниях, ряд работ по вопросам морали и религии, написанные
 на злобу дня публицистические статьи. Главным же произведением
 Мандевиля, принесшим ему широкую известность, стала "Басня о пче-
 лах", снабженная многозначительным подзаголовком: "Пороки част-
 ных лиц - блага для общества" ("The Fable of the Bees: or Private Vices,
 Publick Benefits").
 Основу этого многопланового сочинения составил небольшой
 стихотворный памфлет "Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие
 честными" (1705). В 1714 г. вышла в свет сама "Басня о пчелах", кото-
 рая помимо названного памфлета содержала обширные комментарии к
 нему, а также трактат "Исследование о происхождении моральной доб-
 родетели". В 1723 г. появилось второе издание "Басни", дополненное
 еще двумя сочинениями: "Опыт о благотворительности и благотвори-
 тельных школах" и "Исследование о природе общества". Наконец, в
 1729 г. увидел свет второй том "Басни", развивавший проблематику
 первого тома.
 Произведение Мандевиля пользовалось большой популярностью в
 Англии. Достаточно сказать, что оно многократно переиздавалось на
 английском языке на протяжении всего XVIII века (впоследствии поя-
 вились французский и немецкий переводы "Басни"), было предметом
 бурной пол~ мики. На книгу писались опровержения и памфлеты, она
 подверглась резкой критике со стороны представителей религиоз-
 но-идеалистической философии и церковных кругов. В 1723 г. "Басня о
 пчелах" была осуждена большим жюри графства Мидлсекс по обвине-
 нию в подрыве "священных догматов" христианской религии и "всех
 моральных устоев". Критиковали "Басню" и сторонники этической
 концепции Шефтсбери (Ф. Хатчесон, А. Смит).
 Характеризуя Мандевиля как одного из ранних английских уче-
 ников Локка, Маркс писал: "Он доказывает, что в современном общест-
 ве пороки необходимы и полезны. Это отнюдь не было апологией совре-
 менного общества" (1, 2, 146). Действительно, "апология пороков" у
 Мандевиля объективно служила целям критики буржуазного общества,
 
 
 67
 
 разоблачения господствующей в нем морали. Автор "Басни о пче-
 лах" одним из первых решился сорвать маску с буржуазной респекта-
 бельности, показать лицемерие и ханжество правящих классов, выявить
 подлинные мотивы поведения "наживал из землевладельцев и капита-
 листов" (Маркс), которые, участвуя в эксплуатации и подавлении тру-
 дящихся, изображали себя образцом нравственности и благочестия. Но
 "Басня о пчелах" - произведение, которое не ограничивается критикой
 мнимых добродетелей преуспевающих английских буржуа. Мандевиль
 создал острую сатиру на всю систему общественных отношений, по-
 рожденную господством частной собственности, погоней за прибылью,
 стремлением к богатству и власти.
 Уже в памфлете, которым открывается "Басня", Мандевиль рису-
 ет картину общества, где роскошь соседствует с нищетой, праздность и
 расточительность - с тяжким трудом и бедностью. В пчелином улье, ал-
 легорически изображающем такое общество, все продается и покупает-
 ся, пышным цветом расцвели алчность, тщеславие, зависть, обман. Оби-
 татели улья не брезгуют ничем, чтобы разбогатеть и жить в полном до-
 вольстве. "И были в улье том едва ли занятья, где не плутовали" (75, 9).
 Буквально каждая часть улья была исполнена пороков, но именно это и
 давало ему возможность процветать, поскольку "пороки частных лице
 служили источником общественного благосостояния. Когда же пчелы
 вдруг стали честными и пороки уступили место добродетели, в улье
 произошли разительные перемены. Богатство и роскошь бесследно ис-
 чезли из жизни пчел, улей оскудел, зачах и распался. В соответствии с
 жанром басня о "возроптавшем улье" заканчивалась "моралью". В ней
 высмеивалось прекраснодушие глупцов, желавших пользоваться всеми
 благами жизни и оставаться в то же время честными. "Чтоб стать народ
 великим мог, в нем должен свить гнездо порок; достатка - все тому сви-
 детель - не даст ему лишь добродетель" (75, 24).
 С еще большей силой мысль о необходимости и полезности поро-
 ков в обществе, где властвует чистоган, выражена Мандевилем в "Ком-
 ментариях". Их содержание удивительно многообразно. Мандевиля ин-
 тересуют экономика и политика, история и философия, психология и
 медицина. Но в центре внимания автора находятся, естественно, проб-
 лемы морали. Наделяя человека "непомерным себялюбием", сугубо
 эгоистическими чертами, Мандевиль был близок Гоббсу. Но в отличие
 от последнего автор "Басни о пчелах" не считал эти черты препятстви-
 ем или помехой для
 
 
 68
 
 функционирования гражданского общества. Напротив, он был
 убежден в том, что не общительность, приветливость, жалостливость и
 другие аналогичные свойства сделали человека общественным сущест-
 вом, а именно его отрицательные моральные качества. "Самыми необ-
 ходимыми качествами, делающими человека приспособленным к жизни
 в самых больших и... самых процветающих обществах, являются его наи-
 более низменные и отвратительные свойства" (51, 45).
 Эта мысль, высказанная в предисловии к "Басне", проходит через
 всю книгу. В комментариях же она получает конкретное воплощение,
 подкрепляется многочисленными примерами. Перед читателем предста-
 ет целая галерея лиц, погрязших в пороках: обманщики-купцы и плуты-
 лавочники, честолюбцы-политики и лицемеры-святоши, стяжатели и
 транжиры, игроки и шулера, пьяницы и воры. Было бы, однако, упро-
 щением видеть в Мандевиле писателя, стремившегося шокировать свои-
 ми "героями" общественное мнение. Еще меньше оснований приписы-
 вать ему, как это делали его противники, роль защитника пороков и ху-
 лителя добродетели. "Я далек от того, - писал Мандевиль, - чтобы поощ-
 рять порок, и думаю, что если бы можно было полностью изгнать из. го-
 сударства грех нравственной нечистоплотности, то это было бы для него
 невыразимым счастьем; -но я боюсь, что это невозможно" (51, 109).
 Всем содержанием своего произведения Мандевиль как бы под-
 черкивает, что пороки неотделимы от жизненной основы существующе-
 го общества, составляют его неотьемлемый элемент, являясь одновре-
 менно и залогом его преуспеяния. Развивая эту мысль, Мандевиль под-
 нимается до выявления роли зла в истории человеческого общества. "То,
 что мы называем в этом мире злом, как моральным, так и физическим,
 является тем великим принципом, который делает нас социальными
 существами, - является прочной основой, животворящей силой и onopoй
 всех npogeccuu и. занятий без исключения; здесь должны мы искать ис-
 тинный источник всех искусств и наук; и в тот самый момент, когда зло
 перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок,
 если не разрушиться совсем" (51, 329).
 Это,высказывание Мандевиля цитирует Маркс в своих "Теориях
 прибавочной стоимости" (см. 1, 26, 1, 394 - 395), и, конечно, не слу-
 чайно. Автор "Басни о пчелах" был действительно ""бесконечно смелее
 и честнее проникнутых фи-
 
 
 69
 
 листерским духом апологетов буржуазного общества". Гениально
 предугадав истинные движущие силы этого общества, его антагонисти-
 ческий характер, Мандевиль предвосхищает вместе с тем мысль о том,
 что "зло есть форма, в которой проявляется движущая сила историчес-
 кого развития" (1, 21, 296), мысль, сознательно выраженную, по словам
 Энгельса, у Гегеля.
 Этическая концепция Мандевиля не ограничивалась, разумеет-
 ся,раскрытием роли пороков и зла в жизни и развитии общества. Он
 исследует также происхождение "моральной лоб родетели", рассмат-
 ривает природу нравственности. В отличие от Гоббса Мандевиль не
 склонен уповать на могущество государственной власти, заставляющей
 людей обуздывать свои эгоистические наклонности и подчинять личные
 интересы общему благу. Как бы ни покорялся человек силе и мощи го-
 сударства, "одним принуждением его нельзя было сделать послушным
 и добиться тех усовершенствований, на которые он способен" (51, 65).
 Главным средством приобщения людей к совместной жизни, к цивили-
 зации является, согласно Мандевилю, не государство и право, а мораль.
 При этом шла речь не о "моральном чувстве", которое якобы носит
 прирожденный характер, как полагал Шефтсбери. По Мандевилю,
 нравственность продукт не природы, а общественной жизни. Изобрета-
 тели морали - это законодатели и мудрецы, "трудившиеся над усовер-
 шенствованием общества", стремившиеся к тому, чтобы люди научи-
 лись сдерживать свои желания и блюсти общественные интересы.
 Каким же путем были привиты людям начатки нравственности?
 Создатели морали, замечает Мандевиль, исходили из того, что никто из
 людей не является столь грубым, чтобы устоять перед лестью, и никто
 не черств до такой степени, чтобы постоянно сносить презрение окру-
 жающих. Так были найдены могущественные инструменты воздействия
 на человеческую природу. Людям внушалась мысль о том, что они ста-
 нут возвышенными, одухотворенными натурами только в том случае,
 если освободятся "от низменного эгоизма". Те же, кто не имеет ника-
 кой более высокой цели, кроме своей личной выгоды, кто останется ра-
 бом своих желаний и страстей, будут считаться "отбросами человечес-
 кого рода" (51, 67). Льстя одним и устрашая других, моралисты научи-
 ли людей понятиям стыда и чести, представляя одно из них как худшее
 из всех зол, а другое - как наивысшее благо.
 
 
 70
 
 Таким же образом были внушены людям понятия добродетели и
 порока. Первое стало обозначать всякое совершение, при помощи кото-
 рого "человек, вопреки природной склонности, стремится к благу дру-
 гих или к обузданию своих собственных аффектов..." (51, 70). Вторым
 назвали "все то, что делает человек для удовлетворения любого из своих
 желаний, игнорируя общественные интересы" (там же). Приобщение
 людей к нравственности, указывает Мандевиль, принесло им ощутимую
 выгоду, позволило сделать их "полезными друг другу". Но немалую
 выгоду извлекли из этого законодатели и политики. С помощью морали

<< Пред.           стр. 9 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу