<< Пред.           стр. 8 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 заставляет человека влачить жалкое сущест-
 
 
 56
 
 вование, унижает его в собственных глазах, сковывает его иници-
 ативу. Чувство же политической и гражданской свободы доставляет че-
 ловеку сознание собственной силы, активизирует его энергию, способс-
 твует развитию его способностей.
 "Письма к Бэрку". Революционно-демократические убеждения
 Пристли в полной мере проявились в его "Письмах к Эдмонду Бэрку".
 Поводом к их написанию послужил выход в свет книги Бэрка "Размыш-
 ления о французской революции" (1790). Это был памфлет, содержав-
 ший критику теории и практики революции во Франции. Бэрк выступал
 в книге как идеолог наиболее консервативных кругов правящих классов
 Великобритании, стремившихся к удушению французской революции.
 Отрицая право народа на революцию, Бэрк защищал абсолютную монар-
 хию, доказывал необходимость ликвидации революционных завоеваний
 народных масс. Он не скрывал своего "отвращения и ужаса" перед ли-
 цом развернувшихся во Франции исторических событий, метал громы и
 молнии на вождей революции.
 Пристли решительно осудил книгу Бэрка и выразил полную под-
 держку французской революции. Одним из первых он понял и высоко
 оценил прогрессивное историческое значение этой революции, ее все-
 народный характер, справедливость и законность революционных пре-
 образований. "...Всякий раз, когда мы видим, что весь народ или боль-
 шинство его выступает, как один человек, против старого правительства
 и низвергает его, мы можем с уверенностью сказать, что повод был
 чрезвычайно значителен и народ поступил хорошо" (41, 3, 452).
 Монархическим убеждениям Бэрка, его попыткам оправдать аб-
 солютизм Пристли противопоставляет положение о том, что все прави-
 тельства имеют свой источник в народе, должны служить ему. Если же
 народ сталкивается с угнетением, попранием своих прав, то он имеет
 все основания оказать сопротивление тиранам и свергнуть их власть. С
 негодованием пишет Пристли о стремлении Бэрка утвердить принцип
 уважения к государям, внушить мысль, будто они обладают естествен-
 ным и непреложным правом царствовать и повелевать, а подданные -
 повиноваться им. Пристли отмечает, что подобные высказывания "не-
 состоятельны и абсурдны". Он обвиняет Бэрка в том, что тот призывает
 к суеверному преклонению перед монархами, ратует за сохранение в
 самом рабстве духа свободы. "Я думаю, - пишет Пристли, - что гораздо
 легче сохранить этот дух вне рабского состояния, чем в рабстве" (41, 3,
 470).
 
 
 57
 
 Резкой критике со стороны Пристли подверглись попытки Бэрка
 поставить под сомнение идею о естественных правах человека, ставшую
 теоретической основой политической программы буржуазной демокра-
 тии. Как известно, "Декларация прав человека и гражданина", принятая
 в 1789 г. Учредительным собранием Франции, провозгласила "естест-
 венными и неотчуждаемыми правами человека" свободу личности, сло-
 ва, совести, равенство граждан перед законом, право собственности, а
 также право на сопротивление угнетению. В книге Бэрка эти права име-
 новались "мнимыми правами французских теоретиков"" и, по сущест-
 ву, отвергались под тем предлогом, что люди, вступая в общественные
 отношения, неизбежно отказываются от своих естественных прав.
 Пристли же, следуя теории общественного договора, утверждал,
 что такие естественные права, "как жизнь, свобода и собственность",
 не могут быть отчуждены. Вступая в договорные отношения и отказы-
 ваясь от некоторых из своих прав в пользу учреждаемой государствен-
 ной власти, люди не могут и не должны отказываться от своих важней-
 ших естественных прав. Напротив, они заключают договор для лучшего
 обеспечения этих прав. И если люди приходят к выводу, что условия до-
 говора нарушены государем или иным правителем, они имеют полное
 право отказаться от этого договора. "Народ всегда имеет право взять на-
 зад то, что сам дал, если условия, на которых это было дано, не выпол-
 няются" (41, 3, 471). В этом случае народ без всякого сомнения может
 образовать новое общественное состояние и принять такие формы прав-
 ления, которые он сочтет лучшими.
 Те же, кто нарушает условия договора, ущемляет права народа,
 должны нести наказание за злоупотребление своей властью, и короли
 не могут быть исключением. "Разве нарушения закона или конститу-
 ции ими менее пагубны для государства, чем нарушения со стороны
 других лиц?" (41, 3, 471 - 472). И Пристли давал ясно понять, что рево-
 люционный народ обладает правом не только смещать, но и карать госу-
 дарей, которые притесняют и угнетают его. Примечательно, что это пи-
 салось за год до свержения монархии во Франции и за полтора года до
 осуждения и казни короля Людовика XVI.
 "Без знати, без епископов и короля" (41, 3, 477) - такой общест-
 венный строй Пристли вслед за своим единомышленником и соратни-
 ком по политической борьбе Прайсом считал наиболее справедливым,
 отвечающим правам человека,
 
 
 58
 
 представлениям народа о свободе. "...Пусть торжествует народ", -
 призывал Пристли, ставший одним из решительных защитников Вели-
 кой французской революции и горячим пропагандистом ее идей.
 С революционными событиями во Франции и Америке Пристли
 связывал свои мечты о наступлении новой эры в истории человечества.
 Он выражал надежду на то, что "история примет иной, более приятный
 вид" (41, 3, 497), что исчезнут национальные и расовые предрассудки,
 прекратятся войны, будет покончено с колониальными захватами. "Ни
 одна часть Америки, Африки или Азии не останется в подчинении у ка-
 кого-нибудь европейского государства, и всякие связи, которые будут
 поддерживаться между ними, будут иметь в виду только их взаимную
 пользу" (41, 3, 499). Пристли мечтал об установлении "всеобщего мира
 и отношений, основанных по доброй воле, между всеми народами" (41,
 3, 498), о процветании всех государств, больших и малых. Государс-
 твенная власть будет обеспечивать всем людям возможность пользо-
 ваться их естественными правами, заботиться об их общем благе, а че-
 ловек освободится от всех тех пут, которые связывали его способности
 и инициативу. Словом, это будет "переход от тьмы к свету, от суеверия
 к здравому знанию и от самого унизительного рабства к состоянию са-
 мой возвышенной свободы" (41, 3, 496).
 В этих высказываниях Пристли нашли выражение просветитель-
 ские иллюзии о "царстве разума" на Земле, которое связывалось с
 осуществлением буржуазно-демократических преобразований. Спра-
 ведливости ради нужно сказать, что английский философ отдавал себе
 отчет в том, что высказанные им пожелания Скорее всего являются
 мечтой, но это такая мечта, добавлял он, которая "не заключает в себе
 ничего вредного или неприятного", напротив, мечты и надежды подоб-
 ного рода стимулируют нашу деятельность, направляют "все наши уси-
 лия к общественному благу как великой цели" (41, 3, 504).
 Судьбы английского Английский материализм XVIII в. ос-
 материализма тавил заметный след в истории фило-
 и свободомыслия софии. Его высшее достижение -
  учение о самодвижении материи -
 было воспринято передовой философской мыслью, получило
 дальнейшее развитие во французском материализме. Важную роль сыг-
 рали идеи английских материалистов о материальной обусловленности
 сознания, его органической связи с деятельностью нервной системы и
 мозга. Эти идеи
 
 
 59
 
 послужили основой для материалистического решения психофи-
 зической проблемы, способствовали созданию психологии как науки.
 Нельзя не отметить вклад английских материалистов в разработку тео-
 рии познания, вопросов методологии, проблемы детерминизма. Особен-
 но плодотворны были их попытки обосновать необходимость сочетания
 опытно-индуктивного и дедуктивного методов познания, распростра-
 нить детерминистский подход ко всем явлениям как физического, так и
 психического характера. Несмотря на исторически обусловленную ог-
 раниченность английского материализма, непоследовательность деист-
 ского и пантеистского решения философских проблем, Толанд, Кол-
 линз, Гартли и Пристли обогатили философскую мысль, всемерно со-
 действовали дальнейшему развитию материалистической философии.
 Весомый вклад внесли английские материалисты в критику рели-
 гии, в распространение свободомыслия. В рецензии на книгу французс-
 кого буржуазного историка Гизо об английской революции XVII в.
 Маркс и Энгельс писали: "...г-н Гизо забывает, что свободомыслие, так
 пугающее его во французской революции, было ввезено во Францию
 именно из Англии" (1, 7, 220). Действительно, просветительская раци-
 оналистическая критика религии и церкви, которую настойчиво вели
 английские вольнодумцы, их призывы к свободе мысли и слова, осуж-
 дение религиозной нетерпимости и фанатизма, пропаганда передовых
 научно-философских взглядов в немалой степени способствовали исто-
 рической подготовке свободомыслия и атеизма французских филосо-
 фовпросветителей и материалистов, укреплению . позиций материализ-
 ма и атеизма в философии нового времени.
 Особенно значительное влияние оказали английские материалис-
 ты на философию американского Просвещения. При этом следует иметь
 в виду не только родство идейных позиций, но и языковую общность, а
 также английское происхождение ряда американских мыслителей: К.
 Колдена, Т. Пейна, Т. Купера. Последний, переселившись в США в 1794
 г. (вместе с Пристли), активно пропагандировал материалистическую
 философию, преимущественно в деистской форме. К деистской форме
 материализма примыкали и такие известные американские просветите-
 ли как В. Франклин, Т. Джефферсон и др. (см. 48 и 49).
 Буржуазные исследователи всячески принижают роль и значение
 английских материалистов XVIII в. в истории философской мысли. Не-
 редко встречается и прямое искажение взглядов Толанда, Коллинза,
 Пристли и их единомышленников. В таком духе написан, в частности,
 раздел об
 
 
 60
 
 английских материалистах в "Истории новой философии" В.
 Виндельбанда. Толанд назван там "наихарактернейшим представителем
 религиозной философии Просвещения", а Гартли и Пристли фигуриру-
 ют в качестве философов, которые забрели "в бесславные лжеучения
 материализма ( 47, 1, 233, 251). Показательна в этом отношении и "Ис-
 тория западной философии" Б. Рассела. Ни Толанд, ни Коллинз в ней
 вообще не упоминаются, тогда как Беркли и Юму посвящены специаль-
 ные главы. Гартли и Пристли, вскользь упомянутые Расселом, отмечены
 лишь как предшественники а нглийского утилитаризма (см. 30, 790,
 792).
 В таком же примерно плане пишут об английских материалистах
 XVIII в. и другие современные буржуазные истоики философии (см.,
 например, 33 и 36). Что касается философского наследия Толанда, Кол-
 линза, Пристли и других английских материалистов, то оно фактически
 предано забвению как в самой Англии, так и в других странах Запада.
 Изданные более двух веков назад сочинения передовых английских
 мыслителей давно уже стали у них на родине библиографической ред-
 костью и практически недоступны широкому читателю.
 Заслуга изучения и популяризации философии английских мате-
 риалистов ХVIII в. принадлежит исследователяммарксистам. В Советс-
 ком Союзе, других социалистических странах издаются произведения
 названных мыслителей, критически осмысливается их вклад в развитие
 философского материализма.
 
 II. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИДЕИ В АНГЛИЙСКОЙ ЭТИКЕ
 
 Глава 5 ШЕФТСБЕРИ, ХАТЧЕСОН, МАНДЕВИЛЬ
 
 Аристократ по происхождению, сын известного политического
 деятеля периода реставрации, воспитанник Локка, Шефтсбери (1671 -
 1713) вошел в историю философии как писатель-моралист, автор ряда
 сочинений, посвященных проблемам этики и эстетики. В 1711 г. они
 были опубликованы в одной книге под общим названием "Характерис-
 тики людей, нравов, мнений, времен". Книга получила широкую из-
 вестность как в самой Англии, так и за ее пределами. Хатчесон, Воль-
 тер, Дидро, Франклин, Гердер, Гете - вот далеко не полный перечень
 мыслителей, испытавших на себе воздействие этико-эстетической кон-
 цепции Шефтсбери.
 
 
 61
 
 Сущность этой концепции выражает постулированный Шефтсбе-
 ри принцип единства красоты и добра (блага): "Красота и благо - это од-
 но и то же" (66, 209). Автор "Характеристик" отталкивался при этом от
 аналогичных идей, развивавшихся еще античными мыслителями, фило-
 софами эпохи Возрождения. Как и его предшественники, Шефтсбери
 считал главными признаками прекрасного соразмерность, пропорцио-
 нальность. Источник красоты в области духовной жизни, нравственнос-
 ти тот же самый. По мысли Шефтсбери, гармоничное сочетание душев-
 ных влечений составляет содержание нравственной красоты. И наобо-
 рот, нарушение этой внутренней гармонии порождает моральное уродс-
 тво.
 Шефтсбери не отрицал существование эгоистических влечений и
 аффектов, однако полагал, что они не могут принести вреда, если не
 получат чрезмерного развития, не завладеют человеком целиком. Кроме
 того, он считал, что эгоистические аффекты уравновешиваются природ-
 ными, или естественными, аффектами (naturaI affection), имеющими
 альтруистический характер. Именно им и принадлежит, по Шефтсбери,
 ведущая роль в нравственной жизни. Существуют, наконец, и такие
 аффекты, которые следует назвать противоестественными (злоба, ко-
 варство, мстительность и и т. п.), поскольку они не соответствуют
 "природе человека" и не только приносят вред другим людям, но и де-
 лают несчастными и одинокими тех, кто ими обладает. Душа человека,
 откуда удалено "все прекрасное и доброе и где нет ничего рядом с ди-
 костью и уродством" (80, 1, 335), преврашается в пустыню. Что за
 жизнь должна быть в этой пустыне, восклицает Шефтсбери, когда чело-
 век создан для жизни в обществе, обладает чувством сопричастности со
 всем человечеством.
 Гармония души, согласно Шефтсбери, - это такое состояние, ког-
 да индивид развил в достаточной степени свои природные альтруисти-
 ческие аффекты, когда он контролирует собственные эгоистические
 влечения, когда, наконец, он избавился от противоестественных нак-
 лонностей. Такая соразмерность внутренних, душевных порывов явля-
 ется, по Шефтсбери, естественным состоянием человеческой натуры,
 соответствует присущему людям "моральному чувству" (moral sense).
 "Моральное чувство" рассматривалось Шефтсбери как высшая
 форма нравственного сознания, как способность Восприятия и оценки
 проявлений нравственности. Вводя в философию данное понятие, стре-
 мясь создать "этику
 
 
 62
 
 чувств" в противовес рационалистической этике кембриджских
 платоников, Шефтсбери выступал как ученик и последователь Локка.
 Однако он разошелся с Локком в понимании человека как нравственно-
 го существа. Последний отрицал, как известно, существование каких бы
 то ни было врожденных моральных, или практических, принципов.
 "Добродетель по большей части одобряют не потому, что она врождена,
 а потому, что она полезна" (23, 1, 96). Шефтсбери же исходил из того,
 что добродетель коренится в самой человеческой природе, что "предс-
 тавления и принципы прекрасного, справедливого и честного идут толь-
 ко от природы, и ни от чего более" (66, 217).
 Известно также, что Локк подчеркивал относительность и измен-
 чивость нравственных норм, отмечал их зависимость от среды и воспи-
 тания. Согласно же Шефтсбери, нравственность носит самодовлеющий,
 автономный характер, она свободна от влияний извне, хотя и может
 быть развита посредством постоянных упражнений в добродетели. От-
 вергал Шефтсбери и утилитаристский подход к нравственности, кото-
 рый имел место у Гоббса и Локка. Добродетели следуют не из соображе-
 ний пользы или выгоды, не в расчете на получение награды и не из
 страха перед наказанием, а потому, что обладание добродетелью уже
 само по себе вознаграждает человека, делает его счастливым. Доброде-
 тель, писал Шефтсбери, есть "самое главное и наиболее привлекатель-
 ное из всего самого превосходного и прекрасного" (80, 1, 338). При
 этом он подчеркивал социальную природу добродетели, ее альтруисти-
 ческую направленность. "Для того чтобы индивид заслужил название
 добродетельного, все его наклонности и аффекты, весь образ его мыш-
 ления и чувствования должны соответствовать и содействовать благу
 рода, т. е. той самой системе, в которую он входит как часть" (80, 1,
 280).
 Сочетая альтруизм и эвдемонизм, отождествляя добродетель и
 счастье, Шефтсбери утверждал, что обладание добродетелью способс-
 твует гармонии личных и общественных интересов. В добродетели как
 бы слиты воедино счастье отдельного человека и общественное благо.
 Добродетель - "это единственное качество, которое, будучи благоде-
 тельным для общества и для человеческого рода вообще, является однов-
 ременно счастьем и благом для каждого создания в частности" (80, 1,
 338). И Шефтсбери вновь и вновь подчеркивает ту мысль, что только
 добродетель дает человеку удовлетворение, наполняет смыслом его
 нравственную жизнь;
 
 
 63
 
 порок же разрушает личность, не принося человеку ни удовлет-

<< Пред.           стр. 8 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу