<< Пред.           стр. 7 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 материальное существо, не существующее в пространстве, может соз-
 давать материю или воздействовать на нее, если в соответствии с опре-
 делением терминов они абсолютно не способны находиться в каких-ли-
 бо взаимоотношениях друг с другом"? (41, 3, 272). Другое дело, если
 исходить из гипотезы "о материальности божественной природы", тог-
 да указанная выше трудность устраняется сама собой. В конечном итоге
 Пристли приходил к выводу, что нет и не может быть никакой субстан-
 ции, помимо материальной. Если термином "нематериальная" обозна-
 чить субстанцию, "не обладающую абсолютно никакими общими свой-
 
 
 49
 
 ствами с материей и даже не находящуюся ни в каком отношении
 к пространству, я должен отрицать, - говорил Пристли, - существование
 какой-либо такой субстанции" (41, 3, 244).
 Детерминизм. В том же году, когда появился главный труд
 Пристли, увидело свет и "Философское учение о необходимости". Как
 и его предшественник Коллинз, Пристли - убежденный детерминист,
 сторонник учения о необходимости "в его полном объеме". Но в отли-
 чие от Коллинза, избегавшего термина "материализм", Пристли прямо
 связывает детерминизм с материализмом. "Поскольку всякое положе-
 ние, относящееся к теории материализма, является фактическим аргу-
 ментом в пользу учения о необходимости и поскольку учение о необхо-
 димости представляет собой прямое следствие теории материализма, то
 защита этого следствия должна естественным образом сопровождать
 доказательство той посылки, из которой оно выводится" (41, 3, 381).
 Пристли идет дальше Коллинза и в том плане, что четко отделяет
 развиваемое им учение о необходимости от учения о предопределении,
 а также от представлений о судьбе, или роке. По мнению Пристли, рок
 древних радикально отличается от необходимости, как ее понимают фи-
 лософы-детерминисты. Хотя у античных мыслителей имелось предс-
 тавление о неизбежности конечного исхода известных вещей, но у них
 не было понятия "о необходимой связи между всеми предыдущими со-
 бытиями и конечной целью" (41, 3, 384). Не было у древних и правиль-
 ного представления "о подлинном механизме духа", о том, чем и как
 определяются решения воли. Что же касается учения о предопределе-
 нии, то оно, отмечает Пристли, исходило, вопервых, из того, что бо-
 жество определяет абсолютным образом известный ряд событий, а
 во-вторых, из того, что божество "пускает в ход сверхъестественные
 средства, необходимые для выполнения своих намерений" (41, 3, 384).
 Следует иметь в виду, что Пристли выступал не столько против
 первого из этих положений, сколько против второго. Полагая, что "весь
 ряд событий с начала мира и до окончания его представляет одну связ-
 ную цепь причин и следствий, первоначально установленную божест-
 вом", философ придерживался вместе с тем того взгляда, что события в
 мире происходят в силу естественных, а не сверхьестественных причин.
 В этом он видел главное отличие своего учения о необходимости от
 учения о предопределении.
 
 
 К оглавлению
 50
 
 Во главу угла Пристли ставил положения о необходимой связи
 причины и следствия (действия), об универсальном характере причин-
 ности. Принципы причинности, согласно Пристли, "носят всеобщий ха-
 рактер и применимы одинаково ко всем - физическим или духовным -
 явлениям природы" (41, 3, 392). Поскольку же определенное событие
 или действие постоянно следует за определенной причиной, постольку
 "связь между причиной и действием является... необходимой". Для на-
 рушения причинно-следственной связи, отмечает философ, нужно бы-
 ло бы допустить такое устройство природы, при котором за одинаковы-
 ми причинами не следовали бы одинаковые действия, но в этом случае
 получалось бы, что какое-нибудь следствие произошло само по себе, т.
 е. оказалось бы действием без причины. "Но причина не может быть оп-
 ределена иначе, как такое предшествующее обстоятельство, за которым
 постоянно следует определенное действие" (41, 3, 392). Постоянный,
 необходимый характер связи причин и действий коренится, по Пристли,
 в "природе вещей", обусловлен законами природы.
 Основное внимание Пристли уделил в своем сочинении доказа-
 тельству того, что человек также подчинен необходимости, что его по-
 ведение строго детерминировано. В этом отношении человек ничем не
 отличается от других природных явлений, и это касается всех "способ-
 ностей духа", включая волю, волевое решение. Как нет и не может быть
 беспричинных действий, так нет и не может быть немотивированных
 решений воли. Природа воли состоит именно в том, указывает Пристли,
 что поступки людей определяются известными мотивами, причем ха-
 рактер поступков зависит от интенсивности мотивов. "Сделайте мотив
 более сильным, и поступок станет более сильным; сделайте первый бо-
 лее слабым, и сила последнего уменьшится; измените мотив, и посту-
 пок изменится; устраните совершенно мотив, и поступок не будет
 иметь места... Словом, насколько мы можем судить, мотивы и поступки
 в точности соответствуют друг другу во всех случаях" (41, 3, 399 - 400).
 Помимо мотивов на поведение человека влияет также состояние,
 или расположение, духа, тот или иной взгляд на вещи. С учетом этих
 детерминирующих факторов Пристли следующим образом формулирует
 свою точку зрения: "Никакое решение духа не может быть иным, чем
 оно было, если естественные законы духа таковы, что одинаковое реше-
 ние должно постоянно следовать за одинаковым состоянием
 
 
 51
 
 духа и одинаковым взглядом на вещи" (41, 3, 393). Хотя прини-
 маемое человеком решение является его собственным решением, оно
 само определяется всей совокупностью предшествующих решению обс-
 тоятельств, что исключает свободу воли.
 Критикуя учение о свободе воли, Пристли опирался на теорию
 Гартли. Заслугу последнего он усматривал в том, что Гартли покончил с
 представлением о самоопределении воли, показав, что воля, как и дру-
 гие способности духа, является частным случаем "общего свойства ас-
 социации идей, носящей... необходимо механический характер" (41, 3,
 401). Утверждение Пристли о том, что решения воли, как и ассоциации
 вообще, представляют собой "совершенно механическое явление", сви-
 детельствует, разумеется, о механистичности его материализма и де-
 терминизма. Пристли, по~уществу, приравнивал детерминацию созна-
 ния и поведения людей к детерминации физических явлений. Выбор че-
 ловеком того или иного предмета (например, яблока или персика) обус-
 ловлен, согласно Пристли, склонностью или мотивом столь же необхо-
 димым образом, как и падение камня на землю под влиянием силы тяго-
 тения. "Склонность определяет мой выбор яблока, а тяготение опреде-
 ляет падение камня" (41, 3, 398). Не избежал Пристли и фаталистичес-
 кого истолкования детерминизма, хотя и пытался отмежеваться от кон-
 цепции предопределения. Однако к выводу, что "человек подчинен аб-
 солютной необходимости" (41, 3, 396), Пристли приходил именно в си-
 лу чисто механической трактовки детерминизма, отождествления при-
 чинности и необходимости. Следует помнить и о религиозных предс-
 тавлениях Пристли, деистском характере его материализма. Поэтому в
 его сочинении мы находим ссылки на бога и божественное предвидение.
 Однако речь шла у Пристли не о постоянном вмешательстве божества в
 течение мировых событий, не о промысле божьем в его традиционном
 истолковании, а об установленных богом законах природы, согласно ко-
 торым ни одно событие не могло произойти иначе, чем оно произошло
 или произойдет в будущем (см. 41, 3, 391).
 Дополнительный свет на детерминизм Пристли проливает его по-
 лемика с Р. Прайсом, философом-моралистом, политическим едино-
 мышленником и другом, придерживавшимся, однако, учения о свободе
 воли. Прайс утверждал, что мотивы не имеют никакого отношения к
 осуществлению решений воли, что последняя обладает полной свободой
 и независимостью. По мнению Прайса, склонности, или мотивы могут
 лишь быть поводом того, что приводит нас к
 
 
 52
 
 действию, но они не являются причиной наших поступков.
 Возражая Прайсу, Пристли выдвигает ряд новых аргументов в
 пользу учения о необходимости. Если поступок всегда следует за моти-
 вом, если наш собственный опыт и наблюдение за поведением других
 людей приводят к выводу, что люди поступают согласно мотивам, то у
 нас есть все основания считать мотивы действительными причинами
 человеческих поступков. При этом не имеет значения, замечает Прист-
 ли, что мотив непосредственно не производит поступка. Достаточно,
 что он вызывает желание, желание определяет волю, а воля порождает
 действие. Сколько бы ни вставляли подобных промежуточных звеньев,
 в конечном счете действие осуществляется согласно мотиву, вытекает
 из него или зависит от него. А это и означает, что существует постоян-
 ная и необходимая связь между мотивами и поступками, что именно
 мотивы являются причиной поступков и в этом отношении они нис-
 колько не отличаются от любой другой причины в мире. Что касается
 так называемых самоопределений воли, когда человек якобы действует
 только по своей воле и не находится под влиянием никаких мотивов, то
 это просто недоразумение. "Мотивом здесь является желание показать
 свою свободу и независимость, что совсем не значит, будто человек
 действовал здесь без всяких мотивов" (41, 3, 409).
 Существенным моментом в полемике Пристли с Прайсом был
 вопрос о том, свободен ли человек в своей моральной деятельности или
 же она также детерминирована. Прайс настаивал на том, что "практи-
 ческая добродетель предполагает свободу" (см. 41, 3, 413), что выбор
 между добродетелью и пороком осуществляется на основе самоопреде-
 ления воли. Против этой точки зрения Пристли выступает с тех же де-
 терминистических позиций. Выбор между добродетелью и пороком,
 указывает он, происходит под влиянием мотивов, как и всякий другой
 выбор, несмотря на то,что эти мотивы имеют различный характер. Если
 предположить что человек действует в сфере морали, не подчиняясь со-
 вершенно влиянию мотивов, то это означает, что он совершенно свобо-
 ден в своем волевом решении. "Следовательно, это должна быть чистая,
 ничем не руководимая и не управляемая воля, ибо она не находится ни
 под каким влиянием" (41, 3, 420). Но подобное предположение абсо-
 лютно фантастично. Способность принимать решения без каких бы то
 ни было мотивов попросту невозможна. Допускать ее - значит призна-
 вать следствие без причины. Воля не может определять саму себя, а
 всегда и во всех случаях определяется
 
 
 53
 
 мотивами, постоянно и необходимо зависит от состояния нашего
 духа, наших понятий и представлений, желаний и склонностей.
 В заключение следует еще раз подчеркнуть материалистическую
 направленность детерминизма Пристли. Философ отстаивал объектив-
 ность причинности, ее универсальный, всеобщий характер. Пристли
 трактовал каузальную связь как порождение причиной следствия, или
 действия, настаивал на том, что причина представляет собой "активное
 начало"; что она имеет "детерминирующую силу" (41, 3, 409). Свою
 концепцию причинности Пристли противопоставлял учению о ничем не
 ограниченной свободе воли, ее самоопределении, попыткам игнориро-
 вать причинную обусловленность поступков человека, мотивирован-
 ность его решений и действий. Очевидны и недостатки философского
 детерминизма Пристли: механицизм, абсолютизация необходимости,
 отрицание случайности. Справедливо подчеркивая причинную обуслов-
 ленность воли, Пристли был не прав, практически исключая способ-
 ность человека самостоятельно определять свои поступки, осущест-
 влять выбор мотивов и целей поведения, действовать на основе собс-
 твенного решения. К этому следует добавить влияние деистских воззре-
 ний Пристли на его материализм и детерминизм. И все же нужно пом-
 нить, что, обосновывая детерминистский подход к человеку, его созна-
 нию и поведению, утверждая идею всеобщей детерминированности яв-
 лений природы, Пристли развивал материалистическую философию,
 обогащал ее представлениями о внутренней взаимосвязи и взаимообус-
 ловленности всех вещей и процессов.
 
 Социально-политические Социально-политические взгляды
  взгляды Пристли формировались в обстанов-
  ке усиления демократических настрое-
 ний в передовых слоях английского общества в 60 - 80-х годах.
 Этому способствовали обострение классовых противоречий в стране в
 результате промышленного переворота, борьба ирландского народа за
 освобождение от британского господства, война за независимость в Се-
 верной Америке, буржуазная революция во Франции. С самого начала
 своей общественно-политической деятельности Пристли выступает как
 защитник демократических традиций и учреждений, сторонник поли-
 тических и гражданских свобод. Он провозглашает право народа на
 свержение деспотических режимов, отстаивает идею народного сувере-
 нитета.
 Защита политической и гражданской свободы. Демократические
 убеждения Пристли получили яркое выражение
 
 
 54
 
 в "Очерке об основных принципах государственного правле-
 ния...", написанном под влиянием политических сочинений Гоббса,
 Локка и Pycco. Главными понятиями, которы - ми оперирует здесь
 Пристли, выступают "политическая свобода" и "гражданская свобода".
 Наиболее совершенная политическая свобода существует, согласно
 Пристли, там, где члены общества пользуются одинаковыми политичес-
 кими правами, вплоть до права занимать высшие государственные
 должности. Там же, где члены общества отстраняются от этих должнос-
 тей по причине своего происхождения или имущественного положения,
 где они не имеют даже права голоса при выборах должностных лиц, там
 нет никакой политической свободы. Подобные порядки характерны для
 абсолютных монархий, в которых народ доведен до рабского состояния.
 Но поскольку "вся гражданская власть в конечном счете имеет свой ис-
 точник в народе ( 41 3, 20), то последний обладает правом смещать и на-
 казывать пра - вителей, злоупотребивших своей властью.
 Так, Пристли обосновывает право народа на восстание, на рево-
 люцию. Он целиком и полностью оправдывает английскую революцию
 середины XVI I в., вершиной которой явилось низвержение абсолютизма
 Стюартов и казнь короля Карла I. Государи, попирающие права народа,
 слугами которого они призваны быть, должны рассматриваться как
 преступники, достойные самого сурового наказания. "Право всегда на
 стороне народа (41, 3, 23), - подчеркивает Пристли и высшим законом
 должно быть благо народа.
 С негодованием отметает Пристли измышления о святости коро-
 левской власти, утверждения, что всякая власть происходит от бога. Он
 считает недопустимым поддерживать эти "абсурдные принципы", ко-
 торые всегда использовались в целях защиты деспотов и тиранов, для
 оправдания "развращенного правительства". Осуждается автором
 "Очерка об основных принципах государственного правления..." и то
 "нелепое и рабское правило", согласно которому следует повиноваться
 власти, установленной в свое время в соответствии с волей народа, Ведь
 самые правильные формы правления, отмечает Пристли, могут сделать-
 ся тираническими, а правители - превратиться в угнетателей народа. В
 подобном случае каждый человек имеет право "взяться за меч" и с
 оружием в руках восстановить суверенитет народа. "Таким образом,
 делегированная народом власть извратившая первоначальную цель, для
 которой она была учреждена, естественно уничтожается" (41, 3, 29 ).
 Не подлежит сомнению революционно-демократическая на-
 
 
 55
 
 правленность этих высказываний, весьма созвучных идеям приб-
 лижавшихся революций - американской и французской.
 Что касается гражданской свободы, то Пристли определяет ее сле-
 дующим образом: "Это право на собственные действия, которое члены
 государства сохраняют за собой и которое не должны нарушать упол-
 номоченные должностные лица" (41, 3, 11). Придерживаясь договорной
 теории государства, Пристли полагал, что первоначально каждый чело-
 век обладал полной гражданской свободой, поскольку сам заботился о
 собственных выгодах и интересах. Вступая же в общественное (госу-
 дарственное) состояние, человек жертвует частью гражданской свобо-
 ды, но сохраняет за собой право не подлежать полному контролю со
 стороны общества (государства). Однако деспотические правительства
 стремятся лишить своих подданных гражданской свободы, подвергают
 их ограничениям, контролируют их деятельность. Трактовка гражданс-
 кой свободы Пристли ме выходит за рамки буржуазной демократии.
 Власть правительства должна быть, по его мнению, умеренной, а глав-
 ное, она призвана гарантировать каждому человеку "самое ценное из
 его частных прав" (41, 3, 32), - владение собственностью, обеспечение
 личной безопасности и благополучия. Однако установить границы не-
 обходимого объема гражданской власти не так просто. Требуется вели-
 чайшая осторожность, чтобы не ущемить права членов общества, не до-
 пустить вмешательства в их частные дела и в то же время обеспечить их
 безопасность. Лишь настоятельная необходимость может оправдать
 гражданскую власть, когда она применяет силу там, где нарушаются
 спокойствие и благополучие государства.
 Политическая и гражданская свободы, указывает Пристли, тесно
 связаны между собой. "Первая является главным стражем последней, и
 на этом основании она главным образом обладает своей ценностью и
 достойна, чтобы за нее боролись" (41, 3, 36). Там, где народ лишен по-
 литической свободы, он не обладает возможностью выступать в защиту
 своей гражданской свободы. Таким образом, "чем большей политичес-
 кой свободой обладает народ, тем прочнее его гражданская свобода"
 (41, 3, 37). И напротив, где гражданская свобода лишена своей естест-
 венной защиты - политической свободы, там господствуют произвол и
 насилие. Если нет свободы, отмечает Пристли, то нет стимулов к дея-
 тельности, к труду. Сознание политического и гражданского рабства

<< Пред.           стр. 7 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу