<< Пред.           стр. 13 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 ществом", дойти до познания начал, или принципов, науки. И все же
 последние не являются объектами ни чувств, ни воображения; "...только
 интеллект и разум - единственные подлинные руководители на пути к
 истине" (43, 481). Высшая же цель познания - это познание бога, дости-
 гаемое опять-таки чисто интеллектуальным путем.
 Божество выступает в "Сейрисе" не в обличье христианского бо-
 га, а в форме платоновской высшей идеи, или духа. Не случайно в трак-
 тате имеются многочисленные ссылки на Платона, Плотина, Ямвлиха и
 других неоплатоников, сочувственно цитируются их изречения. "Выс-
 шее существо - это сила, которая все создает, интеллект, который всем
 повелевает, доброта, которая все совершенству-
 
 
 92
 
 ет" (43, 499). Однако "божественный интеллект", уточняет
 Беркли, не следует рассматривать лишь как первопричину, которая вна-
 чале создала мир, привела его в движение, а затем устранилась из мира,
 предоставив ему развиваться в соответствии с естественным ходом ве-
 щей. Отклоняя эту деистскую схему мирового развития, Беркли настаи-
 вает на постоянном присутствии бога в мире и его непосредственном
 воздействии на созданный им мир. "Мы не можем даже сделать ни од-
 ного шага в объяснении явлений, не признавая непосредственного при-
 сутствия и непосредственной деятельности нематериальной действую-
 щей силы, которая связывает и движет все вещи и распоряжается ими в
 соответствии с такими правилами и для достижения таких целей, кото-
 рые она считает благими" (43, 472).
 С этих позиций, где философский идеализм в сочетании с идеями
 божественного целеполагания и блага сближается с платонизмом, Берк-
 ли выступает против материалистической натурфилософии и механи-
 цизма. Философы-механисты совершают, по Беркли, двойную ошибку.
 Во-первых, они пытаются объяснить создание нашего мира и его явле-
 ний "при помощи нескольких простых законов механики" (43, 469). Но
 при этом явно игнорируется многообразие творений природы, необъяс-
 нимое с помощью только механических принципов. Во-вторых, натур-
 философы, изучающие механические законы природы или движения,
 полагают, что силы притяжения или отталкивания являются "чем-то ре-
 ально существующим в природе", тогда как их следует считать "только
 математической гипотезой" (43, 471). Развивая этот аргумент, Беркли
 вновь подчеркивает, что "все действующие силы бесплотны и как тако-
 вые не подлежат собственно физическому исследованию" (43, 474).
 Напрасно поэтому натурфилософы и философы-механисты, иронизи-
 рует Беркли, строят себе иллюзии, воображая, что они исследуют дейс-
 твующие в природе силы и причины. На самом же деле они не идут
 дальше видимых проявлений нематериальных действующих сил, прово-
 дят исследования не в отношении реальных сил и причин, а в отноше-
 нии только "правил или способов действия".
 Как видно, Беркли воспроизводит и пропагандирует в "Сейрисе"
 свои прежние феноменалистские установки, превращающие научное
 познание в оперирование некоторыми гипотезами и правилами, имею-
 щими чисто условный характер и не отражающими никакие реальные
 связи и закономерности. С другой стороны, нельзя не признать, что
 критика Беркли механистического редукционизма, сведения
 
 
 93
 
 всех качественно разнообразных явлений и процессов, наблюдае-
 мах в природе, к одному "механическому началу" имела под собой дос-
 таточно веские основания. Однако объективно эта критика способство-
 вала не столько преодолению односторонности механицизма, сколько
 подрыву философских основ естествознания, материалистического ду-
 ха классической науки.
 В заключительной части трактата Беркли обращает внимание на
 место и роль философии в духовной жизни и в обществе в целом. Не
 только религия и нравственность, замечает он, но и система правления
 страны всегда испытывают на себе косвенное влияние философии. Пос-
 ледняя воздействует не только на умы профессоров и студентов, но и на
 мнения всех граждан и на деятельность всего народа, хотя,правда, "от-
 даленно и опосредствованно, но довольно значительно" (43, 501).
 Какой же вывод делает автор "Сейриса" из этих справедливых
 замечаний? Нетрудно догадаться, что Беркли сетует по поводу того, что
 пристрастие к "корпускулярной и механической философии" способс-
 твовало распространению свободомыслия, усилило интерес к изучению
 телесных предметов и законов движения, но отвлекло вместе с тем от
 рассмотрения "духовных, моральных и интеллектуальных вопросов".
 Беркли настоятельно советует всем любознательным людям занять свой
 ум тщательным изучением философии Сократа и Пифагора, Платона и
 Аристотеля. Особенно восторженно характеризует он Платона, выделяя
 его из всех античных философов "благодаря тем возвышенным поняти-
 ям и мудрым наставлениям, которые сверкают и сижот во всех его тру-
 дах..." (43, 504).
 Таков итог духовной эволюции Беркли, пришедшего к своеобраз-
 ному синтезу идеалистической философии и теоцентризма, в котором
 божество выступает источником всякого бытия и блага, а служение бо-
 гу объявляется целью и смыслом всей человеческой жизни.
 Социально-политические Беркли - убежденный консерватор.
 воззрения Он всецело одобряет существующие
  в Британии порядки, политику правя-
 щих классов, безоговорочно поддерживает деятельность англи-
 канской церкви. Вполне одобряются им и складываются буржуазные
 экономические отношения, развитие промышленности, рост торговли,
 колониальные захваты. Высказывания Беркли по вопросам политики и
 социальной жизни содержатся во многих его сочинениях. Есть у него и
 работы, специально посвященные социально-политической
 
 
 94
 
 проблематике. К ним относятся "Пассивное послушание" (1712),
 "Очерк о предотвращении падения Великобритании" (1721), "Вопро-
 шатель..." (1735 - 1737) и некоторые другие. Первая из названных работ
 включает три проповеди на политическую тему. Их цель - доказать, что
 не сопротивление, не "бунтарство", а послушание и повиновение
 "высшей власти" - первейшая обязанность всех граждан. Беркли высту-
 пает здесь как решительный противник теории общественного договора,
 в особенности той ее радикальной формы, которая исходила из принци-
 па народного суверенитета и отстаивала идею законности неповинове-
 ния и сопротивления государственной власти в том случае, когда она
 враждебна народу.
 Проповедуя безусловное повиновение "по отношению к любой
 гражданской власти" (68, б, 15), Беркли опирался-на концепцию бо-
 жественного происхождения и сущности государства, святости и неп-
 реложности государственных установлений. Покорность и послушание,
 утверждал Беркли, требуются от подданных даже в том случае, когда
 власти попирают их права и ущемляют личные интересы. Явно полеми-
 зируя с известным изречением, восходящим к Цицерону, - "Salus populi
 suprema est lex" ("Благо народа - высший закон"), Беркли заявлял:
 "...закон является таковым потому, что так предписывает божья воля, а
 не общественное благо..." ( 68, 6, 34).
 Политический консерватизм Беркли не исключал реалистической
 оценки исторических событий, современником которых он являлся.
 Так, например, он открыто поддерживал ганноверскую династию, ут-
 вердившуюся на английском престоле в 1714 г., и осуждал ее противни-
 ков, так называемых якобитов, стремившихся к восстановлению динас-
 тии Стюартов. Поскольку же якобиты опирались на католическую цер-
 ковь, они старались заручиться поддержкой ирландцев, исповедовавших
 католицизм, обещая вернуть им утраченную свободу. Беркли, отстаивая
 интересы правящей диюстии и государственной англиканской церкви,
 не только резко критиковал якобитов, но и выступал против стремлений
 ирландцев добиться независимости, требовал от них терпения и послу-
 шания.
 Справедливости ради следует признать, что Беркли не оставался
 безучастным к тяжелому положению Ирландии, ставшей первой анг-
 лийской колонией, к бедствиям, выпавшим на долю ее населения. Поис-
 кам путей экономического подъема Ирландии, развития экономики
 страны в целом в значительной мере посвящен упомянутый выше
 "Вопроша-
 
 
 95
 
 тель..." В форме риторических вопросов Беркли рассуждает здесь
 об актуальных вопросах экономической политики. В центре его внима-
 ния вопрос о том, что является главным источником богатства. "Разве
 не было бы ошибочным думать, что земля сами по себе есть богатство?
 И разве мы не должны рассматривать прежде всего трудовую деятель-
 ность народа как то, что образует богатство и делает богатством даже
 землю и серебро, которые не имели бы никакой стоимости, если бы они
 не были средствами и стимулами к трудовой деятельности?" (43, 512).
 Эти слова Беркли приводятся К. Марксом в "Теориях прибавочной
 стоимости" (см. 1, 2б, 1, 377). Беркли рассматривается Марксом как
 предшественник классиков английской политической экономии, обос-
 новавших идею о том, что подлинным источником ""богатства наро-
 дов" является именно труд, а не земля и не деньги. Но если человечес-
 кий труд выступает главным источником богатства, то путь к богатству
 страны лежит, по Беркли, в расширении сферы трудовой деятельности,
 в ее стимулировании. С этой целью следует формировать и развивать
 потребности людей: "Разве создание потребностей не является самым
 подходящим путем для выработки у людей трудолюбия?" (43, 511).
 Нужно также всячески сокращать непроизводительные расходы, огра-
 ничивать ввоз и потребление предметов роскоши, расширять экспорт то-
 варов, осуществлять политику протекционизма.
 Такова в общих чертах программа мер, предложенная Беркли и
 рассчитанная на подъем экономики, рост национального богатства. Как
 видно, эта программа игнорировала нужды трудящихся масс, обходила
 молчанием вопрос о подлинных причинах их бедственного положения.
 Более того, пауперизацию обездоленных ирландских крестьян, вынуж-
 денных нищенствовать и бродяжничать, Беркли рассматривал как
 следствие их лени, нежелания трудиться и предлагал направлять бродяг
 и нищих в работные дома.
 Во всех сочинениях Беркли, в том числе и в работах, посвященных
 вопросам экономики и политики, присутствуют мысли о религии,
 скрепляющей "всякое человеческое общество", и "атеистическом бого-
 хульстве", являющемся самым опасным для общественности преступ-
 лением, питающим все другие преступления и пороки (см. 68, 6, 219).
 Воинствуюший защитник религии епископ Беркли вошел в историю
 английской философии XVIII в. как прямой антипод просветителей и
 гуманистов, отстаивавших передовые научнофилософские и общест-
 венные взгляды.
 
 
 96
 
 Критики и защитники Судьба философского учения Беркли
 берклианства сложна и противоречива. Положения
  и выводы этого учения, ведущие к
 субъективному идеализму, граничащие с солипсизмом, стали
 предметом критики со стороны философов, придерживавшихся различ-
 ных воззрений. Среди критиков Беркли были, например, англиканские
 теологи Д. Браун и У. Кинг. С позиций объективного идеализма фило-
 софию Беркли критиковал его современник Э. Бэкстер. С критикой
 берклианства выступили Д. Юм, а также представители шотландской
 философской школы "здравого смысла" (Т. Рид, Д. Битти и др.) 1. На
 непоследовательность и противоречивость идеализма Беркли обращали
 внимание Кант и Гегель.
 Субъективистские построения Беркли подвергались критике не
 только со стороны философов. В поэме Дж. Байрона "Дон Жуан" есть
 следующие строки:
  Епископ Беркли говорил когда-то:
  Материя - пустой и праздный бред.
  Его система столь замысловата,
  Что спорить с ней у мудрых силы нет,
  Но и поверить, право, трудновато
  Духовности гранита; я - поэт,
  И рад бы убедиться, да не смею,
  Что головы "реальной" не имею.
 Весьма своеобразным опровержением берклианства стал "аргу-
 мент Джонсона", названный по имени известного английского филоло-
 га и писателя С. Джонсона (1709 - 1784). Суть этого аргумента состоит
 в следующем. Беседуя о философии Беркли со своим другом Д. Босуэл-
 лом, который считал, что учение Беркли невозможно опровергнуть, хо-
 тя оно и неверно, Джонсон внезапно ударил ногой по лежащему на до-
 роге камню и проговорил: "Я так это опровергаю" (см. 57). Смысл "ар-
 гумента Джонсона" состоит, таким образом, в обращении к повседнев-
 ному жизненному опыту, неоспоримо свидетельствующему о реаль-
 ности внешнего мира.
 Наиболее решительными и последовательными критиками учения
 Беркли выступали в XVIII в. философы-материалисты: Пристли в Анг-
 лии, Гольбах и Дидро во Франции. Отстаивая принципы материалисти-
 ческого сенсуализма, Пристли обращал внимание на несостоятельность
 субьективно-идеалистической гносеологии Беркли, отвергал его
 
 ---------------------------
 1- Взгляды названных философов рассматриваются в дальнейшем
 изложении.
 
 
 97
 
 тезис о том, что "ничего материального не существует" (41, 3,
 213). С еще большей резкостью критиковали философию Беркли фран-
 цузские материалисты, что будет показано во втором разделе настоя-
 щей книги. Не случайно В. И. Ленин счел необходимым воспроизвести в
 "Материализме и эмпириокритицизме" "отзыв о Беркли главы энцик-
 лопедистов Дидро" (2, 18, 28),
 Лишь XIX век принес признание Беркли как философу 1 . Причи-
 ной этому был поворот буржуазной философии в сторону позитивизма,
 воспринявшего и развившего многие положения берклианского фено-
 менализма. В числе первых пропагандистов идей Беркли был издатель и
 комментатор его сочинений А. Фрейзер. Как убедительно показал В. И.
 Ленин, этот адвокат берклианства пытался представить епископа
 Клойнского в качестве сторонника "естественного реализма", именовал
 его учение теорией "универсального естественного символизма", пред-
 восхищая терминологические ухищрения эмпириокритиков направлен-
 ные на маскировку своего субъективного идеализма (см. 2, 18, 21 - 22).
 Современные защитники берклианства из лагеря неопозитивистов
 прилагают не меньше усилий, чем их предшественники, для того, чтобы
 возродить и возвысить философию Беркли. Берклианский "имматериа-
 лизм" выдается с этой целью за специфическую форму "реализма",
 сближается с доктриной неопозитивизма (см. 67; 74; 83). С другой сто-
 роны, Беркли-философ рекламируется как мыслитель, который вел бес-
 компромиссную борьбу с "метафизикой" материализма. Показательна в
 этом отношении международная философская конференция, приуро-
 ченная к 250-летию пребывания Беркли на о-ве Род-Айленд. Ее участ-
 ники чествовали Беркли как идейного предшественника современных
 буржуазных субъективно-идеалистических концепций, отрицающих
 объективное содержание научно-философского знания (см. 69).
 Философия Беркли продолжает, таким образом, выполнять свою
 идеологическую функцию, служить интересам защиты идеализма и ре-
 лигии. Вот почему сохраняет в полной мере свою актуальность ленинс-
 кая критика берклианства, разоблачающая софизмы идеалистической
 философии,
 
 ----------------------------
 1- Среди немногочисленных сторонников Беркли в XVIII в. следует
 назвать американского философа-идеалиста С. Джонсона (1696 - 1772).
 Под влиянием субъективного идеализма Беркли находился и амери-
 канский философ Д. Эдвардс (1703 - 1758).
 
 
 98
 
 раскрывающая с позиций диалектико-материалистической теории
 познания внутреннюю противоречивость и несостоятельность учения
 "философствующего епископа".
 
 Глава 7. ЮМ
 Основные Этапы Давид Юм (1711 - 1776) родился в
 творческой биографии Юма шотландской дворянской семье. После
  учебы в Эдинбургском университете
 и кратковременной работы в качестве коммерсанта он отправляет-
 ся в трехлетжою (1734 - 1737) поездку по Франции. Именно в этот пе-
 риод и был подготовлен его главный философский труд - "Трактат о че-
 ловеческой природе", первые две книги которого ("0 познании" и "Об
 аффектах") вышли в 1739 г., а третья книга ("0 морали") - в 1740 г.
 Вопреки ожиданиям Юма "Трактат" не вызвал интереса у широкой
 публики; он, по словам автора, "вышел из печати мертворожденным, не
 удостоившись даже чести возбудить ропот среди фанатиков" (84, 1, 68).
 Однако опубликованные им в 1742 г. эссе на различные темы уже име-
 ли успех. Юм предпринимает неудачную попытку занять кафедру
 "этики и пневматической философии" Эдинбургского университета.
 Также неудачей закончилась его попытка занять кафедру логики в уни-
 верситете Глазго. Одной из причин того, что Юму так и не удалось сде-
 лать академическую карьеру, явилось противодействие со стороны
 пресвитерианских богословов.
 В 1748 г. выходит "Исследование о человеческом познании", а в
 1751 г. - "Исследование о принципах морали", представляющие перера-
 ботанные и сокращенные варианты первой и третьей книг "Трактата".
 Приблизительно в это же время были написаны и "Диалоги о естествен-

<< Пред.           стр. 13 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу