<< Пред.           стр. 14 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 ной религии", опубликованные, правда, лишь посмертно. В 1752 г. Юм
 издает эссе на политэкономические темы. Начавшаяся дружба с А.
 Смитом оказала влияние на них обоих. Уступая Смиту по глубине и ос-
 новательности разработки экономических вопросов, а также в своеобра-
 зии предложенных решений, Юм тем не менее стимулировал многие
 важные идеи своего более молодого друга. Исчерпывающую характерис-
 тику Юма как экономиста дал Ф. Энгельс: "Юм... остается и в области
 политической экономии почтенной величиной, но здесь он менее всего
 может быть признан оригинальным исследователем, а тем более - мыс-
 лителем, составившим эпоху в науке. Влияние его экономических
 очерков на тог-
 
 
 99
 
 дашние образованные круги объясняется не только их превосход-
 ной формой изложения, но в еще гораздо большей степени тем, что они
 являлись прогрессивно-оптимистическим дифирамбом расцветавшим
 тогда промышленности и торговле..." (1, 20, 250).
 Работа в качестве библиотекаря Эдинбургского общества адвока-
 тов дала Юму доступ к богатому фактическому материалу, на основе
 которого была подготовлена его восьмитомная "История Англии". В
 этом издании Юм особое внимание уделяет психологическим мотивам
 деятельности великих исторических личностей. Хотя сам Юм объяснял,
 в частности, успех второго тома' тем, что он понравился вигам, в целом
 шотландский мыслитель стремился выдерживать более или менее нейт-
 ральную точку зрения в отношении вигов и тори, надеялся на полное
 сближение их позиций. Социально-политические взгляды Юма предс-
 тавляют классический образец идеологического отражения компромис-
 са британской земледельческой аристократии и крупной буржуазии,
 который во многом определял развитие политической жизни страны в
 XVIII в., несмотря на временный переход власти к той или другой пар-
 тии.
 В 1757 г. была опубликована "История естественной религии".
 Участие в 1763 г. в дипломатической миссии в Париже позволило Юму
 ближе познакомиться с французскими просветителями, в том числе и с
 материалистамиатеистами. Многие из них, считая его своим верным
 союзником, не учли, что он не только не был атеистом, но иногда осуж-
 дал атеистов. Особое значение имеет его дружба с Руссо, которая, одна-
 ко, закончилась полным разрывом между ними во время поездки пос-
 леднего в Англию.
 В 1767 - 1768 гг. Юм был помощником государственного секрета-
 ря в Лондоне. Он умер в 1776 г. в Эдинбурге.
 Психологизация Юмом Во введении к своему "Трактату" Юм
 теории познания. констатирует шаткость оснований
 Описание структуры всех наук, а также усиливающиеся
 опыта.Агностицизм предрассудки образованной публики
  его времени против философии как
 таковой. И причина этого, по его мнению, в том, что еще недоста-
 точно развита "наука о человеке", о его познавательных возможностях.
 А ведь математика, естествознание, логика, этика и критицизм (т. е. эс-
 тетическая критика) - все это зависит от философской науки о челове-
 ке. Такая наука должна быть эмпирической и при этом ни в коем случае
 не выходить в своих выводах за пределы описания явлений; она не
 должна претендовать на познание сущности материи
 
 
 100
 
 и духа. Шотландский философ, таким образом, с самого начала
 предпринимаемого им исследования выдает феноменалистические и аг-
 ностические тенденции своей философии.
 Вопрос об источнике знаний Юм решает с сенсуалистической по-
 зиции. Познавательный опыт складывается из "восприятий" (percepti-
 ons)1, которые имеют ряд общих черт с исходными элементами концеп-
 ций чувственного опыта Локка и Беркли - "идеями". В этом нет ничего
 удивительного, поскольку британские эмпирики XVIII в. были, как пра-
 вило, сторонниками своеобразного "психологического атомизма".
 Вместе с тем в самой трактовке этих элементов опыта философами-эм-
 пириками имеется и существенная разница. В отличие от Локка, зани-
 мавшего материалистическую позицию и считавшего, что "простые
 идеи" являются результатом воздействия независимых внешних объек-
 тов на наши органы чувств, а также имматериалиста Беркли, для кото-
 рого идеи-ощущения и есть сама "реальность", Юм декларирует скеп-
 тическую позицию, утверждая проблематический характер самих внеш-
 них объектов. В дальнейшем мы, однако, убедимся в том, что его, каза-
 лось бы, "нейтральная" позиция на самом деле есть позиция субъек-
 тивного идеалиста, непосредственно продолжающего берклианскую ли-
 нию в самом радикальном направлении. Пример Юма важен и поучите-
 лен тем, что наглядно показывает, как крайний феноменализм, состав-
 ляющий гносеологическую основу его теоретической философии, фак-
 тически приходит к саморазрушению. Явившись создателем (вместе с
 Беркли) новой, не имеющей себе аналога в прешествующем развитии
 философской мысли разновидности идеализма, он в значительной сте-
 пени подготавливает различные версии идеалистического эмпиризма в
 буржуазной философии XIX - ХХ в.
 Описывая структуру опыта, Юм подразделяет все восприятия на
 "впечатления" (impressions) и "идеи". Это разделение, которое им, од-
 нако, специально не обосновывается, он оценивал как самое фундамен-
 тальное свое открытие в теории познания. Хотя слово, использованное
 для обозначения впечатлений, и несет в себе смысловой оттенок непос-
 редственного материального воздействия, в действительности ничего
 подобного не предполагается в юмовской теории.
 
 ---------------
 1 - Следует иметь в виду, что юмовские "восприятия" нельзя отож-
 дествлять с тем, что понимается под этим термином в современной пси-
 хологической науке, а именно с восприятием как более или менее це-
 лостным образом отражаемого нашими чувствами объекта.
 
 
 101
 
 Шотландский философ, как будет показано далее, фетишизирует
 простую данность "атомов" чувственного опыта и отрицает их способ-
 ность отражать воздействие на субъекта объектов внешнего мира.
 Идеи же - это, по определению, лишь копии впечатлений, усту-
 пающие им в степени яркости и живости. Используя психологический
 критерий для различения двух видов элементов опыта, сенсуалист Юм в
 общем идет по стопам "континентальных" философов-рационалистов,
 однако в отличие от последних (например, Лейбница) не уточняет свое
 понимание яркости и живости, довольствуясь туманными ссылками на
 эти свойства.
 Несмотря на то, что Юм критикует Локка за включение всех видов
 восприятий в состав идей, он сам в своей концепции не усматривает
 существенного, качественного отличия впечатлений от идей и поэтому
 совершает характерную для одностороннего сенсуализма подмену по-
 нятийно-мыслительного уровня знания чувственными представления-
 ми, различающимися лишь в количественном отношении 1. Все идеи он
 по сложившейся в ту эпоху традиции делит на простые, т. е. не допус-
 кающие расчленения, и сложные (модусы, субстанции и отношения).
 Простые идеи происходят из впечатлений и обязательно им соответс-
 твуют. В то же время Юм несколько ослабляет свою жесткую сенсуа-
 листическую установку, приведя в "Трактате" пример, который пока-
 зывает, что идеи не абсолютно лишены возможности предшествовать
 соответствующим им впечатлениям. Речь идет о так называемом пара-
 доксе цвета, из которого вытекает вывод относительно способности че-
 ловека вообразить себе простую идею оттенка того или иного цвета, из-
 вестного ему ранее, хотя этот оттенок он никогда и не воспринимал
 чувствами.
 Шотландский философ уверен, будто его учение об опыте позво-
 ляет окончательно разрешить знаменитую проблему "врожденных
 идей". И здесь мы встречаемся с характерным для него способом рас-
 суждения. Он не занимается, подобно Локку, критикой рационалисти-
 ческой теории таких идей, но оценивает различные возможные значе-
 ния понятия "врожденное", как бы оставляя в стороне саму гносеоло-
 гическую проблему в целом. Юмовский путь решения - это, по су-
 
 ------------------
 1 - Дискуссия по поводу интерпретации "идей", в которой участво-
 вали многие философы, имела большое значение для британской фило-
 софии XVIII в., ибо отражала не только различие гносеологических по-
 зиций, но и сам процесс становления новой философской терминоло-
 гии.
 
 
 102
 
 ществу, ликвидация важной проблемы путем рассечения ее на от-
 дельные, взаимно несвязанные аспекты. Так, он, например, полагает,
 что если "врожденное" равнозначно "естественному", тогда, конечно,
 все восприятия следует признать врожденными. Если же "врожденное"
 - это то, что первично, тогда в соответствии с его концепцией опыта по-
 лучается, что все впечатления врождены, а идеи не врождены. Когда же
 под "врожденным" понимают то, что совпадает со временем рождения
 человека, тогда сам спор сторонников и противников "врожденных
 идей" теряет смысл, ибо установить, когда начинают мыслить с по-
 мощью идей, невозможно (см. 84, 2, 24 - 25).
 Следуя терминологии, разработанной Локком, Юм делит все впе-
 чатления на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Первые
 возникают от неизвестных нам причин. Особенности появления у чело-
 века этого рода впечатлений должны, по его мнению, изучать анатомы,
 а не философы. В отличие от многих своих современников-философов
 Юм не дает исследования отдельных чувств, его практически не интере-
 сует вопрос о том, какие из чувств несут наибольшую и достоверную
 информацию о мире. Идеалистический сенсуализм Юма лишен како-
 го-либо развернутого физиологического обоснования.
 Что же касается впечатлений рефлексии, то они возникают в ре-
 зультате действия на ум некоторых идей ощущений (т. е. копий впечат-
 лений ощущения), например идей удовольствия и страдания. Так появ-
 ляются впечатления "желания", "отвращения", "надежды", "страха" и
 прочие, имеющие, следовательно, производный характер.
 Все впечатления сохраняются и перерабатываются в уме в идеи с
 помощью способностей памяти и воображения. Для памяти важно сох-
 ранить сам порядок последовательности идей. А вот воображение сво-
 бодно перемещает идеи. "Из этих впечатлений или идей памяти, - пи-
 шет Юм, - мы образуем своего рода систему, охватывающую все то, что
 мы помним как воспринятое либо внутренним восприятием, либо внеш-
 ними чувствами, и каждую частность этой системы наряду с наличны-
 ми впечатлениями называем обычно реальностью" (84, 1, 208). Итак,
 система взаимосвязанных элементов опыта субъекта и выступает у
 шотландского философа единственной реальностью, подлежащей изу-
 чению в его философии, использующей для этого метод самонаблюде-
 ния. Свою задачу он видит в детальном описании психологического ме-
 ханизма такой связи восприятий.
 
 
 103
 
  Роль Юм утверждает, что "человеческой
 принципа ассоциации. природе" изначально присуще не-
 Виды ассоциативных которое важное Свойство, или "прин-
  связей цип". Таким принципом объявляется
  им принцип ассоциации. Однако приз-
 нание ассоциаций в качестве главного свойства "человеческой
 природы" отнюдь не свидетельствует о том, что в этом вопросе шот-
 ландский философ избирает натуралистическую линию. Ведь сущность
 принципа, по признанию Юма, совершенно непознаваема, а наличие ка-
 кого-либо физиологического механизма, обусловливающего возникно-
 вение ассоциаций, крайне проблематично. Агностическая установка
 закрывает перед ним тот перспективный путь исследования ассоциа-
 ций, по которому пошли материалисты Д. Гартли и Д. Пристли.
 Всего Юм называет три типа ассоциации идей. Во-первых, это ас-
 социация по сходству. Так, портрет отсутствующего друга способен
 оживить нашу идею о нем благодаря имеющемуся сходству. Но эта ас-
 социация, признает Юм, часто (особенно когда какое-нибудь качество
 становится общим большому числу объектов) приводит к ошибкам.
 Во-вторых, это ассоциация по смежности в пространстве и во времени.
 Когда, например, находишься всего в нескольких милях от своего дома,
 мысли о близких значительно живее, чем в случае удаления от дома на
 большое расстояние. И, наконец, наиболее широко встречающаяся ассо-
 циация - это ассоциация причинности. Можно было бы говорить еще и о
 "контрастном" отношении между идеями, но это, указывает Юм, не
 будет самостоятельным типом ассоциации, а лишь комбинацией перво-
 го и третьего типов, поскольку из идей двух противоположных объек-
 тов одна является причиной уничтожения другой, а уничтожение идеи
 объекта предполагает идею его существования, основанную на сходстве
 с самим собой (т. е. фактически самотождественность объекта) (см. 84,
 2, 27).
 Эту типологию ассоциаций трудно признать идеальной. Судя по
 нескольким примерам, приводимым Юмом, первый и второй типы не
 столь уж различаются. В то же время, как показывает дальнейший ана-
 лиз им ассоциации по причинности, последняя сама включает в себя от-
 ношения смежности. Но основной недостаток состоит в том, что Юм аб-
 солютизирует свою типологию, считая ее завершенной и единственно
 возможной.
 Как и многие другие британские философы XVIII в., Юм сравни-
 вает принципы его "моральной философии" (и прежде
 
 
 104
 
 всего принцип ассоциации) с ньютоновским законом гравитации.
 При этом для шотландского философа характерно подчеркивание не-
 познаваемости причин действия как принципов "человеческой приро-
 ды", так и естественного притяжения в "телесном мире". Сравнение с
 механическими закономерностями вообще должно было, по его замыс-
 лу, возвысить значимость описываемых им закономерностей "духовно-
 го мира". Однако следует постоянно помнить, что ньютоновский мето-
 дологический подход в целом противоположен юмовскому и что агнос-
 тическая характеристика, данная Юмом многим открытиям Ньютона, не
 соответствует действительности. Правда в отличие от Беркли Юм ста-
 рался не афишировать свое философское расхождение со взглядами ве-
 ликого английского ученого.
 Классификация Одновременно с типологией ассоциа-
 отношений ций Юм выдвигает свою, довольно
  путаную интерпретацию понятия "от-
 ношения". Ассоциации при этом оказываются одним из видов так
 называемых философских отношений. В отличие от отношений в обы-
 денном смысле слова, видимо, понимаемых им как особые качества,
 философские отношения суть обстоятельства или ситуации, в силу ко-
 торых ум сопоставляет идеи. Всего таких отношений семь видов. Четыре
 из них - сходство, противоположность, степени качества и количества -
 зависят только от характера самих идей и могут быть предметом досто-
 верного знания, ибо получаются с помощью строгих абстрактных рас-
 суждений. Об остальных отношениях - отношениях тождества, прост-
 ранственно-временных и каузальных - узнают лишь из опыта. Такая
 точка зрения приводит Юма к крайней, недиалектической позиции рез-
 кого размежевания опытного и внеопытного. Математика выступает
 для него образцом достоверного и непротиворечивого знания - ее выво-
 ды априорны и аналитичны. Все же остальное знание имеет вероят-
 ностный, проблематический характер. Но именно эта юмовская дихото-
 мия и была воспроизведена в ХХ в. логическими позитивистами, кото-
 рые, стремясь элиминировать "традиционную" философию ("метафи-
 зику"), с одобрением цитировали известные слова шотландского фило-
 софа, заключающие первое "Исследование": "Возьмем, например, в ру-
 ки какую-нибудь книгу по богословию или школьной метафизике и
 спросим: содержит ли она какое-нибудь абстрактное рассуждение о ко-
 личестве или числе? Нет. Содержит ли они какое-нибудь основанное на
 опыте рассуждение о фактах и существовании? Нет. Так бросьте ее в
 огонь, ибо в ней не
 
 
 105
 
 может быть ничего, кроме софистики и заблуждений!" (84, 2,168).
 Описывая различные отношения, Юм проявляет непоследователь-
 ность, ибо не показывает, какие же впечатления соответствуют самой
 сложной идее "отношения". Когда он рассматривает другие виды идей,
 он требует, чтобы они. были скопированы с тех или иных впечатлений, в
 противном случае от некоторых идей придется отказаться. "Отноше-
 ние" же в системе Юма фактически функционирует как активный
 принцип сознания, не сводимый к простой чувственной рецептивности,
 а это бесспорно противоречит его исходной феноменалистической ус-
 тановке.
 Теория абстракции Указанное требование Юм предъявля-
 и критика идеи ет, например, такой важной фило-
 "субстанции" софской идее, как идея "субстанции".
 как таковой Он спрашивает: извлекается ли эта
  сложная идея из впечатлений ощуще-
 ния или рефлексии? Ответ шотландского философа негативен,
 ибо субстанция, как он отмечает, не есть ни цвет, ни вкус, ни запах, а
 также ни страсть или эмоция, т. е. ни один из возможных в его учении
 элементов чувственного опыта. "Идея субстанции, равно как и идея мо-
 дуса, не что иное, как совокупность простых идей, объединяемых вооб-
 ражением и наделяемых особым именем, с помощью которого мы мо-
 жем вызвать эту совокупность в собственной памяти или в памяти дру-
 гих людей" (84, 1, 105).
 Верный своему чисто психологическому, интроспективному спо-
 собу исследования, Юм утверждает, что воображение придумывает неч-

<< Пред.           стр. 14 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу