<< Пред.           стр. 17 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 будто никогда не шел вразрез с христианской религией и, что примеча-
 тельно, не отрицал существование личностей. А в "Исследовании о че-
 ловеческом познании" он и не упоминает о своей скептической кон-
 цепции личного тождества. Подобным тактическим маневром шотланд-
 ский философ также надеялся защитить от критики свое субъективист-
 ское понимание причинности. Компромиссный характер всего фило-
 софского мировоззрения Юма нередко приводил его к необходимости
 нарушения исходных принципов собственного скептического учения, к
 отказу от прежней точки зрения по тем или иным вопросам.
 
 
 120
 
 Учение об аффектах. Представив человека как прежде все-
  го чувственное, аффективное сущест-
 во, Юм затем осуществляет подробное исследование природы са-
 мих аффектов. Вторая книга "Трактата", специально посвященная это-
 му вопросу, содержит то, что в современных терминах можно было бы
 обозначить как описательную, ассоцианистскую психологию эмоций.
 Здесь Юм на конкретных примерах реализует принципы своего подхода,
 разработанные им в первой книге.
 Шотландский философ убежден, что в отличие от пассивного ра-
 зума волей человека руководят лишь аффекты. Разум не способен прео-
 долеть какой-либо аффект. Это может сделать только другой аффект.
 Бессмысленно поэтому говорить о какой-то "борьбе" между разумом и
 аффектами, что делают многие философы. Разум в действительности
 является "рабом аффектов". И противоречие между аффектами и разу-
 мом возникает только в случае, если тут вмешивается суждение: "...не-
 разумным бывает не аффект, а суждение" (84, 1, 558). Все же это не-
 подлинное противоречие, поскольку разум, в сущности, сам не отлича-
 ется от аффектов (в одном месте Юм определяет разум как "спокойный
 аффект"). Умеренный характер некоторых аффектов заставляет нас
 ошибочно считать их особыми интеллектуальными способностями.
 Как и в случае с другими понятиями, используемыми в филосо-
 фии Юма, его определение аффекта недостаточно строго. "Под аффек-
 том, - в частности пишет он, - мы обычно понимаем сильную и ощути-
 мую эмоцию нашего духа, возникающую, когда перед нами предстает
 некоторое благо, или зло, или какой-нибудь объект, который в силу из-
 начального строения наших способностей в состоянии вызвать в нас
 стремление к себе" (84, 1, 5). Таким образом аффекты - это эмоции,
 возникающие под влиянием объектов. Но поскольку "объекты" суть не
 что иное, как впечатления, то и аффекты рассматриваются Юмом как
 вторичные, или рефлексивные, впечатления.
 У Юма можно даже встретить утверждения о том, что появление
 тех или иных аффектов обусловлено определенным устройством наших
 органов чувств, а также о том, что аффекты в большей степени возбуж-
 даются вероятными событиями, нежели теми, которые нам хорошо из-
 вестны и представляются неизбежными. Только появившись, аффект
 пробуждает соответствующую ему идею. На первый взгляд получается,
 будто аффекты, по Юму, возникают в результате внешнего воздействия
 на чувства и затем сами
 
 
 121
 
 становятся источником для идей. Но в явном противоречии с та-
 кого рода заключением Юм пишет: "...аффект имеет место между двух
 идей, одна из которых его производит, а другая им производится. Таким
 образом, первая является причиной, вторая - объектом аффекта" (84, 1,
 407). Далее он еще более усложняет дело, допуская, что аффекты воз-
 никают из двойного отношения идей, с одной стороны, и впечатлений -
 с другой.
 Все аффекты шотландский философ подразделяет на спокойные
 (например, чувство прекрасного или безобразного) и бурные (например,
 любовь или ненависть, печаль или радость). Юм очень подробно описы-
 вает, как разные виды аффектов могут влиять друг на друга, как один и
 тот же объект способен возбудить несколько аффектов.
 Юм формулирует принцип, согласно которому противоположные
 впечатления связаны с противоположным аффектами. Так, например,
 красота выступает как "объект" аффекта гордости, а безобразное - аф-
 фекта униженности. Однако речь идет не об объективных качествах
 предметов, которые считаются красивыми или безобразными. Связывая
 эти качества с аффектами, он фактически отождествляет те и другие:
 "...удовольствие и неудовольствие не только являются необходимыми
 спутниками прекрасного (beauty) и безобразного, но и составляют саму
 их сущность" (84, 1, 429). Красивое и прекрасное суть лишь относи-
 тельные и субъективные качества, которые по Юму, нравятся потому,
 что способны производить приятные аффекты.
 Правда, у шотландского философа встречаются и такие формули-
 ровки, в соответствии с которыми прекрасное и безобразное описывают-
 ся как некоторые пространственные формы или как сочетания частей
 объектов. Но в целом у него преобладает феноменалистическое истол-
 кование, придающее его эстетическим воззрениям довольно противоре-
 чивый характер. Эстетика для Юма является разновидностью описа-
 тельной психологии эмоций. Именно такое описание продемонстриро-
 вало ему огромное разнообразие типов эмоционального переживания
 произведений искусства. Это заставило его в ряде случаев принять
 крайний тезис "о вкусах не спорят", т. е. признавать полную субъек-
 тивность эстетического вкуса. Все же в конкретном анализе тех или
 иных явлений искусства, имеющем место в его эссе, Юм зачастую де-
 монстрирует большую проницательность и, по существу, стремится вы-
 являть общезначимые закономерности (особенно ярко это проявилось
 при анализе им феномена трагедии).
 
 
 122
 
 Роль аффекта Особое место среди исследуемых аф-
 "симпатии" фектов занимает у Юма аффект сим-
  патии, о котором философ, в част-
 ности, пишет: "Самое замечательное из всех качеств человечес-
 кой природы как само по себе, так и по своим следствиям - это прису-
 щая нам склонность симпатизировать другим людям и воспринимать
 посредством сообщения их наклонности и чувства, как бы они ни отли-
 чались от наших, хотя бы они были даже противоположны последним"
 (84, 1, 449). В основе симпатии лежит бесспорный, но в тоже время не-
 объяснимый факт, что природа наделила большим сходством все чело-
 веческие существа. Правда, это чувство не столь уж альтруистично,
 ибо, как замечает Юм, хотя чужие страдания и вызывают у нас состра-
 дание, но одновременно они усиливают идею нашего счастья и благопо-
 лучия, что доставляет нам удовльствие. Аффекты отражаются в душах
 людей словно в зеркалах до тех пор, пока не погаснут. Симпатия же как
 бы оживляет все другие аффекты.
 Каков психологический механизм образования симпатии? Юм по-
 лагает, что здесь происходит превращение идей во впечатления, и это в
 определенном смысле напоминает описание им в первой книге "Тракта-
 та" действия веры. Поскольку чужие аффекты недоступны нашему не-
 посредственному наблюдению, то, рассуждает он, только по их причи-
 нам и следствиям мы заключаем о характере самих аффектов, что и дает
 начало симпатии. Но в таком случае получается результат, который
 вряд ли предвидел Юм: симпатия выступает в некотором роде выводом,
 знанием о других людях, способным оказывать воздействие на нашу
 чувственность. А это уже, очевидно, будет означать выход за пределы
 принятой им узкофеноменалистической установки, признание роли ра-
 циональных сторон "человеческой природы".
 При описании действия аффекта симпатии Юм делает любопыт-
 ное заявление: "Мы не можем испытать ни одного желания, не имею-
 щего отношения к обществу; полное одиночество, быть может, вели-
 чайшее наказание, которое может нас постигнуть. Всякое удовольствие
 ослабевает, если наслаждаться им в одиночестве, а всякое страдание
 становится более жестоким и невыносимым" (84, 1, 499). И именно
 чувство симпатии представляется ему тем, что способно консолидиро-
 вать общество, объединять людей. Так, индивидуальному, изначально
 существующему свойству "человеческой природы" Юм в дальнейшем
 приписыва-
 
 
 123
 
 ет социальное значение, вместо того чтобы объяснять само это
 свойство особенностями социальной практики.
 Основные черты симпатии таковы, что она, по мнению Юма, мо-
 жет быть присуща не только людям, но и животным. Следует в связи с
 этим заметить, что западноевропейский эмпиризм XVII - XVIII вв. в от-
 личие от рационализма, как правило, не устанавливал непреодолимую
 границу между познавательными и другими возможностями человека и
 животных. В эмпиризме Юма эта тенденция получает свое крайнее воп-
 лощение: "...заключения из опыта, общие нам с животными и руково-
 дящие всем нашим поведением в жизни, - это не что иное, как род инс-
 тинкта, или механической силы, которая действует в нас неведомо для
 нас самих..." (84, 2, 108). Он -уверен, что животные обладают психикой
 и в их поведении большую роль играют аффекты. У животных также
 действуют все три вида ассоциативных отношений. В поведении наибо-
 лее развитых животных наблюдаются признаки гордости или унижен-
 ности. "...В психике животных, - поясняет Юм, - очевидно, имеется то
 же отношение между идеями, что и в духе людей, и происходит оно от
 тех же причин" (84, 1, 460). Он настолько увлечен аналогией между
 человеческим и животным (которая дает ему козыри в полемике с ра-
 ционалистическим истолкованием человека), что забывает сказать о
 принципиальных различиях. Кроме того, сходство телесной и психичес-
 кой организации - людей и животных является для Юма убедительным
 аргументом в пользу тезиса о смертности человеческой души.
 
 Принципы Детальное рассмотрение Юмом проб-
 этического учения лем этики является непосредствен-
  ным продолжением его учения об
 аффективной природе человека, и оно также в целом осуществля-
 ется на феноменалистической основе: "Одобрение одного характера и
 порицание другого суть лишь различные перцепции..." (84, 1, 603). Его
 этическая теория имеет дескриптивный характер: в ней не ставится за-
 дача предписания правильного морального поведения, а просто фикси-
 руются проявления морали. Сказанное тем не менее не означает, что
 шотландский философ проводит совершенно нейтральную линию. Эти-
 ка Юма есть выражение позиции этического антиинтеллектуализма.
 Несмотря на ошибочную трактовку предмета этического исследования
 как такового, примененный Юмом метод описания явлений моральной
 сферы представляет несомненный интерес для истории 0 этической
 мысли, ибо в его позиции резко преломляются
 
 
 124
 
 социально-классовые и национальные реалии эпохи. Заслугой
 Юма нужно также признать опровержение им попыток дать религиоз-
 ное обоснование нравственности.
 Шотландский философ считал ,что уже сама очевидная способ-
 ность нравственности влиять на наши действия и аффекты якобы окон-
 чательно доказывает ее неинтеллектуальное происхождение. Пассив-
 ный разум не может быть источником нравственно чувства, совести че-
 ловека. Разум выполняет чисто гносеологическую функцию и имеет де-
 ло лишь с согласием или несогласием идей. Поскольку же аффекты,
 лежащие в основании нравственного поведения, не могут быть ни ис-
 тинными не ложными, то разум-де не имеет к ним прямого отношения.
 "Я, - пишет Юм,- ни в коей мере не вступлю в противоречие с разумом,
 если предпочту, чтобы весь мир был разрушен, тому, чтобы я поцарапал
 палец "
 Юм настойчиво критикует позицию этического интеллектуализ-
 ма, прежде всего имея в виду учение своих соотечественников С. Клар-
 ка и У. Уолластона, которые утверждали, что все в мире ( в том числе и
 мораль) подчиняется строгим отношениям и закономерностям. Эти от-
 ношения напоминают математические и познаются только разумом.
 Основание моральных норм интеллектуалисты видели в их рациональ-
 ности. И Юм в противовес этому довольно убедительно показывает не-
 состоятельность трактовки человека как существа, все поведение кото-
 рого в конечном итоге определяется одним лишь интеллектом.Он спра-
 ведливо подчеркивает роль чувственности в морали. Недостатком же
 его позиции является абсолютизация этой роли, приведшая к недооцен-
 ке рациональных мотивов, а также неспособность как-либо объяснить
 факт социализации человеческих чувств по сравнению с чувствами жи-
 вотных. Эмоционально-чувственный момент, составляет немаловаж-
 ную часть морального сознания, в опосредованной и специфической
 форме отражающего социально-классовые отношения в конкретном
 обществе, находящемся на определенной стадии исторического разви-
 тия.
 Вслед за Юмом и другими моралистами, стоявшими на позиции
 сенсуализма,в английской художественной литературе постепенно на-
 чинают появляться созвучные их концепциям произведения в стиле
 психологического синтементализма, который в 60-е годы ХУ111в.
 оформляется в целое литературное направление, представленное рома-
 нами О. Голдсмита, Л. Стерна и др.
 Необходимо отметить, что сенсуалистическая этика
 
 
 125
 
 Юма проходит мимо объяснения многих важных особенностей
 моральных норм, и прежде всего их императивного характера. Данная
 концепция также недооценивает фундаментальную этическую пробле-
 му долга. Здесь сказывается ограниченность подхода Юма, которая во
 многом обусловливается неявно подразумеваемой им целью исследова-
 ния - дать гибкое и "недогматическое" описание морального поведения
 представителей своего собственного класса.
 Отделяя разум от нравственности, Юм использует ряд своеобраз-
 ных аргументов и примеров. Так он, в частности, указывает, что наша
 способность делать ошибочные суждения в отношении тех или иных
 моральных качеств еще не говорит о дефектах самой нравственности.
 Безнравственность и способность ошибаться никак не связаны друг с
 другом, иначе возникали бы совершенно парадоксальные ситуации,
 когда получалось, например, следующее: "...вор, влезающий в окно при
 помощи лестницы, но изо всех сил старающийся не производить шума,
 вовсе не совершает преступления, ибо он или не будет замечен, или, ес-
 ли его накроют, никоим образом не сможет ввести кого-либо в заблуж-
 дение и никто не примет его в данных условиях за кого-либо другого, а
 не за того, кто он в действительности" (84, 1, 609).
 Юм был принципиально против использования количественного
 (или "геометрического") метода сравнения этических качеств, который,
 по его мнению, слишком рационалистичен и ничего не дает для уясне-
 ния реального функционирования морали. "Одно дело иметь понятие о
 добродетели, - писал он, - другое - подчинять ей свою волю" (84, 1, 614).
 Одобрение или порицание этических качеств происходит не в результа-
 те рационального рассуждения; в основе всего лежит "моральный
 вкус" - изначальное и интуитивное, а не производное и дискурсивное,
 чувство удовольствия или отвращения.
 Для характеристики самих этических качеств шотландский фило-
 соф применяет знакомую нам по его теоретической философии кон-
 цепцию субъективности чувственных качеств: "...когда вы признаете
 какой-нибудь поступок или характер порочным, вы подразумеваете под
 этим лишь то, что в силу особой организации вашей природы вы испы-
 тываете при виде его переживание (feeling) или чувствование (sentiment)
 порицания. Таким образом, порок и добродетель могут быть сравнивае-
 мы со звуками, цветами, теплом и холодом, которые, по мнению совре-
 менных фило-
 
 
 126
 
 софов, являются не качествами объектов, но перцепциями нашего
 духа" (84, 1, 617 - 618).
 Проблема сущего Одно место в тексте третьей книги
  и должного "Трактата" впоследствии - в начале
  ХХ в. - оказалось в центре внимания
 англо-американских этиков. Приведем полностью это знаменитое
 рассуждение Юма. "Я заметил, - пишет он, - что в каждой этической
 теории, с которой мне до сих пор приходилось встречаться, автор в те-
 чение некоторого времени рассуждает обычным способом, устанавли-
 вает существование бога или излагает свои наблюдения относительно
 дел человеческих; и вдруг я, к своему удивлению, нахожу, что вместо
 обычной связки, употребляемой в предложениях, а именно есть или не
 есть, не встречаю ни одного предложения, в котором не было бы в ка-
 честве связки должно или не должно. Подмена эта происходит незамет-
 но, но тем не менее она в высшей степени важна. Раз это должно или не
 должно выражает некоторое новое отношение или утверждение, пос-
 леднее необходимо следует принять во внимание и объяснить, и в то же
 время должно быть указано основание того, что кажется совсем непо-
 нятным, а именно того, каким образом это новое отношение может быть
 дедукцией из других, совершенно отличных от него" (84, 1, 618).
 В частности, английский философ Д. Э. Мур в своих "Принципах
 этики" (1903), отталкиваясь от этого фрагмента Юма, одним из первых
 задался показать, что якобы совершенно невозможно теоретически
 обосновать переход от фактических суждений к оценочным (норматив-
 ным) и в целом переход от сущего к должному. "Очевидно, - подчерки-
 вал он, - что утверждение о существовании- какогото предмета не явля-
 ется утверждением о его ценности " (88, 205). Позднее - в 30-е и 40-е
 годы - логические позитивисты, опять же ссылаясь на этику Юма,
 стремились доказывать, будто этические суждения имеют всего лишь
 эмоциональное содержание и потому вообще не подлежат рациональ-
 ной оценке.
 Неопозитивисты многих разновидностей довели буквально до аб-
 сурда вышеприведенную мысль Юма, высказанную в "Трактате", кста-
 ти, только в одном-единственном месте. На самом же деле различение

<< Пред.           стр. 17 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу