<< Пред.           стр. 19 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 ние Юма, "справедливо го-
 
 
 134
 
 говорит, что для Юма субъект и объект сводятся к "группам раз-
 личных восприятий", к "элементам сознания, впечатлениям, идеям и т.
 д.", что речь должна идти только о "группировке и комбинации этих
 элементов" (2, 18, 27).
 Значительно влияние шотландского философа и на дальнейшее
 формирование всех разновидностей позитивистской философии вплоть
 до современной ее разновидности- аналитической философии. В учении
 о соотношении "идей " и "впечатлений" логические позитивисты
 Венского кружка, в частности, увидели зародыш своего "принципа ве-
 рификации". При этом многие неопозитивисты восприняли не только
 юмовский феноменализм, но и его отрицание объективной причинности
 в природе.
 За исключением критического исследования, которое ocyществил
 в 70-e годы XIX в. с позиции, близкой немецкому классическому идеа-
 лизму, издатель произведений Юма Т. Х. Грин, последующие работы о
 Юме в англо-американской историко-философской литературе были
 написаны, как правило, позитивистами и носили апологетический ха-
 рактер. Буржуазные исследователи последнего десятилетия снова стре-
 мятся представить субъективный идеализм Юма как разновидность "ре-
 ализма" или философского "натурализма".
 Среди работ советских историков философии наиболее полный
 марксистский критический анализ философии Юма дан в (85), связь
 юмизма и неопозитивизма прослеживается в (87).
 
 Глава 8. ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА
 
 Произведения ведущих британских философов XVIII в. необходи-
 мо рассматривать в широком контексте философ - ской и идеологичес-
 кои ситуации в стране в эту эпоху. Для истории философии немалова-
 жен и тот философский "фон" на котором проходила деятельность
 классиков британского эмпиризма. В этом плане показательна филосо-
 фия "здравого смысла" Шотландской школы, главным представителем
 которой является Томас Рид (1710 - 1796). Учение этой влиятельной во
 второй половине XVIII - начале XIX в. школы глубоко полемично по от-
 ношению ко многим другим философским учениям того времени.
 
 
 135
 
 Жизнь Рид долгое время был приходским
 и произведения Т. Рида. священником, но затем избрал акаде-
 Другие представители мическую карьеру,став в 1751 г. про-
 Шотландской школы фессором Абердинского университета,
  а в 1753 г. - профессором универси-
 тета в Глазго. Несмотря на довольно сильное влияние религии
 (большинство преподавателей здесь имели религиозный сан), шотланд-
 ские университеты в XVIII в. в целом превосходили английские универ-
 ситеты и фактически были центрами научной мысли на Британских
 островах. Преподавание философии в Шотландии в отличие от Англии
 было уже совершенно свободно от использования старой схоластичес-
 кой терминологии. При этом особое внимание уделялось не узкой спе-
 циализации (традиция английских университетов Оксфорда и Кемб-
 риджа), а получению студентами широкого образования, основу кото-
 рого должно было составлять именно гуманитарное знание, и прежде
 всего "моральная философия", или "философия духа".
 В 1764 г. вышло первое крупное произведение Рида - "Исследова-
 ние о человеческом уме в соответствии с принципами здравого смыс-
 ла". В 1785 г. были опубликованы "Опыты об интеллектуальных спо-
 собностях человека", а в 1788 г. - "Опыты о деятельных способностях
 человека". Жизнь Рида была бедна какими-либо значительными внеш-
 ними событиями. Его политическая позиция отличалась консерватиз-
 мом, приверженностью к старым традициям. Известно, что он резко от-
 рицательно воспринял Французскую буржуазную революцию 1789 г.
 Другой представитель Шотландской школы - Джеймс Битти (1735
 - 1803) в свое время прославился популярной книгой "Опыт о природе и
 неизменности истины", в которой он с довольно вульгарной позиции
 атаковал скептическую философию Юма. Эта книга получила поддерж-
 ку королевского двора и религиозных кругов. Выделяется также про-
 фессор Эдинбургского университета Дугалд Стюарт (1753 - 1828), спо-
 собствовавший распространению философии "здравого смысла" в XIX
 в. (в том числе и в Северной Америке) и придавший ей академический
 характер.
 Это учение по-разному оценивалось современниками и филосо-
 фами следующих поколений. Наряду с похвалой "независимости мыш-
 ления" шотландских философов встречается и оценка их деятельности
 как пропаганды общераспространенных предрассудков и откровенного
 фидеизма. Одни говорили о последовательном "реализме" этой школы,
 а другие отмечали крайне дуалистический характер ее онто-
 
 
 136
 
 логической концепции. Отмечалась как "точность" и "строгость"
 свойственных философам "здравого смысла" приемов аргументации,
 так и кричащая противоречивость исходных оснований их философии.
 Неоднократно также подчеркивалось промежуточное положение Шот-
 ландской школы в споре рационалистической и эмпирической линий в
 западноевропейской философии XVIII в.
 
 Учение о принципах Указывая, что человек со "здравым
 "здравого смысла" смыслом" является прежде всего рас-
  судительным, Рид, по его словам,
 отталкивался от обыденного понимания данного выражения в
 английском языке. "Здравый смысл (common sense), - писал он, - есть
 уровень суждения, присущий людям, с которыми мы можем общаться и
 иметь дело" (92, 1, 421). Изначально свойственные людям суждения
 (или принципы), согласно Риду, внедрены в них богом и являются сос-
 тавной частью их "человеческой природы". "Здравый смысл" для него
 важнее разума, а также философии, основанной на авторитете разума.
 И в этом можно видеть некоторое сходство его позиций со взглядами
 Юма, хотя сама трактовка этими философами разума и здравого смысла
 различалась.
 Рид и его последователи превозносили стихийно складывающиеся
 представления и мнения людей о самих себе и об окружающем их мире.
 В подобных представлениях здравого смысла и в самом деле отражается
 (хотя и не совсем адекватно) длительный практический опыт челове-
 чества. Однако не следует забывать о неизбежной ограниченности здра-
 вого смысла и обыденного сознания в целом, о том, что, по словам Ф.
 Энгельса, "...здравый человеческий рассудок, весьма почтенный спут-
 ник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые
 удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широ-
 кий простор исследования" (1, 20, 21). Для представителей Шотланд-
 ской школы же типична абсолютизация своего понимания здравого
 смысла, которое они положили в основание философского учения.
 Истолкование суждений здравого смысла Рид стремился согласо-
 вать с определенной концепцией научного знания. Он подчеркивал, что
 в науках обязательно имеются основные принципы, на которых строят-
 ся все рассуждения. Бесспорность этих принципов для него является не
 демонстративной (т. е. доказательной), а интуитивной. Не только нау-
 ки, но и мораль также предполагает разделяемые всеми здравомысля-
 щими людьми "максимы". Слабостью позиции
 
 
 137
 
 Рида оказывается то, что он не дает обоснованного критерия, не-
 обходимого для обнаружения таких "первых принципов", и сразу стре-
 мится дать описание и классификацию их. Он уверен, что от этих прин-
 ципов нельзя отказаться даже в том случае, если невозможно опроверг-
 нуть возражения, выдвигаемые против них.
 Согласно Риду, имеются две главные разновидности самоочевид-
 ных суждений-принципов ("истин "): необходимые и контингентные
 (фактуальные). Последние играют большую роль в жизни людей, а пер-
 вые лежат в основе абстрактных наук. Необходимые принципы являют-
 ся аналитическими, ибо противоположное им невозможно, а контин-
 гентные - синтетическими. Система контингентных принципов пред-
 назначалась Ридом для опровержения скептицизма Юма. Например, та-
 кие "самоочевидные" принципы: "Осознаваемые мною мысли относят-
 ся к существу, называемому "Я", "мой ум", "моя личность"; "наша
 личность тождественна, а ее существование непрерывно до тех пор, по-
 ка мы можем это отчетливо вспоминать" - противостоят юмовской
 трактовке личности как "пучка восприятий". А принцип: "Среди явле-
 ний природы то, что произойдет, будет походить на то, что уже проис-
 ходило при подобных обстоятельствах" - должен был развеять сомнения
 Юма в отношении правомерности индукции. Причинность Рид считал
 необходимым принципом "метафизики", который хотя и нелоказуем,
 но абсолютно очевиден и имеет всеобщий характер. Им приводятся под-
 робные списки "первых принципов" грамматики, логики, математики,
 эстетики, этики.
 Концепция принципов "здравого смысла" может быть сопоста-
 вима с объективно-идеалистическим учением о врожденности знания. В
 то же время она отлична от рационалистического варианта теории
 врожденных идей, ибо Рид и его последователи прежде всего стреми-
 лись с помощью своей концепции "принципов" объяснить инстинктив-
 ные свойства "человеческой природы", отводя при этом главную роль
 контингентным принципам и мало интересуясь проблемой объяснения
 всеобщего и достоверного знания в "точных науках".
  Понимание науки В сфере методологии естественно-
  научного знания Рид объявлял себя
 сторонником индуктивизма Бэкона. В этом не было ничего нео-
 бычного, ибо в XVIII в. на верность бэконовской программе присягали
 британские философы самых разных направлений - как материалисты,
 так и идеалисты. У Рида, однако, бэконовский познавательный опти-
 мизм подменяется до-
 
 
 138
 
 вольно агностической точкой зрения на многие принципиальные
 вопросы. Он, к примеру, писал, что при изучении природы мы должны
 быть удовлетворены лишь знанием факта связи одних явлений с други-
 ми. Таким связям (характер которых, в сущности, непознаваем) и дают
 название - "законов природы". "Законы природы, - указывал Рид, - яв-
 ляются правилами, согласно которым производятся действия" (92, 2,
 527). Все действия, разыгрываемые в "театре природы", требуют, по
 мысли Рида, высшей силы, обладающей активностью и находящейся за
 "сценой". Вещам и явлениям объективного мира он отказывал в воз-
 можности быть подлинными производящими причинами, считая их со-
 вершенно пассивными.
 В своих работах Рид и его сторонники исходили из того бесспор-
 ного для них факта, что благодаря Ньютону "натуральная философия" в
 то время достигла зрелости, а вот "философия духа" все еще находится
 в младенческом состоянии. В основе "философии духа" должно лежать
 исследование принципов здравого смысла, осуществленное с помощью
 интроспективного метода, которому придавалось решаюшее значение.
 Философы Шотландской школы надеялись, что применение этого мето-
 да вместе с индуктивным подходом должно со временем сделать "фило-
 софию духа" не менее строгой наукой, чем математика. В противовес
 Юму они с большим рвением оберегали понятие "духовная субстан-
 ция".
 Критика "идеистической Оценивая учения своих предшествен-
 гипотезы" ников и современников, философы
  "здравого смысла" обнаруживали
 практически во всех учениях так называемую идеистическую ги-
 потезу, которую и подвергали критике. Рид, в частности, думал, будто
 он в "философии духа" продолжает дело Ньютона - избавление науки
 от "гипотез". Он считал неверным понимать слово "идея" как обозна-
 чающее особый объект в уме, начало чему в новое время положил Де-
 карт. Философы от Платона до Юма, подчеркивал он, солидарны в том,
 что внешние объекты не познаются непосредственно, а единственными
 объектами познания являются сами идеи-образы. "Говорят, что эта идея
 есть образ, изображение или представитель солнца, если таковое вообще
 существует. И уже из существования этой идеи мы выводим существо-
 вание солнца. Но что касается непосредственно воспринимаемой идеи,
 то, как думают философы, в ее существовании нет сомнений" (92, 1,
 298). Такая позиция, полагает Рид, неизбежно
 
 
 139
 
 приводит к скептицизму в отношении чувственного познания, и
 потому нет ничего неожиданного в том, что после Декарта все филосо-
 фы занялись поиском доказательств существования вещей внешнего
 мира. Что же касается Юма, то "...триумф идей был завершен "Тракта-
 том о человеческой природе", который отвергает также существование
 духов и оставляет идеи и впечатления в качестве единственно сущест-
 вующих во Вселенной..." (92, 1, 109).
 Примечательно, однако, что антискептическая позиция Рида со-
 вершенно не поразила Юма и он даже не счел нужным ответить на нее.
 Рид, по его мнению, прибег к тому же решению, что и он сам, т. е. приз-
 нал, что даже если мы и не можем логически разрешить все сомнения,
 "природа" не позволит нам жить во всем сомневаясь. И в самом деле,
 философы "здравого смысла" любили подчеркивать, что если бы люди
 вели себя как скептики, то это привело бы их к помешательству и ско-
 рой гибели. Особенно много примеров такого рода, призванных проде-
 монстрировать плачевные результаты, к которым приводит скептицизм,
 содержится у Битти.
 Конечно, определенный правильный момент в подобных опро-
 вержениях скептицизма и "доказательствах" существования вещей
 внешнего мира содержался. Ибо такая позиция строилась, как правило,
 на присущем мировоззрению всех нормальных людей "наивном реализ-
 ме". Однако критикуя Юма и Беркли, Рид и его сторонники в действи-
 тельности выступали не против их субъективного идеализма как тако-
 вого, в своих крайних выводах приводящего к солипсизму, а против сен-
 суалистической линии вообще, в которой они видели наиболее опасную
 разновидность "идеизма".
 В отношении критики "идеизма" следует подчеркнуть, что она
 демонстрировала их неверие в способность наших понятий и чувствен-
 ных представлений отражать окружающий мир. В отбрасывании шот-
 ландскими философами "идей" (образов) было повинно узкое, односто-
 роннее истолкование ими процесса познания, неумение рассматривать
 этот процесс в контексте всей многогранной практической деятельнос-
 ти людей. Известно, что здравый человеческий смысл, в сущности, сти-
 хийно-материалистичен. Но он не может заменить всесторонне разра-
 ботанную материалистическую философскую теорию, не способен один
 последовательно бороться с теоретико-познавательным идеализмом,
 консервативен и потому не всегда восприимчив к новым открытиям в
 науке. Будучи искусственно превращенным в философскую систему,
 он порождает лишь противо-
 
 
 140
 
 речивые, непоследовательные и половинчатые учения вроде уче-
 ния Шотландской школы.
  Теория Выступив против всех разновидностей
 "непосредственного трактовки познания как опосредован-
  восприятия" ного процесса, философы "здравого
  смысла" противопоставили им свою
 теорию "непосредственного восприятия".
 Познание, по Риду, начинается не с "простых идей", как считал
 Локк, а с суждений. Да и в целом в любых умственных процессах мы
 обычно начинаем с чего-то сложного, а от него приходим к более прос-
 тому. Рид являлся решительным противником всех видов ассоцианизма,
 ибо последний как раз и основывался на доктрине первичных, далее не-
 делимых элементов познания. В эпоху почти безраздельного господства
 в Великобритании элементаристской методологии Рид был одним из
 немногих, указавших на негативные аспекты и ограниченность этой по-
 зиции. В то же время шотландский философ занял непримиримую по-
 зицию не только в отношении юмовского ассоцианизма, но и в отноше-
 нии ассоцианизма Д. Гартли, отвергнутого им как необоснованная "ги-
 потеза".
 Важное место в гносеологии Рида занимает учение о соотноше-
 нии ощущения и восприятия. Различение им этих двух форм познания
 сыграло определенную роль и в истории психологической науки. Про-
 цесс восприятия, с точки зрения Рида, протекает следующим образом. В
 результате происходящего непостижимым образом возбуждения орга-
 нов чувств в уме человека возникает ощущение. За ощущением немед-
 ленно следует представление объекта и вера в его существование, кото-
 рые шотландский философ и обозначал понятием "восприятие". Ощу-
 щение же - это "естественный знак" восприятия. "Если поэтому мы об-
 ратим внимание на тот акт нашего ума, который мы называем восприя-
 тием объекта чувств, мы обнаружим в нем три вещи: во-первых, неко-
 торое представление или понятие воспринимаемого объекта; во-вторых,
 сильное и непреодолимое убеждение и веру в его настоящее существо-
 вание; в-третьих, то, что это убеждение и эта вера появляются непос-
 редственно, а не в результате размышления" (92, 1, 258). Несмотря на
 правильный учет рационального момента в чувственном познании, ри-
 довская концепция восприятия в целом несостоятельна, ибо построена
 на абсолютизации факта относительной непосредственности человечес-
 кого познания. Реальный познавательный процесс, как известно, на са-
 мом деле представляет собой сложное диалектическое единство непос-
 редственного и
 
 

<< Пред.           стр. 19 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу