<< Пред.           стр. 20 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 141
 
 опосредованного. Поэтому гносеология философов школы "здра-
 вого смысла" страдает метафизичностью.
 В отличие от своего оппонента Юма Рид подробно проанализиро-
 вал деятельность различных органов чувств. Причем в этом его исследо-
 вании агностические мотивы отошли на второй план. Самым важным и
 наиболее развитым он считал не осязание, что было характерно для
 большинства ученых XVIII в., а чувство зрения. По его мнению, то, как
 вещи являются человеческому глазу, соответствует природе, поэтому,
 строго говоря, не существует "ошибочности" ЧУвств. Рид справедливо
 подчеркивал, что видимое и осязаемое пространства не являются абсо-
 лютно различными вещами, как это доказывал в своей работе о зрении
 Беркли.
 
 Анализ Вероятно, одной из наиболее обсуж-
 проблемы качеств даемых после Бойля и Локка проблем
  в британской философии и науке
 XVIII в. была проблема качеств. Определенное место занимает
 рассмотрение этой проблемы и в философии Шотландской школы. Так,
 Рид указывал, что, хотя "первичные" качества нам известны, они, од-
 нако, не похожи на те ощущения, которые их "внушают" уму. Он счи-
 тал, что об ощущениях, принадлежащих ко "вторичным" качествам,
 легче получить отчетливое представление, чем об ощущениях, принад-
 лежащих к "первичным" качествам. Ощущения, внушившие "первич-
 ные" качества, быстрее забываются. Зато наши понятия "первичных"
 качеств отчетливее понятий "вторичных" качеств. Задачей "натураль-
 ной философии", по Риду, как раз и является перевод понятий "вто-
 ричных" качеств на точный язык "первичных" качеств.
 Именно в учении о качествах философы "здравого смысла" ока-
 зались достаточно решительными противниками субъективной трактов-
 ки качеств, данной Беркли и Юмом, и приближались в этом вопросе к
 позиции механистического материализма. Они считали правомерным
 деление всех качеств на два вида, осуществленное в частности, Локком,
 однако не соглашались с его критерием деления. Различие между двумя
 видами объективных качеств, по их мнению, заключается в степени яс-
 ности и отчетливости наших понятий о качествах: понятия "первич-
 ных" качеств адекватны, а "вторичных" лишь относительны. Подобная
 позиция повлияла и на их эстетические представления (см. 90). Напри-
 мер, "прекрасное", по Риду, есть некоторое объективное "вторичное"
 качество, о котором мы не имеем отчетливого понятия, но о существо-
 вании которого узнаем с помощью ощущения.
 
 
 142
 
 Философия Хотя в свою эпоху философия Шот-
 "здравого смысла" ландской школы пользовалась нема-
 и последующее развитие лым влиянием, к середине XIX в. это
 британской философской мысли влияние сходит на нет. Тщательно
  возводившееся представителями дан-
 ной школы здание "самоочевидных" принципов здравого смысла
 не выдержало длительной проверки временем. Философия "здравого
 смысла" подвергалась значительной ревизии со стороны ее последова-
 телей (Т. Браун, У.Гамильтон, Э. Сэт, Г. Сиджуик и др.), а также стала
 объектом критики для "первого позитивизма" и естественно-истори-
 ческого материализма.
 В гносеологии Т. Рида и его последователей "внешний" объект, в
 сущности, выступал лишь как "объект восприятия", а не как независи-
 мый от восприятия вообще, не в качестве фрагмента объективной реаль-
 ности. Подобная уклончивая и двусмысленная позиция, формально да-
 же выглядевшая антиидеалистической и противостоящей теоретикопоз-
 навательному скептицизму, а на самом деле никак не позволявшая за-
 нять последовательно материалистическую позицию в гносеологии, и
 перешла в начале ХХ в. во многие неореалистические учения (филосо-
 фия "здравого смысла" Д. Э. Мура, американский неореализм и др.).
 Впоследствии (в 40 - 60-е годы) лингвистические философы, отталки-
 ваясь от некоторых идей Шотландской школы, дошли до полного отож-
 дествления здравого смысла и "обыденного" языка, сведя задачу фило-
 софского знания к анализу языка, в то время как многим реальным фи-
 лософским проблемам было отказано в праве на существование.
 
 
 143
 
 Раздел 2. ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII ВЕКА
 
 В XVIII в. развитие философской мысли во Франции осуществля-
 лось под эгидой Просвещения. Практически все французские творчески
 мыслящие философы этого столетия были просветителями. Наименова-
 ние "философы" явилось первым по времени и до конца века остава-
 лось их наиболее общим обозначением. Идейными оппонентами просве-
 тителей выступали во Франции теологи, а сколько-нибудь значитель-
 ных философских противников у них тогда не находилось. Собственно
 философские дискуссии развертывались лишь между представителями
 самого Просвещения.
 Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение
 общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его
 основные черты выразились с классической четкостью, последователь-
 ностью и радикальностью. Зародившись в середине 10-х годов XVIII в.,
 оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского
 строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV (1661
 - 1715) и нараставшего в период регентства (1715 - 1723), правления
 Людовика XV (1723 - 1774) и Людовика XVI, при котором в 1789 г. на-
 чалась буржуазная революция, приведшая в 1792 г. к свержению монар-
 хии и достигшая своей демократической кульминации во время яко-
 бинской диктатуры 1793 - 1794 гг.
 В социально-классовом отношении французское Просвещение
 представляло собой идеологическую подготовку Beликой французской
 революции. По характеристике Энгельса, просветители - это "великие
 люди, которые во Франции просвещали головы для приближавшейся ре-
 волюции..." (1, 20, 16). Подавляющее большинство просветителей были
 идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее
 сильного и политически наиболее зрелого класса в составе "третьего
 сословия" (так официально определялся статус более 90% французско-
 го населения по отношению к
 
 
 144
 
 входившим в господствующий класс привилегированным сосло-
 виям дворянства и духовенства) возглавила борьбу угнетенных и экс-
 плуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Следует
 подчеркнуть, что, отстаивая буржуазную форму частной собственнос-
 ти, просветители вместе с тем в большей или меньшей мере выражали
 интересы всего "третьего сословия" и отнюдь не были буржуазно огра-
 ниченными идеологами. В. И. Ленин разъяснял, что "в ту пору, когда
 писали просветители XVIII века (которых общепризнанное мнение от-
 носит к вожакам буржуазии)... все общественные вопросы сводились к
 борьбе с крепостным правом и его остатками. Новые общественно-эко-
 номические отношения и их противоречия тогда были еще в зародыше-
 вом состоянии. Никакого своекорыстия... тогда в идеологах буржуазии
 не проявлялось; напротив... они совершенно искренно верили в общее
 благоденствие и искренно желали его, искренно не видели (отчасти не
 могли еще видеть) противоречий в том строе, который вырастал из кре-
 постного" (2, 2, 520). Соответствуя насущным объективным потребнос-
 тям общественного развития, просветительский идеал "царства разума"
 отражал также вековые чаяния. трудящихся (не могущие быть реализо-
 ванными в условиях победы буржуазной революции) о полной социаль-
 ной справедливости и свободе от всякого угнетения. Немаловажным
 фактом является то, что некоторая часть просветителей выступала в ро-
 ли непосредственных идеологов беднейших слоев сельского и городско-
 го трудящегося населения, обосновывая идеалы утопического комму-
 низма.
 Основоположниками французского Просвещения явились Воль-
 тер и Монтескье. К первому поколению просветителей относится также
 Мелье. Их произведения, прежде всего вольтеровские, способствовали
 формированию многочисленного второго поколения просветителей,
 творчество которых начало развертываться с середины 40-х годов. Вид-
 нейшие представители этого поколения - Ламетри, Дидро, Кондильяк,
 Руссо, Тюрго, Гельвеций, Гольбах. В период до начала 80-х годов ими
 вместе с проявлявшим все эти десятилетия большую творческую актив-
 ность Вольтером было разработано основное мировоззренческое содер-
 жание Просвешения. Просветительские идеи, распространяемые не
 только собственно философскими произведениями, но также через ху-
 дожественную литературу и театр (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо
 были крупнейшими писателями своего времени), пронизали всю пере-
 довую духовную культуру Франции и стали широким общественным
 достоянием.
 
 
 145
 
 Французские просветители подняли престиж философии на не-
 бывалую прежде высоту и утвердили взгляд на философский разум как
 высшую инстанцию при решении всех вопросов, волнующих челове-
 чество. С позиций разработанной ими новой философии они произвели
 глобальное переосмысление мировоззренческой проблематики и прин-
 ципов социальной жизни людей. Свободомыслие в самом широком зна-
 чении этого слова приобрело у просветителей поистине революционный
 размах и революционную остроту. Энгельс подчеркивал, что французс-
 кие просветители не признавали "никаких внешних авторитетов какого
 бы то ни было рода... Религия, понимание природы, общество, государс-
 твенный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике; все
 должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое су-
 ществование, либо отказаться от него... Все прежние формы общества и
 государства, все традиционные представления были признаны неразум-
 ными и отброшены как старый хлам..." (1, 20, 16 - 17). Критичес-
 ко-декструктивная направленность Просвещения выступала в единстве
 с выработкой его представителями четких позитивных альтернатив по
 каждому рассматриваемому вопросу.
 Явившись, по определению Энгельса, "философской революци-
 ей" (1, 21, 273), французское Просвещение представляло собой новый
 мощный подъем философского творчества. Опираясь на наследие нова-
 торов XVII в., просветители оказались способными пойти в разработке
 философских проблем значительно дальше этих выдающихся мыслите-
 лей. В философии французского Просвещения появилось много су-
 щественно нового по сравнению с "физикой" Декарта и трактовкой и
 рациональности, эмпиризмом Бэкона, учением Спинозы о субстанци-
 альности природы, материализмом Гоббса, концепцией развития Лейб-
 ница и его идеей о единстве материи и движения, сенсуализмом Локка,
 скептицизмом Бейля.
 Философским основанием французского Просвещения было ма-
 териалистическое понимание природы и места человека в ней, противо-
 поставленное теологии и идеалистической "метафизике". Вольтер в на-
 чале своей деятельности и Монтескье опирались на материалистические
 идеи декартовского учения о природе и неоэпикуреизма Гассенди. С
 публикации "Философских писем" (1734) Вольтера французскими
 просветителями стала усваиваться и разрабатываться "деистская форма
 материализма" (Энгельс), развившаяся в Англии. С середины 30-х годов
 внимание французских философов начала привлекать распространяв-
 шаяся в списках рукопись
 
 
 146
 
 "Завещания" Мелье, где он в конце 20-х годов выдвинул цельное
 материалистическое понимание природы, опирающееся как в онтологи-
 ческом, так и в гносеологическом плане на картезианство и спинозизм.
 Вследствие абстрактно-логической аргументации и отсутствия естест-
 венно-научного обоснования материализм Мелье не был достаточно
 сильным оппонентом деизма, хотя и мог стимулировать дальнейшие
 усилия философской мысли в деле создания последовательно матери
 алистического мир опонимания, соответствующего гносеологичес-
 ко-методологическим принципам Просвещения. Первое успешное ре-
 шение этой задачи было дано Ламетри в работе "Естественная история
 души" (1745). Ее публикация знаменовала подъем новоевропейской ма-
 териалистической философии на качественно новую ступень, в созида-
 ние которой внесли затем громадный вклад Дидро, Гельвеций, Гольбах,
 названные Энгельсом "великими французскими материалистами" (1,
 20, 350). Встречая множество противников, в том числе в самом Прос-
 вещении, большинство представителей которого не смогли пойти даль-
 ше деизма, эта новая, воинствующе атеистическая форма материализма,
 создававшаяся и усваивавшаяся наиболее глубокими философскими
 умами своей эпохи, приобрела мировую известность и значимость. Она
 явилась высшим философским достижением французского Просвеще-
 ния. В. И. Ленин указывал, что "в течение всей новейшей истории Ев-
 ропы, и особенно в конце XVIII века, во Франции, где разыгралась ре-
 шительная битва против всяческого средневекового хлама, против кре-
 постничества в учреждениях и в идеях, материализм оказался единс-
 твенной последовательной философией, верной всем учениям естест-
 венных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п." (2, 23, 43).
 К числу важнейших достижений Ламетри, Дидро, Гельвеция,
 Гольбаха следует отнести тот факт (выявленный советскими исследова-
 телями), что эти мыслители начали преодолевать такую существенную
 ограниченность пред- 1 шествующих форм новоевропейского материа-
 лизма, как механицизм, и полностью освободились от другой серьез-
 нейшей ограниченности последних - метафизическо-антидиалектичес-
 кого представления о неизменности природы во времени.
 В лоне французского Просвещения произошло эпохальное изме-
 нение социальной ориентированности новоевропейского материализма,
 английские основоположники которого (Ф. Бэкон, Т. Гоббс) были, как
 отмечал Энгельс, сторонниками королевского абсолютизма, роялиста-
 ми, идеологами
 
 
 147
 
 аристократии. Во Франции XVIII в. материализм был преобразован
 так, что стал служить обоснованию решительной борьбы с феодализ-
 мом, и "его революционный характер вскоре выступил наружу":
 "Французские материалисты отнюдь не ограничивались в своей критике
 областью религии: они критиковали... каждое политическое учреждение
 своего времени" (1, 22, 311). Констатируя, что благодаря деятельности
 просветителей "в той или иной форме, - как открытый материализм или
 как деизм, - материализм стал мировоззрением всей образованной мо-
 лодежи во Франции", Энгельс подчеркивал, что "во время великой ре-
 волюции это учение" дало "теоретическое знамя" самым последова-
 тельным республиканцам и "текст для "Декларации прав человека" (1,
 22, 311). Разоблачение религиозного освящения феодально-абсолютист-
 ского строя, произведенное просветителями на базе материалистическо-
 го отрицания реальности божественного откровения, позволило с пол-
 ной ясностью осознать политическо-правовые задачи революционной
 борьбы против данного строя. Энгельс указывал, что в силу зависимости
 идеологии Великой французской революции от материалистического
 учения она явилась первым восстанием европейской буржуазии, кото-
 рое "совершенно сбросило с себя религиозные одежды и в котором
 борьба была проведена на открыто политической почве" (1, 22, 311). С
 этой детеологизацией передового общественного сознания Энгельс пря-
 мо связывал радикальность французской революции: "Она была также
 первым восстанием, в котором борьба была действительно доведена до
 конца, до полного уничтожения одной из борющихся сторон, именно
 аристократии, и до полной победы другой, именно буржуазии" (1, 22,
 311). Материализм впервые оказался вовлеченным в исторически гран-
 диозное дело прогрессивного социального преобразования, и философия
 именно на материалистической основе начала становиться существен-
 ным фактором социального прогресса.
 Новым шагом в развитии материалистической мысли, высоко
 оцененным Марксом, явилась попытка Гельвеция и вслед за ним Голь-
 баха применить материализм "к общественной жизни" (1,2, 144). Хотя
 у обоих мыслителей, в особенности у первого, имеются лишь отдельные
 зачатки собственно материалистического понимания общества, которо-
 му к тому же противоречит общее им с другими просветителями объяс-
 нение исторических событий и происхождений социальных институтов
 идеями, "мнениями" людей, тем не менее они по сравнению с своими
 предшественниками смогли значительно углубить познание обществен-
 ной жизни, выявив в
 
 
 148
 
 ней целый ряд важных причинно-следственных связей и устранив
 многие неверные взгляды на нее как теологическо-спиритуалистичес-
 кого, так и натуралистического характера.
 Противники французского Просвещения распространяли измыш-
 ления о его догматичности, за которую они, в сушности, выдавали ма-
 териалистическо-антитеологическую и направленную против социаль-
 ного гнета определенность воззрений просветителей. Но при всей кате-
 горичности просветительских отрицаний и утверждений ни одно из них
 не высказывалось без солидного обоснования, подкрепления фактами и
 аргументами. В понимании объективной реальности философы-просве-
 тители вовсе не претендовали на всезнание и обладание абсолютной ис-
 тиной, сами указывая на необходимость дальнейшего значительного уг-
 лубления знаний. По складу своего ума и его сознательной методологи-
 ческой ориентированности они были принципиальными антидогмати-
 ками. Философская мысль Просвещения находилась, по сути дела, в
 постоянном движении, в поиске, в открытии и опробовании новых пу-
 тей. В ней не было догматической окостенелости, даже когда она выс-
 тупала в виде систем поскольку последние являлись "открытыми".
 Воззрения Вольтера и Руссо, Ламетри и Дидро, Гельвеция и Гольбаха, в

<< Пред.           стр. 20 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу