<< Пред. стр. 21 (из 55) След. >>
наибольшей мере определивших содержание просветительской мыслисущественно развивались на всем протяжении их 1 творческой деятель-
ности. В завершающих произведениях каждого из великих просветите-
лей заметны плодотворные перспективы дальнейшего продвижения фи-
лософской мысли, постановка новых проблем, ждущих своего разреше-
ния, указания на пробелы в знаниях, которые надлежит заполнить в хо-
де будущих исследований.
I. РАННИЙ АТЕИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И УТОПИЧЕСКИЙ КОММУНИЗМ
Глава 1. МЕЛЬЕ
Жизнь и "Завещание" Сын деревенского ткача, по воле ро-
дителей направленный учиться в ду-
ховную семинарию, Жан Мелье (1664 - 1729) затем в течение со-
рока лет выполнял обязанности приходского священника в селении Эт-
репиньи (провинция Шампань на северо-востоке Франции). Хотя в это
время он окончательно разуверился в религии, боязнь репрессий вы-
нуждала его скрывать свой
149
атеизм. На склоне жизни Мелье вступил в конфликт с местным
помещиком, защищая интересы крестьян, и с церковным начальством,
поддержавшим феодала. Именно в эти годы Мелье в преддверии близя-
щейся кончины составил обширные "Записи мыслей и мнений", в кото-
рых впервые в истории общественной мысли слились воедино идеи ре-
волюционного демократизма, утопического коммунизма, материалис-
тического миропонимания и воинствующего атеизма. В предисловии к
этому замечательному произведению, впоследствии названному "За-
вещанием", Мелье, адресуясь к посещавшим его церковные службы
крестьянам, заявлял о намерении открыть им "глаза, хоть и поздно, на
те нелепые заблуждения, среди которых мы все, сколько нас есть, име-
ли несчастье родиться и жить, на заблуждения, которые я сам имел
неприятную обязанность поддерживать..." (159, 1, 55 - 56).
Хотя "Завещание" создавалось несколькими годами позже пуб-
ликации первых произведений Вольтера и Монтескье, ознакомление с
философской мыслью французского Просвещения целесообразно на-
чать именно с него. Судя по книгам, на которых имеются ссылки в "За-
вещании", его теоретические источники не выходят за пределы ХVII в.,
с конца которого Мелье оказался в вынужденном сельском уединении.
Он, видимо, не имел возможности читать даже "Исторический и кри-
тический словарь" (1697) Бейля, заложивший основы для просветитель-
ской критики религии, теологии и "метафизики" названного столетия,
хотя практически исключено, чтобы у Мелье не было хотя бы косвенных
знаний об этом выдающемся, получившем всеевропейскую известность
проявлении развивающегося свободомыслия. Исходившие позже из Па-
рижа просветительские веяния 10 - 20-х годов XVIII в. не могли, конеч-
но, так или иначе не воздействовать на Мелье, но несомненно, что от
вольнодумной культуры XVII в. он пришел к Просвещению самостоя-
тельными путями.
Революционный В советском мельеведении утверди-
демократизм лась точка зрения его родоначальника
В. П. Волгина, противостоящая по-
пыткам теологических фальсификаторов "объяснить" критичес-
кую заостренность творчества Мелье узколичными неурядицами пос-
леднего, что "ключ" к пониманию "Завещания" - в социально-полити-
ческой позиции его автора. Мелье выступил идеологом народных низов
третьего сословия, прежде всего угнетенного и эксплуатируемого
крестьянства. Он с потрясающей силой и яркостью выразил протест
против невыносимых условий существования этого самого много-
150
численного класса тружеников, производящих жизненно необхо-
димые материальные блага. В центре критического внимания Мелье на-
ходилось выявление чудовищно жестокой феодальной эксплуатации
крестьянства, которое посредством возрастающих налогов и повиннос-
тей лишалось почти всех плодов своего труда в пользу королевской
власти и господствующих сословий. Мелье разоблачал глубокую несп-
раведливость наличного строя социального неравенства, при котором
"одни как бы рождены только для того, чтобы деспотически властвовать
над другими и вечно пользоваться всеми удовольствиями жизни", а
"другие, наоборот, словно родились только для того, чтобы быть нищи-
ми, несчастными и презренными рабами и всю жизнь изнывать под гне-
том нужды и тяжелого труда" (1 59, 2, 154 - 155). Обнажая, по сути де-
ла, классовые антагонизмы и развеивая религиозный флер, маскирую-
щий их, Мелье в противовес религиозному учению, что дьяволы "якобы
самые главные, самые заклятые враги благополучия людей", разъяснял
обездоленным труженикам, что у них "нет более сильных и злых про-
тивников и врагов, чем эти сильные и знатные мира сего" (159, 3, 166 -
167). Большое значение придавал Мелье также развеиванию иллюзий о
благодетельности монархической власти, настаивая на том, что короли
и прочие государи в наибольшей мере обездоливают народ, присваивая
себе львиную долю продуктов его труда, и что нижестоящие господа -
лишь слуги и пособники монархов в деле ограбления трудового люда.
Возмущение тем, что "правители с помощью силы и могущества
устанавливают... систему несправедливости", сопровождается у Мелье
призывом к революционному действию народов против угнетательской
власти: "Ниспровергните повсюду эти троны несправедливости и нечес-
тия, размозжите все эти коронованные головы, сбейте гордость и спесь
со всех ваших тиранов и не допускайте, чтобы они когда-либо царство-
вали над вами" (159, 3, 56). Считая, что угнетательская власть могла
установиться и сохраняться лишь при наличии раздоров в народе, Мелье
призывал его к сплочению ради обретения свободы. Он был убежден,
что этого сплочения невозможно достичь без уяснения народом под-
линной причины своих бедствий и действенного способа их устранения,
а эту задачу можно решить лишь с помощью распространения, чтения и
обсуждения в массах "Завещания" и аналогичных произведений. В
трактовке Мелье просвещение народа приобретало четко выраженный
революционный характер. Призывая перейти от разрозненных стихий-
ных бунтов сельской и городской бедноты, то и дело вспыхивавших в
151
различных местах Франции, но неизменно подавлявшихся коро-
левскими войсками, к хорошо подготовленной и имеющей ясные цели
всенародной революции, свободной от разоружающих упований на
"доброго короля", Мелье явился первым и самым радикальным идеоло-
гом великого революционного взрыва конца XVIII в. Теоретики анар-
хизма безосновательно пытались изобразить Мелье как своего предтечу.
На место свергнутых тиранов он считал необходимым поставить сво-
бодно избранных народом "добросовестных, умных и дальновидных уп-
равителей", способных руководить без насилия, осуществлять действи-
тельное правосудие, постоянно и неусыпно "блюсти общественное дос-
тояние и спокойствие людей..." (159, 3, 358 - 359).
Утопический коммунизм Критику социального гнета Мелье уг-
лубил до выявления его экономичес-
кого основания в виде частной собственности, квалифицируемой
как "величайшее зло", порождающее в конечном счете все другие бедс-
твия в человеческом обществе. В истории утопического коммунизма
Мелье является третьей крупнейшей фигурой после ренессансных мыс-
лителей Мора и Кампанеллы, хотя ни на "Утопию", ни на "Город Солн-
ца" (ни на находящуюся в том же ряду "Историю севарамбов" фран-
цузского писателя XVII в. Вераса) он непосредственно не опирался.
Громадный шаг вперед, который Мелье сделал по сравнению с родона-
чальниками утопического коммунизма, заключался в органическом со-
единении последнего с революционным демократизмом. Преодолевая
связь предшествующих коммунистических утопий с надеждой на мир-
ные преобразования сверху волей некоего "мудрого законодателя",
Мелье первым связал устранение частнособственнических отношений и
установление "владения всем сообща" с победоносной демократичес-
кой революцией. Мелье был уверен, что в результате предусмотренной
им революционной перестройки общества воцарилось бы всеобщее бла-
годенствие и "не видно было бы на земле несчастных людей, тогда как
теперь мы их видим на каждом шагу" (159, 2, 217).
Видимо, незнакомство Мелье с утопиями Мора и Кампанеллы
было причиной того, что он, опираясь на материал от античных легенд о
"золотом веке" до идиллического изображения вымышленной страны
Бетики в вольнодумной поэме "Путешествия Телемаха" французского
писателя XVII в. Фенелона, лишь в самых общих чертах обрисовал кон-
туры будушей "жизни сообща, как лучшей и наиболее подходящей". По
Мелье, это общество трудящихся, не знающее социального паразитизма:
в нем все занимались бы "какой-
152
нибудь дельной работой, причем каждый ни бы свою долю в тягос-
тях труда и жизненных неудобствах и не допускалось бы несправедли-
вое возложение на одних всех тягот и предоставление другим лишь од-
них удовольствий". Ликвидация сословного неравенства, каких бы то
ни было привилегий, одинаково хорошее воспитание для всех детей - все
это рассматривалось Мелье как необходимые условия для искоренения
распрей между людьми, чтобы между ними установились альтруисти-
ческие отношения, и они действительно стали "смотреть друг на друга
как на братьев и сестер и любить друг друга" (1 59, 2, 217). Социальный
идеал Мелье выгодно отличался от ряда раннекоммунистических уто-
пий, выдвигавшихся выходцами из народных масс, отсутствием в нем
черт аскетизма, грубой уравнительности и мелочной регламентации.
Демократизируя евдемонизм, Мелье считал правильным, чтобы в новом
обществе люди жили хорошо, по возможности наслаждаясь "умеренно,
мирно и радостно благами жизни и плодами своих трудов... " (159, 1,
84). Задачу общественного воспитания Мелье видел не только в мораль-
ных наставлениях, но также в обучении наукам и искусствам. Полити-
ческую структуру будушего общества Мелье характеризовал как сво-
бодный союз, образуемый самоуправляюшимися сельскими и городски-
ми общинами.
Радикальный Мелье наряду с Вольтером и независи-
Антиклерикализм мо от него явился основоположником
И отрицание типичного для французского Просве-
"боговдохновенности" религии щения взгляда на религию как главный
источник социальных зол. К этому
взгляду, находящемуся в русле идеалистического понимания об-
щества и в известном смысле превалируюшему над материалистическим
подходом к уяснению социального значения частной собственности,
Мелье шел от осмысления своего собственного опыта церковнослужи-
теля, который вместе с другими священниками оказывался обязанным
призывать "свою паству под страхом проклятия и вечных мук повино-
ваться начальству, князьям и государям, как власти, поставленной от
бога" (1 59, 1, 67). Пастырская деятельность Мелье начиналась в годы,
когда епископ Боссюэ (1627 - 1704) развертывал теологическое обосно-
вание абсолютизма и в своих проповедях, обращенных к придворным
кругам, красноречиво обосновывал мысль о том, что королевская власть
во Франции будет сметена народными восстаниями, подобными анг-
лийской революции середины XVII в., если перестанет постоянно опи-
раться на католическую церковь и в свою очередь всячески укреплять ее
пози-
153
ции. У Мелье, живо ощущавшего затем на протяжении всей своей
деятельности усиливавшееся сращивание французского абсолютизма с
католицизмом, имелись веские основания заключить, что, "хотя на пер-
вых взгляд религия и политика столь противоположны одна другой по
своим принципам, на самом деле они неплохо уживаются друг с другом,
как только заключают между собой союз и дружбу". Вывод о граби-
тельском характере королевской власти по отношению к народу расп-
ространялся и на религию, освящающую ее своим авторитетом: обе они,
заявлял Мелье с резкостью простолюдина, уживаются "как два во-
ра-карманника, которые защищают и поддерживают' друг друга" (159,
1, 66). Церковнослужителей, которых государи за верную службу себе
вознаграждают "обширными бенефициями и богатыми доходами",
Мелье считал активными соучастниками в деле преступного обирания
народа всевозможными господами. Именно на основе этих выводов вы-
растал радикальный антиклерикализм Мелье, который указывал, что "в
хорошем и мудром государстве" профессия церковнослужителей
должна рассматриваться как "нечто вредное и пагубное" и вместо ее
исполнения нужно "заставить их заниматься каким-нибудь честным и
полезным трудом, как это делают остальные" (159, 2, 195).
Понимание того, что церковь поддерживает грабительскую поли-
тику государей при помощи веры в бога, распространяемой в народе,
стимулировало у Мелье критическое исследование христианской рели-
гии. Прямо или косвенно опираясь на достижения предшествующей
вольнодумной библеистики от Спинозы до Бейля, Мелье на основе
скрупулезного и во многом новаторского анализа Библии убедительно
отверг взгляд на нее как на "богооткровенную" книгу. Он показал не-
состоятельность содержащихся в ней сообщений о явлениях бога людям
и о выражении в ней некоей "сверхъестественной" мудрости. В биб-
лейских повествованиях о "чудесах", якобы демонстрирующих прояв-
ления божественного всемогущества, Мелье усмотрел вариацию мифов,
которые в других религиях сами христиане считают вздорными. Особый
акцент он сделал на том, что обещания и пророчества, изображенные в
Ветхом и Новом заветах, оказались, вопреки уверениям христиан, нео-
существленными. Анализируя библейские тексты, Мелье находил в них
основания заключить, что все так называемые пророки, посланцы бога и
сам "сын божий" Иисус - это люди с болезненно расстроенным созна-
нием, принимающие свои навязчивые фантазии за внушения "свыше".
Христианство
154
наряду с всеми другими религиями было отнесено Мелье к облас-
ти человеческих "измышлений".
Решающее значение при объяснении религиозных верований ес-
тественными причинами Мелье придавал, однако, не психопатологии, а
сознательному обману. Он довел до крайних пределов "теорию обма-
на", выдвигавшуюся вольнодумцами средневековья. Согласно Мелье,
"всякий культ и поклонение богам" - это не просто "заблуждение",
"иллюзия", но также "злоупотребление", "обман и шарлатанство". От
вывода об использовании деспотами и тиранами веры в бога для укреп-
ления своей власти Мелье переходил к утверждению, что религиозные
верования "выдумали вначале хитрые и тонкие политики, повторили за
ними обманщики и шарлатаны, потом этому слепо поверили невежест-
венные и темные люди из народа и, наконец, это было поддержано
властью государей и сильных мира, которые потворствовали обману и
заблуждениям, суевериям и шарлатанству и закрепили их своими зако-
нами для того, чтобы таким образом держать в узде массы и заставлять
их плясать под свою дудку" (159, 1, 82, 68). Это был едва ли не самый
упрощенный во французском Просвещении взгляд на происхождение
религиозных верований, отличавшийся полным отсутствием историзма.
Поддержка данного взгляда церковнослужителем воспринималась мно-
гими как раскрытие подлинной "тайны" возникновения религии.
Принципиально важно, что Мелье не просто отверг значимость
для людей христианского вероучения, а противопоставил ему "голос ра-
зума" как единственного надежного руководителя при решении всех
человеческих дел, в особенности касающихся общественного устройс-
тва. Секуляризируя и рационализируя понимание социально-полити-
ческих проблем, Мелье подчеркивал, что "для установления хороших
законов необходимо следовать только правилам человеческого благора-
зумия и мудрости", трактуемым как тождественные "честности, прав-
де и естественной справедливости" (159, 2, 79). В трактовке Мелье ра-
зум выступал не как самодовлеющий абстрактный наставник, а в виде
познавательной способности, обобщающей жизненный опыт людей и
адекватно выражающей их "естественные" права, свободолюбивые уст-
ремления и нравственные ценности.
Атеизм и воинствуюший Сразу вслед за отрицанием "богоот-
материализм кровенности" христианства и выяв-
лением мифологичности его учения о
боге Мелье перешел к исследованию "рациональных" доказатель-
ств бытия бога, которые тоже нашел несостоятель-
155
ными. Радикальная иррелигиозность переросла у Мелье в атеизм,
теоретическим основанием которого явилось последовательно материа-
листическое понимание природы и человека в его психофизическом ас-
пекте. При этом Мелье опирался на предшествующую материалистичес-
кую мысль от Лукреция до Спинозы и таких картезианцев ХVII в., как
де Руа (Леруа) и Фонтенель.
Основатель материалистической школы в картезианстве Г. де Руа
(1598 - 1679) уже в конце 40-х XVII в. преодолел дуалистическое возз-
рение Декарта на человека, утверждая взгляд на сознание ("душу") как
особого рода свойство ("модус") материальной организации ("тела")
характерной для людей. Вместе с тем он отверг декартовское доказа-
тельство бытия бога (см. 13 273).
Французский философ Б. де Фонтенель (1657 - 1757) в "Беседах о
множественности миров" (1686) освобождая от церковного интердикта
и популяризируя гелиоцентрическую систему Коперника - Галилея,
смело соединяемую им с учением Бруно о бесконечности миров во Все-
ленной и космогонической гипотезой Декарта, выдвинул на основе это-
го синтеза первое в новоевропейской философии последовательно мате-
риалистическое понимание природы, свободное от пантеистических и
деистических ограниченностей. 0н рассматривал Вселенную как извеч-