<< Пред.           стр. 22 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 но существующую "громадную массу материи" находящейся в "непре-
 рывном движении" (129, 155), которое своими "вихрями" образует
 бесчисленные звезды и враеся вокруг них планеты вместе с населяющи-
 ми их живыми существами вплоть до человека. В "Истории оракулов"
 (1686) и еще более в написанно тогда же работе "О происхождении ми-
 фов", которую он, однако, решился опубликовать лишь в 1724 г., Фон-
 тенель в едва завуалированной форме развивал атеистическую точк зре-
 ния, утверждая, что "всевозможные боги и 6огини" суть лишь антро-
 поморфные создания человеческого воображения, от которых разум
 должен освободиться как от недостойных "предрассудков". Именно в
 произведениях Фонтенеля 80-х годов ХVII в., провозглашавших, что фи-
 лософскому разуму "подобает править людьми и упорядочивать все во
 Вселенной" (129, 48), начала заниматься заря Французског Просвеще-
 ния, и он с удовлетворением наблюдал, как тремя десятилетиями позже
 она стала быстро разгораться, приняв посильное участие в этом процес-
 се своими новыми публикациями, дружеским ободрением просветите-
 лей, помощью им на влиятельном посту постоянного секретаря Фран-
 цузской академии, который он занимал 1699 - 1740 гг. (см. 117, 44 -
 63).
 Утверждая свое миропонимание, Мелье развернул оригинальную
 критику идеалистической "метафизики" Декарта, окказионализма
 Мальбранша, представлявшего идеалистическое течение в картезианс-
 тве, и всей известной ему последующей спиритуалистическорелигиоз-
 ной философии. Гносеологическо-методологическое основание матери-
 ализма Мелье представляло собой своеобразный синтез декартовского
 рационализма с эмпирико-сенсуалистическими положениями, воспри-
 нятыми от Монтеня и, видимо, укрепившимися в ходе многолетнего
 общения с французским мысли-
 
 
 156
 
 телем К. Бюфье (1661 - 1737), чей "Трактат о первичных истинах
 и источнике наших суждений" (1717) положил начало "философии
 здравого смысла". Мелье придавал первостепенное значение выявлению
 противоречий в рассуждениях своих противников и приданию логичес-
 кой стройности ходу собственных мыслей, отправным пунктом которых
 являлся ряд чувственно-эмпирических очевидностей. В полемике с "бо-
 гопоклонниками" Мелье утверждал, во-первых, что "красота, порядок и
 совершенство, которые естественным образом обнаруживаются в произ-
 ведениях природы, никоим образом не свидетельствуют о существова-
 нии божественного мироустроителя, "какого-либо иного мастера или
 мастерицы, кроме самой природы, которая создала все, что только мож-
 но видеть самого прекрасного и самого дивного". Не входя в рассмотре-
 ние того естественнонаучного материала, с которым был связан отвер-
 гаемый им физико-телеологический аргумент "богопоклонников",
 Мелье ставил последних перед неизбежностью абсурдных выводов при
 их способе аргументации. Он указывал, что если "совершенства" при-
 роды считаются достаточным основанием для заключения о сотворении
 ее бесконечно более совершенным сверхъестественным существом (и
 соответственно заключения о реальном бытии этого существа- бога) то
 "бесконечные совершенства, которые они приписывают своему богу",
 должны в свою очередь считаться достаточным основанием для заклю-
 чения, что "он сам был создан" каким-то еще более совершенным су-
 ществом. Признав же это, "богопоклонникам" придется "далее утверж-
 дать, что бесконечное совершенство этого другого доказывает также,
 что он создан еще кем-то другим, тот еще кем-то и т. д., восходя от при-
 чины к причине и от богов к богам до бесконечности...". Мелье с тор-
 жеством констатировал, что "это было бы совершенно смешно и нелепо
 и этого не хотели бы утверждать наши богопоклонники". Если же -
 рассматривал Мелье возможность отказа последних от такого хода
 мысли, ведущего к явному абсурду, - они "скажут, что бесконечные
 совершенства, которые они предполагают в своем боге, нисколько не
 показывают и не доказывают, что он был создан кем-то другим", то тем
 самым "богопоклонники" сами лишат правомерности свое "доказатель-
 ство" бытия бога как творца природы (159, 2, 301, 302). Эта остроумная
 и с формально-логической точки зрения безупречная критика Мелье
 физико-телеологического аргумента "богопоклонников" являлась
 вместе с тем первым доводом (" от противного") Мелье в пользу несот-
 вореннос-
 
 
 157
 
 ти материальной природы, ее извечного существования, более
 широко - ее субстанциальности. Другой, по сути дела, решающий мате-
 риалистический довод Мелье против физико-телеологического аргу-
 мента "богопоклонников" ставил во главу угла чувственноэмпиричес-
 кую достоверность существования природы, отсутствующую у бога.
 Мелье подчеркивал, что если видимый материальный мир с его совер-
 шенствами "есть воочию бытие весьма реальное, весьма действитель-
 ное", то, наоборот, бог с приписываемыми ему абсолютными совер-
 шенствами "есть существо воображаемое, которого нельзя видеть и
 нигде нельзя встретить...". Отсюда Мелье заключал, что имеется "гораз-
 до больше оснований приписывать самостоятельное существование
 этому миру и тем его совершенствам, которые мы в нем видим, нежели
 приписывать его предполагаемому бесконечно совершенному сущест-
 ву", т. е. богу (159, 2, 304). Мелье опровергал, во-вторых, аргумент,
 согласно которому следует признать бытие бога потому, что только
 оно-де объясняет, почему материя, предполагаемая лишенной внутрен-
 ней активности, находится в движении. Исходя из того факта, что "ма-
 терия движется и никто не может этого отрицать или в этом сомневать-
 ся", Мелье считал единственно обоснованным заключить, что материя
 "имеет в самой себе" не только свое существование, но и свое движе-
 ние, так что "нет необходимости искать вне ее принцип ее существова-
 ния и ее движения" (159, 3, 314). Мелье фактически утверждал взгляд
 на движение как на атрибут материи, причем обходился без пантеисти-
 ческих допущений, свойственных английскому материалисту Толанду
 при обосновании им - впервые в новоевропейской философии - такой
 трактовки движения. В-третьих, отвергая в философском споре с "бо-
 гопоклонниками" взгляд на душу как созданное богом чисто духовное
 бытие, которое сверхъестественным образом соединяется с человечес-
 ким телом, Мелье обращался к воззрениям античных материалистов
 (атомистов) и утверждал, что "наша душа представляет собою лишь бо-
 лее тонкую и подвижную материю в нас сравнительно с другой, более
 грубой материей, которая составляет члены и видимые части нашего те-
 ла". Поэтому Мелье считал "ясным и очевидным" несостоятельность
 религиозного учения о бессмертии души: в момент смерти человека, ут-
 раты жизни его телом душа "моментально рассеивается и растворяется
 в воздухе, как легкий пар и легкий выдох..." (159, 3, 278).
 
 
 158
 
 Вместе с тем в "Завещании" выражено и совсем иное материа-
 листическое воззрение на душу, поднимающееся над наивными предс-
 тавлениями о ее "телесности" и, в сущности, доминирующее у Мелье.
 Называя мысли и ощущения - эти конкретные проявления "души" -
 "модификациями" материи, Мелье настаивал на их невещественности,
 отсутствии у них геометрическо-физической определенности, свойс-
 твенной телам как таковым. Фактически данные "модификации" мате-
 рии понимались Мелье как ее свойства. Они материальны в том смысле,
 что присущи материи, но они не телесны, и Мелье категорически нас-
 таивал на том, что так обстоит дело с множеством других несомненных
 "модификаций" материи, каковы, например, "жизнь и смерть, красота
 и уродство, здоровье и болезнь, сила и слабость живых тел" (159, 3, 262
 - 263).
  С оставленной Мелье рукописи
 Судьбы "3авещания" (точнее, с одной из трех)
 и роль Мелье вскоре были сделаны довольно мно-
 в Просвещении гочисленные копии, которые с начала
  30-х годов XYIU в. стали
 подпольно распространяться в стране, вызывая большой интерес к себе.
 Все последующие просветители знали о смелом глубокомыслии покойного
 сельского священника, изверившегося в христианстве и ставшего атеис-
 том, и по крайней мере некоторых из них читали его труд, завещанный
 потомству. Вольтер в 1736 г. приобрел копию этого труда, который пот-
 ряс его силой отрицания религии и революционным пафосом. Развернутую
 Мелье критику христианства Вольтер резюмировал в небольшой рукописи.
 Возможно, что именно копии с нее стали с 1742 г. успешно распростра-
 няться на подпольном рынке вольнодумной литературы в виде "Извлечения
 из мнений Жана Мелье". В 1762 г., в разгар просветительского штурма
 клерикальных бастионов феодализма, Вольтер в переработанном виде ано-
 нимно опубликовал свое "Извлечение" и настойчиво пропагандировал его,
 заявляя, что в таком виде "завещание Мелье все честные люди должны бы-
 ли бы иметь у себя в кармане". Так было найдено наиболее удачное заг-
 лавие для труда Мелье, который затем стал публиковаться как "Завеща-
 ние" 1. Однако вольтеровское "Извлечение" скрыло атеистическое острие
 "Завещания" и приписало Мелье деистическое принятие бога. Гольбах де-
 сятилетие спустя как бы в пику этому искажению взглядов
 
 ----------------------------------------------------------------------
 1 - Полный текст "Завешания" Мелье был опубликован в 1864 г. в
 Амстердаме голландским антиклерикалом д'Абленгом Гиссенбургом.
 
 
 159
 
 Мелье назвал его автором своей собственной воинствующе атеис-
 тической книги "Здравый смысл". В годы Великой французской рево-
 люции Сильвен Марешаль (1750 - 1803), один из крупнейших предста-
 вителей последнего поколения просветителей, озаглавил свою атеисти-
 ческую книгу "Катехизис кюре Мелье" (1790). Национальный Конвент
 по предложению революционера-атеиста Анахарсиса Клоотца (1755 -
 1794) принял в 1793 г. решение воздвигнуть статую Жану Мелье как
 "первому священнику, который имел мужество чистосердечно отречься
 от религиозных заблуждений".
 Вопрос о конкретной значимости "Завещания" для французского
 Просвещения приобрел дискуссионность после публикации в 50 - 60-е
 годы работ видного советского историка Б. Ф. Поршнева, давших мощ-
 ный импульс развитию мельеведения в нашей стране и за рубежом. Сог-
 ласно Поршневу, "расколотое на куски наследие Мелье присутствовало
 в циклопических строениях всех зодчих эпохи Просвещения", так что
 "стоит расположить их во времени после Мелье, и в них объявляется
 его неисчерпаемое наследство" (161, 219, 218). В отличие от этой точки
 зрения наш крупнейший знаток философии французского Просвещения
 Х. Н. Момджян, высоко оценивший мельеведческие достижения Порш-
 нева и его последователей, указывал, что "не следует легенде о "забы-
 том Мелье" противопоставлять версию, согласно которой чуть ли не все
 выдающиеся философы-материалисты XVIII века были учениками или
 по крайней мере людьми, испытавшими формирующее влияние Мелье"
 (117, 84). Данное суждение вполне соответствует фактам.
 В том объяснении природы и человеческого сознания, которое
 было разработано Ламетри, Дидро, Гельвецием и Гольбахом, обнаружи-
 вается очень много созвучий с соответствующими положениями Мелье
 (как, впрочем, и с положениями античных материалистов), однако
 столь же несомненно для компетентных историков философии, что это
 объяснение не только значительно содержательнее, нежели в "Завеща-
 нии", но - и это еще более важно - оно обосновывается существенно
 иначе. К тому типу логических дедукций, при помощи которых Мелье
 строил свое материа-. листическое миропонимание, подавляющее боль-
 шинство прогрессивных французских мыслителей стало относиться не-
 доверчиво еще с конца XVII в., когда Бейль нанес сокрушительные
 скептические удары по системе аргументации тогдашней рационалис-
 тической "метафизики". Это
 
 
 160
 
 недоверие переросло в полное неприятие после того, как Вольтер
 в 1733 - 1734 гг. ввел в просветительскую философию локковский сен-
 суализм и бэконовский эмпиризм в качестве ее гносео-методологичес-
 ких оснований. Благодаря работам Кондильяка 1746 - 1749 гг. оконча-
 тельно сложилась та отмеченная Марксом ситуация, что локковский
 сенсуализм стал (наряду с декартовской "физикой") важнейшим теоре-
 тическим источником и вместе с тем компонентом учения великих
 французских материалистов (см. 1, 2, 139). Вместе с тем для названных
 философов не могли быть убедительными свойственные материализму
 Мелье ссылки на простую чувственную очевидность, не связанную с
 научным экспериментированием. По стилю философского мышления
 Ламетри, Дидро, Гельвеций и Гольбах существенно отличались от
 Мелье, и созданные ими учения представляли новую, более высокую
 стадию развития материалистической мысли XVIII века во Франции.
 Оставляя в стороне вопрос, читали ли Ламетри, Дидро, Гельеций и Голь-
 бах "Завещание" в период своего подхода к материалистическоатеисти-
 ческому мировоззрению или же тогда они знали о нем лишь понаслыш-
 ке, можно с уверенностью сказать, что даже самое прилежное штуди-
 рование этого произведения могло послужить не более чем импульсом
 к созданию их учений. Но такую роль оно, судя по всему, так или иначе
 действительно играло. Данный вывод ни в коей мере не умаляет величия
 философских достижений Мелье, которое, как и для каждого мыслите-
 ля, определяется прежде всего тем, что он дал нового по сравнению с
 своими предшественниками, и тем, что он смог стимулировать твор-
 чество последующих философов.
 
 
 2. ДЕИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ
 
 Глава 2. МОНТЕСКЬЕ
 
 Жизнь и деятельность Шарль Луи де Секонда, унаследовавший
 после смерти дяди титул барона де Монтескье (1689 - 1775), происходил
 из старинного гасконского рода, принадлежавшего к "дворянству ман-
 тии", которое состояло из высшего чиновничества судебных палат
 ("парламентов"), где были сильны антиабсолютистские настроения. Об-
 разование Монтескье получил в коллеже
 
 
 161
 
 ораторианцев, известном классическо-светской, а не клерикаль-
 ной ориентацией преподавания. Полюбив античную литературу с воспе-
 вавшимися в ней гражданскими добродетелями, он в школьном сочине-
 нии высказал "еретическую" мысль, что выдающиеся писатели и мыс-
 лители древности не заслуживают адских мук за то, что не были хрис-
 тианами. После изучения права Монтескье становится советником, а
 затем одним из "президентов" (председателей) парламента г. Бордо.
 Быстро убедившись в неспособности судов эффективно противодейс-
 твовать диктату королевской власти, Монтескье охладел к своим слу-
 жебным обязанностям. Он увлекается, с одной стороны, физическими
 исследованиями, о которых сделал ряд докладов в местном научном об-
 ществе ("академии"), а с другой - социально-философскими размыш-
 лениями, искусно выразив их в галантно-фривольном по своей форме
 романе "Персидские письма" (1721). Изданный анонимно в Голландии,
 роман имел огромный успех. Монтескье, признавшийся в авторстве,
 сразу приобрел литературную славу вместе с репутацией вольнодумца и
 острого критика феодально-абсолютистского режима (то что непосредс-
 твенно Монтескье развенчивал давно скомпрометированное царствова-
 ние Людовика XIV, отводило от него в эпоху регентства угрозу репрес-
 сий). Монтескье становится частым гостем в Париже, где наряду с кри-
 тическими выступлениями об античном деспотизме в одном из вольно-
 думных клубов он посещает великосветские салоны и заручается пок-
 ровительством влиятельных аристократок, живописуя в пасторалях их
 галантные увлечения. В 1728 г. Монтескье избирается во Французскую
 академию.
 Сложив с себя судейские обязанности, Монтескье с целью изуче-
 ния обычаев, нравов, законодательств и политических учреждений соп-
 редельных стран посетил Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, два
 года прожил в Англии. По возвращении в 1731 г. на родину Монтескье
 большую часть времени проводит в своем имении под Бордо, напряжен-
 но работая над социально-философским трактатом. Историографичес-
 кое введение к нему было опубликовано в 1734 г. под заглавием "Раз-
 мышления о причинах величия и падения римлян", а сам трактат, наз-
 ванный "0 духе законов", был издан в 1748 г. Несколько последующих
 произведений Монтескье были опубликованы посмертно. Наиболее зна-
 чительны среди них эстетическо-классицистский "Опыт о вкусе", по-
 мещенный в 1757 г. в "Энциклопедии", и изданная в 1783 г. "Восточ-
 ная повесть об Арзасе и Исмении", рисующая идеальный образ "прос-
 вещенного монарха", заботящегося о
 
 
 162
 
 народном благосостоянии, установившего общеобязательные
 справедливые законы и правящего с помощью философов, которые
 "всегда говорили о народе, изредка о царе и никогда о себе".
 В "Персидских письмах", "Размышлениях о причинах величия и
 упадка римлян", в трактате "0 духе законов" запечатлены три стадии
 развития философской мысли Монтескье. Свойственные им комплексы
 идей являются значительными вехами в истории французского Просве-
 щения, причем каждый из них играл своеобразную роль и воспринимал-
 ся по-разному.
  Идейное содержание названного ро-
 "Персидские письма" - мана, который состоит из созданных
 первый цельный эскиз художественным воображением
 мировоззрения Монтескье писем между путешест-
  вуюшими по Европе образованными
 "персами" и их оставшимися на родине соотечественниками, раз-
 вивало темы, трактовавшиеся во французском политическом и фило-
 софском свободомыслии конца XVII начала XVIII в.

<< Пред.           стр. 22 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу