<< Пред.           стр. 23 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 В "Персидских письмах" развертывалась, во-первых, едкая кри-
 тика язв феодально-абсолютистского строя Франции: безудержной рос-
 коши королевского двора, паразитизма осыпаемой дарами монарха
 развращенной аристократии, алчности сборщиков несправедливых нало-
 гов, разоряющих массу населения, и т. д. Усмотрение родства такого
 правления с азиатским деспотизмом, превращающим своих подданных в
 нищих и бесправных рабов, было серьезнейим политическим обвинени-
 ем в адрес французской монархии. Деспотической власти противопос-
 тавлялся в романе идеал общества, все граждане которого активно
 участвуют в управлении и в котором "интересы отдельных лиц" гармо-
 нически сочетаются с "интересом общественным".
 Роман отличался, во-вторых, антиклерикальной направленностью,
 показывая, что как во Франции, так и в других странах, где господству-
 ет римско-католическая церковь, духовенство развращено, своекорыст-
 но и жестоко, сжигая инаковерующих и вольнодумцев "как солому".
 Устами своих персонажей Монтескье замечал, что христианство, пре-
 тендующее быть религией любви и кротости, приводит в действитель-
 ности к совсем иным результатам: "Никогда не было царства, в котором
 происходило столько междоусобиц, как в царстве Христа" (164, 88). В
 качестве благодетельной антитезы разгулу религиозного фанатизма ро-
 ман проводил мысль об установлении веротерпимости и свободы
 
 
 163
 
 совести. Теологические контроверзы как повод для кровавых сра-
 жений между приверженцами различных толкований религиозных дог-
 матов представлялись "персам" чудовищной нелепостью, и они ирони-
 зировали по поводу принципиальной невразумительности христианских
 верований в триединство бога и "пресуществление", находя абсурдным,
 что "три - не что иное, как единица, что хлеб, который едят, не хлеб, а
 вино, которое пьют, не вино" (164, 76 - 77). Во всех отношениях пиетет
 перед христианством полностью развенчивался, и читатели подводились
 к выводу о необходимости отвергнуть эту религию, которая в действи-
 тельности не менее суеверна, чем осуждаемые ее служителями вероис-
 поведания других народов. Таков был первый, еще довольно осторож-
 ный и в известном смысле скрытый подход французского Просвещения
 к характерной для него радикальной конфронтации с христианской ре-
 лигией.
 Философски существенно, что в романе выражены материалисти-
 ческие взгляды о наличии в природе объективной каузальности и зако-
 номерности. Эти взгляды, которые утверждались естествоиспытателями
 и философами нового времени в ожесточенной борьбе с библейскими
 представлениями, Монтескье использовал для подрыва религиозной ве-
 ры в "чудеса" как "очевидные" проявления "божественного всемогу-
 щества", коренным образом меняющего течение событий на Земле. В
 романе высказана также материалистическая убежденность в познава-
 емости объективных причин и законов, противостоящая агностицизму и
 имеющая антитеологическую заостренность. "Персы" с восхищением
 отзывались о европейских ""философах" (под ними в данном случае
 имелись в виду естествоиспытатели), которые имея смелость руководс-
 твоваться только человеческим разумом и не рассчитывагь на "божест-
 венное откровение", сумели "распутать" кажущийся хаос Вселенной и
 на основе созданной ими "простой механики" объяснили ее истинное
 строение. "Познание пяти-шести истин, преисполнило чудесами науку
 этих философов и дало им возможность произвести столько же чудес,
 сколько рассказывается про наших святых пророков" (164, 228 - 229).
 Больше того, ни один мусульманский мудрец не в состоянии взвесить
 воздух, окружающий Землю, или измерить количество воды, ежегодно
 выпадающее на нее, определить скорость звука и т. д. Европейские же
 "философы" легко решают эту задачу с помощью чисто человеческой
 науки. Сквозящая в этих словах ирония, вполне применимая и к хрис-
 тианским тео-
 
 
 164
 
 логам, подчеркивала отсутствие во всевозможных "священных
 писаниях" действительных истин о мире.
 Отвергая конфессионально определенные виды религиозного ми-
 ровоззрения, Монтескье, однако, не переходил на позиции атеизма, а
 удовлетворялся деизмом. Он допускал существование бога как некоего
 "зодчего" природы, устанавливающего ее законы в соответствии с своей
 мудростью и могуществом, - материалистического объяснения факта
 закономерности природы он не находил. Подчеркнем, что божественное
 мироустроение Монтескье представлял как происшедший в туманном
 "начале времен" разовый акт, после которого бог уже не вмешивается
 ни во что происходящее во Вселенной. Положения деистической онто-
 логии Монтескье не развертывал и не обосновывал. Их функция в его
 произведениях была всецело антитеологической, и заостренности про-
 тив атеизма они не имели. Сколько-нибудь серьезного барьера на пути
 движения к последовательно материалистическому пониманию приро-
 ды, стимулируемому главным содержанием воззрений на нее Мон-
 тескье, названные положения не ставили. К ним полностью применимы
 слова Маркса и Энгельса, что "деизм - по крайней мере для материалис-
 та - есть не более, как удобный и легкий способ отделаться от религии"
 (1, 2, 144).
 То же иррелигиозное, по сути дела, значение имеет стремление
 Монтескье так истолковать веру в бога, чтобы устранить из нее транс-
 цендентный теоцентризм и придать ей гуманистическо-мирскую уст-
 ремленность: если бог установил религию для блага людей, значит, их
 забота о своем счастье на Земле не греховна; если бог любит людей, зна-
 чит, они с подлинной любовью должны относиться друг к другу, спо-
 собствуя обретению реального счастья, и такое поведение есть лучший
 способ почитания бога, по сравнению с чем соблюдение церковных об-
 рядов - это сущий пустяк. Мысль Монтескье преодолевала рамки деиз-
 ма, когда ею отрицалась необходимость религиозного обоснования мо-
 ральных норм, которые могут и должны соблюдаться по чисто челове-
 ческим соображениям как жизненно необходимые людям: "Если бы бо-
 га не было, мы все же должны были бы любить справедливость... Как бы
 свободны мы ни были от ига религии, мы никогда не должны быть сво-
 бодны от ига справедливости" (164, 202).
 Важнейшим условием улучшения жизни людей Монтескье счи-
 тал развитие производства материальных благ земледелием и ремесла-
 ми, что отражало насущные задачи французской экономики. Надо ска-
 зать, что феодально-аб-
 
 
 165
 
 солютистский режим ставил с конца XVII в. все большие препоны
 на пути решения этих задач, а реакционные клерикалы давали идеоло-
 гическое обоснование соответствующей политике правительства, широ-
 ко используя для этого аскетические установки христианства. Мон-
 тескье, руководствуясь своими социальными и философскими воззре-
 ниями, отвергал эти установки, как и утверждения защитников патри-
 архальной простоты жизни, что новые предметы потребления, создава-
 емые промышленным производством, ведут к опасному изнеживанию и
 деградации людей. Согласно Монтескье, эта опасность существует лишь
 для тех, кто ведет паразитический образ жизни. Для подавляющего же
 большинства людей обладание любыми материальными благами обеспе-
 чивается их трудом, который оказывает благотворное воздействие на
 личность, укрепляет ее силы и нравственно возвышает ее. Потребность
 людей в новых благах в высшей степени полезна для общества, стимули-
 руя развитие производства и оборот капиталов, - тут Монтескье высту-
 пает как выразитель экономических интересов исторически прогрес-
 сивного класса - буржуазии, веря в их совпадение с интересами всего
 населения, занятого общественно полезным трудом. Тем самым на заре
 французского Просвещения вырисовывалась буржуазная ориентация,
 которая стала доминирующей в нем в силу своего соответствия реаль-
 ным в XVIII в. возможностям прогрессивного социального преобразова-
 ния, классовой определенности дальнейшего экономического развития
 страны.
 При всей сжатости размышлений Монтескье о перспективах раз-
 вития материального производства они были достаточно глубоки, чтобы
 он, во-первых, поставил прогресс техники в зависимость от успехов на-
 уки, а во-вторых, отметил опасность использования научно-техничес-
 ких достижений в военных целях. Монтескье выразил оптимистичес-
 кую надежду, которая и ныне жизненно важна для людей, что разум
 человечества способен устранить эту опасность, запрещая, например,
 международными соглашениями применять в качестве оружия те вновь
 открываемые вещества, сила взрыва которых может намного превзойти
 порох.
 "Персидские письма" явились первым концентрированным вы-
 ражением комплекса идей французского Просвещения, которые благо-
 даря их талантливой разработке (в том числе за счет использования
 Монтескье художествейной формы, соответствующей вкусам эпохи)
 успешно внедрялись в общественное сознание.
 
 
 166
 
  Начатки От остроактуальной критики фео-
 философии истории дально-абсолютистского строя Фран-
  ции и противопоставления ему про-
 светительских альтернатив Монтескье перешел с начала 30- х го-
 дов к размышлениям о социально-политическом развитии Европы на
 протяжении двух с половиной тысячелетий, истекших с момента осно-
 вания Рима. У Монтескье сложилось убеждение, что без знания прош-
 лого невозможно понять современность и обоснованно судить о буду-
 щем народов, т. е. вырабатывался исторический подход к занимавшим
 его социальным проблемам. При рассмотрении истории Монтескье от-
 верг как христианский провиденциализм, так и взгляд на нее как скоп-
 ление случайных событий, происходящих по прихоти людей. Он ставил
 вопрос о выработке такого каузального понимания, которое позволило
 бы выявить действительную, естественную, а не мнимую "сверхъес-
 тественную" необходимость в событиях, коренным образом меняющих
 судьбы народов: "Существуют общие причины как духовного, так и фи-
 зического порядка" которые действуют в каждом государстве при его
 возвышении или упадке, укреплении или ослаблении, и "все случай-
 ности подчинены этим причинам" (163, 128). Под этим углом зрения
 Монтескье рассмотрел историю Древнего Рима, создавшего могущест-
 венную империю, которая затем стала неудержимо приходить в упадок,
 распалась надвое, и западная ее часть рухнула в 5 в. под натиском вар-
 варов (что создало почву для возникновения европейского феодализма),
 а восточная еще долго влачила жалкое существование, пока в середине
 XV в. не была завоевана турками.
 Определяюший источник могущества древних римлян Монтескье
 увидел в свойственной им гражданской добродетельности, побуждав-
 шей их превыше всего ставить интересы отечества и в борьбе за него
 проявлять самоотверженность. Эту социально-психологическую черту
 древних римлян Монтескье ставил в неразрывную связь с наличием у
 них политической свободы, республиканской формы управления об-
 ществом. Падение республики и установление деспотического правле-
 ния императоров повлекло за собой согласно Монтескье, неизбежное
 ослабление гражданской добродетели, в результате чего римляне спустя
 несколько веков оказались неспособными противостоять варварам, ко-
 торых они прежде побеждали. Падение же республики Монтескье счи-
 тал обусловленным безудержной военной экспансией римлян: когда она
 вышла далеко за пределы Италии стало неизбежным существование
 больших постоянных армий,
 
 
 167
 
 опираясь на которые удачливые полководцы от Мария и Суллы до
 Цезаря устанавливали единоличную власть в Риме, в чем окончательно
 преуспел Октавиан.
 Предложенная Монтескье трактовка римской истории не углуб-
 лялась до выявления ее экономических оснований и связанных с ними
 классовых антагонизмов, будучи тем самым далека от материалисти-
 ческого понимания истории, которое могло быть реально создано лишь
 значительно позже. Вместе с тем нельзя не замечать, что по сравнению
 с насаждавшимся церковниками теологическим воззрением на историю
 данная трактовка представляла значительный шаг вперед, поскольку на
 место домыслов о провиденциальных целях ставила достаточно трезвое
 знание о немаловажных видах реальных причинно-следственных свя-
 зей.
 Рассматривая без теологических шор вопрос о роли различных ре-
 лигий в жизни общества, Монтескье показывал несостоятельность
 убеждения христиан, что Рим пал в результате прегрешений, вызванных
 длительным исповеданием в нем нечестивого "язычества", - последнее
 со свойственным ему культом гражданской добродетели скорее укреп-
 ляло государство, чего не могло делать христианство с его идеалом вне-
 мирской "святости". Превращение христианства в государственную ре-
 лигию Римской империи, происшедшее в начале IV в., не уберегло пос-
 леднюю от скорой гибели. Клерикализацию Византии Монтескье харак-
 теризовал как "наиболее отравленный источник всех бедствий" этого
 "христианнейшего" государства (см. 163, 14б). Этот социальный фено-
 мен Монтескье критиковал тем более остро, что фактически он выра-
 жал и свое отношение к аналогичному процессу в странах Западной Ев-
 ропы эпохи феодализма. Обосновывая тем самым задачи отделения
 церкви от государства и секуляризации общественной жизни, Мон-
 тескье провозглашал их "базисом, на котором покоится благополучие
 народа" (163, 151).
 Подход Монтескье к философскому освещению истории оказался
 тесно связанным с приданием французскому Просвещению антиклери-
 кальной заостренности, что было практически верным определением
 наиболее эффективного направления главного удара передовой общест-
 венной мысли по феодально-абсолютистскому строю. Вместе с произве-
 дениями Вольтера начала 30-х годов и начавшим распространяться тог-
 да "Завещанием" Мелье "Размышления о причинах величия и падения
 римлян" Монтескье существенно раликализировали просветительскую
 мысль и поднимали ее на новую ступень.
 
 
 168
 
 Социальная философия Понять причины существования раз-
 "Духа законов" личных форм общества, не обраща-
  ясь к ничего, в сущности, не объясняю-
 щим ссылкам на божественное провидение и в то же время выяв-
 ляя определенную необходимость естественного характера, - такую за-
 дачу ставил Монтескье в своем итоговом философском произведении.
 Оно завершалось в годы, когда ранее посеянные семена Просвещения
 дали обильную поросль. Монтескье с воодушевлением отмечал, что
 "свет просвещения достиг невиданной силы" и "философия озарила
 умы" (163, 556). С середины 40-х годов Просвещение значительно ук-
 репилось за счет того, что его активными деятелями стало много моло-
 дых талантливых мыслителей, считавших Монтескье одним из своих
 учителей и стремившихся действовать в содружестве с ним. Гельвецию
 удалось посетить Монтескье в его творческом уединении и иметь с ним
 длительные беседы, в ходе которых обнаружилось, однако, что выводы
 его социальной философии в известной мере отдалялись от просвети-
 тельской ориентации. Стремление обосновать проведение прогрессив-
 ных социальных преобразований противоречиво сочеталось у позднего
 Монтескье с консервативным желанием примирить людей с существу-
 ющими общественными отношениями. Наблюдая нарастание во Фран-
 ции социального кризиса, сильно обострившегося к концу 40-х годов,
 знакомясь с умонастроением нового поколения просветителей и, воз-
 можно, учитывая революционный пафос "Завещания" Мелье, Мон-
 тескье был явно напуган перспективой быстрого и радикального изме-
 нения общественного строя страны. Он весьма откровенно относил себя
 в числу философов, которые "чувствуют старое зло, видят средство к
 его исправлению, но вместе с тем видят и новое зло, проистекающее от
 этого исправления. Они сохраняют дурное из боязни худшего и доволь-
 ствуются существующим благом, если сомневаются в возможности
 лучшего" (163, 160).
 Имелась сословно-классовая обусловленность подобной позиции
 Монтескье, что замечали уже наиболее проницательные просветители.
 Согласно мнению Гельвеция, высказанному в доверительном письме,
 "все заблуждения" Монтескье проистекают из того, что он сохранил
 "свои предрассудки как члена судейского сословия и дворянина" (223,
 2, 621). Но консерватизм Монтескье имел также серьезные теоретичес-
 кие основания в ряде положений его социальной философии. Мон-
 тескье глубже других просветителей проник в исторические основания
 и структуру феодализма, однако
 
 
 169
 
 из-за непонимания диалектики социального развития абсолюти-
 зировал выявленные им исторические и структурные реалии.
 К решению поставленной им теоретической задачи Монтескье
 подходил с позиций "юридического мировоззрения", являющегося, как
 отметил Энгельс, характерной чертой буржуазных идеологов нового
 времени. Монтескье считал, что совокупность юридически оформлен-
 ных законов - "законодательство" - имеет определяющее значение в
 жизни общества, и понять ту или иную форму последнего - значит
 прежде всего разобраться в свойственном ей законодательстве. Такая
 абсолютизация юридических регулятивов социальной жизни, истори-
 чески неизбежная при первых попытках уяснить ее реальные детерми-
 нации, была и своеобразным выражением убеждения, навеянного успе-
 хами новоевропейского естествознания, что все сущее "имеет свои за-
 коны", которые суть "необходимые отношения, вытекающие из приро-
 ды вещей" (163, 163).
 Нужно уточнить, что Монтескье различал два вида законов, зна-
 чимых для регулирования отношений между людьми: "естественные",
 вытекающие из биологической природы человека и определяющие его
 поступки в так называемом дообщественном состоянии, и собственно

<< Пред.           стр. 23 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу