<< Пред.           стр. 24 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 социальные. Названное состояние, первым "законом" которого являет-
 ся необходимость "добывать себе пищу", Монтескье трактовал во мно-
 гом совсем иначе, нежели Гоббс: это не "война всех против всех", а та-
 кое состояние, в котором "естественными законами" являются (из-за
 физической неспособности изолированного индивида обеспечить свое
 сушествование) необходимость для людей жить в мире с себе подобны-
 ми, обращаться к ним с просьбой о помощи и "жить в обществе" (163,
 165 - 166). В силу этого "естественное состояние" само собой преобра-
 зуется в "общественное". По сути же дела, Монтескье отходил от абс-
 тракции "естественного состояния", вводя в состав этого понятия соци-
 альные определенности, так что фактически "общественное состояние"
 представало как изначальное для человечества.
 Монтескье реалистичнее по сравнению с Гоббсом осветил и проб-
 лему ожесточенной борьбы между людьми, указывая, что она разверты-
 вается, когда они объединены в общества, и ведется как между различ-
 ными обществами, так и внутри каждого из них ради извлечения выго-
 ды за счет других. Тем самым эта борьба характеризовалась как соци-
 альная и по своему характеру, и по своим причинам. Глубокой была
 также мысль Монтескье, что именно "появление этих двух
 
 
 170
 
 видов войны побуждает установить законы между людьми" (163,
 167): возникновение права рассматривалось как обусловленное острыми
 социальными конфликтами, причем с ним неразрывно связывалось и
 образование государства. Монтескье выделял три вида права: междуна-
 родное, политическое (регулирующее отношения между правителями и
 управляемыми) и гражданское (регулирующее отношения между граж-
 данами).
 Среди французских просветителей Монтескье являлся едва ли не
 единственным, кто был неудовлетворен договорной теорией государства
 и права, полагая, что в действительности они имеют иные основания,
 причем трактовка последних в его социальной философии не была од-
 нозначной.
 Эта философия начиналась с освещения проблемы утверждения
 феодальных отношений в Европе после крушения Римской империи.
 Названный процесс Монтескье рассмотрел в работе "Теория феодаль-
 ных законов франков в их отношении к установлению монархии" - она
 фигурировала как своего рода приложение к книге "0 духе законов".
 Монтескье провел скрупулезное историческое исследование, придя к
 выводу, что на территории его страны, называвшейся в древности Гал-
 лией, феодальные отношения утвердились в результате завоевания ее
 германским племенем франков, предводители которых серией поста-
 новлений закрепостили местное население, а своим сподвижникам по-
 жаловали земельные владения, ставшие затем наследственными. Все
 это происходило, по Монтескье, согласно тогдашнему "международно-
 му праву". В ранг последнего он возводил просто общепринятое обра-
 щение варваров с покоренными народами разрушенной империи.
 Более глубокий взгляд на государственно-правовые установления
 выражен Монтескье в концепции "духа законов", которая создавалась
 после "теории феодальных законов" и в которой предметом рассмотре-
 ния стали существовавшие в различные эпохи "образы правления", сво-
 димые к трем основным типам: республиканскому, монархическому и
 деспотическому. В основу этого тройственного разделения форм госу-
 дарства Монтескье положил отношение верховной власти к политичес-
 ким законам, трактуемым как юридически оформленные правила отно-
 шений между носителями этой власти и подданными. В наличии таких
 законов, твердо устанавливающих права и обязанности каждой стороны,
 Монтескье видел воплощение политической свободы, определяя ее как
 "право делать все, что дозволено закона-
 
 
 171
 
 ми". Главную угрозу этой свободе Монтескье усматривал в "ес-
 тественном" стремлении верховной власти полностью подчинить себе
 народ, считая, что оно осуществляется при деспотическом правлении,
 когда "все вне всяких законов и правил движется волей и произволом
 отдельного лица", результатом чего являются неисчислимые несчастья
 для подданных, так что "нельзя говорить без ужаса об этом чудовищ-
 ном правлении". Республиканское правление, диаметрально противопо-
 ложное деспотии, характеризуется Монтескье не только как такое,
 "при котором верховная власть находится или в руках всего народа или
 части его", но и как осуществляющееся в строгом соответствии с поли-
 тическими законами. Монархическое правление, занимающее проме-
 жуточное положение между деспотией и республикой, Монтескье оп-
 ределял как такое, "при котором управляет один человек, но посредс-
 твом установленных неизменных законов", в результате чего в монар-
 хии, как и в республике, царит благодетельная политическая свобода
 (163, 289, 185, 169).
 Изложенная характеристика различных "образов правления" не
 является, таким образом, объективистско-бесстрастной классификаци-
 ей (к чему Монтескье испытывал значительное тяготение, считая это
 атрибутом научности), но пронизана острой критичностью к одним из
 них и горячим одобрением других. Монтескье усиливает критику фран-
 цузского абсолютизма, теоретически обосновывая квалификацию вся-
 кой абсолютной монархии как деспотического по своей сути правления.
 Одобряемое же Монтескье монархическое правление - это антитеза аб-
 солютизма. Выдвигая ее, Монтескье брал в качестве образца английскую
 конституционную монархию (весьма идеализированную им), в которой
 настолько ограничивалась власть короля, что он, как было принято го-
 ворить, лишь царствует, но не управляет. Утверждение Монтескье, что
 подлинное монархическое правление осуществляется в соответствии с
 нерушимыми законами и тем самым обеспечивает своим подданным
 политическую свободу, отнюдь не означало, что так обстоит дело во
 всех государствах, именующих себя монархиями. Смысл его заключался
 в том, что оно формулировало для Франции и других стран с аналогич-
 ной структурой власти определенный политический идеал, который они
 должны были осуществить. В общих чертах данный идеал одобрялся
 всеми французскими просветителями, которые считали, что он вместе с
 критикой деспотизма является самым значительным достижением со-
 циальной философии Монтескье. Хотя
 
 
 172
 
 субъективно он вовсе не был революционером, предусмотренное
 им преобразование Франции в конституционную монархию реально
 могло быть осуществлено, как показал ход истории, лишь в результате
 успехов буржуазной революции. На начальном этапе Великой фран-
 цузской революции, завершившемся 14 июля 1790 г. провозглашением
 страны конституционной монархией, идеи Монтескье доминировали в
 политической идеологии революционеров.
 Существенным аспектом политического идеала Монтескье было
 положение о необходимости "разделения властей", идущее от Локка и
 определенным образом отражавшее английскую государственность. При
 разработке этого положения Монтескье настаивал на том, что не только
 в монархии, но и в республике не может быть политической свободы без
 разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, каж-
 дая из которых осуществлялась бы особыми органами, обладающими не-
 зависимостью друг от друга в исполнении своих функций. Согласно
 Монтескье, должны быть разделены "власть создавать законы, власть
 приводить в исполнение постановления общегосударственного характе-
 ра и власть судить преступления или тяжбы частных лиц"; только при
 соблюдении этих условий "возможен такой государственный строй, при
 котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает
 закон, и не делать того, что закон ему позволяет" (163, 290 - 291, 289).
 Непосредственно данные положения вписывались в концепцию буржу-
 азного либерализма, одним из основоположников которой выступил
 Монтескье, но они не замыкаются в ней и имеют громадный общеде-
 мократический смысл.
 Вместе с тем обосновываемая Монтескье концепция "разделения
 властей" имела в условиях феодально-абсолютистской Франции XVIII
 века известный консервативный смысл, который делал ее неприемлемой
 для большинства просветителей. Выдвигая задачу создания "просве-
 щенным государем" принципиально нового "законодательства", устра-
 няющего феодальные законы, они считали ее разрешимой лишь при на-
 личии единства исполнительной и законодательной власти. Они учиты-
 вали, что в их эпоху французские суды (парламенты) стали всячески
 тормозить прогрессивные социальные преобразования и являлись злей-
 шими преследователями Просвещения. Указывая, что Монтескье при
 создании его концепции "соблазнил пример английской формы правле-
 ния", Гельвеций вместе с другими просветителями второй
 
 
 173
 
 генерации отказывался считать, "будто этот государственный
 строй совершенен". За "разделением властей", свойственных данному
 строю, Гельвеций разглядел половинчатый, компромиссный характер
 осуществленных в Англии антифеодальных преобразований: "Боялись
 полностью разрушить древнее сооружение, строили из обломков и под-
 пирали их обломками... Связав руки своему деспоту... англичане оста-
 новились на полпути". Ориентируясь на самую решительную ломку
 феодализма, Гельвеций предостерегал поэтому против заимствования у
 англичан элементов их государственного строя, которые "имели бы для
 нас гораздо более неприятные последствия, чем для них..." (223, 2, 618,
 622 - 623, 619).
 Главной теоретической проблемой социальной философии Мон-
 тескье являлась объективная детерминированность "законодательств",
 специфичных для республиканского, монархического и деспотического
 правления. Он назвал эту детерминированность "духом законов" и оп-
 ределил ее как совокупность отношений, в которых находятся законы
 определенной страны к ее климату, почве и рельефу, к нравам, обычаям
 и религиозным верованиям, к численности, материальной обеспечен-
 ности и экономической деятельности населения, к целям законодателя
 и обстоятельствам своего возникновения, к характеру существующей
 политической власти и к наличному "порядку вещей" в целом (см. 163,
 168). Монтескье настаивал, что все эти отношения имеют обусловлива-
 ющее воздействие на устанавливаемые в стране законы: из них укоре-
 няются только те, которые адекватны ему. Включение экономических
 реалий в число факторов, определяющих юридическо-политические за-
 коны народов, было достижением Монтескье, но базисного значения
 этих реалий он не смог понять.
 Монтескье выдвинул плодотворную установку понять общество
 как определенную целостность и отрешиться от поверхностного взгляда
 на него как механический агрегат индивидов и институтов. Заявляя, что
 рассматривает "части только для того, чтобы познать целое", Мон-
 тескье характеризовал социальную целостность через понятие "общего
 духа народов" как результата "многих вещей", "управляющих людь-
 ми": климата, религии, законов, принципов правления, примеров прош-
 лого, нравов, обычаев и т. д. (см. 163, 412). Каждый "образ правления"
 Монтескье представил как особую структуру, "части" которой являют-
 ся взаимосвязанными элементами, функционально необходимыми для
 существования данного типа общества,- эти воззрения нахо-
 
 
 174
 
 дятся у истоков структурно-функционального подхода в социо-
 логии.
 Стержневым элементом каждой социальной структуры, ее
 "принципом" Монтескье считал специфические для нее "человеческие
 страсти", побуждающие людей действовать так, чтобы она имела устой-
 чивое существование. В республике принципом такого рода является,
 по Монтескье, добродетель, в монархии - честь, в деспотии - страх. При
 этом уточнялось, что когда речь идет о республике, то имеется в виду
 "политическая добродетель", понимаемая как действенная "любовь к
 отечеству и к равенству" (163, 161). "Честь" в качестве принципа мо-
 нархии характеризовалась Монтескье без всякого пиетета и даже с
 большой долей социального критицизма как выгодные для государя
 "предрассудки каждого лица и каждого сословия" (163, 183). Он под-
 черкивал, что республики приходят в упадок при ослаблении в них доб-
 родетели, монархии - "чести", а деспотии - страха; для каждого образа
 правления гибельно и введение в него чужеродных "принципов". Нап-
 ример, деспотическое правление рушится, если его подданные стано-
 вятся приверженными "политической добродетели" или "чести", а па-
 нический страх перед тираническим властителем исчезает у них. Тем
 самым Монтескье ставил и разрабатывал важную проблему о полити-
 ческой значимости социально-психологических черт народов. Однако
 роль этих черт абсолютизировалась, что вело к идеалистическому возз-
 рению на общество и закладывало основания психологического направ-
 ления в буржуазной социологии.
 Надо заметить, что у Монтескье названная абсолютизация огра-
 ничивалась его стремлением выявить объективные детерминации пси-
 хологии различных народов и свойственных им "образов правления".
 Эти детерминации он счел исходящими от географической среды, в сос-
 таве которой выделял три основных компонента - климат, почву и рель-
 еф местности. Согласно Монтескье, первые два компонента оказывают
 детерминирующее влияние на "образ правления" через посредство оп-
 ределяемой ими психологии народов, а третий воздействует на него че-
 рез посредство производного географического фактора - величины тер-
 ритории.
 Хотя, вообще говоря, Монтескье разделял климат на холодный,
 умеренный и жаркий, в его социально-философских рассуждениях до-
 минирует антитеза холодного (фактически умеренного среднеевро-
 пейского) и жаркого (тропического) климата. Перемежая физиологи-
 ческие констатации с
 
 
 175
 
 эмпирическими обобщениями относительно психологических
 черт населения различных климатических поясов (эти обобщения нахо-
 дились в русле влиятельной традиции, идущей от античного мыслителя
 Диодора Сицилийского до французского путешественника XVII в. Шар-
 дена), Монтескье утверждал, что жаркий климат во всех отношениях
 "подрывает силы и бодрость людей", а "холодный климат придает уму
 и телу известную силу, которая делает людей способными к действиям
 продолжительным, трудным, великим и отважным". Социально-исто-
 рической обусловленности психологии рассматриваемых им народов
 Монтескье совершенно не заметил. Его политологический вывод гласил:
 "Малодушие народов жаркого климата почти всегда приводило их к
 рабству, между тем как мужество народов холодного климата сохраня-
 ло за ними свободу" (163, 387).
 Несоответствие этого вывода историческому факту существова-
 ния множества республик античности в относительно жарком климати-
 ческом поясе, а деспотий - в умеренно холодном Монтескье стремился
 устранить ссылками на то, что "образ правления" определяется помимо
 климата также величиной территории государства (ее "естественными"
 границами он считал горы, в силу чего, по его мнению, на сильно пере-
 сеченной ими местности могли образоваться только государства малых
 и средних размеров, а на обширных равнинах, напротив, - государства
 большой протяженности). В качестве посредующего звена выступала
 залача эффективного осуществления правительственной власти и сох-
 ранения целостности государства. Согласно Монтескье, в государствах
 малого и среднего размера нет географической предпосылки для сепара-
 тизма окраин, и потому правительство может там осуществлять свою
 власть сравнительно мягкими мерами, не лишая подданных политичес-
 кой свободы, а напротив, обеспечивая ее ради процветания страны, т. е.
 управляя посредством законов. Это "правление, основанное на зако-
 нах", принимает республиканскую форму в малых странах, где все
 граждане имеют возможность собраться для решения общественных дел,
 и монархическую форму в странах средней протяженности, где такой
 возможности уже нет. Что касается очень больших государств, то они,
 считал Монтескье, не могут существовать без деспотического правле-
 ния, которое только страхом перед свирепыми наказаниями заставляет
 отдаленные окраины (прежде всего их управителей) подчиняться цент-
 ральной власти, находящейся в столице. Эти положения, претендовав-
 шие на выявление географических детерминаций, в
 
 
 176
 
 действительности не выходили за рамки эмпирической констата-
 ции современного Монтескье территориального распределения трех
 "образов правления", причем он не учитывал значения внутриэкономи-
 ческих связей для устойчивости государственных образований.
 Последние уточнения в рисуемую Монтескье картину географи-
 ческого обусловливания "образов правления" вносили указания на роль
 почвы, разделяемой им на плодородную и неплодородную. При характе-
 ристике этой детерминанты Монтескье поставил перед социально-фи-
 лософской мыслью новые существенные проблемы и внес определенный
 вклад в их разработку. Главным в этом плане было то, что влияние ха-
 рактера почвы на формы политической власти Монтескье рассматривал
 как опосредованное важнейшими видами экономической деятельности
 (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля) и вытекающими из нее
 различиями в уровнях национального богатства. Точнее, эти экономи-
 ческие факторы, к пониманию базисного значения которых Монтескье
 подходил окольным путем - от своего "географизма", трактовались им
 как определяющие непосредственно лишь психологию народов, и только
 через нее - "образы правления". Свойственный Монтескье "психоло-
 гизм" ограничивал возможности названного подхода и приводил к ис-
 кажениям в трактовке роли экономических факторов.
 Более определенно Монтескье считал, что плодородие почв стра-
 ны обусловливает развитие в ней земледелия, это в сочетании со ското-
 водством ведет к образованию значительного национального богатства.
 Обладая им, земледельцы приобретают такие психологические черты,
 которые благоприятствуют установлению деспотического правления:

<< Пред.           стр. 24 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу