<< Пред. стр. 25 (из 55) След. >>
"Плодородие почвы приносит им вместе с довольством изнеженность инекоторое нежелание рисковать жизнью", в силу чего они не воинс-
твенны и не свободолюбивы и потому "в странах плодородных чаще все-
го встречается правление одного...". Напротив, "бесплодие почвы", по-
буждая население заниматься ремеслом и торговлей, приводящей к раз-
витию мореплавания, а также совершать набеги на народы, живущие в
относительном изобилии, "делает людей изобретательными, воздер-
жанными, закаленными в труде, мужественными, способными к войне;
ведь они должны сами добывать себе то, в чем им отказывает почва".
Все это способствует тому, что в неплолородных странах устанавлива-
ется республиканское "правление нескольких" (163, 394, 393).
177
В условиях XVIII в. географический детерминизм Монтескье
явился, несмотря на все свои ограниченности, значительным достиже-
нием социально-философской мысли на пути выработки альтернатив
теологическому воззрению на общество. Обращение внимания на такое
существенное условие материальной жизни общества, как географи-
ческая среаа, было немаловажным шагом вперед по сравнению с пред-
шествовавшими апелляциями новоевропейской социальной философии
к "человеческой природе". Психологические определенности последней
Монтескье начал рассматривать как сформированные условиями жизни
людей в определенной природной среде, а в немалой мере - даже харак-
тером их трудовой и иной деятельности по обеспечению себя матери-
альными благами.
Допущенная Монтескье абсолютизация социального значения ге-
ографической среды (в основном ее климатического компонента) была
замечена и не принята большинством французских просветителей. Они
подвергли критике наиболее уязвимый пункт этой концепции, указы-
вая, что в целом ряде стран, например на территории Италии, одни "об-
разы правления" заменялись противоположными без того, чтобы кли-
мат претерпевал в это время заметные изменения. Неприемлемым для
этих просветителей было также ограничение возможности установле-
ния политической свободы определенными географическими рамками,
за пределами которых деспотическое правление представлялось "ес-
тественным" и неизбежным, по поводу чего Гельвеций язвительно за-
мечал, что Монтескье "уживается" не только с аристократами, но и с
"различными деспотами" (233, 2, 617).
В XIX в. рассмотренная концепция Монтескье стала одним из те-
оретических источников географического направления в буржуазной
социологии. Возникшее уже после того, как сформировался историчес-
кий материализм, и во все большей мере противопоставлявшееся ему,
оно играло поэтому существенно иную роль в истории социальнофило-
софской мысли, чем в свое время географический детерминизм Мон-
тескье.
Глава 3. ВОЛЬТЕР
Жизнь и деятельность Франсуа Мари Аруэ (1694 - 1778), став-
ший после своего первого творческо-
го триумфа в 1718 г. именовать себя Вольтером, родился в Пари-
же в семье состоятельного нотариуса, имевшего ши-
178
рокие связи в аристократических кругах. Крестный отец Вольтера
аббат де Шатонеф воспитывал его в духе вольнодумства, которое под
именем либертинажа культивировалось в кружках оппозиционно наст-
роенных представителей светской и духовной аристократии. Этих за-
чатков вольнодумства, укрепившихся после того, как юноша с рано раз-
вившимся поэтическим талантом был введен своим воспитателем в
центр парижского либертинажа - "общество Тампль", не могло искоре-
нить десятилетнее обучение в коллеже, руководимом иезуитами.
Избрав вопреки настояниям отца карьеру литература, что вскоре
стало обычной стезей выразителей идеологии революционизирующегося
"третьего сословия", юный Аруэ соединил нараставшую иррелигиоз-
ность с политическим свободомыслием. За сатиру на правление регента,
бичевавшую язвы феодально-абсолютистской Франции, он 11 месяцев
пробыл узником Бастилии - главной тюрьмы для политических прес-
тупников. Успех на парижской сцене трагедии Вольтера "Эдип" (1718)
принес ему славу достойного преемника великих французских драма-
тургов XVII в. (в последуюшие годы он написал более пятидесяти пьес,
которые с успехом шли как во Франции, так и за рубежом, что обеспе-
чило ему ведущее положение в европейской драматургии XVIII в.). Уже
в "Эдипе" отчетливо прозвучали характерные для "театра Вольтера"
просветительские идеи: развенчание пиетета перед духовенством и мо-
нархической властью, обличение ужасов религиозного фанатизма и по-
литического деспотизма, утверждение права просвещенного человека
на критику суеверий и всех других заблуждений. Вслед за Вольтером
многие французские просветители (Дидро, Мармонтель и дp.) успешно
выступали на поприще драматургии, которая благодаря этому наполни-
лась передовыми идеями эпохи и явилась важнейшим каналом их широ-
кого распространения в обществе.
Лишенный материальной поддержки со стороны отца и не будучи
в состоянии существовать на литературные гонорары, Вольтер обнару-
жил недюжинные способности буржуазного дельца, с успехом участ-
вуя в финансовых опера циях, для которых регентство открыло широкие
возможности. Тогда и в дальнейшем приумножение своих лохолов яв-
лялось для Вольтера средством обеспечения независимости от мецена-
тов и создания оптимальных условий для творческой деятельности и
социальной активности. Непосредственно вовлекаясь в новые экономи-
ческие отношения, Вольтер получал возможность яснее осознавать и
четче
179
выражать коренные интересы крепнущей, исторически прогрес-
сивной буржуазии в ее обостряющемся конфликте с феодализмом. Дан-
ная "материалистическая практика" (Маркс), мировоззренческий
смысл которой Вольтер раскрыл с поразительной глубиной, в немалой
степени стимулировала его борьбу против теологии и "метафизичес-
кой" умозрительности.
В 1722 г. Вольтер посетил Голландию, в буржуазно-либеральных
порядках которой нашел много привлекательных черт. По возвращении
на родину он написал поэму "За и против", в которой, провозглашая
себя последователем Лукреция, указывал на необходимость при помо-
щи философии разоблачать "священный обман" суеверий, мешающий
людям устраивать счастливую жизнь на Земле. Вольтер заявил о своем
полном разрыве с христианством и переходе на позиции деизма, допус-
кающего лишь такого бога, почитание которого может - путем сакрали-
зации гуманистических правил общежития - способствовать счастью
людей. В 1723 г., когда с вступлением на престол Людовика XV усили-
лось преследование протестантского меньшинства, Волы тер без цен-
зурного разрешения опубликовал "Поэму о Лиге", показывавшую, как
разгул религиозного фанатизма привел в XVI в. к жестоким войнам
между католиками и гугенотами, опустошавшими Францию на протя-
жении трех десятилетий. Лишь оценка общественным мнением этого
произвеления как первоклассной эпической поэмы, недостававшей ли-
тературной славе Франции, уберегла Вольтера от репрессий за красно-
речивое осуждение религиозной нетерпимости.
Для Вольтера чрезвычайно болезненным было осознание того,
что, несмотря на широкое общественное признание его творческих дос-
тижений, он как выходец из "третьего сословия" остается социально
бесправным перед самыми ничтожными аристократами. Избитый слу-
гами одного из них за остроумное парирование насмешки над своим
"низким" происхождением, Вольтер тщетно искал защиты в суде и у
своих великосветских знакомцев. За попытку же вызвать на дуэль
аристократа, учинившего над ним насилие, Вольтер был снова заключен
в Бастилию и спустя две недели выслан из Франции.
Три года изгнания (1726 - 1729) Вольтер провел в Англии, где был
принят с почетом как крупнейший деятель современной французской
культуры. Продолжая творческую работу, он вместе с тем внимательно
знакомился с различными сторонами английской жизни, сравнивал их с
положением во Франции и размышлял о возможности использо-
180
вать новые знания в деле просвещения своих соотечественников.
В книге, изданной сначала в Лондоне под заглавием "Письма об анг-
лийской нации" (1733), а потом с существенным дополнением и под
новым названием "Философские письма" во Франции (1734), Вольтер
писал о материальном достатке английских фермеров, не знающих фео-
дального ига, о благодетельном ограничении английским парламентом
королевской власти, о свободном исповедании в Англии различных ре-
лигий, о высоком уражении англичан к деятелям науки, литературы и
искусства, наконец, о достижениях их философской и естественно-на-
учной мысли, в числе которых были названы эмпиризм Бэкона, сенсуа-
лизм Локка и физика Ньютона. "Философские письма", значительно
усилившие вольтеровскую критику общественно-политического строя
Франции путем противопоставления ему притягательных альтернатив,
одновременно вооружили французское Просвещение комплексом но-
вых философских и научных идей. Осужденные парижским судом на
сожжение, "Философские письма" открыли мартиролог просветитель-
ской литературы. Предупрежденный о грозящем ему аресте, Вольтер
успел пересечь голландскую границу.
Возвращение спустя несколько месяцев во Францию оказалось
для Вольтера возможным лишь при условии, что он не появится в Па-
риже. На многие годы Вольтер обосновался в местечке Сире 1 на севе-
ро-восточной окраине Франции. В серии написанных здесь произведе-
ний - "Метафизический трактат" (1734), поэма "Рассуждение о чело-
веке"" (1737), "Основы философии Ньютона" (1738 - 1740) и др. -
Вольтер разработал мировоззрение, заложившее основы специфичной
для французского Просвещения философии. Расширяя и углубляя раз-
рыв с христианством, Вольтер развернул критическое исследование
Библии и написал сатирическую поэму "Орлеанская девственница". В
противовес теологическому воззрению на историю Вольтер начал разра-
батывать ее философское понимание, на базе которого он наряду с тру-
дами о прошлом Франции опубликовал первые главы сочинения о все-
мирной истории.
Идея Вольтера о необходимости преобразовать госу-
----------------------
1 - Вольтер жил там в имении одной из образованнейших женщин
своего времени - маркизы Эмилии дю Шатле (1706 - 1749), с которой
его по приезде из Англии связала глубокая любовь. "Божественная
Эмилия" прославилась переводом на французский язык "Математичес-
ких натуральной философии" Ньютона, к которым написала компе-
комментарии.
181
дарственное управление на философских началах встретила в
1736 г. глубоко обрадовавший его сочувственный отклик со стороны
наследного принца прусского, который в 1740 г. стал королем Фридри-
хом II. После того как Вольтер по просьбе французского правительства
провел неофициальный политический зондаж в Берлине, Людовик XV
назначил его камергером и придворным историографом. Получив дос-
туп в Версаль, Вольтер надеялся стать философским советчиком фран-
цузского короля, но последний не помышлял об этом. Растущее раздра-
жение Вольтера своей отнюдь не влиятельной ролью в Версале вылилось
в столь нелестное замечание о придворных, что, опасаясь ареста, он бе-
жал оттуда и несколько недель скрывался. Разочаровывающий опыт
пребывания при французском дворе Вольтер выразил в написанных тог-
да своих первых философских повестях ("Видение Бабука", "Мемнон",
"Задиг"). Сложив с себя придворные обязанности, Вольтер вернулся в
Сире, но вскоре покинул это селение, так как маркиза дю Шатле скон-
чалась.
В 1750 г. Вольтер по приглашению Фридриха II прибыл в Берлин,
где вошел в круг приближенных к королю вольнодумцев, среди которых
самой крупной фигурой был тогда французский философ-материалист
Ламетри, вынужденный покинуть родину. В ходе застольных бесед в
королевском дворце Вольтер мог высказываться совершенно свободно,
но обращаться к нему за советами политического характера Фридрих II,
правивший авторитарно и показавший себя циничным милитаристом,
совершенно не желал. После ряда конфликтов, один из которых был
связан с попыткой Вольтера вступиться за несправедливо обиженного
немецкого ученого, он в начале 1753 г. покинул Пруссию, навсегда по-
теряв охоту жить, хотя бы краткое время, при дворах монархов, даже
симпатизируюших Просвещению (он отклонил, в частности, соответс-
твующее приглашение сначала со стороны австрийской императрицы
Марии-Терезии, а позже - русской императрицы Екатерины 11, небе-
зуспешно оспаривавшей у Фридриха II честь быть ведущим "просве-
щенным" государем Европы).
В 1754 г. Вольтер прибыл в Швейцарию и поселился вблизи Же-
невы, но вскоре влиятельное в стране кальвинистское духовенство стало
проявлять к нему возрастающую неприязнь за все более резкую критику
им христианства и поддержку местных культурных начинаний, в пер-
вую очередь организации театра в столице. В конце 1758 г. Вольтер пе-
реселился в расположенное поблизости от границы с Швейцарией
французское местечко Ферне: здесь, в приобре-
182
тенном им имении, он наконец почувствовал себя в полной безо-
пасности. Размах и эффективность деятельности Вольтера как филосо-
фа-просветителя достигли апогея в двадцатилетний фернейский период.
Действенно формируя передовое общественное мнение и опираясь на
его возрастающую силу, Вольтер вместе с просветителями младшего
поколения сделал в эти десятилетия главное для идеологической подго-
товки во Франции великого социального переворота, о приближении
которого он пророчески и радостно писал в одном из доверительных пи-
сем 1764 г.: "Все, что я вижу, сеет семена революции, которая неиз-
бежно грядет... Свет понемногу настолько распространился, что взрыв
произойдет при первом же случае, и тогда будет изрядная кутерьма.
Молодые люди поистине счастливы - они увидят прекрасные вещи".
Главным объектом ожесточенных атак Вольтера стал реакцион-
ный клерикализм. Именуя его "гадиной", которую следует "раздавить"
объединенными усилиями философов, Вольтер в письмах к последним
призывал: "За дело, смелый Дидро, неустрашимый Д'Аламбер... вперед
на фанатиков и глупцов... Обрушьтесь на их пошлую декламацию, на
жалкие софизмы, на лживые искажения истории, на противоречия и
бесчисленные нелепости. Воспрепятствуйте тому, чтобы люди, облада-
ющие здравым смыслом, становились рабами тех, кто его лишен: гряду-
щее поколение будет вам обязано разумом и свободой" (171, 2, 31-1).
Наряду с массой язвительных брошюр, подрывающих в народе доверие к
христианским догматам и римско-католической церкви, он публикует
ряд больших работ, в которых критика христианства и его иудаистского
основания ведется о всеоружии религиоведческих достижений XVIII в.:
"Проповедь пятидесяти" (1.761), "Проповеди, произнесенные в Лондо-
не" (1767), "Обед у графа Буленвилье" (1767), "Важное исследование
милорда Болингброка, или Могила фанатизма" (1767), "Речь императо-
ра Юлиана" (1768), "Права людей и узурпации пап" (1768), "Бог и лю-
ди" (1769), "Наконец-то объясненная Библия" (1776), "История уста-
новления христианства" (1777).
Вольтер нанес из Ферне серию сильных ударов также по судеб-
но-юридической системе французского абсолютизма, публично обличая
ее произвол в ходе преследования властями инаковерия и вольнодумс-
тва. Во всей Европе люди содрогались и возмущались, узнавая из обра-
щенных к общественному мнению работ Вольтера о жесточайших каз-
нях по необоснованным обвинениям протестантов Каласа и Сирвена,
"святотатца" Ля Барра и других жертв несправедливых
183
судебных приговоров. Вольтеру лишь в некоторых случаях уда-
лось добиться посмертных реабилитаций, но моральная победа была
постоянна за ним. В результате французское судопроизводство оказа-
лось самым основательным образом скомпрометированным, и это серь-
езно ограничило его возможности в преследовании идеологических
противников существующего строя. Выступления Вольтера сыграли
вместе с тем огромную роль в подготовке во многих европейских стра-
нах реформ, гуманизирующих право, судопроизводство и систему нака-
заний за преступления.
Многочисленны и разнообразны были плоды напряженных фило-
софских размышлений Вольтера в фернейский период. Это, во-первых,
"Философский словарь" (1764), который в ходе нескольких переизда-
ний разросся до четырех томов. Во-вторых, это "Философия истории"
(1765), ставшая введением к труду Вольтера "Опыт о нравах и духе на-
родов", завершенному в 1769 г. В-третьих, это цикл обобщающих работ:
"Незнающий философ" (1766), "06 удивительных явлениях природы"
(1768), "Письма Меммия к Цицерону" (1771), "Надо сделать выбор,
или Принцип действия" (1772), "О душе" (1774), "Диалоги Евгемера"
(1777).
В начале 1778 г. "фернейский патриарх" счел возможным "само-
вольно" посетить горячо любимый им Париж. Восторженный прием,
оказанный Вольтеру толпами парижан, заставил власти отказаться от
его новой высылки. Принимая многочисленные визиты своих друзей и
почитателей, присутствуя на заседаниях Академии и театральных спек-
таклях по своим пьесам, встречая со всех сторон трогающие его знаки
общественного признания и уважения, Вольтер одновременно продол-
жал по своему обыкновению напряженную творческую деятельность. Ее
прервала 30 мая лишь смерть, последовавшая после начавшей быстро