<< Пред.           стр. 25 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 "Плодородие почвы приносит им вместе с довольством изнеженность и
 некоторое нежелание рисковать жизнью", в силу чего они не воинс-
 твенны и не свободолюбивы и потому "в странах плодородных чаще все-
 го встречается правление одного...". Напротив, "бесплодие почвы", по-
 буждая население заниматься ремеслом и торговлей, приводящей к раз-
 витию мореплавания, а также совершать набеги на народы, живущие в
 относительном изобилии, "делает людей изобретательными, воздер-
 жанными, закаленными в труде, мужественными, способными к войне;
 ведь они должны сами добывать себе то, в чем им отказывает почва".
 Все это способствует тому, что в неплолородных странах устанавлива-
 ется республиканское "правление нескольких" (163, 394, 393).
 
 
 177
 
 В условиях XVIII в. географический детерминизм Монтескье
 явился, несмотря на все свои ограниченности, значительным достиже-
 нием социально-философской мысли на пути выработки альтернатив
 теологическому воззрению на общество. Обращение внимания на такое
 существенное условие материальной жизни общества, как географи-
 ческая среаа, было немаловажным шагом вперед по сравнению с пред-
 шествовавшими апелляциями новоевропейской социальной философии
 к "человеческой природе". Психологические определенности последней
 Монтескье начал рассматривать как сформированные условиями жизни
 людей в определенной природной среде, а в немалой мере - даже харак-
 тером их трудовой и иной деятельности по обеспечению себя матери-
 альными благами.
 Допущенная Монтескье абсолютизация социального значения ге-
 ографической среды (в основном ее климатического компонента) была
 замечена и не принята большинством французских просветителей. Они
 подвергли критике наиболее уязвимый пункт этой концепции, указы-
 вая, что в целом ряде стран, например на территории Италии, одни "об-
 разы правления" заменялись противоположными без того, чтобы кли-
 мат претерпевал в это время заметные изменения. Неприемлемым для
 этих просветителей было также ограничение возможности установле-
 ния политической свободы определенными географическими рамками,
 за пределами которых деспотическое правление представлялось "ес-
 тественным" и неизбежным, по поводу чего Гельвеций язвительно за-
 мечал, что Монтескье "уживается" не только с аристократами, но и с
 "различными деспотами" (233, 2, 617).
 В XIX в. рассмотренная концепция Монтескье стала одним из те-
 оретических источников географического направления в буржуазной
 социологии. Возникшее уже после того, как сформировался историчес-
 кий материализм, и во все большей мере противопоставлявшееся ему,
 оно играло поэтому существенно иную роль в истории социальнофило-
 софской мысли, чем в свое время географический детерминизм Мон-
 тескье.
 
 Глава 3. ВОЛЬТЕР
 
 Жизнь и деятельность Франсуа Мари Аруэ (1694 - 1778), став-
  ший после своего первого творческо-
 го триумфа в 1718 г. именовать себя Вольтером, родился в Пари-
 же в семье состоятельного нотариуса, имевшего ши-
 
 
 178
 
 рокие связи в аристократических кругах. Крестный отец Вольтера
 аббат де Шатонеф воспитывал его в духе вольнодумства, которое под
 именем либертинажа культивировалось в кружках оппозиционно наст-
 роенных представителей светской и духовной аристократии. Этих за-
 чатков вольнодумства, укрепившихся после того, как юноша с рано раз-
 вившимся поэтическим талантом был введен своим воспитателем в
 центр парижского либертинажа - "общество Тампль", не могло искоре-
 нить десятилетнее обучение в коллеже, руководимом иезуитами.
 Избрав вопреки настояниям отца карьеру литература, что вскоре
 стало обычной стезей выразителей идеологии революционизирующегося
 "третьего сословия", юный Аруэ соединил нараставшую иррелигиоз-
 ность с политическим свободомыслием. За сатиру на правление регента,
 бичевавшую язвы феодально-абсолютистской Франции, он 11 месяцев
 пробыл узником Бастилии - главной тюрьмы для политических прес-
 тупников. Успех на парижской сцене трагедии Вольтера "Эдип" (1718)
 принес ему славу достойного преемника великих французских драма-
 тургов XVII в. (в последуюшие годы он написал более пятидесяти пьес,
 которые с успехом шли как во Франции, так и за рубежом, что обеспе-
 чило ему ведущее положение в европейской драматургии XVIII в.). Уже
 в "Эдипе" отчетливо прозвучали характерные для "театра Вольтера"
 просветительские идеи: развенчание пиетета перед духовенством и мо-
 нархической властью, обличение ужасов религиозного фанатизма и по-
 литического деспотизма, утверждение права просвещенного человека
 на критику суеверий и всех других заблуждений. Вслед за Вольтером
 многие французские просветители (Дидро, Мармонтель и дp.) успешно
 выступали на поприще драматургии, которая благодаря этому наполни-
 лась передовыми идеями эпохи и явилась важнейшим каналом их широ-
 кого распространения в обществе.
 Лишенный материальной поддержки со стороны отца и не будучи
 в состоянии существовать на литературные гонорары, Вольтер обнару-
 жил недюжинные способности буржуазного дельца, с успехом участ-
 вуя в финансовых опера циях, для которых регентство открыло широкие
 возможности. Тогда и в дальнейшем приумножение своих лохолов яв-
 лялось для Вольтера средством обеспечения независимости от мецена-
 тов и создания оптимальных условий для творческой деятельности и
 социальной активности. Непосредственно вовлекаясь в новые экономи-
 ческие отношения, Вольтер получал возможность яснее осознавать и
 четче
 
 
 179
 
 выражать коренные интересы крепнущей, исторически прогрес-
 сивной буржуазии в ее обостряющемся конфликте с феодализмом. Дан-
 ная "материалистическая практика" (Маркс), мировоззренческий
 смысл которой Вольтер раскрыл с поразительной глубиной, в немалой
 степени стимулировала его борьбу против теологии и "метафизичес-
 кой" умозрительности.
 В 1722 г. Вольтер посетил Голландию, в буржуазно-либеральных
 порядках которой нашел много привлекательных черт. По возвращении
 на родину он написал поэму "За и против", в которой, провозглашая
 себя последователем Лукреция, указывал на необходимость при помо-
 щи философии разоблачать "священный обман" суеверий, мешающий
 людям устраивать счастливую жизнь на Земле. Вольтер заявил о своем
 полном разрыве с христианством и переходе на позиции деизма, допус-
 кающего лишь такого бога, почитание которого может - путем сакрали-
 зации гуманистических правил общежития - способствовать счастью
 людей. В 1723 г., когда с вступлением на престол Людовика XV усили-
 лось преследование протестантского меньшинства, Волы тер без цен-
 зурного разрешения опубликовал "Поэму о Лиге", показывавшую, как
 разгул религиозного фанатизма привел в XVI в. к жестоким войнам
 между католиками и гугенотами, опустошавшими Францию на протя-
 жении трех десятилетий. Лишь оценка общественным мнением этого
 произвеления как первоклассной эпической поэмы, недостававшей ли-
 тературной славе Франции, уберегла Вольтера от репрессий за красно-
 речивое осуждение религиозной нетерпимости.
 Для Вольтера чрезвычайно болезненным было осознание того,
 что, несмотря на широкое общественное признание его творческих дос-
 тижений, он как выходец из "третьего сословия" остается социально
 бесправным перед самыми ничтожными аристократами. Избитый слу-
 гами одного из них за остроумное парирование насмешки над своим
 "низким" происхождением, Вольтер тщетно искал защиты в суде и у
 своих великосветских знакомцев. За попытку же вызвать на дуэль
 аристократа, учинившего над ним насилие, Вольтер был снова заключен
 в Бастилию и спустя две недели выслан из Франции.
 Три года изгнания (1726 - 1729) Вольтер провел в Англии, где был
 принят с почетом как крупнейший деятель современной французской
 культуры. Продолжая творческую работу, он вместе с тем внимательно
 знакомился с различными сторонами английской жизни, сравнивал их с
 положением во Франции и размышлял о возможности использо-
 
 
 180
 
 вать новые знания в деле просвещения своих соотечественников.
 В книге, изданной сначала в Лондоне под заглавием "Письма об анг-
 лийской нации" (1733), а потом с существенным дополнением и под
 новым названием "Философские письма" во Франции (1734), Вольтер
 писал о материальном достатке английских фермеров, не знающих фео-
 дального ига, о благодетельном ограничении английским парламентом
 королевской власти, о свободном исповедании в Англии различных ре-
 лигий, о высоком уражении англичан к деятелям науки, литературы и
 искусства, наконец, о достижениях их философской и естественно-на-
 учной мысли, в числе которых были названы эмпиризм Бэкона, сенсуа-
 лизм Локка и физика Ньютона. "Философские письма", значительно
 усилившие вольтеровскую критику общественно-политического строя
 Франции путем противопоставления ему притягательных альтернатив,
 одновременно вооружили французское Просвещение комплексом но-
 вых философских и научных идей. Осужденные парижским судом на
 сожжение, "Философские письма" открыли мартиролог просветитель-
 ской литературы. Предупрежденный о грозящем ему аресте, Вольтер
 успел пересечь голландскую границу.
 Возвращение спустя несколько месяцев во Францию оказалось
 для Вольтера возможным лишь при условии, что он не появится в Па-
 риже. На многие годы Вольтер обосновался в местечке Сире 1 на севе-
 ро-восточной окраине Франции. В серии написанных здесь произведе-
 ний - "Метафизический трактат" (1734), поэма "Рассуждение о чело-
 веке"" (1737), "Основы философии Ньютона" (1738 - 1740) и др. -
 Вольтер разработал мировоззрение, заложившее основы специфичной
 для французского Просвещения философии. Расширяя и углубляя раз-
 рыв с христианством, Вольтер развернул критическое исследование
 Библии и написал сатирическую поэму "Орлеанская девственница". В
 противовес теологическому воззрению на историю Вольтер начал разра-
 батывать ее философское понимание, на базе которого он наряду с тру-
 дами о прошлом Франции опубликовал первые главы сочинения о все-
 мирной истории.
 Идея Вольтера о необходимости преобразовать госу-
 
 ----------------------
 1 - Вольтер жил там в имении одной из образованнейших женщин
 своего времени - маркизы Эмилии дю Шатле (1706 - 1749), с которой
 его по приезде из Англии связала глубокая любовь. "Божественная
 Эмилия" прославилась переводом на французский язык "Математичес-
 ких натуральной философии" Ньютона, к которым написала компе-
 комментарии.
 
 
 181
 
 дарственное управление на философских началах встретила в
 1736 г. глубоко обрадовавший его сочувственный отклик со стороны
 наследного принца прусского, который в 1740 г. стал королем Фридри-
 хом II. После того как Вольтер по просьбе французского правительства
 провел неофициальный политический зондаж в Берлине, Людовик XV
 назначил его камергером и придворным историографом. Получив дос-
 туп в Версаль, Вольтер надеялся стать философским советчиком фран-
 цузского короля, но последний не помышлял об этом. Растущее раздра-
 жение Вольтера своей отнюдь не влиятельной ролью в Версале вылилось
 в столь нелестное замечание о придворных, что, опасаясь ареста, он бе-
 жал оттуда и несколько недель скрывался. Разочаровывающий опыт
 пребывания при французском дворе Вольтер выразил в написанных тог-
 да своих первых философских повестях ("Видение Бабука", "Мемнон",
 "Задиг"). Сложив с себя придворные обязанности, Вольтер вернулся в
 Сире, но вскоре покинул это селение, так как маркиза дю Шатле скон-
 чалась.
 В 1750 г. Вольтер по приглашению Фридриха II прибыл в Берлин,
 где вошел в круг приближенных к королю вольнодумцев, среди которых
 самой крупной фигурой был тогда французский философ-материалист
 Ламетри, вынужденный покинуть родину. В ходе застольных бесед в
 королевском дворце Вольтер мог высказываться совершенно свободно,
 но обращаться к нему за советами политического характера Фридрих II,
 правивший авторитарно и показавший себя циничным милитаристом,
 совершенно не желал. После ряда конфликтов, один из которых был
 связан с попыткой Вольтера вступиться за несправедливо обиженного
 немецкого ученого, он в начале 1753 г. покинул Пруссию, навсегда по-
 теряв охоту жить, хотя бы краткое время, при дворах монархов, даже
 симпатизируюших Просвещению (он отклонил, в частности, соответс-
 твующее приглашение сначала со стороны австрийской императрицы
 Марии-Терезии, а позже - русской императрицы Екатерины 11, небе-
 зуспешно оспаривавшей у Фридриха II честь быть ведущим "просве-
 щенным" государем Европы).
 В 1754 г. Вольтер прибыл в Швейцарию и поселился вблизи Же-
 невы, но вскоре влиятельное в стране кальвинистское духовенство стало
 проявлять к нему возрастающую неприязнь за все более резкую критику
 им христианства и поддержку местных культурных начинаний, в пер-
 вую очередь организации театра в столице. В конце 1758 г. Вольтер пе-
 реселился в расположенное поблизости от границы с Швейцарией
 французское местечко Ферне: здесь, в приобре-
 
 
 182
 
 тенном им имении, он наконец почувствовал себя в полной безо-
 пасности. Размах и эффективность деятельности Вольтера как филосо-
 фа-просветителя достигли апогея в двадцатилетний фернейский период.
 Действенно формируя передовое общественное мнение и опираясь на
 его возрастающую силу, Вольтер вместе с просветителями младшего
 поколения сделал в эти десятилетия главное для идеологической подго-
 товки во Франции великого социального переворота, о приближении
 которого он пророчески и радостно писал в одном из доверительных пи-
 сем 1764 г.: "Все, что я вижу, сеет семена революции, которая неиз-
 бежно грядет... Свет понемногу настолько распространился, что взрыв
 произойдет при первом же случае, и тогда будет изрядная кутерьма.
 Молодые люди поистине счастливы - они увидят прекрасные вещи".
 Главным объектом ожесточенных атак Вольтера стал реакцион-
 ный клерикализм. Именуя его "гадиной", которую следует "раздавить"
 объединенными усилиями философов, Вольтер в письмах к последним
 призывал: "За дело, смелый Дидро, неустрашимый Д'Аламбер... вперед
 на фанатиков и глупцов... Обрушьтесь на их пошлую декламацию, на
 жалкие софизмы, на лживые искажения истории, на противоречия и
 бесчисленные нелепости. Воспрепятствуйте тому, чтобы люди, облада-
 ющие здравым смыслом, становились рабами тех, кто его лишен: гряду-
 щее поколение будет вам обязано разумом и свободой" (171, 2, 31-1).
 Наряду с массой язвительных брошюр, подрывающих в народе доверие к
 христианским догматам и римско-католической церкви, он публикует
 ряд больших работ, в которых критика христианства и его иудаистского
 основания ведется о всеоружии религиоведческих достижений XVIII в.:
 "Проповедь пятидесяти" (1.761), "Проповеди, произнесенные в Лондо-
 не" (1767), "Обед у графа Буленвилье" (1767), "Важное исследование
 милорда Болингброка, или Могила фанатизма" (1767), "Речь императо-
 ра Юлиана" (1768), "Права людей и узурпации пап" (1768), "Бог и лю-
 ди" (1769), "Наконец-то объясненная Библия" (1776), "История уста-
 новления христианства" (1777).
 Вольтер нанес из Ферне серию сильных ударов также по судеб-
 но-юридической системе французского абсолютизма, публично обличая
 ее произвол в ходе преследования властями инаковерия и вольнодумс-
 тва. Во всей Европе люди содрогались и возмущались, узнавая из обра-
 щенных к общественному мнению работ Вольтера о жесточайших каз-
 нях по необоснованным обвинениям протестантов Каласа и Сирвена,
 "святотатца" Ля Барра и других жертв несправедливых
 
 
 183
 
 судебных приговоров. Вольтеру лишь в некоторых случаях уда-
 лось добиться посмертных реабилитаций, но моральная победа была
 постоянна за ним. В результате французское судопроизводство оказа-
 лось самым основательным образом скомпрометированным, и это серь-
 езно ограничило его возможности в преследовании идеологических
 противников существующего строя. Выступления Вольтера сыграли
 вместе с тем огромную роль в подготовке во многих европейских стра-
 нах реформ, гуманизирующих право, судопроизводство и систему нака-
 заний за преступления.
 Многочисленны и разнообразны были плоды напряженных фило-
 софских размышлений Вольтера в фернейский период. Это, во-первых,
 "Философский словарь" (1764), который в ходе нескольких переизда-
 ний разросся до четырех томов. Во-вторых, это "Философия истории"
 (1765), ставшая введением к труду Вольтера "Опыт о нравах и духе на-
 родов", завершенному в 1769 г. В-третьих, это цикл обобщающих работ:
 "Незнающий философ" (1766), "06 удивительных явлениях природы"
 (1768), "Письма Меммия к Цицерону" (1771), "Надо сделать выбор,
 или Принцип действия" (1772), "О душе" (1774), "Диалоги Евгемера"
 (1777).
 В начале 1778 г. "фернейский патриарх" счел возможным "само-
 вольно" посетить горячо любимый им Париж. Восторженный прием,
 оказанный Вольтеру толпами парижан, заставил власти отказаться от
 его новой высылки. Принимая многочисленные визиты своих друзей и
 почитателей, присутствуя на заседаниях Академии и театральных спек-
 таклях по своим пьесам, встречая со всех сторон трогающие его знаки
 общественного признания и уважения, Вольтер одновременно продол-
 жал по своему обыкновению напряженную творческую деятельность. Ее
 прервала 30 мая лишь смерть, последовавшая после начавшей быстро

<< Пред.           стр. 25 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу