<< Пред. стр. 29 (из 55) След. >>
тавивший теологию и занявший видное место во французском Просве-шении, выступил с обоснованием тезиса о непрерывном прогрессе чело-
веческого разума, задача детальной характеристики успехов которого в
"Энциклопедии" была поставлена в это время Дидро и Д'Аламбером.
Ставший не только выдающимся философом-просветителем, но и одним
из классиков политической экономии XVIII в., "учителем" Адама Сми-
та, согласно Марксу (см. 1, 3, 530), Тюрго, по сути дела, ставил также
вопрос о прогрессе в области материального производства и экономи-
ческой деятельности людей в целом. Во-первых, по Тюрго, необходимой
предпосылкой возникновения и развития научной и философской раци-
ональности явилось разделение трупа, обусловленное переходом от
присваивающей экономики (собирательство, охота) к производящей
(главным образом к земледелию), которая позволяла получать значи-
тельный "прибавочный продукт", делающий возможным, с одной сто-
роны, занятие ремеслами ("механическими искусствами"), а с другой -
в условиях социальной дифференциации - чисто интеллектуальной (и
художественной) деятельностью: "Гений, избавленный от тяжести, на-
лагаемой потребностями первой необходимости, выходит из узкой сфе-
ры, в которой они его удерживали, и направляет все силы к разработке
наук. Отсюда более мощный и более быстрый подъем человеческого ра-
зума..." Во-вторых, в самой экономической деятельности и вообще в
социальной жизни Тюрго усмотрел очень важные, можно сказать, ба-
зисные проявления рациональности, замечая, что "механические ис-
кусства, торговля, гражданская жизнь порождают массу размышлений,
распространяющихся среди людей, смешивающихся с образованностью и
количественно увеличивающихся из поколения в поколение" (128,
129). Констатация "упадка наук и порчи вкуса" в средние века сопро-
вождалась у Тюрго указанием на то, что в ту же самую эпоху "механи-
ческие искусства" под влиянием жизненных потребностей людей "со-
вершенствовались во всех областях": "Какая масса изобретений, не из-
вестных древним и обязанных своим появлением варварской эпохе! Но-
ты, векселя, бумага, оконное стекло, большие зеркальные стекла, вет-
ряные мельницы, часы, порох, компас, усовершенствованное мореход-
ное искусство, упорядоченный торговый обмен и т. д. и т. п." (128, 54,
139, 58). Тем самым Тюрго, будучи одним из самых энергичных деяте-
лей просветительской борьбы с "остатками средневековья", успешно
преодолевал отмеченный Энгельсом поверхностный взгляд на эту эпоху
(возникший у мыслителей Возрождения и укрепившийся в XVI I в. на
заре новоевропейской философии) "как на простой перерыв в ходе ис-
тории, вызванный тысячелетним всеобщим варварством" (1, 21, 287).
В-третьих, рациональность развивающихся "механических искусств" и
экономических отношений
208
Тюрго осмыслил как важнейшее объективное основание научной
и философской рациональности, объясняющее, в частности, Возрожде-
ние. Последуюшая интенсивная разработка "механических искусств", в
ходе которой практически ставилось множество познавательно важных
"физических опытов" и создавались инструменты, необходимые для
углубленного изучения природы, была, по убеждению Тюрго, абсолют-
но необходима,"дабы могли зародиться истинная физика и высшая фи-
лософия" (128, 140).
Если Дидро, Д'Аламбер, Тюрго в своих легально издаваемых про-
изведениях вынуждены были делать заявления о том, что прогресс ра-
зума ни в коей мере не угрожает христианству, то в свободных от цен-
зурного надзора вольтеровских публикациях подчеркивалось, что раз-
вивающиеся знания подрывают любую "богооткровенную" религию. Де-
завуируя формальную дань своих единомышленников концепции "двух
истин", Вольтер утверждал, что истина открывается только разумом и
находится в непримиримом противоречии с христианскими верования-
ми, которые должны быть устранены как пагубные для человечества
заблуждения.
В историческом прошлом Вольтер находил четыре относительно
"счастливые" эпохи: расцвета афинской культуры при Перикле, древ-
неримской - в правление Августа, ренессансной - при Медичи, новоев-
ропейской - в XVII в. Замечая, что все эти эпохи вовсе не были свободны
"от несчастий и преступлений", Вольтер в отличие от Руссо отказывал-
ся возлагать ответственность за последние на совершенствование наук и
искусств, "культивируемых мирными гражданами" (175, 14, 156 -
157).
XVIII век Вольтер считал эпохой, когда разум, высшим воплоще-
нием которого стала "здравая философия", опирающаяся на науки и
неразрывно связанная с искусствами, достиг такого развития, что его
уже нельзя заставить отступить и он будет все более широко распрост-
ранять свое влияние на человеческую жизнь. Главное заключалось для
Вольтера в надежде на то, что выводы философского разума о сущности
и задачах государственной власти овладеют ее носителями, в силу чего
"предрассудки, являющиеся не последним из бичей человечества, пос-
тепенно исчезнут у тех, кто находится во главе народов..." (175, 24,
475). На склоне своих лет Вольтер с энтузиазмом писал: "Посмотрите,
почти все государи Европы свидетельствуют уважение к философии, а
полвека назад не поверил бы, что она может приблизиться к ним" (175,
30, 586). Прославляя "просвещенных государей", Вольтер, в сущности,
мечтал о том, что, как он выразился в письме
209
к Д'Аламберу от 1 марта 1764 г., "наступит день, когда к руко-
водству придут философы".
Все просветители с большой надеждой восприняли назначение
Тюрго в 1774 г. (т. е. в самом начале правления Людовика XVI) на пост
"генерального контролера", в ведении которого находились финансы и
вся экономика. В соответствии с предложениями Тюрго во Франции бы-
ла введена свободная торговля хлебом, упразднены цехи, распространен
на дворянство и духовенство дорожный налог. Тюрго подготавливал вы-
сокое налоговое обложение феодальной земельной собственности и
значительное сокращение государственных расходов, особенно на со-
держание королевского двора, когда придворная камарилья добилась в
1776 г. его увольнения в отставку и отмены всех его антифеодальных
реформ. Надежды просветителей на Людовика XVI как долгожданного
"просвещенного монарха" развеялись, но идея "просвещенного правле-
ния" не исчезла и стала приобретать революционное звучание. По ха-
рактеристике Маркса, Тюрго - это "радикальный буржуазный министр,
деятельность которого была введением к французской революции" (1,
2б 1, 38).
Убеждение в неизбежности скорого установления "царства разу-
ма", в котором будет устранено социальное зло и созданы все условия
для счастливой жизни людей, является оптимистическим финалом
вольтеровской "философии истории". Отвергая мысль Монтескье, что
традиционные, исторически укоренившиеся формы жизни народов
лолжны существенно ограничить грядущие преобразования, Вольтер
считал несомненным, что политическо-юридические законы, даже
"нравы и дух" народов могут радикально изменяться в течение сравни-
тельно непродолжительного времени. При этом Вольтеру в отличие от
Монтескье (и Руссо) была свойственна уверенность, что свобода, соци-
альная справедливость и самая высокая духовная культура могут утвер-
диться у народов всего мира, живущих в любых географическо-клима-
тических поясах.
Историческое знание Вольтер рассматривал как необходимую
предпосылку установления и сохранения "царства разума". По его
мнению, правдивая картина прошлых "несчастий и глупости" челове-
чества является могушественным средством просвещения людей, при
помощи которого "общества со временем приходят к исправлению своих
понятий" (175, 24, 548). Вольтер, в частности, полагал, что если бы ис-
торики не давали людям знания о характерных для клерикального сред-
невековья "узурпациях пап, об их сканлальных распрях во времена рас-
колов, о преследованиях, о войнах, вызванных этим безумием, и об
ужасах, которые порождены ими", то "общественные бедствия тех вре-
мен невежества непременно возродились бы..." (175, 19, 357 - 358). Вы-
ражая уверенность в великом значении уроков истории, Вольтер считал
их философское осмысление не-
210
пременным компонентом современной культуры и действительно
современного бытия человечества.
Завершающим звеном в разработке просветительской "филосо-
фии истории" явился "Эскиз исторической картины прогресса челове-
ческого разума",написанный в начале 1794 г. видным мыслителем и ак-
тивным участником Великой французской революции (в составе фрак-
ции жирондистов, представлявших интересы средних слоев буржуазии)
Жаном Антуаном Кондорсе (1743 - 1794). Следуя за Вольтером и Тюр-
го, он стремился "выяснить, каким образом природа неразрывно связала
прогресс просвещения с прогрессом свободы, добродетели, уважения к
естественным правам человека" (108, 12). В истории развития челове-
чества Кондорсе выделял девять эпох, считая, что последнюю из них за-
вершает французская революция ("идейной руководительницей" кото-
рой выступила философия), призванная "охватить всю экономическую
жизнь общества, изменить все социальные отношения", "разрушить
феодальную тиранию, уничтожить наследственные различия привиле-
гированных, богатых или могущественных корпораций, ликвидировать
систему религиозной нетерпимости..." (108, 188, 187). Удовлетворение
произведенными во Франции революционными преобразованиями сое-
динялось у Кондорсе с мыслью о том, что как в этой стране, так и за ее
пределами предстоит еще очень многое сделать для реализации стрем-
ления людей к счастью. Важнейшим аспектом "философии истории"
Кондорсе является постановка трех насущных задач "улучшения чело-
веческого рода" в десятую эпоху, началом которой он считал образова-
ние Французской республики: "...уничтожение неравенства между на-
циями, прогресс равенства между различными классами того же наро-
да, наконец, действительное совершенствование человека" (108, 221).
После обретения политической свободы всеми народами Кондорсе нахо-
дил жизненно важным для человечества, во-первых, устранить войны и
враждебное соперничество между народами, развивая между ними вза-
имополезное сотрудничество с целью обеспечения для каждой нации
равноправного положения в мировом сообществе. Во-вторых, Кондорсе
указывал на необходимость того, чтобы неизбежное, по его мнению, не-
равенство между людьми в имущественном и образовательном отноше-
нии ""беспрестанно уменьшалось" в каждой стране. В-третьих, Кон-
дорсе ставил вопрос о том, что при устранении двух социальных язв -
"нищеты и чрезмерного богатства" - можно будет, с одной стороны,
"удлинить продолжительность жизни людей, обеспечить им более пос-
тоянное здоровье, более сильное телосложение", а с другой стороны,
совершенствовать "интеллектуальные и моральные способности чело-
века" (108, 255, 257).
На будущее человечества Кондорсе смотрел чрезвычайно опти-
мистически. Он выражал уверенность, что настанет время, "когда
солнце будет освещать землю, населенную только свободными людьми,
не признающими другого господина, кроме своего разума; когда тираны
и рабы, священники и их глупые или лицемерные орудия будут сущест-
вовать только в истории и на театральных сценах...". Широкое расп-
ространение знаний об угнетавших народы силах Кондорсе считал необ-
ходимым для того, чтобы "уметь распознавать и подавлять силой своего
разума первые зародыши суеверия и тирании если бы когда-нибудь они
осмелились вновь показаться" (108, 228).
211
Глава 4. РУССО
Жизнь и деятельность Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) родился
в швейцарском городе-республике
Женеве в семье ремесленника-часовщика, гугенотские предки
которого эмигрировали из Франции. Мать Руссо умерла при его рожде-
нии, а отец мало занимался воспитанием сына, приохотив, однако, его к
чтению, в круг которого наряду с романами попали также плутарховы
жизнеописания, прославлявшие добродетели античного республика-
низма. Отданный обучаться ремеслу Жан-Жак не выдержал связанных
с этим тягот и в шестнадцатилетнем возрасте покинул Женеву. Нес-
колько лет он скитался по Швейцарии, Италии, Южной Франции, ста-
новясь ради заработка то слугой, то музыкантом, то домашним секрета-
рем, то переписчиком нот, то воспитателем, то домоправителем. Прояв-
ляя интерес к философии и праву, Pycco читал произведения Монтеня,
Лабрюйера, Декарта, Мальбранша, Фонтенеля, Лейбница, Бейля, Гроция,
Пуффендорфа. "Философские письма" Вольтера ввели Руссо в круг
идей французского Просвещения.
В 1741 г. Руссо приехал в Париж. Зарабатывая на жизнь перепис-
кой нот и частными уроками, он вместе с тем в ходе чтения и бесед с
парижскими вольнодумцами интенсивно расширял свой интеллекту-
ально-культурный кругозор. Знакомство и дружеское общение Руссо с
Дидро и Кондильяком имело важнейшее значение для мировоззренчес-
кого развития каждого из них. Публикация "Рассуждения о науках и
искусствах" (1750) принесла Руссо славу нового оригинального фило-
софа, которая возрастала по мере выхода в свет других его важнейших
сочинений: "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства
между людьми" (1755), "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), "Об об-
щественном договоре" (1762), "Эмиль, или О воспитании" (1762). Рус-
со приобрел известность также как один из крупнейших французских
писателей, представляя новое литературное направление - сентимента-
лизм; он писал стихи и драмы, сочинял оперы, изобрел новую систему
записи музыки.
В начале издания "Энциклопедии" Руссо был одним из ее веду-
щих сотрудников, возглавив отдел музыки и опубликовав ряд статей.
Вынужденное возвращение в Женеву после публикации второго "Рас-
суждения..." ослабило связи Руссо с энциклопедистами. Отношения с
ними были окончательно прекращены после того, как в работе "0 теат-
ральных
212
представлениях" (1758) он обрушился с резкой критикой на по-
мещенную в седьмом томе "Энциклопедии" статью Д'Аламбера "Жене-
ва", усмотрев в предложении автора учредить для женевцев театр пося-
гательство на их добрые нравы, а в приписывании женевским пасторам
социнианских взглядов (близких к деизму) - злонамеренное искажение
позиции последних. Д'Аламбер, Дидро, Вольтер и другие просветители
сочли это выступление Руссо ударом в спину, помогающим клерикаль-
ным противникам "Энциклопедии" добиваться ее запрещения. Болез-
ненная мнительность, дополнившая идейные расхождения побудила
Руссо усматривать в Дидро и Гольбахе своих злейших тайных преследо-
вателей.
За антиклерикализм и политический радикализм произведения
Руссо "Об общественном договоре" и "Эмиль" были осуждены на
сожжение в Париже и в Женеве. Руссо пришлось довольствоваться
проживанием в небольших швейцарских городках, но и там его не ос-
тавляли в покое религиозные фанатики. В 1765 г. Руссо покинул Швей-
царию и после тщетных попыток добиться реабилитации отказался от
женевского гражданства. Некоторое время Руссо находился в Англии по
приглашению Юма, а в 1767 г. вернулся во Францию, переезжая в поис-
ках убежища от одного симпатизирующего ему аристократа к другому.
В 1770 г. Руссо вернулся в Париж, где вел уединенный образ жизни.
С конца 60-х годов Руссо охватило чувство безысходного одино-
чества и враждебности к нему всех людей, будто бы вызванной "нена-
вистниками" из "гольбаховской клики". От этого тягостного чувства
он искал спасения в прогулках по сельским окрестностям ("природа
всегда улыбается мне") и в написании серии автобиографических сочи-
нений ("Исповедь", "Диалоги", "Прогулки одинокого мечтателя") -
"лишь в себе нахожу я утешенье, надежду и мир..." (181, 3, 659, 575). В
своих весьма откровенных, но очень пристрастных воспоминаниях Рус-
со более всего писал об отношениях с ведущей группой просветителей,
во всем оправдывая себя, а их обвиняя в "низости" и "предательстве";
разрыв дружбы с некогда "нежно любимым" им Дидро оказался неза-
живающей душевной раной, которую Руссо к тому же беспрестанно
растравлял. Возникшему в результате этого пессимистическому наст-
роению Руссо склонен был придавать универсальную значимость, про-
водя мысль о том, что "общительная и любящая" личность обречена на
неприязненное непонимание со стороны других людей, и потому "все
наши мысли о счастье в этой жизни оказываются химерами" (181, 3,
650). Свойственное в это время Руссо сосредоточение внимания на
собственном "я" ("...я не должен и не хочу заниматься ничем, кроме
себя"), изображаемом как неизбывно одинокое и несчастное, стимули-
ровало наряду с предшествующей руссоистской критикой цивилизации,
науки и разума складывание в европейских странах конца XVIII в. ро-
мантического мироощущения, во многом являвшегося антитезой прос-
ветительству. Рядом буржуазных философов ХХ в. эти воззрения Руссо
использовались для зачисления его в предтечи экзистенциализма.
213
В начале 1778 г. тяжело больной Руссо принял приглашение од-
ного из своих аристократических почитателей пожить в его пригород-
ном имении Эрменонвиль. Там через несколько месяцев Руссо скончал-
ся и был похоронен на островке среди озера.
Проблема Проблемам философского осмысле-
противоречивости ния природы и психофизического ас-
культурно-социального пекта человеческого бытия Руссо уде-
прогресса лял сравнительно немного внимания,
решая их в духе деистически ограни-
ченного материализма. В центре внимания Руссо как философа
находилось положение человека в современном ему обществе, где он
констатировал и обличал порабощение массы трудящегося населения
всевозможными угнетателями, настойчиво стремясь вместе с тем найти
причины этого несчастного состояния большинства людей и указать