<< Пред.           стр. 30 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 путь, ведущий к их освобождению.
 Основное содержание антропосоциальной философии Руссо было
 разработано им в период 1750 - 1762 гг., причем она существенно видо-
 изменялась от произведения к произведению.
 Философская проблема человека впервые возникла перед Руссо в
 виде вопроса, поставленного Дижонской академией в 1750 г.: "Спо-
 собствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?" В
 "Рассуждении о науках и искусствах", признанном названной акаде-
 мией наилучшим из массы представленных ей сочинений, Руссо давал
 намеренно неожиданный - в эпоху Просвещения - отрицательный ответ
 (возможно, в какой-то мере по совету любителя парадоксов Дидро), сос-
 тавленный с большим красноречием. Имея в виду Возрождение и после-
 дующие века, Руссо заявлял, что "наши души развращались по мере то-
 го, как совершенствовались науки и искусства". Несовместимость
 нравственности с рафинированной духовной культурой Руссо считал
 своего рода закономерностью: "Приливы и отливы волы в океане не
 строже подчинены движению ночного светила, чем судьба нравов и доб-
 ропорядочности - успехам наук и искусств" (181, 1, 47).
 Однако за этими инвективами, вызвавшими восторг противников
 Просвещения, почти сразу же вырисовывался другой, в сущности глав-
 ный объект осуждения Руссо, а именно: социально-политическое пора-
 бощение. Имея в виду попытки ряда деспотических властителей покро-
 вительствовать деятелям науки и искусства ради придания блеска
 "просвещенности" своему царствованию, Руссо клеймил
 
 
 214
 
 "науки, литературу и искусство" за то, что, могущественно воз-
 действуя на человеческое сознание, они в определенных условиях "об-
 вивают гирляндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглу-
 шают в них естественное чувство свободы". Руссо со всей непосредс-
 твенностью выразил умонастроение угнетенных и эксплуатируемых
 масс, когда писал, что осыпаемые благодеяниями монархов "толпы"
 писателей, художников и ученых "высасывают соки из государства,
 ничего не давая ему взамен", тогда как самые полезные граждане, даю-
 щие "нам хлеб, а нашим детям молоко", "гибнут в нищете и презрении
 в глуши деревень" (1 81, 1, 45, 54, 60).
 Вместе с тем Руссо в качестве идеолога народных масс сумел из-
 вестным образом подняться над ограниченностью этого умонастроения,
 выразив понимание возможности и целесообразности использовать
 культурный прогресс в их интересах. Антипросветительские деклара-
 ции "Рассуждения о науках и искусствах", по сути дела, ограничива-
 лись и девальвировались ясно выраженными в нем просветительскими
 убеждениями. Открывавшееся "прекрасным и величественным зрели-
 щем" того, как человек "светом разума" рассеивает мрак неведения о
 внешнем мире и внутренней природе людей, это произведение заверша-
 лось предложением пригласить "первоклассных ученых" (для творчест-
 ва которых следует создать самые благоприятные условия) ко дворам
 государей как лиц, "наиболее способных быть их советниками" в деле
 совершенствования управления "на благо рода человеческого". Руссо
 высказывал убеждение, что "народы останутся презренными, развра-
 щенными и несчастными" лишь до тех пор, "пока власть, с одной сто-
 роны, а просвещенность и мудрость - с другой, не вступят в союз" (181,
 1, 63, 64). Тем самым Руссо в известной мере поддержал вольтеровскую
 концепцию "просвещенного правления", но сразу же сделал в ней такие
 демократические акценты, которые, углубляясь, скоро привели к су-
 щественно иной социальной философии. Этому способствовало и уг-
 лубление его подходов к выявлению противоречий общественного прог-
 ресса.
 Дальнейшие размышления Руссо учитывали обращенное к нему в
 1 томе "Энциклопедии" предложение Д'Аламбера "исследовать, не яв-
 ляется ли большинство зол, которые он приписывает наукам и искусс-
 твам, следствиями совершенно других причин..." (100, 164).
 
 
 215
 
 Диалектическое учение В следующем своем важнейшем фи-
 о происхождении лософском произведении "Рассуж-
 нарастании и устранении дение о происхождении и основаниях
 социального гнета неравенства..." Руссо углубился в вы-
  яснение первопричин социального гне-
 та, рассматривая его как неотделимый от экономического и поли-
 тического неравенства. Среди французских просветителей своего вре-
 мени Руссо выделился тем, что он первым после Мелье усмотрел нетер-
 пимую несправедливость не только в привилегиях господствующего
 класса феодальноабсолютистского общества, но и в любых других, в том
 числе предшествующих феодализму и буржуазных, формах экономи-
 ческого и политического пре обладания одних групп людей над други-
 ми. При этом Руссо преодолел идущее от Мелье и разделяемое боль-
 шинством просветителей представление о том, что политическое пора-
 бощение зиждется только на сочетании насилия с клерикально-религи-
 озным "обманом". Осуждая феодальное правление как "самое неле-
 пое", противоречащее "и принципам естественного права, и всякому
 благоустроенному государственному порядку" (1 82, 9), Руссо считал
 его необходимым результатом развития социального неравенства, воз-
 никшего на заре существования человеческого рода пол влиянием объ-
 ективных причин. Преимущество Руссо перед Монтескье состоит в том,
 что он не ограничился рассмотрением форм политического порабоще-
 ния и при решении ключевых проблем понимания социального развития
 не принял точки зрения географического детерминизма. В грандиозной
 картине человеческой истории, нарисованной Руссо под интересующим
 его углом зрения, наряду с укоренившимися в новоевропейской фило-
 софии натуралистическими постулатами и проявлениями свойственно-
 го просветителям исторического идеализма имеются также гениальные
 догадки материалистического характера и глубокие диалектические
 прозрения.
 Причину перехода к общественному состоянию Руссо усматривал
 в присущей человеку "способности к совершенствованию", которая вы-
 ражается, собственно, в развитии человеческого ума. Последний наряду
 с изобретением различных орудий и жизненных удобств приходит так-
 же к мысли о целесообразности человеческих "ассоциаций". Этот иде-
 алистический взгляд корректировался, однако, указаниями Руссо на то,
 что развитие разума являлось не спонтанным процессом, а было обус-
 ловлено жизненными потребностями людей при расселении их из пер-
 воначальных
 
 
 216
 
 благодатных мест обитания (вследствие образования там по мере
 размножения людей избыточного населения) в области, где питание и
 все необходимое человеку должно было обеспечиваться его трудом.
 Именно в этих условиях люди изобрели крючки и лесы для рыболовства,
 лук и стрелы для охоты, стали делать одежду из шкур животных, поль-
 зоваться огнем для приготовления пиши, наконец, образовывать спора-
 дические "ассоциации" для достижения жизненно важных целей (нап-
 ример, охоты на крупных животных), в которых приобретали "некото-
 рое грубое понятие о взаимных обязательствах и о том, сколь выгодно
 их исполнять" (183, 74).
 Постройку жилищ, вынужденную суровыми условиями среды
 обитания, Руссо рассматривал как "первый переворот" в существовании
 людей, приведший ""K установлению и выделению семей" - первых
 постоянных "сообществ", которые затем объединялись в племена. Эпо-
 ху этого раннесоциального состояния, когда еще не возникло государс-
 тво, он считал "самой счастливою и самой продолжительною" в исто-
 рии человеческого рода, полагая, что тогда люди, не принуждаемые еще
 к изнурительному труду, "жили свободно, здоровые и счастливые... и
 продолжали в отношениях между собой наслаждаться всеми радостями
 общения, не нарушавшими их независимость" (1 83, 75, 78). В этой
 картине нашли определенное отражение черты первобытнообщинного
 строя, представление о котором давали Руссо древние предания цивили-
 зованных народов и сведения путешественников о жизни "дикарей" (по
 его мнению, "почти всех" их "застали на этой ступени развития").
 Последующий, "второй переворот", ведущий к образованию
 "гражданского общества", Руссо рисовал самыми черными красками:
 "исчезло равенство", появились "рабство и нищета". Предметом раз-
 мышлений Руссо оказывалось, по сути дела, происхождение классо-
 во-антагонистического общества, в отношении которого он пришел к
 ряду глубоких выводов. Основание этого общества Руссо усматривал в
 таком фундаментальном экономическом феномене, как возникновение
 частной собственности. Изобразив "истинным основателем гражданс-
 кого общества" человека, который первым, "оградив участок земли,
 придумал заявить: "Это мое" - и нашел людей достаточно простодуш-
 ных, чтобы тому поверить", Руссо, однако, тут же подчеркнул, что это
 не более чем упрощенное представление о трансформации, которая, в
 сущности, была не случайной, а представляла собой экономически не-
 обходимый результат развития зем-
 
 
 217
 
 леделия: "Неизбежным следствием обработки земли был ее раз-
 дел" (183, 72, 80).
 Далее Руссо обосновывал положение о том, что установление
 частной собственности на обрабатываемую землю, даже при допущении
 равномерного распределения последней, с неизбежностью вело к иму-
 щественному неравенству: "Самый сильный производил своим трудом
 больше, чем другие; самый искусный извлекал больше выгоды из своей
 работы; самый изобретательный находил способы сократить затраты
 труда". Руссо подчеркивал значение того экономического факта, что
 земледелие давало определенный "излишек" по сравнению с вложен-
 ным трудом, и он мог храниться, накапливаться и передаваться из рук в
 руки, образуя богатства. Наличие прибавочного продукта позволило
 людям специально заниматься ремеслами, "искусствами", число кото-
 рых умножалось; при этом металлургия и обработка металлов, в осо-
 бенности железа, мощно способствовали дальнейшему росту сельскохо-
 зяйственного производства. Именно на этом экономическом основании,
 считал Руссо, развилась цивилизация с присущим ей крайним неравенс-
 твом и гнетом: "Железо и хлеб - на взгляд философа - вот что цивили-
 зовало людей и погубило род человеческий" (183, 79 - 80).
 Социально гибельными и в то же время неизбежными следствия-
 ми возникновения частной собственности и развивающегося имущест-
 венного неравенства Руссо считал "состязание и соперничество, с од-
 ной стороны, противоположность интересов - с другой, и повсюду -
 скрытое желание выиграть за счет других". Нарастающее имуществен-
 ное неравенство доходит, указывал Руссо, до крайних пределов, когда
 образуется небольшое число богачей и масса бедняков, лишенных собс-
 твенности. Подход Руссо к пониманию того, что основанное на частной
 собственности общество поляризуется на группы людей с экономически
 противоположными интересами, дополняется выводом о неизбежности
 "самой страшной войны" одних за беспредельное увеличение собствен-
 ности, других - за обладание ею хотя бы в минимальном размере. Среди
 выводов, означающих движение Руссо в сторону материалистического
 понимания общества в истории, находится, наконец, мысль о том, что
 именно в обстановке этой обусловленной противоположными экономи-
 ческими интересами ожесточенной борьбы возникает государство. Счи-
 тая несостоятельной теорию насилия (на это достижение Руссо обращал
 внимание Энгельс при критике Дюринга), равно как трактовку госу-
 дарства в виде
 
 
 218
 
 объединения слабых для своей защиты, Руссо сумел разглядеть в
 возникающем государстве орудие укрепления господства тех, кто вла-
 деет богатствами (правда, разглядеть лишь в форме наивного представ-
 ления об образовании государства как результате принятия введенными
 в заблуждение бедняками хитроумного "плана" некоего богача). По
 словам Руссо, "общество и законы" "наложили новые путы на слабого
 и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естествен-
 ную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства,
 превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нес-
 кольких честолюбцев обрекли с тех пор человеческий род на труд, рабс-
 тво и нищету" (183, 82, 84). Узаконив экономическое неравенство, го-
 сударство дополнило его, указывал Руссо, политическим неравенством
 посредством разделения людей на управляющее меньшинство ("магист-
 ратура") и обязанную ему подчиняться массу подданных. Третьей, за-
 вершающей ступенью в "поступательном развитии неравенства" Руссо
 считал превращение государственной власти в деспотизм, при котором
 подданные становятся рабами.
  Мысли Pycco о частной собственности как фун-
 Коммунистические даментальном источнике социальных зол про-
 утопии должили и существенно обогатили традицию ее
 Морелли и Дешана критики утопическими коммунистами от Т. Мо-
  ра до Ж. Мелье. Они в сочетании с последующи-
 ми аналогичными мыслями руссоиста Г. Мабли (1709 - 1785) дали
 мощный импульс разработке во Франции второй половины XVIII в.
 коммунистических утопий, хотя в отношении перспектив общественно-
 го развития сам Руссо выдвинул иной социальный идеал.
 Просветитель, укрывшийся под псевдонимом Морелли и до сих
 пор не идентифицированный, явился крупнейшим в этот период теоре-
 тиком утопического коммунизма, к которому он в 50-е годы пришел от
 былой поддержки по-буржуазному понимаемой концепции "просве-
 щенного государя". В "Кодексе природы" 1 (1755), который до конца
 XVIII в. приписывался Дидро и даже включался в неавторизованные
 собрания его сочинений, Морелли развернул детально разработанный
 проект коммунистического общества, явившийся самым внушительным
 после утопий Мора и Кампанеллы. Непосредственно стимулированная
 руссоистской критикой частной собственности и усваивающая целый
 ряд его патриархальных установок, эта утопия не принимала, однако,
 антицивилизационного пафоса Руссо. Его тезис о прогрессе наук и ис-
 кусств как причине порчи нравов Морелли назвал софистическим, заяв-
 ляя, что исправить "недостатки политики и морали согласно законам
 природы" могут только "истинные мудрецы", когда они располагают
 возможностью "бороться с заблуж-
 
 ---------------------
 1 - Б. Ф. Поршнев высказал парадоксальное, по его собственной
 оценке, предположение, что "Кодекс природы" написал Дешан до пере-
 ворота в его мировоззрении, вызванного вторым "Рассуждением..."
 Руссо (95, 214).
 
 
 219
 
 дениями и предрассудками, поддерживающими дух собственнос-
 ти..." (116, 205). В просветительском духе "Кодекс природы" предус-
 матривал приобщение людей к достижениям науки и искусства, учас-
 тие в их творческом развитии. Будущее общество свободы, равенства и
 братства было изображено Морелли как экономически развивающееся,
 причем научно-технический прогресс представал в качестве необходи-
 мой предпосылки удовлетворения растущих материальных потребнос-
 тей людей и улучшения условий их жизни. В "Кодексе природы" уто-
 пический коммунизм, вбирая в себя достижения просветительской ант-
 ропосоциальной философии, поднимался на новую ступень и начинал
 выступать, говоря словами Маркса, "как положительное упразднение
 частной собственности - этого самоотчуждения человека - и в силу это-
 го как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для
 человека, а потому как полное, происходящее сознательным образом и с
 сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение
 человека к самому себе как человеку общественному, т. е. человечно-
 му" (1, 42, 116).
 Совсем иной, архаичный характер имела коммунистическая уто-
 пия монаха-бенедиктинца Л. М. Дешана (1716 - 1774), разработанная им
 в начале 70-х годов. Ее основания были заложены во второй половине
 50-x годов, когда, однако, основное внимание Дешана сосредоточива-
 лось на выработке учения о "метафизической Истине", которое он бе-
 зуспешно пытался предложить Руссо в качестве необходимого фило-
 софского обоснования "состояния нравов". Последнее понималось как
 свободная от угнетательской власти и порабощающего "ярма законов"
 жизнь людей в обществе, где нет частной собственности, они равны и
 по-братски сплочены, не знают никакого соперничества, раздоров, неп-
 риязни и всецело удовлетворены, счастливы своим бытием. В некоторых
 отношениях Дешан обогатил теорию утопического коммунизма, но в
 целом его концепция (вместе с утопическими романами 60-х годов
 "История галлигенов" Тифэнь Деляроша и "Моральный перегонный
 куб" Руйе) представляла собой из-за свойственного ей абсолютизирова-
 ния антицивилизационных, антипросветительских идей Руссо возвра-
 щение к уровню "грубого коммунизма" средневековых утопистов, ко-
 торые, как отмечал Маркс, не устраняли по-настоящему частную собс-
 твенность, поскольку своеобразно "обобшали и завершали" порожден-
 ные ею дегуманизирующие отношения. Собственно человескую жизне-
 деятельность Дешан сводил к труду, который должен был заполнить все
 время, свободное от ночного сна и общественных трапез, а это означало,
 что "категория рабочего не отменяется, а распространяется на всех лю-
 дей" (1, 42, 114). Равенство и братство людей Дешан трактовал как их
 абсолютное нивелирование в одежде, питании, жилищах, вкусах и мне-
 ниях, которые должны быть одинаковы у всех. Подводя отношения в
 семье под категорию частной собственности, Дешан выступал за общ-
 ность женщин и мужчин в аспекте сексуальных связей между ними.
 Всем этим отрицалась "личность человекаэ (1, 42, 114). Обеспечение
 всех членов общества материальными благами Дешан связывал со све-
 дением соответствующих потребностей до минимума, ориентируя тем
 самым на то, что Маркс осуждающе охарактеризовал в "грубом комму-
 низме" как возврат "к неестественной... простоте бедного, грубого и не
 имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над
 уровнем частной собственности, но даже и не дорос еще до нее" (1, 42,
 115). В духе свойственного названной форме коммунизма "абстрактно-

<< Пред.           стр. 30 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу