<< Пред.           стр. 31 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 го отрицания всего мира культуры и цивилизации" (1, 42, 115) Дешан
 ратовал за уничтожение городов, книг, искоренение науки, ликвидацию
 школьного образования, забвение истории, отказ от летосчисления, ка-
 лендаря, знания возраста людей и т. д., - людям надлежало ограничиться
 теми изустно передаваемыми элементарными сведениями, которые не-
 обходимы для
 
 
 220
 
 примитивного сельского хозяйства и ремесла. "Состояние нра-
 вов" мыслилось Дешаном как навсегда застывшее, не развивающееся
 общество. Сотрудник "Энциклопедии" аббат Ивон, один из немногих,
 кому в 18 в. довелось ознакомиться с развернутым изложением "мо-
 ральной Истины" Дешана, воскликнул: "Нет, этого состояния я не хо-
 чу, оно ставит человека ниже скотины" (102, 409). Оставшаяся в то
 время практически безвестной и потому не оказавшая влияния на об-
 щественное сознание своей эпохи, утопия Дешана, как и его учение о
 "метафизической Истине", стала предметом внимания исследователей
 после открытия в середине 60-х годов XIX в. соответствующей рукопи-
 си. При этом буржуазные историки социальной мысли стремились ис-
 пользовать дешановский "грубый коммунизм" для дискредитации в це-
 лом учения о коммунизме, игнорируя тот факт, что уже в XV111 в. это
 проявление названного учения выглядело безнадежно устарелым и от-
 нюдь не привлекательным даже для тех, кто стремился устранить из
 общественной жизни институт частной собственности.
 Во второй половине 18 в. общественно значимый идеал комму-
 нистического общества определялся во Франции и во всей Европе куль-
 турно-гуманистически ориентированным "Кодексом природы", высоко
 поднявшимся над "грубым коммунизмом". Именно это произведение
 завоевывало приверженцев коммунистического идеала и оказывало
 влияние на последующее развитие представлений об обществе, свобод-
 ном от классовых антагонизмов, порабощения, угнетения, несправедли-
 вости и всякого рода иной бесчеловечности.
 При характеристике нарастания неравенства Руссо углубляется до
 выявления диалектики социального развития с при сушей ей борьбой
 противоположностей, внутренней противоречивостью, отрицанием от-
 рицания. Руссо указывал, что деспотизм - это "последний предел нера-
 венства и крайняя точка, которая замыкает круг и смыкается с нашею
 отправною точкою". Более определенно возвращение к этой точке вы-
 ражается в том, что "отдельные лица вновь становятся равными" - в том
 смысле, что перед лицом всевластного деспота "они суть ничто". Наря-
 ду с этим исчезают право и нравственность, установившиеся в общест-
 венно состоянии: "Так как у подданных нет иного закона, кроме воли
 их господина, а у него нет иного правила, кроме его страстей, то поня-
 тия о добре и принципы справедливости вновь исчезают; здесь все сво-
 дится к одному только закону более сильного и, следовательно, к ново-
 му естественному состоянию, отличающемуся от того состояния, с ко-
 торого мы начали, тем, что первое было естественным состоянием в его
 чистом виде, а это последнее - плод крайнего разложения" (183, 95 -
 96).
 Примечательно, что диалектические положения социальной фи-
 лософии Руссо были органически связаны с ее революционной заост-
 ренностью, намечающей оптимистическую перспективу выхода из
 мрачного состояния деспотизма. Согласно Руссо, неограниченная еди-
 ноличная власть, свой-
 
 
 221
 
 ственная третьей ступени развития общественного неравенства,
 утверждается не навечно, а лишь до тех пор, "пока новые перевороты не
 уничтожат власть совершенно или же не приблизят ее к законному ус-
 тановлению". Руссо давал теоретическое обоснование грядущего анти-
 деспотического переворота, указывая на правомерность применения во-
 оруженной силы для свержения властителя, который держался "одной
 только силой". Руссо прямо писал, что "восстание, которое приводит к
 убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, - это акт
 столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он вплоть
 до этого момента распоряжался жизнью и имуществом своих поддан-
 ных" (183, 92, 96). Здесь опять-таки ярко проявлялось диалектическое
 представление об отрицании отрицания. Как отмечал Энгельс, после
 предусмотренного Руссо свержения деспотической власти "неравенство
 вновь превращается в равенство, но не в старое, стихийно сложившееся
 равенство бессловесных первобытных людей, а в более высокое равенс-
 тво общественного договора" (1, 20, 144). Учение Руссо о развитии не-
 равенства и способе его преодоления Энгельс относил к "высоким об-
 разцам диалектики", встречающимся у французских просветителей (1,
 20, 20).
 Революционно- На ступень четкой, последователь-
 демократическая ной и детально разработанной рево-
  концепция люционно-демократической концеп-
  ции социальная философия Руссо
 "общественного договора" поднялась в работе "Об общественном
 договоре", где он определил строй, который должен утвердиться на раз-
 валинах поверженного деспотизма, не давая последнему возможности
 возродиться. Под углом зрения разработанного здесь социального идеа-
 ла Руссо во многом по-новому осветил вопросы общественного разви-
 тия, отходя при этом, с одной стороны ,от проявлявшегося у него ранее
 крайнего натурализма, а с другой - от положений материалистического
 и диалектического характера. Взамен у Руссо развивались положения в
 духе "юридического мировоззрения" и вместе с тем географического
 детерминизма, что свидетельствовало о значительном воздействии на
 него социальной философии Монтескье. Новая концепция "обществен-
 ного договора" Руссо, которая скоро многими стала восприниматься
 как единственная им выдвинутая, устраняла некоторые его важнейшие
 расхождения с другими просветителями, вообще более определенно
 вписывала его социально-философскую мысль в Просвещение, делая ее
 одним из классических выражений последнего.
 
 
 222
 
 В рамках договорной теории общества и государства, существенно
 видоизменяемой Руссо по сравнению с предшествующими новоевро-
 пейскими мыслителями и другими французскими просветителями, он
 стремился решить главную и постоянную проблему своей социальной
 философии, а именно: как и почему человек утратил свободу, прису-
 щую ему в естественном состоянии, и что нужно сделать для того, что-
 бы вновь обрести ее. Прежнее решение этой проблемы согласно которо-
 му сам переход к общественно-государственному состоянию оказался
 фатально гибельным для человеческой свободы, перестает удовлетво-
 рять Руссо, хотя для него остается бесспорным, что именно в этом сос-
 тоянии произошло порабощение человека, так что ныне "везде он в око-
 вах" (182, 3).
 Вопрос о свободе и порабощении рассматривается Руссо со свойс-
 твенной ему юридической точки зрения, в свете которой свобода выгля-
 дит как соответствующая праву, а порабощение - как не имеющее ника-
 ких правовых оснований. Pycco развивает договорную теорию права,
 согласно которой оно "основано на соглашениях". Он убежден, что
 "сила не создает права". При этом возможность самих соглашений ог-
 раничивается Руссо утверждением абсолютной ценности свободы, от
 которой никто не может отказаться в пользу другого без отказа "от
 своего человеческого достоинства, от права человека, даже от его обя-
 занностей". Руссо считает совершенно неверным мнение Гроция, что
 как "частный человек... может отчудить свою свободу и стать рабом ка-
 кого -нибудь господина", так может произвести отчуждение своей сво-
 боды целый народ и "стать подданным какого-нибудь короля". По пово-
 ду закрепощения французского населения в результате "частных во-
 ин", разрешенных установлениями Людовика IX, Руссо замечал, что в
 этом выразились "только злоупотребления феодального правительства"
 (182, 4, 5, 7, 9 ). Отвергая трактовки права, используемые в поддержку
 феодальных отношений, и вкладывая в последнее новый смысл, Руссо в
 своих политически острых рассуждениях идеализированно выражал
 юридический аспект революционных устремлений "третьего сословия".
 Отказавшись от взгляда на конституируюший гражданское об-
 щество договор как злонамеренный обман богатыми бедных, узакони-
 вающий их обездоливание и порабошение, Руссо видит теперь в нем,
 напротив, соглашение, успешно решающее задачи поисков такой формы
 ассоциации, "которая защищала бы и охраняла совокупность общей си-
 лой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, со-
 единяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оста-
 вался бы таким же свободным, каким он был раньше". Из разъяснений
 Руссо, что условия, "статьи" этого договора не были, быть может, ни-
 когда "формально выражены", а "везде молчаливо допущены и призна-
 ны" (182, 12 - 13), следует, что для него речь идет не об исторически
 реальных актах, но о выяснении фактических
 
 
 223
 
 принципов, на которых строились древнейшие, первоначальные
 "гражданские общества". Выражая социальный идеал Руссо, его новое
 понимание "общественного договора" строится вместе с тем на осмыс-
 лении фактов социальной организации тех "варварских" народов, кото-
 рые сокрушили Римскую империю и у которых впоследствии утвердил-
 ся феодальный строй.
 В характеристике Руссо "общественного договора" ярко проявля-
 ется диалектика человеческого отчуждения и его снятия. С одной сто-
 роны, "общественный договор" направлен "к полному отчуждению
 каждого члена со всеми его правами в пользу всей общины". Но пос-
 кольку "нет ни одного участника, по отношению к которому остальные
 не приобретают того же права, какое они ему уступают по отношению к
 себе, то каждый снова приобретает все, что он теряет", т. е. вследствие
 своей универсальности названное отчуждение снимает себя, причем
 каждый член общества оказывается лаже в выигрыше. Во-первых, в об-
 щественном союзе он "приобретает больше силы для сохранения того,
 что он имеет". Во-вторых, "основное соглашение не только не разруша-
 ет естественного равенства, а, напротив, заменяет моральным и закон-
 ным равенством то физическое неравенство между людьми, которое
 могла создать природа; люди, будучи неравны по силе и уму, становятся
 равными в силу соглашения" (182, 13, 20).
 В ходе дальнейших разъяснений того, какие приобретения прино-
 сит человеку "общественный договор", Руссо практически полностью
 отходит от своей былой апологии "естественного состояния" и осужде-
 ния "культивирования" человека в "общественном состоянии". Ут-
 верждая новую для себя мысль о преимуществах второго состояния по
 сравнению с первым, Руссо с энтузиазмом пишет о том, что в обществе
 способности человека "упражняются и развиваются; мысль его расши-
 ряется и вся его душа возвышается до такой степени, что если бы злоу-
 потребления новыми условиями жизни не низводили его часто до сос-
 тояния более низкого, чем то, из которого он вышел, он должен был бы
 непрестанно благословлять счастливый момент, вырвавший его навсегда
 из прежнего состояния и превративший его из тупого и ограниченного
 животного в существо мыслящее - в человека". В актив "гражданского
 состояния" Руссо записывает также приобретенную в нем "моральную
 свободу, которая одна лишь делает человека господином над самим со-
 бой, потому что импульс одного только влечения равносилен рабству, а
 повиновение закону, предписанному самому
 
 
 224
 
 себе, равносильно свободе". Притом "гражданскую свободу" Рус-
 со ставит выше "естественной свободы". Наряду с указанием на преи-
 мущества, которые дает людям "общественный договор", Pycco харак-
 теризует его и как объективно необходимый людям "на той ступени,
 когда препятствия, мешающие сохранению их в естественном состоя-
 нии, берут верх над силами, которые каждый индивид может прило-
 жить, чтобы удержаться в таком состоянии. При таких условиях перво-
 бытное состояние не может более существовать; и род человеческий по-
 гиб бы, если бы не изменил способа существования" (182, 17, 12).
 В этой концепции "общественного договора" Руссо отошел от ка-
 тегорического осуждения частной собственности. Она более не расс-
 матривается им как фатальный источник социальных антагонизмов.
 "Общественный договор" производит отчуждение имущества заключа-
 ющих его индивидов в пользу государства, становящегося его "хозяи-
 ном", но, разъясняет Руссо, "особенность данного отчуждения заклю-
 чается в том, что община, принимая имущества частных лиц, вовсе не
 обездоливает их, а, напротив, лишь обеспечивает за ними законное вла-
 дение и превращает узурпацию в действительное право, а пользование -
 в собственность". Другими словами, "общественный договор" узакони-
 вает частную собственность, дает ей правовое основание и предписыва-
 ет государственной власти обеспечить "уважение" прав собственников.
 Руссо встал на позиции мелкобуржуазного эгалитаризма, советуя не
 допускать существования в обществе "ни богачей, ни нищих" (182, 43,
 44).
 Крупнейшими новациями Руссо, придавшими договорной теории
 демократическо-революционный характер, явились три взаимосвязан-
 ных положения: суверен - это народ; суверенитет народа неотчуждаем
 и неделим; "законодательная власть принадлежит народу и может при-
 надлежать только ему". В законах, которыми в обществе определяются
 все права и правила жизни, Руссо видел конкретное проявление сувере-
 нитета, выражение "всеобщей воли" народа. Он считал, что "всякое го-
 сударство, управляемое законами", следует назвать "республикой",
 "какова бы ни была форма правления, потому что только в этом случае
 управляет общественный интерес и общественное дело имеет какое-ни-
 будь значение" (182, 48, 32).
 Демократическо-революционная заостренность концепции "об-
 щественного договора" Руссо рельефно проявлялась при характеристи-
 ке им правительственной власти, включая монархическую. Согласно
 Руссо, правительство
 
 
 225
 
 обладает лишь исполнительной властью, поскольку представляет
 собой "посредствующий орган, установленный между подданными и
 сувереном для взаимного их сношения, уполномоченный исполнять за-
 коны и охранять свободу, как политическую, так и гражданскую". Осо-
 бенно революционно звучали слова Руссо о том, что доверенную прави-
 телям исполнительную власть суверен, т. е. народ, "имеет право огра-
 ничить, изменить, отнять, когда ему угодно". Надлежащим органом для
 обеспечения функционирования суверенитета народа Руссо считал на-
 родные собрания, проводимые в установленные законом сроки и не
 нуждающиеся для своего созыва в санкции со стороны правительства.
 "Открытие таких собраний, которые имеют предметом только сохране-
 ние общественного договора, должно, - указывал Руссо, - начинаться
 постановкой двух вопросов, которых никогда нельзя отменить и кото-
 рые должны голосоваться раздельно. Первый: "Угодно ли суверену сох-
 ранить существующую форму правительства?"Второй: "Угодно ли на-
 роду оставить управление в руках тех, на которых оно теперь возложе-
 но?" (182, 49, 88). Руссо подчеркивал, что решениям этого собрания
 правители - "начальники" обязаны безоговорочно подчиняться, а в слу-
 чае отказа это сделать народ должен использовать любые средства для
 осуществления своего суверенитета, т. е. для сохранения за исполни-
 тельной властью ее подчиненного по отношению к воле народа положе-
 ния.
 В обоснование своей концепции "общественного договоpa" Pycco
 ссылался на существование народных собраний не только в республи-
 канском Риме, но также у возглавлявшихся царями древних римлян и
 королями - древних франков. Последующее порабощение народов Руссо
 рассматривал как нарушение "общественного договора", обусловленное
 в основном четырьмя причинами: во-первых, стремлением правительств
 к максимальному усилению; во-вторых, утратой гражданами республи-
 канских добродетелей, без которых невозможно противодействовать
 узурпации правительствами суверенитета; в-третьих, с развитием среди
 граждан частных интересов, разъединявших их и противопоставляющих
 друг другу; в-четвертых, тем, что в этой обстановке "общая воля" ока-
 зывается обманутой или вовсе устраненной, "онемевшей".
 Утрачивая свою предшествующую глубину понимания причин со-
 циального гнета и сосредоточивая внимание преимущественно на его
 политическом аспекте, Руссо зато вооружал будущих деятелей револю-
 ции весьма определен-
 
 
 226
 
 ной программой политического действия и вместе с тем в общеп-
 росветительском русле определял действенную линию идеологической
 подготовки этой революции. Мысль о том, что "общая воля" оказалась
 устраненной из жизни общества из-за навязанных ей ложных сужде-
 ний, приводила Руссо к выводу о необходимости "просветить" ее,
 "указать ей правильный путь, который она ищет, гарантировать ее от
 увлечения волей отдельных лиц", выявить "опасность скрытых и отда-
 ленных зол", которые могут таиться за сиюминутными выгодами. Рус-
 со убежден, что только "просвещенное общественное сознание создаст
 в социальном организме единство понимания и воли, отсюда же явится
 правильное соревнование частей и, наконец, величайшая сила целого"
 (1 82, 33).
 Концепцию "общественного договора" ограничивают в социаль-
 ной философии Руссо положения географического детерминизма, явно
 навеянные Монтескье. Заявляя, что "не всякая форма правительства
 пригодна для всякой страны", Руссо был уверен прежде всего, что соот-
 ветствующая "общественному договору" законосообразная, "правиль-
 ная государственная жизнь" может иметь место лишь в странах уме-
 ренного климата (182, 67, 69). Что касается стран с жарким климатом,
 то для них Руссо считает "закономерным" деспотическое правление,
 когда власть монарха направлена против подданных, которых он стре-
 мится сделать "несчастными, дабы управлять ими" (182, 69, 71): это

<< Пред.           стр. 31 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу