<< Пред.           стр. 33 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 дил последний, самый радикальный период революции, когда установи-
 лась якобинская диктатура во главе с Робеспьером (1793 - 1794). Для
 укрепления революционной власти якобинский Конвент в соответствии
 с учением Руссо о необходимости "гражданской религии" ввел даже
 деистический "культ верховного существа", который, однако, не оп-
 равдал возлагавшихся на него надежд и исчез после падения Робеспьера.
 Существенно, что в обстановке разочарования народных масс ре-
 альными результатами революции, которая не привела к возвещавше-
 муся Руссо благоденствию народа в государстве "общественного дого-
 вора", часть руссоистов во главе с Г. Бабефом переходила от мелкобур-
 жуазного эгалитаризма к утопическому коммунизму. Попытка бабу-
 вистов путем вооруженного восстания осуществить идеал коммунисти-
 ческого общества, построенный на основе "Кодекса природы" Морелли,
 означала возрождение на новой основе того единства утопического
 коммунизма и революционного демократизма, которое впервые прояви-
 лось в "Завещании" Мелье.
 Ход истории показал, что революционно-демократический потен-
 циал руссоизма не был исчерпан в XVIII в. Он по-новому проявился в
 нашем столетии, когда народы Азии, Африки, Латинской Америки раз-
 вернули борьбу против колониализма, империализма и местных дикта-
 торских режимов. В начале 60-х годов известный исследователь руссо-
 изма Б. Ганьебен отмечал, что "многие франкоязычные политические
 деятели Африки и Азии стали читать Руссо в то время, когда их страны
 добивались независимости. Выдающиеся государственные руководите-
 ли Вьетнама, Гвинеи, Сенегала и т. д. признавали, что их путь в полити-
 ку
 
 
 234
 
 вдохновлялся чтением трудов Руссо. И разве Фидель Кастро не за-
 явил несколько лет назад французскому журналисту, что Жан-Жак
 Pycco был его учителем и что, сражаясь против режима Батисты, он но-
 сил с собой книгу Pycco "0б общественном договоре"?" (189, 1, XXVI).
 Однако, с другой стороны, как в прошлом, так и в настоящем не-
 редки попытки реакционного использования различных аспектов рус-
 соизма, подвергаемых соответствующему переосмыслению.
 
 Глава 5. КОНДИЛЬЯК
 
 Жизнь и деятельность Этьен Боно де Кондильяк (1714 -
  1780) родился в Гренобле в семье
 крупного чиновника судебного ведомства. Окончив семинарию в
 Париже и получив звание аббата, Кондильяк отслужил одну мессу, а
 затем отстранился от исполнения священнических обязанностей и под
 влиянием просветительских идей занялся изучением философии и ес-
 тествознания, проявляя наибольший интерес к локковскому сенсуализ-
 му. Знакомство с Руссо и Дидро, творческое общение с ними в 40-e годы
 имели огромное значение для мировоззренческого развития Кондиль-
 яка. При их содействии был опубликован его "Опыт о происхождении
 человеческих знаний" (174б), который принес автору славу достойного
 преемника Локка и сыграл большую роль в становлении философии
 французского Просвещения. Маркс отмечал, что в этом произведении
 Кондильяк "развивал точку зрения Локка, доказывая, что не только
 душа, но и чувства, не только искусство создавать идеи, но и искусство
 чувственного восприятия являются делом опыты и привычки" (1, 2,
 144). "Трактат о системах" (1749) утвердил престиж Кондильяка как
 одного из ведущих философов Просвещения. Маркс писал, что Кон-
 дильяк "немедленно направил локковский сенсуализм против метафи-
 зики XVII века. Он доказал, что французы с полным правом отвергли
 эту метафизику как неудачный плод воображения и теологических
 предрассудков. Он опубликовал опровержение систем Декарта, Спино-
 зы, Лейбница и Мальбранша" (1, 2, 144). В 1749 г. Берлинская академия
 избрала Кондильяка своим членом.
 Кондильяк знакомится с Вольтером, Д'Аламбером, Гельвецием,
 Гольбахом, Тюрго и другими философамипросветителями, которые вы-
 соко, даже восторженно оценивали его труды, но в то же время под-
 черкнуто дистанци-
 
 
 235
 
 руется от них, явно не желая, чтобы его считали находящимся в
 одной компании с известными вольнодумцами. От сотрудничества в
 "Энциклопедии" Кондильяк отказался, хотя Дидро и опубликовал в ней
 фрагменты из его сочинений. Чрезвычайно импонировавший просвети-
 телям сенсуалистическо-антиметафизический радикализм Кондильяка,
 с новой силой проявившийся в "Трактате об ощущениях" (1754), соче-
 тался у него с внешней, но высоко ценившейся властями лояльностью
 по отношению к католицизму и феодально-абсолютистскому строю.
 Намереваясь непосредственно содействовать формированию "просве-
 щенного государя", Кондильяк принял предложение Людовика XV
 стать воспитателем его внука, являвшегося наследником престола в
 герцогстве Пармском. Желаемого результата Кондильяк не достиг, но
 во время пребывания в Парме (1758 - 1767) создал своеобразную парал-
 лель "Энциклопедии" в виде обширного "Kypca занятий по обучению
 принца Пармского". Этот 12-томный труд своими разоблачениями
 преступлений клерикалов вызвал недовольство католической церкви и
 мог быть опубликован во Франции только в 1775 г., в период кратковре-
 менного пребывания Тюрго на посту первого министра.
 По возвращении в Париж Кондильяк был избран во Французскую
 академию, но после произнесения традиционной вступительной речи
 больше не появлялся в ней. Он отклонил предложение стать воспитате-
 лем детей наследника французского престола и перестал бывать в сало-
 нах. После публикации "Курса", подготовка которого к печати погло-
 щала все силы Кондильяка, он удалился в свое поместье под Греноблем,
 откуда ежегодно приезжал в Париж на короткое время. Творческая ак-
 тивность Кондильяка продолжала оставаться весьма высокой, его фило-
 софские воззрения углублялись, он осваивал новые отрасли знания. В
 труде "Торговля и правительство" (1776) Кондильяк выдвинул прогрес-
 сивные экономические идеи, близкие к учению физиократов. Он напи-
 сал "Логику" (1780) и начал работу над книгой "Язык исчислений",
 когда оборвалась его жизнь.
 Радикальный сенсуализм Философские интересы Кондильяка Философские интересы Кондильяка
 и критика идеализма сосредоточивались преимущественно
  на гносео-методологических пробле-
 мах, которые он в своих основных работах 40 - 50-х годов, явив-
 шихся наиболее важными для французского Просвещения, разрабаты-
 вал в сенсуалистическо-эмпирицистском направлении. Опираясь на
 локковский "Опыт о человеческом разумении", Кондильяк в то же
 время полагал, что выра-
 
 
 236
 
 женный в этом произведении плодотворный принцип происхож-
 дения. всех человеческих знаний из чувств должен быть проведен более
 последовательно, нежели у Локка. Кондильяк считал необходимым
 "показать, каким образом все наши знания и все наши способности
 происходят из чувств (sens) или, выражаясь точнее, из ощущений"
 (200, 42). По Кондильяку, ощущения, возникающие в органах чувств,
 суть первичные восприятия, именно- из которых возникает все содер-
 жание человеческого сознания вплоть до самых абстрактных идей, а все
 психические способности, включая отвлеченное мышление, возникают
 из способности ошушения. Свою гносеологическую концепцию Кон-
 дильяк по праву квалифицировал как "теорию ощущений". Она разви-
 валась в противовес той рационалистической гносеологии XVII в., кото-
 рая от Декарта до Лейбница считала источником знаний интеллекту-
 альную интуицию с ее абстрактно-всеобщими идеями, рассматривав-
 шимися как изначально присутствующие в ней, врожденные ей. Вместе
 с тем кондильяковский сенсуализм разрабатывался как антипод беркли-
 анского идеализма и в значительной мере - юмовского агностицизма.
 Несмотря на заявления Кондильяка, что он намерен ограничиться изу-
 чением структуры и функционирования человеческого сознания не ста-
 вя вопроса о природе последнего и тем более не интересуясь внешним
 миром, его "теория ошущений" вследствие ориентированности на ха-
 рактеристику человеческого познания постоянно ставила и определен-
 ным образом решала также вопрос об отношении сознания к бытию. Это
 было в основном материалистическое решение, которое не могло не
 сопровождаться соответствующим пониманием объективной реальнос-
 ти.
 Перед "Опытом о происхождении человеческих знаний" Кон-
 дильяк ставил задачу "познать имеющиеся у нас идеи о вещах" (199, 1,
 73). Вещи Кондильяк понимал в духе механистического материализма -
 это тела, обладающие протяженностью, имеющие ту или иную форму
 ("фигуру"), занимающие определенное место в пространстве, находя-
 щиеся в состоянии движения или покоя.
 Перечисленные качества существуют, по Кондильяку, реально,
 вне и независимо от человеческих восприятий, человеческого сознания
 вообще, которое может иметь о них лишь образы, т. е. "отражать" их,
 точнее, "отображать". Это отображение возникает в человеческом соз-
 нании ("душе") в результате воздействия вещей на органы чувств, по-
 рождая в последних ощущения. Осознание ощущений как образов ве-
 щей дает восприятие вещей, и Кондильяк подчер-
 
 
 237
 
 кивает, что восприятие - это "впечатление, рождающееся в нас
 при наличии предметов" (199, 1, 14).
 В "Трактате об ощущениях" Кондильяк изложил свое понимание
 того, как происходит превращение вызванных вещами ощущений в об-
 разы, идеи этих вещей. Кондильяковское объяснение этого познава-
 тельного процесса было одновременно аргументированным отрицанием
 берклианского субъективного идеализма, причем выявлялись опреде-
 ленные гносеологические основания последнего. Выбрав в качестве гно-
 сеологической модели "статую", которая оживает и у которой начина-
 ют в определенной последовательности функционировать одно за дру-
 гим чувства обоняния, вкуса, слуха, зрения и, наконец, осязания, Кон-
 дильяк приходит к выводу: ощущения от первых четырех чувств, каки-
 ми бы разнообразными они ни были, не способны сами по себе преобра-
 зоваться в идеи, т. е. привести к знанию о существовании вещей и их
 свойств, которыми, собственно, и вызваны все эти ощущения. Другими
 словами, по Кондильяку, ограниченная каким-либо одним из четырех
 названных чувств или их совокупностью, "статуя" не в состоянии ус-
 мотреть за внешне обусловленными ощущениями вызвавшие их вещи и
 отличить их от внутренних модификаций сознания, от своего собствен-
 ного существования, которое само сведено к потоку ощущений. Так,
 если "статуя" способна лишь обонять, то в своем самосознании, кото-
 рое, по Кондильяку, способно развиваться у нее даже на основе функ-
 ционирования одного-единственного чувства, она последовательно "бу-
 дет запахом розы, гвоздики, жасмина, фиалки, в зависимости от пред-
 метов, которые станут действовать на ее орган обоняния", так что для
 нее различные запахи "представляют лишь ее собственные модифика-
 ции (modifications) или способы существования (manieres d'etre), а она не
 может считать себя чем-либо иным..." (200, 75). Свое мироощущение
 эта статуя могла бы выразить берклианской формулой "существовать -
 значит быть в восприятии".
 Из этого идеалистическо-солипсистского мироощущения кон-
 дильяковскую "статую" выводит наделение ее способностью осязать.
 По Кондильяку, осязание - это "единственное чувство, которое способ-
 но само по себе судить о внешних предметах" (200, 46). Осязание, разъ-
 ясняет он, дает "статуе", во-первых, непосредственное ощущение ее
 собственного тела, во-вторых, ощущение отличных от нее тел, причем
 внешний характер последних ощущается вследствие того, что она сама
 есть тело. "Под моими руками, -
 
 
 238
 
 говорит "статуя", - все приобретает твердость", в результате чего
 ощущаемые качества "перестают принадлежать мне; я составляю из них
 совокупности вне себя; я образую из них все те предметы, с которыми я
 знакомлюсь" (200, 256). Другими словами, осязательно ощущаемые ка-
 чества выступают для "статуи" как находящиеся во внешних предметах
 и лишь воспринимаемые ею. Кондильяк подытоживал, что "только
 ощущение твердости... является само по себе одновременно ощущением
 и идеей. Оно - ощущение по своему отношению к модифицируемой им
 душе; оно - идея по своему отношению к чему-то внешнему" (200, 62).
 Большое значение Кондильяк придавал положению о том, что
 поскольку реально чувства функционируют не порознь, а в комплексе,
 постольку осязание со своей "привычкой" "относить свои ощущения
 во вне сообщает ту же самую привычку другим чувствам", в силу чего
 "все наши ощущения вызванные внешними предметами, начинают
 восприниматься как выражение их качеств, "следовательно, они их
 представляют, они становятся идеями" (200, 62). В этом смысле Кон-
 дильяк называет осязание "учителем" всех других чувств.
 Важно, что при обосновании положения о том, что осязание и в
 связи с ним другие чувства дают человеку надежные свидетельства ре-
 альности мира материальных вещей, Кондильяк в известной мере ставил
 вопрос о связи этого знания и убеждения с практической деятельностью
 людей. Наделяя "статую" осязанием, он не мог не придать ей вместе с
 тем способности движения, необходимого для получения соответству-
 ющих ощущений. При этом речь шла не о каких угодно движениях, но
 прежде всего о действиях руки с различными предметами, о способнос-
 ти человека, с которым в конце концов отождествляется кондильяковс-
 кая "статуя", "манипулировать телами" (200, 256). Из созерцательного
 существа гносеологический субъект Кондильяка превращался, таким
 образом, в существо деятельное и лишь в качестве такового убеждался в
 том, что вне и независимо от его сознания существует материаль-
 но-предметный мир. Наделяя "статую" еще и всеми человеческими
 потребностями, Кондильяк рассматривал обеспечение ею своей жизне-
 деятельности в этом мире как неотделимое от его познания. "Я, - гово-
 рила "статуя", - изучаю плоды и все пригодное для моего пропитания; я
 отыскиваю средства добыть их; я изучаю животных; я наблюдаю тех из
 них, которые могут повредить мне; я приучаюсь спасаться от их ударов;
 наконец, я изучаю все, что задевает мое любопытство; в соответствии с
 своими
 
 
 239
 
 страстями я составляю себе правила о добротности и красоте ве-
 щей... Наученная опытом, я анализирую, я обдумываю до того, как
 действовать" (200, 259 - 260). Так в ходе создания достаточно убеди-
 тельной сенсуалистической альтернативы берклианству Кондильяк на-
 щупывал перспективный путь развития материалистической гносеоло-
 гии.
 С критикой как берклианства, так и в еще большей степени раци-
 оналистической "метафизики" XVII в. была связана разработка Кон-
 дильяком вопроса о генезисе познавательных способностей, к которому
 материалистическая мысль была подведена к середине XVIII в. также
 при решении задачи преодоления картезианского дуализма. Делая в
 этом отношении значительный шаг вперед по сравнению с Локком,
 Кондильяк писал, что последний ошибочно принял "все способности
 души... за врожденные, не подозревая, что они могут происходить прос-
 то из самого ощущения" (206, 44). Сам Кондильяк подчеркивал нова-
 торство своего намерения "объяснить происхождение действий души,
 выводя их из простого восприятия" (199, 1, 72). Реализация этого наме-
 рения приводила к устранению взгляда на рефлексию как самостоятель-
 ный источник знания - взгляда, который был использован Беркли для
 идеалистического переосмысления сенсуализма. Одновременно выби-
 валась почва из-под утверждений "метафизиков" о независимом от
 чувственного знания "чистом разуме".
 В "Опыте о происхождении человеческих знаний" Кондильяк
 нарисовал следующую схему генезиса познавательных способностей
 человека: "Мы начинаем с того, что получаем восприятия, которые
 осознаем. Затем мы сильнее осознаем некоторые восприятия, и это
 осознание становится вниманием. В силу этого мы с того времени, ког-
 да идеи связываются, распознаем восприятия, которые мы получили
 прежде, и осознаем себя тем же самым существом, которое их имело;
 это и составляет воспоминание. Когда душа то пробуждает свои воспо-
 минания, то сохраняет их, то вспоминает только их знаки - это вообра-
 жение, созерцание, память; если она сама распоряжается своим внима-
 нием, то это размышление. Именно размышление различает, сравнива-
 ет, сочетает, расчленяет и анализирует, так как это и есть не что иное,
 как различные способы управлять вниманием. Путем естественного
 следования из этого образуются суждение, рассуждение, понятие; ре-
 зультат всего этого - разум" (199, 1, 118).
 При характеристике рациональной ступени познания Кондильяк
 выделил следующие свойственные ей операции.
 
 
 240
 
 Во-первых, на этой ступени происходит образование сложных
 идей. Кондильяк считает их "произведениями ума" и называет "поня-
 тиями". Согласно Кондильяку, не усматривающему в образовании по-
 нятий диалектического скачка и качественного преобразования, они
 представляют собой "соединение, или собрание, многих восприятий".
 Познавательное значение этого акта состоит в переходе от идей разроз-
 ненных свойств к идеям вещей, которым присущи эти свойства. В боль-
 шей мере нащупывая затем специфику рациональной ступени позна-
 ния, Кондильяк, во-вторых, считал характерным для нее оперирование
 идеями в знаковой форме. Он настаивал на том, что для обладания иде-
 ями, "о которых мы могли бы размышлять, нам необходимо придумать
 знаки, которые служат связью для различных собраний простых идей"
 (199, 1, 136, 148). Дело в том, что, согласно Кондильяку, связывание
 умом идей может происходить лишь на основе предварительно установ-
 ленной связи их со знаками. Кондильяк подходил к пониманию единс-

<< Пред.           стр. 33 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу