<< Пред.           стр. 35 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 255
 
 силы": "Материя содержит в себе оживляющую ее движущую си-
 лу, которая является непосредственной причиной всех законов движе-
 ния" (206, 73). В ходе разъяснения и обоснования этого утверждения
 его значимость ограничивалась, однако, пределами животного мира.
 Ламетри интересовали лишь "все жизненные, свойственные животным,
 естественные и автоматические движения" (206, 228), а движение не-
 органических тел, их перемещение в пространстве, т. е. механическое
 движение как таковое, осталось вне поля его зрения. "Пружину" наз-
 ванных "жизненных движений" (под ними имелись в виду движения
 тканей и волокон организма, не обусловленные нервными импульсами
 или кровообращением) Ламетри усматривал в раздражимости, которая
 была отличена Бургаве от чувствительности и охарактеризована как од-
 но из важнейших универсальных свойств животного мира. В такой
 весьма неадекватной форме, имеющей тенденцию к абсолютизации ор-
 ганических движений, Ламетри освобождался от абсолютизации меха-
 нического движения.
 В результате оказывалось, что Ламетри лишь поставил задачу
 обоснования тезиса о "движущей силе" как атрибуте материи, но
 по-настоящему ее не решил, а смысл тезиса в значительной мере выхо-
 лостил. Решение этой задачи явилось делом последующих французских
 материалистов.
 Материалистический трансформизм: естественное происхожде-
 ние животных и человека. Вслед за материалистическим освещением
 психофизической проблемы внимание Ламетри сосредоточилось на
 имевшем кардинальное значение вопросе происхождения живых су-
 ществ. Этот вопрос был одним из главных камней преткновения для но-
 воевропейской материалистической мысли, наталкиваясь на который
 она поворачивала в сторону деистических псевдообъяснений. В попытке
 найти ответ, как могли естественным образом возникнуть виды живот-
 ных и растений, Ламетри обратился к философскому обобщению но-
 вейших естественно-научных разработок, которые выходили за рамки
 механицизма со свойственным последнему фиксистским воззрением на
 природу и начинали рассматривать ее как развивающуюся во времени. В
 центре внимания Ламетри находилась посмертно опубликованная книга
 французского мыслителя де Майе "Теллиамед, или Беседы индийского
 философа с французским миссионером об уменьшении моря, образова-
 нии суши и происхождении человека" (1748). Делая свои обобщения,
 Ламетри широко опирался также на наследие античного материализма,
 в особенности эпикуреизма.
 Ламетри считал возможным предположить, что в первичном оке-
 ане, некогда покрывавшем всю нашу планету, имелись попавшие из
 воздуха зародыши, "яйца" всех живых существ, порожденные каким-то
 образом природой. "Усыхание" этого древнейшего океана, воды которо-
 го, с одной стороны, просачивались в земные недра, а с другой стороны,
 испарялись, привело к тому, что названные "яйца" стали на
 
 
 256
 
 мелководьях подвергаться живительному воздействию солнечного
 тепла и из них стали "вылупляться" всевозможные организмы.
 Наряду с этой гипотезой, в которой принималось независимое
 друг от друга образование различных видов, Ламетри высказывал и бо-
 лее плодотворное предположение, что первоначально возникли прос-
 тейшие организмы, а потом из них образовались более сложные. Чело-
 век и растения представлялись Ламетри двумя крайними ступенями
 "лестницы" органического мира, которые он сравнивал с белым и чер-
 ным цветом, поясняя, что "четвероногие, птицы, рыбы, насекомые, ам-
 фибии являются промежуточными оттенками, смягчающими резкий
 контраст этих двух цветов". Эта "лестница" рассматривалась Ламетри
 динамическо-генетически. Он считал, в частности, "весьма вероят-
 ным", что, "будучи менее совершенны, чем человек, животные появи-
 лись на свет первыми", и "мысль о происхождении человека от живот-
 ных " не казалась ему "нисколько не нелепой и не странной" (206, 258,
 400, 403). В зарождавшееся у Ламетри эволюционистское воззрение на
 природу включалось линнеевское представление о скрещивании как ви-
 дообразующем факторе: по предположению Ламетри, человек как био-
 логический вид произошел в результате "смешивания" между различ-
 ными животными. Впрочем, Ламетри делал - опятьтаки в зависимости
 от Линнея, в классификационной системе которого человек вместе с
 высшими обезьянами был объединен в отряд"приматы", - и более здра-
 вое предположение о генетической связи человека с человекообразными
 обезьянами. В целом же данный вопрос был очень не ясен для Ламетри,
 и вслед за Бюффоном он высказывал также мысль о том, что названные
 обезьяны сами произошли от человека и являются "выродившимися",
 "одичавшими" людьми. Слабости естественно-научного понимания
 антропогенеза, общие у Ламетри с величайшими биологами ХVIII в., не
 должны заслонять великого значения того, что он первым включил эту
 проблему в материалистическую философию нового времени.
 Замечательным достижением Ламетри было осознание им того,
 что происхождение человечества невозможно объяснить только биоло-
 гическими факторами. К этому заключению Ламетри приходил при ос-
 мыслении сведений о детях, лишенных с момента рождения возмож-
 ности общаться с людьми и выросших среди животных: они уже не мог-
 ли подняться над уровнем животного существования, даже оказавшись
 затем в человеческой среде. Для Ламетри челове-
 
 
 257
 
 ческий мозг - это необходимая, но недостаточная предпосылка
 формирования человеческого сознания, для чего является обязательным
 также воспитание в ходе общения с другими людьми: "Без воспитания
 даже наилучшим образом организованный ум лишается всей своей цен-
 ности". Необходимым средством формирования человека Ламетри, опи-
 раясь на выводы Кондильяка, считал язык, членораздельную речь, при
 помощи чего "отшлифовывается" "алмаз нашего ума". Положение о
 первостепенном значении языка для развития человеческого мышления
 Ламетри не ограничивал развитием личности, а распространял на про-
 цесс антропогенеза. По его убеждению, "человек до изобретения слов и
 знания языков" являлся лишь "животным особого рода... Ограничива-
 ясь чувственно-воззрительным знанием, он замечал только формы и
 цвета... во всех возрастах сохраняя черты ребенка..." (206, 212, 207).
 Ламетри вслед за Гоббсом, Лейбницем и Кондильяком видел в словах
 знаки, обеспечивающие Переход к собственно человеческому "симво-
 лическому" виду познания.
 В ходе этих рассуждений Ламетри антропогенез неразрывно свя-
 зывался им с тем, что люди жили сообществами. Глубочайшее основа-
 ние того, что человек является "царем среди животных", Ламетри видел
 в том, что только человек "способен к общественной жизни, для кото-
 рой его изобретательность придумала языки, а его мудрость - законы и
 нравы" (206, 260).
 При разработке материалистического миропонимания Ламетри
 столкнулся с необходимостью опровергнуть новейшие варианты физи-
 ко-телеологического доказательства бытия бога, выраставшие на почве
 трудностей последовательного объяснения природы из нее самой. По
 иронии судьбы и в то же время с чрезвычайно плодотворным эффектом
 критический удар оказался сосредоточенным на деистической аргумен-
 тации Дидро в "Философских мыслях": хоть это, по словам Ламетри, и
 "отличное произведение", оно, однако, "не убедит ни одного атеиста".
 Согласно Ламетри, доводам "за существование творца", которые произ-
 водят впечатление лишь на судящих о природе по поверхностным впе-
 чатлениям, "атеисты могут противопоставить... убедительные и прямо
 противоположные аргументы" (206, 223, 224).
 Стержнем физико-телеологической аргументации Ламетри счи-
 тал положение, что "человек и вся Вселенная... предназначены осу-
 ществлять... единство целей", в качестве которых выступают жизненно
 важные функции организмов,
 
 
 258
 
 обеспечиваемые "самым разнообразным строением органов, но
 всегда геометрически точно". Считая неправомерным объяснить строе-
 ние органа через его наличную функцию, Ламетри противополагал это-
 му объяснение использования тех или иных органов их строением: нап-
 ример, устройство глаза объясняет его способность видеть, а не эта спо-
 собность - его устройство. Хотя глаз несомненно "является своего рода
 зеркалом", посредством которого душа может созерцать отражаемые в
 нем предметы, "не доказано, что этот орган создан как раз именно для
 такого созерцания", и, "возможно, правы Лукреций, врач Лами и все
 древние и современные эпикурейцы, утверждая, что глаз видит только
 потому, что он устроен и помещен определенным образом" (206, 222,
 224 - 225).
 Деистическим утверждениям, что функциональное совершенство
 глаза клеща или крыла бабочки неопровержимо свидетельствует о сот-
 ворившем их "высшем Разуме", Ламетри противопоставлял научно-де-
 терминистическое объяснение, т. е. указание на естественные причины
 образования органов. Совершенно ложным считал он мнение, что дан-
 ные причины могут действовать лишь случайным образом. По Ламетри,
 в их действии нет преднамеренности, целерациональности, но имеется
 необходимость, и то, что порождено ею, далеко превосходит слож-
 ностью и функциональным совершенством то, что может осознанно
 создать самый искусный человек, образ действия которого служит мо-
 делью представления о творениях "божественного Разума". Признавая
 неясность того, как именно могло происходить естественное образова-
 ние органов живых существ, Ламетри полагал, что лишь это незнание
 "заставляет нас прибегать к богу", само существование которого не-
 возможно.
 Для Ламетри свойственно убеждение в неисчерпаемых творчес-
 ких потенциях самой природы, в том, что "скрытые в ее лоне причины
 создали все на свете". Он заявлял, что "природу вовсе нельзя уподобить
 ограниченному рабочему": "Она производит миллионы людей с гораздо
 большей легкостью... чем часовщик - самые сложные часы: Ее могу-
 щество проявляется в создании как самого ничтожного насекомого, так
 и самого гордого человека". Ламетри видел в природе "общую мать всех
 царств" (минерального, растительного и животного), которая "действи-
 тельно создала все", хотя и "непонятным для нас образом". Выявляе-
 мые Ламетри аналогии "животного и растительного царства, человека и
 растения" давали основание утверждению о "единообразии природы".
 Все это приводило к выводу, что в
 
 
 259
 
 виде материи "во Вселенной существует одна только субстанция,
 различным образом видоизменяющаяся", и "человек является ее самым
 совершенным проявлением" (206, 224, 241, 242, 24О, 236). Материа-
 листический субстанциализм Ламетри, обнаруживающий несомненное
 созвучие спинозизму, представлял по сравнению с последним сущест-
 венный шаг на пути развития материализма.
  Этические В первой работе Ламетри материа-
 и социально-политические листическое решение психофизичес-
  воззрения кой проблемы, заостренное против
  спиритуализма и теологии, еще не-
 посредственно не соотносилось с привлекавшей неизменное вни-
 мание просветителей этической и социально-политической проблема-
 тикой. Для него вопрос о несправедливости существовавших во Фран-
 ции общественных отношений не был в отличие от большинства других
 просветителей исходным и практически встал только после репрессий
 властей против "Естественной истории души". Первоначальный соци-
 альный протест был у Ламетри реакцией рафинированного мыслителя
 на подавление философского свободомыслия. Служба во Франции вра-
 чом королевской гвардии и последующий статус придворного филосо-
 фа-врача в Пруссии были тем барьером, по причине которого Ламетри
 лишь в последних своих произведениях подошел - не без противоречий -
 к типичному для просветителей социально-политическому выражению
 интересов "третьего сословия". Соответствующее движение философс-
 кой мысли Ламетри было, вообще говоря, довольно быстрым, заняв все-
 го четыре.года. В напряженных исканиях и поворотах этой мысли на
 протяжении 1747 - 1751 гг. различаются три этапа, представленных
 "Человеком-машиной", "Анти-Сенекой" и "Предварительным рассуж-
 дением".
 Первый этап: этический иннеизм. Выдвинув в "Человекемашине"
 положение об общественной жизни как необходимом условии форми-
 рования человеческого сознания и констатировав фундаментальную
 роль в обществе нравов и законов, Ламетри с иррелигиозных позиций
 осветил проблему морального регулирования при общении людей меж-
 ду собой. Он выступил (возможно, под влиянием опубликованного в
 1745 г. перевода Дидро работы Шефтсбери "Опыт о достоинстве и доб-
 родетели") приверженцем натуралистическо-иннеистского воззрения
 на мораль, согласно которому человеку прирожден "естественный за-
 кон", определяемый как "умение распознавать добро и зло" и как
 "чувство, научающее нас тому, чего мы не должны делать, если мы не
 
 
 260
 
 хотим, чтобы нам делали то же". Самыми важными выражениями
 "естественного закона" нравственности Ламетри считал чувство благо-
 дарности за испытанные от других людей благодеяния и чувство раская-
 ния за зло, причиненное им в ответ на добро. Истоки "естественного за-
 кона", который в отличие от деизма лишался какой бы то ни было связи
 с религией и не отождествлялся с "естественной религией", Ламетри
 усматривал в животном мире, где его влияние настолько-де сильно, что
 даже "самые дикие и хищные из животных испытывают минуты раска-
 яния" (206, 216, 221, 219). Сближение "естественного закона" с "золо-
 тым правилом нравственности" подчеркивало его ориентацию на гу-
 манно-альтруистические отношения между людьми. По содержанию
 этот "естественный закон" был столь же иррелигиозен, как и по форме:
 он не включал в себя никаких специфически религиозных, в том числе
 христианских, предписаний.
 Второй этап: поворот к этическому эдукационизму; конфликт
 добродетели и "свинского счастья". В "Анти-Сенеке" Ламетри выразил
 существенно иной взгляд на нравственность, связанный с отказом от
 иннеизма в понимании добродетели, которая начала трактоваться с по-
 зиций локковского сенсуализма. При этом у Ламетри осталось иннеист-
 ско-натуралистическое представление о склонностях, присущих людям
 в отношениях друг с другом, но оно наполнилось совершенно иным, чем
 ранее, содержанием: от природы "человек вообще представляет собою
 вероломное, хитрое, опасное и коварное животное", и "в общем люди
 рождаются злыми". Добродетель Ламетри стал рассматривать как ре-
 зультат того воспитания, которое общество осуществляет по отноше-
 нию к индивидам, искореняя их природную злобность и эгоцентризм, с
 тем чтобы "общий интерес" преобладал у них над "частным" и они
 жертвовали бы "своим собственным благом ради друга или ради об-
 щества". Возможности нравственного воспитания Ламетри считал
 очень большими - люди, "как флюгеры", поворачиваются "беспрестанно
 по ветру воспитания", - но не безграничными: по его мнению, все мо-
 ральные наставления "бесполезны для того, кто родился с жаждой рез-
 ни и крови" (206, 313, 279, 292, 314).
 Однако наряду с этими социально значимыми этическими поло-
 жениями в "Анти-Сенеке" было развернуто также вызывающе индиви-
 дуалистическое и грубо гедонистическое воззрение на ценностные ори-
 ентации личности, которое приобрело скандальную известность и ока-
 залось компроме-
 
 
 261
 
 тирующим материализм. Дело в том, что Ламетри представил его
 от лица философа, установившего, что у человека нет бессмертной ду-
 ши, которая держала бы ответ за свои поступки перед столь же нере-
 альным божественным судией, а "существует одна только жизнь" на
 Земле и "одно счастье", причем "первое условие счастья - это чувство-
 вать, а смерть отнимает у нас все чувства". Во имя "счастья", трактуе-
 мого вульгарно гедонистически, Ламетри считал правильным "ничего
 не предписывать нашим ощущениям, признавая их власть и наше рабс-
 кое подчинение им", и постараться "только сделать их приятными для
 нас". Конкретно речь шла об ощущениях, испытываемых при удовлет-
 ворении своих желаний гурманом и сладострастником, которому
 свойственно "думать о теле прежде, чем о душе", и "заботиться о своей
 душе только для того, чтобы доставить больше удовольствия своему те-
 лу". Ламетри указывал, что такому человеку "ум, знания и разум чаще
 всего бесполезны для счастья, а иногда даже убийственны для него". С
 точки зрения этого человека, о котором сам Ламетри замечал, что он
 "по-свински счастлив", стремление к совершению действий, вызываю-
 щих общественное одобрение и уважение, трактовалось как "тщесла-
 вие", мешающее "вкушать радости жизни" и "наслаждаться". Нарисо-
 ванный Ламетри отвратительный образ, который был таковым и в его
 собственных глазах, давал совершенно искаженное представление о
 том, на какую жизнь ориентирует человека материалистический сенсу-
 ализм. В дополнение всего Ламетри считал, что "по-свински счастли-
 вый" человек может ради обеспечения своих наслаждений идти на лю-
 бые преступления, для чего ему нужно освободиться от угрызений со-
 вести как "предрассудка" (206, 276, 226, 298, 274, 313, 298, 285, 291).
 Коренной порок этих рассуждений о счастье состоял в сознатель-
 ном отказе Ламетри учитывать их социальные последствия, в противо-
 речащем Просвещению отделении точки зрения философа от точки зре-
 ния гражданина. Ламетри "как гражданин" выражал уверенность в не-
 обходимости эффективно бороться с преступностью и во имя интересов
 общества сурово наказывать злодеев, предавая особо опасных из них
 смертной казни. С "политической" точки зрения он настоятельно сове-
 товал человеку, стремящемуся к счастью, не совершать преступлений:
 "Остерегайся, так как политика не столь удобная вещь, как моя фило-
 софия: правосудие - ее чадо; к его услугам находятся палачи и висели-
 цы - бойся их больше, чем своей совести и богов" (206, 311). Это проти-

<< Пред.           стр. 35 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу