<< Пред.           стр. 38 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 тия", следует отказываться только после того, как экспериментально
 будет установлено несоответствие действительности всех их аспектов.
 "Странные" гипотезы и "причудливые эксперименты", для кото-
 рых необходима самая большая и профессионально высокая рациональ-
 ная активность "экспериментальных философов" и "истолкователей
 природы", Дидро рассматривал как средства выявления ее объективной
 сути. Усмотрение сложности процесса познания неизменно сочеталось
 у Дидро с обоснованием того, что оно отражает действительность и ее
 закономерности.
 Материалистическая Такая трактовка познания была орга-
 концепция сознания нически соединена у Дидро с материа-
 и критика идеализма листическим воззрением на сознание.
  Опираясь на Ламетри и в то же время
 идя во многом значительно дальше него, Дидро, не менее обильно
 привлекавший медико-биологический материал (Ламетри даже принял
 автора "Философских мыслей" за врача!), характеризовал сознание че-
 ловека как свойство присущей ему материальной организации. Считая
 мышление развивающимся на основе чувственных восприятий Дидро
 видел в органах чувств, нервной системе, головном мозге материальный
 субстрат всех психических процессов. Мыслящее "я" сравнивалось
 Дидро с "пауком", который "гнездится" в коре головного мозга, прони-
 зав "нитями" своей "паутины" - нервами - весь организм, так что "на
 поверхности вашего тела нет ни одной точки без их отростков". Данная
 материальная структура, формирующаяся в ходе эмбрионального разви-
 тия, обеспечивает, подчеркивал Дидро, не только физиологическое, но и
 психологическое "единство животного". Сходящиеся в мозгу и образу-
 ющие там "пучок" нервы рассматривались им как анатомо-физиологи-
 ческое основание того факта, что ощущения организма оказываются со-
 отнесенными с "я", образующими в нем "пучок" восприятий. Факт
 единства самосознания во времени, представлявший собой для Юма не-
 разрешимую загадку, объяснялся Дидро наличием памяти, которая сама
 связана с определенной материальной организацией, так что "существо
 чувствующее и обладающее этой организацией, пригодной для памяти,
 связывает получаемые впечатления,
 
 
 277
 
 созидает этой связью историю, составляющую историю его жизни,
 и доходит до самосознания". Последнее выступало как основа для воз-
 никновения собственно мыслительных операций человека, который по-
 этому "может отрицать, утверждать, умозаключать, мыслить" (211,
 173, 165, 172, 148).
 Функционирование материальных структур, делающих возмож-
 ным память и вообще связывание восприятий во всех иных операциях
 сознания (юмовская проблема "ассоциирования идей", решаемая за счет
 допущения априорных "принципов ассоциации"), Дидро рассматривал с
 точки зрения "вибрационной теории", развитой Гартли исходя из меха-
 нических аналогий, принятых еще в XVII в. Декартом и Гоббсом. Считая
 позволительным "сравнивать нервные волокна наших органов с чувс-
 твительными, вибрирующими струнами", Дидро писал: "Чувствитель-
 ная, вибрирующая струна приходит в колебание и звучит еще долго пос-
 ле удара. Вот это-то дрожание, своеобразный и необходимый резонанс
 не позволяет объекту исчезать в то время, как ум занят соответствую-
 щим свойством" (211, 148).
 Не афишируемое, но весьма реальное и важное размежевание с
 агностиком Юмом происходило параллельно с подчеркнутым противо-
 поставлением Дидро своего материалистического понимания чувствен-
 ных восприятий их идеалистической трактовке со стороны Беркли. Пре-
 образуя ламетриевский образ "человека-машины" под углом зрения
 своих гносеологических задач, Дидро писал: "Мы - инструменты, ода-
 ренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства - клавиши, по
 которым ударяет окружающая нас природа и которые часто сами по се-
 бе ударяют". Ощущения, по Дидро, - это результат впечатлений, испы-
 тываемых органами чувств от различных материальных воздействий,
 одни из которых внешни по отношению к организму, а другие происхо-
 дят внутри него, - абсурдно поэтому мнение Беркли, что существование
 материальных тел сводится к наличию у субъекта восприятий об этих
 телах, т. е. что последние оказываются существующими лишь в этих
 вос- . приятиях. Замечая свойственные берклианству солипсистские
 тенденции, Дидро писал о нем с едкой иронией: "Был момент сумас-
 шествия, когда чувствующее фортепиано вообразило, что оно есть
 единственное существующее на свете фортепиано и что вся гармония
 Вселенной происходит в нем". Дидро отнес Беркли к числу идеалистов,
 употребив этот термин в контексте широкого историко-философского
 обобщения: "Идеалистами называют философов, которые,
 
 
 278
 
 признавая известным только свое существование и существова-
 ние ощущений, сменяющихся внутри нас не допускают ничего другого"
 (211, 149, 151, 54). В. И. Ленин, подчеркивая значимость этого обобще-
 ния не только для XVIII в., но и для последующего развития антимате-
 риалистической философии ("c "сумасшедшим фортепиано" и с гар-
 монией мира, происходящей внутри человека, нам придется не раз
 встретиться при разборе "новейшего позитивизма"), указывал, что
 "Дидро отчетливо противопоставил основные философские направле-
 ния" (2, 18, 31, 32).
 Следует иметь в виду, что изложенные соображения Дидро, со-
 держащиеся в "д аламберовском" цикле диалогов 1769 г., подводили
 итог критике берклианства, которую он начал тридцатью годами ранее в
 "Письме о слепых". Назвав тогда берклианский идеализм самой ааб-
 сурдной" из философских систем и вместе с тем отмечая крайнюю
 трудность его опровержения, Дидро не только обратил внимание Кон-
 дильяка на насущную потребность показать несостоятельность этой ин-
 терпретации локковского сенсуализма, но, по существу, сам в значи-
 тельной мере уже решил эту задачу. Акцент на роли осязательных
 ощущений в обеспечении отражательной функции человеческого соз-
 нания, соединенный с учетом взаимодействия между человеком и
 внешним миром, оперирования человека предметами этого мира, - все
 это подводило Дидро к осмыслению роли практики в процессе познания.
 В. И. Ленин относительно данного аспекта полемики Дидро с берклиан-
 ством замечал, что здесь французский философ вплотную подошел ((K
 взгляду современного материализма (что недостаточно одних доводов и
 силлогизмов для опровержения идеализма, что не в теоретических ар-
 гументах тут дело)..." (2, 18, 28).
 Существенно важно учесть, что призыв Дидро развернуть убеди-
 тельную критику берклианского идеализма, обращенный к Кондильяку,
 стимулировал также глубокие материалистические размышления Тюр-
 го. Главную задачу своего первого философского произведения, трак-
 тующего проблему происхождения языка (1750), Тюрго видел в том,
 "чтобы доказать существование тел и ответить на рассуждения Берк-
 ли". Понимая в согласии с Кондильяком происхождение языков как
 стихийный процесс, Тюрго подчеркивал, что "первичный язык - это
 крик в состоянии возбуждения с жестом, указывающим на предмет",
 который объективно существует и жизненно важен для людей. Рассмат-
 ривая затем в энииклопедической статье понятие существования, Тюрго
 отмечал, что "в уме большинства людей" оно сложилось на основании
 обыденного опыта, который дает достаточные основания для того, что-
 бы "направлять страх, желания и действия людей-нефилософов на ре-
 альный порядок вещей, как они существуют вне нас", побуждая считать
 несомненной их объективность. Тюрго проницательно объяснял беркли-
 анский "имматериализм" отсутствием у философа учета уроков обы-
 денного взаимодействия с материаль-
 
 
 279
 
 но-предметным миром: "Когда для этого нет никакого практичес-
 кого неудобства", ничто не мешает "смешивать ощущения с самими
 предметами". В отличие от других французских материалистов Тюрго
 полагал, что "никакое ощущение не может непосредственно и само со-
 бой убедить в существовании какого бы то ни было тела". Значительно
 усложнив в результате этого свою гносеологическую задачу, Тюрго тем
 не менее выдвинул целый ряд веских аргументов, позволяющих, как он
 писал, "утверждать существование внешних по отношению к челове-
 ческому сознанию предметов, неодушевленных и одушевленных мате-
 риальных тел" и, таким образом, "выйти из нас самих и из этой своего
 рода тюрьмы", в которую мы заключаем себя, когда "вместе с идеалис-
 тами" не допускаем "никакой другой реальности, кроме нашего собс-
 твенного ощущения" (128, 46, 26, 175, 185).
 В "Письмах к аббату Сисэ Старшему" (1750) положение об объ-
 ективном существовании материальных вещей формулируется Тюрго
 первоначально как "гипотеза" о причинах зрительных ощущений (пос-
 кольку основанием "имматериализма" Беркли являлась его "новая тео-
 рия зрения"). Замечательно, что самые важные подтверждения этой
 "гипотезы" Тюрго находил при анализе того ее "испытания в опыте",
 которое происходило при эффективном применении оптических инс-
 трументов, созданных в соответствии с основанными на ней теорети-
 ческими положениями. Имея в виду научно рассчитанное изготовление
 увеличительных стекол, Тюрго писал (не отказывая себе в известной
 иронии в адрес берклианской точки зрения): "Я вырезываю стекло или,
 если хотите, идею стекла; я помещаю его между идеей моего глаза и
 идеей предмета; предмет увеличивается; я в нем вижу новые предметы,
 постоянно следуя большему или меньшему расхождению, которое было
 бы между лучами, если они и стекло были бы реальными" (128, 40).
 Подобное же совпадение теоретически ожидаемых результатов с дейс-
 твительным наблюдением Тюрго находил в функционировании таких
 сложных оптических устройств, как микроскопы и телескопы. Поэтому
 он считал оправданным заключить, что "гипотеза, все положения кото-
 рой так хорошо подтверждаются опытом, реальна", т. е. что "вне меня
 существуют тела", они "беспрерывно посылают лучи, которые доходят
 по моего глаза, в нем преломляются, перекрещиваются и, воздействуя в
 различных точках на ретину, передают душе ощущения, которые она
 относит к концам этих лучей" (128, 40, 42). Это опровержение субъек-
 тивного идеализма, опирающееся на осмысление гносеологического
 значения целесообразной практической деятельности людей, было вмес-
 те с тем направлено против агностицизма. Тюрго подошел к пониманию
 того, что, как указывал Энгельс, "когда сообразно воспринимаемым
 нами свойствам какой-либо вещи мы употребляем ее для себя, - мы в
 этот самый момент подвергаем безошибочному испытанию истинность
 или ложность наших чувственных восприятий" и что если данная вещь
 "дает тот результат, какого мы ожидали от ее употребления, - тогда мы
 имеем положительное доказательство, что в этих границах наши восп-
 риятия о вещи и ее свойствах совпадают с существующей вне нас дейс-
 твительностью" (1, 22, 303 - 304).
 Нужно заметить, что уподобление гносеологического субъекта
 музыкальному инструменту имело у Дидро ограниченный характер и
 не выражало всецело механистического воззрения на человека. Сам
 Дидро подчеркивал принципиальное различие между чувствующим и
 мыслящим человеком, с одной стороны, и фортепиано как механичес-
 ким инструментом - с другой: оно состоит в том, что человек
 
 
 280
 
 "одновременно и музыкант и инструмент" (211, 149), т. е. его
 идеи возникают не только в результате впечатлений внешнего и внут-
 реннего характера, но и вследствие активности сознания. С этой актив-
 ностью Дидро связывал возможность человеческой свободы. Включая в
 число детерминаций человеческой деятельности рациональные мотивы,
 Дидро приходил к выводу, что она может в значительной мере опреде-
 ляться внутренними причинами. Размышления Дидро на эту тему шли в
 русле поисков единства свободы и необходимости в деятельности людей.
 У Дидро, как и у Ламетри, механические аналогии в отношении
 человека служили в основном обоснованию его существенного родства
 с животными, которые тоже уподоблялись "фортепиано". Данное же
 родство толковалось Дидро прежде всего в том смысле, что человек и
 животные субстанционалъно тождественны, т. е. одинаково являются
 материальными существами. Именно исходя из этого, Дидро формули-
 ровал материалистическо-монистическое заключение, что "во Вселен-
 ной есть только одна субстанция - и в человеке, и в животном" (211,
 151).
 Трансформистское Для обоснования этого заключения
 воззрение на природу требовался, однако, еще материалис-
 и эволюционизм тический ответ на вопрос о том, как
  возникли живые существа, в первую
 очередь животные с их сложнейшим образом устроенными орга-
 нами и с присущими им психическими функциями. К усмотрению воз-
 можности естественного происхождения животных и человека Дидро
 подошел, подобно Ламетри, на пути преодоления фиксистского воззре-
 ния на природу в целом и органический мир в частности. Естествен-
 но-научное основание трансформизма Дидро было значительно солид-
 нее, чем у Ламетри. Оно включало в себя воззрение одного из корифеев
 французской науки Х VIII в. Бюффона (см. 106), которые вместе с кос-
 могонической гипотезой И. Канта и эволюционистской гипотезой К.
 Вольфа (и с некоторым опережением по отношению к ним) пробивали
 брешь в метафизическом представлении об абсолютной неизменяемости
 природы во времени.
 
 Естественно-научный Жорж Луи Леклер де Бюффон (1707 - 1788) полу-
 трансформизм Бюффона чил юридическое образование, но под влиянием
  Просвещения обратился к естественным наукам,
 которые он некоторое время изучал на медицинском факультете,
 а большей частью усваивал самостоятельно, сочетая это с их творческой
 разработкой и практическим приложением (к лесоводству, металлур-
 гии, доместикации животных). Он писал работы по математике (за ко-
 торые в 1733 г. был избран адъюнктом Французской академии - ее
 
 
 281
 
 полноправным членом он стал двадцатью годами позже), физике,
 прикладной ботанике, опубликовал "Теорию ракет и способы их усо-
 вершенствования". Со времени назначения Бюффона в 1739 г. директо-
 ром ботанического ("королевского") сада, который он превратил в пер-
 воклассное научное учреждение с солидным естественно-научным му-
 зеем ("кабинетом короля"), главным делом его жизни стало создание
 "Естественной истории", потребовавшей без малого 50 лет напряжен-
 ной работы и достигшей объема в 36 томов. Это грандиозное произведе-
 ние, которое стало быстро известным во всей Европе и по мере выхода
 очередных томов переводилось Бюффоном как антитеза "Системе при-
 роды" знаменитого шведского натуралиста Карла Линнея (1707 - 1778),
 первое издание которой вышло в 1735 г. и работу над которой ученый
 продолжал вплоть до своей кончины. Бюффона не удовлетворяло,
 во-первых, то, что линнеевское изображение природы ограничивалось
 описательно-формальной классификацией минералов, растении и жи-
 вотных (великую научную значимость решения этой задачи он не по-
 нял). Сам он стремился к значительно более глубокому обобщению эм-
 пирических фактов естествознания, выдвинув девиз: "Собирайте факты
 для того, чтобы получить идею". Во-вторых, Бюффона отталкивал фик-
 систский характер построений Линнея, "метафизической ошибкой" ко-
 торого он считал "непонимание продвижения природы", ее "вечного
 течения".
 Естественно-научные обобщения Бюффона, которого Дидро при-
 числял к "великим философам" своего времени, имели материалисти-
 ческий смысл, который он сознательно вуалировал из-за нежелания
 вступать в конфликт но который был достаточно ясен для вдумчивых
 читателей . Бюффон утверждал положение о неисчерпаемой "живой
 мощи природы", являющейся " работником безостановочно активным",
 средствами и материалами которого служат "время, пространство, ма-
 терия". Во всех своих объяснениях природных процессов и образований
 Бюффон оперировал исключительно естественными причинами, считая,
 что "притяжение и отталкивание суть два главных инструмента воз-
 действия мощи природы на косные тела, а тепло и живые органические
 молекулы - те активные принципы, которые она использует для форми-
 рования и развития организованных существ" (133, 31). Если в конк-
 ретно-научном плане Бюффон отказался от картезианской "физики" в
 пользу ньютонианства, то ее материалистическая ориентация была им
 воспринята и углублена. Наибольшее научное и мировоззренческое
 значение имела трактовка Бюффоном геокосмических и биологических
 проблем.
 В 1 томе "Естественной истории", озаглавленном "История и те-
 ория Земли" (1749), Бюффон выдвинул вторую после Декарта космого-
 ническую гипотезу, согласно которой Земля и другие планеты Солнеч-
 ной системы образовались из вещества отторгнутого от Солнца сколь-
 зящим ударом по нему некоего массивного небесного тела ("кометы").
 Закладывая основы исторической геологии, Бюффон считал вытекаю-
 щим из научных фактов, что первоначально Земля находилась в раска-
 ленном состоянии, после остывания покрылась океаном образовавшим-
 ся из конденсировавшихся паров воды, часть которых затем просочи-
 лась в подземные пустоты, в результате чего обнажились и стали сушей
 возвышенные участки. Бюффон полагал несомненным существенное
 изменение рельефа Земли, последовательно формировавшегося остыва-
 нием ее массы, океаническими отложениями и вулканической деятель-
 ностью. Не считаясь с библейской "гeoxpoнологией" (6 - 7 тыс. лет, по
 подсчетам теологов), Бюффон на основе вычисления скорости предпо-
 лагаемого остывания Земли и отложения осадочных пород заключил,
 что она существует не менее 75 000 лет. Эта цифра, потрясавшая своей
 величиной воображение людей XVIII в. была первым
 
 
 282
 
 приближением к научному пониманию длительности существо-
 вания Земли, вводя понятие геологического времени. В ответ на осуж-
 дения теологами этих воззрений Бюффон заявил, что верит-де в биб-
 лейское учение о творении богом Земли, а свою гипотезу выдвинул
 "только как чисто философское предположение", не претендующее на

<< Пред.           стр. 38 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу