<< Пред.           стр. 42 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 деятельность "финансистов" благодетельным для общества содержани-
 ем, отказался от должности генерального откупщика и целиком сосре-
 доточился на разработке складывавшейся у него философской концеп-
 ции. Первым из философов Гельвеций открыл собственный салон, с по-
 сетителями которого он настойчиво обсуждал занимавшие его пробле-
 мы. Гельвеций сблизился с Дидро и Гольбахом, вошел в круг энциклопе-
 дистов.
 Итогом более чем двадцатилетних раздумий Гельвеция явилась
 книга "Об уме" (1758). Это первое опубликованное
 
 
 302
 
 произведение Гельвеция вызвало всеобщий интерес и стало одной
 из важнейших вех в развитии материалистической мысли XVIII в. во
 Франции. Маркс указывал, что именно в работах Гельвеция, развиваю-
 щих линию локковского сенсуализма, "материализм получает собс-
 твенно французский характер. Гельвеций тотчас же применяет его к
 общественной жизни... Чувственные впечатления, себялюбие, наслаж-
 дение и правильно понятый личный интерес составляют основу всей
 морали. Природное равенство человеческих умственных способностей,
 единство успехов разума с успехами про мышленности... всемогущест-
 во воспитания - вот главные моменты его системы" (1, 2, 144). Если
 просветители встретили книгу Гельвеция сочувственно (хотя не все ее
 положения разделялись многими из них), то в реакционном лагере она
 вызвала сильнейшее негодование.
 Парижский архиепископ Кристоф де Бомон обличал книгу "Об
 уме" как "принимающую за свое основное начало гнусную доктрину
 материализма... устанавливающую правила, совершенно противополож-
 ные евангел~ ской нравственности... направленную на нарушение мира
 в государстве, на возмушение подданных против власти и против самой
 особы их государя; как благоприятствующую безбожникам, деистам,
 всякого рода неверующим и возрождающую почти все их безбожные
 системы; как содержащую великое множество положений ложных и
 постыдных, полную ненависти ркви и ее служителей нарушающих
 должное благоговение перед Священным писанием и отцами церкви,
 кощунственную, богохульную, ложную и еретическую". Королевский
 обвинитель Жоли де Флери заявил в парижском суде, что произведение
 Гельвеция - "это свод самых постыдных и низких страстей, апология
 материализма и всего того, что может изречь безверие, чтобы возбудить
 ненависть к христианству и католицизму" (цит.по:223,2,643-644)
 Парижский парламент приговорил книгу "Об уме" к сожжению,
 а папа Климент XIV осудил ее в специальном послании. Только связи
 родителей при дворе и отречение Гельвеция от своей книги, которое он
 был вынужден проделать дважды, спасли его от ареста и суда. Осужде-
 ние "Об уме" явилось непосредственным поводом к запрещению "Эн-
 циклопедии", которую враги Просвещения рассматривали как рассад-
 ник самого опасного свободомыслия.
 Гельвеций чрезвычайно тяжело пережил бурю преследований, но
 они не сломили его. В бабе годы он втайне принялся за подготовку но-
 вой книги, намереваясь подробнее изложить и лучше обосновать в ней
 положения своей антропосоциальной концепции, от которой он в дейс-
 твительности не думал отказываться. К 1770 г. работа над книгой, по-
 лучившей название "О человеке", была завершена, но от намерения
 опубликовать ее Гельвеций отказался, опасаясь, что в обстановке резко
 усилившихся в это время репрессий
 
 
 303
 
 против свободомыслия он может стать жертвой самых жестоких
 кар. После этого решения Гельвеций впал в меланхолию, его физические
 силы стали быстро убывать, и через несколько месяцев он скончался на
 56-м году жизни. Книга "О человеке" вышла в свет в 1772 г. в Гааге
 (стараниями русского посла в Голландии князя Голицына), вновь заста-
 вив современников размышлять и горячо спорить о философском уче-
 нии Гельвеция.
  Уже в своих истоках философская
 Основные интенции мысль Гельвеция была направлена на
 Философии Гельвеция этические и социальные проблемы,
 и ее социальная обусловленность рассматриваемые им в неразрывной
  связи. Провозглашая в записных
 книжках: "Добродетели - это единственные божества, которых я
 хочу почитать", - Гельвеций вместе с тем хотел "вычислить вероят-
 ность счастья людей" как антитезы их актуальному несчастному су-
 ществованию в обществе. Наряду с замыслом объяснить "все возмож-
 ные явления нравственности" Гельвеций ставил задачу "найти проект
 возможного общественного состояния", обеспечивающего условия для
 осуществления нравственности и счастья людей. Выражая при публика-
 ции книги "Об уме" уверенность, что ему удалось осмыслить "нравс-
 твенность с новой точки зрения и сделать из ненужной науки науку,
 полезную для мира", Гельвеций подчеркивал, что "этика есть пустая
 наука, если она не связана с политикой и законодательством" (223, 1,
 140, 91, 262).
 Как в замыслах, так и в результатах философии Гельвеция с
 большой силой выразилась его позиция идеолога "третьего сословия".
 Переписка Гельвеция показывает, что в период ведения им записных
 книжек - в это время он находился на посту генерального откупщика -
 у него выработалось удивительно ясное для своего времени понимание
 социальных антагонизмов французского общества, причем он стал в
 резкую оппозицию по отношению к феодальнабсолютистскому строю.
 Гельвеций безоговорочно отнес его к "плохим" формам правления, "все
 искусство которых заключается в том, чтобы при помощи самых разно-
 образных средств перемещать деньги от управляемых в кошелек управ-
 ляющих". Согласно Гельвецию, не только во Франции, но и в других од-
 нотипных европейских монархиях "все источники государственных до-
 ходов растеклись по сотням тысяч каналов феодальной системы, кото-
 рая поглощает их". По его мнению, феодальная собственность - это
 "собственность немногих, вредная для всех". С резкостью сознатель-
 
 
 304
 
 ного выразителя интересов "третьего сословия" Гельвеций клей-
 мил "членов той многочисленной аристократии, состоящей из дворян и
 священников, верхушка которой находится в Версале, аристократии,
 которая захватывает почти все влиятельные должности и по своей при-
 хоти умножает их число единственно в силу привилегии происхожде-
 ния, не обладая ни правом, ни талантом, ни заслугами, и которая удер-
 живает в своей зависимости всех, вплоть до государя, причем последне-
 го она умеет заставить назначать и смещать министров в зависимости
 от того, насколько они соответствуют ее интересам". Наличие такого
 социального неравенства означает, что Гельвецию, "ниспровержение
 всех идей здравого смысла и справедливости", "извращает среди нас все
 принципы общественной и частной морали" (223, 2, 619, б18, 621, 622).
 Знаменательно, что, с другой стороны, Гельвеций негативно от-
 носился к замечаемым им в Англии новым социальным язвам, порож-
 денным, по сути дела, развитием капиталистических отношений, но не-
 избежности этих последствий он, однако, не осознавал. Восхищаясь
 существующим в Англии простором для деловой активности, создавшей
 процветающие промышленность, сельское хозяйство и торговлю, кото-
 рые обеспечивают экономическую мощь государства, Гельвеций вместе
 с тем осуждал "то чрезмерное неравенство имуществ, которое развра-
 щает все власти и превращается для всей нации в банк, где определяется
 цена всем порокам и всем добродетелям". Средством против безудерж-
 ного развития личного интереса, пагубные последствия чего Гельвеций
 усматривал в буржуазных аспектах английской действительности, он
 считал общественные добродетели, находя самые высокие и непреходя-
 щие образцы последних в античных республиках. Однако греко-римс-
 кий республиканизм осознавался Гельвецием как связанный с такими
 неприемлемыми социально-политическими реальностями, как рабовла-
 дение и захватнические войны. Таким образом, даже в самых привлека-
 тельных для всех просветителей и для себя лично общественных уст-
 ройствах Гельвеций не находил искомой им полноты социального идеа-
 ла, заявляя, что подлинно "хорошие" формы правления - "это те, кото-
 рые еще предстоит создать" (223, 2, 623, 619).
 В понимании Гельвеция "хорошей" является "такая форма прав-
 ления, при которой законы имеют целью обеспечение общего благоденс-
 твия и достаточно справедливы, чтобы каждый считал для себя выгод-
 ным их соблюдение".
 
 
 305
 
 Уточняя этот идеал, Гельвеций писал о желательности "такого
 государственного устройства, при котором, пользуясь всей полнотой
 своей свободы, личной безопасности и безопасности своего имущества,
 граждане были бы обязаны уважать-свободу и безопасность не только
 своих сограждан, но и всех других народов..." (223, 2, 593 - 594, 628).
 Придавая свободе универсальную значимость, Гельвеций считал необ-
 ходимым устранить угнетение и порабощение не только во внутригосу-
 дарственных, но и в международных отношениях. Несмотря на буржу-
 азную ограниченность, которой к тому же противостояла отчетливо вы-
 раженная у Гельвеция "социалистическая тенденция" (Маркс), его со-
 циальный идеал по своему содержанию явился одним из наиболее пос-
 ледовательных, глубоких и радикальных во французском Просвещении.
 Особенности В своем мировоззренческом развитии
 Материализма Гельвеция Гельвеций вслед за Ламетри и Дидро
  возвысился до материалистическо-
 атеистического миропонимания, однако ему было свойствен-
 но затушевывать этот факт, чтобы лишить теологов воз-
 можности осудить предложенное им этико-социальное
 учение уже по одним его философским основаниям. Сами
 термины "материализм" и "атеизм" Гельвеций объявил
 настолько неопределенными, что ими не следует пользо-
 ваться. В духе гоббсовского номинализма Гельвеций писал,
 что реально "в природе есть лишь индивиды, которые
 названы телами", а материя - это не более чем слово, озна-
 чающее "лишь совокупность свойств, присущих всем телам"
 (223, 1, 172). Но сами эти свойства Гельвеций трактовал на
 уровне других великих французских материалистов, ут-
 верждая, что они не сводятся к протяженности, а являются
 многообразными, и в их число входит прежде всего движение.
 Оно характеризуется Гельвецием не узкомеханистически,
 а как всякого рода изменение, благодаря которому "приро-
 да находится в вечном брожении и разложении". Это-то во
 многом еще не познанное движение, посредством которого
 "совершается все во Вселенной", Гельвеций называл единст-
 венно возможным "богом" и на этом основании отрицал
 предъявляемые ему "обвинения в атеизме". Пытаясь запу-
 тать теологов и в известной мере путаясь при этом сам,
 Гельвеций вместе с тем отчетливо видел существование в
 философии двух противоборствующих основных направле-
 ний, совершенно по-разному относящихся к религии и
 теологии. Этот взгляд, углубленный до выявления истоков
 данных направлений, выразился при различении Гельвецием
 
 
 306
 
 двух диаметрально противоположных родов "метафизики". При-
 емлемой для него была "метафизика" бэконовского типа, понимаемая
 им как "основанная на наблюдении" наука "о первых принципах всяко-
 го искусства или всякой науки", уходящая своими корнями в "систему
 Демокрита", который "постепенно поднимается от земли к небу...".
 "Метафизику" второго рода, противостоящую демокритовско-бэко-
 новской линии в философии, Гельвеций оценивал крайне отрицательно
 как "невразумительный жаргон", который перешел "от египетских
 жрецов к Пифагору, а от Пифагора к Платону", затем будучи "сослан"
 в школы богословия. По Гельвецию, "эта метафизика постоянно гоняет-
 ся в стране химер за мыльными пузырями, производя лишь сотрясение
 воздуха" (223, 2, 162, 161).
 Проблемы сознания Деятельность сознания Гельвеций ха-
 и познания рактеризовал с позиций материалис-
  тического сенсуализма. Он видел
 "причину образования наших мыслей" в двух "пассивных си-
 лах", или способностях, человека: "Одна - способность получать раз-
 личные впечатления, производимые на нас внешними предметами; она
 называется физической чувствительностью. Другая - способность сох-
 ранять впечатление, произведенное на нас внешними предметами. Она
 называется памятью, которая есть не что иное, как длящееся, но ослаб-
 ленное ощущение"". В духе кондильяковского радикального сенсуа-
 лизма Гельвеций заявлял, что "чувствительность производит все наши
 представления" и что в действиях нашего ума "все... сводится к ощуще-
 нию". Он полагал, что существо этих действий состоит "в нашей спо-
 собности замечать сходства и различия", и в этом смысле "все операции
 ума сводятся к суждению". Поскольку же, рассуждал Гельвеций, пер-
 вое представление о сходстве и различии предметов дает чувственное
 восприятие, постольку "суждение то же, что ощущение", и в конечном
 счете "судить - значит ощущать" (223, 1, 148, 150, 151, 152). Выра-
 женная в этих положениях редукция рациональной степени познания к
 чувственной не получала у Гельвеция убедительного обоснования, и ей
 противоречили его собственные философские обобщения. Данные по-
 ложения неадекватно резюмировали убежденность Гельвеция в том, что
 способность мыслить развивается из способности чувствовать, что че-
 ловеческое познание имеет чувственно-эмпирический базис и что чувс-
 твенный опыт имеет существенное значение для проверки соответствия
 мыслей действительности.
 
 
 307
 
 Новым для французского материализма словом при характерис-
 тике становления человеческого сознания как родовой способности
 явилось указание Гельвеция на связь этого процесса не просто с об-
 щественной жизнью людей, но с их трудовой деятельностью, более оп-
 ределенно - с изготовлением и использованием ими орудий труда. К вы-
 явлению этой связи он подходил в ходе рассмотрения особенностей био-
 логической организации человека, способствующих развитию интеллек-
 та. Заявляя, что "без определенной внешней организации чувствитель-
 ность и память были бы в нас бесплодными способностями" и "возбуж-
 дали бы в нас... лишь ничтожное число идей", Гельвеций полагал, что
 разум развился из чувственности потому, что благодаря наличию рук,
 пальцы которых могут манипулировать с различными предметами, лю-
 ди изготавливали различные орудия и средства добывания пищи ("лук,
 стрелы, сети и пр."), строили жилища, изобретали и совершенствовали
 ремесла. Без этой деятельности, подчеркивал Гельвеций, люди "все еще
 бродили бы в лесах пугливыми стадами", они не смогли бы выйти из
 состояния дикости, создать цивилизацию и поднять ее "на такую сту-
 пень совершенства, какой она достигла теперь" (223, 1, 148 - 149). Эти
 положения Гельвеция закладывали материалистические основания для
 понимания антропогенеза.
 Гносеология Гельвеция, несмотря на обилие у него скептически
 звучащих высказываний, является по своей сути когнитивистской. Он
 рассматривал человеческое сознание как способное давать действитель-
 ные знания. Вместе с тем Гельвеций обращал внимание на трудность и
 сложность познания действительности, которое характеризуется им как
 развертывающийся во времени процесс нескончаемых познавательных
 усилий человечества, "работа всех времен и всех умов" (223, 1, 521).
 Лишь в виде абстрактной возможности, говорящей, по сути дела, только
 об отсутствии каких-либо пределов для человеческого познания, Гель-
 веций допускал исчерпание умом всех сочетаний существующих вещей
 и явлений.
 Истины, достигаемые в ходе познания, Гельвеций разделял на
 очевидные и вероятные. В первых он видел не подлежащий сомнению
 результат чувственного восприятия. Самоочевидным и не нуждающим-
 ся в какой-либо проверке Гельвеций считал для человека только по-
 черпнутое таким путем знание о своем собственном существовании. За
 этими пределами знания, даже если они опираются на чувственное наб-
 людение, становятся не вполне достоверными, а лишь
 
 
 308
 
 более или менее вероятными. Гельвеций мечтал о том, чтобы
 "составить физические, метафизические, моральные и политические
 таблицы, где были бы с точностью указаны различные степени вероят-
 ности и, следовательно, уверенности, с которой надо принимать каждое
 мнение". Существование материальных тел он относил к "первой сте-
 пени достоверности", а к последней, означающей отсутствие какойлибо
 достоверности, - религиозные россказни о "чудесах" (223, 1, 156, 157).
 Для уяснения взглядов Гельвеция на познание имеет существен-
 ное значение трактовка им заблуждения, разделяемого на два poдa.
 "Природным" он называл заблуждение, которое выражается в неве-
 жестве, отсутствии каких-либо идей по рассматриваемому вопросу, а
 "приобретенным" - то, которое состоит из ложных идей. Главным ис-
 точником последних являлись, по Гельвецию, сколастическая филосо-
 фия и позднейшая спекулятивная "метафизика", которые он упрекал в
 пользовании понятиями, не выражающими реального содержания и яв-
 ляющимися, собственно, лишь пустыми словами. Другим источником
 заблуждений Гельвеций считал "страсти", указывая, что они, во-пер-
 вых, "сосредоточивают все наше внимание на одной стороне рассматри-
 ваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесто-
 ронне", а во-вторых, вообще "обманывают нас, часто показывая нам эти
 самые предметы там, где их нет" (223, 1, 158). Под "страстями" Гельве-
 ций в данном случае понимал эмоционально предвзятые отношения че-
 ловека к познаваемой действительности, деформирующие в его созна-
 нии образ последней. Из приведенной характеристики заблуждения
 следовало, что, с точки зрения Гельвеция, истинными идеями являются
 те, в которых отражены реальные предметы с присущими им свойства-

<< Пред.           стр. 42 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу