<< Пред.           стр. 43 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 ми, во всех их существенных аспектах и отношениях.
 При разработке вопроса о заблуждении Гельвеций углубился до
 выявления обусловленности последнего также интересами людей, соз-
 нательно отвергающих в силу этого даже самые очевидные и достовер-
 ные истины, особенно если последние касаются общественных отноше-
 ний. Замечательно, что в этом плане внимание Гельвеция сосредоточи-
 валось на идеологическом выражении интересов господствующего
 класса феодально-абсолютистского общества. В какой-то мере Гельве-
 ций подходил и к постановке проблемы социальной обусловленности
 процесса познания, замечая, что высший "общественный интерес" зак-
 лючается в том, чтобы ценить всякую новую истину и руководствовать-
 ся ею при
 
 
 309
 
 решении соответствующих вопросов. При этом сама способность
 адекватно понять и выразить данный интерес связывалась Гельвецием с
 новой, специфичной для французского Просвещения философской ра-
 циональностью. Именно наделенные ею мыслители предстают у него
 как "люди, одушевленные благородной и просвещенной гордостью, лю-
 бящие истину, убежденные без упрямства; они сохраняют свой ум в
 состоянии беспристрастия, оставляющем свободный доступ новым ис-
 тинам" (223, 1, 188).
 Отсутствие у Гельвеция прямой связи с развивающимся естест-
 вознанием и философского обобщения его достижений не позволило
 ему заметить великой познавательной роли гипотез с присущим им
 преодолением сугубо эмпирической методологии, ньютоновских "все-
 индуктивистских" деклараций. Не заметил Гельвеций и того, что сам
 естественн~ научный опыт, в сущности, неотделим от выдвижения ги-
 потез и потому пронизан свойственной им рациональностью. Внося не-
 обходимые коррективы в утверждение Гельвеция, что "надо подвигать-
 ся вперед вслед за опытом и никогда не предупреждать его", Дидро за-
 мечал: "Но разве опыты делают наугад? Разве опыту не предшествует
 часто какое-нибудь предположение, какая-нибудь теоретическая идея,
 которую опыт должен подтвердить или опровергнуть?" (212, 2, 280).
 Радикальный антииннеизм Одна из главных гносеологических но-
 и панэдукационизм ваций Гельвеция, подготовленная
  кондильяковским учением о форми-
 ровании всех психических способностей из способности ощуще-
 ния, состояла в утверждении, что "наш ум есть нечто приобретенное"
 (226, 2, 552). В критике иннеизма Гельвеций шел значительно дальше
 многих приверженцев локковского сенсуализма, ограничивавшихся от-
 рицанием врожденных идей, но допускавших прирожденность людям
 тех или иных умственных способностей, специфичных для каждого ин-
 дивида и получающих развитие в ходе его жизни. По Гельвецию же, лю-
 дям прирождена лишь "физическая чувствительность", из которой за-
 тем развивается ум как способность мыслить. Это означало, что в ин-
 теллектуальном отношении между людьми при рождении нет никаких
 различий, имеет место полное равенство. Последующее "огромное умс-
 твенное неравенство людей" Гельвеций рассматривал как результат не-
 избежного "различия в воспитании". Под "воспитанием" ума имелось в
 виду не только и не столько целенаправленное педагогическое воздейс-
 твие, сколько, во-первых, вся совокупность внешних факторов, порож-
 даю-
 
 
 310
 
 щих у индивида идеи, а во-вторых, собственная переработка этого
 материала формирующимся мышлением. Считая, что "случай", т. е.
 различного рода непредусмотренные и непредсказуемые внешние воз-
 действия, с необходимостью занимает в воспитании "крупнейшее мес-
 то", Гельвеций настаивал на том, что "никто не получает вполне оди-
 накового воспитания" и "не бывает поставлен в совершенно одинаковые
 условия" (223, 1, 326, 329). Тезис о прирожденном равенстве людей в
 умственном отношении (при условии отсутствия органических дефек-
 тов в строении их органов чувств, нервной системы и мозга) дополнялся
 утверждением Гельвеция, что в благоприятной обстановке все они мо-
 гут подняться на самые вершины духовной культуры. Гельвециевская
 концепция формирования ума, имевшая ярко выраженную демократи-
 ческую, антиэлитарную направленность, сильнейшим образом способс-
 твовала подрыву идеологии социального неравенства и ориентировала
 на создание в обществе условий, благоприятствующих развитию умс-
 твенных способностей массы населения.
 При всем внимании к познавательной деятельности ума послед-
 ний интересовал Гельвеция прежде всего как генератор ценностных
 ориентаций, направляющих поведение людей в обществе. Присоединяясь
 к локковскому положению об отсутствии у людей врожденных нравс-
 твенных принципов, Гельвеций счел необходимым отвергнуть также
 учение Шефтсбери о прирожденности человеку "нравственного чувс-
 тва", оказавшее значительное влияние на французских просветителей,
 особенно на Дидро и Руссо. Поясняя, что "то, что в человеке называется
 добротой или нравственным чувством, есть его благожелательность по
 отношению к другим людям", Гельвеций полагал исторически доказан-
 ным, что такое чувство не наблюдается у народов, находящихся в "ес-
 тественном состоянии", и уже потому не может быть признано врож-
 денным. Хотя, считал Гельвеций, люди "отнюдь не рождаются врагами",
 мир между ними недолговечен, и свойственное им "общее желание об-
 ладать одними и теми же вещами" - при отсутствии в "естественном
 состоянии" законодательного установления права владения - "с колы-
 бели вооружает людей друг против друга", порождая чувства враждеб-
 ности и жестокости. Гельвецию представлялось бесспорным, что чувс-
 тва сострадания и благожелательности, нравственную ценность которых
 он полностью признавал, формируются по мере успехов цивилизации,
 когда люди научаются мысленно "отождествлять себя с несчастными и
 видеть себя в них", вспоминая
 
 
 311
 
 о собственных страданиях или предвидя их возможность (223, 2,
 263, 267). С позиций последовательно проводимого сенсуализма Гель-
 веций в отличие от Ламетри и Дидро отверг также представление о том,
 что некоторым людям прирождены порочные и даже преступные нак-
 лонности, побуждающие совершать соответствующие поступки и не
 поддающиеся никакому "воспитательному" воздействию со стороны
 общества.
 Исодя из локковского понимания сознания новорожденного как
 "чистого листа", Гельвеций утверждал, что "ни один человек не рожда-
 ется добрым" и "ни один человек не рождается злым". Он подчеркивал,
 что люди рождаются не только "без идей", но также "без характеров и
 безразличные к нравственному добру и злу", т. е. что не только в интел-
 лектуальном, но и в нравственном отношении "человек в колыбели -
 ничто, и его пороки, его добродетели, его искусственные страсти, его
 таланты, его предрассудки и, наконец; даже чувство себялюбия - все в
 нем благоприобретенное" (223, 2, 263, 271).
 Это предельное развертывание деструктивной стороны локковс-
 кого сенсуализма органически сочеталось у Гельвеция с полным выяв-
 лением его конструктивных возможностей, будучи необходимой пред-
 посылкой последнего. Этическому иннеизму Гельвеций противопопос-
 тавил детально разработанную альтернативу, ставя и в определенной
 степени решая проблему формирования ценностных ориентаций лич-
 ности в условиях общественной жизни и под их определяющим влияни-
 ем.
 Локковский тезис о чувственном происхождении всех человечес-
 ких идей и принципов развивается Гельвецием до утверждения, что
 "всем тем, чем мы являемся, мы обязаны воспитанию". Концепцию, ко-
 торая развертывается им из этого утверждения, можно назвать панэду-
 кационизмом (от греч. pav - все и лат. educatio - воспитание). Как и в от-
 ношении умственных способностей, Гельвеций призывал рассматривать
 воспитание не узкопедагогически, а придать ему "истинное и более об-
 ширное значение", подразумевая под ним "вообще все, что служит
 для... учения", т. е. формирования личности. По Гельвецию, "воспитате-
 лями каждого" являются самые разнообразные факторы той социальной
 среды, в которой он живет: "и форма правления", и все вступающие о
 ним в контакт люди - от ближайших родственников и друзей до отда-
 ленных и мимолетных знакомцев, "и, наконец, случай, т. е. бесчислен-
 ное множество событий, причину и сцепление которых мы не можем
 
 
 312
 
 указать вследствие незнания их" (223, 1, 478, 327). Однако при
 этом он утверждал решающую роль "формы правления", подчеркивая,
 что она определяет единый и характерный тип отношения людей к соци-
 альным нормам.
 Хотя гельвециевский панэдукационизм в той или иной степени
 оспаривался многими французскими просветить лями, он был в значи-
 тельной мере усвоен ими. Панэдукационизм Гельвеция означал, что до-
 марксовский материализм начал отходить от асоциальной и внеистори-
 ческой концегщии "человеческой природы". Маркс высоко оценивал
 гельвециевские идеи "о всемогуществе опыта, привычки, воспитания, о
 влиянии внешних обстоятельств на человека..." (1, 2, 145). Плеханов
 рассматривал вывод Гельвеция о формирующем воздействии на лич-
 ность общественной среды как-одно из самых значительных достиже-
 ний французских материалистов, видя в нем важную веху на пути дви-
 жения социально-философской мысли к материалистическому пони-
 манию истории.
 Нужно заметить, однако, что сам культурно-социальный подход
 к человеку облекался у Гельвеция в натуралистическую форму. Он пос-
 тоянно апеллировал к "человеческой природе" как базису, на знании
 которого должна быть построена "наука о нравственности". Фактичес-
 ки эти апелляции сводились к материалистическому стремлению выя-
 вить "физическую"" основу человеческой психики, учесть в полной
 мере значение биологической определенности человека как социально-
 го существа. Исходной в гельвециевских построениях была "физическая
 чувствительность" человека (общая ему со всеми животными), в силу
 которой он является "чувствительным к боли и наслаждению" (223, 1,
 408) и соответственно имеет "чувство любви к удовольствию и отвра-
 щению к страданию". Гельвеций писал, что "сиз этих двух чувств, всег-
 да имеющихся в душе человека, образуется то, что называют в нем лю-
 бовью к себе" (223, 2, 233). Последнюю он характеризовал как первич-
 ный импульс "всех наших действий" и как "запечатленное в нас приро-
 дой чувство", которое "преобразуется в человеке в порок или доброде-
 тель в зависимости от вкусов и страстей, его воодушевляющих"" (223,
 1, 174). Исходя из этого импульса, Гельвеций надеялся объяснить "ме-
 ханику" человеческой деятельности, что и должно было придать этике
 характер науки.
 Этическое учение а) Три "пружины" человеческой дея-
  тельности. B названнод "механике"
 Гельвеций выделял три главные "пружины", образующиеся на
 основе "любви к себе" или просто "физической чувстви-
 
 
 313
 
 тельности": "страсти", "стремление к счастью" и "интересы".
 Гельвеций писал, что "всеми своими пороками и добродетелями
 человек обязан страстям", а "своими страстями обязан физической
 чувствительности", уточняя, что не она сама, а заключенные в ней "се-
 мена любви к себе", "развиваясь, породили страсти..." (223,2, 315). Сог-
 ласно Гельвецию, "в нравственном мире страсти имеют такое же значе-
 ние, какое имеет движение в мире физическом: движу ние создает,
 уничтожает, сохраняет, оживляет все, без него все было бы мертво;
 страсти оживляют все в мире нравственном". В то же время Гельвеций
 заявлял, что во всей своей деятельности люди руководствуются стрем-
 лением к счастью, тоже порожденным любовью к себе, и что "наслаж-
 дение есть единственный предмет желаний людей". Вместе с тем Гель-
 веций настаивал на том, что люди всегда действуют под влиянием опре-
 деленных интересов, так что "если физический мир подчинен закону
 движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса". По-
 нятия страстей, стремления к счастью и интересов связаны у Гельвеция
 настолько тесно, что их содержание оказывается в значительной мере
 совпадающим. Страсти, по Гельвецию, направлены на реализацию чело-
 веческого стремления к счастью, а оно, в свою очередь, входит в гельве-
 циевское определение интереса как всего того, что "может доставить
 нам удовольствие или избавить нас от страдания" (223, 1, 158, 414, 186,
 183).
 Важно заметить, что в ходе построения этической концепции
 Гельвеция понятия страстей и интересов, выдвигавшиеся в ней на пер-
 вый план, наполнялись культурно-социальным содержанием. Как этик,
 Гельвеций оперировал так наэываемыми искусственными страстями, о
 которых писал, что своим возникновением они "обязаны существова-
 нию общества". В их число он включал гордость, честолюбие, стремле-
 ние к славе, патриотизм, любовь, дружбу, зависть, алчность и т. д., под-
 черкивая, что они "не существовали для человека, который способен
 чувствовать только физические удовольствия и страдания..." (223, 1,
 375). Именно эти страсти "оживляют все" в мире человеческих отно-
 шений и деяний.
 Начатая Вольтером и характерная для большинства французских
 просветителей реабилитация и одновременно апологии мирских уст-
 ремлений человека нашла у Гельвеция свое наиболее яркое и последова-
 тельное выражение. Признавая, что ряду "страстей" человечество "обя-
 зано своими пороками и большей частью своих несчастий", Гельвеций
 
 
 314
 
 полагал, что это, однако, "не дает права моралистам" безогово-
 рочно "порицать страсти и считать их безумием" (223, 1, 374). Гельве-
 ций, как и Спиноза, считал, что эффективно противодействовать пагуб-
 ным страстям могут только другие страсти, а не абстрактные моральные
 проповеди. В то же время Гельвеций настаивал, что без страстей невоз-
 можны благодетельные деяния. Для Гельвеция был неприемлем этичес-
 кий идеал Спинозы - мудрец, преодолевающий при помощи страсти к
 познанию ("интеллектуальной любви к богу") все другие свои устрем-
 ления и в результате отстраняющийся от практического действия, ста-
 новясь невозмутимым созерцателем бурь человеческой жизни. Соци-
 альной активности, не отделимой от предельной эмоциональной вовле-
 ченности в нее, Гельвеций придавал высочайшую ценность. Вдохновля-
 ющим ориентиром для людей он считал жизнь героев, совершающих ве-
 ликие социальные деяния на благо народов. При этом "искусственные"
 страсти рассматривались им как способные быть несравненно более
 сильными мотивами человеческой деятельности, чем чисто природные
 влечения, "естественные" страсти. Гельвеций указывал, в частности,
 что страсти, воодушевляющие героев, заставляют их "пренебрегать
 опасностями, страданиями, смертью" (223, 1, 374, 361). Это означало
 преодоление натуралистического тезиса, что прирожденная "любовь к
 себе" неотвратимо побуждает человека превыше всего ставить самосох-
 ранение. Призывы Гельвеция к героическим деяниям, строившиеся на
 основе обобщения практики античного республиканизма, вносили су-
 щественный вклад в формирование политической идеологии Великой
 французской революции.
 Положение об "интересе" как "пружине" человеческой деятель-
 ности было ориентировано на выявление объективных социальных де-
 терминаций последней. При этом Гельвеций искал "пружину" деятель-
 ности не только индивидов, но также различных социальных групп
 вплоть до сословий (а фактически - до классов) и целых обществ. Он
 различал три вида интересов: интересы индивидов, или "личные",
 "частные" интересы; интересы тех или иных социальных групп внутри
 определенного общества, или "интересы сообществ"; наконец, интере-
 сы общества, или "общественный интерес". Уяснению специфики каж-
 дого из этих трех видов интереса, изучению и рациональному регулиро-
 ванию соотношения между ними Гельвеций придавал кардинальное
 значение.
 Всем видам интереса, сопрягаемого с понятиями пользы и выго-
 ды, Гельвеций считал присущей направленность на
 
 
 315
 
 всевозможные блага, главными среди которых выступали эконо-
 мические и политические (социальный престиж, влияние, власть). Он
 решительно возражал против распространенного после Макиавелли су-
 жения понятия интереса "до значения: любовь к деньгам" (223, 1, 148).
 В социально-философском плане гельвециевский анализ проблемы ин-
 тереса наполнялся размышлениями об антагонистических противоречи-
 ях феодально-абсолютистского общества и необходимости перехода к
 свободной от нщ иной "форме правления".
 б) Добродетель и "интересы". Как этик, Гельвеций усматривал в
 философском осмыслении интересов ключ к пониманию того, что такое
 добродетель и что такое порок. Размышления Гельвеция на эту тему
 развертывались в двух планах: во-первых, какой смысл вкладывался до
 сих пор в основные этические категории, и во-вторых, каков их истин-
 ный смысл.
 Согласно Гельвецию, люди всегда трактовали эти категории под
 углом зрения трех вышеназванных видов интересов, в результате чего
 возникали три основных понимания добродетели и порока. Так, напри-
 мер, "с точки зрения отдельного лица" осуществление добродетели, или
 "честность", "есть лишь привычка поступать так, как выгодно этому
 лицу". С точки зрения группы людей, объединенных каким-либо общим
 интересом, "честность есть только более или менее сильная привычка к
 поступкам, особенно полезным для данного небольшого сообщества".
 Наконец, народы, общества как таковые усматривают добродетель в том,
 что соответствует "общему интересу". Гельвеций отмечал вместе с тем,
 что в качестве социальной нормы утверждалось третье понимание, сог-
 ласно которому человек добродетелен, когда "все его поступки направ-
 лены к общему благу"", являются полезными "для отечества" (223, 1,
 187, 201, 183, 204, 244).

<< Пред.           стр. 43 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу