<< Пред.           стр. 44 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 На этом основании Гельвеций делал вывод, направленный против
 этического релятивизма, что "всегда и всюду люди - по крайней мере те,
 что живут обществами, - должны были составить себе одинаковое
 представление о добродетели". Однако далее он, как и Локк, выявлял
 колоссальное различие конкретных представлений о добродетели у раз-
 личных народов и в разные исторические эпохи. Объяснение этому
 факту Гельвеций видел в "разнообразии интересов различных народов",
 возвышаясь при этом до понимания того, что при крупных обществен-
 ных преобразованиях - "революциях" - "интересы народа всегда сильно
 изменжотся", так что "одни и те же поступки могут быть
 
 
 316
 
 для него то полезными, то вредными, и поэтому называются то
 добродетельными, то порочными" (223, 1, 244, 243). Таким образом,
 "общий интерес" и определяемое им воззрение на добродетель высту-
 пали как исторически меняющиеся.
 Важнейшее значение имело выявление Гельвецием того факта,
 что сформулированный в античных республиках принцип "благо народа
 - высший закон" впоследствии зачастую извращался посредством неп-
 равомерного отождествления этого блага с интересами угнетательской
 власти, которая фактически руководствовалась в своих действиях сов-
 сем иным принципом, а именно: "благо правителей должно быть вер-
 ховным законом". Детерминация моральных норм такого рода "общим
 интересом" привела, с негодованием отмечал Гельвеций, к тому, что
 "нравственность большинства народов является в настоящее время соб-
 ранием способов, которые употребляют власть имущие, и правил, кото-
 рые они диктуют для того, чтобы укрепить свой авторитет и власть и
 иметь возможность безнаказанно быть несправедливыми" (223, 2, 264).
 Тем самым Гельвеций подходил к раскрытию классового характера гос-
 подствующей в обществе системы моральных норм.
 Ложное понимание "общего интереса" привело, заключал Гель-
 веций, к тому, что ориентированные на него добродетели оказались - в
 значительной мере с помощью религий - основанными на "предрассуд-
 ке". В философии Гельвеций видел единственное средство освободить
 мораль от "предрассудков" и определить "истинную добродетель", ука-
 зывая вместе с тем подлинное значение "общего интереса". Для этого
 он считал необходимым преодолеть взгляд на личные, "частные" инте-
 ресы как фатально противоположные нравственности, должные подав-
 ляться во имя "общего интереса". Согласно Гельвецию, личный интерес
 сам по себе этически нейтрален, подобно страстям, а "своими пороками
 и добродетелями люди обязаны исключительно видоизменениям, кото-
 рым подвергается личный интерес". Он считал, что ту или иную эти-
 ческую направленность личные интересы приобретают в строгой зави-
 симости от того, как верховная власть - "законодатель" - определяет
 "общий интерес". Если последний определяется как противоположный
 им, то их действие с необходимостью вызывает пороки. Поэтому, заме-
 чая в том или ином обществе изобилие пороков, следует, по Гельвецию,
 "жаловаться не на злобу людей, а на невежество законодателей", кото-
 рые повинны в том, что "частный интерес противопоставляют общему".
 Если же законами страны "общий интерес" определен так, что
 
 
 317
 
 личные интересы оказываются соответствующими ему, то пос-
 ледние становятся источником добродетельного поведения. Гельвеций
 считал, что сделать людей добродетельными "можно только объединяя
 личную выгоду с общей" (223, 1, 186, 203, 262), другими словами, свя-
 зать частные интересы с общими интересами.
 в) Идеал гармонии личных интересов и общего интереса. Обосно-
 вывая этическую значимость и вместе с тем реальность идеи гармони-
 ческого соединения частных интересов с общими, Гельвеций полагал,
 что оно может быть реализовано в современную эпоху благодаря расп-
 ространению просвещения. Под "частными интересами" своих сооте-
 чественников он имел в виду не индивидуальные прихоти, а неудовлет-
 воренные жизненные потребности массы французского населения, ко-
 торая входила в состав "третьего сословия", в том числе его беднейших
 слоев. Гельвециевское положение о том, что именно на "частном" ин-
 тересе следует "основывать добродетельное поведение" (223, 1, 314),
 ставило задачу удовлетворять эти потребности. Средством искомого
 связывания частных интересов с общим Гельвеций считал обеспечивае-
 мое законодательством справедливое распределение наличных благ - в
 строгом соответствии с реальной пользой, которую тот или иной граж-
 данин приносит обществу своей деятельностью. Подобную деятельность
 Гельвеций рассматривал как непременную обязанность каждого граж-
 данина и в предлагаемом способе распределения благ видел действенное
 средство устранения социального паразитизма. Гельвеций подчеркивал,
 что мудрый законодатель должен в первую очередь позаботиться о том,
 чтобы масса трудящегося населения, непосредственно производящая
 материальные блага, не влачила нищенского существования из-за непо-
 мерных налогов и прочих поборов, а жила в достатке, который обеспе-
 чивался бы притом не изнурительным, а умеренным трудом. Счастли-
 выми, по Гельвецию, являются лишь те народы, у которых значительное
 национальное богатство распределено с большей или меньшей равно-
 мерностью среди всего населения. Наличие в обществе немногочислен-
 ных богачей, утопающих в роскоши, он рассматривал как выражение
 гибельного для нравственности крайне неравномерного распределения
 благ, обездоливающего народные массы. Надо заметить, что, ратуя как
 этик за удовлетворение обществом насущных материальных потребнос-
 тей людей, Гельвеций в то же время считал противоречащим нравствен-
 ности превращение стремления обладать материальными благами в
 единственную
 
 
 318
 
 "пружину" деятельности людей. Он выступал м разумное огра-
 ничение индивидами своих потребностей, подчеркивая, что "только
 добродетель, довольствующаяся малым, не поддается испорченности".
 Согласно Гельвецию, вся история доказывает, что "не на почве роскоши
 и богатства", а в условиях умеренного достатка массы граждан, обеспе-
 ченного их личной общественно полезной деятельностью, "процветают
 прекрасные добродетели" (223, 1, 441).
 Важно отметить далее, что, с точки зрения Гельвеция, у людей, не
 развращенных "дурным" законодательством "желание почестей" явля-
 ется более сильным стимулом деятельности, нежели "желание богатс-
 тва". Поэтому он полагал, что "мудрое распределение почестей являет-
 ся наиболее прочной связью, которой законодатели могли бы соединить
 частный интерес с интересом общим и создать добродетельных граж-
 дан". Почести, в понимании Гельвеция, - это престижные проявления
 общественного одобри ния и признания заслуг личности: публичные
 похвалы со стороны высших должностных лиц, присвоение почетных
 званий и титулов, народные чествования. Связывая такого рода духов-
 ное стимулирование с экономическо-политическими реалиями, Гельве-
 ций указывал, что "нигде почести не воздаются с большей справедли-
 востью, чем у народов, у которых нет иной монеты для оплаты услуг,
 оказанных отечеству" (223, 1, 446; 444).
 г) Нравственность и "формы правления". Этический идеал Гель-
 веция оказывался во всех своих аспектах органически связанным с
 "формой правления", диаметрально противоположной "деспотизму",
 при котором "все - рабы, и лишь один человек свободен". Моралистов
 прошлого Гельвеций упрекал в том, что они "недостаточно часто расс-
 матривали различные пороки народов как необходимые следствия раз-
 личных форм их правления". По его убеждению, при деспотическом
 правлении "личный интерес никогда не связан с интересом обществен-
 ным", откуда проистекает фактическое "презрение к добродетели",
 маскируемое показным уважением к ней. Считая, что "самая сущность
 деспотизма в том, что он развращает и принижает души", Гельвеций
 нарисовал впечатляющую картину нравственной деградации людей в
 обществах с подобной "формой правления": ни деспот, считающий все
 дозволенным для удовлетворения любых своих желаний, ни окружаю-
 щие его раболепные сановники, ни угнетаемая ими масса простолюди-
 нов, вынужденных угодничать перед власть имущими, не имеют даже
 понятия об "истинной добродетели" и тем
 
 
 319
 
 более не могут практиковать ее. Отстраненные от участия в ре-
 шении общественных дел, политически бесправные подданые с необхо-
 димостью сосредоточиваются на сугубо личных интересах, и "желание
 богатства" приобретает для них значение важнейшего стимула деятель-
 ности, попытки подавить который законодательными мерами чреваты
 опасностью погружения людей в полную апатию. Почести при деспоти-
 ческом правлении лишь в редчайших случаях увенчивают действитель-
 ные заслуги перед обществом, а в целом они являются "наградой порока
 и низости" (223, 1, 427, 445).
 Гельвеций подчеркивал, что морализаторские проповеди бессиль-
 ны против этих пороков, поскольку не видят их действительной причи-
 ны и не призывают к ее устранению. Он разъяснял, что "стремиться
 уничтожить пороки, связанные с законами народа, не производя ника-
 ких изменений в этих законах, значит отвергать следствия, с необходи-
 мостью вытекающие из допущенных принципов". Сам Гельвеций с пол-
 ной определенностью выражал убеждение, что "единственный способ
 произвести благоприятную перемену в этой области есть... изменение
 законов и государственного управления" (223, 2, 259, 323). Так гельве-
 циевская "наука о нравственности" приобретала революционную заост-
 ренн ость, обосновывая в свойственном ей плане необходимость перехо-
 да от феодально-абсолютистского строя к противоположной "форме
 правления", базирующейся на республиканско- демократических прин-
 ципах.
 В тесной связи с этим Гельвеций прославлял высокие гражданс-
 кие добродетели, выражающиеся в героическом отстаивании свободы
 отечества от внешних и внутренних посягательств на нее. Именно на
 этих добродетелях сконцентрировано внимание гельвециевской этики.
 Их обоснование в ней было непростым делом, учитывая тезис Гельвеция
 о детерминации всех действий и помыслов людей личными интересами,
 который при его поверхностном и вместе с тем недоброжелательном ис-
 толковании приводил к тому, что, как отмечал Плеханов, "с легкой ру-
 ки консерваторов и реакционеров... мораль французских материалистов
 до -сих пор считают эгоистической моралью" (119, 1, 514). В этот тезис
 сам Гельвеций не вкладывал эгоцентрического смысла, полагая, что
 личными могут и даже должны стать для гражданина не только его ин-
 дивидуальные, но также общо ственные интересы. Более того, согласно
 Гельвецию, в сознании подлинно добродетельного гражданина задача
 служения отечеству должна приобрести значение высшего личного ин-
 тереса, превратиться в самое сильное аффективное уст-
 
 
 320
 
 ремление, в господствующую "страсть". Таков смысл разъяснения
 Гельвеция, что "добродетельный человек не тот, кто жертвует своими
 привычками и самыми сильными страстями ради общего интереса, - та-
 кой человек невозможен, а тот, чья сильная страсть до такой степени
 согласуется с общественным интересом, что он почти всегда принужден
 быть добродетельным" (223, 1, 413).
 Гельвеций отчетливо видел, что реализация подобной добродетели
 может сопровождаться для человека самыми тяжелыми личными утра-
 тами, страданиями, даже смертью. В свете обоснования в этике Гельве-
 ция самоотверженных героических деяний во имя общественного инте-
 реса (превратившегося в глубоко личную "страсть" для добродетельных
 людей) становится очевидной неадекватность таких его формулировок,
 как: "невозможно любить добро ради лобpa"; "люди не любят справед-
 ливости ради справедливости"; движимые любыми "страстями", "мы
 все же всегда ищем физического удовольствия или избегаем физическо-
 го страдания" (223, 1, 201, 206, 378). Дидро расценил эти формулиров-
 ки как несостоятельные "парадоксы", компрометирующие учение
 Гельвеция в общественном мнении. Однако, добавлял Дидро, эти фор-
 мулировки могут стать верными, если их отнести не ко всем людям без
 исключения, а ко многим. Их действительный смысл состоит в конста-
 тации широкого распространения моральной распущенности во фран-
 цузском обществе. Знаменательно, что с ними согласились наиболее
 откровенные и трезво мыслящие представители "высшего света", заяв-
 лявшие, что Гельвеций высказал лишь то, что все давно о себе знали, но
 предпочитали не распространяться об этом. Этический идел Гельвеция
 противостоял этой великосветской "морали" и ориентировал на совер-
 шенно иное поведение.
 д) Гельвеций о негативном влиянии религий на нравственность.
 Следует заметить, Мто этическая концепция Гельвеция строилась как
 антитеза официально принятому пониманию нравственности с точки
 зрения христианской религии, причем отвергалось также любое другое
 религиозное воззрение на нее как "несовместимое со здоровой нравс-
 твенностью". Не считая нужным оспаривать утверждения церковников
 о христианстве как "единственно истинной" религии и входить в расс-
 мотрение его догматики как таковой, Гельвеций предпочитал вести кри-
 тику этой религии с этической точки зрения и заявлял, что "люди более
 благочестивые, чем просвещенные, выдумали, будто добродетели наро-
 дов, их гуманность и мягкость их нравов зависят от
 
 
 321
 
 чистоты их религии" (223, 2, 62, 347). Претензиям христианства
 быть "законом любви и человечности" Гельвеций противопоставлял ре-
 альное использование данной религии для совершения "жестокостей,
 которые останутся навсегда позором прошлых веков и будут вызывать
 ужас и удивление грядущих". Гельвеций указывал, что "фанатизм
 вкладывает оружие в руки христианских государей и заставляет като-
 ликов избивать еретиков; на земле снова появляются пытки, изобретен-
 ные Бузирисами, Фаларисами и Неронами; фанатизм воздвигает и за-
 жигает в Испании костры инквизиции, в то время как благочестивые
 испанцы покидают свои порты и переплывают моря, чтобы водрузить
 крест и внести опустошение в Америку". Отмечал Гельвеций и то, что
 ислам, конкурирующий с христианством в качестве другой влиятель-
 нейшей мировой религии, прямо повелевает во имя своего торжества
 "обойти землю с мечом и огнем в руках" (223, 1, 313, 314). Таким обра-
 зом, в самой истории религий Гельвеций находил достаточное свиде-
 тельство того, что "они повсюду раздували пламя нетерпимости, усти-
 лали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опусто-
 шали государства, но они никогда не делали людей лучшими". Именно
 на основании осмысления исторического опыта Гельвеций приходил к
 выводу, что для того, чтобы "смягчить человеческую жестокость и сде-
 лать людей более общительными, следует сначала сделать их равнодуш-
 ными к различиям культов" (223, 2, 347) и нужно "основать добр~ де-
 тельное поведение не на принципах религии... но на принципах, кото-
 рыми не так легко злоупотреблять, - а таковы мотивы личного интере-
 са" (223, 1, 314).
 В социально-философском обзоре отношений между религией и
 моралью Гельвеций уделял много внимания роли духовенства, посколь-
 ку "священники всех религий выдают себя за единственных судей
 нравственности или порочности человеческих поступков". В понима-
 нии Гельвеция духовенство - это особая "корпорация", которая свои
 групповые интересы ставит выше общего интереса и уже одним этим
 подрывает нравственность. Изучение истории церквей; в особенности
 римско-католической, давало Гельвецию основание для заключения, что
 "всякая религиозная корпорация жадно стремится к богатству и влас-
 ти", цинично попирая при этом всякую добродетель. Превознесение
 церковью аскетов с их "безумными добродетелями" Гельвеций рассмат-
 ривал как выражение желания духовенства побудить людей отказаться
 в его пользу от земных благ, безропотно перенося вытекающие из этого
 лишения и страдания. Что
 
 
 322
 
 касается стремления церковников к власти, то и оно, по Гельве-
 цию, реализуется с использованием самых безнравственных средств, а
 своим результатом имеет разрушение важнейших социальных основа-
 ний морали. Когда нет возможности установить теократию, духовенс-
 тво, указывал Гельвеций вслед за Мелье, вступает в сговор с светскими
 деспотами ради совместного угнетения народов: какие бы страшные
 злодеяния ни совершали деспоты, покровительствующие церкви, она
 объявляет их "богоугодными" государями, обязывает свою паству бесп-
 рекословно повиноваться им, а после смерти объявляет многих из них
 "святыми". В свете этих и других аналогичных фактов Гельвеций зак-
 лючал, что "нет ничего более разнящегося между собой, чем идеи доб-
 родетели и святости": если в своем истинном значении "слово "добро-
 детель" содержит в себе всегда идею о чем-то полезном для общества",
 то "святость", которую церковники изображают как высшее проявление
 добродетельности, означает, в сущности, лишь нечто полезное для них
 самих. Все это приводило Гельвеция к выводу, что "нет ничего общего
 между религией и добродетелью" и что во имя пресечения преступной
 вседозволенности надо "поставить новую нравственность на место той
 нравственности теологов, которая всегда снисходительна к вероломс-
 тву...". Видя в религии существенный фактор "несчастья народов",
 Гельвеций противопоставлял ей обоснование нравственности естествен-
 ными причинами как благодетельное учение "о способах, придуманных
 людьми для того, чтобы совместно жить более счастливым образом"
 (223, 2, 62, 130, 227, 228, 264).
 Вместе с тем нельзя не отметить, что в книге "О человек кв"
 Гельвеций высказал мысль о возможности сакрализировать свою эти-
 ческую концепцию, объявив ее "единственной истинной" и подлинно
 "универсальной религией". Эта попытка Гельвеция сделать "голос не-
 ба... голосом общественного блага" и "прорицателями богов" освящать
 "всякий закон, выгодный для народа", встретила критическую отповедь
 со стороны Дидро, который писал, что "бог - это скверная машина, из
 которой нельзя сделать ничего путного; сплав лжи и истины - всегда

<< Пред.           стр. 44 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу