<< Пред. стр. 45 (из 55) След. >>
дурная вещь, и нам не нужно ни священников, ни богов" (212, 2, 134).Надо сказать, что реальности богов Гельвеций не признавал, счи-
тая их антропоморфный характер неопровержимым свидетельством то-
го, что они представляют собой лишь фантомы человеческого вообра-
жения.
323
Подобно другим великим французским материалистам, Гельвеций
был убежденным атеистом, хотя в отличие от них пытался затушевать
этот факт.
Глава 9. ГОЛЬБАХ
Жизнь и деятельность Уроженец Германии Пауль Дитрих
Тири (1723 - 1789) получил фамилию
Гольбах от усыновившего его дяди, который, став во Франции
преуспевающим негоциантом, привез своего двенадцатилетнего пле-
мянника в Париж и оставил ему в наследство весьма значительное сос-
тояние. После изучения в Лейденском университете химии Гольбах в
конце 40-х годов вернулся в Париж, где вскоре сблизился с Дидро, Гель-
вецием, Руссо и стал в ряды второго поколения французских просвети-
телей. Он самым активным образом включился в работу над "Энцикло-
педией", став руководителем отдела химии и написав около 400 статей
по естественно-научным и техническим вопросам. Открытый Гольба-
хом салон, где главенствующей фигурой был Дидро, стал своего рода
штабом энциклопедистов и приобрел значение философского центра
Франции, где встречались и беспрепятственно высказывали свои взгля-
ды самые выдающиеся мыслители.
Именно в этом салоне Юм, заявивший, что он ни разу в жизни не
встречал атеиста и сомневается в самой возможности существования
людей с подобными убеждениями, услышал поразивший его ответ Голь-
баха, что из восемнадцати собравшихся за столом людей пятнадцать яв-
ляются атеистами (212, 8, 177).
Естественно-научные работы Гольбаха 50 - 60-х годов (включая
наряду с энциклопедическими статьями также предисловия и коммен-
тарии к значительному числу переведенных им с немецкого языка книг
по химии, минералогии и металлургии) постоянно касались мировозз-
ренческих вопросов, освещая их в материалистическом духе, но в пол-
ной мере его философское творчество стало развертываться с начала
60-х годов в работах, подвергавших религию радикальной критике. "Ра-
зоблаченное христианство, или Исследование принципов и последствий
христианской религии", опубликованное в 1761 г. подпольно под псев-
донимом (как и все последующие философские работы Гольбаха), было
первой решительной атакой в том штурме клерикальной опоры фео-
дально-абсолютистского строя, который просветители, включая деистов,
успешно провели в 60 - 70-е годы.
324
Особенно интенсивно Гольбах работал над философскими проб-
лемами со второй половины 60-х годов, когда завершилась его работа в
"Энциклопедии". В течение шести лет им было опубликовано около де-
сяти фундаментальных атеистических произведений: "Карманное бо-
гословие, или Краткий словарь христианской религии" (1767; в соав-
торстве с Нежоном), "Священная зараза, или Естественная история су-
еверия" (1768), "Письма к Евгении, или Предупреждение против пред-
рассудков" (1768), "Дух иудаизма, или Рациональное исследование за-
кона Моисея и его влияния на христианскую религию" (1769), "Крити-
ческое исследование жизни и посланий святого Павла" (1770), "Крити-
ческая история Иисуса Христа, или Рациональное исследование Еванге-
лий" (1770), "Галерея святых, или Исследование образа мыслей, пове-
дения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в ка-
честве образцов" (1770), "Здравый смысл, или Идеи естественные, про-
тивопоставленные идеям сверхъестественным" (1772).
Нужно добавить, что в 1767 - 1770 гг. Гольбах опубликовал до по-
лутора десятков переведенных им на французский язык антиклери-
кальных произведений английских мыслителей - Гоббса, Толанда, Кол-
линза, Эннета, Вулстона, Гордона, Купера, Тренчарда, Уайтфута, Хоу-
па, Нортхука, Девиссона, Брауна, Юма. Называемый теми, кому дове-
лось слышать его вольнодумные рассуждения, "личным врагом бога".
Гольбах может по праву считаться крупнейшим атеистом не только
XVIII в., но и всей предшествуюшей марксизму истории свободомыслия.
Главным философским произведением Гольбаха явилась "Систе-
ма природы" (1770). В этой книге нашла свое выражение высшая сту-
пень развития французского материализма, представшего в виде всесто-
ронне разработанной, основательно аргументированной и логически
взаимосвязанной совокупности положений, дающей ответ на все миро-
воззренческие вопросы и служащей обоснованием широкой просвети-
тельской программы социальных преобразований.
Опубликованная, как и большинство философских работ Гольба-
ха, в Амстердаме в издательстве Мишеля Рея (из конспиративных сооб-
ражений на титульном листе книги указывалось, что она издана в Лон-
доне и ее автором является покойный секретарь Французской академии
Мирабо) "Система природы" в считанные недели приобрела всеевро-
пейскую известность. 16 июля 1770 г. Вольтер в письме к Д'Аламберу
отмечал, что "эту книгу рвут друг у друга из рук по всей Европе". С
наибольшим интересом "Систему природы" читали и обсуждали, ес-
тественно, во Франции, где она в течение длительного времени находи-
лась в центре общественного внимания, лишь подогретого тем, что на
нее ополчились клерикалы, по инициативе которых она была осуждена
парижским парламентом на сожжение (вместе с рядом других атеисти-
ческих произведений Гольбаха).
Популярности "Системы природы" не могли помешать и много-
численные опровержения (в том числе со стороны
325
деистов, в частности Вольтера), в большинстве своем, по сути де-
ла, лишь воспроизводившие те самые аргументы в пользу бытия бога,
которые были в нем подвергнуты сокрушительной критике. Завоевав
для материалистического мировоззрения новых сторонников, "Система
природы" была с большим удовлетворением встречена его самыми вы-
дающимися представителями. Дидро чрезвычайно высоко оценил "яс-
ную, свободную", последовательно атеистическую философию, изло-
женную в этой книге (212, 2, 265).
Завершающий цикл гольбаховских работ был посвящен этическим
и социально-политическим проблемам. Это "Элементы универсальной
морали, или Катехизис природы" (написанные в 1765 г., но опублико-
ванные лишь после смерти Гольбаха), "Естественная политика, или Рас-
суждение об истинных принципах правительства" (1773), "Социальная
система, или Естественные принципы морали и политики, вместе с исс-
ледованием влияния правительства на нравы" (1773), "Этократия, или
Правление, основанное на морали" (1776), "Универсальная мораль, или
Права человека, основанные на природе" (1776). В этих произведениях
этическая и социально-политическая мысль французского материализ-
ма достигла вершины своего развития.
Система материалистического миропонимания
Насущная задача построения системы материалистического ми-
ропонимания, над которой напряженно трудились Ламетри и Дидро,
была с наибольшим успехом решена Гольбахом, опиравшимся на их дос-
тижения. Хотя Гольбах называл свое мировоззрение "натурализмом",
"Система природы" была единодушно воспринята как "библия матери-
ализма", тем более что Дидро в "Энциклопедии" разъяснял тождест-
венность терминов "материалист" и "натуралист". По всем пунктам
гольбаховское "натуралистическое" миропонимание выступало как ан-
титеза идеализма, именуемого в ней "спиритуализмом", и теологии.
Поляризацию философской мысли на два основных направления, нахо-
дящихся в состоянии непримиримой борьбы между собой и диаметраль-
но противоположно относящихся к религии, Гольбах осознавал и выра-
жал совершенно отчетливо.
Материалистический Среди великих французских материа-
субстанциализм листов Гольцах наиболее последова-
тельно и четко выразил и обосновал
положение о субстанциальности материи (хотя самого термина
"субстанция" он избегал, видимо, считая его слишком "метафизичес-
ким"). Полностью натурализируя данное Спинозой определение субс-
танции и элиминируя из него понятие бога, Гольбах писал, что "приро-
да есть причина всего; она существует благодаря самой ceбе; она
326
будет существовать и действовать вечно; она - своя собственная
причина...". Развертывая положения о несотворенности, вечности и
вместе с тем творческой мощи природы, он настаивал на том, что "при-
рода вовсе не есть какое-то изделие; она всегда существовала сама по
себе; в ее лоне зарождается все; она - колоссальная мастерская, снаб-
женная всеми материалами; она сама изготовляет инструменты, кото-
рыми пользуется в своих действиях; все ее изделия являются продукта-
ми ее энергии и сил, или причин, которые она заключает в себе, произ-
водит и приводит в действие". Утверждение о том, что природа, расс-
матриваемая как "колоссальное соединение всего существующего",
всецело материальна, - решающий шаг вперед французского материа-
лизма по сравнению с пантеистически ограниченным спинозизмом:
"Стараясь проникнуть в тайны природы, мы найдем в ней... лишь раз-
личную по свойствам и различно модифицируемую движением мате-
рию" (230, 1, 502, 504, 66, 489).
Все эти характеристики природы не были спекулятивнопостула-
тивными, а выступали как ясно выраженные философские обобщения
достижений естествознания. Так, положение о вечности природы ут-
верждалось с учетом подхода физики и химии XVIII в. к открытию за-
кона сохранения материи. Естественно-научный вывод о круговороте
вещества в природе использовался Гольбахом при обосновании ее веч-
ности.
Преодолевая свойственное спинозизму метафизическое противо-
поставление субстанции и модусов, Гольбах считал, что материя реаль-
но существует и постигается в виде бесконечного множества частиц и
тел. В отличие от Гоббса, который на этом основании отрицал право-
мерность общего понятия материи, Гольбах находил последнее в высшей
степени содержательным и необходимым, существенно развив и обога-
тив его. Гольбаховское определение, согласно которому "по отношению
к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь обра-
зом на наши чувства..." (230,- 1, 84), отличается прежде всего нова-
торским пониманием огромной важности субъект-объектного отноше-
ния.
Гольбах понимал природу как "великое целое,
Конфронтация получающееся от уединения различных ве-
гольбаховского и ществ, из различных сочетаний и различных
дешановского понимания движений наблюдаемых нами во Вселенной".
Вселенной как целого Подчеркивание Гольбахом того, что "Вселен-
ная, это колоссальное соединение всего су-
ществуюего, повсюду являет нам лишь материю и движение"
(230, 1, 66), противопоставлялось утверждению Дешана, что "универ-
сальное Целое, или
327
Вселенная, иной природы, нежели каждая из его частей..." (102,
116):. оно "метафизическое", а они ""физические".
Дешан разрабатывал проблему понимания Вселенной, мирового
бытия как целого с учетом того, что в воззрениях многих, в основном
деистически настроенных, приверженцев материалистического сенсуа-
лизма и эмпиризма мир представал номиналистически "индивидуали-
зированным": согласно Руссо, "наши чуства показывают нам лишь ин-
дивидов", т. е. индивидуально определенные, частные виды бытия, и, по
Д'Аламберу, "существуют лишь индивиды..." (102, 343, 19), а "целое"
есть абстрактное понятие человеческого ума, используемое для обозна-
чения вселенской совокупности "индивидов". Дешан был решительно
не согласен с этими воззрениями, равно как с дуалистическим разделе-
нием бытия на природное и божественное, что наряду с теологами было
свойственно также деистам. Стремление преодолеть номиналистичес-
кий и дуалистический взгляды на бытие сочеталось у Дешана с отрица-
нием того монистического понимания Вселенной, которое разрабатыва-
лоаь великими французскими материалистами на основе обобщения ес-
тественно-научных знаний о природе: он полагал, что философская ис-
тина должна носить сугубо "метафизический" ха(рактер, и ее раскры-
тие ни в коей мере "не может быть делом физики".Находясь в зависи-
мости от картезианского одностороннего рационализма, Дешан был
убежден в том, что человеческому уму самому по себе "свойственно
обладать полным и целостным знанием истины, иметь в ней врожден-
ную идею", которую путем осмысления "остается лишь раскрыть..."
(102, 90). Значительна зависимость Дешана также от средневекового
"реализма", учившего о реальном существовании общих идей - "уни-
версалий".
Учение Дешана о Вселенной, в которой он полностью растворил
бога (что было созвучно спинозизму), включило в себя многие положе-
ния французского материализма XVIII в. Но в нем проявились, особенно
в ходе полемики Дешана с гольбаховской "Системой природы", также
черты идеализма, источником которых было столь резкое противопос-
тавление "метафизического" и "физического" бытия, что первое со-
вершенно утрачивало признаки материальной реальности и "универ-
сальное Бытие, эта метафизическая основа" всего сущего, прямо опре-
делялось как "разум". Идеалистическая онтологизация разума расп-
ространялась на истину, получавшую наименование "идея". "Мир ме-
тафизический" трактовался как "чисто идещьцый или интеллектуаль-
ный", причем подчеркивалось, что "он таков, исходя из первоидеи, ко-
торая есть он сам, есть существование, одинаковое во всех существах,
так и в нас, есть интеллект..."" (102, 114, 100, 388). Подобные высказы-
вания Дешана служили основанием для отнесения его многими зару-
бежными и некоторыми советскими исследователями к предтечам геге-
левского объективного идеализма.
Немало нового имелось в характеристике Гольбахом структур-
но-качественной определенности материи. Примыкая в целом к атомис-
тическому пониманию структуры материи, Гольбах, однако, чаще име-
новал ее элементарные частицы не атомами, а "молекулами". Эта тер-
минологическая модификация выражала, во-первых, отказ от настаива-
ния на неделимости данных частиц, во-вторых, устранение традицион-
ного для атомизма тезиса о существовании наряду с ними пустоты,
в-третьих, преодоление прежде всего ограничения свойств этих частиц.
Не афишируя отхода от кон-
328
цепции первичных и вторичных качеств, Гольбах в своем делении
качеств на общие (называемые также "первичными") и спецефические
предложил во многом иное понимание чественной определенности ма-
терии. К общим качествам материи Гольбах отнес привычные для ново-
европейской мысли геометрическо-механические определенности (про-
тяжение, фигура, делимость, твердость, плотность, тяжесть, вес, сила
инерции), дополнив их, однако, "подвижностью" (230, 1, 84). К специ-
фическим же качествам Гольбах отнес всевозможные физико-химичес-
кие и в известной мере биологические определенности материи. Спеце-
фические качества Гольбах считал не менее объективными, нежели об-
щие, и тем самым преодолевал сугубо механистический взгляд на мате-
рию. Гольбах вслед Дидро разрабатывал представление о качественной
разнородности матери, проявляющейся уже на уровне существования
молекул. Опора на немеханические отрасли современного естествозна-
ния соединялась при этом с рецепцией античного учения о четырех ка-
чественно различных элементах материи.
Движение как способ В гольбаховскую систему материа-
существования материи листического миропонимания входила
детально разработанная концепция
единства материи и движения, в которой движение глубоко опре-
делялось как "способ существования" материи, "необходимым образом
вытекающий из сущности материи" (230, 1, 75).
Эта многоплановая концепция начиналась с обобщения уже заво-
евавшего большой авторитет научно-филосовского положения об абсо-
лютности движения и относительности покоя. В трактовке Гольбахом
этого всеохватывающего движения четко выразился, с одной стороны,
механистический взгляд: "Движение... есть последовательное измене-
ние отношений какого-нибудь тела к различным точкам пространства
или к другим телам". Но в месте с тем движение трактовалось Гольба-
хом и более широко. В него включались, во-первых, физико-химические
процессы, ведущие к образованию и разрушению материальных тел в
естественных условиях. Во-вторых, важной разновидностью движения
представали биологические процессы, выражающиеся в рождении, рос-
те, расцвете, старении и умирании живых существ; их предельно скон-
центрированным во времени выражением было для Гольбаха "насеко-
мое - однодневка", которое "рождается и гибнет в один и тот же день",
претерпевая очень быстро "значительные изменения своего существо-
вания". На основе осмысления немеханических
329
форм движения Гольбах шел в направлении понимания последне-
го в диалектическом смысле как "изменения вообще" (Энгельс): от-
сутствие в природе абсолютного покоя означало для него, что в ней нич-
то "в действительности ни на одно мгновение не остается в одном и том
же состоянии; все существа непрерывно рождаются, растут, убывают в
росте и исчезают с большей или меньшей быстротой" (230, 1, 68, 72).
Важное значение имело далее указание Гольбаха на то, что наря-
ду с "движением масс", представляющим собой чувственно восприни-