<< Пред.           стр. 45 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 дурная вещь, и нам не нужно ни священников, ни богов" (212, 2, 134).
 Надо сказать, что реальности богов Гельвеций не признавал, счи-
 тая их антропоморфный характер неопровержимым свидетельством то-
 го, что они представляют собой лишь фантомы человеческого вообра-
 жения.
 
 
 323
 
 Подобно другим великим французским материалистам, Гельвеций
 был убежденным атеистом, хотя в отличие от них пытался затушевать
 этот факт.
 
 Глава 9. ГОЛЬБАХ
 
 Жизнь и деятельность Уроженец Германии Пауль Дитрих
  Тири (1723 - 1789) получил фамилию
 Гольбах от усыновившего его дяди, который, став во Франции
 преуспевающим негоциантом, привез своего двенадцатилетнего пле-
 мянника в Париж и оставил ему в наследство весьма значительное сос-
 тояние. После изучения в Лейденском университете химии Гольбах в
 конце 40-х годов вернулся в Париж, где вскоре сблизился с Дидро, Гель-
 вецием, Руссо и стал в ряды второго поколения французских просвети-
 телей. Он самым активным образом включился в работу над "Энцикло-
 педией", став руководителем отдела химии и написав около 400 статей
 по естественно-научным и техническим вопросам. Открытый Гольба-
 хом салон, где главенствующей фигурой был Дидро, стал своего рода
 штабом энциклопедистов и приобрел значение философского центра
 Франции, где встречались и беспрепятственно высказывали свои взгля-
 ды самые выдающиеся мыслители.
 Именно в этом салоне Юм, заявивший, что он ни разу в жизни не
 встречал атеиста и сомневается в самой возможности существования
 людей с подобными убеждениями, услышал поразивший его ответ Голь-
 баха, что из восемнадцати собравшихся за столом людей пятнадцать яв-
 ляются атеистами (212, 8, 177).
 Естественно-научные работы Гольбаха 50 - 60-х годов (включая
 наряду с энциклопедическими статьями также предисловия и коммен-
 тарии к значительному числу переведенных им с немецкого языка книг
 по химии, минералогии и металлургии) постоянно касались мировозз-
 ренческих вопросов, освещая их в материалистическом духе, но в пол-
 ной мере его философское творчество стало развертываться с начала
 60-х годов в работах, подвергавших религию радикальной критике. "Ра-
 зоблаченное христианство, или Исследование принципов и последствий
 христианской религии", опубликованное в 1761 г. подпольно под псев-
 донимом (как и все последующие философские работы Гольбаха), было
 первой решительной атакой в том штурме клерикальной опоры фео-
 дально-абсолютистского строя, который просветители, включая деистов,
 успешно провели в 60 - 70-е годы.
 
 
 324
 
 Особенно интенсивно Гольбах работал над философскими проб-
 лемами со второй половины 60-х годов, когда завершилась его работа в
 "Энциклопедии". В течение шести лет им было опубликовано около де-
 сяти фундаментальных атеистических произведений: "Карманное бо-
 гословие, или Краткий словарь христианской религии" (1767; в соав-
 торстве с Нежоном), "Священная зараза, или Естественная история су-
 еверия" (1768), "Письма к Евгении, или Предупреждение против пред-
 рассудков" (1768), "Дух иудаизма, или Рациональное исследование за-
 кона Моисея и его влияния на христианскую религию" (1769), "Крити-
 ческое исследование жизни и посланий святого Павла" (1770), "Крити-
 ческая история Иисуса Христа, или Рациональное исследование Еванге-
 лий" (1770), "Галерея святых, или Исследование образа мыслей, пове-
 дения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в ка-
 честве образцов" (1770), "Здравый смысл, или Идеи естественные, про-
 тивопоставленные идеям сверхъестественным" (1772).
 Нужно добавить, что в 1767 - 1770 гг. Гольбах опубликовал до по-
 лутора десятков переведенных им на французский язык антиклери-
 кальных произведений английских мыслителей - Гоббса, Толанда, Кол-
 линза, Эннета, Вулстона, Гордона, Купера, Тренчарда, Уайтфута, Хоу-
 па, Нортхука, Девиссона, Брауна, Юма. Называемый теми, кому дове-
 лось слышать его вольнодумные рассуждения, "личным врагом бога".
 Гольбах может по праву считаться крупнейшим атеистом не только
 XVIII в., но и всей предшествуюшей марксизму истории свободомыслия.
 Главным философским произведением Гольбаха явилась "Систе-
 ма природы" (1770). В этой книге нашла свое выражение высшая сту-
 пень развития французского материализма, представшего в виде всесто-
 ронне разработанной, основательно аргументированной и логически
 взаимосвязанной совокупности положений, дающей ответ на все миро-
 воззренческие вопросы и служащей обоснованием широкой просвети-
 тельской программы социальных преобразований.
 Опубликованная, как и большинство философских работ Гольба-
 ха, в Амстердаме в издательстве Мишеля Рея (из конспиративных сооб-
 ражений на титульном листе книги указывалось, что она издана в Лон-
 доне и ее автором является покойный секретарь Французской академии
 Мирабо) "Система природы" в считанные недели приобрела всеевро-
 пейскую известность. 16 июля 1770 г. Вольтер в письме к Д'Аламберу
 отмечал, что "эту книгу рвут друг у друга из рук по всей Европе". С
 наибольшим интересом "Систему природы" читали и обсуждали, ес-
 тественно, во Франции, где она в течение длительного времени находи-
 лась в центре общественного внимания, лишь подогретого тем, что на
 нее ополчились клерикалы, по инициативе которых она была осуждена
 парижским парламентом на сожжение (вместе с рядом других атеисти-
 ческих произведений Гольбаха).
 Популярности "Системы природы" не могли помешать и много-
 численные опровержения (в том числе со стороны
 
 
 325
 
 деистов, в частности Вольтера), в большинстве своем, по сути де-
 ла, лишь воспроизводившие те самые аргументы в пользу бытия бога,
 которые были в нем подвергнуты сокрушительной критике. Завоевав
 для материалистического мировоззрения новых сторонников, "Система
 природы" была с большим удовлетворением встречена его самыми вы-
 дающимися представителями. Дидро чрезвычайно высоко оценил "яс-
 ную, свободную", последовательно атеистическую философию, изло-
 женную в этой книге (212, 2, 265).
 Завершающий цикл гольбаховских работ был посвящен этическим
 и социально-политическим проблемам. Это "Элементы универсальной
 морали, или Катехизис природы" (написанные в 1765 г., но опублико-
 ванные лишь после смерти Гольбаха), "Естественная политика, или Рас-
 суждение об истинных принципах правительства" (1773), "Социальная
 система, или Естественные принципы морали и политики, вместе с исс-
 ледованием влияния правительства на нравы" (1773), "Этократия, или
 Правление, основанное на морали" (1776), "Универсальная мораль, или
 Права человека, основанные на природе" (1776). В этих произведениях
 этическая и социально-политическая мысль французского материализ-
 ма достигла вершины своего развития.
 
 Система материалистического миропонимания
 
 Насущная задача построения системы материалистического ми-
 ропонимания, над которой напряженно трудились Ламетри и Дидро,
 была с наибольшим успехом решена Гольбахом, опиравшимся на их дос-
 тижения. Хотя Гольбах называл свое мировоззрение "натурализмом",
 "Система природы" была единодушно воспринята как "библия матери-
 ализма", тем более что Дидро в "Энциклопедии" разъяснял тождест-
 венность терминов "материалист" и "натуралист". По всем пунктам
 гольбаховское "натуралистическое" миропонимание выступало как ан-
 титеза идеализма, именуемого в ней "спиритуализмом", и теологии.
 Поляризацию философской мысли на два основных направления, нахо-
 дящихся в состоянии непримиримой борьбы между собой и диаметраль-
 но противоположно относящихся к религии, Гольбах осознавал и выра-
 жал совершенно отчетливо.
 Материалистический Среди великих французских материа-
 субстанциализм листов Гольцах наиболее последова-
  тельно и четко выразил и обосновал
 положение о субстанциальности материи (хотя самого термина
 "субстанция" он избегал, видимо, считая его слишком "метафизичес-
 ким"). Полностью натурализируя данное Спинозой определение субс-
 танции и элиминируя из него понятие бога, Гольбах писал, что "приро-
 да есть причина всего; она существует благодаря самой ceбе; она
 
 
 326
 
 будет существовать и действовать вечно; она - своя собственная
 причина...". Развертывая положения о несотворенности, вечности и
 вместе с тем творческой мощи природы, он настаивал на том, что "при-
 рода вовсе не есть какое-то изделие; она всегда существовала сама по
 себе; в ее лоне зарождается все; она - колоссальная мастерская, снаб-
 женная всеми материалами; она сама изготовляет инструменты, кото-
 рыми пользуется в своих действиях; все ее изделия являются продукта-
 ми ее энергии и сил, или причин, которые она заключает в себе, произ-
 водит и приводит в действие". Утверждение о том, что природа, расс-
 матриваемая как "колоссальное соединение всего существующего",
 всецело материальна, - решающий шаг вперед французского материа-
 лизма по сравнению с пантеистически ограниченным спинозизмом:
 "Стараясь проникнуть в тайны природы, мы найдем в ней... лишь раз-
 личную по свойствам и различно модифицируемую движением мате-
 рию" (230, 1, 502, 504, 66, 489).
 Все эти характеристики природы не были спекулятивнопостула-
 тивными, а выступали как ясно выраженные философские обобщения
 достижений естествознания. Так, положение о вечности природы ут-
 верждалось с учетом подхода физики и химии XVIII в. к открытию за-
 кона сохранения материи. Естественно-научный вывод о круговороте
 вещества в природе использовался Гольбахом при обосновании ее веч-
 ности.
 Преодолевая свойственное спинозизму метафизическое противо-
 поставление субстанции и модусов, Гольбах считал, что материя реаль-
 но существует и постигается в виде бесконечного множества частиц и
 тел. В отличие от Гоббса, который на этом основании отрицал право-
 мерность общего понятия материи, Гольбах находил последнее в высшей
 степени содержательным и необходимым, существенно развив и обога-
 тив его. Гольбаховское определение, согласно которому "по отношению
 к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь обра-
 зом на наши чувства..." (230,- 1, 84), отличается прежде всего нова-
 торским пониманием огромной важности субъект-объектного отноше-
 ния.
  Гольбах понимал природу как "великое целое,
 Конфронтация получающееся от уединения различных ве-
 гольбаховского и ществ, из различных сочетаний и различных
 дешановского понимания движений наблюдаемых нами во Вселенной".
 Вселенной как целого Подчеркивание Гольбахом того, что "Вселен-
  ная, это колоссальное соединение всего су-
 ществуюего, повсюду являет нам лишь материю и движение"
 (230, 1, 66), противопоставлялось утверждению Дешана, что "универ-
 сальное Целое, или
 
 
 327
 
 Вселенная, иной природы, нежели каждая из его частей..." (102,
 116):. оно "метафизическое", а они ""физические".
 Дешан разрабатывал проблему понимания Вселенной, мирового
 бытия как целого с учетом того, что в воззрениях многих, в основном
 деистически настроенных, приверженцев материалистического сенсуа-
 лизма и эмпиризма мир представал номиналистически "индивидуали-
 зированным": согласно Руссо, "наши чуства показывают нам лишь ин-
 дивидов", т. е. индивидуально определенные, частные виды бытия, и, по
 Д'Аламберу, "существуют лишь индивиды..." (102, 343, 19), а "целое"
 есть абстрактное понятие человеческого ума, используемое для обозна-
 чения вселенской совокупности "индивидов". Дешан был решительно
 не согласен с этими воззрениями, равно как с дуалистическим разделе-
 нием бытия на природное и божественное, что наряду с теологами было
 свойственно также деистам. Стремление преодолеть номиналистичес-
 кий и дуалистический взгляды на бытие сочеталось у Дешана с отрица-
 нием того монистического понимания Вселенной, которое разрабатыва-
 лоаь великими французскими материалистами на основе обобщения ес-
 тественно-научных знаний о природе: он полагал, что философская ис-
 тина должна носить сугубо "метафизический" ха(рактер, и ее раскры-
 тие ни в коей мере "не может быть делом физики".Находясь в зависи-
 мости от картезианского одностороннего рационализма, Дешан был
 убежден в том, что человеческому уму самому по себе "свойственно
 обладать полным и целостным знанием истины, иметь в ней врожден-
 ную идею", которую путем осмысления "остается лишь раскрыть..."
 (102, 90). Значительна зависимость Дешана также от средневекового
 "реализма", учившего о реальном существовании общих идей - "уни-
 версалий".
 Учение Дешана о Вселенной, в которой он полностью растворил
 бога (что было созвучно спинозизму), включило в себя многие положе-
 ния французского материализма XVIII в. Но в нем проявились, особенно
 в ходе полемики Дешана с гольбаховской "Системой природы", также
 черты идеализма, источником которых было столь резкое противопос-
 тавление "метафизического" и "физического" бытия, что первое со-
 вершенно утрачивало признаки материальной реальности и "универ-
 сальное Бытие, эта метафизическая основа" всего сущего, прямо опре-
 делялось как "разум". Идеалистическая онтологизация разума расп-
 ространялась на истину, получавшую наименование "идея". "Мир ме-
 тафизический" трактовался как "чисто идещьцый или интеллектуаль-
 ный", причем подчеркивалось, что "он таков, исходя из первоидеи, ко-
 торая есть он сам, есть существование, одинаковое во всех существах,
 так и в нас, есть интеллект..."" (102, 114, 100, 388). Подобные высказы-
 вания Дешана служили основанием для отнесения его многими зару-
 бежными и некоторыми советскими исследователями к предтечам геге-
 левского объективного идеализма.
 Немало нового имелось в характеристике Гольбахом структур-
 но-качественной определенности материи. Примыкая в целом к атомис-
 тическому пониманию структуры материи, Гольбах, однако, чаще име-
 новал ее элементарные частицы не атомами, а "молекулами". Эта тер-
 минологическая модификация выражала, во-первых, отказ от настаива-
 ния на неделимости данных частиц, во-вторых, устранение традицион-
 ного для атомизма тезиса о существовании наряду с ними пустоты,
 в-третьих, преодоление прежде всего ограничения свойств этих частиц.
 Не афишируя отхода от кон-
 
 
 328
 
 цепции первичных и вторичных качеств, Гольбах в своем делении
 качеств на общие (называемые также "первичными") и спецефические
 предложил во многом иное понимание чественной определенности ма-
 терии. К общим качествам материи Гольбах отнес привычные для ново-
 европейской мысли геометрическо-механические определенности (про-
 тяжение, фигура, делимость, твердость, плотность, тяжесть, вес, сила
 инерции), дополнив их, однако, "подвижностью" (230, 1, 84). К специ-
 фическим же качествам Гольбах отнес всевозможные физико-химичес-
 кие и в известной мере биологические определенности материи. Спеце-
 фические качества Гольбах считал не менее объективными, нежели об-
 щие, и тем самым преодолевал сугубо механистический взгляд на мате-
 рию. Гольбах вслед Дидро разрабатывал представление о качественной
 разнородности матери, проявляющейся уже на уровне существования
 молекул. Опора на немеханические отрасли современного естествозна-
 ния соединялась при этом с рецепцией античного учения о четырех ка-
 чественно различных элементах материи.
 Движение как способ В гольбаховскую систему материа-
 существования материи листического миропонимания входила
  детально разработанная концепция
 единства материи и движения, в которой движение глубоко опре-
 делялось как "способ существования" материи, "необходимым образом
 вытекающий из сущности материи" (230, 1, 75).
 Эта многоплановая концепция начиналась с обобщения уже заво-
 евавшего большой авторитет научно-филосовского положения об абсо-
 лютности движения и относительности покоя. В трактовке Гольбахом
 этого всеохватывающего движения четко выразился, с одной стороны,
 механистический взгляд: "Движение... есть последовательное измене-
 ние отношений какого-нибудь тела к различным точкам пространства
 или к другим телам". Но в месте с тем движение трактовалось Гольба-
 хом и более широко. В него включались, во-первых, физико-химические
 процессы, ведущие к образованию и разрушению материальных тел в
 естественных условиях. Во-вторых, важной разновидностью движения
 представали биологические процессы, выражающиеся в рождении, рос-
 те, расцвете, старении и умирании живых существ; их предельно скон-
 центрированным во времени выражением было для Гольбаха "насеко-
 мое - однодневка", которое "рождается и гибнет в один и тот же день",
 претерпевая очень быстро "значительные изменения своего существо-
 вания". На основе осмысления немеханических
 
 
 329
 форм движения Гольбах шел в направлении понимания последне-
 го в диалектическом смысле как "изменения вообще" (Энгельс): от-
 сутствие в природе абсолютного покоя означало для него, что в ней нич-
 то "в действительности ни на одно мгновение не остается в одном и том
 же состоянии; все существа непрерывно рождаются, растут, убывают в
 росте и исчезают с большей или меньшей быстротой" (230, 1, 68, 72).
 Важное значение имело далее указание Гольбаха на то, что наря-
 ду с "движением масс", представляющим собой чувственно восприни-

<< Пред.           стр. 45 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу