<< Пред.           стр. 48 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 единства; во-вторых, обоснование возможности для людей целенаправ-
 ленных действий по преобразованию общества в направлении, указан-
 ном философским разумом. Первая задача, решавшаяся посредством
 рассмотрения природного уровня человеческого существования и сос-
 редоточивавшаяся на опровержении спиритуалистического учения о
 свободе воли как способности имматериальной души, не подвластной
 влиянию "физических законов, сообразно которым действуют все из-
 вестные нам существа", имела "ответ" в виде нецесситаристско-фата-
 листического утверждения, что "человек не свободен ни одну минуту
 своей жизни" и для него "жить - значит необходимым образом сущест-
 вовать в течение сменяющих друг друга необходимым образом моментов
 длительности". Эта трактовка человека была сугубо натуралистичес-
 кой, в ней он представал не только существом природы, но и как всеце-
 ло обусловленный ее воздействием: "Наша жизнь - это линия, которую
 мы должны по повелению природы описать на поверхности земного ша-
 ра, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент". Реше-
 ние же второй задачи, про-
 
 
 344
 
 изводившееся посредством рассмотрения специфически ч~ лове-
 ческого, в том числе социального, уровня существования, приводило к
 пониманию того, что человек не может быть отождествлен "с телом,
 которое приводится в действие внешней причиной", и в определенном
 смысле должен быть признан свободным, поскольку он заключает "в
 самом себе свойственные его существу причины" (230, 1, 236, 208 -
 209, 226).
 Первый уровень рассмотрения человеческого существования
 внутренне ограничен учетом только биологических его аспектов от
 рождения до умирания организма. Переход ко второму уровню начина-
 ется, когда Гольбах принимает в расчет человеческое сознание, замечая,
 что человека "приводит в движение внутренний орган", т. е. мозг, "ко-
 торый имеет свои внутренние законы и состояние которого необходи-
 мым образом определяется влиянием идей, восприятий, ощущений, по-
 лучаемых им от внешних предметов". Здесь Гольбахом ставился вопрос
 о воле как "модификации мозга", которая "предрасполагает его к дейс-
 твию или подготавливает приведение в движение соответствующих ор-
 ганов" (230, 1, 226, 211).
 Но сама воля трактовалась Гольбахом неоднозначно. Он начал с
 выражения нецесситаристско-натуралистического взгляда на нее как
 определяемую чисто природными факторами биологического или даже
 физического характера. Так, "достаточными причинами" решений ис-
 торических деятелей, вызывающих величайшие социальные катаклиз-
 мы, Гольбах объявлял "излишек едкости в желчи фанатика, разгорячен-
 ность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение какого-нибудь
 монарха...". Еще более "углубляясь" в анализ причин человеческих
 мыслей, желаний, страстей, Гольбах находил, что "тайными рычагами,
 которыми пользуется природа, чтобы приводить в движение духовный
 мир, являются на самом деле атомы". Однако этот взгляд, ограничен-
 ный учетом лишь физиологической стороны психических процессов,
 фактически преодолевался Гольбахом в ходе дальнейших рассуждений,
 когда он проводил различие между желанием, обозначающим спонтан-
 ное и обусловленное чувственными импульсами побуждение к дейс-
 твию, и собственно волей, связанной с сознательно принимаемыми ре-
 шениями. Солидаризируясь с локковским положением, что волевой акт
 определяется "умом", Гольбах делал акцент на том, что "размышление,
 опыт, разум" могут задерживать и останавливать человеческую дея-
 тельность, без чего она "неизбежно поддавалась бы первым побуждени-
 ям, тол-
 
 
 345
 
 кавшим ее к желаемой цели". При рассмотрении ситуаций, когда
 спонтанные желания влекут человека в одном направлении, а разумная
 воля определяет совершенно противоположный образ действия (напри-
 мер, томимый мучительной жаждой путник отказывается пить воду,
 узнав, что она отравлена), Гольбах приходил к выводу, что мысли могут
 быть более сильными мотивами человеческих поступков, чем самые
 настоятельные физиологические потребности. Вдумываясь в факты
 гражданской самоотверженности, Гольбах далее признавал, что созна-
 тельные волевые решения способны превалировать даже над чувством
 самосохранения. На основании всего этого он заключал, что не только
 материально-природные факторы, но "все может стать импульсом для
 воли", причем в числе самых сильных импульсов могут оказаться такие
 духовные реальности, как идеи, мысли, их речевое выражение: "Иногда
 достаточно одного слова, чтобы изменить весь ход жизни человека и
 навсегда определить его наклонности". Именно на этом заключении ба-
 зируется у Гольбаха просветительское убеждение, что "хорошая книга,
 тронувшая сердце великого государя, может стать могущественной
 причиной, которая с необходимостью повлияет на поведение целого на-
 рода" (230, 1, 260, 211, 231, 235).
 Это значит, что действительное теоретическое обоснование прос-
 ветительской активности давала, вопреки уверениям самого Гольбаха,
 не его "система фатализма" как таковая, а совсем иная концепция че-
 ловеческой деятельности, развиваемая им без уяснения ее коренного
 отличия от названной "системы". Это отличие мешала Гольбаху видеть
 вытекавшая из его материалистических интенций установка на то, что-
 бы понять общество и место человека в нем с совершенно тех же пози-
 ций, с каких им была осмыслена природа и человек в его психофизичес-
 кой определенности. Данную установку можно охарактеризовать как
 стремление распространить на понимание общества тот материализм,
 который был выработан при осмыслении природы и места человека в
 ней. "Система фатализма", явившаяся конкретным результатом такого
 "распространения" и потому имевшая в глазах Гольбаха высочайшую
 теоретическую ценность, в действительности, однако, не обеспечивала
 не только материалистического, но вообще сколько-нибудь содержа-
 тельного понимания социального бытия, натуралистически искажая его
 образ. Отдав обильную дань натуралистическим декларациям, Гольбах
 затем вступал на плодотворный путь осмысления специфики антропо-
 социаль-
 
 
 346
 
 ной реальности. Хотя углубиться до ее действительно материа-
 листического понимания Гольбах не имел возможности, он, опираясь на
 сделанное в этой области предшествующими передовыми новоевропейс-
 кими философами, в том числе французскими просветителями, внес
 немаловажны вклад в уяснение ряда ее сторон, связей, детерминаций,
 завершая начатый в эпоху Возрождения процесс устранения из общест-
 воведения теологических мистификаций. Антропосоциальная филосо-
 фия Гольбаха разрабатывалась как антитеза теологическому воззрению
 на общество и человека, дававшему идеологическое обоснование фео-
 дально-абсолютистского строя.
 Вытекавшие из "системы фатализма" квиетистские рекоменда-
 ции - "покоримся своему жребию", "подчинимся же необходимости" -
 перечеркивались призывами Гольбаха сознательно противодействовать
 при помощи открываемых в реальном мире средств тому, что как в при-
 родном, так и в социальном плане причиняет людям страдания: "проти-
 вопоставим необходимым бедствиям", которые природа "заставляет нас
 испытывать, необходимые лекарства, которые она готова нам дать";
 "если природа допускает, чтобы человеческий род так долго страдал под
 бременем пороков и безумий, то она указывает ему надежное средство
 против всех его слабостей - добродетель". Следует заметить, что "цели-
 тельная добродетель" рассматривалась Гольбахом не как природная
 данность, а как необходимый результат целой серии социально-полити-
 ческих преобразований и сопряженнои с ними новой системы воспита-
 тельного воздействия на граждан. При этом понятие той необходимости,
 которая определяет жизнь людей в обществе, лишалось Гольбахом при-
 родного характера и наполнялось культурно-социальным содержанием:
 "Воспитание представляет собой... необхоимость, преподанную детям.
 Законодательство - это необходимость, преподанная членам некоторого
 политического целого. Мораль - это необходимость известных сущест-
 вующих между людьми отношений, преподанных разумным сущест-
 вам" (230, 1, 257, 262, 233). Будучи не в состоянии вскрыть присущую
 обществу объективную необходимость и, по сути дела, редуцируя необ-
 ходимость к причинности, Гольбах вместе с тем выявлял вполне реаль-
 ные и практически важные для просветительской деятельности детер-
 минации общественной жизни. При анализе детерминаций деятельнос-
 ти властолюбца, стяжателя, религиозного фанатика Гольбах сумел по-
 казать социальную мотивированность
 
 
 347
 
 ценностных ориентаций этих типов личности в современном ему
 обществе.
 Гольбах считал, что при всей мощи подобных детерминаций, в ко-
 нечном счете выступающих важнейшими проявлениями декларируемой
 им "фатальности", люди все же не бессильны перед ними и как индиви-
 ды, способные возвыситься до разумной направленности своего поведе-
 ния, и особенно как члены сообщества, устанавливающего "просвещен-
 ное правление": "Воспитание, закон, общественное мнение, пример,
 привычка, страх - все это причины, которые должны изменять людей,
 влиять на их волю, заставляя их содействовать общему благу, направ-
 лять их страсти и сдерживать те из них, которые могут вредить цели
 общества". Все это подводило Гольбаха к признанию того, что человек в
 известном смысле является свободным. Отвергая спиритуалистическое
 воззрение на человеческую свободу, Гольбах стремился понять ее не как
 то, что отрицает причинность и необходимость, а в единстве с ними, т.
 е., по сути дела, диалектически. В ходе анализа значительно большего
 числа существенных ситуаций человеческой жизни Гоббса и Спинозы,
 Гольбах выдвигал созвучное им положение, что "для человека свобода
 есть не что иное, как заключенная в нем самом необходимость" (230, 1,
 242, 237).
 Как направленность философского внимания Гольбаха на общест-
 венную жизнь, так и конкретная совокупность проблем его антропосо-
 циальной философии были идеологическим выражением интересов
 "третьего сословия", протестующего против своего угнетенного поло-
 жения и стремящегося к освобождению от него.
 Социально- "Система природы" начиналась го-
 политическая рестно-негодующей констатацией
 концепция "человек несчастен", а главная зада-
 Социальный евдемонизм дача этого произведения определялась
 "общественный договор" как открытие "единственной дороги", И
  которая "может верно привести к открытию
 цели его стремлений - счастью". По форме трак - товка Гольбахом нес-
 частья и счастья людей подчеркнуто натуралистична: "Человек несчас-
 тен лишь потому, что отрекся от природы", и потому во имя счастливой
 жизни необходимо "вернуть человека к природе". Однако конкретное
 содержание, вкладываемое Гольбахом в интересующие его понятия че-
 ловеческого несчастья и счастья, является социальным, наполненным
 экономическими и политическими реалиями. По Гольбаху, "общество
 пользуется всем доступным ему счастьем, если большинство его граж-
 дан
 
 
 348
 
 имеет пищу, одежду, жилище - одним словом, может без чрез-
 мерного труда удовлетворять свои физические потребности. Это боль-
 шинство удовлетворено, если уверено, что никакая сила не может ли-
 шить его плодов труда и оно работает на самого себя". В том, что име-
 новалось "естественными законами", без соответствия которым об-
 щественной жизни "ни один народ не может быть счастливым" (230, 1,
 55, 57, 340, 86), проявлялась, согласно самому Гольбаху, не природная
 необходимость как таковая, а авторитет философского разума: "Имен-
 но разум дает человеческому роду законы, которые называются естест-
 венными, поскольку они определяются нашей природой" (230, 2, 97). В
 облачении "естественных законов", "естественных прав" и требований
 "человеческой природы" у Гольбаха отчетливо выступали социальные
 идеалы "третьего сословия", осознанные сквозь идеализирующую их
 призму просветительской философии.
 Образование и сущность общества - первая двуединая проблема,
 ставившаяся Гольбахом как социальным фил~ софом. В отличие от Рус-
 со и многих других мыслителей нового времени он отвергал представ-
 ление, что первоначально "люди жили разрозненно, поодиночке, без
 всякой связи с себе подобными" (230, 2, 88). Порывая с идеей социоло-
 гической "робинзонады", Гольбах заявлял, что "нет ничего более наду-
 манного, фантастического и противоречащего человеческой природе,
 чем подобное "естественное состояние". Человек "всегда существовал в
 обществе". В свете этого убеждения договорная теория общества, кото-
 рой придерживался Гольбах, - "человека с человеком и общество с чело-
 веком" связывают "условия общественного договора" - претерпевала
 существенные изменения. В понимании Гольбаха "общественный дого-
 вор" не выступал как исторически реальный акт (или серия актов), а
 приобретал, в сущности, сугубо регулятивное и вместе с тем аксиоло-
 гическое значение, т. е. рассматривался как высший принцип, в соот-
 ветствии с которым должно строиться и оцениваться всякое общество.
 Видя внутреннюю необходимость существования общества в обеспече-
 нии удовлетворения потребностей и интересов входящих в него людей,
 Гольбах писал, что с точки зрения каждого гражданина условия "об-
 щественного договора" таковы: "Трудитесь ради моего счастья, если
 хотите, чтобы я заботился о вашем счастье; проявите участие к моим
 невзгодам - и я разделю ваши невзгоды". Общество же в обмен на обес-
 печиваемые им каждому гражданину блага требует от него верного
 служения общему ин-
 
 
 349
 
 тересу: "Отдай объединению свои способности" (230, 2, 88, 96,
 95). Назначение верховной власти Гольбах усматривал в таком регули-
 ровании действий подданных, которое обеспечивало бы процветание
 общества на благо всех его членов.
 Полагая, что на заре человеческой истории управление людьми
 осуществлялось в полном соответствии с " общественным договором",
 Гольбах указывал, что затем, когда под влиянием разнообразных причин
 -стихийных бедствий, переселений, войн, внутренних раздоров - перво-
 начальные объединения людей распадались и образовывались новые об-
 щества, верховная власть все более изменяла своему назначению, прев-
 ращаясь в угнетательную силу, повергающую народы в состояние нес-
 частья.
  Вершины своей этот гибельный про-
 Тираническая власть- цесс достигает, по Гольбаху, при дес-
 главная виновница потической форме правления, когда
  государственная власть сосредоточи-
 вается в руках абсолютного монарха, правящего обществом по
 своему произволу и руководствующегося узкоэгоистическими интере-
 сами. Гольбах писал, что подобные "государи жертвуют своим подлин-
 ным счастьем и счастьем своих подданных ради удовлетворения страс-
 тей и прихотей, обездоливающих их народы, погружающих их страны в
 нищету, делающих тысячи людей несчастными... Тирания заставляет
 подданных проклинать свою жизнь и бросать работу, лишает их охоты
 иметь детей, которые были бы такими же несчастными, как и их отцы...
 Несправедливое правительство доводит людей до отчаяния; своими
 преступлениями оно приводит к обезлюдению деревень, так что земля
 остается невозделанной; в результате возникает страшный голод с его
 спутниками - чумой и другими заразными болезнями". Цитируемый
 отрывок принадлежит к числу самых ярких и в то же время обобщенных
 характеристик социальных язв феодально-абсолютистского строя во
 Франции и в других странах. Следует подчеркнуть, что выраженный
 Гольбахом взгляд утверждался в прямой полемике с религиозными объ-
 яснениями страданий народов гневом богов . Именно опровергая эти
 апологетические по отношению к королевскому абсолютизму мистифи-
 кации, Гольбах настаивал на том, что недобросовестные, тщеславные и
 безнравственные государи - вот истинные виновники народных бедс-
 твий" (230,1, 389, 203). Не углубляясь до первооснов изобличаемой им
 формы социального гнета, Гольбах выявлял существенную роль в нем
 наличной государственной власти. Допускавшаяся Гольбахом абсолюти-
 зация этой роли, с одной стороны,
 
 
 350
 
 была обусловлена колоссальным значением внеэкономического
 принуждения в системе феодализма, а с другой стороны, была связана с
 определением непосредственного основного политического противника
 "третьего сословия". По-своему, теоретически во многом неадекватно,
 Гольбах подходил к уяснению того, что вопрос о государственной влас-
 ти является главным в революции.
 Проблема революции Надо заметить, что Гольбах - один
  из немногих французских просветите-
 лей, кто, будучи сторонником мирного и проводимого по воле са-
 мого монарха перехода к "просвещенному правлению", восстанавлива-
 ющему условия "общественного договора", не исключал возможности
 революционного устранения деспотической власти и даже считал это
 необходимым, если она упорствует в своем сохранении и доводит бедс-
 твия народа до предела. Гольбах угрожающе разъяснял "всякому влас-
 тителю, что любовь и привязанность народов можно заслужить благоде-
 яниями, что гнет создает лишь врагов, насилие доставляет лишь непроч-
 ную власть, сила не может дать никаких законных прав, и существа, по
 природе своей стремящиеся к счастью, рано или поздно поднимутся
 против власти, обнаруживающейся лишь в насилии". Не ограничиваясь
 призывами к благоразумию монархов, Гольбах обращался вместе с тем к
 народам, которых убеждал обрести смелость для освобождения от тира-
 нии. Гольбах подошел к обобщению о неизбежности революций в опре-
 деленных условиях, замечая, что при этом им предшествует своего рода

<< Пред.           стр. 48 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу