<< Пред.           стр. 49 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 "идеологическая подготовка": "Несчастья народов влекут за собой ре-
 волюции; среди людей, ожесточенных бедствиями, начинается броже-
 ние умов, неизбежным результатом чего являются перевороты в госу-
 дарствах" (230, 1, 579, 339). Таким образом, в произведениях Гольбаха
 социальная философия французского материализма приобрела черты
 революционно-демократической направленности, радикально отличаясь
 в этом смысле от бэконовско-гоббсовских истоков ново европейского
 материализма, которые были аристократическо-консервативными.
 Функции религии Разрабатывая вопрос об идеологичес-
 в системе социального ком обосновании угнетательской влас-
 гнета ти (и по-просветительски абсолюти-
  зируя роль последнего), Гольбах осве-
 тил существенные социальные функции религии. В противовес
 официально насаждаемому представлению о "положительном влиянии
 религии на политику", он утверждал, что "религиозные воззрения в
 равной мере ослепляют и монар-
 
 
 351
 
 хов, и народы и никогда не внушают им правильных понятий ни
 об истинном долге, ни об их истинных интересах". В становлении и уп-
 рочении деспотической власти Гольбах придавал религии первостепен-
 ное значение: "Религия, с одной стороны, чаще всего воспитывает са-
 мовластных и безнравственных тиранов, а с другой - покорных и заби-
 тых рабов, вынужденных им подчиняться" (232, 367). Согласно Гольба-
 ху, религия обосновывает деспотическо-тираническое правление,
 во-первых, посредством учения о божественном происхождении власти
 государей; во-вторых, внушая мысль, что "государи отвечают за свои
 действия только перед богом", т. е. ни в коей мере не ответственны пе-
 ред подданными; в-третьих, окружая государей "ореолом божественно-
 го величия". Именно потому, что "с помощью суеверия каждый монарх
 стал богом", "простертый перед ним его народ стал нулем. Одному
 суждено править, другому - беспрекословно повиноваться его непогре-
 шимым приказаниям" (231, 78 - 79). Уточняя, в каких именно условиях
 и в какой форме проявляется пособничество религии угнетательской
 власти, Гольбах указывал, что, "как только люди чувствуют себя на
 Земле непомерно несчастными, их заставляют молчать, угрожая гневом
 божьим, их глаза приковывают к небу, чтобы они не заметили истинных
 причин своих страданий". Гольбах показал, какую важную роль в этом
 процессе духовного порабощения играют религиозные "потусторон-
 ность" и антиевдемонизм, т. е. внушение людям убеждения, что "не
 Земля их истинная отчизна, что земная жизнь - лишь переходная сту-
 пень к жизни потусторонней, что человек создан не для счастья в этом
 мире" (232 369). Гольбах подходил также к пониманию того, что соци-
 ально обусловленное и освящаемое религией "несчастье" людей - это не
 только результат угнетательской власти, но и необходимая предпосыл-
 ка ее устойчивого существования, как и существования самой религии.
 Осуждение милитаризма Важным аспектом гольбаховской
 и захватнических войн критики "недостойных правителей"
  было осуждение милитаризма и за-
 хватнических войн. Для Гольбаха "война - это состояние насилий
 и тревог, совершенно противоположное счастью всего общества" (230,
 2, 455). Перечисляя наиболее тяжкие бедствия народов, он всегда ука-
 зывал, что "бесполезные, непрерывные и нескончаемые войны опусто-
 шают землю" (230, 1, 203). Узаконенное жестокое взаимоистребление
 десятков и сотен тысяч людей во время сражений, оставляющих после
 себя еще большее число изувеченных воинов;
 
 
 352
 
 разорение гражданского населения военными налогами, побора-
 ми, реквизициями, солдатскими грабежами; отвлечение от производи-
 тельного труда массы наиболее работоспособных людей; тяжкое эконо-
 мическое бремя содержания постоянных армий, используемых внутри
 страны для укрепления деспотической власти, - таково внушительное и
 реалистичное перечисление Гольбахом основных негативных последс-
 твий воинственной политики. Развенчивая пиетет перед Александром
 Македонским, Юлием Цезарем и последующими "честолюбивыми мо-
 нархами", Гольбах клеймил "этих кровожадных завоевателей, которые,
 совершенно не заботясь о том, чтобы сделать счастливыми народы госу-
 дарств, отданных судьбой под их власть, предпочитают нести в другие
 страны опустошение и смерть". Гольбах призывал "безрассудные наро-
 ды", устраивающие пышные торжества "после кровавых побед", по-
 нять, что их жизнь не становится "богаче и счастливее" от того, что
 "монарх присоединил к своей несчастной державе еще один разрушен-
 ный город". Не ограничиваясь указанием на психологические мотива-
 ции воинственных правителей ("честолюбие", "любовь к славе"), Голь-
 бах в ряде случаев выражал более глубокое понимание причин военной
 экспансии, ставя ее в зависимость от неспособности разрешить внут-
 ренние социальные проблемы: "Справедливый, трудолюбивый и рачи-
 тельный государь приводит свое государство в цветущее состояние;
 кровожадный завоеватель, будучи сам не способен к созиданию, нахо-
 дит, что легче и быстрее завладеть плодами чужого труда". Надо заме-
 тить, что Гольбах не был абсолютным пацифистом, считая, что "война
 является справедливой и неизбежной... если ее ведут, чтобы отразить
 нападение несправедливого захватчика". Устанавливая существенное
 различие между справедливыми и несправедливыми войнами, Гольбах
 указывал, что целью войн, однако, "почти никогда не бывает благопо-
 лучие и счастье наций", а "обе стороны проливают кровь народов, что-
 бы увеличить могущество монарха, который и без того уже не в состоя-
 нии управлять принадлежащими ему владениями". Отсюда Гольбах де-
 лал глубокий вывод, чреватый революционными следствиями: "Дейс-
 твительные враги нации находятся обыкновенно внутри государства"
 (230, 2, 456, 457, 458, 459).
 В своей "социальной системе" Гольбах обосновывал необходи-
 мость коренного преобразования международных отношений. Прекра-
 щение войн и установление всеобщего мира Гольбах относил к числу
 насущнейших задач человечества, указывая, что нации, как и индиви-
 ды, подчинены
 
 
 353
 
 "естественным законам" не дозволяющим "наносить друг другу
 вред, уничтожать друг друга, лишать друг друга выгод, которыми они
 пользуются", в силу чего "каждая нация обязана уважать свободу и
 владения другой нации". Наряду с идеей установления всеобщего мира
 Гольбах формулировал также более широкую задачу развития столь
 тесного и доброжелательного сотрудничества между нациями, чтобы
 они образовали сообщество народов и между ними установились такие
 отношения, как между гражданами внутри одного государства при
 "просвещенном правлении": "Каждая нация должна проявлять к дру-
 гим нациям справедливость, чистосердечие, гуманность и оказывать им
 помощь, поскольку она желает всего этого и для самой себя". Подчерк-
 нем, что осуществлению "истинных" условий "общественного догово-
 ра" Гольбах не ставил каких-либо географическо-климатических или
 национальных границ, утверждая, что повсюду на Земле деспотизм яв-
 ляется нетерпимой формой правления и "все народы имеют право на
 свободу" (230, 2, 112, 363).
 Концепцию Гольбаха об обществе и государстве можно по праву
 рассматривать как одну из вершин социально-политической мысли
 французского Просвещения и всего XVIII века. Она была конкретным и
 самым внушительным выражением способности представителей фран-
 цузского материализма выработать широкую программу прогрессивного
 преобразования общества фактически в соответствии не только с объек-
 тивной необходимостью ликвидации во Франции феодально-абсолю-
 тистского строя, но и с более глубокими, далеко идущими в историчес-
 кое будущее тенденциями общественного развития.
 Экономический аспект: Специального внимания заслуживает
 "теория полезности" экономический аспект социальной фи-
  лософии Гольбаха. Рассматривая
 свойственную феодализму форму собственности как обрекающую
 народы на нищету, он в частной собственности буржуазного толка ви-
 дел воплощение экономической справедливости. Согласно Гольбаху, эта
 собственность представляет собой "естественное", "необходимое отно-
 шение между человеком и продуктами его труда". В противополож-
 ность Руссо и представителям утопического коммунизма Гольбах, под-
 водивший частнособственнические отношения под понятие взаимовы-
 годного обмена, трактовал их как экономическое основание искомой
 просветителями социальной гармонии. "В обществе, - рассуждал Голь-
 бах, - все выступает как предмет обмена; неравенство человеческих ин-
 дивидов,
 
 
 354
 
 присущее им от природы, отнюдь не является источником их бед;
 напротив, оно служит действительной основой их благополучия. Имен-
 но то, что люди не одинаковы, побуждает и даже принуждает их обра-
 щаться друг к другу и оказывать взаимную помощь. Каждый член об-
 щества чувствует себя обязанным расплачиваться приобретенными им
 возможностями за все те выгоды, которые предоставляют в его распо-
 ряжение другие люди" (230, 2, 119, 103).
 Маркс указывал, что распространенная в буржуазной политэко-
 номии XVIII в., в особенности во французской школе физиократов, "те-
 ория полезности", провозглашавшая "сведение всех многообразных че-
 ловеческих отношений к единственному отношению полезности", име-
 ла своим объективным основанием то, что "в современном буржуазном
 обществе все отношения практически подчинены одному абстрактному
 денежно-торгашескому отношению" (1,3, 409). Отмечая, что в фило-
 софской форме "теория полезности" была сформулирована Гоббсом и
 Локком в ходе первой и второй английских буржуазных революций
 XVII в., Маркс находил у Гельвеция и Гольбаха "идеализацию этого те-
 чения, вполне соответствующую оппозиционной роли французской
 буржуазии перед революцией" (1,3,409). Отмечая, что "у Гольбаха вся
 деятельность индивидов в их взаимном общении... изображается в виде
 отношений полезности и использования", Маркс разъяснял, что "тео-
 рия Гольбаха есть исторически правомерная философская иллюзия нас-
 чет поднимавшейся тогда во Франции буржуазии, чью жажду эксплуа-
 тации еще можно было изобразить как жажду полного развития инди-
 видов в условиях общения освобожденного от старых феодальных пут"
 (1, 3,410 -411 ).Весьма существенно, что у Гельвеция и Гольбаха "тео-
 рия полезности" выражала также стремление "уяснить общение людей
 из их материальных потребностей и способов их удовлетворению" (1, 3,
 411).
 Надо заметить, что в отношении распределения национального
 богатства Гольбах стоял на позициях умеренного эгалитаризма, заявляя,
 что "руководители государства заинтересованы в том, чтобы все под-
 данные были достаточно богаты и по уровню обеспеченности между
 ними было наибольшее равенство, какое вообще осуществимо" (230,
 420). Резкое имущественное неравенство, выражающееся в расслоении
 нации на массу бедняков и незначительное меньшинство утопающих в
 роскоши богачей, Гольбах осуждал, считая его присущим деспотичес-
 кому правлению и ведущим к упадку государств. Он вообще полагал,
 что
 
 
 355
 
 "государство обречено на гибель, если оно больше всего ценит бо-
 гатство и если деньги являются для его подданных единственной дви-
 жущей силой" (230, 2, 507). Это значит, что существенные черты бур-
 жуазных отношений были неприемлемы для Гольбаха и капиталисти-
 ческое общество во всей своей реальности не было его социальным иде-
 алом . Вместе с большинством французских просветителей Гольбах не
 видел, что в основанном на частной собственности обществе возникают
 с необходимостью социальные антагонизмы. Возможность появления в
 нем сколько-нибудь значительных экономических противоречий Голь-
 бах надеялся устранить законодательно-правительственными мерам и в
 условиях "просвещенного правления".
  Углубляя по сравнению со своими
 Этическая концепция. предшественниками из материалисти-
 Критика религиозного ческого лагеря критику религиозного
 понимания нравственности толкования нравственности, Гольбах
  противопоставил ему детально раз-
 работанную и солидно обоснованную атеистическую концепцию
 морали. В критическом плане он сосредоточил внимание на утвержде-
 нии апологетов религии о ее благотворном воздействии на нравствен-
 ность и об абсолютной необходимости для морали веры в бога. Несосто-
 ятельность этого утверждения Гольбах выявлял посредством анализа
 исторически реальных отношений между религией и моралью. В поле
 его зрения находились из религий преимущественно иудаизм и христи-
 анство, поскольку, замечал он, "если верить учителям христиан на
 Земле не было никакакой морали до прихода основателя их секты"
 (232, 279) и поскольк "даже когда христианство окончательно отдели-
 лось от иудаизма, христиане продолжали почитать "священные" книги
 иудеев и считать их патриархов, их пророков, их героев святыми угод-
 никами божьими, непогрешимым орудием всевышнего, достойными об-
 разцами подражания" (229, 10).
 Пренебрегая многовековыми теологическими запретами, Гольбах
 "с точки зрения рассудка и правил обычной морали"" предпринял обс-
 тоятельное исследование поведения "святых", представленных в Биб-
 лии "как образцы, которым всякий должен стараться подражать... чтобы
 обрести вечное счастье". Он показал, что многие ветхозаветные "угод-
 ники божьи" изображены совершающими такие действия, которые в
 отношении обычных людей нельзя квалифицировать иначе, как крайне
 безнравственные и даже преступные. Рассматривая, в частности, пове-
 дение "святого царя Дави-
 
 
 356
 
 да", "который и сам был пророком и которого Библия называет
 человеком, особенно угодным богу", Гольбах в самой этой "священ-
 ной" книге находил достаточный материал, чтобы охарактеризовать
 названного "святого" как ""плута, противного лицемера... ненавистно-
 го узурпатора, гнусного развратника, отвратительного завоевателя,
 неблагодарного негодяя, чудовище, которому были чужды самые свя-
 щенные требования нравственности". Гольбах подчеркивал, что и сам
 бог, как он обрисован в Ветхом завете, "не знает иных законов, кроме
 своей прихоти", он "не руководствуется им самим установленными
 правилами, приказывает совершать убийства, кражи, насилия, неспра-
 ведливость, жестокость, смуту, вероломство, обман и любит людей, за-
 пятнанных самыми ужасными пороками и преступлениями". Касаясь
 "разъяснений" теологов, что "владыка мира может, когда ему угодно,
 уничтожать законы нравственности", Гольбах делал важное критичес-
 кое обобщение: "Вот так религия в противоречии с самой собой опроки-
 дывает устои морали, а между тем выдает себя за самую прочную опору
 ее" (229, 6, 47, 50, 11, 12).
 Обнаружение кричащих противоречий между декларируемыми
 Библией моральными принципами и ее конкретными поведенческими
 эталонами приводило Гольбаха к заключению, что "религия имеет две
 морали и два мерила для суждений о поступках людей". Существо
 "первой морали" Гольбах усматривал в том, что она "касается только
 бога и религии", т. е. вменяет верующему в обязанность неукоснитель-
 но выполнять культовые правила и беспрекословно повиноваться свя-
 щенникам как выразителям и истолкователям "божьей воли". Что каса-
 ется "второй морали", то, согласно Гольбаху, она хотя бы в некоторой
 степени "интересуется общественным благом и запрещает вредить ему"
 (229, 19). Он указывал, что в состав этой "второй морали" входят такие
 нормы поведения, которые издавна признавались людьми в качестве
 нравственных императивов и повсеместно распространены у разных на-
 родов, каких бы религиозных воззрений последние ни придерживались.
 Выражая уверенность в том, что "мораль всегда была необходима лю-
 дям" (232, 19) и общество не может существовать без нее, Гольбах фор-
 мулировал атеистическое положение принципиальной важности, что
 правила нравственности открываются людьми в ходе осмысления своего
 жизненного опыта, независимы по своему происхождению от религии и
 предшествуют возникновению веры в бога.
 Включение ряда нравственных норм, выработанных
 
 
 357
 
 народами уже в глубокой древности, во всевозможные "священ-
 ные книги" привело, согласно Гольбаху, к тому, что, хотя эти нормы и
 получили, по видимости, укрепляющую их религиозную санкцию, сфе-
 ра их действия была вместе с тем фактически серьезно ограничена
 предписаниями "первой морали": "Чисто человеческая и естественная
 нравственность у святош отступает перед моралью божественной, кото-
 рую священники объявляют бесконечно более важной". Гольбах считал,
 что вся история религиозных движений, в особенности религиозных
 войн и преследований "еретиков", свидетельствует о том, что при лю-
 бом конфликте между моральными принципами как таковыми и собс-
 твенно религиозными предписаниями о служении богу последние не-
 изменно берут верх в сознании верующих фанатиков: "Как бы отврати-
 тельны, опасны, преступны ни казались вначале верующему" некото-
 рые "угодные богу" действия, "живая и покорная вера заставляет его
 совершать их. 0н знает, что рассуждать - не дело доброго христианина,
 что он должен повиноваться своим руководителям, блюстителям божь-
 ей воли, толкователям "священных книг", что он должен следовать
 примеру святых. Если он видит в Библии преступления, совершаемые по
 велению самого бога, он отсюда заключает, что и он должен совершать
 подобные преступления без зазрения совести". Беспредельно преданный
 религии человек, подытоживал Гольбах не может считать нерушимыми
 нравственные и даже правовые нормы, поскольку он "убежден, что ему
 все дозволено в интересах церкви" (232, 19, 20). Наглядное, циничное и
 широкомасштабное проведение в жизнь такой религиозно обоснованной

<< Пред.           стр. 49 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу