<< Пред.           стр. 5 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 и поведения. Стержнем психофизиологической концепции Гартли яви-
 лось учение о вибрационной природе ощущений. При этом он опирался
 на высказанное еще Ньютоном предположение о том, что зрительные
 ощущения являются результатом вибраций в сетчатой оболочке глаза,
 возбуждаемых световым лучом. "Эти вибрации, дойдя по твердым во-
 локнам зрительного нерва до мозга, вызывают зрительное ощущение"
 (62, 261). Отталкиваясь от идей ньютоновской "Оптики" и опираясь на
 данные современной ему анатомии и физиологии, Гартли создал тео-
 рию, призванную объяснить, каким образом "совершаются ощущения и
 движения и порождаются наши идеи" (41, 2, 199).
 Автор "Размышлений о человеке..." исходил из того, что внешние
 предметы, воздействующие на органы чувств, вызывают "сначала в нер-
 вах... и затем в головном мозгу вибрации... бесконечно милых мозговых
 частиц" (41, 2, 204). Эти вибрации и служат, по Гартли, физиологичес-
 кой основой психических процессов: ощущения, восприятия, мышле-
 ния. Они же являются основой эмоциональных состояний (удовольст-
 вия и страдания), произвольных и непроизвольных движений. Различия
 в характере протекания того или иного процесса объясняются Гартли
 различиями в вибрациях. Последние могут отличаться друг от друга по
 степени (в зависимости от того, насколько они сильны), по роду (в за-
 висимости от того, насколько они часты), по месту (в зависимости от
 того, на какой участок головного мозга они воздействуют) и по направ-
 лению (в зависимости от того, по каким нервам они проникают в мозг)
 (см. 41, 2, 223).
 Нет необходимости подчеркивать механистичность вибрационной
 теории Гартли. Как правильно замечает М. Г. Ярошевский, "схема Гарт-
 ли была не "настоящей", а воображаемой физиологией мозга" (27,
 138). Но в условиях того времени она открыла путь к материалистичес-
 кому истолкованию психики, выявлению материального субстрата соз-
 нания: нервной системы и мозга. Головной мозг - вот действительное
 вместилище, или средоточие, ощущения,
 
 
 35
 
 памяти, внимания, воображения, мышления, словом, всех умс-
 твенных способностей человека, подчеркивал Гартли.
 Теория вибраций послужила для Гартли предпосылкой к созданию
 учения об ассоциации идей. Разрабатывая это учение, он использовал
 мысли Локка, согласно которому наши идеи могут иметь (и чаще всего
 имеют) естественную, закономерную связь, основанную на связи отра-
 жаемых ими вещей. Но кроме такой связи есть еще и другая связь идей,
 обусловленная случаем или обычаем. Эти сочетания идей, "не соеди-
 ненных от природы" (23, 1, 396), Локк и называл ассоциациями. При
 этом он противопоставлял ассоциации идей нормальному течению
 мыслей и считал их источником заблуждений, предрассудков.
 Если у Локка ассоциации выступали в роли помех познанию, то
 Юм пытался свести связи, или ассоциации, идей "к первоначальным ка-
 чествам человеческой природы" (84, 1, 101), объявить принцип ассоци-
 ации имманентным, хотя и необъяснимым, свойством человеческого
 сознания. Для Юма ассоциации идей - это процесс, зависящий лишь от
 непроизвольно фиксируемого потока опыта, а также от привычки.
 Иной путь избрал Гартли. Отталкиваясь от Локка, он углубил его
 трактовку ассоциативных связей, раскрыл их обусловленность воздейс-
 твием на органы чувств внешних объектов, подчеркнул закономерный
 характер ассоциаций идей. (Вслед за Локком Гартли толковал понятие
 "идея" весьма широко: и как мысли, и как чувственные образы.) Кон-
 цепция Гартли была основана на фундаменте естественно-научных и
 медицинских знаний середины XVIII в., исходила из органической связи
 психических процессов с деятельностью нервной системы и мозга. Сог-
 ласно Гартли, вибрации заключают в себе ассоциацию как свое следс-
 твие, а ассоциация предполагает вибрацию как свою причину. Смысл
 теории вибраций и учения об ассоциации идей состоял, таким образом,
 в распространении принципа причинности на область психических яв-
 лений. Тем самым детерминистский подход к человеку, его сознанию и
 поведению, получивший столь яркое выражение в сочинении Коллинза
 "Философское исследование человеческой свободы", был развит и
 конкретизирован Гартли в его "Размышлениях о человеке...".
 Принцип ассоциации распространялся Гартли на все без исключе-
 ния стороны психической деятельности: сенсорную, интеллектуальную,
 эмоциональную и волевую. Поскольку
 
 
 36
 
 же первоначальным источником ассоциаций выступаю "простые
 идеи ощущений", постольку учение об ассоциации идей открывало
 возможность выведения самых сложных психических процессов из
 элементарных, а на этой основе открывалась возможность управления
 сознанием и поведением человека. Речь шла о формировании у людей на
 основе закона образования ассоциаций определенных моральноэтичес-
 ких качеств, необходимых, с точки зрения Гартли, для человеческого
 общежития. Как писал впоследствии Пристли, пропагандируя теорию
 "человеческого духа" Гартли, "для того, чтобы сделать человека тем,
 чтоб он есть, не требуется ничего, кроме ощущающего начала... и влия-
 ния тех обстоятельств, среди которых действительно находится чело-
 век" (41, 3, 133).
 Давая общую оценку теории Гартли, следует согласиться с тем,
 что она действительно представляла собой вершину материалистическо-
 го ассоцианизма XVIII в. (см. 27, 140). Ассоцианизм становится, глав-
 ным образом под влиянием идей Гартли, господствующим направлением
 в психологии, проникает и в другие области знания: логику, педагоги-
 ку, эстетику.
 Материалистическое в своей сущности учение Гартли содержало
 определенные уступки идеализму. Они выражались в отходе Гартли от
 своего главного принципа: выведения духовного из материального.
 Вступая в противоречие с самим собой, Гартли писал: "...я, считая, что
 ощущения вызывают вибрации, возбужденные в мозговом веществе, ни
 в коей мере не осмеливаюсь утверждать или подразумевать, что материя
 может быть наделена способностью к ощущению" (41, 2, 225). С точки
 зрения Гартли, вибрации в мозговом веществе "сопутствуют" всем на-
 шим ощущениям и идеям, а также пропорциональным им. Поэтому мы
 вправе сделать либо вибрации показателем ощущений и идей, либо
 ощущения и идеи - показателем вибраций. Утверждать же, что именно
 вибрации вызывают ощущения и идеи, мы не можем "ввиду того, что
 вибрации - это явления телесного, а ощущения и идеи - духовного (men-
 tal) порядка" (41, 2, 226).
 Как видно, Гартли отстаивал точку зрения, получившую впос-
 ледствии наименование психофизического параллелизма. Он разграни-
 чил телесные и духовные явления, отступил от сформулированного им
 самим положения о том, что мозг есть материальный носитель психики.
 Не решаясь занять последовательно материалистическую точку зрения
 на соотношение материи и сознания, Гартли ввел в свое учение
 
 
 37
 
 предположение о существовании особого, "элементарного тела",
 которое якобы служит "посредником между душой и грубым телом"
 (41, 2, 226). Согласно этой гипотезе, изменения в наших ощущениях и
 идеях могут соответствовать изменениям в мозговом веществе только в
 той мере, в какой они соответствуют изменениям в элементарном теле.
 К тому же у элементарного тела могут быть, по Гартли, дополнительно
 "некоторые особые первичные свойства" (41, 2, 227), которые, возмож-
 но, и являются источником ощущений и идей. В этом случае вибрации
 вообще уже не могут рассматриваться в качестве адекватных показате-
 лей и стимуляторов психических процессов.
 Вместе с тем Гартли подчеркивал, что положения о материальной
 обусловленности сознания, о внутренней связи сознания с мозгом, выс-
 тупающим "непосредственным орудием" психики, "правильны в очень
 полезном практическом смысле" (41, 2, 227). Гартли имел в виду меди-
 цинскую практику, подтверждающую правоту материалистического
 понимания сознания, убеждающую нас в том, что умственные способ-
 ности и расстройства психики находятся в прямой зависимости от дея-
 тельности головного мозга. "Яды, спиртные напитки, наркотики, нерв-
 ные возбуждения, удары по голове и т. п. - все, очевидно, поражают ум,
 сначала повреждая мозговое вещество. А очищения, покой, лекарство,
 время и т. п. - все, очевидно, восстанавливают дух до его прежнего сос-
 тояния..." (41, 2, 202). Так Гартли, практикующий врач, недвусмыслен-
 но высказывался в пользу материалистического подхода к психике.
 
 Теории познания Значительный интерес представляют
  гносеологические воззрения Гартли.
 Основой этих воззрений служил материалистический сенсуализм
 Локка, дополненный и обогащенный естественно-научными данными.
 Главная мысль Гартли заключалась в утверждении, что "идеи ощущения
 суть те элементы, из которых составляются все остальные" (41, 2, 195).
 Имелись в виду все остальные "идеи", включая и самые сложные, воз-
 никающие в сознании и представляющие, согласно Гартли, сочетание
 простых идей, или идей ощущений. Это будет во многом аналогично,
 пояснял Гартли, разложению солнечного света на основные цвета, его
 составляющие.
 Многие сложные идеи, указывал Гартли, возбуждаются В Уме
 словами. Язык, членораздельная речь тесно связаны с мышлением, счи-
 тал Гартли, играют важную роль в познании. Наряду с Кондильяком,
 который в "Опыте о проис-
 
 
 38
 
 хождении человеческих знаний (1746) показал, что мышление
 теснейшим образом связано с языком, Гартли отмечает роль языка в
 развитии сознания, обращает внимание на многообразие форм речи.
 "Слова можно рассматривать в четырех аспектах: во-первых, как впе-
 чатления, произведенные на слух; во-вторых, как действие органов ре-
 чи; в-третьих, как впечатления, произведенные на зрение буквами;
 в-четвертых, как действия руки при письме" (41, 2, 312). В такой пос-
 ледовательности и происходит, по Гартли, процесс овладения речью, ибо
 дети сначала воспринимают речь других людей, затем учатся говорить
 сами, затем читать и, наконец, писать.
 Речевая практика рассматривалась Гартли как весьма важный
 компонент ассоциации идей. Он подробно описывает, как "идеи ассо-
 циируются со словами", как начиная с детских лет происходит развитие
 речи и мышления, осуществляется познание человеком внешнего мира.
 В итоге Гартли приходил к обоснованному выводу, что "употребление
 слов значительно увеличивает количество и сложность наших идей и
 является главным средством, при помощи которого мы интеллектуально
 и морально совершенствуемся" (41, 2, 331).
 Ряд оригинальных идей высказывает Гартли относительно метода
 познания. Свой собственный метод он определяет следующим образом:
 "Правильный метод рассуждения заключается в том, чтобы на основе
 некоторых отобранных, четко определенных и точно доказанных явле-
 ний открыть и установить общие законы действия, оказывающие влия-
 ние на рассматриваемый предмет, а затем объяснить и предсказать дру-
 гие явления при помощи этих законов" (41, 2, 200). Примечательно, что
 Гартли именует этот метод анализом и синтезом, указывая на то, что он
 использовался Ньютоном в своих физических исследованиях. Подобное
 толкование анализа и синтеза действительно восходит к Ньютону и да-
 же к Галилею. Речь идет о сочетании опытно-индуктивного и гипотети-
 ко-дедуктивного методов, лежавших в основе методологии естествоз-
 нания нового времени. Использовал эту методологию и Гартли. Его уче-
 ние о вибрациях и ассоциации идей, с одной стороны, опиралось на исс-
 ледование ощущений как первичных элементов сознания, а с другой
 стороны, было призвано раскрыть общие законы психической деятель-
 ности, объяснить с их помощью все многообразные проявления психики
 человека. Заслуга Гартли состояла, следовательно, в том, что он одним
 из первых попытался применить опытно-индуктив-
 
 
 39
 
 ный метод и дедуктивные приемы познания к изучению психи-
 ческой жизни. Ограниченность же его учения была обусловлена в пер-
 вую очередь односторонним, метафизическим подходом к человеку, иг-
 норированием его социальной сущности, механицизмом в истолкова-
 нии явлений сознания.
 Мировоззрение Гартли было внутренне противоречиво. Материа-
 листическое истолкование психики сочеталось у него с религиозными
 убеждениями, получившими выражение во второй части "Размышле-
 ний о человеке...". В ней речь шла преимущественно о теологических
 проблемах: бытии бога, его атрибутах, благости, милосердии, справед-
 ливости и прочих "моральных совершенствах". Однако в историю фи-
 лософии и психологии Гартли вошел как мыслитель, который способс-
 твовал своим трудом развитию материалистического взгляда на челове-
 ческое сознание.
 
 Глава 4. ПРИСТЛИ
 
 Джозеф Пристли родился 13 марта, 1733 г. в местечке Филдхед
 близ Лидса. Родители Пристли, владевшие небольшой шерстяной ману-
 фактурой, принадлежали к одной из протестантских сект, отделившей-
 ся от англиканской церкви. Своего старшего сына они предназначали к
 духовной карьере и дали ему соответствующее образование. Пристли
 посещал ряд начальных школ, изучал древние и европейские языки. В
 1752 г. он поступил в духовную академию в Девентри, где обучались
 будущие нонконформистские проповедники. По окончании академии
 Пристли получает должность помощника священника в Нидхеме, затем
 становится священником в Нантвиче, где основывает церковную школу.
 В 1761 г. Пристли приглашается в качестве преподавателя в духовную,
 академию в Уорингтоне, где развивает большую научную, педагогичес-
 кую и литературную деятельность. В 1766 г. он избирается членом лон-
 донского Королевского общества за работу по истории исследований в
 области электричества. В 1767 г. Пристли переезжает в Лидс. Там про-
 должается его активная научная деятельность. К этому времени отно-
 сятся и первые политические выступления Пристли, свидетельствовав-
 шие о его демократических убеждениях. В последующие годы Пристли
 выполняет обязанности секретаря лорда Шелбурна, путешествует с ним
 за границу, продолжает
 
 
 40
 
 исследования в области химии, пишет и публикует ряд фило-
 софских работ. К числу наиболее известных научных достижений
 Пристли относятся открытие явления фотосинтеза (1771), получение
 хлористого водорода и аммиака (1772 - 1774), а также открытие кисло-
 рода (1774), названного Пристли "дефлогистированным воздухом",
 поскольку он оставался в плену флогистонной теории, опровергнутой
 впоследствии Лавуазье. В 1772 г. Пристли избирается иностранным
 членом-корреспондентом Французской Академии наук, а в 1780 г. -
 иностранным почетным членом Петербургской Академии наук.
 С 1780 г. Пристли поселяется в Бирмингеме. Там в полной мере
 проявился его талант блестящего ученого-экспериментатора, историка
 и теоретика естествознания, философа-материалиста, прогрессивного
 общественного деятеля. Пристли находился в дружеских отношениях и
 оживленной переписке со многими выдающимися людьми: Д. Уаттом, Б.
 Франклином, Э. Дарвиным, Р. Прайсом, Т. Купером и другими. Сразу
 же после начала войны за независимость в Северной Америке (1775 -
 1783) Пристли выступил в защиту интересов американского народа,
 поднявшегося на борьбу против английского колониального господства.
 Когда же в 1789 г. началась Великая французская революция, Пристли
 незамедлительно встал на ее сторону. 14 июля 1791 г., во вторую годов-
 щину взятия Бастилии, в Бирмингеме состоялось организованное де-
 мократической общественностью торжественное собрание, в котором
 приняли участие Пристли и его единомышленники. Политические и
 идейные противники философа решили воспользоваться этим событием
 для расправы с ним. Подстрекаемая реакционерами толпа разгромила
 дом и лабораторию ученого. Пристли вынужден был переехать с семьей
 в Лондон. В 1794 г. он навсегда покинул Англию и переселился в США,
 где и провел последние годы жизни. Умер Пристли 6 февраля 1804 г.
 Пристли оставил обширное литературное наследство. Достаточно
 сказать, что последняя библиография его произведений (см. 72) насчи-
 тывает несколько сот названий. Среди них естественно-научные рабо-
 ты, труды по философии, политические трактаты, сочинения на исто-
 рическую тему, богословские изыскания. К числу наиболее важных фи-
 лософских произведений Пристли принадлежат: "Очерк об основных
 принципах государственного правления и о природе политической,
 гражданской и религиозной свободы" (1768), "Разбор "Исследования о
 человеческом духе на основе
 
 
 41
 
 здравого смысла" д-ра Рида, "Опыта о природе и неизменности
 истины" д-ра Битти и "Обращения к здравому смыслу для защиты ре-
 лигии" д-ра Освальда" (1774), "Теория человеческого духа Гартли на
 основе ассоциации идей с очерками, касающимися этого предмета
 (1775), "Исследования о материи и духе" (1777), "Философское учение
 о необходимости" (1777), "Письма к достопочтенному Эдмунду Бэрку,
 вызванные его "Размышлениями о французской революции" (1791) 1 .
 
 Философский Учение о материи и сознании. Глав-
 материализм ный труд Пристли "Исследования о
  материи и духе" содержит разработ-
 ку ряда кардинальных философских проблем. Одна из них связана
 с дальнейшим обоснованием учения Толанда об изначальной активнос-
 ти материи, ее неразрывной связи с движением. Пристли дает ясно по-
 нять о своей приверженности этому учению, он специально подчерки-
 вает, что "материя не является косной (inert) субстанцией, как это
 обычно допускается" (41, 3, 164). Развивая и конкретизируя положение

<< Пред.           стр. 5 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу