<< Пред.           стр. 51 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 которое вовсе не существует". Здесь, как и во всех других случаях, вы-
 явление Гольбахом истоков и механизмов формирования идеи бога шло
 рука об руку с разоблачением ее несостоятельности. Под "заимствован-
 ными у самих себя качествами" Гольбах понимал приписываемые богу
 религиозным сознанием "моральные" (духовно-психические) атрибу-
 ты, характеризующие его как обладающую сознанием личность (ум, во-
 ля, намерения, страсти, эмоции). При анализе этих атрибутов Гольбах
 обогащал давнюю идею свободомыслия об антропоморфности представ-
 лений о богах. Он отмечал, что еще в глубокой древности, когда "неве-
 жественные люди" считали "господами своей судьбы животных, кам-
 ни, бесформенные и неодушевленные существа-фетиши", они в силу
 неоправданных спонтанно возни-
 
 
 365
 
 кающих аналогий с собой приписывали этим первым объектам ре-
 лигиозного поклонения "разум, желания и волю". При анализе разви-
 тых религий, в которых "моральные" атрибуты приписываются бесп-
 лотным духам, Гольбах указывал, что представление людей о своей ду-
 ше послужило "образцом мировой души", их страсти и желания стали
 прототипом страстей и желаний бога, а их ум - моделью для божествен-
 ного разума: "Так, несмотря на все свои усилия, теологи всегда оказы-
 вались - да и будут оказываться впредь - антропоморфистами, видящи-
 ми в человеке единственную модель своего божества". Гольбах подчер-
 кивал, что приписываемые божеству человеческие психические свойс-
 тва искажаются путем их отрыва от материальной основы и их гипербо-
 лизации, призванной объяснить порождение явлений, намного превос-
 ходящих человеческие возможности. Гольбах показывал, что "метафи-
 зические" и "моральные" атрибуты являются, в сущности, взаимоиск-
 лючающими, так что для проницательного философа их соединение в
 боге само по себе уже свидетельствует о том, что под именем последне-
 го "выдумано какое-то фантастическое существо". "Пусть нам не го-
 ворят поэтому, - заключал Гольбах, - будто бытие божье можно расс-
 матривать хотя бы как проблему. Бог, каким его изображает нам теоло-
 гия, совершенно невозможен" (230, 1, 202, 364, 386, 534, 512).
 Много внимания уделил Гольбах развенчанию претензий религии
 на выражение "высшей мудрости", показывая, что действительное зна-
 ние воплощается в созданной и развиваемой людьми науке, а не в "свя-
 щенных книгах", наполненных самыми дикими заблуждениями о мире
 и человеке. На большом фактическом материале Гольбах обосновывал
 фундаментальное атеистическое положение о несовместимости знания
 с верой, науки - с религией: научные исследования шаг за шагом разру-
 шают религиозное миропонимание, а священнослужители делают все
 возможное, чтобы помешать выходящей из-под их контроля деятель-
 ности ученых. Гольбах вскрывал глубокую иррациональность религии и
 при попытках ее приверженцев поставить себе на службу науку и фи-
 лософию. Сокрушительная критика "рациональных" доказательств бы-
 тия бога сочеталась у Гольбаха с разоблачением несостоятельности
 представления о "тайнах" религии как сгустках сверхъестественной
 "мудрости". Анализ главнейших догматов религии приводил Гольбаха к
 убийственному для нее выводу, что в ней "всякая тайна сводится лишь
 к противоречию, к явной нелепости, к очевидной бессмысли-
 
 
 366
 
 це, на которые, по желанию богословов, человек должен закрыть
 глаза...". Гольбах убедительно показал, что с какими бы претензиями на
 рациональность ни вступала и какие бы изощренные формально-логи-
 ческие средства ни использовала теология в своих рассуждениях, она
 фактически "представляет собой непрестанное попрание человеческого
 разума" (231, 333, 17).
 б) "Страх". Существенной чертой человеческого отношения к
 действительности Гольбах считал его эмоциональную окрашенность,
 указывая, что "все явления природы неизбежно порождают в людях
 различные чувства" в силу своей практической значимости для них:
 "одни полезны им, другие вредны"; первые вызывают положительные
 эмоции - "любовь, восхищение, признательность", вторые порождают
 отрицательные эмоции - "беспокойство, отвращение, отчаяние", страх,
 ужас, которые тем сильнее, "чем обширнее, непонятнее, непривычнее,
 интереснее для них поражающие их явления"". Отрицательные эмоции
 Гольбах рассматривал как важнейший религиогенный фактор, подчер-
 кивая, что "в мастерской печали несчастный человек создает призрак,
 из которого он делает себе бога". В понимании Гольбаха эмоции такого
 рода. являются выражением человеческих страданий, обусловленных
 реальными тяготами их существования. Вопреки идиллическим предс-
 тавлениям Руссо о безмятежном счастье человека в "естественном сос-
 тоянии" Гольбах был убежден, что, хотя первобытные люди были сво-
 бодны от ига угнетательской власти, их жизнь была тем не менее мучи-
 тельно тяжела из-за множества "физических" зол, которым они были
 не способны эффективно противодействовать. Нередко страдая от голо-
 да, неблагоприятных климатических условий, несчастных случаев, бо-
 лезней, древнейшие люди временами становились еще и жертвами ги-
 гантских природных катаклизмов, вроде землетрясений, извержений
 вулканов, разрушительных наводнений: "Как должен был трепетать че-
 ловек, видя, как на него обрушивается вся природа!" (230, 1, 370, 363,
 361).
 По убеждению Гольбаха, именно бедствия и вызванные ими стра-
 дания, сопровождаемые сильными отрицательными эмоциями, побуж-
 дали древнейших людей задумываться над не известными им причинами
 вредоносных явлений и с помощью разыгрывавшегося в этих условиях
 воображения измышлять богов. Подчеркнем, что Гольбах отвергал
 представление о дикаре как некоем созерцательном философе, который
 из чистой любознательности пытался устано-
 
 
 367
 
 
 368
 
 
 369
 
 
 обрисовывал также социальные функции религии и подходил к
 постановке вопроса о ее социальных корнях.
 Все это показывает, что, размышляя над проблемами происхож-
 дения корней, сущности и функций веры в богов, Гольбах рассмотрел
 предельно широкий для своего времени круг гносеологических, эмоци-
 онально-психологических, жизненно-практических, в том числе соци-
 ально-политических, оснований религии, высказав относительно каж-
 дого из них немало плодотворных соображений, намечающих перспек-
 тивы для дальнейшего, более глубокого, подлинно научного решения
 этих проблем, преодолевающего ограниченности просветительства.
  Развенчание Понимание Гольбахом происхож-
 богословской концепции денияи утверждения религии кон-
 происхождения и распространения кретизировалось, обогащалось и
  христианства корректировалось в ходе рассмотре-
  ния им этого процесса на примере
 христианства и органически связанного с последним древнего иу-
 даизма. Необходимость такого синтетического рассмотрения определя-
 лась тем, что, по христианским воззрениям, бог вначале выразил свою
 волю - через пророка Моисея - только покровительствуемому им древ-
 нееврейскому народу, а много веков спустя, разочаровавшись в этом
 своем избраннике, преподал через своего сына Иисуса видоизмененные
 религиозные заповеди всему человечеству. Как отмечал Гольбах, "в по-
 читаемой христианами Библии, в которой якобы каждое слово внушено
 богом, собраны вперемешку священные книги евреев, известные под
 именем Ветхого завета, и более поздние произведения, написанные ос-
 нователями христианства также по откровению и известные под именем
 Нового завета. Эти книги служат основой и кодексом христианской ре-
 лигии..." (232, 274). Не исследуя вопроса об исторической реальности
 людей, изображенных в Библии выразителями божественного открове-
 ния, Гольбах, опиравшийся на достижения предшествующей вольно-
 думной библеистики и сам вносящий в нее много нового, сосредоточил
 внимание на выявлении несостоятельности этого религиозного воззре-
 ния.
 В ходе критического анализа Ветхого завета Гольбах солидаризи-
 ровался с мыслителями, включая Спинозу, которые "осмелились усом-
 ниться в том, что Моисей действительно автор Пятикнижия, т. е. первых
 пяти книг Библии". Гольбах обращал внимание на то, что в этих книгах,
 излагающих фундаментальные положения иудаистского вероучения и
 культа, "упоминаются города, которых не существо-
 
 
 370
 
 вало в эпоху Моисея. Там рассказывается о царях задолго до того,
 как у евреев они появились. Наконец, в этих книгах говорится о смерти
 и погребении Моисея". По Гольбаху, из этих фактов с несомненностью
 следовало, что "произведения, приписываемые Моисею, написаны раз-
 ными людьми в разное время" (229, 175), а это на материале самой Биб-
 лии подрывало легенду о боговдохновенности Пятикнижия.
 Важнейшее значение Гольбах придавал уяснению того, что в Вет-
 хом завете (как и во всей Библии) не проявляется не только некоей
 сверхчеловеческой мудрости в характеристике природы, но и самых
 элементарных - с точки зрения современной науки - знаний о ней. По
 заключению Гольбаха, ветхозаветная картина природы "могла удовлет-
 ворить только дикий,грубый и невежественный народ", представители
 которого в действительности и создали ее по своему чисто человечес-
 кому разумению, так что является "наглостью" приписывать ее "духу
 святому" (232, 275). К аналогичным выводам Гольбах приходил относи-
 тельно этических и политических представлений Ветхого завета.
 Против веры в "боговдохновенность" древнееврейской религии
 была направлена и мысль Гольбаха о том, что она в своем содержании
 вовсе не является абсолютно оригинальной, а "переняла обряды, поня-
 тия и часть верований от тех народов, с которыми евреи входили в соп-
 рикосновение" (232, 233). Речь шла о древних египтянах, вавилонянах,
 финикиянах, персах и т. д., религии которых зачислялись иудаистами и
 христианами в разряд созданного самими людьми нь достойного "идо-
 лопоклонства".
 Непосредственно связывая критическое исследование Ветхого за-
 вета с опровержением основ христианского вероучения, Гольбах наста-
 ивал на том, что в словах древнееврейских пророков о грядущем бо-
 жественном спасителе Израиля ошибочно видеть предсказания о при-
 шествии Иисуса: "Как можно отождествлять безвестного, преданного
 казни еврея с царем, который будет править народом израильским?..
 Как можно видеть царя-избавителя, восстановителя древнееврейского
 народа, в человеке, который не только не освободил своих соотечест-
 венников, но пришел уничтожить закон Израиля, в человеке, после
 прихода которого небольшая Иудея была разгромлена римлянами?"
 (232, 256 - 257).
 При анализе Нового завета Гольбах, как и Дидро, выразил серьез-
 ные сомнения в реальном существовании Иисуса, но не отрицал воз-
 можности того, что в Иудее первой трети I в. мог действительно жить
 именуемый так
 
 
 371
 
 человек, критиковавший ортодоксальный иудаизм, учивший о не-
 обходимости нового толкования этой религии, именовавший себя пос-
 ланцем бога (что в древнееврейском языке обозначается словом "мес-
 сия", а в переводе на древнегреческий язык звучит как "христос") и
 казненный за свою проповедническую деятельность по настоянию выс-
 шего духовенства страны. Вместе с другими французскими материа-
 листами и в целом просветителями Гольбах был уверен, что существо-
 вание Иисуса (а также любого другого упоминаемого в Новом завете
 лица, включая апостолов) не в большей мере может считаться доводом в
 пользу истинности христианской религии, чем, например, историческая
 реальность "пророка" Мухаммеда (Магомета) может свидетельствовать
 о "боговдохновенности" ислама. Что категорически отрицалось всеми
 просветителями, так это то, что Иисус мог в действительности быть
 "сыном божьим", выразителем сверхъестественной воли и мудрости,
 глашатаем "богооткровенной" религии.
 Сосредоточив внимание на выявлении "земных" источников
 христианского вероучения, Гольбах первым иь них назвал иудаизм. При
 этом он высказал чрезвычайно интe ресные соображения о том, что те
 заповеди Иисуса (как он изображен в Еваигелиях), которые ориентиро-
 вали верующих на уход от "мира" и монашеский образ жизни, "заимс-
 твованы, очевидно, из поведения набожных и фанатичных евреев, из-
 вестных под именем эссенов, ессеев или терапевтов..." (229, 248). Это
 была очень важная конкретизация тезиса о генетической связи христи-
 анства с иудаизмом. Стоит заметить, что нашумевшее в 40 - 50-e годы
 нашего столетия открытие "кумранских свитков", хранившихся в пе-
 щерах Иудейской пустыни, документально и детально подтвердило за-
 меченную Гольбахом на гораздо более скудном материале зависимость
 раннехристианских представлений от верований секты эссенов.
 Другой реальный источник христианского вероучения Гольбах
 усматривал в "языческих" религиях. Обобщая результаты самых солид-
 ных религиоведческих исследований XVII - XVIII вв., Гольбах писал:
 ("Восходя к источнику большей части христиансик обычаев и взглядов,
 мы найдем их у египтян, халдеев, финикиян, греков, римлян и кельтов.
 Эта религия представляет хаос, в котором можно найти следы всех
 древних сумасбродств". Так, веру в Иисуса как "вочеловечившегося"
 бога Гольбах считал генетически связанной с "воззрениями египтян,
 индусов и греков, которые в своей детской мифологии принимали богов
 в образе челове-
 
 
 372
 
 ка". В христианском представлении о борьбе бога с сатаной Голь-
 бах видел модификацию ряда древневосточных мифов, в частности о
 противоборстве "Озириса и Тифона египтян, Ормузда и Аримана хал-
 деев". По мнению Гольбаха, "в христианской религии нашли место Тар-
 тар и Елисейские поля языческой мифологии, переименованные в рай и
 ад" (232, 196, 262, 269, 267).
 Гольбах находил в христианстве и фетишистские представления
 (почитание всевозможньи реликвий), и проявления политеизма (троич-
 ность божества, злокозненный сатана как антипод "всеблагого" бога,
 сонм добрых и злых духов низшего порядка, множество "святых"), тем
 самым развенчивая богословскую легенду о "чистом монотеизме"
 христианства.
 Гольбах указал, наконец, на такой "языческий", притом сугубо
 мирской источник христианской догматики, как античная идеалисти-
 ческая философия, прежде всего платонизм. Фундаментальный в хрис-
 тианстве "догмат троичности божества, - считал Гольбах, - явно заимс-
 твован из фантазий Платона... Платон допускал три ипостаси или вида
 существования божества. Первая - это всевышний бог, вторая - логос,
 слово, божественный разум, порожденный первым богом, и третья -
 дух, или душа, мира. По-видимому, первые учителя христианства были
 платониками. Если бы они не проявляли неблагодарности, они должны
 были бы объявить Платона пророком или отцом церкви" (232, 261).
 Существенной линией критики тезиса о "боговдохновенности"
 христианства было выявление Гольбахом того, что в проповедях Иисуса
 еще не было четко очерченного свода специфически христианских дог-
 матов и культовых правил, в силу чего они еще не выходили за рамки
 сектантских отклонений от иудаистской ортодоксии. Только в послани-
 ях, приписываемых апостолу Павлу, Гольбах усматривал начало прев-
 ращения этих отклонений в новую религию. Он подчеркивал, что в сво-
 их новациях догматического и ритуального характера автор названных
 посланий руководствовался не мифическими внушениями "святого ду-
 ха", а практическими заботами проповедника, который, столкнувшись с
 неприятием поучений Иисуса подавляющим большинством жителей
 Иудеи, стал искать прозелитов в среде "язычников", для чего счел це-
 лесообразным освободить их "от выполнения некоторых иудаистских
 церемоний и обрядов, которые им были противны", в частности "от та-
 кой нелепой и болезненной церемонии, как обреза-
  373
 
 373
 
 ние". Гольбах считал, что благодаря этим нововведениям, которые
 вследствие оказываемого им благоприятного приема быстро расшири-
 лись и углубились, "Павел стал вожаком течения, сильно отличавшего-
 ся во многих отношениях от направления остальных апостолов. Послед-
 ние хотели сохранить иудаизм и сочетать его с христианством, которое
 в первое время заключалось лишь в признании Иисуса мессией и в обря-
 де крещения. Между тем апостол язычников требовал полной отмены
 закона Моисея. Он повсюду изображает его как религию аллегоричес-
 кую, которую Иисус отменил" (229, 96 - 97, 99). Торжество взглядов
 этого апостола Гольбах объяснял такой естественной причиной, как
 большое численное преобладание среди тогдашних приверженцев хрис-
 тианства тех, кто был обращен в новую веру из "язычества".
 Обращая затем внимание на то, что "Евангелия и писания апосто-
 лов недостаточно ясно определяли христианское учение" (229, 104),
 Гольбах указывал, что дальнейшая его разработка производилась "отца-
 ми церкви", т. е. ведущими церковными деятелями II - IV вв., а фикси-
 рование его осуществлялось соборами епископов. Гольбах подчеркивал,
 что снова в качестве фактических созидателей христианской религии
 выступали люди, и только они, причем в их деятельности непредвзятый
 взгляд не может заметить никакой "боговдохновенности": будучи в
 своем большинстве людьми малообразованными и не поднимаясь над
 уровнем распространенных суеверий, они использовали в борьбе за ут-
 верждение соборами поддерживаемых ими воззрений самые низменные
 человеческие средства.
 Гольбах основательно рассмотрел процесс распространения хрис-

<< Пред.           стр. 51 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу