<< Пред.           стр. 5 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  По содержанию решения бывают техническими, экономическими, социальными. Технические решения принимают по поводу объективных факторов деятельности организации; экономические связаны с затратами, которые несет организация, и обусловленными ими результатами; специальные принимаются в отношении условий труда персонала, его оплаты, льгот, гарантий.
  § 3. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
 
  Под технологией принятия решений следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив. Для руководителя принятие решения не самоцель. Главное, что должно заботить менеджера, - разрешение определенной управленческой проблемы. Для этого очень часто требуется определенная последовательность решений и, главное, их осуществление. Поэтому решение - это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени, имеющего определенную структуру.
  Итак, процесс принятия решения - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения (рис. 9).
 
 
  Следует отметить, что схема (рис. 9) представляет собой идеальную модель. Фактически структура процесса принятия решений во многом определяется конкретной ситуацией и решаемой проблемой.
  Рассмотрим этапы процесса принятия решений.
  Анализ ситуации. Необходимость принятия управленческого решения возникает при поступлении сигнала о внешнем или внутреннем воздействии, вызвавшем или способном вызвать отклонения от заданного режима функционирования системы, то есть наличии управленческой ситуации. Поэтому одним из важнейших условий принятия правильного решения является анализ ситуации. Анализ ситуации требует сбора и обработки информации. Этот мл выполняет функцию изучения организацией внешней и внутренней среды. Данные о состоянии основных факторов внешней моды и положении дел в организации поступают к менеджерам и специалистам, которые классифицируют, анализируют информацию и сравнивают реальные значения контролируемых параметров запланированными, что, в свою очередь, позволяет выявить проблемы, которые следует решать.
  Идентификация проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы - ее определение. Существует два взгляда на сущность проблемы. Согласно одному проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты или существует отклонение от заданного уровня. В соответствии с другим проблемой следует считать возможность повышения эффективности. Объединяя оба эти подхода, будем понимать под проблемой расхождение между желаемым и реальным состояниями управляемого объекта. Выявление и формулировка проблемы - весьма сложная процедура. Дело в том, что в момент возникновения многие важнейшие проблемы слабо структурированы, то есть не содержат очевидных целей, альтернативных путей их достижения, представления о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов. Доведение этих проблем до количественной определенности требует от руководителей не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого подхода.
  Нельзя забывать, что все элементы и работы в организации взаимосвязаны и решение какой-либо проблемы в одной части организации может вызвать появление проблем в других. Поэтому, определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом проблем было минимальным.
  Определение критериев выбора. Прежде чем рассматривать варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будут производиться их сравнение и выбор наилучшего варианта. Эти показатели принято называть критериями выбора. Например, при приеме на работу нового сотрудника критериями выбора могут быть образование, опыт работы, возраст, личные качества, разработка альтернатив. В идеале желательно выявить все альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может быть оптимальным. Однако на практике руководитель не располагает (и не может располагать) такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Поэтому менеджеры ищут приемлемый вариант, позволяющий снять проблему.
  Наряду с положением, когда варианты решения проблемы заранее известны или обнаруживаются без особых трудностей, возникают ситуации, при которых решаемая проблема не встречалась раньше, то есть возможные альтернативы неизвестны и их необходимо предварительно сформулировать. В таких случаях полезно коллективное обсуждение и генерирование альтернатив.
  Выбор альтернативы. Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, то есть сравнить достоинства и недостатки и объективно проанализировать вероятные результаты реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо использовать стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать. Используют показатели, отобранные на этапе "Определение критериев выбора".
  Необходимо отметить, что, поскольку выбор осуществляется, как правило, на основе нескольких критериев, он всегда носит характер компромисса. Кроме того, при оценке возможных вариантов решения руководитель фактически имеет дело с прогнозными оценками сравниваемых величин, а они всегда вероятностные. Поэтому очень важно учитывать фактор риска, то есть определять вероятность осуществления каждой альтернативы. Учет фактора риска приводит к пересмотру самого понятия наилучшего решения: им является не тот вариант, который максимизирует или минимизирует некоторый показатель, а тот, который обеспечивает его достижение с наиболее высокой степенью вероятности.
  Согласование решения. В современных системах управления в результате разделения труда сложилось положение, при котором подготавливают, разрабатывают решение одни работники организации, принимают или утверждают - другие, а выполняют - третьи. Иначе говоря, руководитель часто утверждает и несет ответственность за решение, которое не разрабатывал, специалисты, готовившие и анализировавшие решение, не участвуют в его реализации, а исполнители не принимают участия в подготовке и обсуждении готовящихся решений. Поэтому в процессах принятия решений весьма существенную роль играет стадия согласования. Практика показывает, что вероятность быстрой и эффективной реализации решений значительно возрастает, когда исполнители имеют возможность высказать свое мнение по поводу принимаемого решения, предложения, замечания и т. д. Наилучший способ согласования решения - в привлечении работников к процессу его принятия. Разумеется, этот способ не следует абсолютизировать: бывают ситуации, когда это невозможно или нерационально и менеджер вынужден принимать решения единолично, не прибегая к обсуждению и согласованиям.
  Исправление реализацией. Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано.
  Для успешной реализации решения необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям срокам, то есть предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять, какие для этого необходимы ресурса. Если речь идет о достаточно серьезных решениях, может потребоваться разработка программы их реализации. Руководи-дитель должен следить за тем, как выполняется решение, в случае необходимости оказывать помощь и вносить определенные коррективы.
  Контроль и оценка результатов. Даже после того как решение введено в действие, процесс не может считаться полностью завершенным, так как необходимо убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерение и оценка результатов сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.
  He следует забывать, что решение всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия можно считать равным периоду относительного постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение может перестать давать эффект и даже превратиться в свою противоположность - не способствовать решению проблемы, а обострять ее. В связи с этим основная задача контроля.- своевременно выявлять убывающую эффективность решения необходимость его корректировки или принятия нового решения. Кроме того, этот этап является источником накопления и система-тизации опыта принятия решений. Проблема контроля управленческих решений весьма актуальна,
  особенно для крупных организаций. Можно принять немало разумных и полезных решений, но без рационально организованной системы контроля исполнения они останутся в недрах делопроизводства и не дадут ожидаемого эффекта.
 
  §4 РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ
 
  Способы и методы реализации решения зависят от его содержания и объективных условий, в рамках которых оно претворяется в жизнь, но ни в коем случае не от желаний и умения соответствующих руководителей и сотрудников. Методу решения должны быть практически применимыми.
  Другим требованием является экономичность; эффект, полученный при реализации принятого решения, должен перекрывать связанные с ним затраты.
  Применяемые при решении проблем методы должны обладать достаточной точностью, обеспечивающей соответствие полученного результата, тому, что ожидалось. Однако нужно иметь в виду, что точность требует повышенных затрат.
  Наконец, методы реализации решения должны быть надежными, не допускающими значительных ошибок и не создающими ситуаций с повышенным риском.
  Успех в решении проблем обусловлен влиянием трех групп факторов: организационных, материальных и личных.
  К организационным факторам относятся способность организации своевременно перестроиться для решения проблемы в соответствии с изменившимися условиями, приспособиться к ним; своевременность обнаружения проблемы и наличие необходимого запаса времени для выхода из сложившейся ситуации. Нужно иметь в виду, что в условиях цейтнота легко принять неверное решение и пойти по пути, уводящему в сторону.
  Организационным фактором, влияющим на процесс реализации решений, являются его возможные последствия. Если прогноз хороший, исполнители будут работать с подъемом, а если плохой - работа пойдет значительно хуже.
  Наконец, на эффективность реализации решения во многом оказывает влияние стабильность, надежность функционирования организации, ее способность преодолевать разного рода помехи, вызывающие отклонения от намеченного пути.
  К материальным факторам, оказывающим влияние на успешное решение проблем, относятся наличие необходимых ресурсов - естественных, технологических, технических, информационных и т. д. - и возможность свободного маневрирования ими.
  Личными факторами, влияющими на реализацию решений, являются необходимый уровень квалификации, знаний и опыта работников, занимающихся решением проблем; степень их понимания, обусловливающая соответствующее отношение к делу; ожидаемое вознаграждение в случае успеха или, наоборот, боязнь возможного наказания при неудаче; общий морально-психологический климат в коллективе.
  Существует ряд обстоятельств, которые крайне неблагоприятно влияют на эффективность решения проблем. Прежде всего это недооценка их важности, сложности, возможных последствий. В итоге могут стремительно развиваться негативные тенденции, ставящие под сомнение благополучие и стабильность организации в будущем.
  Крайне отрицательно на эффективность решений воздействует субъективизм ориентация исключительно на личный опыт, вдохновение, симпатии или антипатии к кому-либо или кому-ли6o, ориентация на собственную выгоду и т. д.
  Контрольные вопросы и задания
  1 Стимулируйте понятие управленческого решения,
  2.Какиетребования предъявляются к управленческим решениям?
  3. Охарактеризуйте основные моменты принятия решений (интуиция, суждения, рациональность).
  4. Как классифицируются управленческие решения?
  5. Какова технология принятия решений?
  6. Назовите этапы принятия решений.
  7. Как реализуются решения?
 
 
 
  РАЗДЕЛ 3
  ВНУТРИФИРМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В АПК
  Глава'11 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
  § 1. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
 
  Агропромышленный комплекс - важнейшая составляющая экономики Российской Федерации. В нем создается около 30 % национального дохода. Потребительский рынок более чем на 70 % формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленных из сельскохозяйственного сырья. Естественно, состояние этой сферы не может не затрагивать интересы каждого человека; ее развитие в значительной степени определяет народнохозяйственный потенциал и политическую обстановку в стране.
  Аграрная реформа направлена на преодоление кризиса в сельском хозяйстве, повышение уровня и эффективности производства сельскохозяйственной продукции. В ходе реформы произошли реорганизация колхозов и совхозов, перераспределение земель, их приватизация, социальные и структурные преобразования. В результате на базе колхозов и совхозов были созданы различные хозяйственные формирования. Часть колхозов и совхозов превращена в подсобные хозяйства предприятий и организаций. Заметно расширились площади земель, выделенных для личных хозяйств населения, коллективных садов и огородов, дачного строительства. Получило развитие фермерское движение.
  Сельскохозяйственное производство обладает рядом специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на формирование системы управления.
  Земля в сельском хозяйстве является не только объектом труда, как в других отраслях материального производства, но и его предметом, а также основным средством производства, что обусловливает территориальную рассредоточенность производства, населенных пунктов, построение органов управления в основном по территориально-производственному принципу.
  Территориальная рассредоточенность производства и удаленность структурных подразделений от центра, плохие дорожные условия затрудняют сбор и переработку информации, что ведет к запаздыванию принятия оперативных решений, а следовательно, расширяет границы самостоятельности как самих предприятий, так и внутрихозяйственных подразделений, особенно в области оперативно-хозяйственной деятельности.
  Экономическое воспроизводство переплетается с естественным, что ставит его в зависимость от природно-климатических условий, Которые по зонам страны различны. Это предопределяет высокий уровень самостоятельности местных органов управления в регулировании производства, установлении сроков, методов и приемов выполнения тех или иных работ.
  Различия в формах собственности оказывают влияние на формирование системы управления в отраслях и взаимоотношения вышестоящих органов управления с другими отраслями и организациями.
  Сезонность производства, резкие колебания в использовании материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов по периодам года требуют от управляющей системы изыскания путей их выравнивания. В результате возникает чрезмерная напряженность труда руководителей и специалистов в отдельные периоды сельскохозяйственных работ, увеличивается продолжительность их рабочего дня и т. д.
  Определенное влияние на организацию управления оказывают и особенности технологии производства, связанные с живыми организмами-растениями, животными, микроорганизмами, что предъявляет особые требования к хранению, транспортировке и сбыту продукции. Это предполагает строгую согласованность выполняемых работ и операций независимо от ведомственной принадлежности организаций и предприятий. Имеются и другие особенности, обусловливающие специфику в организации управления: различия между городом и деревней; живучесть традиций и обычаев населения; влияние личных хозяйств населения на экономическое положение работающих и др.
  Учет влияния особенностей сельского хозяйства как отрасли общественного производства обязателен. Он предопределяет в значительной мере эффективность функционирования всей системы управления сельскохозяйственным производством снизу доверху.
 
  § 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
 
  В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации отечественные сельскохозяйственные предприятия могут функционировать как:
  государственные и муниципальные унитарные предприятия; производственные кооперативы; акционерные общества закрытого и открытого типов; хозяйственные товарищества; общества с ограниченной и дополнительной ответственностью.
  Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарные предприятия - единственная форма коммерческих организаций, не являющихся собственниками имущества. В форме унитарных выступают исключительно государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия является неделимым, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В этом главное отличие унитарного предприятия от других коммерческих организаций. Имущественный статус унитарного предприятия предопределяет особые требования к его учредительным документам. В уставе унитарного предприятия помимо наименования юридического лица, места его нахождения, порядка управления его деятельностью и иных сведений, которые должны присутствовать в учредительных документах всякого юридического лица, должны содержаться сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размер его уставного фонда, порядке и источниках его формирования.
  Существенные особенности имеет управление унитарным предприятием, что также должно найти отражение в его уставе. Во главе его единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен.
  В зависимости от того, на каком праве имущество закрепляется собственником за унитарным предприятием, в Гражданском кодексе Российской Федерации выделяют два вида таких предприятий: основанное на праве хозяйственного ведения и основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).
  Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть создано уполномоченным на то органом на базе имущества, относящегося как к государственной, так и к муниципальной собственности. Такое предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом, правда, его полномочия существенно ограничены. В частности, предприятие не может продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада (пая) в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
  Учитывая особое положение унитарного предприятия как субъекта права хозяйственного ведения, которое заключается в том, что, с одной стороны, учредитель сохраняет право собственности на имущество, принадлежащее предприятию, а с другой, такое предприятие должно быть полноценным участником гражданского оборота, законодательство устанавливает исчерпывающий перечень правомочий собственника в отношении предприятия и закрепленного за ним имущества.
  В объем полномочий собственника имущества государственного и муниципального предприятий входит решение следующих вопросов:
  создание предприятия, определение предмета и целей его деятельности; назначение директора (руководителя); , реорганизация и ликвидация предприятия;
  осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;
  получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
  Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), как новая организационно-правовая форма юридического лица, появилось в нашем законодательстве в 1994 г. В соответствии со ст. 115 ГК РФ, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, по решению Правительства России может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Кроме того, казенное предприятие может быть образовано путем реорганизации действующего федерального государственного предприятия. Казенное предприятие не может быть образовано путем ликвидации государственного.
  Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и только им может быть принято решение о реорганизации либо ликвидации казенного предприятия.
  Суть права оперативного управления казенного предприятия заключается в том, что такое предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
  Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, помимо прав, которыми он располагает в отношении унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, наделен правомочием по изъятию излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества. Согласие собственника требуется на совершение казенным предприятием любых сделок, связанных с отчуждением имущества, находящегося на балансе предприятия (а не только недвижимости, как это имеет место в случае с хозяйственным ведением).
  Производственные кооперативы. Производственный кооператив основан на добровольном объединении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но участвующих в деятельности кооператива личным трудом. Каждый член кооператива имеет один голос в управлении его делами независимо от размера своего имущественного вклада, а полученная прибыль распределяется между членами кооператива с учетом их трудового участия, если иной порядок не предусмотрен законом или уставом кооператива.
  Члены кооператива несут дополнительную ответственность по его долгам в размерах и порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом.
  Членство в кооперативе возможно как для юридических, так и для физических лиц, не участвующих непосредственно в его деятельности, но осуществляющих определенные имущественные вклады (и соответственно получающих на них известный доход).
  Учредительным документом кооператива является устав, утверждаемый общим собранием его членов. ГК РФ предусматривает минимальное число членов кооператива - не менее 5. В крупных кооперативах (более 50 человек) может создаваться наблюдательный совет, контролирующий деятельность исполнительных органов кооператива (правления, председателя). Компетенция исполнительных органов кооператива должна также определяться законом и уставом по "остаточному принципу", то есть в нее должны включаться любые вопросы, не входящие в компетенцию общего собрания и наблюдательного совета.
  Для защиты интересов рядовых членов кооператива ГК РФ определяет исключительную компетенцию общего собрания, которая ни при каких условиях не может быть передана исполнительному органу кооператива. Исключается возможность избрания в руководящие органы кооператива лиц, не являющихся его членами, то есть наемных управляющих (менеджеров). Он запрещает также совмещение членства в наблюдательном совете и правлении или на посту председателя кооператива, что является одной из гарантий предотвращения возможных злоупотреблений со стороны лиц, работающих в исполнительных органах кооператива.
  Акционерные общества. Акционерным является хозяйственное общество, уставной капитал которого разделен на определенное число одинаковых долей, каждая из которых выражена ценной бумагой - акцией. Обладатели акций - акционеры - не отвечают по обязательствам общества и несут только риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
  Организация капитала с помощью ценных бумаг дает два основных преимущества. Во-первых, появляется возможность сконцентрировать капитал, первоначально распыленный среди множества мелких вкладчиков. Во-вторых, возможность отчуждения и приобретения акций позволяет осуществлять быстрый перевод капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся конъюнктурой, что невозможно при других формах организации предпринимательства.
  Существуют открытые и закрытые акционерные общества. Акционерное общество открытого типа распределяет свои акции среди неопределенного круга лиц. Оно вправе проводить открытую подписку на акции и их свободную продажу на условиях, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Его акционеры могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, что и ведет к сохранению переменного состава участников. Число участников такого общества не ограничено. Акционерное общество закрытого типа распределяет акции только среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, то есть характеризуется в принципе постоянным составом участников. Оно не вправе проводить открытую подписку на акции или другим образом предлагать их для приобретения иным лицам.
  Одной из важных форм контроля акционеров за деятельностью исполнительных органов (директоров) акционерного общества является принцип публичного ведения дел. Он означает необходимость периодической публикации для всеобщего сведения годового Отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков. Указанные сведения не могут составлять коммерческую тайну, что также отличает эту форму от других.
  Основной учредительный документ акционерного общества устав.
  Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров. Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительных органов общества.
  В крупном АО (более 50 человек) должен создаваться совет директоров (наблюдательный совет) в качестве постоянно действующего коллективного органа, представляющего интересы акционеров и систематически контролирующего деятельность правления общества. Этот орган также должен обладать исключительной компетенцией, не передаваемой другим органам общества.
  По требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет 10 % и более, в любое время должна быть проведена независимая аудиторская проверка деятельности акционерного общества.
  Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенной формой коллективного предпринимательства. В их рамках может осуществляться производственная, торговая, посредническая, кредитно-финансовая, страховая, обслуживающая и иная профессиональная деятельность. Товарищества - это объединение лиц, а общества - это объединение капиталов. Это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
  Различают следующие формы товариществ и обществ.
  Полное товарищество. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам. Деятельность товарищества основана на доверительных отношениях всех его участников. Практика показывает, что такие товарищества нередко существуют в форме семейного предпринимательства.
  Для создания и функционирования полного товарищества не требуется устав, устанавливающий компетенцию его органов.
  Публичная отчетность необязательна, что позволяет сохранять коммерческую тайну.
  Общество с дополнительной ответственностью - разновидность общества с ограниченной ответственностью. От общества с ограниченной ответственностью оно отличается одной особенностью: при недостаточности имущества общества для удовлетворения претензий кредиторов его участники могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом. С одной стороны, участники общества дополнительно отвечают по его долгам некоторой частью своего личного имущества, что является дополнительной гарантией интересов кредиторов, с другой - эта ответственность ограничена и не распространяется на все личное имущество участников, что привлекательно для них в сравнении со статусом полного товарищества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными Участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами. Таким образом, общая сумма дополнительных гарантий имущественных интересов кредиторов остается неизменной.
  Крестьянские (фермерские) хозяйства. Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момент а государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
  Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского} хозяйства. Государственная регистрация осуществляется в день представления необходимых документов или в 3-дневный срок с момента получения документов по почте. Свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя является бессрочным.
  Деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств регулируется теми же нормами, что и предпринимательская деятельность юридических лиц. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству иди приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и другая техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.
  Продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.
 
  § 3. СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ АПК
 
  Центральным органом государственного управления агропромышленным комплексом на территории России является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
  Министерство сельского хозяйства и другие министерства и ведомства России проводят единую государственную политику развития АПК
  В систему органов государственного управления АПК входят:
  министерства сельского хозяйства республик в составе России;
  управления (департаменты) сельского хозяйства краев, областей и автономных образований;
  комитеты продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  районные управления (отделы) сельского хозяйства.
  Основными задачами органов управления АПК являются создание благоприятных условий для эффективного развития сельского хозяйства и других отраслей АПК; проведение аграрной реформы; организация подготовки кадров; содействие развитию аграрной науки и распространение передовых технологий и новых методов хозяйствования.
  В функции органов управления АПК входят:
  реализация мероприятий по воспроизводству плодородия почв и охране окружающей среды;
  организация племенного дела;
  организация семеноводства, сортоиспытания, сортообновления, производство и испытание посадочного материала;
  пропаганда научно-технического прогресса, информационная деятельность;
  выработка технической политики, организация агросервиса и консультативного обслуживания в АПК;
  подготовка кадров для АПК;
  организация международного научно-технического и экономического сотрудничества;
  правовое обеспечение рыночных отношений и организация юридической службы;
  обеспечение государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных актов и проведением мероприятий по защите растений, качеством семенного и посадочного материалов, техническим состоянием машинно-тракторного парка и оборудования, соблюдением ветеринарного устава и осуществлением мер по охране и защите животных, проведением карантинных мероприятий.
  Ряд вопросов органы управления АПК могут решать только в тесном взаимодействии с органами управления других уровней и отраслей, среди них:
  разработка основных направлений аграрной и продовольственной политики;
  прогнозирование развития и размещения отраслей АПК;
  подготовка и осуществление государственных программ социального и экономического развития регионов, территорий, отраслей АПК;
  содействие развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других форм предпринимательства, подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества;
  осуществление государственных инвестиций в социальную сферу на селе;
  ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
  разработка методических рекомендаций и организация бухгалтерского учета, оперативной, статистической отчетности и ревизионной работы;
  разработка и осуществление государственной программы, нормативных актов, рекомендаций по приватизации;
  разработка балансов продовольствия, научно обоснованных норм и рекомендаций по питанию, изучение конъюнктуры рынка по экономическим районам и зонам;
  подготовка предложений по регулированию ценовой и кредитной политики, налогообложению, финансовой поддержке, формированию рыночной инфраструктуры.
  Государственное управление земельными ресурсами, проведение земельной политики и земельной реформы осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике.
  Для организации подготовки кадров сельского хозяйства в составе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации имеется Департамент кадровой политики и образования.
  Научное обеспечение агропромышленного комплекса осуществляет Российская академия сельскохозяйственных наук, которая является самоуправляемой научной организацией, действующей на основании законов РФ и устава. Ее основными задачами являются: координация фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в области АПК, обеспечение подготовки научных кадров и научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами.
  Контрольные вопросы и задания
  1. Охарактеризуйте сельское хозяйство как объект управления.
  2. Что представляют собой государственные и муниципальные унитарные предприятия?
  3. В чем особенности производственных кооперативов?
  4. Что такое акционерное общество?
  5. Чем характеризуются хозяйственные товарищества?
  6. Что представляют собой хозяйственные общества?
  7. Какие вы знаете органы управления АПК?
 
  Глава 12 СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В АПК
  § 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
 
  В процессе производственной деятельности между сотрудниками предприятия и его структурными подразделениями, управляющей и управляемой подсистемами устанавливаются постоянные производственные связи. Они носят информационный, технологический, трудовой, финансовый, управленческий характер. В целом они характеризуют организационную целостность, интеграцию, объединение элементов данной системы. Требования к этим связям противоречивы. С одной стороны, для устойчивости работы системы необходимо, чтобы связи были стабильны, устойчивы; с другой - включение новых участников производства, новых факторов производства требует функциональной гибкости, подвижности связей.
  Совокупность элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей (порядок их соподчинённости) образует структуру управления.
  Функции управления играют определяющую роль в формировании структуры управления. Собственно процесс формирования структуры заключается в выделении и организационном закреплении тех или иных функций за соответствующими звеньями или отдельными работниками аппарата управления.
  Конкретное выражение структура управления находит в схеме управления: составе, взаимосвязях и соподчиненности звеньев (отделы, секторы, службы); штатных расписаниях; составе работников, разграничении функций и задач (работ) управления; положениях, должностных инструкциях.
  В схемах структуры управления отражаются состав структурных звеньев, подчиненность и внутренняя связь каждого структурного звена системы. В штатных расписаниях регистрируется численный и профессиональный состав работников по каждому структурному звену управления.
  Структура управления характеризуется рядом свойств.
  Во-первых, она отражает субординацию органов управления. Эта субординация закрепляется юридическими нормативными актами, положениями, уставами и т. д.
  Во-вторых, структура управления выражает определенную технологию управленческой деятельности, последовательность реализации управленческих процедур.
  В-третьих, она определяет функции управления. В строгом смысле, ни одно управленческое действие в производственной системе не должно исходить от элементов, находящихся вне структуры управления.
  В-четвертых, структура управления осуществляет интеграцию вертикального и горизонтального, профессионально-квалификационного и функционального разделения труда. Чем эффективнее этот процесс, тем совершеннее деятельность производственной системы, устойчивее процессы ее функционирования и развития.
  От структуры управления и ее соответствия условиям и факторам производства в значительной мере зависят эффективность системы управления сельскохозяйственным производством, четкость ее функционирования.
  На структуру управления решающее влияние оказывают внешние и внутренние факторы и условия.
  К внешним факторам относятся цели, принципы, методы управления, которые определяются социально-экономической природой данного способа производства, а также территориальное размещение (объем и характер внешних связей, национальные, исторические и климатические условия), подчиненность, кооперация и т, д. С развитием общества и производства эти факторы изменяются, что обусловливает необходимость выявления тенденций их развития как важного условия целесообразного построения аппарата управления. Внешние факторы влияют прежде всего на управляемую систему, последняя воздействует на структуру управления.
  К внутренним относятся основные факторы сельскохозяйственного производства как объекта управления: организационное устройство, размеры и тип производства, уровень его специализации и концентрации, техническая оснащенность, обеспеченность и уровень квалификации кадров, природные и экономические условия (территориальное расположение, рельеф, дорожная сеть, контурность полей, размещение населенных пунктов по территории и их размеры и т. д.); наличие средств связи и транспорта.
  Решающее влияние на формирование структуры управления оказывает структура производства, в которой выделяют две составляющие: производственную и организационную, характеризующие с разных сторон строение объекта управления - предприятия, объединения.
  Под производственной структурой понимают количественный состав и пропорции в главных, дополнительных и вспомогательных отраслях предприятий и формы взаимосвязи на каждой ступени организации производства. Элементами производственной структуры сельскохозяйственных предприятий являются отрасли растениеводства, животноводства, а также подсобных и перерабатывающих производств. В зависимости от производимого продукта выделяют сельскохозяйственные предприятия различной специализации, каждое из которых характеризуется присущим данному типу составом отраслей, особенностями технологии, наличием средств производства, рабочей силой и т. д. Соответственно на предприятии имеются производственные подразделения (отделения, цехи, фермы и т. д.) разного типа и размера.
  Производственная структура предприятия непосредственно влияет на состав функциональных служб и численность работников в них. Так, число должностей зоотехников устанавливается в зависимости от наличия условных голов скота, а также зональных особенностей производства. С углублением специализации структура управления упрощается ввиду сокращения числа функциональных служб при увеличении объема однородных работ и операций, сосредоточения на них деятельности работников.
  Под организационной структурой понимают совокупность подразделений основного, вспомогательного и обслуживающего производств.
  Организационное устройство предприятия оказывает решающее влияние на число ступеней в управлении, характер взаимоотношений общехозяйственных и нижестоящих звеньев. Структура управления должна отражать организационное устройство объекта управления, его иерархический строй. С повышением уровня механизации и автоматизации производства увеличивается объем отдельных функций инженерно-технического обслуживания, численность инженерно-технических работников, появляются новые их категории, что ведет к усложнению структуры отделов и служб.
  Существенное влияние на структуру управления оказывают размещение производственных подразделений, населенных пунктов по территории, наличие дорог, средств связи, транспорта. Так, при прочих равных условиях в хозяйстве, имеющем компактную территорию, хорошие дороги с твердым покрытием, крупные населенные пункты, структура управления будет проще, целый ряд функций обслуживания производства, а соответственно и управления ими могут быть централизованы (складское хозяйство, ремонтная база, снабжение и сбыт), что облегчит руководство им.
  Территориальная разобщенность при прочих равных условиях обусловливает децентрализацию функций. Самостоятельное решение текущих хозяйственных вопросов на уровне подразделения становится необходимостью. В сельском хозяйстве территориальный фактор, играя большую роль в формировании структуры управления производством, имеет и важное социальное значение.
  При формировании структуры управления необходимо учитывать уровень квалификации кадров. Только при наличии работников требуемой квалификации можно проводить те или иные структурные изменения. Повышение уровня квалификации кадров способствует расширению масштабов управляемости.
  На построение структуры управления кроме внешних и внутренних факторов оказывают влияние факторы непосредственно управленческого (организационного) характера: степень соответствия структуры управления организационной структуре производства, степень централизации и децентрализации функций, управляемость, соотношение между территориальными и отраслевыми формами управления т. д.
  Названные факторы оказывают влияние на структуру управления сельскохозяйственным производством на разных уровнях. Их учет обязателен при формировании рациональной структуры управления, способной обеспечить выполнение всех необходимых функций и требований производства в условиях рынка.
 
  § 2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
 
  При формировании структуры управления производством необходимо руководствоваться организационными принципами, выработанными многолетней отечественной и зарубежной практикой.
  Структура управления характеризуется многими качественными свойствами, Которые трудно формализуются (полномочия работников, их ответственность, отношения между собой и т. д.), поэтому при ее формировании необходимо умело сочетать анализ факторов с соответствующими принципами. Чем сложнее объект управления, тем большую роль в формировании играют принципы (правила), которым должна отвечать рациональная структура управления.
  Рассмотрим основные принципы построения структуры управления.
  Демократические основы управления предполагают правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений, способствующее разделению стратегических и текущих задач. В соответствии с этим принципом структуру управления необходимо совершенствовать до такой стадии, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за ведение дел.
  Принцип системного подхода требует формирования совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования предприятия.
  Принцип управляемости предполагает фиксированное соотношение числа руководителей и подчиненных им работников. При формировании аппарата управления необходимо стремиться к оптимальности этого соотношения. Важно распределение управленческих решений по уровням, предусматривающее рациональную степень загрузки руководителя, принимающего решения. Если загрузка руководителя превышает допустимые нормы, резко снижается действенность и оперативность управления. Осуществление этого принципа на практике затруднено отсутствием научно обоснованных норм управляемости.
  Принцип соответствия субъекта и объекта управления - важный методологический принцип. Структура управления должна формироваться прежде всего, исходя из особенностей объекта управления. Состав подразделений, характер взаимосвязей между ними определяются спецификой функционирования как отдельных структурных звеньев, так и системы в целом. Это говорит о том, что структуpa управления не только координирует и определяет направление деятельности, но и сама обусловлена характером производственных Процессов.
  Принцип адаптации. В условиях многообразия производственных задач, обусловливающих сложность как объекта управления, так и управляющих процессов, повышается роль координации функциональных подразделений, поэтому вопросы совершенствования структуры управления следует рассматривать в динамике. Это обстоятельство выдвигает по отношению к проектируемой структуре требования гибкости, адаптивности, способности быстро реагировать на изменение внешних и внутренних экономических условий. Важное значение приобретает совершенствование информационного аспекта.
  Принцип специализации. Проектирование структуры управления необходимо вести таким образом, чтобы обеспечить технологическое разделение труда при формировании структурных подразделений.
  Принцип централизации означает, что при проектировании структуры управления необходимо объединять управленческие работы с повторяющимся характером операций, однородностью приемов и методов выполнения. Такими операциями могут быть плановые, бухгалтерские, учетные и т. д. Принцип централизации требует сокращения числа уровней управления.
  Принцип профессиональной регламентации предполагает группировку функциональных звеньев на каждом организационном уровне таким образом, чтобы каждое звено работало на достижение конкретной совокупности целей и несло полную ответственность за качество выполнения своих функций. Решающее значение приобретает распределение работ между специалистами, чтобы каждый из них принимал решения на основе своей компетенции. Принятие решения руководителем, уровень знаний которого выше либо ниже требуемого, ведет к снижению экономической эффективности управления данным подразделением и системой в целом. Проектировать структуру управления необходимо не абстрактно, а с учетом деловых качеств предполагаемых руководителей и специалистов разных уровней.
  Принцип правовой регламентации. Создание любого подразделения всегда детерминировано (обусловлено) и тем не менее должно быть закреплено правом. Правовой аспект при формировании подразделений управления отражает условия и порядок функционирования данного подразделения, а также степень его значимости |i самостоятельности. Правовыми нормами контролируется также баланс целей функционирования всех структурных единиц аппарата управления: необходимость создания нового подразделения и реорганизация уже существующих диктуются теми целями, которые ставит производство перед управлением. В соответствии с данным принципом структуру управления необходимо проектировать так, чтобы обеспечивалось соблюдение всех решений и постановлений вышестоящих органов в части распределения обязанностей и персональной ответственности.
  Принцип экономичности заключается в том, что требуемый эффект должен достигаться при минимальных затратах на управленческий аппарат, экономном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов производства.
  Принципы детализируются правилами создания структуры управления:
  структура управления должна быть предельно проста - чем она проще, тем легче персоналу ее понять и в ней работать;
  схема структуры управления должна быть обозрима;
  каждому работнику следует иметь должностную инструкцию;
  информационные каналы должны обеспечивать передачу информации как в прямом направлении (передача управленческих решений), так и в обратном (контроль исполнения);
  координацию всей деятельности осуществляет высшее руководство;
  окончательные, глобальные решения принимаются на уровне руководителей предприятий с учетом возможностей и перспектив развития;
  линии подчиненности и ответственности должны быть четкими, необходимо избегать двойного подчинения и дублирования функций;
  обязанности линейного руководства и функциональных подразделений должны быть разграничены.
 
  § 3. ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ
 
  Структуры управления классифицируют в зависимости от характера и целей исследований, выделяя на основе разных признаков типичные. Широко распространена классификация структур по Признаку ступенчатости. По каким бы признакам не выделяли и не типизировали структуры, все они имеют определенное число ступеней. Выделяются 2-, 3-, 4-ступенчатые и т. д., а также комбинированные структуры управления. Характеристика структуры с этой стороны исключительно важна при разработке мероприятий по рационализации системы управления, особенно в условиях применения средств механизации и автоматизации управленческого труда.
  Небольших и средних по размеру предприятиях структуру управления, как и организационную структуру, целесообразно строить по 2-ступенчатой схеме: руководитель предприятия - бригадир. Это обеспечивает повышение оперативности, качества, надежности функционирования аппарата управления и снижение затрат на его содержание.
  На крупных сельскохозяйственных предприятиях неизбежно выделение промежуточных подразделений (отделений, производственных участков, цехов и др.), через которые осуществляется руководство первичными производственными подразделениями: предприятие - отделение - бригада (ферма). Соответственно и структура управления 3-ступенчатая. Это обусловлено, с одной стороны, увеличением размеров производства, с другой - низким уровнем специализации и концентрации производственных подразделений, большой рассредоточенностью пунктов размещения рабочей силы, поголовья животных, плохими дорожными условиями.
  В хозяйствах, где процесс углубления специализации производства в подразделениях осуществляется неодновременно, целесообразно на определенный промежуток времени вводить смешанную структуру управления, при которой руководители специализированных производственных подразделений, расположенных компактно, подчиняются непосредственно общехозяйственному руководству, а многоотраслевых - через руководителей промежуточных подразделений: руководитель предприятия - управляющий отделением - бригадир.
  4-ступенчатая структура управления используется в различного рода агропромышленных объединениях.
  Взаимосвязи и отношения между звеньями и работниками при однотипной структуре управления могут строиться на линейной или функциональной основе, либо на их комбинации (линейно-функциональная).
  Сущность линейной структуры управления состоит в том, что каждый работник управления выполняет все функции руководства данным участком производства, а у подчиненного есть только один руководитель, распоряжения которого обязательны к исполнению. При таком соподчинении обеспечивается принцип единоначалия.
  Преимущества линейной структуры управления заключаются в следующем:
  единство и четкость распорядительства исключают дублирование функций, противоречивость и несогласованность в управлении;
  повышается ответственность руководителя за результаты деятельности возглавляемого им подразделения;
  оперативно принимаются решения;
  возрастает личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
  Недостатки линейной структуры управления сводятся к следующему:
  высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками, что, в свою очередь, ограничивает масштабы возглавляемого подразделения и возможности руководителя по эффективному управлению им;
  большая перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными организациями.
  Линейная структура управления используется мелкими предприятиями, осуществляющими несложное производство.
  С усложнением задач производства требуются глубокие специальные знания применительно к каждой его отрасли и сфере. Это и обусловило переход от простой линейной структуры управления к функциональной.
  Сущность функциональной структуры управления состоит в том, что для выполнения отдельных специализированных функций выделяют специальные функциональные звенья или отдельных исполнителей (по планированию, агрономии, зоотехнии, транспортному, энергетическому обслуживанию и т. д.), а исполнитель по определенным вопросам подчиняется сразу нескольким функциональным руководителям.
  Преимущества функциональной структуры управления таковы:
  высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций;
  расширение возможностей линейных руководителей в оперативном управлении производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности.
  К недостаткам функциональных структур управления можно отнести следующие:
  трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
  длительность процедуры принятия решений;
  иерархию в структуре взаимоотношений;
  отсутствие единства действий между работниками функциональных служб разной специализации;
  снижение ответственности исполнителей за работу в результате обезлички, поскольку каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;
  каждый функциональный руководитель и специализированные подразделения ставят "свои" вопросы на первое место; в результате в одних случаях возникает дублирование, в других - несогласованность указаний и распоряжений, получаемых работниками сверху;
  нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства.
  Вследствие развития производства происходило постепенное слияние линейной и функциональной структур управления. В результате образовалась линейно-функциональная структура, которая соединяет преимущества двух структур управления. Сущность комбинаций линейных и функциональных связей на предприятии состоит в том, что по административным вопросам, то есть по линии общего руководства, каждый работник подчиняется одному руководителю (бригадир - управляющему, управляющий - директору). Функциональные звенья должны заниматься вопросами, отнесенными к их компетенции (техническими, технологическими и т. д.). При этом право окончательного решения сохраняется за общим руководством. Такая структура составляет основу построения аппарата управления на всех уровнях общественного производства. Только в условиях четкого распределения работ и функций между линейным и функциональным персоналом возможно обеспечить реализацию преимуществ, заложенных в этой структуре.
  Чем крупнее и сложнее управляемый объект, тем более разветвленным становится функциональное управление, увеличивается число служб, усложняется их координация. Линейно-функциональная структура в ряде случаев становится громоздкой, не обеспечивает своевременного решения проблем, подчас не обладает необходимой гибкостью, маневренностью.
  Общими недостатками перечисленных выше структур управлений являются слабая восприимчивость и приспособляемость к рыночным отношениям, конкуренции, нахождению новых сегментов на рынке. Эти и многие другие проблемы устраняются с внедрением программно-целевых структур управления.
  Программно-целевая структура управления характеризуется организацией временных творческих коллективов для выполнения определенных программ или решения конкретных проблем. Создание творческих коллективов не разрушает целостность существующей структуры управления. Они органически вписываются в ее состав, воздействие их на производство осуществляется по горизонтали. Предприятия могут внедрять программно-целевые структуры управления, заключая хозяйственные договоры с научными учреждениями или вступив в научно-производственные системы.
  Программно-целевые структуры целесообразно создавать в садоводческих, плодопитомниководческих и других подразделениях, где рынок наиболее нестабилен.
  Система управления с программно-целевой структурой является наиболее прогрессивной в силу следующих причин: она обеспечивает системное научное управление; деятельность временных творческих коллективов можно оперативно переориентировать с учетом требований и конъюнктуры рынка;
  организуются кооперативы специалистов, работающих по целевым программам;
  повышается значимость и расширяются функции службы маркетинга.
  Матричная структура управления - это современный эффективный тип структуры управления, который создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой.
  В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление отдельными сферами деятельности организации (производством, сбытом, снабжением). В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами, проектами, темами.
  При матричной структуре управления руководитель программы работает с не подчиненными ему непосредственно специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.
  Преимущества матричной структуры управления заключаются в следующем:
  значительная активизация деятельности руководителей и работников управленческого аппарата за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными подразделениями;
  разделение функций управления между руководителями, ответственными за высокие конечные результаты и за обеспечение наиболее полного использования имеющихся ресурсов;
  вовлечение руководителей и специалистов всех уровней в сферу активной творческой деятельности по техническому совершенствованию производства.
  Рассмотренные структуры не раскрывают ряда качественных параметров в управлении сельскохозяйственными предприятиями. В связи с этим была разработана типизация структур управления сельскохозяйственными предприятиями, отражающая особенности их построения и принципы организации производства. Согласно этой классификации выделяются отделенческая (территориальная), отраслевая (цеховая), бригадная и комбинированная структуры управления.
  Отделенческая структура управления характеризуется производственно-территориальным принципом организации производства, при котором на определенной обособленной территории (отделении) обеспечивается производство продукции растениеводства и животноводства. Руководство отделениями осуществляют управляющие. В крупных отделениях по специализированным функциям управление осуществляют отраслевые специалисты: агрономы, зоотехники, ветврачи, механики, бухгалтеры и др.
  Отделенческая структура управления типична для крупных хозяйств с многоотраслевой структурой и значительной территориальной разобщенностью производства. Для этой структуры характерна линейно-функциональная система отношений, при которой на общехозяйственном уровне создается сеть функциональных служб - агрономическая, бухгалтерия и т. д. Работники этих служб реализуют свои полномочия через управляющих и специалистов отделений. Такая организация позволяет полнее использовать материально-технические и трудовые ресурсы, повышать оперативность управления.
  Однако рост числа функциональных служб и отдельных исполнителей, подчиненных непосредственно руководителю предприятия, приводит к значительному превышению нормы управляемости, что усложняет руководство производством, а двойственность подчинения подчас порождает безответственность и другие недостатки.
  В условиях углубленной специализации происходит усиление внутриотраслевых связей при ослаблении связей между отраслями по использованию техники и рабочей силы. В результате получает развитие отраслевая структура управления, при которой одинаковые по специализации внутрихозяйственные подразделения, выполняющие работы по производству однородного продукта или части его, независимо от территориального расположения объединяются в специализированные цехи. Соответственно структура управления называется цеховой или отраслевой.
  Степень однородности производимого продукта в цехе зависит от размеров производства, глубины специализации и концентрации. При крупных размерах подотраслей и сравнительно высоком уровне концентрации цехи могут быть узкоспециализированными (овощеводства, птицеводства, свиноводства и т.д.). В хозяйствах, развивающих несколько отраслей растениеводства и животноводства в сравнительно небольших размерах, цехи могут объединять растениеводство и животноводство. При этом главные (старшие) специалисты становятся их руководителями и выполняют как общие (административные), так и технологические функции.
  Условия, необходимые для внедрения цеховой структуры управления:
  узкая специализация предприятия; компактность территории;
  наличие высококвалифицированных специалистов; надежные средства связи.
  Бригадная структура управления - наиболее простая, находит применение в небольших по размеру хозяйствах (овощеводство закрытого грунта). Может быть построена как на территориальных принципах (комплексные бригады), так и на отраслевых. Однако в любом случае объем работ резко возрастает.
  Комбинированная структура управления применяется в хозяйствах где имеются многоотраслевые подразделения с организацией производства по территориальному принципу и специализированные (цехи, бригады), в основе организации которых лежат отраслевые принципы. На практике может иметь место множество таких комбинаций.
  Типизация структур управления имеет важное значение для разработки штатных нормативов и определения численности работников управления, позволяет шире использовать стандартизацию и унификацию отдельных его элементов и процессов, своевременно выявлять устаревшие формы и разрабатывать обоснованные рекомендации по дальнейшему совершенствованию структур, разработке положений, должностных инструкций и т. д.
  Практика показывает, что конкретные формы управления исключительно многообразны и в пределах каждого типа имеется много модификаций, отражающих местные условия, различия в уровне развития и сочетании факторов производства. Цели и задачи, которые стоят перед предприятиями, различны; существенно отличаются друг от друга и трудовые коллективы: квалификационным составом, отношением людей к делу и т. д. В этой связи типовые структуры не следует рассматривать как стандартные решения. Их необходимо привязывать к конкретным условиям предприятия.
 
  § 4. МЕНЕДЖМЕНТ В ФЕРМЕРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
 
  Фермерское хозяйство как бизнес состоит из двух взаимосвязанных аспектов: первый - это техническая сторона производства (технологии земледелия, животноводства, обработки почвы), второй включает в себя функции и службы, обеспечивающие поддержку производственного процесса.
  В условиях рыночной экономики роль менеджера сельскохозяйственного предприятия отличается от той, которую играл руководитель предприятия в системе с централизованной экономикой. Круг его обязанностей расширяется по мере того, как он начинает отвечать и отчитываться за такие действия, как постановка задач, планирование деятельности предприятия, реализация, контроль и принятие решений.
  Менеджмент фермы (управление фермерским хозяйством как деловым предприятием) можно определить как вид деятельности, сочетающий планирование и управление с сельскохозяйственным производством.
  Проблема планирования, стоящая перед менеджером, заключается в том, как распределить имеющиеся ресурсы по различным направлениям деятельности так, чтобы удовлетворить потребности человека (или организации) наилучшим образом.
  Руководитель фермерского хозяйства должен обладать следующими качествами:
  способностью организовать себя и других для достижения конкретных целей;
  знанием основных технических и технологических вопросов производства и маркетинга продукции фермы;
  умением общаться со всеми, занятыми в процессе производства и маркетинга, для получения точной непрерывной информации;
  способностью стимулировать всех, вовлеченных в производство и маркетинг, для достижения конкретных целей и задач;
  способностью принимать решения.
  Таким образом, менеджмент фермы - это больше, чем просто планирование. Едва ли фермер достигнет желаемой цели, составляя планы и жестко следуя им вне зависимости от конкретной ситуации.
  Планирование требует от менеджера оценки будущих событий - составления прогноза. Однако в реальной жизни руководитель фермерского хозяйства действует в постоянно изменяющихся условиях в обстановке риска и неуверенности, редко совпадающей с прогнозом.
  Приведем факторы, влияющие на изменение обстановки:
  технические - погодные условия, болезни растений и животных, изменение технологии;
  ценовые изменения спроса и предложения на рынке;
  организационные - политика официальных учреждений и банков;
  человеческие - поведение конкретных людей, изменения в кадровом составе.
  Сравнение реальных результатов с ожидаемыми происходит в процессе постоянного контроля, по итогам которого менеджер должен принять меры к урегулированию проблем или извлечению выгоды из возникших ситуации. Непременное условие этого - наличие достоверной информации, которую условно можно разделить на три категории:
  информация о макроокружении предприятия - социальные, экономические, политические факторы, на которые фермеру чрезвычайно трудно или невозможно повлиять, например, политические решения о масштабах и формах поддержки сельского хозяйства;
  информация о микроокружении предприятия - рыночные факторы, на которые влияют законы спроса и предложения;
  информация о наличии и качестве ресурсов - площадь земель, качество почвы, топография и т. д.
 
  § 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
 
  Обобщая требования, предъявляемые к современным структурам управления предприятиями, следует отметить, что методика их Проектирования, с одной стороны, должна основываться на научных принципах управления, с другой - учитывать личные качества и опыт руководителей, хорошо знающих возможности предприятия и требования, которые регламентируют деятельность каждого подразделения.
  Постоянно возрастающая роль научно-технического прогресса в управлении имеет двойное значение. С одной стороны, наблюдается тенденция к отступлению от традиционных форм организации управления, с другой - появляются новые, более сложные формы организации, имеющие в отличие от традиционных как вертикальные, так и горизонтальные связи, что значительно усложняет всю систему. В этих условиях необходимо четко разграничить функции и ответственность за выполнение конкретных заданий и работ, обусловленные как вертикальными, так и горизонтальными связями. Правильное соотношение полномочий и ответственности, четкая регламентация деятельности руководителей и исполнителей - непременные условия эффективного развития хозяйственного механизма.
  Эти требования подчеркивают важность системного подхода к вопросам формирования и совершенствования структур управления и наряду с этим необходимость разработки методики, с достаточной степенью детализации раскрывающей процесс проектирования структуры управления с указанием четкого пути перехода от одного этапа к другому.
  Однако системы управления характеризуются рядом особенностей, затрудняющих и ограничивающих возможности решения данной задачи:
  статические черты, отражающие форму и структуру управления (схема организационного управления с составляющими ее элементами и многочисленными связями);
  динамика, раскрывающая содержание процесса управления (целенаправленная деятельность руководителей и подчиненных);
  цели, которые постоянно меняются во времени; сама же структура более консервативна, отсюда требования гибкости и адаптивности;
  присутствие неформального элемента (человека), проблема психологического климата, от которого в известной степени зависит гармония производственных отношений.
  Эти особенности, органически соединяясь в системе управления, требуют комплексного подхода к вопросам, связанным с организационным обеспечением системы управления. Вместе с тем важно изучить ряд теоретических предпосылок, которые могут быть положены в основу проектирования структуры управления:
  существующие принципиальные типовые схемы управления, одну из которых можно выбрать в качестве базовой для анализа и проектирования структуры управления;
  перечень управленческих решений, принимаемых в организации;
  процесс распределения решений по уровням можно попытаться формализовать;
  порядок регламентации управленческих функций или отдельных их этапов.

<< Пред.           стр. 5 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу