<< Пред.           стр. 30 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 Чистая прибыль 5000 долл.
 625
 
 Расчет аналитических коэффициентов
 ФОРМУЛА РАСЧЕТА
 Валовая прибыль Объем продаж-нетто Чистая прибыль Объем продаж-нетто Общая сумма издержек Объем продаж-нетто Возмещения и скидки Объем продаж-нетто
  Отчет о результатах хозяйственной деятельности содержит данные, необходимые для выведения нескольких ключевых коэффициентов. Обычно это так называемые операционные коэффициенты, т.е. процентные отношения отдельных показателей отчета к сумме про-даж-нетто, которые дают предпринимателям возможность сравнивать достижения текущего года с результатами предшествующего (или показатели конкурентов с показателями отрасли за один и тот же год) для определения степени успеха фирмы. Чаще всего рассчитывают такие операционные коэффициенты, как доля валовой прибыли, доля чистой прибыли, доля эксплуатационных расходов, а также доля возмещений и скидок.
 РАСЧЕТ ПО ДАННЫМ ОТЧЕТА 25000 долл. = 42% 60000 долл. 5000 долл. _ go/o 60000 долл.
 КОЭФФИЦИЕНТ Доля валовой прибыли Доля чистой прибыли
 20000 долл. 60000 долл.
 500 долл. 60000 долл.
 = 33%
 Доля эксплуатационных расходов
 = 8%
 Доля возмещений и скидок
  Еще одним полезным с точки зрения аналитической работы коэффициентом служит показатель интенсивности оборачиваемости товарных запасов. Интенсивность оборачиваемости товарных запасов - это число раз полного возобновления или полной распродажи товаров в течение определенного отрезка времени (обычно в течение года). Этот показатель можно рассчитывать на основе суммы себестоимости реализованных товаров, суммы продажной цены товаров или количества проданных товарных единиц. Формула расчета может иметь следующий вид:
 интенсивность оборачиваемости товарных запасов = = себестоимость реализованных товаров / / себестоимость усредненного товарного запаса
 или такой вид
 интенсивность обрачиваемости товарных запасов =
 = сумма продажной цены реализованных товаров / / усредненная продажная цена товарного запаса
 или такой вид
 интенсивность оборачиваемости товарных запасов = = количество проданных товарных единиц / / средний размер товарного запаса в штуках
 626
 
 Проведем расчет по первой формуле:
 35000 долл. / 12000 долл. + 9000 долл. / 2 = = 35000 долл. / 10500 долл. =3,3
  Это означает, что товарный запас в магазине Парсонса в течение 1983 г. полностью возобновляется 3,3 раза. Обычно чем выше показатель интенсивности оборачиваемости товарных запасов, тем выше эффективность руководства фирмой и ее рентабельность.
  В качестве критерия оценки эффективности руководства часто пользуются показателем нормы прибыли на вложенный капитал, который рассчитывают на основе данных, содержащихся в отчете о результатах хозяйственной деятельности и балансовом отчете фирмы. Чаще всего для расчета этого показателя пользуются следующей формулой:
 норма прибыли на вложенный капитал = чистая прибыль / / объем продаж х объем продаж / / сумма капиталовложения
  При рассмотрении этой формулы возникают два вопроса. Во-первых, зачем пользоваться двухступенчатой процедурой, если норму прибыли на вложенный капитал можно вывести как простое отношение чистой прибыли к вложенному капиталу? И во-вторых, что конкретно имеют в виду под "вложенным капиталом"?
  Обоснование для ответа на первый вопрос можно получить, выяснив, каким образом сказывается каждый из составляющих элементов формулы на показателе нормы прибыли. Предположим, Парсонс рассчитывал норму прибыли на вложенный капитал следующим образом:
 норма прибыли на вложенный капитал = = чистая прибыль(5000 долл.) / / объем продаж-нетто (600000 долл.) х х объем продаж-нетто (60000 долл.) / / объем вложенного капитала (30000 долл.)
 или
 8,3% х 2 = 16,6%
  Если бы Парсонс считал, что увеличение принадлежащей ему доли рынка одежды даст ему определенные маркетинговые преимущества, он, возможно, добился бы той же самой нормы прибыли на вложенный капитал, удвоив объем продаж при неизменных уровнях прибыли и капиталовложений (за счет снижения коэффициента прибыли при одновременном росте товарооборота и доли рынка):
 норма прибыли на вложенный капитал = = чистая прибыль (5000 долл.) / / объем продаж-нетто (120000 долл.) х х объем продаж-нетто (120000 долл.) / / объем вложенного капитала (30000 долл.)
 627
 
 4,16% х 4 = 16,6%
  Увеличения нормы прибыли на вложенный капитал Парсонс мог бы добиться за счет роста чистой прибыли, осуществляя более совершенное планирование маркетинга, его претворение в жизнь и более эффективный контроль:
 норма прибыли на вложенный капитал = = чистая прибыль (10000 долл.) / / объем продаж-нетто (60000 долл.) х х объем продаж-нетто (60000 долл.) / / объем вложенного капитала (30000 долл.)
 или
 16,6% х 2 = 33,2%
  Еще один способ увеличения нормы прибыли на вложенный капитал - изыскать пути сокращения капиталовложений (возможно, за счет сокращения Парсонсом среднего объема своих товарных запасов) при сохранении прежних уровней объема продаж и прибыли:
 норма прибыли на вложенный капитал = = чистая прибыль (5000 долл.) / / объем продаж-нетто (60000 долл.) х х объем продаж-нетто (60000 долл.) / / объем вложенного капитала (15000 долл.)
 или
 8,3% - 4 = 33,2%
  А что же имеют в виду под "вложенным капиталом" в формуле расчета нормы прибыли на вложенный капитал? Нередко думают, что "вложенный капитал" - это вся сумма активов фирмы. Однако сегодня многие исследователи при оценке эффективности системы управления фирмой берут для расчета нормы прибыли другие исходные данные. Одни ведут расчеты нормы прибыли на вложенный капитал в виде нетто-активов фирмы, другие - в виде акционерного капитала, третьи - в виде оборотного капитала. Поскольку объем капиталовложений замеряется в определенный момент времени, норму прибыли на вложенный капитал рассчитывают на основе средней суммы капиталовложений между двумя моментами времени (например, между 1 января и 31 декабря одного и того же года). Норму прибыли на вложенный капитал можно также рассчитывать в виде "внутренней нормы" на основе анализа будущих поступлений наличными, приведенными в оценке настоящего времени (подробно об этом методе см. в любом учебнике по проблемам финансирования). Цель всех этих замеров со-
 628
 
 стоит в выяснении, сколь эффективно использует фирма свои ресурсы. По мере роста инфляции, конкурентного давления и стоимости капитала подобные замеры служат важным барометром маркетинга и эффективности системы управления фирмой.
 Наценки и скидки с цены
  Оптовым и розничным торговцам чрезвычайно важно разобраться в существе наценок и скидок. Чтобы не обанкротиться, предприятие должно приносить прибыль, а в этом смысле очень важным стратегическим соображением является установление процента наценки. В процентах определяют размеры как наценок, так и скидок.
  Существует два метода расчета наценок, исходя из себестоимости или из продажной цены:
 процент наценки на себе стоимость =
 = сумма наценки в денежном выражении / / себестоимость,
 процент наценки на продажную цену =
 = сумма наценки в денежном выражении / / продажная цена
  Во избежание путаницы и недоразумений Дейл Парсонс должен решить, какой именно формулой он будет пользоваться. Скажем, Парсонс купил рубашки по 8 долл. за штуку и захотел сделать на них наценку в 4 долл. В этом случае процент его наценки на себестоимость составит 4 долл. / 8 долл. = 50%. А если наценки рассчитаны на основе продажной цены, ее процент будет равен 4 долл./ 12 долл. = 33,5%. При расчете процента наценки большинство розничных торговцев исходит не из себестоимости, а из продажной цены.
  Допустим, зная себестоимость мужского галстука (10 долл.) и размер нужной ему наценки (25%), Парсонс захочет рассчитать продажную цену по формуле от продажной цены:
 продажная цена = себестоимость 4 -
 - (процент наценки х продажная цена),
 продажная цена = 10 долл. + 2 5% от продажной цены, 75% от продажной цены = 10 долл., продажная цена = 13,33 долл.
  По мере движения товара по каналу распределения каждый член канала (перед тем, как перепродать товар следующему звену) производит на него собственную наценку. Эту "цепочку наценок" иллюстрирует пример с мужским костюмом, за который покупатель платит в магазине Парсонса 200 долл.:
 629
 
 Сумма, % от
 
 Оптовик
 Розничный торговец
 
 
  долл. продажной цены Себестоимость 108 90 Наценка 12 10 Продажная цена 120 100 Себестоимость 120 80 Наценка 30 20 Продажная цена 150 100 Себестоимость 150 75 Наценка 50 25
 Наценка
 Наценка
 Наценка
 
 
 
 Продажная цена 200
 
 100
 
  Прибыль розничного торговца, устанавливающего наценку в размере 25%, необязательно оказывается выше прибыли изготовителя, производящего всего 10%-ную наценку. Ведь прибыль определяется еще и количеством штук товара, проданных с определенной наценкой (интенсивность оборачиваемости товарных запасов), и эффективностью деятельности фирмы (величина издержек и т.п.).
  В ряде случаев розничному торговцу хотелось бы иметь возможность пересчитывать показатели наценок на основе продажной цены в показатель наценок на основе себестоимости и наоборот. Вот соответствующая формула:
 процент наценки на продажную цену =
 = процент наценки на себестоимость /
 / 100% + процент наценки на себестоимость
 процент наценки на себестоимость =
 = процент наценки на продажную цену /
 / 100% - процент наценки на продажную цену
  Допустим, Парсонс обнаружил, что конкурент устанавливает 30%-ную наценку на себестоимость, и захотел узнать, как это будет выглядеть в пересчете на процентную наценку на продажную цену. Расчет будет выглядеть так:
 30% / 100% + 30% = 30% / 130% = 23%
  Поскольку сам Парсонс производит 25%-ную наценку на продажную цену костюма, он приходит к выводу, что его наценка сопоставима с наценкой конкурента.
  В конце лета Парсонс обнаружил, что у него скопился определенный запас летних брюк. Ясно, что необходимо провести уценку, т.е. сделать определенную скидку с первоначальной продажной цены. В свое время он купил 20 пар брюк по 10 долл. за штуку, а продал 10 пар по 20 долл. за штуку. Теперь он уценил непроданные брюки до 15 долл. за пару и продал по этой цене 5 пар. Процент произведенной им скидки с цены (уценки) рассчитывается следующим образом:
 630
 
 Процент скидки = денежная сумма скидки / / общий объем продаж-нетто
  Уценка в денежном выражении составила 25 долл. (5 пар х 5 долл.), а общий объем продаж-нетто - 275 долл., т.е. (10 пар х 20 долл.) + (5 пар х 15 долл.). Исходя из этого, процент скидки будет равен 25 долл. / 275 долл. = 9%.
 63
 
  Приложение Б Карьера в сфере маркетинга
  Вы закончили изучение начального курса маркетинга и располагаете определенными знаниями о том, чем занимаются в этой сфере деятельности. Возможно, вы уже решили, что в маркетинге есть все, что интересует вас в карьере - постоянный вызов, будоражащие сознание проблемы, работа с людьми и практически безграничные возможности для роста. Маркетинг - очень широкая сфера деятельности с самыми разнообразными видами занятий, включая анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за осуществлением маркетинговых программ. Должности специалистов по маркетингу существуют в организациях любого типа и любого масштаба. В этом приложении вы познакомитесь с начальными и более высокими ступенями возможностей карьеры в сфере маркетинга и теми шагами, которые, возможно, следует предпринять, если вы остановили свой выбор на маркетинге.
 Описание занятий в сфере маркетинга
  На должностях, связанных с маркетингом, занято от одной четверти до одной трети всех работников гражданского сектора экономики. Соответственно, существует и множество специалистов по направлениям деятельности. Маркетинговые должности считаются отличной школой для руководителей высших эшелонов, поскольку дают глубокие знания и товаров и потребителей. Проведенный журналом "Форчун" в 1976 г. опрос 500 руководителей фирм показал, что большинство директоров-распорядителей имели опыт предшествующей работы в сферах маркетинга и товародвижения.
  Уровень оплаты труда работников маркетинга в рамках фирмы неодинаков. Поначалу жалованье маркетинговых работников, как правило, несколько ниже жалованья инженеров и специалистов-химиков, но находится на одном уровне с жалованьем экономистов, работников финансовых служб, администраторов и специалистов гуманитарного профиля или превышает этот уровень. В 1981 г. стажеры службы сбыта со степенью бакалавра начинали с оклада в 17 тыс. долл. в год, а имеющие степень магистра - с оклада в 25 тыс. долл. в год. В случае успешной работы на начальной ступени должностной лестницы маркетинга вы будете быстро продвигаться к более высоким уровням ответственности и оплаты. В табл. Б.1 приводятся данные о размере средних окладов специалистов по маркетингу в 1980 г. с включением дополнительных выплат.
 632
 
 Таблица Б. 1. Годовой заработок специалистов сферы маркетинга
 Должность Диапазон оплаты (в доля.)
 Специалист по маркетинговым исследованиям 16000-29000
 Управляющий службой маркетинговых исследований 23000-43 000
 Заместитель управляющего по товару 21000-34000
 Управляющий по товару 25000-42000
 Управляющий по группе товаров 27000-55000
 Директор службы маркетинга 34000-60000 и выше
 Управляющий службой международного маркетинга 31000-50000 и выше
 Управляющий службой стимулирования сбыта 24000-42000
 Составитель рекламных текстов 18000-41000 и выше
 Директор творческой службы 24000-43000 и выше
 Специалист по закупке места и времени в средствах рек- 16 000-31000 и выше
 ламы
 Контактор 21 000-41 000
 Директор службы организации общественного мнения 26000-46000 и выше
  Карьера в сфере маркетинга стала привлекать даже тех, кто обычно не задумывался об этом. Одной из тенденций последнего времени является рост числа женщин, начинающих заниматься маркетингом. В розничном секторе маркетинга женщины работали с давних времен. А сейчас они начали занимать самые различные должности и в сфере сбыта, и в сфере маркетинга вообще. По данным журнала "Бизнес уик", доля женщин среди агентов-стажеров в страховом деле возросла с 2% в 1971 г. до 12% в 1978 г. Женщины очень преуспевают в службах сбыта в фармацевтической промышленности, в издательском и банковском деле и все чаще занимаются сбытом товаров промышленного назначения. Растет их число и на должностях типа управляющих производством обычных и марочных товаров.
  Еще одна тенденция последнего времени - растущее принятие концепции маркетинга некоммерческими организациями. Колледжи, творческие организации, библиотеки и больницы все чаще пользуются маркетингом для решения стоящих перед ними проблем. Для управления разнообразными маркетинговыми аспектами своей деятельности они начинают учреждать должности директоров и вице-президентов по маркетингу.
  Ниже дается краткое описание наиболее важных направлений специализации в сфере маркетинга.
 Реклама
  Реклама - важная отрасль коммерческой деятельности, требующая профессионального мастерства в планировании и сборе информации и творческого подхода к делу. Оплата труда работников рек-
 633
 
 ламы сопоставима с оплатой в других областях коммерческой деятельности, а возможностей быстрого продвижения в рекламе обычно больше, чем в других областях, поскольку в ней меньше обращают внимания на возраст или стаж работы специалиста. Вот краткое описание типичных штатных работников рекламного агентства.
  Текстовики создают замыслы, которые воплощаются в текстовую часть и зрительные образы рекламных объявлений. Они отыскивают фактический материал, много читают, заимствуют идеи, беседуют с клиентами, поставщиками и с теми, кто может натолкнуть их на мысль о том, как привлечь внимание и интерес целевой аудитории.
  Вторую часть рабочих творческих групп составляют художники. Их основная задача дать идеям текстовиков действенное зрительное воплощение в виде так называемых "макетов". Художники рекламного агентства создают макетьгобъявлений печатной рекламы, макеты упаковки, макеты телевизионных рекламных роликов (так называемые кадропланы, или "раскадровки"), фирменные логотипы, товарные знаки и эмблемы. Они определяют характер и размеры шрифтов, располагают текстовой материал на полосе и компонуют все элементы рекламного объявления таким образом, чтобы его смогли воспроизвести граверы и печатники. Тонко чувствующий специфику своего дела художественный редактор или руководитель группы текстовиков может стать директором творческой службы агентства, который осуществляет надзор за работой над любой создаваемой его агентством рекламой. Директор творческой службы занимает высокое место в должностной иерархии рекламного агентства.
  Контакторы (ответственные исполнители) - это работники, поддерживающие связь между агентством и клиентом. Их основная профессиональная обязанность - знание маркетинга и входящих в его состав элементов. Контактор разъясняет суть планов и целей клиента членам своих творческих групп и руководит разработкой комплексных рекламных планов для курируемых им заказчиков. Основная задача контактора - добиться того, чтобы клиент чувствовал удовлетворение от сотрудничества с агентством. Поскольку работа контакторов базируется в основном на установлении личных взаимоотношений, ею занимаются, как правило, люди, располагающие к себе, дипломатично-обходительные и смышленые.
  Специалистам по закупке места и времени в средствах рекламы (закупщикам средств рекламы) поручена задача выбора наиболее подходящих для каждого клиента средств распространения рекламы. Агенты средств массовой информации буквально осаждают кабинеты закупщиков, едва проносится слух о готовящемся размещении рекламы. Они являются во всеоружии статистики, подтверждающей, что показатели распространения представляемых ими носителей рекламы лучше, стоимость в расчете на тысячу человек аудитории ниже, а охват готовых к действию аудиторий шире, чем у конкурентов. Закупщику предстоит оценить все эти предложения. Кроме того, закупщики выторговывают наиболее выгодные тарифные ставки у средств вещания и наиболее выгодные места - у средств печатной рекламы.
 634
 
  В крупных рекламных агентствах активно функционируют отделы маркетинговых исследований, поставляющие маркетинговую информацию для разработки новых и оценки ведущихся в данный момент рекламных кампаний. Так что интересующиеся сферой маркетинговых исследований могут подумать и о возможности устройства на работу в рекламные агентства.
 Управление производством обычных и марочных товаров
  Управляющие производством обычных и марочных товаров планируют, организуют и контролируют коммерческую и маркетинговую деятельность в связи со своими товарами. Они занимаются вопросами НИОКР, упаковки, производства, сбыта, товародвижения, рекламы, стимулирования сбыта, исследований рынка, анализа и прогнозирования хозяйственной деятельности. В фирмах, выпускающих товары широкого потребления, новичок (обычно имеющий степень магистра делового администрирования) вливается в коллектив работников производства марочного товара и начинает познавать его механику, занимаясь проведением количественного анализа и присматриваясь к работе опытных специалистов. Если новичок покажет свою компетентность, он в конечном счете сможет возглавить коллектив, а впоследствии и более солидное производство. Должности управляющих по товарам существуют и в ряде фирм, выпускающих товары промышленного назначения. Сфера управления товарным производством считается одной из лучших школ для будущих руководителей фирм.
 Работа с потребителями
  Некоторые крупные производители товаров широкого потребления учредили у себя должность ответственного по делам потребителей, который выполняет роль связующего звена между фирмой и ее клиентурой. Этот ответственный представитель рассматривает жалобы, предложения и проблемы, возникающие по конкретным товарам фирмы, решает, какие действия необходимо предпринять, и координирует всю деятельность по устранению этих проблем. Должность эта требует человека, способного проникнуться чувствами других, дипломатичного, умеющего работать с широким кругом лиц как внутри фирмы, так и за ее пределами.
 Промышленный маркетинг
  Интересующиеся промышленным маркетингом могут найти себе работу в службах сбыта, обслуживания, разработки товаров, маркетинговых исследований и других. Как правило, они должны иметь техническое образование. Большинство начинают в сфере сбыта и учатся, совершая визиты вместе с опытными коммивояжерами. Если они ос-
 635
 
 таются в сфере сбыта, то могут дорасти до руководящих должностей районного, регионального и более высокого уровня. Они могут также перейти в сферу управления товарным производством и непосредственно работать с клиентами и поставщиками, заниматься проблемами производства и профессионально-технической стороной сбыта.
 Международный маркетинг
  Фирмы США расширяют свою международную деятельность и ищут людей, относительно свободно владеющих тем или иным иностранным языком, готовых ездить в командировки и/или жить и работать за рубежом. На такие должности большинство фирм подбирает опытных лиц, уже показавших себя на работе внутри страны. Хорошим, но не обязательным подспорьем при выборе кандидата на подобную должность служит наличие у него степени магистра делового администрирования.
 Специалисты по организации управления маркетингом и системному анализу
  Те, кто изучал курс методов управления, количественного и системного анализа, могут стать консультантами управляющих по сложным маркетинговым проблемам, таким, как замеры и прогнозирование спроса, анализ структуры рынка и оценка новых товаров. Возможности подобной карьеры существуют прежде всего в крупных фирмах, организующих свою деятельность по принципам маркетинга, в консультативных фирмах по проблемам управления и государственных организациях, занимающихся проблемами здравоохранения, образования и транспорта. Обычно от кандидата на должность требуется наличие степени магистра делового администрирования или магистра естественных наук.
 Маркетинговые исследования
  Исследователи маркетинга работают вместе со своими управляющими над выявлением проблем и определением круга информации, необходимой для разрешения этих проблем. Они занимаются разработкой проектов исследований, включая создание анкет и формирования выборок, табулированием и анализом собранных данных, подготовкой отчетов и представлением руководству результатов вместе со своими рекомендациями. При этом специалисту со степенью магистра желательно обладать знаниями по статистике, психологии и социологии. Возможности подобной карьеры существуют в фирмах-производителях, организациях розничных и - в ряде случаев - оптовых торговцев, торгово-промышленных ассоциациях, фирмах по проведению маркетинговых исследований, рекламных агентствах, а также в государственных и частных некоммерческих учреждениях.
 636
 
 Планирование новых товаров
  Интересующиеся проблемами планирования новых товаров могут найти для себя возможности трудоустройства в самых разных организациях. Кандидат обычно должен иметь хорошую подготовку по маркетингу, в сфере проведения маркетинговых исследований и прогнозирования сбыта. Он должен обладать организаторскими способностями, чтобы уметь направлять и координировать работу других. В ряде случаев может потребоваться техническое образование. До того как попасть в отдел планирования новых товаров, такой специалист обычно работает на каких-то других участках маркетинговой деятельности.
 Система товародвижения
  Система товародвижения - огромное динамичное поле деятельности со множеством возможностей для карьеры. Специалисты по организации товародвижения работают в крупных фирмах-перевозчиках и фирмах-производителях, в организациях оптовой и розничной торговли. Необходимые знания и умения для такой работы студент приобретает в ходе изучения курсов количественного анализа, финансовой и бухгалтерской деятельности и маркетинга.
 Формирование общественного мнения
  В большинстве организаций есть либо специалист по организации общественного мнения, либо целый штат сотрудников, в задачи которых входят предвосхищение возможных осложнений в отношениях с общественностью, разбор жалоб, работа со средствами массовой информации, укрепление образа фирмы и т.д. Интересующиеся работой по организации общественного мнения должны уметь четко излагать свои мысли устно и письменно, уметь убеждать и желательно иметь образование журналиста, специалиста в области коммуникаций или гуманитарных наук. Работа в этой области связана прежде всего с людьми и ставит множество сложных проблем.
 Материально-техническое снабжение
  Роль агента по закупкам в обеспечении рентабельной деятельности фирмы особенно возрастает в периоды повышения цен на исходные материалы и их дефицита. В розничных организациях должность "закупщика" нередко служит прямой дорогой в высшие эшелоны руководства. Снабженцы промышленных концернов играют ключевую роль в сдерживании роста издержек производства. На некоторых снабженческих должностях полезным подспорьем служит техническое образование в сочетании со знанием систем кредитования, финансирования и товародвижения.
 637
 
 Управление розничной торговлей
  Розничные фирмы предоставляют своим сотрудникам возможность быстро занять ответственные маркетинговые должности. Рост рынка крупных розничных предприятий вызвал повышение интереса к "профессиональному обучению" как необходимому этапу подготовки к карьере в розничной торговле. Хотя по традиции зарплата и должности новичков в сфере розницы ниже, чем зарплата и должности в сферах производства и рекламы, разрыв этот постоянно сужается. Основными ступеньками к высшему руководству розничной деятельностью служат должности, связанные с управлением товарными запасами и магазинами. В сфере управления товарными запасами возможен рост от закупщика-стажера и помощника закупщика до агента по снабжению и управляющего отделом комплектования ассортимента. В сфере руководства магазином возможен рост от стажера и помощника заведующего отделом и службой сбыта до заведующего отделом или магазином (филиалом магазина). В то время как закупщики занимаются в первую, очередь отбором товарного ассортимента и стимулированием, заведующие отделами руководят продавцами и организуют экспонирование товаров. Крупные розничные предприятия предоставляют новичку возможность уже через несколько лет занять руководящую должность в филиале или отделении магазина с оборотом порядка 5 млн. долл. в год.
 Сбыт и управление им
  Возможности трудоустройства в сфере сбыта и его управления существуют в целом ряде коммерческих и некоммерческих организаций, в организациях, имеющих дело с товарами и услугами, включая финансовые, страховые, консультативные и правительственные учреждения. Прошлый опыт работы, интересы, техническое умение и теоретическая подготовка новичков должны соответствовать специфике конкретной сферы сбыта. Программы их обучения резко отличаются между собой и по форме и по длительности - от нескольких недель до двух лет. Ступеньки карьеры ведут от должности продавца к руководящим должностям районного, регионального и более высоких уровней, а во многих случаях и к должностям высшего эшелона распорядителей фирмы.
 Прочие возможности карьеры в сфере маркетинга
  Мы не включили в наш перечень описание многих других сфер деятельности, имеющих непосредственное отношение к маркетингу, таких, как стимулирование сбыта, оптовая торговля, руководство созданием упаковки, ценообразованием и кредитными операциями. О возможностях, предоставляемых всеми этими сферами, можно узнать из литературы, имеющейся в библиотеке.
 638
 
 Выбор работы и получение места
  В этом разделе мы хотим дать краткие советы относительно выбора работы и получения места. Процесс этот требует использования маркетинговых умений и особенно маркетингового анализа и планирования. Ниже излагаются восемь советов, как выбирать сферу деятельности и подыскивать себе первое место работы.
 Проведите самооценку
  Проведение самооценки - самый важный этап процесса поиска работы. До тех пор пока вы точно не уясните для самого себя, что вас конкретно интересует - умеренный климат, город с оперным театром, фирма размером с учебное заведение, где вы получили степень бакалавра, или работа во Франции, - дело скорее всего кончится тем, что вы найдете себе нечто ниже оптимально возможного. Самооценка - это в основном процесс прояснения и четкого формулирования идей, которые, возможно, уже носятся в вашем сознании в виде смутных неясных представлений.
 Изучите должностные инструкции
  Проведя самооценку, изучите описания различных работ, чтобы выяснить, какие из них больше всего соответствуют вашим интересам, желаниям или возможностям. Описания различных видов работ и типовые должностные инструкции можно найти в "Справочнике перспективных профессиональных занятий" и в "Словаре названий должностей", издаваемых Министерством труда США. В этих книгах приводятся описания обязанностей работников разных сфер деятельности, сведения о необходимой для этих занятий профессиональной подготовке и необходимом образовании, о наличии рабочих мест в каждой сфере деятельности и о возможностях продвижения по службе и заработках.
 Сформулируйте цели своего поиска
  Ваш первоначальный "список покупок" в сфере возможностей карьеры должен быть широким и гибким. Не совершайте ошибок зауживания рамок своего представления о путях достижений целей.
  Например, если вашей целью являются маркетинговые исследования, включите в сферу своих поисков организации как государственного, так и частного сектора, фирмы как регионального, так и общенационального масштаба. Только после изучения множества вариантов можно сосредоточить свое внимание на конкретных отраслях деятельности и круге обязанностей, которые могут подходить вам. Вам необходимо составить перечень своих основных целей. Среди этих целей могут быть: работа в небольшой компании, работа в большом городе, работа в штатах Солнечного пояса, занятия маркетинговыми исследованиями, работа на фирме по электронной обработке данных.
 639
 
 Изучите рынок рабочих мест и оцените его возможности
  Теперь вы должны изучить рынок конкретных должностей, чтобы получить представление о том, на какое количество вакансий можно рассчитывать. Постоянно обновляемый перечень вакансий в отраслях деятельности, связанных с маркетингом, содержится в выпусках "Ежегодника по наличию рабочих мест для выпускников колледжей", имеющихся в бюро колледжей по трудоустройству выпускников. В этом справочнике дается информация о вакансиях исходного уровня, существующих для выпускников колледжей в сотнях фирм. Здесь же приводятся сведения о фирмах, заинтересованных в привлечении опытных сотрудников или специалистов с ученой степенью выше бакалавра. На этом этапе рекомендуем вам полностью использовать возможности своего бюро по трудоустройству выпускников, чтобы отыскать вакансии и договориться об интервью на интересующих вас фирмах, которые ищут работников на должности в сфере маркетинга. Не спеша проанализируйте особенности интересующих вас отраслей и фирм. Источником информации о них могут стать специализированные журналы, годовые отчеты, отраслевые справочники, преподаватели и бывшие однокашники. Попытайтесь проанализировать перспективы роста и тенденции прибыльности интересующей вас фирмы или отрасли, шансы на продвижение по службе, уровень зарплаты, особенности исходных должностей для новичков, частоту и длительность необходимых служебных разъездов и т.п.
 Разработайте стратегию поиска
  Для установления контакта с фирмой вы можете воспользоваться одним или несколькими подходами. Среди возможных путей проведение интервью на территории колледжа, беседа по телефону или написание письма и обращение к преподавателям по маркетингу и/или выпускникам прошлых лет с просьбой порекомендовать, к кому можно было бы обратиться.
 Подготовьте краткую справку о себе и сопроводительное письмо
  Краткая справка должна дать представление о ваших возможностях, образовании, предшествующих занятиях, профессиональной подготовке, опыте работы и личных качествах. При этом она должна быть краткой и занимать не более одной страницы. Цель такой справки - добиться положительного отклика от потенциальных работодателей.
  Написать сопроводительное письмо, пожалуй, сложнее, чем подготовить справку. Оно должно быть убедительным, профессионально выдержанным и интересным. В идеале оно должно поставить вас выше всех прочих претендентов на должность и особняком от них. Каждое письмо должно по внешнему виду и по содержанию быть
 640
 
 оригинальным, т. е. для каждой организации нужно писать и печатать отдельное послание с учетом ее специфики. Письмо должно содержать описание должности, на которую вы претендуете, пробуждать интерес, давать представление о вашей квалификации и сообщать, как с вами можно связаться. В сопроводительном письме должна быть указана фамилия, а не просто титул должностного лица, к которому вы обращаетесь. Отправив письмо, следует через некоторое время позвонить в фирму.
 Добейтесь интервью
  Вот несколько советов о том, что следует делать до, во время и после интервью.
 Подготовка к интервью.
 1. Интервьюеры могут вести беседу с вами по-разному. Одни, к
 примеру, вроде бы "толкуют о том, о сем", другие - как бы
 стремятся завести близкое знакомство, третьи - устраивают
 полудопрос, задавая вопрос за вопросом, четвертые - настой
 чиво пытаются выяснить, что, зачем и почему и т.д. и т.п. Так
 что будьте готовы ко всему.
 2. Потренируйтесь в проведении интервью с кем-нибудь из дру
 зей и попросите его сделать свои критические замечания.
 3. Задайте интервьюеру как минимум пять вопросов, на которые
 нелегко найти ответы в изданиях фирмы.
 4. Продумайте возможные вопросы интервьюера и заранее подго
 товьте на них ответы.
 5. Избегайте интервью, следующих "впритык" одно за другим,
 поскольку они могут измотать вас.
 6. Приходите на интервью одетым скорее консервативно, нежели
 остромодно.
 7. Планируйте визит так, чтобы прийти минут на десять порань
 ше и собраться с мыслями перед началом интервью. Проверь
 те, есть ли ваша фамилия в списках интервьюируемых, запом
 ните фамилию интервьюера и номер комнаты.
 8. Повторите основные моменты, на которых вы хотите остано
 виться.
 Во время интервью.
 1. Здороваясь с интервьюером, твердо пожмите ему руку. Представь
 тесь в той же форме, в какой вам представился интервьюер. По
 старайтесь произвести благоприятное первое впечатление.
 2. Сохраняйте выдержку. Держитесь непринужденно. Время от
 времени улыбайтесь. Во время всего интервью сохраняйте оп
 тимистический настрой.
 3. Обязательно смотрите интервьюеру в глаза, держитесь прямо,
 говорите четко и ясно. Не стискивайте руки, не теребите ук-
 641
 
 рашения, волосы и т.п. Садитесь на стуле поудобнее. Не курите, даже если вам предложат.
 4. Имейте при себе несколько дополнительных экземпляров
 краткой справки.
 5. Четко заучите рассказ о себе. Изложите свои коммерческие до
 воды. Отвечайте на вопросы, не уклоняясь. Избегайте одно
 сложных ответов, но и не будьте слишком многословны.
 6. В течение большей части беседы предоставьте интервьюеру
 держать инициативу, но не оставайтесь пассивным. Найдите
 подходящую возможность повернуть разговор на проблемы,
 которые вы хотели бы изложить интервьюеру.
 7. Заключительная часть интервью - самое удобное время для
 изложения вашего самого существенного довода или постанов
 ки актуального для вас вопроса, чтобы закончить беседу на
 высокой ноте.
 8. Не бойтесь выступать "зачинщиком" окончания интервью.
 Можете, к примеру, сказать: "Я очень заинтересован в этом
 месте, и мне очень понравилась наша беседа".
 После интервью.
 1. Возвратившись после интервью, запишите его основные мо
 менты. Не забудьте записать, кто должен будет дать вам ответ
 и когда следует ожидать решения.
 2. Объективно проанализируйте интервью с точки зрения вопро
 сов, которые вам задавали, данных вами ответов, изложения
 вами своих аргументов и ответной реакции интервьюера на
 конкретные доводы (интерес, скука и т.п.).
 3. Пошлите благодарственное письмо, упомянув в нем о каких-то
 дополнительных моментах и своей готовности предоставить
 более подробную информацию.
 4. Не получив ответа в течение оговоренного срока, напишите
 или позвоните интервьюеру, чтобы узнать о положении дел.
 Доведите дело до конца
  В случае удачи вас пригласят в организацию для беседы. Интервью на фирме может длиться несколько часов, а то и целый день. В ходе интервью будут внимательно оценивать вашу заинтересованность, зрелость, энтузиазм, напористость, логичность рассуждений, уровень знаний о фирме и глубину профессиональных знаний. Вам же следует задавать вопросы, имеющие для вас особую значимость. Выясните обстановку, престиж должности, круг обязанностей, возможности роста, проблемы, существующие в настоящее время в данной сфере деятельности и характеристику "личности фирмы". Если все пройдет хорошо, впоследствии вас могут взять на работу в эту организацию. Чтобы не чувствовать себя в будущем неудобно, запомните имена людей, с которыми вы встречались.
 642
 
 Предметный указатель
 
 w
 Web-вещание, 512
 Авторское право, 239, 262 Агент, 199, 393, 398 Анкета, 91, 96
 База данных о покупателях, 491
 Брокер, 393, 398
 Брокер,
 в
 Валютный контроль, 559, 576 Вертикальная маркетинговая
  система, 356 Возможность, 534 Восприятие, 156, 168, 173 Вторичные данные, 101 Выбор целевых сегментов
  рынка, 203 Выборка, 95, 101 Выявление новых рынков, 53
 Голосовая почта, 497 Группы новостей, 510
 д
 Данные
 вторичные, 88
  первичные, 88 Деловые услуги, 238 Демаркетинг, 32 Демография, 137 Детали, 236 Договорная ВМС, 356
 
 Закупки, 175
 этапы, 187
 Закупочный центр, 183 Запоминание, 158 Запрос, 23, 48 Зачет, 325
 И
 Издержки
 валовые, 299
 переменные, 299
  постоянные, 299 Индивидуальный маркетинг, 491 Интерактивный маркетинг, 501 Интервью
 личное, 96
  телефонное, 96 Интернет, 502 Искажение, 157
 к
 Канал распределения, 329, 356;
 571
 коммуникации, 409
 уровень, 332
 Капитальное имущество, 237 Качество жизни, 43 Квота, 559, 576 Клиентура, 108 Кодирование, 425 Комплекс маркетинга, 63, 75
 индивидуализированный, 568

<< Пред.           стр. 30 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу