<< Пред.           стр. 14 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу

  2) за первый год эксплуатации основного средства (срок полезного использования которого свыше трех лет) дополнительно можно списать на себестоимость продукции еще 50% от его балансовой стоимости.
  К сожалению, в современном налоговом учете данные льготы не действуют, поэтому механизм ускоренной амортизации имеет только теоретический интерес и приводится здесь исключительно для справки.
  Механизм ускоренной амортизации основных средств для малых предприятий существенно сокращает срок полезного использования объекта:
 
  Т
  Ту = 0,5 х ------, (5.8)
  Ку
 
  где:
  Ту - ускоренный срок полезного использования (амортизации);
  Т - нормальный срок полезного использования (амортизации);
  Ку - коэффициент ускоренной амортизации (<= 2).
  Упомянутая выше дополнительная амортизация в размере 50% балансовой стоимости может быть начислена с помощью следующей проводки:
  Д 97 - К 02,
  где: счет 97 "Расходы будущих периодов".
  Затем ежемесячные амортизационные отчисления списываются на счет издержек производства и обращения:
  Д 20, 23, 25, 26, 44 - К 97.
  К ускоренным способам начисления амортизации относятся сравнительно новые для России способы: уменьшаемого остатка (УО) и списания стоимости по сумме чисел (СЧ) лет срока полезного использования. Их необходимость применения обусловлена тем, что в первые годы эксплуатации амортизационные отчисления бывают выше, а в последующие - ниже. Эти способы используют для активов, у которых:
  1) стоимость их услуг уменьшается со сроком службы;
  2) быстро наступает моральный износ;
  3) расходы на ремонт интенсивно нарастают со сроком службы.
  Ускоренные способы применяются для начисления амортизации на здания, вычислительную технику, средства связи, а также на машины и оборудование малых и недавно созданных предприятий, у которых большая нагрузка на основные фонды приходится в первые годы работы. С экономической точки зрения использование данных способов считается более целесообразным, ибо они устанавливают более интенсивное начисление амортизации в самом начале эксплуатации объектов, когда они обладают большей производительностью.
  Способ уменьшаемого остатка (УО) заключается в том, что выбирается двойная ставка амортизации, которая применяется к остаточной стоимости объекта. Например, срок полезного использования персонального компьютера (ПК) стоимостью 32 тыс. руб., находящегося в 3-ей амортизационной группе (табл.5.2, код по ОКОФ 14 3010210), 4 года. Это значит, что годовая норма амортизационных отчислений при равномерном способе составит 25%. В способе уменьшаемого остатка эта норма удваивается (50%) и применяется к остаточной на начало данного года стоимости объекта. Последовательность расчетов приведена в табл.5.4.
 
 Таблица 5.4. Годовые нормы амортизационных отчислений
 на ПК по способу УО
 
  -----------------------------------------------------------------------
 | N |Остаточная|Годовая норма|Годовая сумма|Годовая норма|Уточненная |
 |года|стоимость |амортизации в|амортизации в|амортизации в|годовая норма|
 | |основного | процентах к | руб. | процентах к | амортизации |
 | | средства | остаточной | | балансовой | в процентах |
 | | в руб. | стоимости | | стоимости | балансовой |
 | | | | | | стоимости |
 |----|----------|-------------|-------------|-------------|-------------|
 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
 |----|----------|-------------|-------------|-------------|-------------|
 | 1 | 32 000 | 50 | 16 000 | 50,00 | 53,33 |
 | 2 | 16 000 | 50 | 8 000 | 25,00 | 26,67 |
 | 3 | 8 000 | 50 | 4 000 | 12,50 | 13,33 |
 | 4 | 4 000 | 50 | 2 000 | 6,25 | 6,67 |
 |----|----------|-------------|-------------|-------------|-------------|
 | | | | |Итого: 93,75%|Итого: 100% |
  -----------------------------------------------------------------------
 
  Расчет годовых норм амортизационных отчислений по способу уменьшаемого остатка (в колонке 5 табл.5.4) может быть выполнен с применением следующей формулы:
 
  2 2 n-1
  Нгм = --- Х (1 - ----) х 100%, (5.9)
  Т Т
 
  где:
  Нгм - годовая норма амортизации для года с порядковым номером N (в процентах);
  Т - срок полезного использования объекта.
  Анализ материалов табл.5.4 (см. колонку N 5) и формулы (5.9) показывает, что способ уменьшаемого остатка предполагает неполную (не 100-процентную) амортизацию основных средств за период его полезного использования. Он напрямую заимствован из международных стандартов и предполагает наличие у амортизированного объекта некой остаточной стоимости, носящей название ликвидационной стоимости. Она включает в себя оценочную стоимость материалов, лома, скрапа, запасных частей и деталей, которые могут быть извлечены при разборке основного средства и применены для другого технического назначения. Ликвидационная стоимость объекта может служить ориентиром цены, по которой он может быть реализован после истечения срока его полезного использования.
  Для успешного применения данного способа в российском бухгалтерском учете следует ввести специальный поправочный коэффициент, приводящий к полной (100-процентной) амортизации объекта в конце срока его полезного использования. С этой целью нужно поделить 100% на общую сумму в колонке N 5 табл.5.4, а формулу (5.9) представить таким образом:
 
  2 2 n-1
  ----- х (1 - ---)
  Т Т
  Нгn = ------------------------- х 100%
  n 2 2 n-1
  сумма --- х (1 - ---)
  l Т Т (5.10)
 
  Способ списания стоимости по сумме чисел (СЧ) лет срока полезного использования заключается в том, что годовые нормы амортизационных отчислений определяются пропорционально убывающему количеству лет эксплуатации за весь срок службы. Например, для упомянутого персонального компьютера с кодом по ОКОФ 14 3010210, срок полезного использования которого 4 года, сумма чисел будет равна:
  1 + 2 + 3 + 4 = 10.
  Она принимается за знаменатель дробных коэффициентов, по которым вычисляются величины ежегодных норм. В числитель этих коэффициентов помещаются номера лет эксплуатации в обратном порядке, т.е.:
  4/10; 3/10; 2/10; 1/10.
  Таким образом, в первый год эксплуатации начисляется амортизация в размере 4/10 (40%) балансовой (восстановительной) стоимости объекта, во второй - 3/10 (30%) и т.д.
  Формула для вычисления годовых норм амортизации основных средств по способу суммы чисел лет полезного использования:
 
  Кn 2 N
  Нгn = ------ х 100% = ---- х (1 - ------) х 100%
  т Т Т + 1
  сумма
  l (5.11)
 
  где: Кn - количество оставшихся лет эксплуатации.
  Приведем в качестве примера сравнительные расчеты амортизационных отчислений для того же автомобиля, что и на рис.5.1, при использовании формул способов уменьшаемого остатка (5.9 и 5.10) и суммы чисел лет полезного использования (5.11).
  Результаты расчетов представлены в табл.5.5 (по формулам 5.9-5.11) и на рис.5.2 (по формулам 5.10 и 5.11)
 
 Таблица 5.5. Годовые нормы амортизационных отчислений
 автомобиля по годам эксплуатации
 
  -----------------------------------------------------------------------
 | N года | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |сумма|
 |---------|-----|-----|-----|----|----|-----|-----|----|----|-----|-----|
 |УО (5.9) |20,0 |16,0 |12,8 |10,2|8,2 |6,6 |5,2 |4,2 |3,3 |2,7 |89,2 |
 |---------|-----|-----|-----|----|----|-----|-----|----|----|-----|-----|
 |УО (5.10)|22,4 |18,0 |14,4 |11,4|9,2 |7,4 |5,8 |4,7 |3,7 |3,0 | 100 |
 |---------|-----|-----|-----|----|----|-----|-----|----|----|-----|-----|
 |СЧ (5.11)|18,2 |16,4 |14,5 |12,7|10,9|9,1 |7,3 |5,5 |3,6 |1.8 | 100 |
  -----------------------------------------------------------------------
 
  Рис.5.2. Изменение годовой нормы амортизационных отчислений автомобиля по годам эксплуатации при способах уменьшаемого остатка и суммы чисел
 
  Сопоставление рисунков 5.1 и 5.2 показывает, что наиболее точную картину износа автомобиля дает метод единиц продукции (пробега в километрах). Ускоренные методы начисления амортизации по своему характеру существенно ближе к нему, чем равномерный метод, который в данном случае следует признать сугубо приближенным.
  Ускоренные способы (УО и СЧ) определяют разную годовую норму амортизационных отчислений по годам эксплуатации основных средств, но (в отличие от налогового учета - см. главу 8) устанавливают постоянную их ежемесячную величину. Это значит, что реальная картина изменения нормы амортизационных отчислений, например для упомянутой выше функциональной тары, имеющей код по ОКОФ 16 2945000 табл.5.2 (группа 5) со сроком полезного использования 10 лет, согласно способу уменьшаемого остатка - УО будет отображаться по годам следующим образом (см. рис.5.3).
 
  См. графический объект "Рис.5.3. Годовые нормы амортизационных отчислений тары по способу УО"
 
  Рис.5.3. Годовые нормы амортизационных отчислений тары по способу УО
 
  Как отмечено ранее, начисление амортизации на основные средства не приостанавливаются в течение всего срока полезного использования объекта, кроме случаев их нахождения на ремонте и модернизации (на срок более 12-ти месяцев) или на консервации (на срок более 3-х месяцев). Необходимость проведения этих мероприятий устанавливается руководством предприятия.
  Амортизационные отчисления на полностью амортизированные объекты не делаются. Их прекращают осуществлять с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором были сделаны последние начисления, и сумма накопленной амортизации стала равной балансовой стоимости основного средства.
  На каждый объект основных средств должна быть заведена специальная инвентарная карточка и (или) страница книги учета с его данными, где фиксируется состояние, история существования и движения объекта, а также суммы накопленной амортизации. После выбытия конкретного основного средства его инвентарная карточка хранится на предприятии в течение срока, установленного руководителем, - но не менее 5-ти лет (см. п.8 табл.4.2).
  Если на предприятии эксплуатируется большое количество основных средств, то начисление ежемесячных сумм амортизации на каждый объект превращается в трудоемкую операцию. При использовании равномерного метода начисления амортизации на практике иногда прибегают к испытанному приему. А именно: общую сумму амортизационных отчислений отчетного месяца определяют путем прибавления к сумме отчислений за прошлый месяц сумм по поступившим и вычитания сумм по выбывшим в прошлом месяце основным средствам. Однако при этом следует помнить о необходимости четкого сочетания группового и аналитического учетов.
  Многочисленные расчеты, проведенные автором на бухгалтерских моделях предприятий разных сфер экономики, позволяют утверждать следующее. Если доля амортизационных отчислений на основные средства в составе себестоимости продукции (работ и услуг) меньше, чем 4%, то нет надобности, анализировать выгоду от использования упомянутых выше методов начисления амортизации: лучше взять один из самых простых (линейный или пропорциональный объему выпуска продукции).
 
 5.4. Аренда и лизинг основных средств
 
  Объекты основных средств могут предоставляться одним предприятием другому во временное владение и (или) пользование в соответствии с различными договорами, имеющими форму аренды (имущественного найма). Среди них следующие виды договоров:
  о текущей аренде;
  о прокате;
  об аренде транспортных средств (с экипажем и без него);
  об аренде зданий и сооружений;
  об аренде предприятий;
  о лизинге.
  В договорах могут быть определены условия нахождения объектов на балансе той или иной договаривающейся стороны. Кроме того, они могут быть дополнены договорами купли-продажи и другими сопутствующими договорами. В соответствии с ними бухгалтерский учет объектов основных средств имеет разные формы и аспекты.
  Под арендой понимается получение арендатором на основании двухстороннего договора с арендодателем во временное пользование (без выкупа или с выкупом) определенного имущества. Участники договора именуются как арендатор и арендодатель.
  Под лизингом понимается получение арендатором на основании трехстороннего договора с арендодателем и продавцом во временное пользование (без выкупа или с выкупом) определенного имущества. При этом участники трехстороннего договора именуются как лизингополучатель, лизингодатель и продавец соответственно. Лизингодатель выступает в договорных отношениях как посредник, приобретающий в собственность указанное имущество и затем сдающий его в лизинг. Одновременно он может оказывать лизингополучателю ряд дополнительных услуг, например по обслуживанию и кредитованию.
  Разные условия договорных отношений сторон по-разному отражаются и в бухгалтерском учете. Рассмотрим два примера.
  Пример аренды. Рассмотрим вариант со следующими условиями: после передачи объекта основных средств в аренду право собственности на него остается у арендодателя, у которого предоставление предметов в аренду является операционным видом деятельности предприятия. В этом варианте амортизацию на данный объект начисляет арендодатель. Он учитывает сумму амортизационных отчислений в виде операционных расходов.
 
 Учет у арендодателя
 
  Д 01-2 - К 01-1 - отражена передача объекта основных средств в аренду;
  Д 76 - К 91 - учтена ежемесячная сумма причитающейся к получению арендной платы;
  Д 91 - К 02 - начислена ежемесячная сумма амортизации объекта;
  Д 91 - К 68 - отражена причитающаяся бюджету сумма НДС по арендной плате;
  Д 51 - К 76 - поступила текущая сумма арендной платы;
  Д 68 - К 51 - перечислена в бюджет сумма НДС;
  Д 91 - К 99 - подведен ежемесячный итог от сдачи объекта основных средств в аренду;
  Д 01-1 - К 01-2 - отражен возврат объекта из аренды,
  где: субсчет 01-1 "Объект основных средств в эксплуатации", субсчет 01-2 "Объект основных средств, сданный в аренду", счет 02 "Амортизация основных средств", счет 51 "Расчетные счета", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".
  Смысл совокупности представленных проводок заключается в описании следующего. Арендодатель переводит объект на другой учетный субсчет. В течение всего срока действия договора он получает доходы в виде арендных платежей, из которых платит НДС и погашает суммы амортизации данного объекта.
 
 Учет у арендатора
 
  Д 001 - поступил арендованный объект основных средств;
  Д 20, 26, 44 - К 76 - отражена задолженность по текущему арендному платежу (без НДС);
  Д 19 - К 76 - учтен НДС по текущему арендному платежу;
  Д 76 - К 51 - перечислена арендная плата;
  К 001 - объект основных средств возвращен арендодателю,
  где: забалансовый счет 001 "Арендованные основные средства", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 51 "Расчетные счета", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
  Смысл совокупности проводок у арендатора состоит в том, что они отражают постановку арендованного объекта на забалансовый учет, начисление текущих арендных платежей (с учетом НДС) и их перечисление арендодателю.
  Пример лизинга. Рассмотрим вариант, когда объект основных средств после его приобретения лизингодателем передается лизингополучателю и у него числится на балансе. По истечении срока действия договора объект возвращается к лизингодателю.
 
 Учет у лизингодателя
 
  Д 60 - К 51 - оплачено поставщику объекта основных средств;
  Д 08 - К 60 - отражена стоимость приобретенного объекта без НДС;
  Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС по приобретенному объекту;
  Д 68 - К 19 - НДС по оплаченному объекту предъявлен к зачету с бюджетом;
  Д 03 - К 08 - объект приходован как предмет для передачи в аренду по договору лизинга;
  Д 91 - К 03 - списана стоимость переданного в лизинг объекта;
  Д 76 - К 91 - отражена сумма договорных обязательств лизингополучателя;
  Д 91 - К 98 - учтена разница между стоимостью объекта и договорной суммой;
  Д 011 - осуществлен перевод объекта на забалансовый учет;
  Д 51 - К 76 - отражено поступление лизингового платежа;
  Д 98 - К 91 - доля разницы между стоимостью объекта и суммой обязательств переведена в доход;
  К 011 - списан объект лизинга с забалансового учета при его возврате;
  Д 03 - К 76 - принята на баланс остаточная стоимость объекта при его возврате,
  где: счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности", счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки", забалансовый счет 011 "Основные средства, сданные в аренду".
  Примечание. Если возвращаемый объект полностью амортизирован, то в последней проводке следует поставить какую-нибудь минимальную сумму, например 1 руб.
  Представленные проводки описывают приобретение лизингодателем объекта основных средств для передачи его в аренду по договору лизинга. Оприходованный объект затем передается с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы", на котором фиксируется разница между суммой договора по лизингу и стоимостью приобретенного лизингового имущества, которая переводится в доходы будущих периодов. По мере поступления платежей от арендатора (лизингополучателя) доля упомянутой разницы переводится в реальные доходы текущего периода.
 
 Учет у лизингополучателя
 
  Д 08 - К 76-1 - отражена стоимость поступившего объекта, равная сумме лизинговых обязательств (без НДС);
  Д 19 - К 76-1 - учтена сумма НДС по лизинговым обязательствам;
  Д 01 - К 08 - расходы на лизинговое имущество учтены как стоимость основного средства;
  Д 76-1 - К 76-2 - начислен текущий лизинговый платеж;
  Д 20, 26, 44 - К 02 - начислена амортизация на лизинговый объект;
  Д 76-2 - К 51 - погашено текущее обязательство по лизинговому платежу;
  Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма НДС по погашенному текущему лизинговому обязательству;
  Д 02 - К 01 - списана сумма начисленной амортизации объекта при его возврате;
  Д 91 - К 01 - списана сумма остаточной стоимости объекта при его возврате,
  где: счет 01 "Основные средства", счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 51 "Расчетные счета", субсчет 76-1 "Арендные обязательства по договору лизинга", субсчет 76-2 "Текущая задолженность по лизинговым платежам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
  Представленные проводки отображают следующие действия. Лизингополучатель приходует в балансе полученный объект основных средств на полную сумму всех платежей. Объект находится у него в эксплуатации, поэтому он на него начисляет амортизацию и списывает ее сумму на издержки производства или обращения. По договору лизинга он регулярно осуществляет платежи, погашая свою задолженность путем сопоставления выплат с обязательствами. После окончания договора он возвращает объект, списывая его остаточную стоимость на счет 91 "Прочие доходы и расходы".
 
 5.5. Выбытие основных средств
 
  Последним этапом жизненного цикла объекта основных средств на предприятии является его выбытие и списание.
  Основные средства выбывают из бухгалтерского учета предприятия по целому ряду причин, главными из которых являются:
  списание в случае физического и (или) морального износа;
  продажа;
  передача в уставный капитал другого предприятия;
  ликвидация в результате аварии;
  безвозмездная передача и передача в качестве дара;
  передача другому предприятию на условиях обмена на другие материальные ценности;
  списание при сдаче в аренду с выкупом или лизинг.
  Как уже отмечалось выше, полностью амортизированный объект приносит "чистую прибыль". Принятие решения о его замене осуществляется после анализа ряда инвестиционных проектов.
  Если речь идет о выбытии основного средства в результате физического и морального износов (амортизации) или в результате аварий и стихийных бедствий, то объекты должны быть подвергнуты анализу со стороны специальной комиссии предприятия, в состав которой следует включать главного бухгалтера.
  Комиссии надлежит осмотреть объект, установить причины, по которым он не может больше использоваться. Если объект не исчерпал срок полезного использования, то необходимо установить конкретного виновника выхода его из строя. Кроме того, комиссии следует определить возможность извлечения в процессе разборки объекта материальных ценностей, пригодных для производственной или хозяйственной деятельности. При этом целесообразно оценить дополнительные затраты на демонтаж и разборку.
  Согласно упомянутым выше нормативным документам остаточная стоимость объекта, списываемого раньше окончания срока его полезного использования, относится исключительно на финансовый результат предприятия. Если при разборке такого объекта приходуются материальные ценности, пригодные для дальнейшего использования, то они считаются доходом предприятия. Если объект ранее подвергался переоценке, то дополнительный капитал переводится в состав нераспределенной прибыли. В бухгалтерском учете делаются следующие записи:
  Д 02 - К 01 - погашена сумма амортизации объекта: определена его остаточная стоимость;
  Д 91 - К 01 - списана сумма остаточной стоимости объекта;
  Д 91 - К 10, 70, 69, 76 - зафиксированы расходы по демонтажу и разборке объекта;
  Д 10 - К 91 - учтен доход от сохраненных материальных ценностей;
  Д 91 - К 99 - убыток от досрочного списания объекта;
  Д 83 - К 84 - включена в состав нераспределенной прибыли сумма добавочного капитала, возникшего ранее при переоценке объекта основных средств,
  где: счет 01 "Основные средства", счет 02 "Амортизация основных средств", счет 10 "Материалы", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 83 "Добавочный капитал", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы, счет 99 "Прибыли и убытки".
 
 5.6. Главные документы по учету основных средств
 
  Основные средства представляют собой важнейший производственно-технический капитал предприятия. В зависимости от степени участия в производственном процессе их можно разделить на активные (т.е. участвующие непосредственно в изготовлении продукции) и вспомогательные. К первым относятся станки, машины, персональные компьютеры и т.п. Ко вторым относятся здания, сооружения, складские помещения и т.п.
  Основные средства - это очень дорогостоящие активы предприятия, поэтому их учету уделяется повышенное внимание.
  Более конкретно задачи бухгалтерского учета основных средств можно сформулировать следующим образом:
  контроль наличия и сохранности объектов от момента их приобретения до списания;
  правильное и своевременное определение сумм амортизационных отчислений (и износа);
  контроль эффективности использования;
  подробный учет текущего и капитального ремонтов, а также реконструкции, дооборудования и т.п.;
  выявление резервов использования производственной мощности;
  своевременное и правильное начисление налоговых платежей;
  точное определение финансового результата от реализации и ликвидации объектов;
  составление отчетности о наличии, движении и выбытии объектов.
  Решение этих задач облегчается рациональным документооборотом, полнотой и скрупулезностью составления разнообразных первичных учетных документов. Эти документы должны отвечать по форме и содержанию требованиям, изложенным в положении "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (см. п.4.10).
  Главными первичными документами являются:
  1) акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1);
  2) акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма N ОС-3);
  3) акт на списание основных средств (форма N ОС-4);
  4) акт на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а);
  5) инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6);
  6) акт о приемке оборудования (форма N ОС-14);
  7) акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма N ОС-15);
  8) акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16);
  9) акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма М-35).
  Предприятия могут использовать другие первичные документы, которые не имеют утвержденную форму, например:
  карточка учета движения основных средств;
  накладная на внутреннее перемещение основных средств,
  но они должны содержать обязательные для бухгалтерских документов реквизиты.
  Документы, оформляемые с помощью персонального компьютера, и хранящиеся в нем, тоже имеют право на хождение при том же главном условии. Эти документы могут содержать дополнительные позиции, не противоречащие нормативным актам.
  Главные документы по учету основных средств, формам которых присвоены специальные номера, являются наиболее значимыми. Они требуют повышенного внимания и подписываются чаще всего специальной комиссией, главным бухгалтером и утверждаются руководителей предприятия.
  1. Акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1) используется при оформлении ввода отдельного объекта основных средств в эксплуатацию, независимо от способа его поступления на предприятие. Он применяется также для оформления внутреннего перемещения объекта из подразделения в подразделение и для оформления исключения объекта из состава основных средств при его продаже или передаче другому предприятию. Во всех случаях (кроме внутреннего перемещения объекта) акт подписывается членами специальной комиссии, главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. Для внутреннего перемещения достаточно подписей руководителей заинтересованных структурных подразделений.
  2. Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма N ОС-3) используется для отражения факта ввода в эксплуатацию объекта основных средств после его ремонта, реконструкции и модернизации. Акт подписывается ответственным за приемку работником структурного подразделения, в котором эксплуатируется данный объект, и руководителем этого подразделения, а также представителем подразделения или организации, ответственной за ремонт и доработку объекта. Затем акт подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия.
  3. Акт на списание основных средств (форма N ОС-4) используется при полном или частичном списании объекта основных средств (кроме автотранспорта). Он подписывается членами комиссии по списанию, главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. В акте особое место отводится следующим разделам: "Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания" и "Содержание драгоценных материалов (металлов, камней)".
  4. Акт на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) используется для оформления списания легковых и грузовых автомобилей, а также автомобильных прицепов и полуприцепов. Он подписывается членами комиссии по списанию, главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. Предварительно объект должен быть снят с учета в ГИБДД, о чем должна быть сделана отметка в акте. В акте особое место отводится следующим разделам: "Справка о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания" и "Подлежат оприходованию следующие основные детали и узлы".
  5. Инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6) используется для учета всех видов основных средств, как по отдельным объектам, так и по отдельным группам однотипных объектов. В ней отражается весь жизненный цикл объекта (группы объектов): поступление, амортизация (износ), перемещения, дооборудования, реконструкции, ремонты и списание. В разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" карточки содержатся главные количественные и качественные технические показатели основного средства (или группы средств). Инвентарную карточку подписывает бухгалтер, отвечающий за участок учета основных средств, и утверждает либо главный бухгалтер, либо его заместитель.
  6. Акт о приемке оборудования (форма N ОС-14) используется для оформления приемки оборудования, поступившего от поставщика на условиях "франко-станция назначения" на автомобильной, железнодорожной станции или в порту. Он подписывается представителями трех сторон: заказчика, поставщика и третьей стороны (отправителя, перевозчика, органа МВД и др.). Кроме того, он подписывается кладовщиком предприятия-заказчика и утверждается его руководителем. На основании этого документа может быть составлен коммерческий акт, в котором предъявляются претензии поставщику, отправителю или перевозчику. Отметка о таком составлении должна присутствовать в акте приемки оборудования.
  7. Акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма N ОС-15) используется при передаче заказчиком оборудования на монтаж представителю монтажной организации. Он подписывается представителем предприятия-заказчика и представителем монтажной организации, а также материально-ответственным лицом монтажной организации, принявшим оборудование на хранение. Акт утверждается руководителем предприятия-заказчика.
  8. Акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16) используется для предъявления заказчиком претензий предприятию-изготовителю оборудования, которое монтируется для него подрядной организацией. Он подписывается представителями трех сторон: заказчика, подрядчика и изготовителя. Утверждается руководителем предприятия-заказчика.
  9. Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма М-35) используется для оформления поступления материальных ценностей, извлеченных при списании основного средства, и пригодных к дальнейшему использованию. В нем отражаются материальные ценности, подлежащие оприходованию на баланс заказчика проведения демонтажа, и материальные ценности, передаваемые подрядчику для производства работ. Акт подписывается комиссиями со стороны заказчика и подрядчика, а затем утверждается руководителем предприятия-заказчика.
  Следует еще раз напомнить, что при постановке на учет объекта основных средств, относящегося к категории недвижимого имущества, бухгалтеру необходим документ, который подтверждает право собственности предприятия на него.
 
 5.7. Операции с нематериальными активами
 
 5.7.1. Общие положения
 
  Нематериальные активы - это объекты длительного пользования, не являющиеся материальными, но имеющие определенную стоимость, поскольку обладают свойством приносить доход (экономическую выгоду).
  Российское законодательство к нематериальным активам относит права и (или) преимущества, связанные с созданием научно-технических или литературных произведений, проведением технических, научных или исследовательских работ и приобретением определенных приоритетов в различных сферах деятельности.
  В Общероссийском Классификаторе Основных Фондов (ОКОФ) нематериальные активы подразделяются на следующие группы:
  1) геологоразведочные работы;
  2) компьютерное программное обеспечение;
  3) оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы и искусства;
  4) наукоемкие промышленные технологии;
  5) прочие нематериальные активы, в том числе: топологии интегральных микросхем; секреты производства; права на "ноу-хау"; торговые знаки; патенты и другие права.
  Более конкретным документом, которым следует руководствоваться бухгалтеру в повседневной практике, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. N 91н. В нем установлен следующий перечень нематериальных активов:
  1) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
  2) исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
  3) исключительное право автора или иного правообладателя на топологию интегральных микросхем;
  4) исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара;
  5) исключительное право патентообладателя на селекционное достижение;
  6) деловая репутация фирмы;
  7) организационные расходы, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участника в уставный капитал.
  Как видно из сопоставления перечней, в настоящее время в российской бухгалтерской науке и практике нет четко установившегося перечня активов этого вида, а потому и ясных правил их бухгалтерского учета, отвечающих экономической сущности и смыслу нематериальных активов.
  Жизненный цикл нематериальных активов состоит из трех этапов: поступление на предприятие, амортизация и выбытие. Для его описания используются счета 04 "Нематериальные активы", 05 "Амортизация нематериальных активов" и 08 "Вложения во внеоборотные активы". Последний счет используется при поступлении актива на предприятие, аналогично тому, как он применяется для отражения основных средств.
  Нормативными документами определено, что нематериальными активами не могут быть признаны квалификация, деловые качества и способности субъекта (физического лица), поскольку они не могут быть отчуждены (отделены) от него и выступать в самостоятельном значении. Секреты производства или технические приемы, которыми владеет тот или иной работник, могут стать нематериальными активами, если они изложены на бумаге (или другом носителе) в виде описаний, схем, рецептов и т.п.
  Также не могут быть идентифицированы в качестве нематериальных активов:
  незаконченные или не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  материальные носители, в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы ЭВМ и базы данных.
  Основными признаками, определяющими категорию нематериальных активов, по мнению отечественных и зарубежных специалистов 7, 28, 67, 81, 210, 222, 251, 337, являются следующие:
  отсутствие материально-вещественной формы;
  возможность четкого отнесения к категории нематериальных активов (идентификация);
  наличие свидетельства, подтверждающего определенные права;
  наличие документации о научных, конструкторских или технологических решениях;
  платежные документы, подтверждающие расходы;
  долгосрочность действия (более 12 месяцев);
  способность приносить экономическую выгоду в будущем;
  предназначение при создании и/или приобретении для использования в организации, а не для продажи.
  Примечание. В Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000 допущена грубая ошибка. В одном из условий, определяющих понятие нематериальных активов, названо следующее: "возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества". Термин "идентификация" происходит от латинского слова identificare, что обозначает отождествление: установление совпадения чего-либо с чем-либо. Как видим, в данном случае смысл противоположный: идентифицировать можно с чем-то, а не от чего-то.
  В зависимости от источника происхождения нематериальные активы могут относиться к одному из двух следующих видов:
  исключительных привилегий, предоставляемых правительством или официальным документом на передачу патента, торговой марки, авторского права или на предоставление лицензии и т.п.;
  достижений предприятия в области конструирования, разработки технологии, секретов производства, квалификации кадров и репутации руководства и сотрудников.
  Перечень нематериальных активов, используемых в настоящее время в мировой практике, шире и включает в себя права на следующие наименования активов:
  1) изобретения;
  2) промышленные образцы;
  3) лицензии;
  4) полезные модели;
  5) товарные знаки;
  6) наименования мест происхождения товаров;
  7) секреты производства ("ноу-хау");
  8) топологии интегральных схем;
  9) программы и базы данных на ЭВМ;
  10) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  11) авторские и смежные права;
  12) права пользования землей, полезными ископаемыми, лесными угодьями, водными объектами и т.п.;
  13) селекционные достижения;
  14) организационные расходы при создании предприятий;

<< Пред.           стр. 14 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу