<< Пред.           стр. 32 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу

  Д 10, 41 - К 68 - восстановлена сумма НДС по недостающим материалам и товарам;
  Д 94 - К 10, 41 - отражена сумма недостачи материалов и товаров на складе;
  Д 20, 26, 44 - К 94 - списана сумма недостачи в пределах норм естественной убыли;
  Д 73 - К 94 - отнесена на материально-ответственное лицо сумма недостачи сверх норм естественной убыли,
  где: счет 10 "Материалы", счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 41 "Товары", счет 44 "Расходы на продажу", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
  Если материально-ответственное лицо приняло претензию, то в дальнейшем в бухгалтерском учете ежемесячно делается следующая проводка:
  Д 70 - К 73 - отражена доля удержания с материально-ответственного лица, где: счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
  Если согласие материально-ответственного лица на компенсацию недостачи не получено, то организация подает на него в суд и ожидает его решения. При отказе судом недостача восстанавливается и списывается на прочие расходы организации:
  Д 94 - К 73 - получен отказ суда;
  Д 91 - К 94 - списана сумма недостачи сверх норм естественной убыли на прочие расходы,
  где: счет 91 "Прочие доходы и расходы".
  Недостача материалов и товаров на складе может быть результатом хищения. В этом случае руководство организации обязано обратиться в правоохранительные органы для проведения расследования. Если в результате проведенного следствия похититель установлен, то ему предъявляется сумма недостачи сверх норм естественной убыли. Если следствие зашло в тупик, и дело прекращено, о чем получено официальное заявление органов внутренних дел, то недостача восстанавливается и относится на прочие расходы организации. В бухгалтерском учете этот процесс фиксируется совокупностью таких проводок:
  Д 10, 41 - К 68 - восстановлена сумма НДС по похищенным ценностям;
  Д 94 - 10, К 41 - списана себестоимость похищенных материалов и товаров с НДС;
  Д 20, 26, 44 - К 94 - сумма недостачи в пределах норм естественной убыли списана на издержки производства и обращения;
  Д 76 - К 94 - сумма недостачи сверх норм естественной убыли начислена на похитителя;
  а) Д 50, 51 - К 76 - отражен процесс погашения похитителем суммы недостачи сверх норм естественной убыли;
  б) Д 94 - К 76 - восстановлена сумма недостачи (сверх норм естественной убыли) при условии, что следствие зашло в тупик;
  Д 91 - К 94 - списана сумма недостачи (сверх норм естественной убыли) на прочие расходы организации, потому что следствие зашло в тупик,
  где: счет 10 "Материалы", счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 41 "Товары", счет 44 "Расходы на продажу", счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
  Нормы естественной убыли применяются и при обнаружении недостач, виновниками которых являются поставщики продукции или транспортные конторы ее доставлявшие. Для материалов и товаров, которые не подвергаются естественной убыли, нормы потерь могут устанавливаться в договоре купли-продажи. В этом случае покупатель не предъявляет претензии поставщику (или транспортной конторе), если они находятся в пределах установленной договором нормы.
  Рассмотрим на примере процесс таких взаимоотношений. Пусть покупатель - промышленное предприятие - закупает сырье на сумму 60 тыс. руб. по договору купли-продажи. В одном случае (а) закуплено сырье, норма естественной убыли которого составляет 0,6% (360 руб.). В другом случае (б) на ту же сумму приобретено сырье, на которое нормы естественно убыли не распространяются. Но при этом в договоре покупатель обязался не предъявлять претензию поставщику, если обнаружится недостача в пределах тех же 0,6% (360 руб.). В момент приемки груза обнаружена недостача сырья на сумму 300 руб. В бухгалтерском учете покупателя будут оформлены следующие проводки:
  Д 60 - К 51 60 000 - оплачено поставщику сырья;
  Д 10 - К 60 49 750 - оприходовано поступившее сырье (без суммы НДС);
  Д 19 - К 60 9 950 - учтена сумма НДС по оприходованному сырью;
  Д 94 - К 60 300 - отражена сумма недостачи в пределах нормы;
  а) Д 20 - К 94 300 - списана недостача в пределах нормы естественной убыли;
  б) Д 91 - К 94 300 - погашена недостача в пределах договорной нормы,
  где: счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 20 "Основное производство", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
 
 13.4. Создание резервов предстоящих расходов
 
  Для обеспечения равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения текущего периода предприятия могут создавать специальные резервы (резервы предстоящих расходов). Они могут формироваться на: оплату отпусков и выплаты премий сотрудникам, списание производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства, возведение временных сооружений, ремонт основных средств, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание реализованной продукции и другие цели. Учет этих резервов осуществляется при помощи счета 96 "Резервы предстоящих расходов".
  Величина резервов определяется:
  на оплату отпусков и премий - в процентах от общей суммы затрат на оплату труда и отчисления в социальные фонды;
  на возведение временных сооружений и ремонт основных средств - согласно сметам;
  на гарантийный ремонт и по подготовительным работам, связанным с сезонностью производства - согласно статистическим данным за предшествующие годы.
  Создание резервов оформляется в бухгалтерском учете одной из проводок:
  Д 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44, 60, 97 - К 96 - отражены ежемесячные отчисления в резерв предстоящих расходов,
  где: счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", счет 44 "Расходы на продажу", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 96 "Резервы предстоящих расходов", счет 97 "Расходы будущих периодов".
  Списание расходов на образованный резерв осуществляется следующими проводками:
  Д 96 - К 70, 69 - списаны расходы на оплату отпусков;
  Д 96 - К 23 - погашены расходы на возведение временных сооружений и ремонт основных средств;
  Д 96 - К 60 - погашены затраты подрядной организации на ремонт основных средств;
  Д 96 - К 76 - списаны расходы на гарантийный ремонт,
  где: счет 23 "Вспомогательные производства", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчет с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
  Резервы предстоящих расходов могут формироваться и для целей равномерного включения в себестоимость работ и услуг расходов по исправлению брака. Например, на предприятиях автосервиса большинство проводимых работ подлежат сертификации. Кроме того, многие приобретаемые детали, агрегаты и запасные части легковых автомобилей тоже сертифицируются, поэтому брак достаточно редок.
  Появление брака влечет за собой определенную ответственность лица его допустившего. Это означает, что часть расходов по исправлению брака, отражаемая на счете 28 "Брак в производстве", должна быть отнесена на виновного, а часть списывается на резерв предстоящих расходов. Бухгалтерское оформление этой ситуации осуществляется следующими проводками:
  Д 28 - К 10, 70, 69, 76 - учтены расходы по исправлению брака;
  Д 73 - К 28 - списана часть расходов на виновное лицо;
  Д 70 - К 73 - отражено удержание части расходов из заработной платы виновного;
  Д 96 - К 28 - погашена часть расходов по исправлению брака за счет резерва,
  где: счет 10 "Материалы", счет 28 "Брак в производстве", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчет с персоналом по оплате труда", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 96 "Резервы предстоящих расходов".
 
 13.5. Доходы и расходы будущих периодов
 
  Сопоставление доходов и расходов по отдельным видам хозяйственной деятельности в одни и те же периоды - является одним из принципов бухгалтерского учета. Если доходы уже получены, а расходы уже осуществлены в текущем периоде, но относятся к будущим периодам, то они не могут быть приняты к зачету в данный момент времени, а должны быть зафиксированы в качестве доходов или расходов будущих периодов соответственно.
  Бухгалтерский учет расходов будущих периодов осуществляется на счет 97 "Расходы будущих периодов", а доходы - на счете 98 "Доходы будущих периодов".
  Расходы будущих периодов чаще всего связаны с необходимостью обновления выпускаемой продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг). Прежде чем выйти на рынок с новинками, предприятию необходимо значительное количество времени (иногда несколько лет) потратить на следующие мероприятия:
  проведение научно-исследовательских работ;
  подготовку и освоение нового производства, отработку новой технологии;
  закупку и наладку оборудования;
  выпуск пробной партии изделий и проведения их испытаний.
  Все эти затраты осуществляются задолго до массового производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. Они будут включены в себестоимость новой продукции в течение определенного срока, но не более 5-ти лет.
  В бухгалтерском учете сбор этих затрат осуществляется следующими проводками:
  Д 97 - К 02, 04, 05, 10, 23, 25, 26, 29, 41, 43, 44, 60, 69, 70, 71, 76, 96.
  Они отражают практически весь спектр хозяйственных операций, связанных с производственным процессом.
  В себестоимость продукции, работ и услуг эти расходы попадают при наступлении соответствующего текущего периода:
  Д 20, 23, 25, 26, 44 - К 97,
  где: счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 97 "Расходы будущих периодов".
  В качестве примера N 1 рассмотрим процесс подписки на периодическую литературу и уплату арендной платы за офис вперед в счет нескольких месяцев:
  Д 76 - К 51 - произведена оплата подписки и арендной платы;
  Д 97 - К 76 - учтена в качестве расходов будущих периодов сумма оплаты (без НДС);
  Д 19 - К 76 - отражена сумма НДС по произведенной оплате подписки и арендной платы;
  Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету с бюджетом оплаченная сумма НДС;
  Д 26 - К 97 - включена в текущие затраты доля расходов по подписке и арендной плате,
  где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 51 "Расчетные счета", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 97 "Расходы будущих периодов".
  Учет доходов будущих периодов осуществляется с использованием счета 98 "Доходы будущих периодов". Эти доходы обусловлены разными поступлениями, которые относятся к оплате оказанных услуг вперед в счет нескольких периодов, безвозмездными поступлениями, которые трансформируются в доходы при использовании полученных активов в хозяйственной деятельности. Кроме того, эти доходы могут быть связаны с предстоящими поступлениями задолженностей по недостачам за прошлые годы, а также с начисленной на виновное лицо разницей между рыночной ценой и балансовой стоимостью утерянного актива. Большинство этих вопросов уже рассмотрено на примерах (см. п.11.1, 11.10, 12.1, 12.5, 13.1, 13.2). Рассмотрим еще три характерных примера.
 
  Пример N 2. На расчетный счет предприятия поступила от арендатора сумма арендной платы вперед в счет нескольких хозяйственных периодов:
  Д 51 - К 76 - получена арендная плата в счет нескольких периодов вперед;
  Д 76 - К 68 - начислена к уплате в бюджет сумма НДС по арендной плате;
  Д 76 - К 98 - учтена в качестве доходов будущих периодов сумма арендной платы без НДС;
  Д 98 - К 91 - выделена доля дохода, относящаяся к текущему периоду,
  где: счет 51 "Расчетные счета", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 98 "Доходы будущих периодов".
 
  Пример N 3. Предприятием в качестве безвозмездной помощи получено от спонсора основное средство:
  Д 01 - К 98 - получено в безвозмездное пользование основное средство;
  Д 20 - К 02 - начислена ежемесячная сумма амортизации основного средства;
  Д 98 - К 91 - переведена в доходы предприятия доля стоимости основного средства,
  где: счет 01 "Основные средства", счет 02 "Амортизация основных средств", счет 20 "Основное производство", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 98 "Доходы будущих периодов".
 
  Пример N 4. Предприятием в качестве безвозмездной помощи получены от спонсора материалы:
  Д 10 - К 98 - получены безвозмездно материалы от спонсора;
  Д 20 - К 10 - часть материалов направлена в основное производство;
  Д 98 - К 91 - переведена в доходы предприятия стоимость использованных материалов,
  где: счет 10 "Материалы", счет 20 "Основное производство", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 98 "Доходы будущих периодов".
 
 13.6. Прогнозирование финансового результата
 
  В режиме неустойчивых рыночных отношений, которые существуют сегодня в России, коммерческим фирмам надо уметь прогнозировать финансовый результат своей деятельности. Сведения, накапливаемые в бухгалтерском учете, позволяют это делать. В главе 20 представлен простой и быстро реализуемый на персональном компьютере балансовый метод решения данной задачи, который заключается в формировании модели хозяйственной деятельности предприятия на базе типичных бухгалтерских проводок.
  Модель предполагает следующие условия хозяйственной деятельности:
  1) предприятие работает устойчиво, поэтому финансовый результат каждого последующего периода не зависит от предыдущего;
  2) предприятие функционирует равномерно, получая только текущие доходы и осуществляя только текущие расходы;
  3) все активы предприятия являются ликвидными, т.е. могут быть проданы по рыночной цене, балансовой стоимости или балансовой стоимости с некоторой заранее известной скидкой.
  Упрощенный смысл этих предположений можно трактовать таким образом, что ежемесячная (ежеквартальная) работа предприятия описывается в журнале хозяйственных операций усредненными показателями. Отражается закупка только необходимого количества материалов, которое без остатка перерабатывается в производстве, кроме того, отсутствует незавершенное производство, вся готовая продукция реализуется, и за нее без всяких задержек поступает выручка. Доходы и расходы будущих периодов отражаются только в виде долей текущего момента времени. Словом, формируется некая идеализированная схема деятельности, напоминающая известную в строительстве методику, называемую "работа с колес".
  Такая модель имеет характер изолированной денежной системы. Под ней подразумевается способ хозяйствования, не требующий дополнительных доходов и расходов, кроме тех, которые необходимы для достижения заданного результата.
  При таких весьма реальных допущениях получается достаточно простая и достаточно точная модель хозяйственной деятельности, баланс (микробаланс) которой сводится к нескольким итоговым счетам, среди которых главным является счет 99 "Прибыли и убытки", позволяющий непосредственно выявлять конечный финансовый результат.
  Если в модели изменять какие-либо параметры, то можно вычислить зависимости чистой (нераспределенной) прибыли от этих параметров и использовать их как инструмент управления прибылью предприятия.
  Чтобы плодотворно работать с бухгалтерскими моделями, заострим внимание на двух их основных итоговых характеристиках: чистой прибыли и коэффициенте рентабельности. О них речь уже шла в главе 8, но применительно к основной производственной деятельности предприятия.
  Под чистой (нераспределенной) прибылью в бухгалтерской модели понимается прибыль, полученная в результате всех типов хозяйственных операций и действий предприятия, уменьшенная на величину удержанного налога на прибыль. Под коэффициентом рентабельности в бухгалтерской модели понимается процентное отношение чистой прибыли ко всей сумме доходов, полученных за текущий период:
 
  ЧП (13.1)
  К = ------- x 100%
  р сумма Д
 
  где:
  К - коэффициент рентабельности деятельности предприятия;
  р
  ЧП - чистая прибыль предприятия, полученная от всех видов хозяйственных действий;
  сумма Д - сумма доходов предприятия, полученных от всех видов хозяйственных действий.
  В качестве примера рассмотрим исследования, которые были проведены на аудиторской фирме при выборе оптимальной средней заработной платы (ЗП) персонала 110, 132. Их суть состоит в том, чтобы установить наиболее благоприятное соотношение между коэффициентом рентабельности фирмы и величиной среднего оклада сотрудника фирмы. С этой целью была построена бухгалтерская модель, в которой при постоянной цене, установившейся на рынке аудиторских услуг, варьировалась величина среднего оклада работника (юриста, профессионального бухгалтера и профессионального аудитора) в пределах 4001000 долларов США.
  Совокупность бухгалтерских проводок (без конкретных сумм), составляющих модель хозяйственной деятельности аудиторской фирмы приведена в табл.13.1.
 
 Таблица 13.1. Бухгалтерская модель ежемесячной
 деятельности аудиторской фирмы.
 
  -----------------------------------------------------------------------
 | N |Корреспонден- | |
 |п/п| ция счетов | Содержание хозяйственной операции |
 | |--------------| |
 | |Дебет |Кредит | |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 1 | 20 | 70 |Начислена оплата труда наемным работникам |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 2 | 70 | 68 |Удержан налог на доходы физических лиц |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 3 | 20 | 69 |Отражены отчисления в социальные фонды (единый соци-|
 | | | |альный налог) |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 4 | 20 | 68 |Учтен ежемесячный эквивалент транспортного налога |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 5 | 91-2 | 68 |Отражен ежемесячный эквивалент налога на имущество |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 6 | 20 | 02 |Начислена амортизация основных средств |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 7 | 60 | 51 |Оплачено поставщикам материалов |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 8 | 10 | 60 |Оприходованы материалы по балансовой стоимости без|
 | | | |НДС |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 9 | 19 | 60 |Учтен НДС по оприходованным материалам |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 10| 68 | 19 |Предъявлен к зачету НДС по оплаченным материалам |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 11| 76 | 51 |Перечислено рекламному агентству |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 12| 20 | 76 |Отражены затраты на рекламу без НДС |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 13| 19 | 76 |Учтена сумма НДС по затратам на рекламу |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 14| 68 | 19 |Предъявлен к зачету с бюджетом НДС по оплаченной ре-|
 | | | |кламе |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 15| 91-2 | 68 |Начислен налог на рекламу |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 16| 20 | 10 |Материалы преданы в подразделения |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 17| 76 | 51 |Оплачено за аренду помещения и оборудования |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 18| 20 | 76 |Отражены затраты на аренду без НДС |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 19| 19 | 76 |Учтена сумма НДС по арендным платежам |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 20| 68 | 19 |Предъявлен к зачету с бюджетом НДС по арендным пла-|
 | | | |тежам |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 21| 76 | 51 |Перечислены ежемесячные эквивалентные платежи за ли-|
 | | | |цензию |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 22| 20 | 76 |Включены в затраты ежемесячные расходы на лицензию |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 23| 90-2 | 20 |Списаны на реализацию аудиторские услуги |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 24| 62 | 90-1 |Предъявлены счета заказчикам за оказанные им ауди-|
 | | | |торские услуги |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 25| 90-3 | 68 |Начислен НДС от выручки аудиторских услуг |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 26| 90-9 | 99 |Определен финансовый результат от реализации ауди-|
 | | | |торских услуг |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 27| 99 | 91-9 |Списаны на убытки внереализационные расходы |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 28| 99 | 68 |Начислен налог на прибыль |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 29| 51 | 62 |Поступила на расчетный счет выручка от заказчиков |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 30| 50 | 51 |Получены с расчетного счета в кассу средства на за-|
 | | | |работную плату |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 31| 70 | 50 |Выдана заработная плата персоналу |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 32| 68 | 51 |Перечислены налоговые платежи в бюджет |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 33| 69 | 51 |Произведена оплата взносов в социальные фонды |
  -----------------------------------------------------------------------
 
  Себестоимость услуг аудиторской фирмы включает в себя следующие компоненты:
  заработную плату персонала - 30,0%;
  отчисления в социальные фонды - 10,7%;
  арендную плату за помещение и оборудование - 3,2%;
  амортизационные отчисления на собственные основные средства - 3,1%;
  затраты на рекламу - 2,0%;
  расходы на материалы - 32,0%;
  текущие платежи за лицензию на право ведения аудиторской деятельности - 1,0%;
  прочие затраты, в том числе налоговые платежи - 18,0%.
  Результаты расчетов баланса (микробаланса) модели для средней заработной платы персонала в размере 400 долларов США приведены в табл.13.2, где суммы тоже в долларах.
 
 Таблица 13.2. Баланс бухгалтерской модели при средней
 заработной плате в 400 долларов.
 
  ---------------------------------- ----------------------------------
 | Актив | | Пассив |
  ---------------------------------- ----------------------------------
  51 "Расчетные счета" 29 350 02 "Амортизация основных средств"
  2 800
  90-2 "Себестоимость продаж" 57 700
  90-3 "НДС" 18 750 90-1 "Выручка" 112 500
  90-9 "Прибыль/убыток от продаж" 91-9 "Сальдо прочих доходов
  36 050 и расходов" 1 120
  91-2 "Прочие расходы" 1 120 99 "Прибыли и убытки" 26 550
  ---------------------------------- ----------------------------------
 | Баланс: 142 970 | | Баланс: 142 970 |
  ---------------------------------- ----------------------------------
 
  Сведения на субсчетах в балансе являются вспомогательными. Если отвлечься от них, и сосредоточить внимание на синтетических счетах, очевидно, что в активе баланса на счете 51 "Расчетные счета" отражен остаток денежных средств, полученный в результате поступления текущих доходов и осуществления текущих расходов. Он соответствует двум суммам в пассиве баланса: на счете 02 "Амортизация основных средств" отражена величина начисленной текущей амортизации, а на счете 99 "Прибыли и убытки" - сумма чистой прибыли.
  Этих материалов достаточно для решения поставленной задачи. Результаты расчетов коэффициента рентабельности для значений средней заработной платы 4001000 долларов США приведены на рис.13.1.
 
  См. графический объект "Рис.13.1. Зависимость коэффициента рентабельности (Кр, %) деятельности аудиторской фирмы от средней заработной платы (ЗП) персонала"
 
  Рис.13.1. Зависимость коэффициента рентабельности (Кр, %) деятельности аудиторской фирмы от средней заработной платы (ЗП) персонала.
 
  Коэффициент рентабельности отражает процентное отношение суммы на счет 99 "Прибыли и убытки" к сумме на субсчете 90-1 "Выручка".
  Из материалов рис.13.1 видно, что сочетание интересов учредителей предприятия и наемных работников можно обеспечить при среднем окладе в 600 долларов. Более низкие оклады не позволят сохранить квалифицированные кадры, что приведет к оттоку клиентов, а более высокие не обеспечат приемлемые дивиденды учредителям из-за малой рентабельности фирмы, так как цены на аудиторские услуги диктуются рынком.
  В главе 20 будет показано, что подобная бухгалтерская модель может быть сформирована для любой конкретной организации. Ее баланс (микробаланс) легко и быстро рассчитывается, поэтому она очень удобна для прогнозирования финансового результата хозяйственной деятельности предприятия.
 
 Контрольные вопросы по теме
 
  1. Дайте определения доходов и расходов предприятия.
  2. Какие виды доходов и расходов устанавливают российские стандарты?
  3. Когда возникает прибыль, и когда - убытки? На каком счете они формируются?
  4. Как определяется финансовый результат хозяйственной деятельности?
  5. Напишите проводки по определению финансового результата от реализации продукции.
  6. Напишите проводку, отражающую получение предприятием процентов банка на остаток средств на расчетном счете.
  7. Раскройте понятия бухгалтерской прибыли и налогооблагаемой прибыли? Как они соотносятся между собой?
  8. Напишите проводку по начислению налога на прибыль. По какой ставке рассчитывается сумма налога?
  9. Раскройте понятие суммовых разниц.
  10. Какова, по-вашему, цель работы предприятия?
  11. Чем обусловлено появление недостач и потерь ценностей на предприятии? На каком счете они фиксируются?
  12. Какова мера ответственности сотрудников предприятия по обнаруженным у них недостачам?
  13. Раскройте понятие норм естественной убыли товаров (продуктов). Как списываются недостачи в пределах этих норм?
  14. Суд отказал признать виновным в недостаче сотрудника предприятия. Куда следует списать сумму недостачи, и какими проводками?
  15. Недостача на складе обусловлена хищением. Что должно делать руководство, как эти действия отражаются в бухгалтерском учете?
  16. Для чего нужны резервы предстоящих расходов? На каком счете они формируются?
  17. Чем обусловлена необходимость учета доходов и расходов будущих периодов?
  18. Предприятие получило от спонсора в безвозмездное пользование основные средства. Как оформить эту операцию в бухгалтерском учете?
  19. Можно ли прогнозировать в бухгалтерском учете финансовый результат работы предприятия?
  20. Какие принципы заложены в основу построения бухгалтерской модели хозяйственной деятельности предприятия, и какие синтетические счета входят ее баланс (микробаланс)?
 
 Глава 14. Использование забалансовых счетов
 
  Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении материальных ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его распоряжении или пользовании. Это относится, например: к арендованным без выкупа основным средствам; лизинговому имуществу (сданному и принятому в аренду); материальным ценностям, принятым на ответственное хранение или на комиссию; к ценностям, взятым в переработку и т.п. Они применяются также для контроля специфических операций, связанных с использованием бланков строгой отчетности, списанной дебиторской задолженностью, отражением гарантий, полученных или выданных в целях обеспечения устойчивых платежных взаимоотношений между организациями.
  Рассмотрим способы проведения учета материальных ценностей и операций с использованием забалансовых счетов.
 
 14.1. Счет 001 "Арендованные основные средства"
 
  Счет 001 "Арендованные основные средства" применяет арендатор, который заключает договор о временном пользовании объектом. Такая аренда не предполагает выкупа имущества. При аренде без выкупа объект на балансе арендатора не числится, амортизацию по нему он не начисляет (хотя и несет материальную ответственность за использование имущества по назначению и за его состояние).
  Приемку в аренду он оформляет забалансовой неполной проводкой и держит объект на дебете счета 001 в оценке, записанной в договоре аренды:
  Д 001 - принят на забалансовый учет арендованный объект основных средств.
  Данные по счету 001 в баланс не входят, а арендные платежи начисляются арендатором и уплачиваются в обычном порядке. Например, у торговой организации, арендовавшей торговый зал, в бухгалтерском учете проводки по арендной плате будут выглядеть следующим образом:
  Д 44 - К 76 - начислена сумма арендной платы;
  Д 19 - К 76 - учтен НДС по арендной плате;
  Д 76 - К 51 - перечислена сумма арендной платы,
  где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 44 "Расходы на продажу", счет 51 "Расчетные счета", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
  Возврат арендованного объекта основных средств записывается в бухгалтерском учете обратной неполной проводкой, не влияющей на баланс:
  К 001 - списан с забалансового учета арендованный объект основных средств.
  (Подробнее об аренде основных средств см. п.5.4.)
 
 14.2. Счет 002 "Товарно-материальные ценности,
 принятые на ответственное хранение"
 
  Этот забалансовый счет применяется для учета материальных ценностей в следующих случаях:
  1) при поступлении товаров и другого имущества без заявки или заказа;
  2) при приобретении материальных ценностей, которые по договору предприятие может использовать только после их оплаты;
  3) при поступлении ценностей, предназначенных для раздачи физическим лицам в благотворительных или гуманитарных целях;
  4) при приобретении материалов и товаров по договору мены на условиях их использования только после отгрузки встречного товара;
  5) для учета реализованной готовой продукции, право собственности на которую уже перешло к покупателю, но которую он еще не вывез со склада предприятия.
  Рассмотрим примеры.
  1. Поступили не заказанные материальные ценности. Предприятие до полного выяснения обстоятельств приняло их на ответственное хранение. После установления владельца был решен вопрос оплаты хранения ценностей и их отправки. В бухгалтерском учете сделаны проводки:

<< Пред.           стр. 32 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу