<< Пред. стр. 46 (из 66) След. >>
Предельная ставка 5% от минимального размера оплаты труда (МРОТ). Конкретные ставки назначают местные органы власти.От уплаты курортного сбора освобождаются:
1) дети в возрасте до 16 лет;
2) лица, прибывающие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха;
3) лица, прибывающие в курортные местности в служебные командировки, на учебу и постоянное местожительство;
4) лица, следующие по плановым туристическим маршрутам туристско-экскурсионных организаций, а также совершающие путешествия по маршрутным книжкам;
5) мужчины в возрасте от 60 лет и старше, женщины в возрасте от 55 лет и старше;
6) дети, приезжающие к родителям указанных возрастов.
Порядок уплаты определен следующим образом. Лица, пребывающие на отдых в курортные местности без путевок и курсовок, уплачивают сбор при регистрации и прописке по месту временного проживания. При перемене места проживания в пределах одного города или населенного пункта сбор повторно не взимается. Лица, прибывшие на срок до 1,5 месяца, регистрируются не позднее 3-дневного срока со дня прибытия, а проживающие в гостиницах и домах колхозника - в день прибытия. Лица, проживающие в палатках и автомашинах, уплачивают сбор в отделениях банка или в поселковых советах. Сумма сбора зачисляется в местный бюджет.
Постановлениями Совмина РФ от 16 августа 1963 г. N 1012, от 8 августа 1975 г. N 461 и 15 декабря 1987 г. N 489 к курортным местам были отнесены:
в Кабардино-Балкарии - г. Нальчик;
в Тверской области - курорт Селигер (район озера и г. Осташков, Верхневолжские озера, исток Волги и поселки Пено и Селижарово);
в Краснодарском крае - города Анапа, Геленджик, Горячий Ключ, Ейск, Сочи, Туапсе, курортные поселки Архипо-Осиповка, Джугба, Кабардинка, Новомихайловский, населенные пункты Бетта, Криница и Дивноморск;
в Приморском крае - курортная зона г. Владивостока - побережье Амурского залива, поселок Горный Ключ;
в Ставропольском крае - города Ессентуки, Железноводск, Карачаевск, Кисловодск, Пятигорск, Теберда, и поселок Домбай.
Примечание. В соответствии с Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ (с изменениями от 29.04.2002 г.) с 1 января 2001 года при исчислении налогов, сборов, пени и штрафов в качестве 1 МРОТ признается сумма 100 рублей.
16.31. Сбор за право торговли
Сбор за право торговли установлен законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.). Его характеристики определяются исключительно органами местного самоуправления. Закон оговаривает, что сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента.
Плательщиками сбора за право торговли признаются любые организации и физические лица, осуществляющие торговлю изделиями и товарами через постоянные торговые точки, а также с рук, открытых прилавков, автомашин и выносных лотков.
Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, и уплатившие регистрационный сбор (см. п.16.29), при осуществлении торговли обязаны уплачивать также сбор за право торговли.
При открытии торговой точки на рынке продавец (физическое или юридическое лицо) кроме сбора за право торговли обязан дополнительно уплачивать рыночный сбор. Рыночный сбор является платой за услуги рынка и не заменяет сбор за право торговли.
Разовый талон или временный патент на право торговли должны содержать следующие сведения: срок действия, наименование товара, наименование организации, юридический адрес, место проведения торговли.
Расходы по уплате сбора относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, что отражается в бухгалтерском учете при помощи одной из следующих проводок:
Д 91 (84) - К 68,
где: счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При использовании счета 91 "Прочие доходы и расходы" необходимо помнить, что сумма сбора не уменьшает налоговую базу по прибыли.
Сумма сбора целиком поступает в доходы местных бюджетов.
На территории субъекта РФ, где введен налог с продаж, сбор за право торговли не взимается.
16.32. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений,
организаций на содержание милиции, благоустройство
территорий, нужды образования и другие цели
Целевые сборы предусмотрены Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) для решения социально-экономических проблем территорий. Их плательщиками признаются предприятия всех организационно-правовых форм, расположенных на территории, на которой органами местного самоуправления введены указанные целевые сборы, а также граждане, проживающие на данной территории.
Объектами обложения являются:
для юридических лиц - годовой фонд оплаты труда, рассчитанный исходя из минимального размера оплаты труда (12 МРОТ, где: - годовая среднесписочная численность работников);
для физических лиц - годовой доход, рассчитанный исходя из минимального размера оплаты труда (12 МРОТ).
Как отмечалось выше, в настоящее время при исчислении налогов, сборов, пени и штрафов в качестве 1 МРОТ условно используется сумма 100 рублей.
Среднесписочная численность работников определяется на основе Инструкции Госкомстата РФ от 07.12.1998 г. N 121 с учетом льготных категорий работников, определяемых перечнем, утвержденным местным органом самоуправления. Чаще всего льготы предоставляются следующим категориям граждан:
1) многодетным, малообеспеченным семьям;
2) семьям граждан, погибших во время боевых действий в войнах и конфликтах;
3) инвалидам Великой отечественной войны;
4) пенсионерам;
5) предприятиям, производящим продукцию сельскохозяйственного назначения и товары для детей.
Предельный размер ставок не должен превышать 3%.
Расходы организаций по уплате целевых сборов на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели относятся на финансовый результат работы, что оформляется в бухгалтерском учете при помощи проводки:
Д 91 - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
16.33. Налог на рекламу
Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками налога на рекламу являются:
предприятия и организации - рекламодатели, местонахождением которых является территория данного города, района или поселка;
индивидуальные предприниматели - рекламодатели, местожительством которых является территория данного города, района или поселка.
Налогоплательщики в целях привлечения покупателей к производимой продукции, выполняемым работам и оказываемым услугам приобретают рекламные работы (услуги) или формируют их самостоятельно.
Согласно Федеральному закону "О рекламе" от 18.07.1995 г. N 108-ФЗ (в редакции от 30.12.2001 г.) реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях. Она предназначена для неопределенного круга лиц и призвана пробуждать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, его замыслам и починам и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Участниками процесса формирования и продвижения рекламы являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. В целом ряде случаев юридические и физические лица могут совмещать в той или иной степени все функции трех субъектов коммерческих рекламных взаимоотношений.
Поскольку реклама - это информация, то она должна иметь определенный материальный носитель, т.е. место, на котором она размещается и с помощью которого доносится до потребителя. Эта характеристика весьма важна для понимания особенностей учета налога на рекламу, так как в настоящее время налоговые органы часто применяют принципы налогообложения к носителю рекламы независимо от наличия на нем информации, что является юридической ошибкой.
Более того, как отмечено выше, рекламная информация обладает двумя важными отличительными свойствами: она должна предназначаться для неопределенного круга лиц и обладать способностью возбуждать и поддерживать интерес к рекламируемой организации, ее товарам, работам, услугам, замыслам и починам. Размещение только таких сведений на носителе может считаться распространением рекламной информации.
Объектом налогообложения служит приобретение рекламных работ и услуг, состоящих в изготовлении и продвижении информации. Налогооблагаемой базой является стоимость рекламных работ и услуг без налога с продаж (если они приобретаются за наличный расчет) и без налога на добавленную стоимость (НДС). Если предприятие - рекламодатель привлекает внимание потенциальных покупателей к продукции, не облагаемой НДС за базу для начисления налога, оно все равно принимает стоимость приобретаемых или изготовляемых работ (услуг) без НДС. Хотя при этом НДС из состава расходов не выделяется и не относится на зачет с бюджетом.
Не являются объектами налогообложения:
1) плата за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы, полностью поступающая в бюджет;
2) информация о наименовании организации, часах работы и т.п. на вывесках при входе в помещения, внутри помещений или в витринах;
3) объявления или извещения об изменении места нахождения организации, телефонов, телетайпов и т.п.;
4) информация на предупреждающих табличках, сообщающих сведения об ограничении передвижения, производстве работ и иные подобные известия.
В ряде регионов дополнительно освобождается от налогообложения социальная реклама, в том числе реклама благотворительных мероприятий, а также реклама реабилитационных и социальных мероприятий общественных организаций инвалидов.
В соответствии со ст.244 НК РФ расходы на рекламу включаются полностью или частично в себестоимость продукции, работ и услуг в качестве прочих затрат, связанных с их продажами. Полностью относятся на себестоимость следующие виды рекламных расходов:
на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых организацией или о самой организации;
на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои качества при экспонировании.
Частично относятся на себестоимость товаров, готовой продукции, работ и услуг затраты:
на приобретение призов, предназначенных для награждения победителей во время массовых рекламных компаний;
на иные виды рекламы, не попавшие в предыдущий перечень.
Доля частично включаемых затрат составляет 1% от выручки без налога с продаж и НДС для всех предприятий, кроме организаций торговли, общественного питания и снабженческо-сбытовой сферы. У последних эта доля составляет 1% от дохода, выраженного в виде разности покупных и продажных цен (без налога с продаж и НДС).
Налоговая ставка ограничена размером 5% от фактических расходов на рекламу без НДС и налога с продаж. В пределах данного норматива она устанавливается самостоятельно местными органами власти, которые также могут определять дополнительные льготные категории юридических и физических лиц по уплате данного налога.
Расходы, связанные с уплатой налога на рекламу, в бухгалтерском учете списываются на прочие доходы и расходы, которые уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли, что может быть оформлено следующей проводкой:
Д 91 - К 68 - начислен налог на рекламу,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Рассмотрим пример N 1. Книжные магазины, торговые компании, фирмы-разработчики программного обеспечения, информационные центры и консультационные корпорации часто используют для рекламирования своих товаров, работ, услуг и разработок фирменные пакеты, которые раздают бесплатно посетителям различных выставок и выставок-продаж. Так как пакеты предназначены для неопределенного круга лиц и содержат сведения о деятельности организаций, адреса магазинов, наименование товаров, продукции и услуг, то они относятся к категории рекламы, поэтому затраты на пакеты облагаются налогом на рекламу. В бухгалтерском учете операции по приобретению таких пакетов оформляются следующим образом:
Д 60 - К 51 - оплачено подрядчику за изготовление фирменных пакетов;
Д 10 - К 60 - оприходованы на склад поступившие от подрядчика фирменные пакеты;
Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС по поступившим фирменным пакетам;
Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма НДС по оплаченным фирменным пакетам,
где: счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Признание расходов на рекламу для исчисления налога следует в момент включения стоимости пакетов в коммерческие расходы. Это совпадает с моментом продвижения рекламы, что в бухгалтерском учете отражается проводками:
Д 44 - К 10 - отражена передача пакетов потребителям;
Д 91 - К 68 - начислен налог на рекламу в сумме 5% от стоимости выданных за квартал пакетов потребителям,
где: счет 44 "Расходы на продажу", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Рассмотрим пример N 2. Редакции газет и журналов, часто размещают в своих изданиях информацию о подписных индексах, о расценках, сроках подписки и о том, что публиковалось ранее и (или) будет размещаться в следующих номерах. Если издания распространяются только по подписке (что обычно упоминается в объявлениях), то расходы редакций на такую информацию не относятся к затратам на рекламу, поскольку сама информация предназначена только для определенного круга лиц, являющихся подписчиками этих изданий. Если газеты и журналы поступают и в свободную продажу, то затраты редакций и издательств на эти объявления попадают в категорию расходов на рекламу. В этом случае в бухгалтерском учете формируются проводки по отражению затрат, а в конце текущего периода фиксируется операция по начислению налога на рекламу. При этом, согласно упомянутым нормативным документам, должна быть учтена доля косвенных расходов организации, относящаяся к прямым затратам на составление рекламной информации:
Д 44 - К 02 - начислена амортизация на основные средства, используемые для составления рекламных объявлений;
Д 44 - К 05 - определена сумма амортизации нематериальных активов редакции, применяемых при составлении рекламных объявлений;
Д 44 - К 10 - списаны материалы на рекламные расходы;
Д 44 - К 70 - начислена оплата труда, связанного с разработкой рекламного объявления;
Д 44 - К 69 - определены суммы отчислений социальные фонды по оплате труда, связанного с разработкой рекламы;
Д 44 - К 26 - включена в состав расходов на рекламу доля косвенных расходов предприятия за отчетный период;
Д 91 - К 68 - начислен налог на рекламу в размере 5% от совокупности расходов, связанных с разработкой рекламных объявлений,
где: счет 02 "Амортизация основных средств", счет 05 "Амортизация нематериальных активов", счет 10 "Материалы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
16.34. Налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и персональных компьютеров
Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров уплачивают организации и физические лица, осуществляющие перепродажу указанных видов техники.
Не является операцией перепродажи и не подлежит налогообложению торговля автомобилями, вычислительной техникой и персональными компьютерами организациями-производителями данной продукции. К ним относятся также предприятия, которые осуществляют сборку автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров из деталей и комплектующих изделий, изготовленных на других отечественных и зарубежных фирмах. При этом сборкой не считается дополнительная комплектация и предпродажная подготовка товаров.
Органы местного самоуправления имеют право принимать решения о расширении перечня льготных категорий предприятий и физических лиц.
Законом определено, что базой для исчисления налога является сумма сделки, которая должна быть подтверждена соответствующими документами. Федеральным законом оговорена предельная ставка налога в размере 10%. Она может корректироваться в меньшую сторону решением местного органа самоуправления.
Суммы налога полностью зачисляются в доходы местных бюджетов. Расходы по уплате налога на перепродажу автомобилей, вычислительной техники предприятия относят на прибыль, остающуюся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль. Это оформляется в бухгалтерском учете с помощью следующей проводки:
Д 91 (84) - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Если в учете применяется счет 91 "Прочие доходы и расходы", то числящаяся на нем сумма налога на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, не должна уменьшать налоговую базу по прибыли.
На территориях субъектов РФ, на которых действует налог с продаж, данный налог не взимается.
16.35. Сбор с владельцев собак
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора с владельцев собак являются исключительно физические лица, проживающие в городах и имеющие собак.
Сбор не взимается с владельцев служебных собак. Основанием для освобождения от уплаты является документ установленного образца, подтверждающий использование собаки в служебных целях.
Сбор с владельцев собак уплачивается раз в год в размере, не превышающем величину 1/7 МРОТ (минимального размера оплаты труда).
Местные органы самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы.
Как отмечалось выше:
в качестве минимального размера оплаты труда для исчисления сбора с владельцев собак следует применять сумму 100 рублей;
сбор не взимается на территориях РФ, на которых уплачивается налог с продаж.
16.36. Лицензионный сбор за право торговли
винно-водочными изделиями
Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора признаются организации и физические лица, реализующие винно-водочные изделия. Физические лица должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и уплатить регистрационный сбор (см. п.16.29).
Сбор взимается за приобретение права торговли винно-водочными изделиями на территории, контролируемой соответствующим органом местного самоуправления.
Годовая сумма сбора устанавливается кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ):
для организаций - 50 МРОТ;
для физических лиц - 25 МРОТ.
При осуществлении торговли с временных точек, обслуживающих вечера, балы и гулянья размер взноса устанавливается в сумме 0,5 МРОТ за каждый день торговли.
Величина МРОТ должна приниматься на момент получения разрешения (до начала торговли): в настоящее время эта тонкость не имеет значения, поскольку с 1 января 2001 г. до внесения изменений в соответствующие законы для исчисления сборов назначена величина МРОТ = 100 руб.
Льготные условия устанавливаются органами местного самоуправления. Вся сумма сбора поступает в местный бюджет.
Юридические лица относят расходы по сбору за право торговли винно-водочными изделиями на прибыль, остающуюся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, что оформляется в бухгалтерском учете с помощью проводки:
Д 91 (84) - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При использовании счета 91 "Прочие доходы и расходы" следует иметь в виду, что сумма сбора на нем не должна уменьшать базу по налогу на прибыль.
Физические лица уплачивают сбор из собственных средств.
Сбор не взимается на территориях субъектов Федерации, где действует налог с продаж.
16.37. Лицензионный сбор за право проведения местных
аукционов и лотерей
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора за право проведения местных аукционов и лотерей признаются предприятия разных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке.
Объектом обложения является право на проведение местных аукционов и лотерей. Местные аукционы организуются по решению местных органов самоуправления территорий, а местные лотереи - по решению правительств субъектов федерации.
Базой, облагаемой сбором за право проведения местных аукционов и лотерей, является, соответственно, стоимость заявленных к аукциону товаров или сумма, на которую выпущены лотерейные билеты.
Федеральным законом установлена ставка сбора, которая не должна превышать 10%.
Оплата сбора производится через банк до получения лицензии. Сумма сбора полностью зачисляется в местный бюджет.
Предприятия относят расходы по лицензионному сбору на прибыль, остающуюся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, что отображается в бухгалтерском учете с помощью проводки:
Д 91 (84) - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При применении счета 91 "Прочие доходы и расходы" сумму сбора не следует исключать из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Сбор за право проведения местных аукционов и лотерей не уплачивается на территориях субъектов РФ, которые ввели налог с продаж.
16.38. Сбор за выдачу ордера на квартиру
Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиком сбора за выдачу ордера на квартиру признается физическое лицо, которому предоставляется право на заселение отдельной квартиры.
Максимальная сумма сбора определена упомянутым законом: она не должна превышать величину 0,75 минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного законодательством на момент выдачи ордера (в настоящее время для исчисления сборов МРОТ = 100 руб.). Органы местного самоуправления имеют право устанавливать конкретные ставки сбора и определять льготные категории граждан, к которым могут быть отнесены:
участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
граждане из многодетных и малообеспеченных семей.
Сумма сбора за выдачу ордера на квартиру должна быть оплачена через отделение Сбербанка РФ и целиком поступает в местный бюджет.
Если на территории субъекта РФ действует налог с продаж, то данный сбор не взимается.
16.39. Сбор за парковку автотранспорта
Сбор за парковку автотранспорта устанавливается районными и городскими органами местного самоуправления на основании Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.). Его плательщиками признаются организации и физические лица, паркующие автотранспорт в специально отведенных для этих целей местах.
Местные органы самоуправления определяют следующие характеристики:
параметры и критерии мест парковки;
форму отчетных документов, подтверждающих уплату сбора;
ставки сбора;
льготы, предоставляемые гражданам и организациям;
порядок парковки;
режим работ мест парковки.
Сбор уплачивается на месте парковки путем приобретения документа установленной формы (квитанции, талона, бланка). Сбор исчисляется исходя из назначенной ставки за единицу времени использования места парковки.
Сумма сбора перечисляется в местный бюджет. Организации расходы по уплате сбора относят на финансовый результат работы, оформляя следующую проводку в бухгалтерском учете:
Д 91 - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При введении на территории субъекта Федерации налога с продаж, сбор за парковку автотранспорта не взимается.
16.40. Сбор за право использования местной символики
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора за право использования местной символики признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие продукцию, на которой отображена местная символика: гербы, виды городов, мест, исторических памятников и т.п.
Объектом обложения служит реализация товара с местной символикой. Базой исчисления сбора является стоимость реализованной продукции (определяемая по выручке без НДС, акцизов и налога с продаж), на которую нанесена местная символика. Предельная ставка, определенная упомянутым законом, составляет 0,5%.
Местные органы самоуправления устанавливают следующие параметры и характеристики:
понятие местной символики;
порядок предоставления прав на ее использование;
виды облагаемой продукции;
конкретные ставки сбора;
перечень льгот.
Сумма сбора поступает в местный бюджет. Предприятия относят расходы по сбору на прибыль, остающуюся в их распоряжении после перечисления налога на прибыль, что оформляется в бухгалтерском учете следующей проводкой:
Д 91 (84) - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Если в учете используется счет 91 "Прочие доходы и расходы, то следует иметь в виду, что сумма сбора за право использования местной символики не должна уменьшать базу по налогу на прибыль.
На территории субъекта РФ, где действует налог с продаж, данный сбор не уплачивается.
16.41. Сбор за участие в бегах на ипподромах
Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора за участие в бегах на ипподромах считаются организации и физические лица, выставляющие своих лошадей на соревнования коммерческого характера.
Объектом обложения является представление лошади на участие в состязании.
Орган местного самоуправления, на территории которого расположен ипподром, устанавливает следующее:
размер сбора;
порядок его уплаты;
форму оплаты (наличными через кассу ипподрома, безналичным перечислением непосредственно в бюджет или на расчетный счет ипподрома).
Сумма сбора за участие в бегах на ипподроме поступает в местный бюджет. Расходы организации по оплате сбора относятся на прибыль, остающуюся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, что отображается в бухгалтерском учете проводкой:
Д 91 (84) - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При ведении учета с применением счета 91 "Прочие доходы и расходы" необходимо включать сумму сбора за участие в бегах на ипподроме в состав базы по налогу на прибыль.
Если на местной территории действует налог с продаж, то данный сбор не взимается.
16.42. Сбор за выигрыш на бегах
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора за выигрыш на бегах признаются физические лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме.
Объектом обложения и базой сбора является сумма выигрыша, подлежащая к выплате.
Упомянутым законом определена предельная ставка, равная 5%.
Органы местного самоуправления устанавливают:
конкретную ставку сбора;
форму удержания - у источника выплаты (кассы ипподрома) с последующим перечислением суммы в местный бюджет.
Вся сумма зачисляется в местный бюджет.
На территории субъекта РФ, на которой действует налог с продаж, сбор за выигрыш на бегах не уплачивается
16.43. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме
Сбор установлен Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.). Его плательщиками являются лица, участвующие в игре на тотализаторе на ипподроме.
Сбор исчисляется в виде процентной надбавки к плате за участие в игре. Предельный размер сбора 5%. Конкретную величину ставки определяют районные и городские органы местного самоуправления. Оплата производится при приобретении билета на участие в игре. Сумма сбора перечисляется в местный бюджет с расчетного счета ипподрома.
Если на местной территории введен налог с продаж, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, не взимается.
16.44. Сбор со сделок, совершаемых на биржах
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора со сделок, совершаемых на биржах, признаются организации и индивидуальные предприниматели, участвующие в биржевых сделках.
Объектом обложения являются сделки, совершаемые на биржах, за исключением тех, которые законодательство определяет как операции с ценными бумагами (см. п.16.5). Порядок регистрации сделок и их оформление устанавливают биржи. Базой сбора считается сумма биржевой сделки. Законом оговорена предельная ставка сбора в размере 0,1%. Районные и городские органы местного самоуправления могут назначать конкретные ставки и одновременно формировать порядок и сроки уплаты сбора.
Сумма сбора поступает в бюджет территории, на которой находится биржа. Расходы по сбору организации относят на прибыль, остающуюся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, что отображается в бухгалтерском учете следующей проводкой:
Д 91 (84) - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При использовании счета 91 "Прочие доходы и расходы" следует иметь в виду, что сумма сбора со сделок, совершаемых на биржах, не уменьшает базу по налогу на прибыль.
На территории субъекта РФ, на которой действует налог с продаж, сбор не уплачивается.
16.45. Сбор за право проведения кино- и телесъемок
Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора являются коммерческие кино- и теле организации, производящие съемки, которые требуют от органов местного самоуправления проведения специальных мероприятий, например: выделение нарядов милиции, ограждение территории съемок и т.п.
Объектом обложения считается право на проведение съемок.
Органы местного самоуправления устанавливают следующее:
порядок получения разрешения на съемки;
конкретный размер сбора;
форму разрешающего документа.
Сбор уплачивается до получения разрешения и относится на финансовый результат работы организации, что фиксируется в бухгалтерском учете следующей проводкой:
Д 91 - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Если на местной территории действует налог с продаж, то данный сбор не уплачивается.
16.46. Сбор за уборку территорий населенных пунктов
Сбор установлен Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.). Его плательщиками признаются организации и физические лица, являющиеся владельцами строений.
Объектом обложения считаются работы, выполняемые местными коммунальными службами по уборке территорий населенных пунктов.
Федеральным законом от 31.12.2002 г. N 191-ФЗ для юридических лиц установлена максимальная ставка сбора - 1,5% от фонда оплаты труда и назначен предельный срок его взимания - 01.01.2005 г.
Органы местного самоуправления определяют следующее:
налоговую базу;
ставку сбора;
порядок и сроки уплаты;
льготы для отдельных категорий плательщиков;
возможность плательщиков самим осуществлять работы по уборке территорий.
Сумма сбора поступает в доходы местного бюджета. Расходы по сбору организации относят на финансовый результат работы, что отражается в бухгалтерском учете проводкой:
Д 91 - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
На территории субъекта РФ, на которой введен налог с продаж, сбор не уплачивается.
16.47. Сбор за открытие игорного бизнеса
Сбор определен Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.). Плательщиками являются организации и физические лица, обладающие правом собственности на игровые автоматы и другое оборудование для вещевых и денежных выигрышей, а также на карточные столы, рулетки и иные игровые средства, независимо от места их установки.
Сбор за открытие игорного бизнеса - это разовый платеж при открытии данного бизнеса. Он не связан с налогом на игорный бизнес (см. п.16.24). Параметры сбора и порядок его взимания устанавливается органами местного самоуправления.
Расходы по сбору организации относят на прибыль, остающуюся у них после уплаты налога на прибыль. Это отражается в бухгалтерском учете с помощью проводки:
Д 91 (84) - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Если в учете используется счет 91 "Прочие доходы и расходы", то следует помнить, что сумма сбора за открытие игорного бизнеса не уменьшает базу по налогу на прибыль.
На территории субъекта Федерации, на которой действует налог с продаж, данный сбор не уплачивается.
16.48. Отличие бухгалтерской прибыли от налоговой прибыли
Перед современным бухгалтером в последние годы возникла дополнительная проблема, обусловленная несовпадением нормативных документов, регламентирующих бухгалтерские (экономические) и налоговые условия деятельности организации.
В результате на практике формируются два независимых вида учета. В них применяются различные методы калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), и используются неодинаковые приемы признания доходов и расходов. Выпускаемые законодательные акты полны противоречий. Чего стоит только один тот факт, что на протяжении многих лет в стране отсутствует фундаментальное экономическое понятие минимальной величины оплаты труда.
Самым серьезным различием бухгалтерского и налогового учетов является несовпадение способов описания и трактовки доходов и расходов, а, следовательно, и финансового результата - главного критерия эффективности деятельности предприятия в рыночных обстоятельствах. Поэтому оба вида учета постепенно утрачивают практический смысл.
Продемонстрируем на реальном примере, насколько могут не совпадать выводы о финансовом положении предприятия в бухгалтерском и налоговом учете. Для этой цели используем только один факт - несовпадение учета расходов на рекламу.
Пример. Коммерческое предприятие, производящее легковые автомобили, продает их через фирменный магазин. Для привлечения покупателей оно предлагает им новый вид рекламных услуг. Выделено 5 автомобилей новой марки, которые потенциальный покупатель может опробовать в движении на специальной трассе у магазина. Автомобили заправлены горюче-смазочными материалами (ГСМ), покупатель может сесть за руль, запустить двигатель и испытать все системы в движении по трассе. По мнению менеджеров, такая реклама должна увеличить объемы продаж.
Затраты, связанные с новым видом рекламы, не входят в перечень расходов, полностью включаемых в коммерческие расходы предприятия, поэтому в соответствии со ст.244 НК РФ на них существует ограничение при определении базы по налогу на прибыль. Это ограничение составляет 1% процент от выручки без налога с продаж и НДС.
Бухгалтерии поручено оценить, какое количество продаж может компенсировать разницу между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью. С этой целью была составлена бухгалтерская модель ситуации, которая может быть описана следующей совокупностью проводок (см. табл.16.26).
Таблица 16.26. Учет затрат на новый вид рекламных услуг
-----------------------------------------------------------------------
| N | Корреспонден-| Содержание хозяйственной операции |
|п/п| ция счетов | |
| |--------------| |
| |Дебет |Кредит | |
|---|------|-------|----------------------------------------------------|
| 1 | 44 | 41 |Отражена уценка (степень износа) автомобилей,|
| | | |используемых потенциальными покупателями для|
| | | |тестирования их качества |
|---|------|-------|----------------------------------------------------|