<< Пред.           стр. 47 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу

 | 2 | 44 | 10 |Включены в прямые рекламные расходы затраты на ГСМ и|
 | | | |запасные части |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 3 | 44 | 70 |Начислена заработная плата механику, выделенному для|
 | | | |обслуживания автомобилей, тестируемых покупателями |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 4 | 44 | 69 |Определена сумма единого социального налога от|
 | | | |оплаты труда механика |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 5 | 44 | 26 |Учтена в рекламных расходах доля косвенных затрат|
 | | | |предприятия |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 6 | 90 | 41 |Списана на продажу стоимость дополнительно|
 | | | |реализованных автомобилей - эффект воздействия|
 | | | |рекламы |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 7 | 90 | 68 |Определена сумма налога с продаж |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 8 | 90 | 68 |Начислен НДС |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 9 | 90 | 68 |Выделена сумма акциза, предназначенная для уплаты в|
 | | | |бюджет |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 10| 90 | 44 |Списаны на реализацию расходы по новому виду рекламы|
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 11| 90 | 44 |Списана на реализацию дополнительного количества|
 | | | |автомобилей соответствующая доля издержек обращения|
 | | | |магазина |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 12| 62 | 90 |Отражена выручка от реализации дополнительных|
 | | | |автомобилей |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 13| 90 | 99 |Определена сумма прибыли от реализации|
 | | | |дополнительных автомобилей |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 14| 91 | 68 |Начислен налог на рекламу |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 15| 99 | 91 |Включена в состав убытков сумма налога на рекламу |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 16| 99 | 68 |Начислен налог на прибыль от реализации|
 | | | |дополнительного количества автомобилей |
 |---|------|-------|----------------------------------------------------|
 | 17| 51 | 62 |Получена в кассу выручка от реализации|
 | | | |дополнительного количества автомобилей |
  -----------------------------------------------------------------------
 
  В представленном перечне проводок: счет 10 "Материалы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 41 "Товары", счет 44 "Расходы на продажу", счет 50 "Касса", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 90 "Продажи", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".
  Для проведения исследований были выбраны следующие экономические характеристики предприятия:
  1) объект рассмотрения - легковой автомобиль, являющийся продукцией предприятия, имеющий двигатель мощностью 100 л.с., принадлежащий к 5-й амортизационной группе; срок его полезного использования - 7 лет, производственная себестоимость - 206 057 руб.;
  2) ставка акциза на автомобиль - 13,0 руб. на 1 л.с. (см. табл. 16.3);
  3) прямые расходы на рекламу включают: уценку 5-ти автомобилей - 15 625 руб., затраты на ГСМ и запасные части - 2 500 руб., зарплату механика 6 000 руб., отчисления в социальные фонды - 2 136 руб.;
  4) косвенные расходы на рекламу составляют 10% от прямых расходов;
  5) издержки обращения магазина на один проданный автомобиль оцениваются в размере 6 400 руб.;
  6) отпускная цена автомобиля - 300 000 руб.
  Примечание. Уценка автомобилей включена в состав нового вида рекламы, так как она не связана с традиционным понятием потери качества продукции экспонируемых товаров, а обусловлена, прежде всего, техническими условиями экспериментальной эксплуатации автомобилей. Принципиального значения для проводимого анализа данный факт не имеет. Расчеты проводились для 10-ти вариантов продаж по количеству дополнительно реализованных автомобилей. Результаты представлены в табл.16.27.
 
 Таблица 16.27. Результаты расчетов чистой прибыли
 
  -----------------------------------------------------------------------
 | Продажи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
 | шт. | | | | | | | | | | |
 |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|
 |ЧП (бух.)|-11,0| 8,0 |27,1 |46,1 |57,3 |84,1 |103,1|122,2|141,2 |160,2|
 |тыс.руб. | | | | | | | | | | |
 |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|
 |ЧП (нал.)|15,5 |32,1 |48,9 |65,5 |69,2 |98,7 |115,3|132,0|148,6 |165,3|
 |тыс.руб. | | | | | | | | | | |
 |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|
 |Отношение |-0,71|0,25 |0,55 |0,70 |0,83 |0,85 |0,89 |0,93 | 0,95 |0,97 |
 |К (б/н) | | | | | | | | | | |
  -----------------------------------------------------------------------
 
  Для большей наглядности отношение бухгалтерской чистой прибыли к налоговой чистой прибыли приведено на графике рис.16.1.
 
  См. графический объект "Рис.16.1. Зависимость отношения бухгалтерской чистой прибыли к налоговой чистой прибыли от количества дополнительных продаж автомобилей"
 
  Рис.16.1. Зависимость отношения бухгалтерской чистой прибыли к налоговой чистой прибыли от количества дополнительных продаж автомобилей.
 
  Из материалов табл.16.27 и рис.16.1 видно, что расхождение значений чистой прибыли (ЧП), полученной в бухгалтерском и налоговом учете, нивелируется при дополнительных продажах более 10-ти автомобилей. Коэффициент отношения бухгалтерской и налоговой чистой прибыли К(б/н) = 1 характеризует полную компенсацию рекламных затрат.
  Из полученных результатов следует, что, затрачивая денежные средства на новый вид рекламы и находясь в трудном финансовом положении, предприятие с позиций налоговых органов выглядит процветающим. Очевидно, что налоговый учет не позволяет адекватно отражать финансовое состояние предприятий и предъявляет к ним необоснованно завышенные требования, безусловное исполнение которых может привести к неоправданному банкротству.
  Налицо экономический парадокс. Материальные блага создаются в сфере производства, где весьма ограниченные возможности для роста количества продаж и наращивания объема прибыли в условиях жесткой конкуренции на рынке. А ведь в рассматриваемом случае увеличение числа проданных автомобилей за счет дополнительных расходов на рекламу автоматически приводит к повышению суммы налоговых платежей и пополнению бюджета. Это и есть тот важный рычаг, который характеризует рыночную экономику, и который игнорируют налоговые органы.
  Положением ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (см. главу 22, п.22.2) введен простой, но эффективный прием корректировки бухгалтерского значения налога на прибыль путем внесения налоговых поправок трех типов. Использование нетрадиционного понятия в виде условного налога на убыток (налога с отрицательной суммой) упрощает процесс определения величины текущего налогового платежа. Однако расчет корректировочных сумм требует скрупулезного ведения специального налогового учета, экономическая обоснованность которого весьма сомнительна.
 
 Контрольные вопросы по теме
 
  1. Дайте понятие налога.
  2. Вспомните функции, которые выполняют налоги в государстве.
  3. Охарактеризуйте перечень основных налогов, входящих в налоговую систему России.
  4. Назовите главные характеристики, которые необходимо знать бухгалтеру для определения сумм налоговых платежей.
  5. Напишите проводки по начислению налогов: на прибыль, на добавленную стоимость, с продаж, транспортного, земельного и на имущество.
  6. Какова цель введения Налогового кодекса РФ, и какие основные принципы положены в его основу?
  7. Перечислите права и обязанности налогоплательщика.
  8. Назовите основные права и обязанности налоговых органов.
  9. Назовите ставку НДС по продуктовым товарам повседневного спроса.
  10. Чем отличаются условия льготного налогообложения по НДС: освобождение от его уплаты и применение ставки 0%?
  11. Дайте определение подакцизных товаров.
  12. Какие существуют виды ставок для определения сумм акцизных платежей?
  13. Перечислите виды вычетов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц, и назовите общую ставку.
  14. На каких условиях облагаются доходы граждан, полученные в виде подарков и призов?
  15. Назовите ставку, по которой облагаются дивиденды учредителей предприятия. Напишите проводки.
  16. Какие платежи включены в понятие единого социального налога?
  17. Работники предприятия участвуют в возведении объекта основных средств. Какой проводкой (или проводками) следует отразить начисление единого социального налога?
  18. Поясните смысл налога на операции с ценными бумагами.
  19. Определите значение таможенных пошлин и напишите бухгалтерские проводки по их начислению.
  20. Перечислите и охарактеризуйте виды платежей, предусмотренных в понятии "платежи за пользование природными ресурсами".
  21. Если объекты животного мира добываются предприятием в пределах или сверх установленного лимита, то куда включаются суммы платежей за их использование?
  22. Определите понятие прибыли организации и раскройте механизм формирования налогооблагаемой базы по прибыли.
  23. Укажите ставки налога на прибыль организации: общую и по доходам в виде дивидендов.
  24. Установите связь между налогом на доходы физических лиц в виде дивидендов и налогом на прибыль в виде дивидендов. Раскройте понятие удержания налогов у источника выплаты.
  25. Для каких целей введены государственные пошлины? Напишите проводки по их уплате.
  26. Перечислите категории родственников, составляющих совокупность наследников первой очереди при исчислении налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
  27. Определите базу и ставки сбора за использование наименований "Россия" и "Российская Федерация" и образованных на их основе словосочетаний для различных предприятий.
  28. Назовите базовую сумму минимального размера оплаты труда (МРОТ), принятую для исчисления налогов и сборов, ставки для которых установлены кратными МРОТ.
  29. Кто и по какой ставке обязан удерживать налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте?
  30. Перечислите объекты налогообложения налогом на игорный бизнес и поясните, как данный налог соотносится с налогом на прибыль организаций.
  31. Что подразумевается под понятием пользования водными объектами? Куда списываются платежи за пользование водными объектами?
  32. Какой бухгалтерской проводкой следует начислять лицензионный сбор на оборот этилового спирта и алкогольной продукции? Чем отличается генеральная лицензия от простой?
  33. Перечислите основные виды полезных ископаемых, добыча которых облагается соответствующим налогом, и определите, куда списываются суммы платежей.
  34. С отменой в 2002 году налогов: на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств, какие налоги стали источниками формирования дорожных фондов?
  35. Определите объект обложения, базу и ставку налога на имущество предприятий.
  36. Перечислите, за что взимаются лесные подати (лесной доход) и определите, за счет чего списываются данные платежи.
  37. Назовите объект обложения и ставку сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц.
  38. В чем состоит главное отличие налога с продаж от других налогов? От каких налогов освобождаются территории, на которых он вводится?
  39. Что такое вмененный доход? Кратко опишите способ исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и назовите его ставку.
  40. Перечислите объекты обложения транспортным налогом и установите источник, на который списываются платежи по нему.
  41. При каких условиях организация может перейти на упрощенную систему налогообложения? Назовите два варианта налогообложения и их ставки.
  42. Определите, какие хозяйствующие субъекты являются плательщиками единого сельскохозяйственного налога. Кратко опишите процедуру его исчисления.
  43. Перечислите объекты, с которых уплачивается налог на имущество физических лиц.
  44. В чем измеряются ставки земельного налога в сельской местности, городах и поселках? Куда относятся расходы по нему? Напишите проводку.
  45. Кто является плательщиком регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью? Каков максимальный размер его ставки?
  46. Перечислите категории граждан, освобожденных от уплаты курортного сбора?
  47. Определите категорию плательщиков сбора за право торговли?
  48. Назовите объект обложения целевыми сборами с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели.
  49. Приведите пример того, что не может считаться рекламным объявлением.
  50. Укажите базу и предельный размер ставки налога на рекламу.
  51. Определите объект обложения и ставку налога на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.
  52. Какова ставка сбора с владельцев собак? На каких территориях он взимается?
  53. Из каких средств выплачивается лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями?
  54. Определите базу и максимальную ставку лицензионного сбора за право проведения местных аукционов и лотерей. На каких территориях он не взимается?
  55. Чему равен сбор за выдачу ордера на квартиру? Во всех ли субъектах РФ он взимается?
  56. В какой бюджет поступает сумма сбора за парковку автотранспорта?
  57. Назовите базу и ставку сбора за право использования местной символики.
  58. Кто является плательщиком сбора за участие в бегах на ипподромах?
  59. Назовите базу и предельную ставку сбора за выигрыш на бегах.
  60. Какова специфика уплаты сбора с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме и во всех ли субъектах РФ его следует взимать?
  61. Что является базой, и какова предельная ставка сбора со сделок, совершаемых на биржах?
  62. Какие съемки попадают в категорию мероприятий, облагаемых сбором за право проведения кино- и телесъемок? На всех ли территориях РФ его взимают?
  63. Назовите плательщиков и определите объект обложения сбором за уборку территории населенных пунктов.
  64. Установите отличие сбора за открытие игорного бизнеса и налога на игорный бизнес.
  65. Опишите коротко, в чем заключается различие бухгалтерского и налогового учетов.
 
 Глава 17. Бухгалтерский контроль и ответственность
 предприятий за нарушения законодательства
 
  Хозяйственная деятельность предприятий должна проводится в рамках строгого соблюдения существующего законодательства. Реализуя свои гражданские, административные, финансовые и другие права, предприятия не могут посягать на подобные права других юридических лиц и граждан, а также государства в целом. Они должны выполнять свои договорные обязательства пред другими хозяйствующими субъектами, а также перед своим персоналом в установленные сроки и в полном объеме. Они обязаны своевременно и в соответствии с нормативными актами вносить налоговые платежи в бюджеты разных уровней, во внебюджетные фонды и таможенные органы. Неисполнение обязательств или исполнение их не в полном объеме влекут за собой ответственность как для предприятий в целом, так и для отдельных должностных лиц, в том числе для главного бухгалтера.
 
 17.1. Основные виды ответственности за нарушение законодательства
 
  Степень ответственности определяется Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовным кодексом РФ, а также Указами Президента РФ.
  Важнейшим финансово-правовым органом предприятия как хозяйствующего субъекта, на сегодняшний день является его бухгалтерия, которая сосредотачивает в себе всю важнейшую документацию и информацию, имеет в своем составе высокопрофессиональные кадры и несет практическую ответственность за принятие важных решений или выдачу рекомендаций для их принятия.
  На большинстве современных предприятий бухгалтерия играет дополнительную роль по проведению анализа хозяйственной деятельности, осуществлению налогового планирования и выполняет работы по прогнозированию финансового результата. Ей руководство и учредители вменяют в обязанности также контроль исполнения законодательства. В целом ряде случаев главный бухгалтер предприятия несет равную с руководителем ответственность перед Законом.
  В соответствии с упомянутыми законодательными актами для предприятий и должностных лиц предусматривается 6 видов ответственности (в порядке возрастания тяжести) 78:
  1) финансовая;
  2) гражданская;
  3) материальная;
  4) дисциплинарная;
  5) административная;
  6) уголовная.
  Финансовая ответственность возникает тогда, когда нарушаются правила обращения с денежными ресурсами и документами. Обычно она удовлетворяется путем взыскания штрафов или арестом банковских счетов.
  Гражданская ответственность возникает тогда, когда наносится имущественный вред участникам гражданско-правовых отношений. Она удовлетворяется возмещением причиненного имущественного вреда.
  Материальная ответственность возникает тогда, когда ущерб предприятию наносится его работником. Чаще всего работник возмещает ущерб из своей заработной платы и не в полном объеме при условии, что ущерб причинен по неосторожности.
  Дисциплинарная ответственность возникает тогда, когда предприятию наносится вред из-за пренебрежения работником своих служебных обязанностей. Возмещение вреда осуществляется путем воспитательных мер: лишением премии, понижением в должности, объявлением выговора.
  Административная ответственность возникает тогда, когда грубо нарушаются законы и правила, следствием чего могут быть значительные убытки, нанесенные государственной казне. Возмещение вреда государству производится путем наложения штрафа, ареста, исправительных работ.
  Уголовная ответственность возникает тогда, когда имеет место грубое нарушение законов, имеющее характер преступлений. Уголовная ответственность устанавливается только законом, санкции применяются только по решению суда.
  Работники бухгалтерии, отстаивая интересы своего предприятия во внешней предпринимательской среде, чаще всего имеют дело с финансовой, гражданской, административной и уголовной ответственностью.
  При решении внутренних проблем хозяйственной деятельности им приходится участвовать в применении мер материальной и дисциплинарной ответственности или подвергаться им.
  В сфере гражданско-правовых отношений наибольшие усилия бухгалтерия прикладывает для ликвидации дебиторских и кредиторских задолженностей или сглаживания их негативного влияния на ход деятельности предприятия. Вопросы расчетов с дебиторами и кредиторами рассматривались в главе 11 (см. п.11.1). Возмещение имущественного вреда предприятию по конкретным договорам происходит в связи с решениями арбитражного суда.
  Более определенными являются формы возмещения вреда государству со стороны предприятия, к ним относятся компенсации вреда, связанные с финансовой, административной и уголовной ответственностью. Они являются важным объектом контроля со стороны бухгалтерской службы предприятия.
  Из современной бухгалтерской практики известно, что чаще всего ответственность юридических и физических лиц наступает в связи с налоговыми претензиями государства по отношению к предприятию. Эти претензии во многом обусловлены гипертрофированной фискальной функцией нынешней налоговой системы России. Международный предпринимательский опыт свидетельствует о том, что налоговая система должна способствовать развитию рыночных отношений, а не только изымать из оборота организаций крайне необходимые им денежные средства. Например, главный принцип в американской налоговой системе гласит: "Налоговая система должна оставаться на заднем плане, а решения о хозяйственной деятельности, инвестировании и потреблении должны приниматься по причинам, не связанным с налогообложением" 62.
  Степень ответственности российских юридических и физических лиц при несоблюдении установленных правил и законодательных норм нередко устанавливается кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). Во избежание путаницы напомним условия применения данного понятия.
  Федеральным законом от 19.06. 2000 г. N 82-ФЗ (в редакции от 29.04. 2002 г.) введены два разных значения МРОТ, используемые в различных целях:
  исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей (МРОТ = 450 руб.);
  в качестве базовой суммы, применяемой при исчислении стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей по гражданско-правовым обязательствам, размер которых установлен в МРОТ (МРОТ = 100 руб.).
 
 17.2. Финансовая ответственность предприятия
 
  1. Несвоевременное внесение платы по налогам и сборам.
  Согласно ст.75 Налогового кодекса (НК) при нарушении установленных сроков уплаты начисляются пени (обязательные штрафы). Их процентная ставка принимается равной 1/300 от действующей ставки рефинансирования Центрального Банка (ЦБ) за каждый день просрочки. Ставка рефинансирования - это ставка, по которой ЦБ выделяет кредиты коммерческим банкам. В настоящее время действует ставка рефинансирования - 23% годовых. Это значит, что пени за просрочку платежей по налогам и сборам составляет 0,0767% от суммы платежа за каждый день просрочки.
  2. Нарушение срока предоставления налоговой декларации.
  В соответствии со ст.119 НК РФ это нарушение наказывается штрафом в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для предоставления декларации. Штраф не может превышать 30% суммы налога, но не может быть меньше 100 руб.
  Если подача налоговой декларации задержана на срок, превышающий 180 дней, то размер штрафа - 30% от суммы платежа плюс 10% за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181 дня просрочки.
  3. Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.
  Согласно ст.120 НК РФ грубым нарушением учета считается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета. А также систематическое (2 раза и более в год) несвоевременное или неправильное отражение на счетах учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
  Грубое нарушение наказывается штрафом в 5 000 руб. Если оно совершается повторно, то штраф - 15 000 руб. Если нарушение повлекло занижение налоговой базы, то начисляется штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
  4. Неуплата или неполная уплата суммы налога, в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
  В соответствии со ст.122 НК РФ такое нарушение влечет за собой штраф в размере 20% от неуплаченной суммы. Если неуплата признана умышленной, то начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы.
  5. Невыполнение функций налогового агента.
  Согласно ст.123 предприятие, не исполняющее обязанности налогового агента, т.е. юридического лица, которое должно удерживать у налогоплательщика и перечислять в бюджет налоги, наказывается штрафом в размере 20% от суммы, подлежащей уплате.
  6. Не предоставление налоговым органам сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
  Согласно ст.126 НК РФ такое нарушение приводит к штрафу в размере 50 руб. за каждый не представленный документ. Если налоговый орган делает запрос на предприятие, и по данному требованию оно не предоставляет нужные документы, или предоставляет заведомо неверные сведения, то с предприятия взыскивается штраф в размере 5 000 руб.
  7. Выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки.
  В соответствии со ст.15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
  выпуск организацией-производителем товаров и продукции без маркировки, в случае если такая маркировка обязательна, влечет наложение на юридических лиц штрафа в размере от 300 до 500 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения;
  продажа организацией-производителем товаров и продукции без маркировки, в случае если такая маркировка обязательна, влечет наложение на юридических лиц штрафа в размере от 400 до 500 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения.
  8. Нецелевое использование бюджетных средств и нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе.
  В соответствии со ст.15.14 и 15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
  использование бюджетных средств их получателем не на цели, определенные документом, на основании которого они получены, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 до 500 МРОТ;
  нарушение получателем бюджетных средств срока их возврата, если это оговорено документом, на основании которого они получены, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 до 1000 МРОТ.
  9. Нарушение валютного законодательства.
  Согласно ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
  не законченная в установленный срок операция по ввозу в страну оплаченных товаров или возврату денежных средств, ранее уплаченных за них, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10% до 100% суммы незаконной валютной операции;
  несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 до 500 МРОТ.
  10. Нарушение сроков представления таможенной декларации.
  В соответствии со ст.16.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления в таможенный орган таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 до 50 МРОТ.
  11. Проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа.
  Согласно ст.16.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях транспортировка, погрузка, выгрузка, перегрузка, исправление повреждений упаковки и другие подобные действия без разрешения таможенного органа влекут наложение штрафа на юридических лиц от 100 до 200 МРОТ.
  12. Непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета.
  В соответствии со ст.16.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление, несвоевременное представление в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, или несоблюдение установленного порядка ведения учета, а равно представление недостоверной отчетности влечет наложение штрафа на юридических лиц от 100 до 200 МРОТ.
  13. Нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
  Согласно ст.16.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, влечет наложение штрафа на юридических лиц от 50% до 200% суммы неуплаченных налогов и сборов.
  14. Нарушение порядка работы с денежной наличностью.
  В настоящее время одновременно действуют два нормативных документа, которые устанавливают разную степень ответственности юридических лиц за одни и те же допущенные нарушения при работе с денежной наличностью.
  В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1994 г. N 1006 (в редакции Указа от 25.07.2000 г. N 1358):
  за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных предельных сумм на предприятие налагается штраф в 2-х кратном размере суммы произведенного платежа;
  за неоприходование (неполное приходование) в кассу наличности - штраф в 3-х кратном размере неоприходованной суммы;
  за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств и накопление их сверх установленных лимитов - штраф в 3-х кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
  Согласно ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях те же деяния влекут наложение штрафа на предприятие в размере от 400 до 500 МРОТ.
  Это значит, что в судебном порядке предприятия могут обжаловать назначенное более строгое наказание, хотя, в принципе, статус (правовое положение) Кодекса (как законодательного акта) выше статуса Указа Президента.
 
 17.3. Материальная ответственность сторон трудовых отношений
 
  Рыночная экономика предполагает наличие трех типов субъектов производственных отношений:
  собственников предприятия;
  административно-хозяйственного аппарата;
  рядовых наемных работников.
  Типичным видом взаимодействия этих субъектов в государствах с развитыми рыночными отношениями является такая форма, при которой собственники-учредители предприятия нанимают на работу по контрактам соответствующий управленческий аппарат высшего звена. Они поручают ему все функции управления, вмешиваясь лишь при чрезвычайных обстоятельствах. Аппарат управления формирует трудовой коллектив, набирая кадры по контрактам и трудовым договорам, вступая с ними в тесные трудовые отношения.
  В России довольно часто собственники предприятия выступают одновременно в качестве менеджеров высшего уровня, поэтому наемные работники могут иметь к ним доступ и взаимодействовать с ними.
  Трудовые взаимоотношения регулируются Трудовым кодексом РФ. В нем предусматриваются основные гарантии по оплате труда, главной из которых является установление минимального размера оплаты труда (с 01.05.2002 г. МРОТ = 450 рублей, или 14 долларов США) и определяется степень материальной ответственности сторон.
  Как сказано выше, данная величина минимальной оплаты труда характеризует назначенный государством реальный прожиточный минимум наемного работника и его семьи, а также используется для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и выплат в счет возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, обусловленным исполнением работником своих трудовых обязанностей.
  Для определения размеров стипендий, социальных пособий и других обязательных выплат, физическим лицам применяется условное значение МРОТ = 100 руб.
 
 17.3.1. Материальная ответственность работодателя
 
  Согласно ст.236 Трудового кодекса РФ материальная ответственность работодателя установлена за задержку выплаты заработной платы.
  При нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан предусмотреть их оплату вместе с уплатой процентов. Сумма процентов начисляется в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Количество дней задержки определяется со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным или трудовым договором.
 
 17.3.2. Материальная ответственность работника
 
  В соответствии со ст.238-243 Трудового кодекса РФ материальная ответственность работника установлена за ущерб, причиненный работодателю. Кодексом предусмотрена частичная и полная материальная ответственность.
  1. При частичной материальной ответственности работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества и затраты работодателя на приобретение или восстановление этого имущества.
  За причиненный ущерб при частичной материальной ответственности работник отвечает материально в пределах своего среднего месячного заработка.
  2. При полной материальной ответственности работник должен возместить работодателю причиненный ущерб в полном размере.
  Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
  1) когда в соответствии с действующим законодательством он занимает должность или выполняет работы, входящие в Перечень должностей и работ, предусматривающих полную индивидуальную или бригадную материальную ответственность;
  2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
  3) умышленного причинения ущерба;
  4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  5) причинения ущерба в результате преступных действий, установленных приговором суда;
  6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
  7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  8) причинения ущерба не при исполнении трудовых обязанностей.
  На работника в возрасте до восемнадцати лет полная материальная ответственность может возлагаться лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.
 
 17.4. Административная ответственность должностных лиц предприятия
 
  1. Непредставление налоговым органам сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
  Согласно ст.126 НК РФ, если по запросу налогового органа предприятие по вине должностного лица не предоставляет нужные документы или предоставляет заведомо неверные сведения, то с виновного физического лица взыскивается штраф в размере 500 руб.
  2. Нарушение сроков представления налоговой декларации.
  Согласно ст.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3-х до 5-ти МРОТ.
  3. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
  В соответствии со ст.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
  непредставление в срок, установленный законодательством о налогах и сборах;
  отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3-х до 5-ти МРОТ.
  4. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
  За грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, порядка и сроков хранения учетных документов согласно ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностные лица организации наказываются штрафом в размере от 20 до 30 МРОТ.
  Примечание. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
  искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
  искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
  5. Выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки.
  В соответствии со ст.15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
  выпуск организацией-производителем товаров и продукции без маркировки, в случае если такая маркировка обязательна, влечет наложение на должностных лиц штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ;
  продажа организацией-производителем товаров и продукции без маркировки, в случае если такая маркировка обязательна, влечет наложение на должностных лиц штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ.
  6. Нецелевое использование бюджетных средств и нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе.
  В соответствии со ст.15.14 и 15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
  использование бюджетных средств их получателем не на цели, определенные документом, на основании которого они получены, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ;
  нарушение получателем бюджетных средств срока их возврата, если это оговорено документом, на основании которого они получены, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ.
  7. Нарушение валютного законодательства.
  Согласно ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
  не законченная в установленный срок операция по ввозу в страну оплаченных товаров или возврату денежных средств, ранее уплаченных за них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10% до 100% суммы незаконной валютной операции;
  несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 МРОТ.
  8. Нарушение сроков представления таможенной декларации.
  В соответствии со ст.16.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления в таможенный орган таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3-х до 5-ти МРОТ.
  9. Проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа.
  Согласно ст.16.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях транспортировка, погрузка, выгрузка, перегрузка, исправление повреждений упаковки и другие подобные действия без разрешения таможенного органа влекут наложение штрафа на должностных лиц от 10 до 20 МРОТ.
  10. Непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета.
  В соответствии со ст.16.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление, несвоевременное представление в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, или несоблюдение установленного порядка ведения учета, а равно представление недостоверной отчетности влечет наложение штрафа на должностных лиц от 10 до 20 МРОТ.
  11. Нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
  Согласно ст.16.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, влечет наложение штрафа на должностных лиц от 10% до 200% суммы неуплаченных налогов и сборов.
  12. Нарушение порядка работы с денежной наличностью.

<< Пред.           стр. 47 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу